Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-10-07

[pc] Почему троечники обычно становятся успешнее других

Британский журналист Джон Халтивангер
<http://elitedaily.com/users/jhaltiwanger/> написал провокационную
статью о том, что оценки в школе -- это вовсе не показатель
интеллектуальных способностей, и что троечники добиваются в жизни
больших успехов, нежели отличники.

*AdMe.ru* предлагает вам ознакомиться с доводами автора.

Как показывает практика, *хороший аттестат не всегда является билетом
в счастливое будущее, *и далеко не все двоечники после школы оказываются
не у дел. Среди неучей есть богатые и знаменитые люди, успеху
и настойчивости которых мог бы позавидовать весь мир.

Стив Джобс, например, никогда не оканчивал колледж. Та же ситуация
и у Марка Цукерберга и Билла Гейтса. Сергей Королев, который запустил
первый искусственный спутник в космос, был круглым троечником. Владимир
Маяковский учился настолько плохо, что даже не дочитал до конца <<Анну
Каренину>>. А Иосиф Бродский вообще был одним из самых заядлых и матерых
двоечников, что не помешало ему получить Нобелевскую премию по литературе.

Ум -- это понятие абстрактное, и достижения в учебе -- не всегда самый
объективный способ измерить его. Успех выпускника определяется в основом
по тому, чего он добился вне пределов учебного заведения, а школа -- это
не всегда реальная подготовка к тому, что нас ждет в самостоятельной жизни.

Успех требует страсти, настойчивости, эмоциональности и способности
пережить и, главное, понять ценность неудачи. Поэтому столько
троечников, от которых никто не ожидал великих свершений в школе,
управляют нашими миром. *Они понимают, что значит бороться*, так как еще
с детства преодолевают больше неудач, чем отличники. Этими же чертами
обладает и любой успешный предприниматель -- он не боится рисковать, идти
наперекор нормам и правилам, поэтому может создать что-то новое
и неординарное.

Двоечник зачастую лидер в своем кругу, готовый повести за собой других
нестандартным путем в обход школьной системе. *Среди троечников самый
высокий процент нетривиально мыслящих, творческих личностей.* Психологи
уверены, что таким детям просто неинтересен стандартный набор школьных
дисциплин. В школе нам говорят, что <<может быть только так, а не иначе>>,
отнимая у нас желание думать нестандартно о способах решения тех или
иных вопросов. Богатые потому и богатые, что думают нестандартно.
Им никто не говорит, что этого нельзя, а это будет именно так,
а не иначе. Они слушают, но делают всегда по-своему и в результате
выигрывают.

*Но это вовсе не значит, что получение плохих отметок в школе
гарантирует успех в жизни*, как и сплошные пятерки в дневнике -- это еще
не доказательство, что вы <<далеко пойдете>>. Оценки всего лишь цифры
на бумаге. В конечном счете нашу жизнь определяют характер, опыт
и связи, а не оценки в школе.

Таким образом, если вы нелучшим образом окончили школу или университет,
не отчаивайтесь. Жизнь -- это череда взлетов и падений. Мы изучаем много
полезного в школе, но реальные знания получаем уже после того, как
покидаем класс.

Никогда не прекращайте учиться, никогда не сдавайтесь и -- главное --
не забывайте наслаждаться самим процессом получения знаний.

http://www.adme.ru/svoboda-psihologiya/pochemu-troechniki-obychno-stanovyatsya-uspeshnee-drugih-1063410/

   2015-10-07 22:48:39 (#3318009)

[pc] Телефон доверия.

Вот такой рассказ, такую историю предлагаю вашему вниманию...

