Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Вы знаете, кто автор противотанкового <<ежа>>?



Вы знаете, кто автор противотанкового «ежа»?
2020-04-21 17:52 Редакция ПО

Многие часто и с удовольствием пересматривают советские фильмы о войне. Практически в каждом из них обязательно встретиться инженерное сооружение, прозванное в народе противотанковый «ёж». Несколько рельс сваренных между собою, напоминающих шестиконечную звезду.

Долгие годы это военно-инженерное сооружение считалось продуктом солдатского творчества. И никто не задумывался, что у «ежа» есть автор, которому пришлось основательно поработать, чтобы создать эффективную преграду для немецких танков. Имя этого человека-Михаил Львович Гориккер.

Михаил Львович — участник двух мировых войн, к началу Великой Отечественной – генерал-майор технических войск, начальник Киевского танкового училища.

Так в чём же гениальность «ежа»? В простоте его конструкции. Профиль или рельсы нарезались на примерно равные куски. Затем нарезанные куски приваривались друг к другу в виде буквы «Ж». И все, непреодолимая преграда для немецкой техники готова.

Впрочем, в этом деле требовался точный расчет сварки. «Ёж» не должен был быть выше начала лобового листа брони танка. Высота его составляла 80 см. Испытания доказали, что «правильный ёж» мог выдержать наезд танка весом в 60 тонн. Следующей фазой организации обороны была эффективная установка заграждений. Полоса обороны из «ежей» — четыре ряда в шахматном порядке – превращалась в серьёзную проблему для танков. Смысл «ежа» в том, что он должен был оказаться под танком, а танк – стать на дыбы. В итоге бронированная машина окончательно останавливалась, «зависая» над землёй, и ее можно было подбить из противотанкового оружия. «Звездочки Горрикера», как в некоторых документах именовались заграждения, получились на столько «идеальными», что в будущем не потребовали доработки. Данное изобретение стало одним из символов Битвы за Москву зимой 1941-го. Только на ближних рубежах обороны столицы СССР было расставлено около 37 500 «ежей». В Химках существует памятник противотанковым ежам, но там нет фамилии их создателя.

Кинорежиссер Владимир Гориккер, сын генерала, приложил много усилий, чтобы в Москве появилась мемориальная доска в честь его отца. «Первые дни после нападения фашистов на СССР я хорошо помню. Отца назначили командовать обороной Киева, к которому приближался враг. Работы было много, но, вернувшись поздно вечером домой, папа, вместо того, чтобы хоть немного отдохнуть, «реквизировал» у меня игрушечные модельки танков, которые раньше сам же подарил, и чуть ли не всю ночь напролет колдовал над ними, переставляя на столе вместе с какими-то конструкциями из спичек, соединенных клеем или пластилином. Мне, пацану, назначение этих штуковин было непонятно. Думал даже, что отец просто, таким образом, пытается отвлечься, борется с бессонницей. Но, однажды, он вернулся раньше обычного, буквально сияющий, и чуть ли не с порога квартиры восторженно закричал: «Мы запороли два танка!!!». Вот те на! В семье же знали, как внимательно он относится к сохранению техники, как дает нагоняи даже за мелкие нарушения, которые могут привести к повреждению танков, а тут — не скрывает радости по поводу поломки двух боевых машин… Лишь значительно позднее я понял всю значимость события, которое произошло в тот день на полигоне Сырец Киевского танково-технического училища», — вспоминает сын прославленного военного инженера.

Вот выдержка из акта испытания, проведенного 3 июля 1941 года. «Комиссия в составе Секретаря ЦК КП/б/У по машиностроению тов. Бибдыченко, зав. отделом Обороннной Промышленности ЦК тов. Ялтанского, секретаря ГПК тов. Шамрило, Начальника Киевского Гарнизона генерал-майора тов. Гориккера, Директоров заводов: Большевик — тов.Курганова, 225 тов. Максимова, Ленкузня тов. Меркурьева и представителей КТТУ полковника Раевского и военинженера 2 ранга Колесникова провела испытания противотанкового препятствия — 6-ти конечная звездочка изготовленная из рельс утиля, предложение генерал-майора техвойск тов. Гориккера.

Заключение об испытаниях

Танк вынужден остановиться, так как клык [заграждения] попал между гусеницей и ведущим колесом гусеничного хода, а клык звездочки 3-й линии заграждения, упершись в днище носовой части танка, приподнял последний на воздух. Данное положение без помощи извне не дает возможности продолжать движение. Остановка же танка на заграждении является наиболее эффективным явлением для расстрела его артиллерией по заранее пристрелянным участкам установленного заграждения.

Заключение: «Комиссия считает, что противотанковые препятствия шестиконечные звездочки являются эффективным противотанковым заграждением, это вид заграждения можно широко применять в районе УРов, дефиле и особо важных направлениях».

