← Апрель 2020 → | ||||||
5
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
12
|
||||
18
|
19
|
|||||
25
|
26
|
|||||
За последние 60 дней 15 выпусков (1-2 раза в неделю)
Сайт рассылки:
http://www.dela.su/
Открыта:
10-08-2003
Адрес
автора: state.politics.newlist-owner@subscribe.ru
Статистика
0 за неделю
Вынужденная дистанция: каким будет общество после пандемии
|
Вынужденная дистанция: каким будет общество после пандемии 2020-04-06 07:59 Редакция ПО Отчуждение и неравенство Нынешний кризис имеет очень много необычных черт, а потому траектория выхода из него пока не ясна. Но некоторые возможные изменения уже видны. Социальное дистанцирование, понимаемое как временная мера, может стать предвестником усиления атомизации общества, роста неравенства, инкапсулирования людей в собственных жизненных проблемах на фоне дальнейшего роста виртуальных сообществ и идентичностей. Развитие новых технологий, ускоренное коронавирусным шоком, способно привести и к появлению новых видов неравенства между разными группами современного общества, например, в досуговых практиках. Искусство офлайн станет, как это было в индустриальном обществе, уделом преимущественно богатых и сверхбогатых людей. Поход в оперный театр или посещение всемирно известного музея станет рассматриваться как демонстрация статуса. Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 3 апреля. Общество Всем нам придется не только встраиваться в новые формы занятости, но и привыкать к новым формам виртуального совместного досуга – и представителям средиземноморской культуры, привыкшим к длительным совместным застольям и близкому общению, и россиянам с их привычкой приглашать и ходить в гости. С другой стороны, нынешний кризис может научить поколение Z не жить одним днем и заставит его представителей задумываться о ближайшем и отдаленном будущем, планировать и делать накопления. Сокращение среднего класса Больше всего не поздоровится традиционному среднему классу, связанному с малым бизнесом и индивидуальным предпринимательством, ведь у него, в отличие от крупных корпораций, как правило, нет финансовой подушки. Можно ожидать драматического сокращения числа малых предприятий – со всеми сопутствующими последствиями: закрытие фирм, личные банкротства владельцев и т.д. На восстановление бизнеса уйдет немалое время. Ведь после банкротства надо будет создавать новую компанию и долго вкладываться в нее, прежде чем появится финансовая отдача и станет возможно расплатиться с долгами. Но и новый креативный класс ждут большие проблемы, пусть даже его представители будут более адаптивны к экономическим стрессам. Совершенно очевидно, что от многих потребуется огромное напряжение сил, а многие вынуждены будут смириться с переходом в ряды прекариата. Не только государство Сегодня тезис о неизбежном усилении роли государства после кризиса, кажется, разделяется всеми. Однако пандемия выявила и другое: без соседской взаимопомощи и волонтерства на местном уровне многие пожилые и больные люди остались бы без доступа к средствам существования. Так же точно очевидно, что без таких организаций, как «Врачи без границ», невозможно решать глобальные социальные и гуманитарные проблемы – от борьбы с голодом до изменения климата. Тогда как на межгосударственном и наднациональном уровне солидарность часто оказывается либо декларативной, либо требует слишком больших бюрократических усилий, приводящих к потере времени, которого и без того нет. Поэтому наряду с запросом на усиление роли государства как стабилизатора, скорее всего, возрастет и желание поддержать НКО и структуры гражданского общества. Благо, развитие краудфандинга это уже позволяет. Хотя многим из тех, кто захочет принять участие в таких инициативах, может помешать сокращение располагаемых доходов. Что ждет экономику впечатлений Ключевые отрасли экономики впечатлений, которая доминирует в развитых странах и определяет жизнь российских столиц и городов-миллионников (шоу-бизнес, медиа, туризм, гастрономия и др.), уже испытывают серьезное давление. Они будут вынуждены или уйти, или принципиально видоизмениться. Сегодня мы наблюдаем отчаянную попытку ресторанов и кафе выжить за счет доставки еды на дом, но без изменения технологических процессов в основном производстве такие попытки едва ли помогут перекрыть снижение оборота. Потребуется коренная перестройка бизнеса: переход от массовой закупки продуктов и массового производства для приготовления и потребления блюд в ресторанах и гастромаркетах к формированию сообществ лояльных потребителей на основе учета вкусовых предпочтений, времени и частоты потребления определенных блюд. Искусственный интеллект и интернет вещей станут столь же обязательным условием успеха, как и классный шеф-повар. А от массовых закупок продуктов впрок