Телефон доверия - А...алло, это телефон доверия? - Слушаю вас. - Я...
понимаете, я хочу покончить жизнь самоубийством. - От вас жена ушла? - Как
вы догадались? - Ну вы же не первый сюда звоните. - Д-да... да, конечно, вы
правы... То есть, на самом деле, онадавно ушла, четыре года уже... - И что ж
вы только сейчас надумали? - Вы понимаете, сегодня мой день рожденья... Ну
то есть был, тоесть вчера - сейчас ведь уже заполночь... - Без четверти два,
если быть точным. - Да... И вот сегодня, то есть вчера, мне исполнилось
сорок лет... - Поздравляю. - Не с чем тут поздравлять... Я весь вечер просто
просидел накухне. У меня и гостей-то не было... - Не звали, или не пришли? -
Да некого мне звать! Жена ушла, нового никого с тех пор... как-тоне
сложилось... друзей в общем-то тоже нет... с работы, что ли, кого?Как будто
мне там эти рожи не опостылели... никто там, кстати, даже и невспомнил, что
у меня юбилей... - Стало быть, с карьерой у вас тоже не сложилось. - Да
какая там карьера! Сижу там каждый день, как проклятый, сдевяти до шести, а
меня до сих пор воспринимают, как мальчика напобегушках! Илья, сделай то,
Илья, сбегай туда... поксерь эти бумаги иотнеси Петру Егорычу... У Петра
Егорыча, между прочим, для этого секретарша есть! Дура двадцатилетняя с
наштукатуренной мордой... Мой начальник на четыре года моложе меня и говорит
мне "ты", а я ему - на"вы" и по отчеству... - Ну хорошо. А что вы сделали,
чтобы это изменить? - В смысле, что сделал? Говорю же, работаю там каждый
день, как... - Это я понял. Вы приходите на работу, которую терпеть не
можете -поправьте меня, если я ошибаюсь... - Ненавижу! - Ну еще бы.
Приходите и тупо отсиживаете от сих и до сих, мечтая,чтобы день поскорее
закончился. Никакой инициативы, естественно, непроявляете, планами и
перспективами не интересуетесь, любое поручениевоспринимаете, как наказание,
а не как повод проявить себя - не говоряуже о том, чтобы выйти на начальство
с собственными идеями. Творческий подход вам чужд. Так чего ж вы хотите?
По-моему, отношение к вам как к работнику - вполне адекватное. - Просто мне
не повезло с работой. - Так за чем же дело стало? На свете тысячи профессий.
И миллионырабочих мест. - Да, но... в сорок лет как-то поздно начинать все
сначала. - Что же мешало вам подумать об этом раньше? - Ну, я не знаю...
привык как-то... надеялся, что-то ещеизменится... - Надеялись, но ничего не
предпринимали. Ясно. Жена вас толькопоэтому бросила, или и другие причины
были? - Ну, поэтому тоже... Чего ты, говорит, добился, работаешь за гроши,
повышения и то попросить не можешь... другие каждый год втропиках отдыхают,
а у нас даже дачи в Подмосковье нет... машина -старый "жигуль", да и тот ты
разбить умудрился... - Разбили? - Ну джип передо мной встал как вкопанный, а
я что сделаю? Так ивлетел ему в зад... а гаишникам что, кто сзади, тот и
виновник... елерасплатился... А "жигуль" так и ржавеет битый под окнами, и
не продашьего, и починить не на что, не говоря о том, чтоб новый купить... -
Четыре года? - Почти пять уже... - И за это время вы не только не смогли
скопить денег на новуюмашину, но и не пытались найти более денежную работу?
Да и за всепредыдущие годы тоже... - Ну, вы же знаете, в какой стране мы
живем! - Знаю. Некоторые жители этой страны к сорока годам
сталимиллиардерами. - Ага, а скольких при этом убили? - Среди кандидатов в
миллиардеры или среди людей, способныхзаработать хотя бы на "Форд",
извиняюсь, "Фокус"? - Ну нету у меня способностей к бизнесу... не всем дано.
- Понятно. Значит, работать под чужим началом вы не умеете, начатьсвое
собственное дело не можете. Ну а что вам дано, в таком случае? - В смысле? -
В прямом. Хоть какие-то таланты у вас имеются? Пусть дажекоммерчески
невостребованные. - Н-ну... я не знаю... - Может, вы стихи пишете? - В
институте писал, потом забросил... - Прочтите что-нибудь. - Ну, я уже не
помню... ну... вот, например: Когда гуляли с тобой Мы под полной луной, И
полночная звезда Глядела с неба на тебя... - Ясно. Достаточно. Ну, про
музыку и живопись я уже и неспрашиваю... Это вы будущей жене такое писали? -
Н-нет... была другая девушка, одногруппница... я, по правдесказать, тогда
так и не решился с ней объясниться... - Ясно. И ни под какой звездой вы с
ней тоже не гуляли. А с будущейженой вас, очевидно, мама познакомила? - А
вот и нет! Ну то есть не совсем... тетя. - Итак, жена бросила вас потому,
что вы - тряпка и размазня безкаких-либо заметных способностей, будь то в
возвышенных или впрактических областях. Это все, или есть еще причины?
Лысина, дурной запах изо рта или от ног? - Откуда вы... - Опыт, Илья, опыт.
Знаете, сколько таких историй я уже выслушал?Ну давайте, договаривайте уж до
конца. Раз позвонили, то нечегоскрытничать. Вы импотент, не так ли? - Нет!
