← Апрель 2020 → | ||||||
5
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
12
|
||||
18
|
19
|
|||||
25
|
26
|
|||||
За последние 60 дней 15 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Конкурс научных работ
|
Конкурс научных работ 2020-04-10 07:35 Редакция ПО Уважаемые читатели! «Школа молодого политолога в Республике Башкортостан» объявляет конкурс научных работ. Конкурс является открытым по составу участников, тематика работ определяется участниками самостоятельно в рамках проводимых ими научных исследований. Желаем успехов и ждем оригинальных, содержательных аналитических материалов. "Положение о конкурсе" размещено в рубрике "Школа молодого этнополитолога".
Положение о Всероссийском открытом конкурсе «Школы молодого этнополитолога Республики Башкортостан» 2020-04-10 07:39 Редакция ПО Положение о Всероссийском открытом конкурсе «Школы молодого этнополитолога Республики Башкортостан»
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Настоящее Положение определяет цели и задачи, общие условия и порядок проведения конкурса, а также регулирует основные отношения, права и обязанности сторон, связанные с проведением конкурса. 1.2 Конкурс является открытым по составу Участников. Тематика работ определяется Участниками самостоятельно в рамках проводимых ими научных исследований. 1.3 Организатор имеет право объявить приоритетные темы, работы по которым будут рассматриваться и поощряться вне общего Конкурса.
II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПОЛОЖЕНИИ О КОНКУРСЕ
2 В рамках настоящего Положения используются следующие понятия: 2.1 Конкурс – всероссийский конкурс исследовательских работ, проводимый в очно-заочной форме с использованием интернет-технологий. 2.2 Организатор Конкурса – «Школа молодого этнополитолога Республики Башкортостан». 2.3 Конкурс проводится при организационно-техническом участии Редакции электронного периодического издания «Информационно-аналитический журнал ”Политическое образование”» (Свидетельство о регистрации Эл от 2 декабря 2008 года). 2.4 Заявитель – физическое лицо – автор работы (в том числе, как представитель группы авторов), подавший заявку на участие в Конкурсе. 2.4 Участник Конкурса – Заявитель, допущенный секретариатом Конкурса к участию в Конкурсе после одобрения его заявки в порядке, предусмотренным настоящим Положением. 2.5 Исследовательская работа для Конкурса – законченная исследовательская работа в формате научной работы, научного проекта, доклада, статьи, презентации и т.п., отвечающая следующим требованиям: 2.5.1 Работа должна быть выполнена на русском языке. 2.5.2 Работа может быть ранее опубликованной, но не ранее чем за 6 месяцев до дня подачи заявки о предоставлении этой работы на Конкурс. 2.5.3 Работа может быть выполнена как индивидуально, так и подготовлена авторским коллективом (до 3 человек включительно). Формирование авторского коллектива может быть обосновано только междисциплинарным характером исследования. 2.5.4 Письменный печатный объем работы не должен превышать: 2.5.4.1 для статьи, доклада, презентации – 15 страниц машинописного текста шрифтом 14 кегля через полтора интервала; 2.5.4.2 для научной работы, научного проекта – ограничений не установлено; 2.5.5 электронный текст работы может содержать активные ссылки на Интернет-источники.
III. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНКУРСА
3.1 Основная цель – выявление и поддержка талантливых российских исследователей актуальных проблем политического и социально-экономического характера. 3.2 Цели Конкурса: 3.2.1 привлечение студентов, магистрантов, аспирантов, научных работников, молодых преподавателей и представителей общественности к обсуждению проблем, имеющих важное общественное значение; 3.2.2 поощрение исследовательской деятельности в молодежной среде и повышение результативности участия молодежи в научной деятельности; 3.2.3 создание условий для раскрытия способностей наиболее инициативных, подготовленных, творчески мыслящих представителей российской общественности; 3.2.4 поддержка исследовательских проектов научных работников; 3.2.5 проведение общественно-научного исследования по анализу и выявлению идеологий и их системы в России на основе комплексного подхода. 3.3 Основные задачи Конкурса: 3.3.1 выявление перспективных идей; 3.3.2 отбор лучших работ для публикации в научных изданиях; 3.3.3 поощрение авторов лучших работ, их научных руководителей; 3.3.4 содействие внедрению в процесс обучения студентов высших учебных заведений новых образовательных приемов и методов, нацеленных на выработку навыков решения практических задач; 3.3.5 содействие развитию межвузовской научной и образовательной кооперации, трехсторонних отношений между ВУЗами, студентами и работодателями.
