Благие упования на ОПК обернутся обрядоверием, недоверием и безверием
У кого-то не хватает мозгов, у кого-то скромности и совести, а некоторые, допускаю, рады навредить русскому народу и Русскому Православию и подсыпать яда в духовную пищу –и двигают в школы обязательный курс ОПК (Основы православной культуры) чуть ли не с 1 по 11 класс. Бесспорно, ОПК взбодрит мракобесие и оттолкнет молодежь не только от веры в Бога вообще и от православия в особенности, но и от русской традиции. Между тем для духовного окормления модернизационного рывка России необходимо
субъектное образование и воспитание, то есть взращивание рационально-критического отношения к сущему и к себе и к своему обществу и к любой истории и к любой культуре. Ни в коем случае нельзя впаривать Священные Писания и догматику напрямую без предварительной научно-общемировоззренческой и потому правоверной подготовки, без овладения более высокой надконфессионально-надидеологической точкой зрения.
Более того, именно для духовно-нравственного воспитания целесообразно углубленное изучение математики,
компьютерологии и естественно-точных наук - ибо подобно тому, как все дороги ведут в Рим, так и всякое доказательно-воспринятое знание (2х2=4) ведет к Истине, к Богу. Тонкости межконфессионально-межкультурных различий надо органично вплести в курсы истории, географии и литературы. И обязательные учебные курсы, как и сущности, не надо умножать, а для особо интересующихся существует тысячи способов реально и виртуально приобщиться к сокровищам церкви, музея, архива.
Итак, взращивание-воспитание субъектности
– главное в школе, тем более современной. ОПК отшвыривает в досубъектность и не должна навязываться учащимся, если хотим добра и Русской Православной Церкви, и современному российскому обществу, перед которым стоит переназревшая задача постиндустриальной модернизации.
Думаю, неразумие неофитов, жадность церковников, вредительство верхов снова возьмут своё в нынешней компрадорско-неофеодальной России. В итоге усугубится духовное опустошение нашего больного и во многом рассыпавшегося русского народа,
не говоря уже о возрастании межконфессиональных конфликтов в РФ. Об этом говорят здравые люди, но решения принимает известно кто. Что же происходит в этом плане сегодня?
Ольга Ситникова пишет в статье Богоугодный стандарт (Итоги, Москва, 11 февраля 2008 года, № 7 /609/, стр. 66-67):
«В 2009 году в России будут приняты новые образовательные стандарты. Не исключено, что предмет под названием "Основы православной культуры" может оказаться среди обязательных.
В Московской Патриархии доработали концепцию многострадального предмета "Православная культура". Последний должен стать составной
частью нового учебного курса с пафосным названием "Духовно-нравственная культура". Речь идет не об общей программе, где соединялись бы традиции различных религий, а о том, чтобы представители каждой конфессии в соответствии со своей верой и убеждениями могли приобщать детей к своей культуре, убеждают в РПЦ. Новый предмет планируют преподавать с 1го по 11й класс. Формировать классы по конфессиональному признаку предлагается только на добровольной основе - с согласия учеников и их родителей - и при условии,
что в группе обучающихся будет не менее 12 человек. Для детей из нерелигиозных семей предполагается отдельный предмет - курс этики и философии.
Жаркие споры о том, можно и нужно ли вводить в России, где церковь конституционно отделена от государства, предмет "Православная культура", ведутся уже несколько лет и, в общем, успели порядком поднадоесть. Сторонники подчеркивают его культурологическую, а вовсе не миссионерскую направленность. Противники же опасаются, что новый предмет на практике
превратится в преподавание Закона Божьего, где окажутся ущемлены права представителей иных религиозных конфессий и неверующих граждан. Между тем в целом ряде регионов уже ввели преподавание основ православной культуры (ОПК) в качестве регионального компонента учебной программы. Занятия ведутся, как правило, в форме факультатива, то есть после уроков. Но представители РПЦ считают, что настало время оформить этот курс в виде "штатного" урока и включить в обязательное школьное расписание.
Министерство
образования и науки, которое все это время держало глухую оборону, лоббистского напора не выдержало. Глава ведомства Андрей Фурсенко, выступая на состоявшихся недавно в Москве Рождественских образовательных чтениях, официально ответил представителям РПЦ, что данная концепция уже направлена в Российскую академию образования и будет учтена при разработке новых стандартов. А заодно призвал представителей других конфессий более активно сотрудничать в данном направлении, поскольку пока от них конкретных предложений
не поступало.
Любопытно, что с начала этого учебного года в некоторых российских школах проходит апробацию другая концепция - "История мировых религий". Ее на факультативной основе ученики осваивают по учебнику под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна. Но РПЦ выступает категорически против преподавания основ разных религий в рамках одного предмета. "Следствием такой мировоззренческой всеядности может быть воспитание индифферентности в вопросах духовной жизни и нравственного
примитивизма относительно всех норм морали, - пояснил позицию управляющий делами Московской патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. - И напротив, если один или два часа в неделю ученик из православной семьи станет изучать православную культуру, а его товарищ будет ходить на урок исламской культуры, то после этого они не перестанут общаться и дружить - они будут так же вместе играть в футбол, ходить в походы, жить общим кругом детских интересов". Тезис, мягко говоря, небесспорный. Особенно много
вопросов он вызывает в многонациональных регионах, например в Москве.