Ну то есть не совсем... ЭТО-то я могу, а вот детей у насникак не
получалось... Доктор жене сказал - с ее стороны все впорядке... - А вам что
сказал доктор? Вы обследовались? - Вы понимаете, я с детства ужасно боюсь
ходить по врачам... - Понимаю. Знаете, в чем ваша главная проблема, Илья? -
В чем? - В том, что вы лузер. Классический и безнадежный. - Кто? - Господи,
вы и английского не знаете? Loser. На русский это словообычно переводят как
"неудачник", но это в корне неверный перевод,демонстрирующий, кстати, всю
разницу между западным и российскимменталитетом. "Лузер" происходит от
глагола to lose - "проигрывать".Проигравший всегда знает, что сам виноват в
своем проигрыше, иокружающие это знают, и относятся соответствующе. И
поэтому, кстати,западный проигравший сохраняет шанс добиться выигрыша в
будущем. Но урусских не так. "Неудачник" происходит от слова "удача".
Русские во всемвинят слепой случай, рок, фатум, обстоятельства, ближних,
дальних,работу, природу, весь мир - но только не самих себя! И вместо
того,чтобы пытаться что-то реально исправить, они будут умиляться
собственнойнепутевостью, жрать водку и читать Достоевского! - Я не пью
водку! Ну чуть-чуть разве что... когда на работечто-нибудь отмечают и всем
наливают... - Но уж Достоевского-то любите. - Да, люблю! - Ну еще бы. Ведь
он писал о таких, как вы. И к тому же так приятноощущать себя интеллигентным
человеком, не имея за душой никаких реальныхдостижений. Только видите ли в
чем дело, Илья. В XIX веке вы были нужныхотя бы Достоевскому. Сейчас -
вообще никому. Абсолютно. Вы - нуль.Ничтожество. Пустое место. - И... это
говорите мне вы? Сотрудник телефона доверия? Я думал... - Вы думали, что вас
тут будут утешать и отговаривать? Выпозвонили, чтобы услышать сладкую ложь
вместо правды? Странные у васпредставления о доверии... Собственно, вы и
врачей боитесь по той жепричине. И, что самое интересное, я ведь не сказал
вам ничего нового. Выже позвонили потому, что сами поняли свою никчемность
по всем статьям.Точнее, поняли вы это давно, ну а признали только тогда,
когда вамстукнул сороковник. Вот, кстати, еще одна классическая глупая
пошлость утаких, как вы - привязывать оценки своей жизни к круглым датам. Да
какоезначения имеют эти цифры, круглые лишь потому, что у нас на руках
подесять пальцев? Если человек ничего из себя не представляет в
возрастетридцать девять лет одиннадцать месяцев двадцать дней - неужели надо
ждать еще десять дней, чтобы признать его жизнь провальной? Неужели заэти
дни что-то изменится? Вы ведь сами сказали - вам уже поздно пытатьсяначать
жизнь заново. Не могу с этим не согласиться. - И что же по-вашему... мне и в
самом деле стоит... ну... - Вы с этого и начали разговор, не так ли?
Впрочем, нет, не так. Увас кишка тонка даже на это. Настоящие самоубийцы
никому не звонятпосреди ночи, даже записки редко оставляют - они просто идут
и делают свое дело. А истеричные психопаты и ничтожества, неспособные
обратить насебя внимание ничем иным, поднимают шум на всю округу: "Ах,
смотрите,смотрите, мне плохо! Ах, жалейте, утешайте меня, не то я с собой
что-тосделаю!" Только ничего вы не сделаете. Поговорив со мной, вы уляжетесь
всвою одинокую постельку и до утра будете жалеть себя, а утром с
больнойголовой опять потащитесь в ненавистный офис, чтобы делать там работу
задиректорскую секретаршу, которую вы ненавидите и считаете дешевой
шлюхойпотому, что она никогда не даст такому, как вы. Описать вам
дальнейшиеперспективы, Илья? Впереди у вас - ничего, кроме одинокой
старости. Безсемьи, без друзей, без любимого дела. Без денег, что весьма
немаловажно.И без приличного здоровья, учитывая ваше отношение к медицине
иотсутствие силы воли, необходимой для поддержания себя в форме. И вы всеэто
понимаете не хуже меня. Но, тем не менее, не сделаете то единственное
разумное, что еще можете сделать. Потому что вы трус. - А вот и сделаю!
Сделаю, черт бы вас побрал! И моя смерть будет навашей совести! - Ну
разумеется, пенять на зеркало - как это умно и оригинально... - Я уже влез
на стул! Послушайте... я понял, это такая шоковаяпсихотерапия, да? Сейчас вы
скажете, что на самом деле не все так плохо?Только говорите скорее, потому
что я и в самом деле стою на стуле спетлей на шее... - Никакой психотерапии.
Терапия в вашем случае бессильна. Советуюпроверить прочность веревки. Будет
очень обидно упасть и сломать себекопчик. - Я сделаю это! На самом деле
сделаю! Считаю до трех! Раз... Ну?Два-а-а... А, будь оно все проклято! Три!
Шум падающего стула и почти сразу за ним - короткий стукударившейся об пол
трубки. Я знаю, это не инсценировка. Я плавно опускаютрубку на рычаг. Ну да,
номер моего телефона всего одной цифрой отличается оттелефона доверия. И я
чертовски не люблю, когда меня будят звонками поночам.