придется перейти к точечным покупкам – в зависимости от поступающих заказов. Если с этим не справится общепит, то его услуги станут оказывать другие экономические агенты. Аналогичные изменения можно ожидать и в других индустриях досуга и гостеприимства. Кино еще быстрее начнет уходить в онлайн, музеи и театры уже начали соревноваться друг с другом в создании собственных виртуальных площадок в интернете. Университет 4.0? Мир высшего образования также не останется прежним. На смену университету предпринимательскому, или университету третьего поколения, идет безлюдный университет 4.0. Но с этим связаны не только возможности, но и опасности: появятся новые изощренные формы интенсификации труда удаленно работающих сотрудников в условиях исчезновения традиционного деления на рабочее и нерабочее время, а также усложнения контроля за режимом труда со стороны академического сообщества. Например, преподаватель в университете сейчас вынужден овладевать новыми профессиями – специалиста по онлайн-коммуникациям, дизайнера и т.п. Резко возрастает нагрузка по сопровождению курсов. Даже качество жилья преподавателей приобретает огромное значение, в России (да и во многих других странах) оно далеко не всегда позволяет, находясь среди домочадцев, выполнять свои педагогические обязанности. Неизбежно снизится уровень коммуникации между преподавателями – кафедры и прочие узлы социально-профессиональных связей утратят свое значение, но пока непонятно, что придет им на смену и с чем у преподавателя будет ассоциироваться его корпоративная идентичность – с порталом вуза в интернете? С корпоративным дизайном презентации? Скорее всего, повысится и уровень отчуждения преподавателей от университета как работодателя. Изменения коснутся не только преподавания, но и таких форм академического сотворчества, как конференции, симпозиумы, коллоквиумы. Очевидно, многие из них перейдут в онлайн-режим, где продолжат выполнять функцию донесения результатов научной работы до коллег. Но у них ведь есть и другие важные функции, например формирование новых исследовательских команд, договоренностей о совместном написании статьи или монографии, которые предполагают какой-то уровень взаимной человеческой симпатии и доверия. Как будет с этим? Студенты в большинстве своем приветствуют возможность перехода в онлайн – так проще сочетать учебу с многочисленными другими делами и соблазнами. Не секрет, что многие из них приходят сегодня в вуз с крайне низкими навыками социального взаимодействия. Едва ли они смогут укрепить их, сидя перед монитором. Да, групповые онлайн-обсуждения тоже возможны, но вот для совместной проектной работы все же требуется определенный уровень социализации в реальном мире – где и как они его приобретут? Разумеется, там, где университетам удастся соблюсти баланс между онлайн- и офлайн-режимами, эти опасности будут смягчены или вовсе сняты, но все же стоит опасаться инноваторов-энтузиастов, которым кажется, что новое – это не удержание полезных достижений старого на новом уровне технологий, а их полное отрицание. Александр Чепуренко, руководитель департамента социологии НИУ ВШЭ Источник: https://www.rbc.ru/opinions/society/01/04/2020/5e8306e79a79473434a103da?from=newsfeed Медиабулимия: новый недуг нашего времени 2020-04-06 08:02 Редакция ПО Рассуждения о вреде избытка информации можно найти еще в древнем философском трактате «Экклезиаст», датируемом III в. до н.э. Однако понятие «информационная перегрузка» появилось лишь в 1964 году благодаря политологу Бертраму Гроссу. Позднее американский философ Элвин Тоффлер популяризовал термин, а в первой четверти XXI века ученые заговорили о последствиях информационного изобилия, например, о медиабулимии, распространенном современном недуге. В том, что собой представляет «медиабулимия», к чему приводит неосознанное и неконтролируемое потребление информации и почему нас преследует чувство опустошения и растерянности в новом информационном мире, разбираемся вместе с исследовательницей, аспиранткой Киевского национального университета имени Т. Шевченко Анной Одинец. Понятие медиабулимии все еще остается относительно малоизвестным, хотя признаки социальной болезни уже были описаны многими психологами. Анна Одинец обозначила этот термин одной из первых еще четыре года назад. Медиабулимия сравнима с известным пищевым расстройством. Но в данном случае речь идет о неосознанном потреблении всевозможной информации. Происхождение термина опирается на аналогию между пищевым и информационным голодом, для которых характерны отсутствие осознанности при потреблении, зависимость от поглощаемых продуктов и чувство опустошения после очередного «переедания». Как замечает Анна Одинец в одном из научных докладов, «“обжорство” легко доступной информацией приводит к отвращению