Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Никогда не говори <<навсегда>>



Никогда не говори «навсегда»
2020-04-29 10:52 Редакция ПО

«… Мы уже никогда не обнимемся …» – что ни час несут соцсети то ли песню, то ли стон. Историки говорят: так всегда – часть человечества проецирует свои проблемы на растянутую в его фантазии простыню будущего и смотрят на ней фильмы ужасов. А другая часть знает: мир меняется каждый миг. А раз так, то что же мешает строить планы на завтра и более дальние сроки?

Попутно обе части выясняют, кто им и матери-истории особо ценен, когда управленческие машины вдруг являют, мягко говоря, низкую эффективность. И видят: куда больше любых вертикалей им важны один старый цех и один новый класс.

Старый цех – это медики. Что веками дают нам лекарства и создают вакцины от опасных напастей, запирающих нас в больницах и дома.

А новый класс – мастера коммуникаций. В широком смысле слова. Те, кто дает запертым то, что помогает им остаться обществом – связность. Скорость, качество и стабильность сообщения.

От переписки с любимой в Фейсбуке и созвона с бабушкой по скайпу до перевода денег, организации массовых онлайн-фестивалей вроде Изоизоляции и трансляций спектаклей, уроков, концертов, новостей и дискуссий.

Антрополог Александра Архипова делится эмоцией: «…читала лекцию по зуму на семинаре «Языки психиатрии». Во время лекции «накрыло»: меня ведь слушает больше 70 человек. Из разных стран. От Якутии до Бостона. Я попросила включить камеры, чтобы видеть лица. Невероятно классное ощущение – когда мы общаемся через границы, океаны и что угодно. Настоящая трансгрессия (нарушение границ). Пандемия неожиданно дала нам это»… понимание – добавлю я.

Потому что общение уже было. А понимание приходит. Не буду благодарить вирус. Скажу спасибо новому классу, дающему миллионам людей в самоизоляции, разделенным границами, стенами и масками, возможность ощутить свою общность как человечеству.

Хотя, видимо, не всем? И возможно, такой взгляд слишком оптимистичен? Да и класс ли те, кого я дерзко им именую? В начале века людям, создающим нематериальные активы и работающим с ними социолог Ричард Флорида дал имя «креативный класс».

Термин «новый класс» в 1950-х придумал югославский марксист-диссидент Милован Джилас, назвав так тоталитарную бюрократию «победившего социализма». Но она себя в нем не узнала, и сейчас там, где еще осталась – не узнает. Меж тем нематериальное производство и услуги стали индустрией – сферой приложения знаний, сил и талантов миллионов людей. Сегодня они, не владея как правило, средствами производства, продают свой труд и создают весомую долю прибавочного продукта, используя абсолютно другие знания, навыки и орудия, чем пролетарии. Что позволяет считать их классом, к которому, возможно, переходит роль нового авангарда общества

В Штатах в нематериальное производство и услуги вовлечено более трети населения. И оно двигает своих людей во власть. В 2016 году впервые был избран конгрессмен, представляющий интересы Кремниевой долины – демократ Ро Ханна, до избрания – юридический консультант хайтек-индустрии. Кстати, на выборах в 2018 году прогрессивный капиталист Ханна вновь победил, набрав в три раза больше голосов чем соперник-республиканец.

Когда-то рабочий класс добивался и добился представительства во власти с помощью своих партий. Сейчас его добивается новый класс. Выступая с позиций, которые, обобщая и используя традиционную право-левую шкалу, можно назвать леволиберальными.

«Заметный сдвиг влево» как одно из следствий пандемии прогнозирует доктор исторических наук, политический аналитик Елена Галкина. Кроме того, и «философия выходит из тоскливо-уютного тупика безыдейности». Ученый считает, что «первый мир» ждет подъем социал-демократии и – на фоне глобализации – «социального государства в новом качестве: с большим общественным контролем над властью и участием граждан в принятии решений».

При этом «на периферии вероятны вариации социал-консервативных диктатур. Похожая ситуация была век назад: Первая мировая война и «испанка» привели к власти в одних странах социал-демократов, а в других – коммунистов и фашистов».