   2015-10-07 22:32:32 (#3317998)

[pc] Как правильно хвалить ребенка?

Тем, у кого есть маленькие дети или племяники, предлагаю ознакомиться с этой
статьёй.
Как правильно хвалить ребенка?

Я часто наблюдаю, как на детских площадках мамы или папы бурно выражают
эмоции, высказывая одобрение деятельности ребенка. Построил куличик -
<<молодец!>>. Забрался на горку - <<молодец!>>. Скатился с горки -
<<молодец!>> и бурные аплодисменты.
Такое поведение хорошо выдает родителей - сторонников теории <<хвалите чаще
и больше, и тогда ребенка в жизни ждет успех>>, которая часто встречается в
популярной литературе по детской психологии. Порой сказывается и отсутствие
или недостаток похвалы у самих родителей в детстве и они, захваливая своего
ребенка, пытаются возместить этот ущерб.

Для начала каждому родителю следует разделить понятия - похвала, поддержка,
одобрение, ласка и безусловное принятие. Все это взаимосвязанные вещи, но
отнюдь не одно и то же. И нет надобности объяснять, что слово <<молодец>> не
способно заменить слова <<люблю>>, <<понимаю>>, <<радуюсь>>, <<вижу>>. А, к
сожалению, иногда заменяет.

?Существуют негативные стороны чрезмерной похвалы?

?Ребенок подсаживается на похвалу

Когда мы слишком часто высказываем нашу оценку действиям ребенка
(<<хорошо>>, <<молодец>>, <<правильно>>), он привыкает ориентироваться
только на нее. Ребенок ждет нашей реакции, при этом не обращает внимания на
собственное отношение к своим успехам. Более того, становясь старше, ребенок
все больше и больше будет испытывать потребность в постоянном одобрении
своих поступков. Так постепенно формируется болезненная зависимость от
мнения окружающих, которая проецируется и во взрослую жизнь. О том, что
чрезмерная похвала становится зависимостью, пишет и Юлия Гиппенрейтер в
своей книге <<Общаться с ребенком. Как?>>

?Дети теряют интерес к процессу

Их теперь интересует только результат, одобренный родителями. Привыкшие
получать награду или одобрение за свои поступки, дети перестают делать
что-либо ради самого дела. Они рисуют только для того, чтобы показать
рисунок родным и услышать слова восхищения. А эмпатические качества -
доброту, щедрость, заботу, сочувствие проявляют только для того, чтобы
получить одобрение - <<какой хороший и добрый мальчик!>>

