Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Родственные души и несродственные гены, и наоборот. 1

 

Почему, общаясь с кошкой или собакой или дельфином и даже птичкой или рыбкой, часто чувствуешь взаимопонимание и родство душ и начинаешь верить в метемпсихоз, и в то же время, если зоофил спаривается с понравившимся животным и даже с человекоподобной обезьяной, - половые клетки не сливаются, потомства полулюдей-полузверей не бывает. Значит, душа и ген – отдельно, несмотря на генетическое единство всего живого.

Мучаюсь с переводом дуинской Восьмой элегии Рильке, ощущаю творческое бессилие. Дело в том, что её уже отлично перевел Вячеслав Куприянов, и выше прыгнуть никак не могу. Вячеслава Глебовича последний раз видел на Книжной ярмарке в Выставочном центре (ВДНХ) перед его поездкой в Санта-Фе (Аргентина), обещал адреса русской диаспоры, а недавно читал в газетах, что его наградили какой-то австрийской литературной премией. Наверно, за переводы Рильке.

И все же тёплый бодрствующий зверь
отягощён заботою немалой.
Ведь и ему довлеет то, что нас
порою поражает: эта память,
как будто все, чего мы ожидаем,
всё было в прошлом ближе и нежнее
безмерно. Далью стало здесь,
что было там дыханьем. После первой
вторая так смутна его отчизна.
О легкое блаженство мелкой твари,
она навечно пребывает в чреве;
о счастье мошки, что всегда внутри,
и в брачной неге, ибо все есть чрево.

Ну как лучше перевести и по смыслу, и по словесной вязи этот немецкий оригинал:

Und doch ist in dem wachsam warmen Tier
Gewicht und Sorge einer großen Schwermut.
Denn ihm auch haftet immer an, was uns
oft überwältigt, - die Erinnerung,
als sei schon einmal das, wonach man drängt,
näher gewesen, treuer und sein Anschluß
unendlich zärtlich. Hier ist alles Abstand,
und dort wars Atem. Nach der ersten Heimat
ist ihm die zweite zwitterig und windig.
O Seligkeit der kleinen Kreatur,
die immer bleibt im Schooße, der sie austrug;
o Glück der Mücke, die noch innen hüpft,
selbst wenn sie Hochzeit hat: denn Schooß ist alles.

Попалась под руку книга – Мендельсон Морис Осипович. Уолт Уитмен: Критико-биографический очерк (Москва: Государственное издательство художественной литературы, 1954. – 256 стр.). Величайший американский поэт выражает древнюю арийскую мудрость tat twam asi (то ты еси). Перечитываю гениальные «Листья травы» и «Песнь о себе», и «Дети Адама», и «О теле электрическом я пою» - «И что я принимаю, то примете вы, Ибо каждый атом, принадлежащий мне, принадлежит и вам». Он видит негра, которого продают на невольничьем рынке, и в духе антропного принципа воспринимает его как венец творения – «Для него земля готовилась квинтильоны лет, без живых существ, без растений; Для него непрерывно и точно вращались миры, В голове его – всеобъемлющий мозг». Хард и софт, вещность и программность – неразрывны: «Гляди, тело включает душу, оно – смысл, главная забота души, оно включает, оно и есть душа» (поэма «Выйдя с Поманока»). Но в реальном процессе бутстрепирования Программы есть зазор между геном и душой, между корпускулой и волной. В этом зазоре – вся история.

Все люди вроде бы родственны в той мере, в какой все они сотворены по образу и подобию Божьему, а Бог – один и един. Впрочем, человек родственен всему сущему, и человек-микрокосмос подобен макрокосмосу-Вселенной. Элементарные частицы или химические элементы родственны друг другу, образуя спектр. Каждая спектральная линия, будучи родственна другим, в то же время своеобразна, отличается от соседней.

Судя по библейской Книге Бытия, было три Адама, один за другим, как спектральные линии. Они – от Бога, но, видимо, не так просто скрещивались друг с другом.