IV. УЧАСТНИКИ КОНКУРСА
4.1 На Конкурс принимаются работы по следующим номинациям: 4.1.1 исследовательские работы студентов, магистрантов и аспирантов вузов; 4.1.2 исследовательские работы научных сотрудников образовательных учреждений и научных организаций; 4.1.3 исследовательские работы представителей общественности. 4.2 Заявитель и Участник Конкурса может быть гражданином Российской Федерации, гражданином государств – участников Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), а также иностранным гражданином, обучающимся в вузах России и стран СНГ в возрасте до 35 лет. 4.3 Заявитель и Участник Конкурса может предоставить несколько работ. Для каждой работы необходимо отдельно соблюсти порядок заявления на Конкурс, установленный настоящим Положением.
V. СЕКРЕТАРИАТ КОНКУРСА, КОНКУРСНАЯ КОМИССИЯ И ЖЮРИ КОНКУРСА
5.1 В целях организации и проведения Конкурса Организатор создает Офис-группу Конкурса, Конкурсную комиссию и Жюри Конкурса. 5.2 Офис-группа Конкурса состоит не менее чем из 3 человек. 5.3 Конкурсная комиссия состоит не менее чем из 3 человек. 5.4 Жюри Конкурса состоит не менее чем из 7 человек. 5.6 Члены Офис-группы Конкурса, Конкурсной комиссии и Жюри Конкурса не могут принимать участия в решении вопросов, связанных с конфликтом интересов. 5.7 К совместной компетенции Офис-группы Конкурса, Конкурсной комиссии и Жюри Конкурса относится: 5.7.1 утверждение условий Конкурса и объявление начала Конкурса; 5.7.2 проведение церемонии объявления победителей и их награждения. 5.8 К компетенции Офис-группы Конкурса относится: 5.8.1 организация приема заявок Участников, проверки содержания заявок Участников и соблюдения требований к оформлению Конкурсных работ на этапе приема заявок; 5.8.2 организация необходимых мероприятий Конкурса; 5.8.3 обеспечение максимальных условий для исключения конфликта интересов, для открытости и прозрачности Конкурса: 5.8.3.1 информирование Участников Конкурса о всех этапах его проведения; 5.8.3.2 информирование общественности о результатах Конкурса. 5.9 К компетенции Конкурсной комиссии относится отбор работ, допущенных на Конкурс. 5.10 К компетенции Жюри Конкурса относится экспертиза отобранных на Конкурс работ и определение победителей. 5.11 Членами Конкурсной комиссии и Жюри Конкурса могут быть представители научных и иных заинтересованных организаций, в том числе государственных органов, органов местного самоуправления, общественности и бизнес-структур. 5.12 Члены Конкурсной комиссии и Жюри Конкурса исполняют свои обязанности на общественных началах. 5.13 Офис-группа и Конкурсная комиссия формируются из руководства и активных участников Школы, а также известных ученых Башкортостана. В Жюри входят ведущие и начинающие представители вузовской науки из разных регионов России. Его состав может быть увеличен на этапе приема заявок для участия в Конкурсе.
VI. ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ КОНКУРСА
6.1 Прием заявок на Конкурс секретариатом Конкурсной комиссии производится в период до 24.00 часов 30 сентября 2020 года. Заявки, поступившие после указанных даты и часа, не допускаются к участию в Конкурсе. 6.2 Определение лиц, допущенных к Конкурсу, производится Конкурсной комиссией в период с 01 октября 2020 года по 14 октября 2020 года включительно. 6.3 Экспертизы допущенных на Конкурс работ и определение победителей производится Жюри Конкурса в период с 15 октября 2020 года по 01 декабря 2020 года включительно. 6.4 Проведение церемонии объявления победителей и их награждения производится Конкурсной комиссией в период с 10 декабря 2020 года по 20 декабря 2020 года включительно.