?Похвала становится средством манипуляции ребенком

Используя слова <<молодец>>, <<здорово>>, <<отлично>> родители стремятся
подкреплять положительные действия ребенка. Зная об этом или нет, мы
применяем на практике метод позитивного подкрепления, основанный на теории,
американского психолога-бихевиориста Б.Скиннера. В популярной литературе
этот метод хорошо описан в книге Карен Прайор <<Не рычите на собаку!>> Смысл
позитивного подкрепления заключается в том, чтобы после каждого
положительного поступка поощрять объект нашего воздействия, пусть то будет
ребенок, муж или собака. Т.е. когда кот точит когти в нужном месте, мы тут
же его хвалим или даем лакомство, и в будущем это действие начинает
ассоциироваться у животного с приятными последствиями, и происходит
закрепление правильного поведения. Таким образом метод положительного
подкрепления работает и в отношении людей.

Проблема заключается в том, что зачастую мы, взрослые, не отдаем себе
отчета, разумно ли ожидать определенного действия от маленького ребенка.
Например, за то, что ребенок бегает в помещении - мы одернем его, а за то,
что тихо сидит на стуле - похвалим. Но, задумываемся ли мы о том, как же
сложно малышу усидеть на месте, как это неестественно для него и возможно
даже мучительно. Большинство детей готовы идти на любые жертвы лишь бы
завоевать одобрение со стороны родителей. Тогда в голове малыша возникает
некоторое противоречие - <<это желаемое, но не одобрено, а значит плохо>>,
хотя объективно ничего плохого в этом может и не быть.

?Дети перестают радоваться своим успехам

Когда в момент успеха ребенка мы в ту же секунду радостно вскрикиваем
<<Умница!>>, мы лишаем ребенка возможности самому проявить радость за свой
успех, как бы отнимаем у него эту прерогативу. Тем самым мы обесцениваем его
мнение. И чем чаще это происходит, тем реже ребенок испытывает потребность в
желании поделиться своей радостью. А зачем? Ведь рядом всегда найдутся те,
кто сделает это за него. И в тот момент, когда у него что-то получается, он
не вспыхивает гордостью - <<Я сделал это!>>, а бежит к нам с вопросом <<Тебе
нравится?>>

?У детей снижается мотивация

Когда ребенка хвалят за личные качества после успешно выполненного задания
(<<ты такой умный>>, <<ты молодец>> и т.д.), он испытывает трудности при
выполнении последующих заданий. Об этом свидетельствуют результаты
исследований, которые провела американский психолог Кэрол Двек в двенадцати
школах Нью-Йорка при участии более 400 школьников. Во время исследования
школьникам предлагали пройти тест, состоящий из головоломок. После того как
ребенок выполнял задание, его хвалили. Одну половину детей хвалили за
умственные способности: <<Ты хорошо в этом разбираешься>>, а другую половину
- за проявленные усилия: <<Ты, должно быть, очень старался>>.

Затем ученикам предлагали выбрать один из двух следующих тестов. О первом
тесте говорили, что он достаточно сложный, другим тестом было задание,
похожее на первое. В результате, те дети, которых похвалили за усилия,
выбрали более сложный тест. А те дети, которых хвалили за умственные
способности, в основном выбрали более простое задание.

К пяти пунктам Альфи Кона я бы добавила еще два. Оценочные суждения
<<молодец>>, <<умница>>, <<какой ты хороший>>, высказываемые в момент
правильного (с точки зрения взрослых) поступка ребенка нарушают принцип
безусловного принятия. Ребенок осознает, что он хороший только в те моменты,
когда он сделал то, что понравилось родителям. <<А если буду делать
по-другому, то буду плохим>>, - думает он. Ребенку начинается казаться, что
любовь родителей постоянно нужно завоевывать, а любить они могут лишь за
хорошее поведение.

Также часто с помощью слов похвалы родители стараются изобразить свою
заинтересованность в деятельности ребенка. Иногда брошенное, не глядя на
рисунок, слово <<молодец>> может восприниматься как <<да, я вижу, что ты там
что-то нарисовал, но не мешай мне сейчас>>, а значит, поселит в душе ребенка
недоверие к словам взрослого.