В начале сентября 1941 года генерал Гориккер был отозван в Москву, где занимал должности начальника управления Главного Управления Автотранспортной и Дорожной службы РККА, начальника автоуправления Ленинградского фронта, начальника инспекции Главного автотранспортного управления РККА. После войны – командовал автомобильными училищами, умер в Москве в 1955. Кстати, идею наших «ежей» впоследствии использовали и немцы при обороне в 1944-1945 годах.

Источник: https://masterok.livejournal.com/4081868.html



Сценарии развития отношений России со странами Магриба в современных геополитических условиях
2020-04-21 17:55 Редакция ПО

После завершения процесса деколонизации и окончания «холодной войны» статус и значение Африки в мировом геополитическом пространстве претерпели радикальные изменения. Сегодня Африканский регион демонстрирует высокий геополитический потенциал и, как следствие, все большую привлекательность для ключевых акторов мировой политики, выступая эпицентром столкновения их геостратегических интересов. На фоне этого складываются предпосылки для последовательного развития партнерских отношений между Россией и Африкой, в том числе со странами Магриба.

Долгое время Северная Африка оставалась вне интересов российской политики, тем не менее в последние годы наблюдается значительный рост активности России в данном регионе. Текущая внешнеполитическая стратегия нашего государства предполагает постепенное возвращение на территорию североафриканского региона с тем, чтобы эффективно распространять свое влияние и таким образом обеспечивать реализацию российских национальных интересов вне государственных границ [1].

В то же время новая международная реальность создает предпосылки для обострения тех проблем, которые некогда существовали в российско-африканских отношениях. Кроме того, сам по себе африканский континент находится в перманентном состоянии высокой напряженности и конфликта, представляя собой одну из наиболее «горячих» точек планеты. Данное обстоятельство затрагивает интересы не только отдельных региональных стран, но и человечество в целом, поскольку выступает прямой угрозой его существованию. Изложенные обстоятельства предопределили наблюдаемый в настоящее время интерес России к выстраиванию крепких союзнических отношений с наиболее перспективными странами континента, в числе которых – страны Магриба.

Каковы перспективы возможного развития подобных устремлений? С целью поиска ответа на данный вопрос представляется обоснованным обращение к методу сценарного политического прогнозирования.

Данный метод интенсивно разрабатывался в 50-70 гг. ХХ века и изначально был ориентирован на применение в военно-политической области и дипломатии. За счет того, что он отличается достаточно высокой степенью субъективности и неоднозначности, его можно определить как обширную и весьма неоднородную «совокупность подходов, техник, способов организации работы экспертов, накопленную за полвека существования сценариотехники» [2].

Важно отметить, что при использовании метода сценарного политического прогнозирования следует продумывать несколько возможных сценариев, поскольку не существует единственно верного варианта развития межгосударственных, в том числе российско-магрибских, отношений, однозначно отражающего течение этого процесса. Кроме того, необходимо принимать во внимание, что все стороны описываемого взаимодействия имеют собственные национальные интересы, которые должны быть учтены при построении прогностических моделей. Так, история развития российско-магрибских отношений носит в целом мирный характер, поскольку во многих сферах интересы России и стран Магриба совпадали, следовательно, ожидается скорее прогрессивный союзнический вариант их будущего развития.

Прежде, чем переходить к рассмотрению возможных сценариев развития российско-магрибских отношений, следует обозначить основные интересы России в данном регионе, поскольку построение внешнеполитического курса страны происходит с ориентацией на них.

Во-первых, Россия стремится к укреплению политического сотрудничества со странами континента, так как это обеспечит поддержку ее позиций в рамках международных организаций. Это особенно справедливо в отношении ООН, где значительная группа представлена именно государствами африканского континента.

Во-вторых, страны Северной Африки сегодня демонстрируют активное наращивание экономического потенциала, поэтому Россия уделяет особое внимание возможности развития торгово-экономических отношений с ними. Это выражается в увеличении объемов добычи и покупки в странах Северной Африки минеральных ресурсов, сельскохозяйственной продукции и т.д. Кроме того, наблюдается налаживание поставок в Африку удобрений, продукции машиностроения, вооружения, военной техники российского производства.

В-третьих, Россия заинтересована в усилении политического влияния в регионе посредством использования инструментов мягкой силы и публичной дипломатии. Особый акцент делается на экспорте российских услуг и технологий (вплоть до реализации совместных российско-африканских проектов в космической сфере).

С учетом особенностей становления российско-магрибских отношений и текущих позиций России в Магрибе можно предположить несколько возможных сценариев их дальнейшего развития. Рассмотрим три наиболее обобщенных из них: вытеснение России из региона, нейтралитет и стратегическое союзничество.

Наименее желательный сценарий – вытеснение. Он связан с попытками держав Запада установить прочные связи с североафриканскими странами и проводить в североафриканском регионе собственный внешнеполитический курс, способный удовлетворить национальные интересы каждой из стран.