Адам-1 создан под занавес Шестого дня творения по образу и подобию Божьему как «мужчина и женщина» с нацеленностью на «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Бытие 1:26-28). С сотворением человека почти завершается творение. «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Бытие 1:31). Как отмечает наш библеист-классик Дмитрий Владимирович Щедровицкий в фундаментальном труде «Введение в Ветхий Завет. В восьми томах. Пятикнижие Моисеево. Том 1: Книга Бытия. Лекция 2: «Два Адама»: образ и подобие. Человечество как разбитое зеркало (Книга Бытия, Главы 2–3)» - «Завершенное к вечеру Шестого Дня творение описывается следующими словами: טוב מאד ‹тов меод› - по-древнееврейски «хорошо весьма». Каждый День творения оканчивался словом «хорошо», но лишь после сотворения Адама было сказано: «Хорошо весьма». Древнееврейская письменность пользуется только согласными буквами, и в свитке Торы гласные звуки не обозначаются. Так вот, слово «Адам», «человек», состоит из тех же трех согласных - א ‹алеф›, ד ‹далет› и מ ‹мем›, что и слово מאד ‹меод› - «весьма», «очень». Это слово образовано как бы перестановкой букв имени «Адам»: совершенство творения, его гармония наступили только с появлением человека - он несет с собой и в себе эту гармонию. Без человека, без его участия мир несовершенен».

Итак, Адам-1 создан по образу и подобию Бога: צלם ‹целем› - по-древнееврейски «образ», «изображение», а דמות ‹демут› - «подобие», «сходство». Последнее слово происходит от глагола דמה ‹дама› - «быть ровным», «уподобляться», «сходствовать». Само слово אדם ‹адам›, «человек», сходно с формой этого глагола אדמה ‹адамэ› - «[я] уподоблю», что, как поясняет Дмитрий Щедровицкий, - «Указывает на замысел постепенного развития и воспитания человека для уподобления его Богу. Для этого нужно «выровнять» (тот же глагол דמה ‹дама›) неровности его внутренней жизни. Буквальный же смысл слова «адам» связан с красноватым (אדם ‹эдом› ) цветом «глинистой почвы» (אדמה ‹адама›), из которой он создан, то есть с красным цветом его крови, плоти, внутренних органов.

Но почему же сказано «по образу Нашему» - во множественном числе? Некоторые экзегеты говорят, что это относится к ангелам, которые тоже созданы по образу Божьему и которых Он оповещает о Своем намерении создать человека. Другие утверждают, что здесь употреблена грамматическая форма «множественного числа применительно к величию» - «Мы» вместо «Я», как, например, Бог постоянно именуется в Коране. Наконец, есть мнение, согласно которому данные слова обращены Богом к самому человеку. «Сотворим» - вместе, Я и ты: только если ты сам приложишь усилия к этому сотворению себя по образу Божьему, оно состоится…

Что же тогда есть образ Божий? Творческие способности, разум, осознание гармонии и стремление к совершенству - все то в человеке, что не вполне объясняется потребностями его материального существования и не исчерпывается ими.

А подобие Божье - это духовные и нравственные качества, которые свойственны Божественной сущности и которым человек предназначен подражать: любовь, милосердие, прощение, сострадание - все это уподобляет нас Тому, Кто милостив и милосерд.

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Бытие 1:27). По буквальному смыслу этих слов, мужчина и женщина одинаково драгоценны в очах Божьих. Высшее, духовное начало в человеке возвышается над его половой, социальной, национальной и любой другой принадлежностью, являя в каждом из нас Божественный первообраз. С другой стороны, в каждом человеке как в неделимом целом («сотворим его») присутствуют два основных начала («сотворил их»): «мужественное» - дух, интеллект и «женственное» - душа, чувство». Впрочем, меня интересует не аллегорические толкования Книги Бытия, а палеоантропологические и психофизические. И с этой точки зрения Адам-2 возникает по-другому в период «отдыха» Бога от творения как что-то вроде игрушки и дитя Его.

Если «первый» Адам, отмечает Дмитрий Щедровицкий, создан в Шестой День творения, то «второй» - уже по окончании Шести Дней. Причем – без упоминания жены как духовного партнера, а это, судя по всему, означает, что половая партнерша Адама-2 оставалась в животном статусе – «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Бытие 2:7). «Сотворение мира закончено, - недоумевает Дмитрий Щедровицкий, - человек уже создан, и «вдруг» почему-то приводится совсем иное изложение его сотворения… Некоторые экзегеты считают второй рассказ вариантом первого. Но обратим внимание на то, что эти, образно говоря, «два Адама» сотворены совершенно по-разному. При описании «первого» употребляется глагол ברא ‹бара›, означающий «творить впервые», «создавать прежде не бывшее». При описании «второго» применяется глагол עשה ‹аса›, означающий «отделывать», «придавать форму» тому, что уже существует. Кроме того, о «первом» человеке сказано, что он создан по образу и подобию Божьему; ни о каком веществе, употребленном при этом творении, нет ни слова. О «втором» человеке говорится, что он создан «из праха земного»».