VII. ПОРЯДОК ПОДАЧИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
7.1 Заявитель направляет краткие сведения о себе (с учетом требований Закона «О защите персональных данных») и текст научной работы на email: politobraz@yandex.ru. 7.2 До проверки заявки предлагаемая Конкурсная работа не публикуется и остается недоступной для всеобщего ознакомления. 7.3 Офис-группа Конкурса обязана проверить заявку в течение 5 (пяти) рабочих дней после даты ее подачи. 7.4 После проверки содержания заявки и проверки соблюдения требований к оформлению конкурсной работы Офис-группа Конкурса имеет право: 7.4.1 одобрить заявку и принять работу для участия в Конкурсе, уведомить об этом Заявителя, разместить информацию о принятой на Конкурс работе на сайте «Политическое образование» для информирования членов Конкурсной комиссии. Работа размещается на условиях анонимности с целью повышения объективности оценки работы; 7.4.2 временно отказать в принятии заявки и предоставить Заявителю время для внесения изменений или дополнений в заявку, а также для выполнения требований к оформлению конкурсной работы. В случае неисполнения требований в установленный срок заявка считается не поданной, а работа не принятой на Конкурс; 7.4.3 отказать в принятии заявки без объяснения причин. 7.5 К участию в Конкурсе не допускаются: 7.5.1 работы, поступившие после объявленного срока; 7.5.2 работы, оформленные не по правилам, предусмотренным настоящим Положением; 7.5.3 работы, представленные в секретариат Конкурсной комиссии по факсу, по электронной почте, на электронных носителях или иным способом, не предусмотренным настоящим Положением; 7.5.4 содержащие информацию, противоречащую нормам закона или нормам морали. 7.6 Заявитель имеет право повторно подать заявку для участия в Конкурсе в общем порядке.
VIII. УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ
8.1 Отобранная для участия в Конкурсе работа направляется на рассмотрение Конкурсной комиссии в предусмотренные настоящим Положением сроки. 8.2 При оценке исследовательской работы Конкурсная комиссия руководствуется следующим критериями: 8.2.1 соответствие работы целям и условиям Конкурса; 8.2.2 соответствие содержания работы заявленной теме; 8.2.3 демонстрация знакомства автора с научными работами в исследуемой области; 8.2.4 аналитический уровень работы; 8.2.5 глубина проработки автором выбранной темы. 8.3 Оценка по каждому из критериев дается по 10-балльной шкале. 8.4 При оценке работы Конкурсной комиссией также могут учитываться: 8.4.1 категория автора: студент/научный сотрудник/представитель общественности; 8.4.2 письменные оценки экспертов, знакомых с данной работой. 8.5 Решение о допуске работы в финал Конкурса принимается Конкурсной комиссией на основании электронного рейтингового голосования членов Конкурсной комиссии на сайте Организатора с размещением его итогов. 8.6 В финал Конкурса допускается не более 10 (десяти) работ.
IX. УЧАСТИЕ В ФИНАЛЕ КОНКУРСА
9.1 После размещения информации о допуске работы в финал Конкурса в разделе сайта, предназначенном для отражения информации о Конкурсе, работа направляется на рецензирование и экспертизу не менее чем 3 (трем) членам Жюри в предусмотренные настоящим Положением сроки. 9.2 В течение 10 (десяти) дней после размещения информации о допуске работы в финал Конкурса в разделе сайта, предназначенном для отражения информации о Конкурсе, Участник обязан выслать в адрес Организатора Конкурса почтой или курьером письменный экземпляр исследовательской работы, подписанный Участником и оформленный в соответствие с требованиями настоящего положения. Дата отправки определяется по почтовому штемпелю. 9.3 При оценке исследовательской работы Жюри Конкурса руководствуется следующим критериями: 9.3.1 научная содержательность проекта; 9.3.2 актуальность и научная новизна работы; 9.3.3 новизна и оригинальность подхода к раскрытию темы; 9.3.4 научность изложения темы; 9.3.5 уровень самостоятельности автора в реализации проекта; 9.3.6 практическая значимость; 9.3.7 значение сделанных выводов для теории и практики; 9.3.8 логичность построения и изложения работы; 9.3.9 корректность гипотез. 9.4 Оценка по каждому из критериев проводится по 10-балльной шкале. 9.5 При оценке работы Жюри Конкурса также могут учитываться: 9.5.1 категория автора: студент/научный сотрудник/представитель общественности; 9.5.2 наличие в Конкурсном Жюри письменных оценок экспертов, присланных Организатору совместно с заявленной работой, если они даны в соответствие с критериями оценки работ, предусмотренных настоящим Положением. 9.6 Победители финала Конкурса определяются на основе рейтингового голосования членов Жюри, результаты которого должны быть размещены на сайте «Политическое образование».
X. НОМИНАЦИИ И НАГРАДЫ КОНКУРСА
10.1 Пять работ, признанных победителями Конкурса, будут размещены в журнале ВАК «Власть», а их авторы поощрены дипломами «Школы молодого этнополитолога Республики Башкортостан» и ценными призами от спонсоров. 10.2 Все Участники основного этапа Конкурса получают специальные дипломы Организатора. 10.3 По инициативе члена Жюри Участник, не вошедший в число победителей Конкурса, но чья работа представляет научный интерес, может быть дополнительно поощрен Организатором. 10.4 Работы Участников Конкурса будут размещены на сайте «Политическое образование», по возможности изданы в виде сборника научных статей.