Основным конкурентом России в Северной Африке являются США. Для Вашингтона Магриб служит естественным продолжением «дуги нестабильности», которая включает в себя Ближний и Средний Восток и в целом весь исламский мир (т.н. проект Большого Ближнего Востока [3]). Недооценивать значение североафриканского направления во внешнеполитическом курсе США не стоит, так как в случае успешного установления крепких связей и появления новых форм американо-африканского сотрудничества, Россия с большой долей вероятности лишится возможности закрепиться в регионе и расширить масштабы сотрудничества и делового партнерства с государствами Магриба. В условиях, когда Вашингтон не скрывает своих гегемонистских устремлений, активно вводя санкции и создавая препятствия, оказывающие негативное воздействие на Россию и других прямых конкурентов (например, Китай) в североафриканском регионе, такие опасения становятся как никогда актуальными.

Второй сценарий – нейтралитет. Этот вариант станет возможным в случае, если наибольшую силу в регионе Магриба наберет Китай, поскольку сегодня обе страны – и Россия, и Китай – претендуют на достижение значимых позиций в современной геополитике и обладают примерно равными шансами на расширение своего влияния в североафриканском регионе [4]. Китай уже сегодня зарекомендовал себя как крупный инвестор, заинтересованный в построении долгосрочных устойчивых партнерских отношений с Африкой. Текущие показатели роста торговых потоков между Китаем и странами Магриба показывают, что уже в ближайшей перспективе Китай может стать центральным торговым партнером всего континента, а не только отдельных государств Магриба.

Несмотря на заявления официальных лиц об усилении торгово-экономического сотрудничества России со странами Магриба [5], объемы данного сотрудничества значительно уступают вкладу Китая в развитие Африканского континента в целом и отдельных его частей, в частности Магриба. Вследствие этого, ожидаемо, что именно к Китаю будет обращено внимание африканских государств в ближайшей перспективе. Россия по-прежнему сможет оказывать влияние на внутрирегиональную ситуацию, однако уровень этого влияния будет весьма ограниченным.

В то же время, если российское правительство сумеет четко сформулировать основные задачи российско-африканского и российско-магрибского сотрудничества, нарастить количество содержательных официальных контактов в руководящих кругах и выработать единую внешнеполитическую стратегию с учетом интересов, реализуемых посредством деятельности в регионе Магриба, то активизация взаимоотношений России и стран Магриба станет возможной. Таким образом, возникает третий, наиболее предпочтительный сценарий развития отношений – стратегическое союзничество, которое подразумевает создание прочных и комплексных партнерских взаимоотношений России с лояльными к ней государствами Северной Африки.

Относительно военно-политического сотрудничества, необходимо подчеркнуть, что России удалось заключить за последние годы новые соглашения о партнерстве в данной сфере с целым рядом африканских стран [5]. В том числе эти соглашения касаются взаимодействия и поддержки в сфере обеспечения международной безопасности и борьбы с терроризмом. В случае реализации данного сценария в дальнейшем сотрудничество в данной сфере будет лишь укрепляться.

В экономическом плане станет возможной совместная реализация проектов, направленных на достижение энергетической безопасности в странах Магриба за счет использования атомной энергии. Кроме того, благодаря тому, что Россия является мощной энергетической державой, занимающей сильные позиции в нефтяной, газовой, угольной, ядерной отраслях энергетики, сотрудничество может затронуть также и данные отрасли, поскольку все большее внимание уделяется сегодня изучению и разработке альтернативных источников энергии.

В современных условиях торговля со странами африканского континента представляет особенную важность для российской экономики, в определенной степени предопределяя структуру российского потребительского рынка. Упрочняя и расширяя экономические связи, Россия может превратить Магриб и, как следствие, всю Африку в «целевой рынок», найти на континенте заинтересованных потребителей и создавать продукцию, способную максимально полно удовлетворить из запросы и способствовать развитию российского торгово-промышленного комплекса.

На этом позитивные последствия реализации данного сценария развития российско-магрибских отношений не исчерпываются, однако уже сейчас можно заключить, что в рамках него Россия сумеет значительно повысить уровень своего влияния не только в рамках африканского континента, но и в глобальном масштабе. Для этого нашему государству необходимо в ближайшие годы сформировать условия, способствующие развитию многоформатного взаимовыгодного сотрудничества со странами Магриба.

 

Список источников и литературы

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г. // Российская газета. 1 декабря 2016. № 7142.
  2. Ахременко А.С. Политический анализ и прогнозирование: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2006. С. 280.
  3. Summary of the 2018 National Defense Strategy of the United
    States of America [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dod.defense.gov/Portals/1/Documents/pubs/2018-National-Defense-S...
  4. Шаламов Григорий Григорьевич Китайское присутствие в Африке: уроки для России // РСМ. – 2018. – №4 (101). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kitayskoe-prisutstvie-v-afrike-uroki-d...
  5. Сергей Лавров обратился к участникам конференции «Россия-Африка» // Международная жизнь. [Электронный ресурс]. – URL: https://interaffairs.ru/news/show/22866


В избранное