О «первом» Адаме (мужчине и женщине) сказано: «Да владычествуют они… над всею землею». «Второй» же Адам помещается в сад Едемский (по-древнееврейски עדן ‹Эден› значит «наслаждение»), чтобы возделывать и хранить его. Итак, не над всею землею господствует «второй» Адам: ему дан сад, который он должен обрабатывать. Далее, «первому» Адаму сказано, что он может есть от всякой травы полевой и от любого дерева; «второму» же Адаму дается повеление: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16–17).

Один агадический комментарий, отмечает Дмитрий Щедровицкий, говорит: Адам был создан «от края неба до края неба» - столь он был огромен (сравни Второзаконие 4:32). Это нужно, конечно, понимать не буквально: скорее речь идет о величии человеческого духа, объемлющего весь мир. Первоначальный Адам, прообраз всех вещей, впоследствии был назван мистиками «Адам Кадмон» - «древний Адам». Адам Кадмон воплощает в себе благие свойства Божьи: мудрость, ведение, красоту, силу и другие. Именно дух человека создан по образу и подобию Бога. «Второй» же Адам стал называться «Адам Афар», что означает «Адам перстный», «Адам из праха». В отличие от «первого», в нем присутствуют два начала: «дыхание жизни» - נשמת חיים ‹нишмат хайим› и «прах земной», т. е. вещественность. Слово נשמה ‹нешама›, «дыхание», восходит к корню נשם ‹нашам› - «веять», «дуть», «выдыхать», «наделять дыханием». «Нешама» - это «веющий», наделяющий силой, создающий жизнь дух. А словами «душа живая» переведено древнееврейское נפש חיה ‹нефеш хайа› - буквально «вдыхание живое». Слово «жизнь» в обороте נשמת חיים ‹нишмат хайим› имеет форму двойственного числа, и весь оборот можно перевести как «дыхание [двух] жизней», что указывает прикровенно на вечную жизнь, коей наделена «нешама» - высшая душа, или разумный дух человека. Ей предстоит не только земная жизнь, но и будущая, духовная. При слове же «нефеш» слово «жизнь» поставлено в единственном числе, ибо животная душа человека, входящая в состав «нефеша» и оживляющая плоть, не переходит после смерти тела в духовный мир. Кроме того, глагол נשם ‹нашам› может быть переведен и как «вдохновлять», а глагол נפש ‹нафаш› - как «ощущать вдохновение». «Нефеш», животная душа человека, получает жизнь от более высокого уровня его бытия - бессмертного духа «нешама». Само же «дыхание», жизненная духовная энергия, передаваемая от «нешама» к «нефеш», именуется רוח ‹руах› - «дух». Эти нюансы имеют свои аналоги в компьютерологии, в иерархии софта.

Итак, душа человека, как она описана в данном и других местах Библии, состоит из трех основных уровней (при этом в «нешама» различаются еще два высших уровня, о которых мы сейчас говорить не будем, - חיה ‹хайа› и יחידה ‹йехида› , соответственно «живая» и «единственная»). В некоторых местах Священного Писания сказано, что душа живого существа находится в его крови (Левит 17:11–14; Второзаконие 12:23). Это относится к животной душе «нефеш» - началу, оживляющему тело через кровь. Следующий уровень, «руах», - духовная сущность, связывающая высший дух человека с животной душой; наконец, «нешама» - сам высший дух, берущий исток в сущности Божества, подобно тому, как дыхание человека исходит из «глубины» его существа. Поэтому и сказано, что Бог «вдунул» в человека дух «нешама», и после этого человек стал душой «нефеш». Весь стих Бытие 2:7 описывает, следовательно, воздействие духа на подчиненные ему сферы и уровни человеческого существа, необходимое для проявления личности на земном, вещественном уровне.