ХХ век как эра социальных гарантий настает после Великой войны, революций и распада империй, когда миллионы жертв выдвигают в первые строки списка прав и свобод те, что связаны с правом на жизнь.

Преодоление страшного вызова Второй мировой войны, крах нацизма, фашизма и авторитарных клик в Европе утверждает предложенную христианским демократом Людвигом Эрхардом модель «государства благосостояния для всех». Это обеспечивает мощное развитие социальной сферы, ключевых областей науки, образования и технологий во многих странах Запада. На подходе продвигаемые Джоном Гэлбрейтом и Артуром Шлезингером-младшим концепты «общества изобилия» и «постиндустриализма», который и порождает новый класс в силу растущего преобладания инновационного сектора с высокопродуктивным производством, индустрией знаний и конкуренцией как условием социальной мобильности.

Но таким условием может быть и солидарность. Как и перераспределение долей власти, ресурсов и энергий может стать условием развития в ряде стран и регионов мира. Но станет ли такой мир справедливей?

Еще в 1930-х психофизиолог Сергей Чахотин, а с ним и ряд специалистов в сфере управления выбором, отмечали, что общественное мнение, эмоции и ценности возникают не сами. Их формируют либо совокупность условий и событий, либо специальные операции, методы и инструменты коих усложняются по мере развития коммуникационных технологий.

Одну из них – телевидение – активно применяют как способ управления поведением россиян. Сейчас оно их удивляет, толкуя о смене привычного жизненного уклада, которую они еще не осознали. А она – бац, и тут: искусственный интеллект, независимо от их желаний, обрабатывает персональные данные и «превращается в важнейший элемент общественной безопасности». Причем навсегда. (О, это навсегда! Такое же дикое, как никогда…) Общество становится прозрачнее. Большой брат видит его насквозь. И это, вещает телевизор, ведет всех к «спокойному и ответственному гражданскому поведению», которое будет поощряться. (Кем и как – уточняется). А участие в несогласованных акциях – караться. Скажем, ростом процента по кредиту. (О, грезы тоталитарных мечтателей).

Впрочем, оттуда же порой звучит и голос разума, сообщая, что при этом хорошо бы внедрить некие этические нормы. Думаю, одной из них следует сделать уведомительный характер массовых общественно-политических акций. Чисто из экономии времени.

Ведь разнообразие их тем огромно. Кто-то потребует закрытия границ и консервации культур. Кто-то – открытости и глобализации. Кто-то провозгласит отказ от приватности во имя безопасности и передачи властям функций ее обеспечения. Кто-то призовет добровольно ограничить потребление. А кто-то – максимально удовлетворять легальные потребности граждан.

Жизнь войдет в новую колею, сильно похожую на прежнюю. И люди во множестве вновь ощутят тревоги, рожденные жизнью без мировых войн и гибельных катастроф. До нового кризиса. Многие из нас с ним столкнутся. Ведь продолжительность жизни растет.

И решат, что этот был не так уж плох. Что – да, увы – многие погибли, но жертв могло быть больше. Да – бизнес сдулся, но вновь окреп. Полицейский контроль усилился, но постепенно ослаб. Многие испугались глобальной манипуляции и кошмарного «пробуждения в электронном концлагере», а очнулись дома. И страх ушел.

А ощущение общности поверх границ, опытов, культур, возрастов и т.д. – осталось. Как и удаленная работа, домашнее обучение и труд творческих коллективов в жанре community of practice. Кстати, как верно заметил писатель Сергей Кузнецов, «сегодняшний карантин четверть века готовила IT-индустрия – без зума, скайпа, амазона и т.п. ни одно правительство не пошло бы на ограничительные меры так легко». То есть и здесь – спасибо новому классу – авангарду коммуницирующего человечества, обнимающего само себя.

Но стоит ли по этому поводу спешить с рассылкой радостных твитов, постов и месседжей? Ведь и это – не навсегда. Важно привыкнуть: мир никогда не бывает прежним. Он каждый миг – другой.