XI. ОСОБЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
11.1 Исследовательская работа может быть отклонена от участия в Конкурсе на любом этапе без письменного уведомления об этом Участника. 11.2 Любые расходы, возникшие у Заявителей и Участников Конкурса в связи с участием в нем, не компенсируются. 11.3 При проведении Конкурса какие-либо письменные или устные переговоры между представителями Организатора, членами секретариата, Конкурсной комиссии, Жюри, с одной стороны, и Заявителями/Участниками Конкурса, с другой стороны, не допускаются. 11.4 Заявитель или Участник Конкурса имеет право направить Организатору письменный запрос с просьбой разъяснить отдельные положения Конкурса, а Организатор обязан направить в его адрес свое письменное разъяснение. 11.5 Организатор не вступает в переписку с Заявителями/Участниками, заявки которых были отклонены или сняты с Конкурса. 11.6 Работы Участников, размещенные на сайте Организатора, охраняются авторским правом Российской Федерации как материалы, опубликованные в средстве массовой информации. 11.7 Участники Конкурса несут полную ответственность: 11.7.1 за соблюдение правил научного цитирования и использования научных источников; 11.7.2 за соблюдение авторских прав; 11.7.3 за достоверность информации, изложенной в работах. 117.4 за достоверность информации, представленной в конкурсных заявках.
XII. ПОРЯДОК ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В НАСТОЯЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
12 Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Организатором Конкурса. Конкурс научных работ 2020-04-10 07:41 Редакция ПО Уважаемые читатели! «Школа молодого политолога в Республике Башкортостан» объявляет конкурс научных работ. Конкурс является открытым по составу участников, тематика работ определяется участниками самостоятельно в рамках проводимых ими научных исследований. Желаем успехов и ждем оригинальных, содержательных аналитических материалов. event_topic: event_country: Россия city: Уфа event_city: event_organization: Дата мероприятия: с пятница, апреля 10, 2020 по среда, сентября 30, 2020 event_check_in_date: пятница, апреля 10, 2020 Теоретическая модель соотношения концептов-представлений «сильное государство» и «soft power» в ракурсе властной миссии государства 2020-04-10 07:43 Редакция ПО Политологическая мысль как активно развивающееся социально-гуманитарное знание улавливает и артикулирует представления, сформировавшиеся при ходе изучения пространства власти и властных отношений. Среди них — концепты-представления «сильное государство» и soft power. В этом смысле теоретическая модель соотношения концептов-представлений «сильное государство» и soft power в ракурсе властной миссии государства выступает как конструкт, т.е. мыслительный образ идеализированного объекта с установленными параметрами и свойствами, используемый в качестве познавательного «кода» для теоретического описания избранной проблематики. Образ государственной власти следует рассматривать как комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о государственной власти, которые возникают как знание о государстве, его параметрах и особенностях функционирования, взаимодействии власти и общества. Представления о государстве проявляются в конкретных ситуациях, в которых люди вынуждены вступать в практики интерпретации феноменов, связанных с государственной властью, или выстраивать стратегии ответных действий [Дзахова, Цораев 2016]. Выявление и систематизация теоретико-концептуальных предпосылок осмысления проблемы создают возможность конструирования модели, включающей фиксацию теоретико-методологических подходов, уточнение базисных понятий, вычленение уровней предстоящего политологического анализа. Теоретическая модель соотношения и оппозиции концептов-представлений «сильное государство» и soft power в ракурсе властной миссии государства включает следующую логическую последовательность рефлексии развернутых базисных понятий. Властная миссия государства. Главной целью современного государства выступает создание и функционирование эффективной, адаптивной и адекватной решаемым проблемам системы обеспечения реализации потребностей и интересов граждан и общества. В идеале властная миссия государства, т.е. глав ное его предназначение, — это служение обществу, защита прав и свобод личности как высших ценностей, обеспечение высокого уровня и качества жизни людей, развитие общества. Тем самым, властная миссия государства есть его предназначение и целевая установка, отраженные в практиках как совокупности конкретных действий власти и навыков ее целесообразной деятельности. 1. Концепт «сильное государство» («жесткая власть»). Концепт сильного государства понимает под таковым эффективное государство, выполняющее свои базовые функции. Для В.А. Затонского и М.