«Нешама» - «дыхание», или «вдохновение» - способна к ритмическому движению, обновлению, обладает высшим самосознанием, наделена вечным существованием. А то, что она изошла «из глубин» Создателя, говорит о той «искре», о том Божественном начале, которое и стало основой, ядром, сущностью человека: образно говоря, «выдохнул» из Себя Господь то, что составило высшую, бессмертную основу человеческой личности. Об этой высшей части души говорится в Книге Притчей так: «Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца» (Притчи Соломона 20:27). Здесь словом «дух» переведено древнееврейское «нешама».В Книге Иова мы читаем: «Но дух в человеке и дыхание Вседержителя дают ему разумение (Иов 32:8). Буквальный перевод такой: «Но „руах” находится в человеках [«в человеке» - в собирательном смысле], а „нешама” Шаддая [напомним, что это имя означает «Всемогущий»] вразумляет их». Следовательно, в той Божественной частице, которая и образует сущность нашей личности, заключен разум, сама возможность мыслить. А слова Книги Притчей о «духе [„нешама”] человека, испытывающем все глубины сердца», указывают на самопознание и говорят о том самом «третьем невидимом», который следит за всеми движениями души и тела как бы со стороны и выносит свой приговор, осуждая или оправдывая нас.

С 4-го стиха 2-й главы Книги Бытия, в связи с историей сотворения «второго» Адама, начинает употребляться наиболее священное и главное в Ветхом Завете имя Божье, которое не произносится при чтении вслух, ибо его запрещено произносить. В Декалоге Третья из Десяти Заповедей звучит так: «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исход 20:7). Называется это имя по-гречески Тетраграмматон, т. е. «имя, состоящее из четырех знаков». Его символический смысл поистине неисчерпаем; одно из основных его значений - «Вечно Пребывающий», «Вечносущий», «Непреходящий». Второе значение - «Тот, Кто одаряет существованием», «Источник Бытия». Третье - «Становящийся». Я связываю эту смену Имени Божьего с космическим событием «революции в небесах», сопряженное со свержением Урана его сыном Кроносом в греческой мифологии (в римской мифологии – Сатурн), но Тетраграмматон – не другое название Кроноса (Время), а абстракция высшего Божества, конкретизирующегося в частных Своих ипостасях.

Слово, передающее это имя, по грамматической форме единственное в своем роде, не имеющее аналогов. Оно соединяет в себе три времени древнееврейского глагола היה ‹hайа› - «быть», «становиться», «пребывать», а в другой грамматической форме - также и «давать жизнь»: «Тот, Кто был; Тот, Кто есть; Тот, Кто будет»; «Тот, Кто давал жизнь, приводил к бытию; Тот, Кто дает жизнь, поддерживая бытие на всех уровнях и во всех существах; Тот, Кто вечно будет наделять бытием». Впервые Тетраграмматон появляется в Писании в связи с сотворением «второго» Адама, так как из всех земных созданий именно человек способен воспринять откровение Вечносущего. При богослужебном чтении библейских текстов Тетраграмматон по традиции заменяется древнееврейским אדני ‹Адонай› - «Господин мой». Отсюда - греческое Κυριος ‹Кюриос› в Септуагинте и русское «Господь».

Итак, Адам Кадмон, созданный по образу и подобию Божьему, был как бы «вдунут», вселен в новую сущность - «человека перстного», и вместе они составили единого Адама. Далее Дмитрий Щедровицкий приводит аллегорические толкования Адама-2, тогда как мой учитель Борис Поршнев пытался осуществить палеопсихоантропологическую реконструкцию скачка от архантропа к палеоантропу. По Щедровицкому, согласно словам Библии, человек тогда еще не имел тела плотного, «густого» - оно было более «тонким», духовным, не таким, как наше. Апостол Павел говорит: «Есть тело душевное, есть тело и духовное» (I послание Коринфянам 15:44). «Мы все, - говорит Д. Щедровицкий, - обладаем «телом душевным», т. е. телом, в которое облечена наша душа. Адам в раю был носителем «тела духовного» - тела, в которое облечен был его дух, и именно это тело называется «человек перстный» - «Адам Афар». Возможно, было оно сходно с теми образами, которые являются нам во сне: мы видим облик, мы узнаëм человека, но тело его не такое «плотное», как наяву - например, оно способно летать, проходить сквозь плотные преграды…». В виртуальном плане – Дмитрий Щедровицкий прав, однако в реальности земной палеоантроп Адам-2, как и архантроп Адам-1, существовал в единстве харда и софта, телесного и запрограммированного-программирующего.

