Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

15 тезисов из выступления Майка Бутчера в институте Strelka






15 тезисов из выступления Майка Бутчера в институте Strelka
2015-06-11 00:00

Firrma публикует наиболее значемые цитаты с выступления специального корреспондента TechCrunch в институте Strelka.

Постарайтесь наладить контакт с журналистами еще до того, как проект запущен. Когда вы рассказываете что-то, то уже привлекаете определенное внимание. Журналист уже знает вас. Но только когда у вас уже 10 млн пользователей, пришло время отправить пресс-релиз и напомнить о себе.
Не рассчитывайте на удачу. Рассчитывайте на то, чтобы быть лучше других. Хороший способ представить свой стартап – показать фотографии и рассказать про ближайших конкурентов. Если вы конкурируете с eBay, объясните, почему ваш проект круче.

Скриншот 2015-06-11 15.12.27.png

У проекта появились деньги – значит кто-то обратил на него внимание, кто-то готов инвестировать. Для журналиста это подтверждение успешности компании и повод о ней написать.

У кого вы взяли деньги? Если у того клевого парня в солнечных очках и с детской коляской – это одно дело. Я его не знаю. В вас вложился Марк Андерсон или Юрий Мильнер – вот теперь можем поговорить. Когда анонсируем?

 2015-06-11 15.jpg

Некоторые отправляют мне питчи размером в 30 Gb. Никогда так не делайте! Никогда не открою такие тяжелые документы, от них Gmail виснет. Мне нужна всего лишь ссылка на Dropbox, ссылка на информацию.

Никаких пресс-релизов в pdf – сплошной текст в письме. Ясно, точно и по делу. Это работает.

Еще один способ привлечь внимание – устроить вечеринку. Журналисты странные. Нам нравится получать информацию, которой еще ни у кого нет. Несколько лет назад я услышал о грандиозных вечеринках в Стокгольме. Мне рассказали, что компания, которая все это устроила, уже заработала 70 млн, но было невозможно найти какие бы то ни было контакты и трубку никто не брал, на письма тоже не отвечали. Очень интересная история! Потом компания стала рассказывать о себе. Это был Spotify.

2015-06-11 15.jpg

Будьте полезным собеседником. Вы знаете что-то, что-то о чужой компании, что-то очень интересное о другой компании, чего никто не знает – звоните журналисту! В будущем, когда вы вернетесь к нему с историей о собственной компании, он вспомнит вас.

Создавайте свой собственный контент: блог, Facebook, Twitter. Не так уж и нужны журналисты. Будьте сами себе медиа, и социальные сети вам в помощь. Наколите обстановку: напишите, что Apple – дерьмо. Короче, атакуйте конкурентов. Мы любим такое.

Пиарщики – слишком дорого. Когда вам срывают телефон 20 журналистов – вот здесь реально можно подумать о том, чтобы обзавестись собственным пиарщиком.

Питчте по-человечески.

В деле замешана знаменитость. Ким Кардашьян инвестировала в ваш бизнес. Привет! Да из-за вас теперь Facebook упадет. Класс!

2015-06-11 159.jpg

Попробуйте персонализировать питч. Как попасть на TechCrunch? Сделайте татушку на спине и покажите мне. Очень просто.

Когда вы рассказываете о себе журналистам, не спрашивайте, можете ли вы прислать вам семплы? Говорите так: есть проблема, которую может решить мой продукт. И дальше рассказываете, как именно.

В вашей образовательной системе до сих пор много математики и физики. У нас такого больше нет – только изучение Шекспира. Часто в Москве мне кажется, что сейчас подойдет какой-нибудь юный предприниматель и скажет, что изобрел телепорт, но не знает, как его продвигать на рынке. Американцы и европейцы научились продавать, они просто скажут: «Привет, мы изобрели новый способ телепортации, который изменит мир. Нам нужно всего $10 млн».

Фото: институт Strelka


Ангел–эволюция
2015-06-11 00:00
Издатель Firrma Дмитрий Фалалеев написал дляAngelLookколонку об эволюции бизнес-ангелства в России.