Итак, мы выяснили, что похвала имеет не только положительные, но и
негативные последствия. Должны ли мы теперь полностью отказаться от
одобряющего слова в адрес своего ребенка? Конечно, нет! Искренние слова
одобрения важны и необходимы, и было бы не правильно сдерживать свои эмоции,
когда вы, действительно, радуетесь успехам своего ребёнка, но формы похвалы
и одобрения вполне реально разнообразить.

?Итак, ваш малыш сделал что-то хорошее, как вы можете отреагировать на это??

1. Не сказать ничего

Этот подход очень созвучен с методикой Монтессори. Мария Монтессори писала о
том, что по своей природе ребенок не нуждается в похвале. В нем заложено
стремление познавать и создавать, и похвала никак не может повлиять на его
внутреннюю мотивацию, только если ребенок уже не искалечен постоянными
оценками со стороны родителей. В классах Монтессори вообще не принято
хвалить, и дети к этому быстро привыкают и осваивают умение самостоятельно
оценивать свой результат. В большинстве материалов и учебных пособий в
Монтессори-среде заложен контроль ошибок - это означает, что ребенок может
сам проверить себя, свериться с образцом. Это избавляет детей от
необходимости каждый раз обращаться к педагогу с вопросом, правильно ли он
выполнил задание. Педагоги, в свою очередь, практически полностью избегают
оценочных суждений действий ребенка.

2. Обозначить свое присутствие взглядом или жестом

Иногда важно просто быть рядом с ребенком, и слова здесь не нужны. Если
ребенок обращает на вас свой взгляд, желая привлечь внимание, то вы с
любовью смотрите на него в ответ, или касаетесь рукой, обнимаете. Эти со
стороны малозаметные действия скажут ребенку о многом - о том, что вы рядом,
о том, что вам не безразлично то, что он делает.

3. Скажите ребенку о том, что видите: <<Какие красивые цветы ты
нарисовал!>>, <<Ты сам надел ботинок!>>, <<Кошке приятно, что ты ее
погладил, она даже подставляет тебе шею!>> Ребенок не нуждается в оценке,
ему важно знать, что вы видите его старания.

Сторонники такого подхода всемирно известные эксперты в области общения с
детьми А. Фабер и Э. Мазлиш рекомендуют так хвалить ребенка за положительные
поступки. Если, например, малыш съел весь суп, то можно сказать <<вот это я
понимаю здоровый аппетит!>>. Если убрал игрушки на место - <<в комнате
идеальный порядок!>>. Тем самым, вы не только выскажете слова одобрения
детскому поступку, вы заглянете в его суть, а также покажете, что уважаете
старания ребенка.

4. Спросите ребенка о его работе: <<Тебе нравится твой рисунок?>>, <<Что
было самым сложным?>>, <<Как тебе удалось нарисовать такой ровный круг?>>
Своими вопросами вы подтолкнете ребенка на размышления о своих трудах и
поможете научиться самостоятельно оценивать свои результаты.

5. Выражайте похвалу через призму своих чувств

Сравните две фразы <<Отлично нарисовано!>> и <<Мне очень нравится, как ты
нарисовал этот корабль!>> Первая - абсолютно безлична. Кем нарисовано, что
нарисовано? Во втором случае вы выражаете свое отношение к работе ребенка,
отмечая моменты, которые вам особенно понравились.

6. Разделяйте оценку ребенка и оценку действия

Старайтесь обращать внимание не на способности ребенка, а на то, что он
сделал, и отмечайте это в своей похвале: <<Я вижу, что ты убрал все игрушки.
Здорово, что в комнате теперь чисто>>, вместо <<Какой ты у меня чистюля!>>

7. Хвалите усилие, а не результат

Отмечайте старания ребенка: <<Должно быть, тебе не просто было отдать
половину конфет своему другу. Это был щедрый поступок с твоей стороны!>> Так
вы покажете ребенку, что вы цените его усилия и понимаете, что быть щедрым
не так просто.