И чтобы согласовать Божью программу с той программой, которую благодаря дару «нешама» реализует Адам-2, - «С «Адамом перстным», носящим в себе Адама духовного и живущим в раю, Господь заключает Первый завет. Вообще, таких заветов Бога с человеком в Библии упоминается семь, по числу Семи Дней творения (включая Субботу). Первый из них был заключен с Адамом. Он соответствует Первому Дню творения: «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, А от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Бытие 2:16–17). Этот завет Бога с Адамом (о нем упоминает пророк Осия 6:7) содержит в себе основные черты завета вообще - договора между двумя сторонами, связующими себя определенными обязательствами. Древнееврейское ברית ‹берит› , «завет», происходит от глагола ברה ‹бара› - «резать», и, в то же время, возможно, связано с ностратическим глаголом «бери» - «брать», «избирать» (в русском языке он сохранился почти без изменения). Таким образом, в этом слове обнаруживаются два основных значения. Во-первых, «резать», «разрезать» - потому что у древних народов завет заключался путем рассечения жертвенного животного и прохождения вступающих в союз между его частями. Тем самым входящие в завет как бы говорили друг другу: «Как вот эти части животного, будучи разделены, составляют все же нечто нераздельное, так связаны отныне и мы». Второе значение слова, восходящее к ностратическому «бери», может предполагать идею избрания: Бог «берет», избирает» (Щедровицкий Д.В.).

Что же такое «познание добра и зла»? По-видимому, это погружение в такое состояние, в котором человек, не повинуясь воле Божьей, хочет сам решать, что для него является добром, а что злом. «Итак, - указывает Дмитрий Щедровицкий, - Адам имел возможность вкусить плод с дерева познания добра и зла, т. е. нарушить Божью волю, отвергнуть Его водительство, решиться на самостоятельные этические решения, а значит, в конечном итоге, «познать зло». Собственно, глагол ידע ‹йада› - «познавать» (восходящий к той же ностратической основе, что и санскритское «веда», русское «ведать») в библейском языке означает теснейшее взаимодействие познающего с познаваемым. Этот же глагол используется для описания супружеских отношений. Поэтому «познать добро и зло» означает еще «стать причастным не только добру, но и злу»».

И лишь после дарования этой единственной заповеди Бог создает женщину, которая в конце концов способствует нарушению завета: «И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). Здесь впервые появляется выражение «не хорошо» - לא טוב ‹ло тов› , и связано оно с одиночеством, замкнутостью, самообособленностью человеческой личности, ибо в таком состоянии душа отделяется от всеобщей любви Божьей, лишается возможности самоотдачи и самовосполнения, и злые помыслы могут получить к ней доступ. Так и органу тела, лишенному кровотока, грозит омертвление».

Действительно, как Бог сотворил человека, размыкая невыносимость вечно-одиночества и наслаждаясь с Адамом-2 на отдыхе в раю, так и Адам-2 нуждался в «помощнике»-друге по духу, поскольку животная самка (её иногда ассоциируют с Лилит) не способна была удовлетворить его духовно. Дмитрий Владимирович Щедровицкий полагает, что «второй Адам» и тот Адам, который считается прародителем рода человеческого, - одно и то же сущее. Я же, следуя реконструкциям Бориса Федоровича Поршнева, считаю, что Адам-2 представлял некую локально-обособленную проточеловеческую популяцию типа, скажем, неандертальцев или их подвида, и в некий космологически-особый момент из мужской особи этой продвинутой палеоантропической популяции (в смысле Бориса Поршнева), как из гермафродитичной заготовки, каким-то генно-хирургическим способом и под наркозом выведены наши Прародители – Адам-3 и Ева: «И навел Господь Бог на человека /Адам-2/ крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего]. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть» (Бытие 2:21-23).