В этом году Firrma.ru снова будет делать рейтинг активности ангелов. Вспоминаю, как мы делали его впервые и еле-еле наскребли 15 человек с прозрачной репутацией, понятными сделками, историей инвестиций, которую можно проследить ну хотя бы за 2-3 года. Там были, конечно, формальные признаки отсечения (количество сделок не меньше 2, например), но все равно – еле-еле 15. На фоне рейтинга фондов, в котором тех оказалось 45, выглядело довольно уныло, если честно. Возможно, это не отражало реальную картину ангельского рынка и мы просто не сумели докопаться до самых низов, но взгляд на него уж точно отражало – всего несколько десятков человек, к которым не страшно идти за первой небольшой инвестицией и не стыдно потом показать их партнерам и фондам (а многих было стыдно и мы потом случайно узнавали о безымянных ангелах в капитале стартапов). Все так и было. То и дело нам рассказывали какие-то стремные истории про хозяина бензоколонки из Подмосковья, который сначала дал денег, а потом в ультимативной форме потребовал их обратно, когда понял, что через полгода прибыли не будет. То есть по сути рынка seed-инвестиций еще несколько лет назад не было – было несколько типа настоящих ангелов, которых знали абсолютно все по именам, и какое-то количество – причем совершенно непонятно, какое – людей, которые вроде бы что-то там готовы вложить и не придут потом с утюгом. И все с упоением и даже некоторым недоверием изучали исследования из Долины, которые говорили о том, что ангелы вкладывают вообще-то вполне себе пропорционально VC. В общем, маргинальный рынок.

На следующий год, когда мы делали новый рейтинг, появилось несколько феноменов. Во-первых, почему-то вышел из тени Игорь Рябенький, который тут же стал главной звездой и по ощущениям – минимум половиной посевного рынка. Когда мы опрашивали Игоря для рейтинга, он назвал число портфельных компаний что-то около 70 (по-моему, даже так и сказал – типа 70, но я точно не помню). Я честно говоря, не особо поверил, но перепроверить было невозможно. 70 не 70, но каждый третий приходивший к нам проект божился, что Рябенький его инвестор, а каждый второй просил его телефончик. Во-вторых, появилось несколько ангельских учебных программ, и это стало своего рода барометром – стало понятно, что интерес к посевным инвестициям есть. Я сам прошел обучение по программе НАБА и во-многом пошел для того, чтобы понять, то эти самые люди в реальности. Оказалось, что в основном это крепкие предприниматели чуть выше малого или менеджеры, сумевшие сколотить лишние $100 тысяч. Они почему-то выглядели очень смущенными, но страшно хотели общаться между собой. Лектором позвали в частности того же Рябенького, что автоматически обеспечило курсу успех. В рейтинге на этот год мы смогли повыпендриваться и опубликовали только первые 25 человек.

church-749694_1280.jpg

Мне кажется, именно появление звезд – в первую очередь Рябенького – и учебного курса обеспечили прямо-таки огромный рост движения всего спустя год. Они помогли идентифицировать себя тем, кто был готов назвать себя ангелом или стать им. Теперь мы может назвать сходу несколько десятков вполне квалифицированных ангелов, а если хорошенько покопать, то можно найти еще с пару десятков. Сколько людей, которые никак не афишируют свою деятельность, можно только догадываться. Новый феномен – ангельские группировки. Их сразу несколько, состоят они из более чем понятных людей (что важно – во многих из них аж по несколько десятков человек). Самый яркий консорциум это, пожалуй, наш партнер VentureClub во главе с правопреемником Рябенького в плане звездного статуса – Александром Бородичем, которому приписывают тоже чуть ли не каждую вторую сидовую сделку в стране (символично, что в позапрошлом году «Ангелом года» НАБА стал Рябенький, а в прошлом – Бородич). В этом году, думаю, мы сделаем в рейтинге еще более строгий порог отсечения, а его участников станем опрашивать еще более скрупулезно. И нам явно будет из кого выбирать. Кстати, неудивительно, что несмотря на то, что «большой» венчурный рынок с кризисом просел, ангельский напротив, даже вырос, а сами его участники в личных разговорах выглядят гораздо более бодрыми, чем VC (и скоро ждите сразу нескольких ангельских инициатив, я просто не могу выдавать чужие секреты). Было сразу несколько явно прибыльных выхода, сразу в корпорации – от Евгения Медведникова и Эдуарда Фиякселя.

Что на следующий год преподнесет нам эволюция рынка? Я думаю, то, о чем все давно грезят – приход новых частных денег – от крупных предпринимателей и менеджеров из «реального сектора» (теперь наконец понятно, кому нести и зачем). А значит – новых инвестиций, новых имен, новых выходов. И новых суперзвезд, почему бы и нет.


В избранное