Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Нужны ли корпорациям стартапы?






Нужны ли корпорациям стартапы?
2015-06-17 00:00

Александр Михайлов – генеральный директор «ИннТехПро», финалиста акселератора GenerationS-2014 – пытается ответить на один из самых болезненных для стартапов вопросов.

В России любят классно сделать одну гениальную вещь. Заниматься чем-то изо дня в день, работать по плану и выпускать большое количество качественных продуктов получается далеко не у всех. Мы можем послать человека в космос, стать олимпийскими чемпионами, а сделать, например, миллион хороших автомобилей, на которых будут ездить люди - гораздо более сложная для нас задача.

По моему опыту, крупные корпорации, особенно с госучастием, работают примерно в той же логике. С точки зрения инноваций, им нужно знамя: чудо-прибор, который можно будет представить правильным чиновникам и политикам, красиво показать на федеральных каналах и отчитаться по своим программам инновационного развития. Например, моя продукция не очень подходит для того, чтобы поднять ее на знамя. Я продаю краску от коррозии, незаметный на первый взгляд продукт, который позволяет существенно экономить на ремонтах.

Когда речь заходит о повседневных технологиях, которые помогают сокращать издержки и снижать себестоимость, инноватор упирается в фактически непреодолимые преграды. Как правило, у корпораций плохо выстроена система приема инновационных разработок и оценки их внутри компании. Для этого требуется привлечение серьезных экспертных ресурсов, на это нужно тратить время.

У менеджеров крупных корпораций так много повседневных задач, что им проще работать с двумя-тремя проверенными поставщиками, чем рассматривать и тестировать что-то новое. Чтобы тебя заметили, нужно попасть в реестр поставщиков, а для этого пройти семь кругов согласований в целом ряде институтов. У каждой корпорации свой реестр. Эта бесконечная вереница согласований демотивирует и отсекает большую часть стартапов, которые хотели бы предложить свою продукцию корпорациям. Ведь наличие стопки нужных бумаг еще ничего не значит, это просто повод начать с тобой разговор.

Например, у нефтяников глобальная проблема – огромное количество аварий из-за коррозии трубопроводов. По некоторым оценкам, до 5 миллионов тонн нефти выливается на землю за год. Это колоссальная цифра, как с точки зрения потерь самой нефти, так и с точки зрения затрат, которые нужно понести для рекультивации окружающей среды. Стоимость устранения последствий таких аварий значительно превышает стоимость самого сырья. Одна тонна нефти, которая стоит несколько десятков тысяч рублей, способна нанести ущерб на миллионы.

10378278_853945581301192_3839344305436815310_n (1).jpg
Александр Михайлов

Для решения проблемы аварий из-за коррозии привлекаются проверенные западные поставщики. Один квадратный метр изоляции трубы у них стоит в несколько раз дороже, чем мое покрытие на тот же квадратный метр. Однако, чтобы попасть в реестр поставщиков крупных нефтяных компаний и иметь возможность показать им мою технологию, нужно сначала договориться с их подшефными исследовательскими институтами. В каждом из них я сталкиваюсь с конфликтом интересов, поскольку конкурирую с их собственными инновационными разработками и не попадаю по сформулированные под эти разработки критерии качества.

На мой взгляд, есть несколько способов поменять ситуацию. Например, в Европе очень развит институт технического консалтинга. Корпорации в условиях жесткой конкуренции заинтересованы в улучшении продукта и снижении себестоимости, и привлекают для оптимизации своих производственных цепочек сторонних специалистов. Независимые аудиторы оценивают процессы и процедуры, ищут узкие места и предлагают конкретные технические решения для их устранения.

У таких аудиторов, как правило, есть целый список стартапов, которые развивают инновационные технологии и пригодятся корпорациям для повышения эффективности работы. Если бы в России корпорации пришли к такой схеме работы, стартапу было бы гораздо проще с ними договориться. Хороший вариант – единый публичный service desk, содержащий список проблем, требующих технического решения. Я как инноватор мог бы следить за обновлениями этого списка и выбирать, какую проблему я могу решить.

Еще один вариант решения – предоставлять инноваторам возможность заходить в корпорацию и позволять им делать испытания за свой счет, на свой страх и риск. Зачем мне стопка согласований, если я могу бесплатно покрыть нефтяной компании пару труб своей краской, поставить их в отстойник и вернуться через полгода. Без заключений, сертификатов и прочих бумаг будет понятно, работает ли технология, защищает трубы от коррозии или нет.

Осмысливая опыт акселератора GenerationS-2014, организованного РВК, я думаю, что буду участвовать в нем и в этом году. Мне нравится новый формат проекта, он должен помочь в какой-то мере решить эти проблемы. Я уже пообщался с корпорациями-партнерами отраслевых треков GenerationS-2015 и вижу, что они открыты к работе со стартапами, их представители сами ездят по стране, участвуют в мероприятиях, слушают десятки питчей, отбирают перспективные разработки. В этом году весь формат проекта заточен на то, чтобы соединять интересы технологических предпринимателей и крупного бизнеса. То есть сейчас больше шансов попасть в поле зрения потенциального корпоративного заказчика и довести свою технологию до внедрения.

Большие надежды вызывают ГК «Мортон», НПО «Сатурн». Эти компании находятся в жесткой конкурентной среде. “Мортону” нужно много дешевых и надежных материалов, чтобы сократить издержки на обслуживание миллионов квадратных метров своего жилья. “Сатурну” хочется быть конкурентоспособным на сложном глобальном рынке производителей авиадвигателей. Также представляет интерес КЭС Холлдинг, учитывая, что они демонстрируют открытость к новым решениям.



В избранное