В Торе: «И навел Бог Всесильный сон на человека, и когда уснул он, взял Он одно из ребер его и закрыл плотью место его. И переустроил Бог Всесильный ребро, которое Он взял у человека, в жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: «на этот раз – это кость от кости моей и плоть от плоти моей; она наречена будет женою, ибо от мужа взята она». Поэтому оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Книга Брейшит 2:21-23). Крепкий (глубокий) сон, на иврите «тардема», - это и есть наркоз, «ребро» означает скорее геном, а не просто мочеполовую систему, которую Бог в ходе «хирургической операции» переустраивает таким образом, что мужчина меняет пол и превращается в женщину. Дмитрий Щедровицкий отмечает, что «древнееврейское слово צלע ‹цела› (сравни с צלם ‹целем› = «образ», «изображение» в Бытие 1:26), означает, однако, не только «ребро», но и «сторона», «грань». Следовательно, женщина сотворена из какой-то «стороны», «грани» Адама, нашедшей в ней наиболее полное выражение. Действительно, женщина более эмоциональна, она более воплощает в себе чувственную, «душевную» сторону восприятия». Агада, комментируя этот стих, подчеркивает призвание женщины быть скромной, так как она создана из внутренней, сокрытой части Адама. Кроме того, создание «из ребра» говорит о склонности женщины к «жизни сердца», сердечным переживаниям, и о том, что она, подобно ребру, должна защищать, хранить от зла и тревог сердце мужчины.

Короче, свершилась мутация со сменой набора хромосом в геноме, и превратившийся в женщину мужчина стал женой мужу, вполне отвечающей ему духовно. Поэтому талмудисты сопоставляют примененный здесь для обозначения генно-хирургического действа глагол «ваивен» («и построил», «и переустроил») с существительным «бина» («понимание» или «интуитивное понимание»), что передает резонанс душ «мужа» (Адам-3) и «жены». О духовном подобии мужа и жены свидетельствуют и рифмовка в иврите איש «иш» («мужчина») и אשה «иша» («женщина») - слово «жена» («женщина») производится от слова «муж» («мужчина») путем присоединения родового окончания ה - ‹-а› (с одновременным выпадением буквы י ‹йод› ). Так же в русском языке соотносятся слова «лис» и «лиса».

Переход от эры Адама-2 к эре Адама-3 сопоставляю с новым грандиозным космическим событием, которое в греческой мифологии связано со свержением Кроноса (Времени) его младшим сыном Зевсом (в римской мифологии – Сатурна свергает Юпитер, в Ригведе – демона Вритру свергает Индра). Один из моих учителей Иммануил Великовский очень много занимался возможными астрофизическими и планетологическими вариантами этих небесных катастроф и сопрягал их со сведениями Библии, я же обращаю внимание на те сведения, которые приводит Платон в диалоге «Политик». По Платону, появление людей современного типа сопряжено с тем, что время стало вращаться-течь в обратную сторону. Впрочем, этот сюжет подробно рассмотрен в моих предшествующих заметках.

Попробуем сопоставить с Адамом-1 тех архантропов, которых палеоантропологи называют «австралопитек», с Адамом-2 – неандертальцев, с Адамом-3 – кроманьонцев. Большой вопрос, могла ли дать потомство пара неандерталец + кроманьонец, то есть потомки Адама-2 и Адама-3. В то же время не исключена возможность скрещивания современного человека и австралопитека, и последние исследования генома Адама-1 могут пролить свет на этот интереснейший вопрос. Ведь Адам-1 – непосредственно от Бога, по его образу и подобию, причем сразу в равностатусной паре «мужчина и женщина», а женские потомки Адама и Евы могли рожать от «сынов Божиих» - «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал… В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им; это сильные, издревле славные люди» (Бытие 6:1-2,4).

Кто же были эти «сыны Божии» (בני אלהים ‹бней Элоhим›)? Дмитрий Владимирович Щедровицкий исследует эту проблему в Лекции 3: Авель, Каин и Сиф - дух, плоть и душа. Сыны Божьи и дочери человеческие (Книга Бытия, Главы 4–6).