П. Петрова сильное государство — это эффективное, полноценное, авторитетное и уверенное в себе государство, четко выполняющее все свои функции и свое социальное предназначение [Затонский, Петров 2006: 32]. А.М. Старостин отмечает, что концепт сильного государства рассматривается как доминантная характеристика потенциала государства во внешних (межгосударственных) и во внутренних отношениях [Старостин 2013]. Согласно подходу Я.В. Коженко, сила государства является его пусковым механизмом, «нормой управляемости» и динамической силой, что обусловлено новыми задачами совершенствования государства. Именно динамический фактор — центральный вопрос при обосновании концепции сильного государства, способного решать проблемы переходного периода, а не превращающегося в «служанку по исполнению общественных желаний» [Коженко 2010]. Сильное государство отличают также обширная сфера влияния государственно-властных структур; умение мобилизовать все население, составляющие его социальные классы, слои и группы, а при необходимости и отдельных граждан для активного, осознанного и добровольного участия в решении возникающих общественно значимых проблем [Керимов 2013]. 2. Концепт «soft power». Идея soft power («мягкой власти») базируется на дуальной метафоре «жесткой» и «мягкой» власти, обозначаемой в англоязычной политической мысли такими понятиями, как hard power и soft power. В зависимости от семантического контекста данные образно-метафорические понятия-концепты могут нести в себе различные образно-смысловые значения. Идея «мягкой силы» была сформулирована задолго до Дж. Ная. По справедливому замечанию П.Б. Паршина, «идея обретения силы (и власти) через привлекательность не нова» [Паршин 2015: 25]. В историческом контексте сама идея рассматривать политическую власть с точки зрения «мягкости» или «жесткости» восходит к древнекитайским философам, таким как Лао Цзы, Конфуций, Сунь Цзы. Заслуга Дж. Ная — в ее концептуальном оформлении. Сила воздействия «мягкой власти» (soft power) действует таким образом, что субъект свободно и добровольно ей подчиняется, воспринимает ее предписания как результат своего самостоятельного выбора. «Мягкая» властная сила достигает своих задач без использования инструментов и средств внешнего насилия. Ее инструментами влияния являются интеллектуальные паттерны, когнитивные соблазны, привлекательные идеи и символы, визуальные и аудиальные образы. «Мягкая сила» осуществляет свое воздействие на знаково-символическом и идейно-ценностном уровне, тем самым активизируя стереотипы общественного восприятия. Она использует психологически привлекательные для субъекта инструменты влияния в целях незаметного переформатирования в нужном направлении его ментальных структур [Русакова 2010: 173]. Концепт «мягкая сила» в последнее время все более активно используется учеными в различных смыслах: а) в качестве способности государства к политической мобилизации внутри страны и вне ее; б) воздействие на других людей с помощью символических ресурсов; в) воздействие на внешний мир с помощью гуманитарно-культурной деятельности» [Soft power... 2015]. Конструирование и воплощение в политической реальности концептов- представлений «сильное государство» и soft power базируются на их оппозиции. Выявление потенциальных смыслов и сущностных характеристик концептуальной оппозиции «сильное государство» — soft power задается ее воплощением (объективацией) в политологическом знании и практиках власти. В понимании soft power автор данного исследования опирается на то, что использование «мягкой силы» направлено на «санацию» окружающего государство пространства — минимизацию рисков появления непосредственных вызовов, масштабных угроз, требующих более затратного реагирования, применения «жесткой силы». С учетом ориентированности «жесткой силы» на получение быстрого результата (к чему располагает срочный характер вызова, на который она призвана отвечать), таковыми становятся другие субъекты в лице их руководящих институтов (правительства, партии, политические элиты и т.д.) [Юдин 2015: 101]. Теоретическая модель оппозиции концептов-представлений «сильное государство» и soft power в ракурсе властной миссии государства основана на понимании сильного государства как государства, обладающего значительным властным потенциалом. Это практически означает, что сильное государство должно располагать достаточными материально-финансовыми, административными, организационными, людскими, информационными, коммуникативными,технико-технологическими и прочими ресурсами, которые позволяли бы ему вырабатывать выверенный, научно-обоснованный политический курс и твердо, неуклонно и последовательно проводить его в жизнь, поддерживая достойный уровень жизни граждан, эффективно управлять, энергично воздействовать на общественные процессы, осуществлять на высоком профессиональном уровне нормотворчество и обеспечивать законность и правопорядок, отправлять контрольные функции и т.