Дмитрий Петров, писатель, журналист

Источник: https://www.gazeta.ru/comments/column/s77419/13042153.shtml



Неэффективное государство – препятствие к успешному развитию России (Часть 2. Национальные проекты)
2020-04-29 11:03 Редакция ПО

- Продолжим беседу. Как выполняются национальные проекты, сформулированные 7 мая 2018 года главой государства в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»?

- Отсутствие эффективного государства в стране, конечно, препятствует и реализации национальных проектов. Что мы видим? Неудовлетворительная координация между органами исполнительной власти разных уровней, некомпетентность, безответственность и коррупция чиновников. Как следствие, медленно осваиваются финансовые средства, выделенные из бюджета на их выполнение.

Например, по национальному проекту «Цифровая экономика» за прошлый год было освоено лишь 15 процентов из выделенных на год 108 млрд. рублей. В результате не стартовали такие направления проекта, как «Цифровые технологии», «Информационная безопасность», «Кадры для цифровой экономики». По национальному проекту «Экология» израсходована лишь четверть доведённых до исполнителей бюджетных средств.

- Кроме плохой координации исполнительных органов власти, что ещё препятствует результативному исполнению национальных проектов?

- Если коротко, нарушение законов. Например, в 2019 году Генеральной прокуратурой Российской Федерации было выявлено 2500 нарушений законов, из них наибольшее число – в ходе реализации нацпроектов «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жильё и городская среда». Они касались вопросов предоставления мер государственной поддержки, строительства объектов социальной инфраструктуры, проведения конкурсных процедур, регионального и муниципального нормотворчества. Казалось бы, эти факты должны были привести как минимум к громким отставкам провинившихся чиновников, причём немедленной. Но этого не происходит. В исполнительных органах государственной власти продолжают работать многие управленцы, не обладающие необходимыми знаниями, волей к достижению цели и чувством ответственности.

- Наверное, есть и другие причины неудовлетворительного исполнения национальных проектов?

- Да, конечно. В 2018-2019 гг. правительство, разрабатывая нормативно-правовые акты, регулирующие эту сферу, не сформировало завершённую систему стратегического планирования. Правовые акты не были согласованы с требованиями, определяющими национальные цели и стратегические задачи социально-экономического развития страны. В итоге, по данным Счётной палаты Российской Федерации, ни один из утверждённых планов деятельности федеральных органов исполнительной власти – министерств и ведомств Российской Федерации на 2019-2024 гг. – не соответствовал установленным требованиям. В планы их деятельности было включено только 26 процентов показателей государственных программ и подпрограмм, за которые они отвечали. Что касается показателей национальных и федеральных проектов, в планах нашли отражение лишь 55 процентов из них.

- Почему это произошло?

- Потому что эти показатели были вне сферы интересов тех элитарных групп и кланов, которые ввели своих ставленников в правительство. Получается, что государственные служащие министерств и ведомств, занимающиеся реализацией национальных проектов, включили в свои планы работы только половину задач – те, из которых можно было что-то украсть из государственного бюджета. Всё это, в конце концов, привело к отставке 15 января 2020 года правительства, возглавляемого Дмитрием Медведевым.

- Что-то изменилось?

- Да, и это радует. Во-первых, посыпались связи коррумпированных кланов – организованных преступных групп с новым составом правительства. С отставкой Генерального прокурора России Юрия Чайки были обрублены также теневые коррупционные связи прокуратуры с коррумпированными кланами.

Во-вторых, правительство под руководством Михаила Мишустина активно включилось в процесс реализации национальных проектов. Сегодня на первое место в деятельности правительства вышла мобилизация всех сил на борьбу с распространением инфекции коронавируса.

В-третьих, Президент России установил персональную ответственность должностных лиц по каждому вопросу исполнения национальных проектов. Поэтому поводу В. Путин в своём интервью ТАСС, размещённом на сайте президента 25 февраля 2020 года, сказал: «Я должен всегда держать не просто руку на пульсе, я должен держать их всех под напряжением – тех, кто выполняет эти задачи… Нужно, чтобы люди чувствовали свою ответственность. Должны быть под постоянным административным давлением и напряжением».

Однако само по себе административное давление Президента России на должностных лиц ещё не создаёт условия для появления в системе государственного управления ответственных и компетентных служащих. С этим также связаны потери нашей страны, а не только с коррупцией и хищениями бюджетных средств.