После изгнания Адама и Евы из Едема – «Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа. И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» (Бытие 4:1–2). «Имена «Каин» и «Авель», - отмечает Дмитрий Щедровицкий, - имеют глубокий смысл. Библейское имя вообще часто указывает на будущую судьбу ребенка, а также содержит в себе его психологическую характеристику. Имя קין ‹Кайин›, «Каин», происходит от древнееврейского глагола קנה ‹кана›, означающего «приобретать собственность»; имя הבל ‹Ѓевель›, «Авель», - от глагола הבל "hаваль", означающего «дуть», «дышать». В этих именах - вся сущность обоих братьев. Первый брат стремится к приобретению, живет материальными заботами. Кроме того, слово «кайин» означает медное или железное копье: это человек, как бы с оружием в руках охраняющий свою собственность и стремящийся к ее приумножению. Авель же - человек духа, «воздушной легкости», не привязанный к земле.

«Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу, И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И призрел Господь на Авеля и на дар его, А на Каина и на дар его не призрел… И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его» (Бытие 4: 3-5,8). Господь обращается к Каину со словами, аналогичными тем, с какими Он обратился к Адаму после его грехопадения: «где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?» (Бытие 4:9). И т.д.

Из ветхозаветных апокрифов повествует Книга Еноха – допотопного патриарха, вознесенного ангелом в мир духовный (Книга его признается Эфиопской церковью): «И я видел духов сынов человеческих, которые умерли, и их голос проникал до неба и сетовал. На этот раз я спросил ангела Рафаила, который был со мною, и сказал ему: чей это там дух, голос которого так проникает вверх и сетует. И он отвечал мне, и сказал мне так: это дух, который вышел из Авеля, убитого своим братом Каином; и он жалуется на него, пока семя его [Каина] не будет изглажено с лица земли, и из семени людей не будет уничтожено его семя» (Енох 22:5-7). Речь идет не о кровном потомстве Каина или Авеля, а о тех людях, которые следуют духовному пути того или другого. Авель – первый мученик на земле.

Потомком Каина в седьмом колене стал Ламех. «Имя למך ‹Ламех›, - указывает Дмитрий Щедровицкий, - можно приблизительно перевести как «к слабости», «предназначенный для слабой, неутвержденной жизни» - от глагола מוך ‹мух›, означающего «приходить в упадок», «слабеть». И взял себе Ламех две жены: имя одной - Ада, и имя второй - Цилла. (Бытие 4:19). Ада родила Иавала: он был отец живущих в шатрах со стадами. Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели. Цилла также родила Тувалкаина, который был ковачем всех орудий из меди и железа. И сестра Тувалкаина - Ноема. (Бытие 4: 20–22). Таковы имена тех потомков Каина, которые стали основателями какого-то особого направления человеческой цивилизации. Какого же именно? Иавал назван «отцом живущих в шатрах со стадами». Однако скотоводом был еще Авель - значит, появилась какая-то новая форма хозяйства, исходящая от потомков Каина. Словом «стада» переведено здесь древнееврейское מקנה ‹микнэ› - «скот», но также «имение», «купленное», «приобретение» - от того же глагола קנה ‹кана›, от которого происходит и имя «Каин». Здесь мы видим указание на то, что в основу жизни потомков Каина был положен принцип обогащения, приобретение стало самоцелью.

«Имя брату его Иувал: он был отец всех играющих на гуслях и свирели». Гусли и свирель - древнейшие виды струнных и духовых инструментов. Однако музыка, по преданию, использовалась в потомстве Каина для разжигания низших страстей во время идолопоклоннических празднеств, коллективных ритуальных оргий, в установлении которых главную роль играл Иувал. Тувалкаин же был «ковачем всех орудий из меди и железа». Этот первый кузнец - провозвестник «медного» и «железного» веков: потомки Каина начинают вооружаться, первое братоубийство перерастает в постоянные войны.

«Сестра - Ноема». Ее имя значит «прекрасная». Имеется в виду, возможно, связь насилия, убийств, войн с погоней за наслаждениями, с обольщением женской красотой. Все три имени - Иавал, Иувал и Тувалкаин - этимологически связаны с корнем בול ‹буль› - «стремиться вперед», «производить», «разрастаться», что указывает на разрастание, расширение впервые созданного ими типа бездуховной технократической цивилизации.

Имя «Тувалкаин» слышится в имени Вулкана - римского бога-кузнеца, ковача орудий. Были впоследствии обожествлены, по-видимому, и Иавал, отец пастухов, и музыкант Иувал (у греков это боги Пан и Аполлон), и Ноема (Афродита–Венера - сестра Гефеста–Вулкана, почитавшаяся у финикийцев под именем «Наама»). По преданию Книги Еноха, именно она соблазнила «сынов Божьих» - падших ангелов».