Как видите, спектр возможностей выразить одобрение в адрес ребенка довольно
широк и уж точно не сводится к стандартным оценочным суждениям. Значит ли
это, что родители совсем должны отказаться от слов <<молодец>>, <<хорошо>>,
<<отлично>>. Конечно, нет. Было бы неправильно сдерживать себя в те моменты,
когда действия ребенка вызывают у вас яркие позитивные эмоции. Но все же
есть один из самых разумных доводов в пользу того, чтобы расширить диапазон
способов похвалить ребенка - это возможность лишний раз сказать ему о своих
чувствах.

   2015-10-07 22:13:27 (#3317986)

[pc] Что мешает нам быть объективными: 11 когнитивных искажений

Здравствуйте, друзья!

Что мешает нам быть объективными: 11 когнитивных искажений
Когнитивные искажения -- это систематические ошибки в человеческом мышлении,
своего рода логические ловушки. В определенных ситуациях мы склонны
действовать по иррациональным шаблонам, даже когда нам кажется, что мы
исходим из здравого смысла.

Итак, 11 распространенных ловушек, которые лишают нас объективности:

Иллюзия контроля

Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе
которых они заинтересованы. Это явление было открыто в 1975 году
американским психологом Эллен Лангер в ходе экспериментов с лотерейными
билетами. Участников эксперимента разделили на две группы: люди из первой
группы могли сами выбирать себе лотерейные билеты, а членам второй группы их
выдавали без права выбора. За 2 дня до розыгрыша экспериментаторы предлагали
участникам обеих групп обменять свой билет на другой, в новой лотерее с
бо?льшими шансами на выигрыш.

Очевидно, что предложение было выгодным, но те участники, которые сами
выбирали билеты, не спешили с ними расставаться -- как будто их личный выбор
билета мог повлиять на вероятность выигрыша.

Предпочтение нулевого риска

Представьте, что у вас есть выбор: уменьшить небольшой риск до полного нуля
или значительно уменьшить большой риск. Например, свести к полному нулю
авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Что бы вы
выбрали?

Исходя из данных статистики, правильнее было бы выбрать второй вариант:
уровень смертности от авиакатастроф намного ниже, чем уровень смертности от
автомобильных аварий -- так что в итоге такой выбор спасет гораздо больше
человеческих жизней. И все-таки исследования показывают, что большинство
людей выбирают первый вариант: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит
успокоительнее, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно
малы.

Селективное восприятие

Допустим, вы не доверяете ГМО. И если эта тема вас сильно волнует, вы
наверняка читаете новости и статьи про генетически модифицированные
организмы. Читая, вы все больше и больше убеждаетесь, что правы: опасность
налицо. Но вот в чем загвоздка -- велика вероятность, что вы уделяете
гораздо больше внимания новостям, подкпеляющим вашу точку зрения, чем
аргументам в защиту ГМО. А значит, теряете объективность. Такая склонность
людей уделять внимание той информации, которая согласуется с их ожиданиями,
и игнорировать все остальное, называется селективным восприятием.

Ошибка игрока

Ошибка игрока чаще всего подстерегает любителей азартных игр. Многие из них
пытаются найти взаимосвязь между вероятностью желаемого исхода какого-то
случайного события и его предыдущими исходами. Самый простой пример -- с
подбрасыванием монетки: если девять раз подряд выпадет <<решка>>,
большинство людей будут в следующий раз ставить на <<орла>>, как будто
слишком частое выпадение <<решки>> увеличивает вероятность его выпадения. Но
это не так: на самом деле шансы остаются одинаковыми -- 50/ 50.

Систематическая ошибка выжившего

Эту логическую ловушку обнаружили во времена Второй Мировой, но попасться в
нее можно и в мирное время. Во время войны военное руководство США решило
снизить число потерь среди бомбардировщиков и спустило приказ: по
результатам боев выяснить, на каких частях самолетов надо укрепить защиту.
Стали изучать вернувшиеся самолеты и обнаружили множество пробоин на крыльях
и хвосте -- эти части и было решено укреплять. На первый взгляд все
выглядело вполне логично -- но, к счастью, на помощь военным пришел
наблюдательный статистик Абрахам Вальд. И объяснил им, что они чуть не
совершили роковую ошибку. Ведь на самом деле пробоины в вернувшихся
самолетах несли информацию об их сильных местах, а не о слабых. Самолеты,
<<раненные>> в другие места -- например, двигатель или топливный бак --
попросту не вернулись с поля боя.