д. — словом, в полном объеме реализовывать все без исключения принимаемые им властные решения [Керимов 2013: 3]. Данные концепты-понятия приобрели значимость в политологии как благодаря разъяснению данных понятий усилиями их адептов, так и благодаря соответствию данных концептов актуальным представлениям о предпочтительных способах политического управления и регулирования международных отношений, а также их когнитивно-эвристическим возможностям (более адекватному пониманию и объяснению тенденций развития политической реальности). Эти концепты уверенно вошли в политологический и политический оборот, но пока что не сложилось единство при построении концептуальной модели оппозиции «сильное государство» — «мягкая сила». Тем не менее эти концепты- представления превратились в реальные инструменты реализации властной миссии государства и находят свое воплощение во властных практиках. Политические практики реализации властной миссии государства в рамках представлений о сильном государстве предполагают выявление позиционирования властной миссии государства в координатах концепта «сильное государство», а также ресурсов и рисков воплощения идеи сильного государства в политическом процессе; и в контексте развития представлений о soft power — через рассмотрение концепта «soft power» в политических практиках и в инструментарии властной миссии государства, а также позитивного имиджа государства как политического инструмента реализации властной миссии в практиках внешнего влияния «мягкой силы». Список литературы: 1. Дзахова Л.Х., Цораев З.О. 2016. Элиты в политическом процессе современной России. Владикавказ: Изд-во СОГУ. 108 с. 2. Затонский В.А., Петров М.П. 2006. Концепция сильного государства в контексте модернизации власти в России. — Право и государство: теория и практика. № 12. С. 31-43. 3. Керимов А.Д. 2013. Некоторые проблемы теории сильного государства. — NB: Проблемы политики и общества. № 3. С. 3-5. 4. Коженко Я.В. 2010. Концепция сильного государства в контексте модернизации государственной власти в России: историко-правовой аспект. — Философия права. № 4. С. 56-59. 5. Паршин П.Б. 2015. Приключения мягкой силы в мире коммуникативных технологий (прекраснодушные заметки). — Soft Power, мягкая сила, мягкая власть. Междисциплинарный анализ (под ред. Е.Г. Борисова). М.: ФЛИНТА. 6. Русакова О.Ф. 2010. Концепт «мягкой силы» в современной политической философии. — Научный ежегодник Института философии и права Уральского отделения Российской академии наук. Вып. 10. С. 173-191. 7. Старостин А.М. 2013. Стратегическое управление в многосоставном обществе: российский контекст (к постановке проблемы). — Северо-Кавказский юридический вестник. № 3. С. 94-100. 8. Юдин Н.В. 2015. Системное прочтение феномена мягкой силы. — Международные процессы. № 2. С. 96-105. 9. Softpower: теория, ресурсы, дискурс (под ред. О.Ф. Русаковой). 2015. Екатеринбург: ИД «Дискурс-Пи». 373 с. Авторы: ДЗАХОВА Лариса Хасановна — доктор политических наук, профессор кафедры философии и социально-политических наук Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. ГУСОВА Ирина Казбековна — аспирант кафедры философии и социально-политических наук Северо-Осетинского государственного университета им. К.Л. Хетагурова. Источник: Журнал «Власть», 2017, Том 25, № 5, С. 158-161. Вслед за нефтью. Что будет с российским газом из-за карантина в Европе 2020-04-10 08:29 Редакция ПО Нефть и газ – два кита российского энергетического экспорта – сегодня переживают не лучшие времена. Пандемия коронавируса подорвала спрос на традиционных рынках, особенно в Европе, изменила привычные модели поведения и тренды энергопотребления. В закрытых на карантин городах Германии люди уже не ездят каждый день на автомобилях, топливо для которых производится из российской нефти, и не ходят в офис, куда тепло и электричество поставляют электростанции на российском газе. Если сравнить, например, вторники конца марта этого года и прошлого, то будет видно, что производство электроэнергии на газовых электростанциях на севере Италии упало на 54%, в Нидерландах – на 37%, на западе Германии – на 15%. И это несмотря на то, что в этом году конец марта в Европе выдался более холодным, чем в прошлом. Последствия двухмесячного карантина – это миллиарды кубометров выпавшего спроса на газ. Невыгодная Европа Если на нефтяном рынке всплеск предложения произошел после распада сделки ОПЕК+ в начале марта, то на газовом низкие цены и избыток сжиженного природного газа (СПГ) установились еще в середине 2019 года. Нефти и газа в мире сегодня действительно очень много – по прогнозу Международного энергетического агентства, производство нефти в этом