«И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро» (Бытие 4: 23–24). Предание говорит, что Ламех был слеп и ему прислуживал отрок, который водил его, направляя его лук на охоте. Каин же был еще жив. И вот однажды, когда Ламех со своим отроком охотился, что-то зашуршало в камышах и мелькнула звериная шкура. Отрок направил лук Ламеха в ту сторону, и Ламех поразил стрелой скрывавшегося там Каина. Подбежав, отрок увидел, что произошло, и сказал об этом Ламеху. И в гневе Ламех сильным ударом убил отрока, по вине которого он выстрелил в своего предка. Поэтому смерть «мужа», т. е. Каина, для совести Ламеха «язва», а убийство отрока - «рана».

Каков же смысл предсказания о 77-м поколении, в котором искупится вина Ламеха? В словах Божьих, сказанных Каину: «…всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро», заключается как бы начаток, семя Евангелия. Учение о всепрощении распространяется и на убийцу; недаром Иисус говорит: «…любите врагов ваших…» (Матфей 5:44). И вот в седьмом поколении от Адама был непреднамеренно убит Каин, и пророчество Божье о нем сбылось. Когда же, кем и как будет искуплена вина Ламеха, его невольный грех? В Евангелии от Луки находится родословие Иисуса Христа, восходящее к Адаму, и в нем насчитывается ровно 77 имен (Лука 3:23–38). «Значит, согласно удивительному прозрению Ламеха, в 77-м поколении от Адама будет искуплен грех невольного убийцы. Именно Иисус Христос принес на Голгофе жертву, искупающую грехи всякого человека, раскаивающегося в них перед Богом (Матфей 1:21; 26:28)» (Щедровицкий Д.В.).

Теперь – о следующем сыне Адама: «И познал Адам еще жену свою, и она родила сына, и нарекла ему имя: Сиф, потому что, говорила она , Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин» (Бытие 4:25). «Сиф», по-древнееврейски שת ‹Шет› , значит «положенный», «утвержденный». Мы видим, что у Адама, таким образом, было три главных сына, но были и другие дети, в том числе дочери: «Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей» (Бытие 5:4).

Эти три главных сына Адама-3, говорит Дмитрий Щедровицкий, «являются прообразами трех типов людей: Каин - плотских, Авель - духовных, наконец, Сиф - душевных, т. е. находящихся между духовными и плотскими, в состоянии выбора и борьбы; не достигших жизни чистого духа, но и удалившихся от жизни чисто животной. Интересно, что душевному человеку, Сифу, предание приписывает изобретение письменности, математики, астрологии».

"Из трех сынов Адама именно Авель является прообразом Мессии. В Авеле, который принес угодную Богу жертву, был пастырем и стал первым мучеником, который пролил кровь свою, как бы жертвенную, мы узнаëм будущие черты Иисуса Христа. Авель в нескольких источниках, особенно в ветхозаветных апокрифах, представлен как первый в ряду святых. В Евангелии от Матфея сказано, что Иисус, обличая грешников своего времени, говорил им: «Да придет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле, от крови Авеля праведного до крови Захарии» (Матфей 23:35). О Каине же говорит апостол Иоанн, что он «был от лукавого» (I послание Иоанна 3:12). Некоторые христианские гностики даже утверждали, что Каин был на самом деле не сыном Адама, а сыном Евы от змея. В Библии, однако, прямо сказано, что Адам «познал Еву, жену свою, и она родила Каина»; но в духовном смысле такое воззрение объяснимо, потому что человек есть только физически сын своих родителей, а духовно - «порождение» тех сил, которым он служит и уподобляется. Есть «сыны Божьи», как сказано в Писании, и «сыны лукавого», или «дети дьявола»; есть «сыны света» и «сыны тьмы» (Матфей 13:38; I послание Иоанна 3:10; I послание к Фессалоникийцам 5:5). И в этом смысле Каин является, конечно, «сыном лукавого», или змея" (Щедровицкий Д.В.).

/МОЙ КОММЕНТАРИЙ: Значит, генетические аппараты Дьявола и Евы совместимы/

/Окончание следует/

В избранное