- Так вы считаете, что правительство Мишустина способно создать эффективное государство?

- На мой взгляд, нет. Оно может лишь использовать то, которое есть. А без создания эффективного государства в стране главные экономические и социальные цели национальных проектов не могут быть достигнуты.

- Разобравшись с исполнительной властью, уместно задать вопрос, почему в строительстве такого государства нерезультативно действует судебная власть, занимающая в нём одно из центральных мест?

- Действительно, движущей силой в строительстве эффективного государства выступает судебная власть. Но она, будучи закрытой для общественного контроля, пользуясь конституционной нормой о несменяемости судей и их неприкосновенности, превратилась в «закрытое» объединение, в котором часто выносятся неправосудные решения. Из-за безответственности и коррупции многие судьи утратили беспристрастность, принимают решения на основе не закона, а «личных убеждений».

- По идее значительную роль в создании эффективного государства в стране должна играть законодательная власть - Федеральное Собрание в лице Совета Федерации и Государственной Думы. Как вы считаете, справляется ли оно с этой ролью?

- По моему мнению, нет. Во-первых, если выяснить, в чьих интересах принимаются многие законы, то окажется, что их бенефициары – те или иные элитарные группы. Лоббируя определённые законопроекты, они затем добиваются разворовывания государственных бюджетных средств. Во-вторых, законы, принимаемые Федеральным Собранием, часто носят двусмысленный характер, что открывает возможности их разного толкования, создания коррупционный ситуаций. В-третьих, сенаторы и депутаты осуществляют парламентский контроль над деятельностью федеральной исполнительной власти формально.

- Вы можете привести конкретные примеры?

- Да, конечно. Только после отставки правительства, возглавляемого Медведевым, руководство Совета Федерации обратило внимание на избыточную бюрократию, а также неоправданно затянутые сроки согласования в правительстве проектов законов, нормативных актов, других документов, которые должны быть внесены в парламент. Повторю, до отставки правительства Медведева руководство Совета Федерации до эти вопросы не поднимало.

Между тем на протяжении целого ряда лет государственными органами исполнительной власти не соблюдались сроки принятия нормативных правовых актов, разработка которых предусмотрена федеральными законами. Только в 2019 году число не принятых вовремя подзаконных актов возросло по сравнению с 2018 годом на 20 процентов, достигнув 511, что составило 65 процентов от всего их объёма. Спрашивается, куда смотрели Совет Федерации и Государственная Дума?

Приведу ещё два примера формального осуществления парламентского контроля над деятельностью федеральной исполнительной власти. Так, Федеральное Собрание не провело ни одного парламентского расследования по неудовлетворительному исполнению стратегий «2010» и «2020», майских указов главы государства 2012 года. У депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации не вызывают острых вопросов низкие темпы реализации национальных проектов в 2018-2019 годы. По сути, Федеральное Собрание занимается лишь имитацией парламентского контроля. А ведь это чрезвычайно важный и эффективный инструмент государственной политики в любом демократическом государстве.

- Ну, хорошо. С этим разобрались. А какова роль крупного бизнеса в построении эффективного государства? Заинтересован ли он в этом?

- Мне кажется, не заинтересован. Монополизировав экономику, повсеместно нарушая законы он препятствует развитию добросовестной конкуренции, не видя для себя перспективы, предпочитает перебрасывать прибыль в офшоры. Сегодня, по самым скромным оценкам, в офшорах зарегистрировано около половины собственности крупных бизнесменов и банкиров, более половины прибыли частного сектора также выводится из страны.

- Вы назвали страшные цифры, но что можно предпринять?

- Властной элите следует изменить всю систему функционирования государства посредством совершенствования политико-правовых механизмов прозрачности и ответственности. В связи с этим мне представляется актуальным раскрыть механизм создания эффективного государства, призванного обеспечить строгое соблюдение закона всеми участниками общественных отношений, своевременного и качественного решения возникающих социально-экономических и иных вопросов. Но прежде чем это сделать, очень важно понять, почему российская правящая элита не захотела решать задачи по проведению институциональных и структурных реформ в России?

Продолжение следует…



В избранное