О принципе <<раненых--выживших>> стоит задумываться и сейчас, когда мы
собираемся сделать поспешные выводы, исходя из несимметричной информации по
каким-либо двум группам.

Иллюзия прозрачности

Вы попали в ситуацию, когда солгать просто необходимо. Но как же сложно это
сделать -- вам кажется, что вас видят насквозь и любое непроизвольное
движение выдаст вашу неискренность. Знакомо? Это <<иллюзия прозрачности>> --
склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные
мотивы и переживания.

В 1998 году психологи провели эксперимент со студентами Корнелльского
университета. Отдельные студенты зачитывали вопросы с карточек и отвечали на
них, говоря правду или ложь в зависимости от указаний на карточке. Аудитории
предлагалось определить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили
оценить свои шансы обвести других воруг пальца. Половина лжецов
предположила, что их раскусят -- на на самом деле слушатели разоблачили лишь
четверть. А это значит, что лжецы сильно переоценили проницательность своих
слушателей.

Почему так происходит? Скорее всего, потому, что мы сами слишком много знаем
о себе. И поэтому думаем, что наши знания очевидны и для внешнего
наблюдателя. Впрочем, иллюзия прозрачности работает и в обратную сторону: мы
переоцениваем и свою способность распознавать ложь других людей.

Эффект Барнума

Распространенная ситуация: человек читает и натыкается на гороскоп. Он,
конечно, не верит во все эти лженауки, но решает прочесть гороскоп чисто
ради развлечения. Но странное дело: характеристика подходящего ему знака
очень точно совпадает с его собственными представлениями о себе.

Такие вещи случаются даже со скептиками: психологи назвали это явление
<<эффектом Барнума>> -- в честь американского шоумена и ловкого манпулятора
XIX века Финнеаса Барнума. Большинство людей склонны воспринимать довольно
общие и расплывчатые описания, как точные описания своей личности. И,
конечно, чем позитивнее описание, тем больше совпадений. Этим эффектом и
пользуются астрологи и гадалки.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Еще одно когнитивное искажение, которое работает на руку прорицателям. Его
суть в том, что не отражающее истину пророчество, которое звучит
убедительно, может заставить людей непроизвольно предпринимать шаги к его
исполнению. И в итоге, пророчество, у которого объективно было не так уж
много шансов сбыться, вдруг оказывается верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина
<<Алые паруса>>. Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда
она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль
горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А
потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает
воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в
истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы склонны объяснять поведение других людей их личностными качествами, а
свои поступки -- объективными обстоятельствами, особенно, если речь идет о
каких-то промахах. Например, другой человек наверняка опаздывает из-за своей
непунктуальности, а свое опоздание всегда можно объяснить испорченным
будильником или пробками. Причем речь идет не только об официальных
оправданиях, но и о внутреннем видении ситуации -- а такой подход к делу
мешает нам брать ответственность за свои поступки. Так что тем, кто хочет
поработать над собой, стоит помнить о существовании фундаментальной ошибки
атрибуции.

Эффект морального доверия

Известный своими либеральными взглядами журналист попался на гомофобии,
священник взял взятку, а сенатора, ратующего за семейные ценности,
сфотографировали в стриптиз-баре. В этих, казалось бы, из ряда вон выходящих
случаях, есть своя печальная закономерность -- ее называют <<эффектом
морального доверия>>. Если у человека складывается прочная репутация
<<праведника>>, в какой-то момент у него может возникнуть иллюзия, что он
действительно безгрешен. А если он такой хороший, то маленькая слабость
ничего не изменит.

Каскад доступной информации

Когнитивное искажение, которому обязаны успехом все идеологи мира:
коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту
идею постоянно повторять в публичном дискурсе. Мы часто сталкиваемся с ним в
разговорах с бабушками: многие пенсионеры уверены в правдивости всего, о чем
достаточно часто говорят на телевидении. А вот новое поколение, скорее
всего, почувствует этот эффект через фейсбук.

   2015-10-07 22:02:10 (#3317982)