Большинство преподавателей крайне осторожно высказываются по поводу возможного включения религиозного урока в обязательную программу. "Хотелось бы перед тем, как этот предмет оформят в виде учебника и примут экспертным советом, устроить его обсуждение, - считает обладатель звания "Лучший учитель России" 2007 года Дмитрий Гущин. - Может быть, какие-то части выложить в Интернет, опубликовать в прессе. Давайте обсудим,
выслушаем тех, кто что-то хочет сказать по поводу преподавания этого курса. Религиозное образование для православной семьи очень важно, но есть ведь воскресные школы, и нет ни нужды, ни смысла учить тому же самому в школе. Исполнено это будет гораздо хуже. А если родители не ходят с ребенком в церковь и являются неверующими, то, что ни рассказывай ему в школе, проку от этого будет мало. С помощью школы приблизить детей к церкви все равно не получится".
"Лично я не против, если мой ребенок
получит представления о морально-нравственных ценностях христианства. К тому же любые знания, расширяющие кругозор, не бывают лишними, - высказывает свое мнение менеджер московской риелторской фирмы Татьяна, мама 12летнего Антона. - Лишь бы это не было скучно".
Попытка научить детей в рамках школьных уроков русским традициям, нравственности и духовности предпринималась еще 15 лет назад - тогда в экспериментальном классе столичной гимназии N 1506, где училась автор этих строк, ввели "обязательный"
факультатив по "Истории древнерусского искусства и иконописи". Нет, иконы писать детей, конечно же, не учили - им только демонстрировали слайды. Молодой, сильно картавивший доцент пояснения давал редко и кратко - в темноте класса кто-то под ритмичное щелканье проектора засыпал, кто-то под партой отщипывал кусок булки. Помимо этого ученики все той же гимназии, все как один, раз в неделю должны были посещать урок старославянского языка, где в основном занимались тем, что читали тексты из Евангелия и
заучивали их же наизусть. В результате дети на всю жизнь получили стойкую аллергию ко всем этим церковнославянским "ятям" и "ижицам". Впрочем, бывает и по-другому: студент РЭА им. Г. В. Плеханова Максим вспоминает, что несколько уроков, данных хорошим религиоведом еще в начальной школе, заставили его и десять заповедей выучить, и Библию прочитать. И он ни разу не пожалел об этом.
Понятно, что любую хорошую идею можно довести до абсурда плохим исполнением, вызвав отторжение и у
учеников, и у родителей. Но где взять столько умных и компетентных учителей духовной культуры, чтобы обеспечить ими все школы России? Ведь результат может быть и прямо противоположным тому, что задумывался. Как поведала "Итогам" учитель столичной школы N 1191 Ирина Тимошенко, "особой популярностью у детей факультатив, который ведет преподаватель истории и обществознания, пока не пользуется. На "Историю мировых религий" приходят когда пять, когда десять человек. Ребята из мусульманских
семей вообще факультатив не посещают. Говорят, что многим из них специально нанимают на дом преподавателей Корана".
"Дети и так перегружены, - говорит директор одной из школ на юге Москвы. - Основы религиозных культур и традиций могли бы органично вписаться в уроки мировой литературы, рисования, музыки и истории. Ведь именно такую идею ранее высказывали представители Минобрнауки".
К какому мнению относительно данного вопроса в настоящее время склоняются чиновники, "Итогам"
рассказал глава Комитета Госдумы по образованию и науке Григорий Балыхин, до осени прошлого года возглавлявший Федеральное агентство по образованию. "И комитет, и министерство за то, чтобы в обязательной школьной программе был курс истории мировых религий или мировых культур, - говорит депутат. - А курс основ православия может остаться в школах в качестве факультатива. Что касается концепции РПЦ, то она еще обсуждается, и окончательного решения на этот счет пока нет". Успеют ли чиновники определиться
с концепцией? Так или иначе, изменений в школьном расписании осталось ждать недолго - ведь новые стандарты должны быть приняты уже в следующем году».
Как видим, на ровном месте создали проблему, кажущуюся неразрешимой. Здравое отшвыривается в угоду ретроградному. Разве нельзя, повторяю, получить знания о разных религиях и культурах в обязательных курсах истории, литературы и географии. Нет, в русле умышленного общегосударственного курса на десубъектизацию и соответственно на откат в феодализм, архаику,
суеверие и мракобесие – вредительское для духовного здоровья народа введение ОПК и других подобных конфессиональных курсов во всех общеобразовательных школах кажется уже неотвратимым. Только то избавление от неофеодализма, которое несет с собой прорыв низовой субъектности, способно влить старое вино Русского Православия в новые меха Правой Веры и тем самым решительно отделить традиционную церковь от постиндустриального государства и изгнать обрядоверческое мракобесие с авансцены нашей жизни.