году вплотную приблизится к 100 млн баррелей в сутки, а добыча газа поставит очередной рекорд в районе 4 трлн кубометров. На этом фоне резкое падение спроса из-за эпидемии окончательно отправило цены в неконтролируемое пике. На рынке Европы биржевые цены на газ, то есть те, которые формируются на виртуальных торговых площадках на основе спроса и предложения, уже падают ниже $80 за тысячу кубометров – такого не было с 1999 года. Для сравнения: в регионах Центральной и Южной России «Газпром» может получать до $65 по текущему курсу за тысячу кубометров, продавая газ промышленным предприятиям, и чуть ниже – населению. И при этом не нужно тратиться на транспортировку газа и платить 30%-ную экспортную пошлину. Цены по долгосрочным контрактам «Газпрома» пока в полтора-два раза выше европейских биржевых котировок, да и на собственной экспортной биржевой площадке «Газпром» удерживает уровень $110 за тысячу кубометров, используя длинные форвардные контракты на осень и следующий год, когда, по мнению компании, газ будет дороже. Все это пока позволяет компании продолжать поставки газа в Европу с минимальной маржой – тут помогает еще и то, что за транспортировку газа по России «Газпром» платит, по сути, сам себе (то есть своим многочисленным 100%-ным дочкам-«трансгазам»), а также владеет долями во многих газопроводах на территории Европы («Северный поток», «Ямал – Европа»). Тем не менее говорить, что российский концерн, обеспечивающий свыше трети потребления газа в Европе, с легкостью проходит кризисные времена, не приходится. Свой бюджет на 2020 год компания верстала при ценах $200 за тысячу кубометров. В январе – феврале поставки осуществлялись в среднем по цене около $170 за тысячу кубометров, а в целом по году с учетом мартовского обрушения цен на нефть этот показатель очевидно будет еще ниже. Инвестиционная программа «Газпрома» на этот год составляет 1,1 трлн рублей, или $14 млрд по текущему курсу. При этом выручка при годовых поставках 200 млрд кубометров (планка, которую «Газпром» задал себе в последние годы) при цене $170 составит около $35 млрд. Из них $10 млрд необходимо будет сразу выплатить в бюджет в качестве экспортной пошлины. Расходы на добычу газа и налог на добычу полезных ископаемых, по данным «Газпрома», обойдутся еще в $6 млрд. Наконец, $5 млрд составят затраты на транспортировку газа по Европе, и это по самым скромным оценкам. В результате инвестпрограмме, источником средств для которой как раз и является экспортный сегмент, придется пролезть в иголочное ушко рыночных возможностей. А ведь инвестпрограмма «Газпрома» – это и развитие трубопроводных поставок газа в Китай, и недостроенные «потоки» в Европу, и СПГ-проект на Балтике. Это совсем грубая арифметика. В реальности объемы экспорта, очевидно, будут меньше. В январе – феврале сокращение составило как минимум 20% к уровню прошлого года. Мартовская динамика не добавила оптимизма, оставшись примерно на уровне февральской. И мы пока слабо представляем, как сократится европейский спрос в ближайшие несколько месяцев из-за карантина. Летом цены на газ в Европе, если не будет черных лебедей на экспортных газопроводах, очевидно, пробьют очередные минимумы. Уже сейчас в европейских газохранилищах на 15 млрд кубометров газа больше (+35%), чем в прошлом году. А ведь именно закачка газа в хранилища – главный стимул для спроса на газ летом. В прошлом норвежцы не раз сокращали поставки, чтобы поддержать европейские цены на газ, но в этом году они не спешат с такими мерами. Сейчас норвежские поставки газа в Европу идут почти на полную мощность (330–340 млн кубометров в сутки), а основной объем профилактических работ на месторождениях перенесли на август из-за коронавируса. Это означает, что летом газа на европейском рынке будет много. Очень много. Единственное утешение для отрасли – это продолжающееся сокращение добычи газа в Нидерландах. Но оно контролируемое, ожидаемое и давно отраженное трейдерами в биржевых котировках. Кто уйдет первым? В прошлом году главным ньюсмейкером на европейском газовом рынке стал сжиженный природный газ. По итогам 2019 года поставки СПГ в Европу выросли вдвое – до 100 млрд кубометров. Приток СПГ на европейский рынок продолжается и в этом году. С начала года в Европу было поставлено 30 млрд кубометров сжиженного газа, что на 6 млрд кубометров больше (+25%), чем за аналогичный период прошлого года. Уже в ноябре 2019 года ведущим поставщиком СПГ в Европу стали США, потеснив Катар. Американцы выбрасывают все новые объемы газа на и без того перенасыщенный рынок. Если в 2019 году страна экспортировала около 50 млрд кубометров СПГ, то в 2020 году ожидается уже около 70 млрд кубометров, а в 2021-м – около 80 млрд кубометров. Эти объемы необходимо куда-то поставлять. Два года назад таким направлением была Азия из-за динамичного спроса и более высоких цен. Однако уже в прошлом году преимущество азиатского рынка по цене почти исчезло, началась торговая война с Китаем, а в этом году регион первым столкнулся с эпидемией коронавируса. В результате невостребованные Азией объемы оказываются в Европе. Текущие цены для поставщиков СПГ, недавно вышедших на рынок, не позволяют окупить инвестиции в проекты. Они могут компенсировать только операционные затраты на добычу, сжижение газа и транспортировку. Окупить вложения в многомиллиардные проекты заводов при текущих ценах невозможно даже за десятки лет. А ведь необходимо еще отдавать кредиты, платя проценты. Возникает резонный вопрос: кто первым сойдет с дистанции на вираже падающего спроса и цен на газ в Европе? На рынке уже начали появляться интересные парадоксы. Например, трейдинговая компания американского производителя газа Cheniere объявила тендер на покупку шести партий сжиженного газа на рынке для последующей поставки в Европу. Для Cheniere может быть просто дешевле купить СПГ на рынке, чем произвести на собственном заводе и доставить в Европу. Или компания может пытаться временно снять эти объемы с рынка в надежде на рост цен. Ранее Египет заявлял, что может сократить отгрузку СПГ на глобальные рынки с аналогичной целью – сократить избыток предложения. Впрочем, пока из гонки не вышел никто. С поправкой на упавший спрос все основные производители продолжают бороться за свои доли. Однако к активным боевым действиям и демпингу по саудовскому сценарию, как на нефтяном рынке, в газовой отрасли пока никто не переходит, опасаясь полностью разрушить и так сильно пошатнувшийся баланс интересов на рынке. Фундаментальные последствия Падение цен на газ создаст немало проблем, но одновременно может оказать столь необходимое очистительное воздействие на отрасль, где в последние годы возникают все более безумные проекты газопроводов и терминалов СПГ. Многие из них явно не учитывают, что в долгосрочном периоде газ должен быть прежде всего доступным по цене и желательно зеленым, чтобы устоять в растущей конкуренции с возобновляемой энергетикой. В марте компания Shell вышла из проекта СПГ Lake Charles на побережье Мексиканского залива. Австралийская компания Woodside отложила ряд своих СПГ-проектов. Это лишь некоторые примеры недавних дней, и в ближайшее время их будет становиться больше. Европе тоже стоит ждать инвестиционных последствий для своей газовой отрасли. Скорее всего, затормозится реализация новых морских проектов газодобычи на норвежском шельфе. Также можно ставить крест на планах некоторых европейских стран по добыче сланцевого газа. Для России медвежий суперцикл на газовых рынках тоже не пройдет бесследно. Но российская газовая отрасль всегда была больше, чем просто отрасль экономики, поэтому тут вряд ли стоит ожидать радикального пересмотра стратегии. Возможно, замедлится ввод в эксплуатацию новых месторождений и строительство новых инфраструктурных проектов (хотя обращение президента про коронавирус почти совпало по времени с новостью, что «Газпром» начинает готовить технико-экономическое обоснование для нового мегапроекта «Сила Сибири – 2»). А вот проекты с широким международным участием, вроде «Северного потока – 2» или «Арктик СПГ – 2» «Новатэка» имеют больше шансов на успех, потому что объединяют интересы и производителей газа, и потребителей. Что касается экспорта «Газпрома» в Европу, то на фоне карантинов европейские потребители рискуют не выполнить условия долгосрочных контрактов «бери или плати» по отбору минимальных количеств газа. Потенциально это чревато для них штрафами в пользу российского концерна. Но тут «Газпрому» важно проявить терпение и добрую волю, перенеся невыбранные объемы на будущие периоды, ведь жесткий разговор с клиентами на падающем перенасыщенном рынке чреват долгосрочной потерей их лояльности. Когда в Европе цены на минимумах с 1999 года, а в Азии – за всю историю, российские газовики стали больше внимания обращать на российский внутренний рынок. Теоретически развитие внутреннего спроса даже при нынешних регулируемых ценах способно создать сегмент выручки, сравнимый с традиционными рынками Европы. Однако здесь большую угрозу создают неплатежи, которые будут неизбежно накапливаться из-за тяжелой экономической ситуации. Поэтому самый надежный выход для газовой отрасли, применимый ко всем отраслям в период кризиса, – радикальная оптимизация затрат и повышение эффективности. В предыдущие кризисы без этого в основном удавалось обходиться, но нынешний идеальный шторм просто не оставляет других вариантов. Сергей Капитонов, аналитик по газу Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Публикация подготовлена в рамках проекта «Россия – ЕС: развивая диалог», реализуемого при поддержке Представительства ЕС в России. |
В избранное | ||