от нее, затем следует период нехватки и самобичевания за отказ. Подобное чередование способствует развитию депрессивных состояний и психосоматических расстройств». В разговоре исследовательница добавляет: «Этот процесс сродни поглощению пищи. Если беспрерывно глотать все подряд, ничего не пережевывая, то момент насыщения осознается с опозданием, являя собой качественный перегруз, и как следствие, вызывая резкое отторжение и «возвратный рефлекс». Проблемы со вниманием постепенно обрамляются в синдром дефицита внимания и гиперактивности». Наиболее сильно данному недугу подвержено молодое поколение, так как именно оно чаще всего проводит время в сети. При этом, согласно данным проекта «EU KIDS ONLINE», в котором исследовались вопросы пребывания молодежи в интернете, распространенное мнение о том, что сетевая компетентность помогает избавиться от информационных угроз и перегрузок, не соответствует действительности. По замечанию кандидата педагогических наук, доцента Г. Михалевой, основной риск связан с социальными сетями, чатами и всплывающими информационными окнами. Лавина информации не только окружает нас, но и требует взаимодействия. В результате мы не только имеем бесконечное количество источников для самостоятельных исследований любых вопросов, но и регулярные отвлекающие сигналы в виде рекламных, деловых, личных уведомлений и спама. В результате мы можем говорить о неконтролируемости информационного потока. Некоторых тешит иллюзия о том, что доступность информации делает нас более развитыми. Однако на практике все обстоит ровно наоборот: обилие источников не говорит об их достоверности, и в итоге мы находимся в эпохе тотальной дезинформации. Кроме того, исследования показали, что, чем больше вариантов источников знаний мы имеем, тем сложнее нам ориентироваться и делать выбор в окружающем мире. Таким образом, мы можем говорить о времени, в котором над нами довлеют растерянность и отсутствие концентрации. Психологи, социологи и философы на протяжении нескольких лет предупреждают о «побочных действиях» постоянного пребывания в сети, в особенности в рабочее и учебное время, а также во время отпуска. Регулярная, ежеминутная смена информационных образов, зачастую с противоположным друг другу содержанием, будь то тексты, видео или изображения, делают нас растерянными, раздражительными и депрессивными. Пытаясь угнаться за духом времени, мы перестаем вчитываться в тексты, рефлексировать, и в итоге оказываемся лишены возможности радоваться пониманию прочитанного, а позднее и вовсе способности глубоко анализировать то или иное явление. Также привычка «читать по диагонали», свойственная многим пользователям, стремящимся охватить как можно большее количество информации, ведет к утере культуры чтения как таковой, что неизбежно делает нас более конформными, ведомыми и программируемыми, так как мы привыкаем откликаться на простые и известные нам онлайн-сигналы. Поверхностное скольжение и постоянное открытие все новых и новых вкладок, по данным А. Одинец, является одним из симптомов медийной булимии. Феномен заключается в том, что зачастую, даже понимая абсурдность сложившейся ситуации, многие не могут перестать потреблять ненужную им информацию. Анна Одинец замечает: «Знание – сила, информация дает власть, поэтому кажется, что чем большим количеством информации мы обладаем, тем сильнее, значимее мы становимся. Вопрос о нужности или качестве получаемого – отходит на второй план … Невозможно предугадать, что окажется в хайпе в следующую неделю, поэтому, на всякий случай, поглощается все подряд. Социальные сети, вроде Twitter – только ухудшают ситуацию. Пост друга о том, что он хочет фруктовый салат на ужин никак не повлияет на мою жизнь лично, но страх пропустить что-то важное подстегивает пользователей просматривать огромную кучу бесполезной информации в поисках чего-то хоть сколько-нибудь ценного». Чувство опустошения, деградации, невозможности сосредоточиться или сделать конкретный выбор приводит к нервным срывам, отчаянию, депрессивным состояниям и временному отказу от сети. Однако после все повторяется заново, практически по той же схеме, что и при пищевой зависимости: пользователи потребляют все подряд без разбора, чувствуют вину за потраченное зря время, но одновременно являются зависимыми от сетевого контента и неизбежно возвращаются к статусу «онлайн». По мнению доцента кафедры социальной философии и философии истории СПбГУ С. К. Секацкого, мир стал переполнен «сорной визуальностью». При этом доктор философских наук, профессор СПбГУ В.В. Савчук замечает, что данная реальность порождает феномен «несмотрения», который «является своеобразным способом самосохранения здоровья». Относительно того, какие меры способны помочь избежать медиабулимии, эксперт поясняет: «Стоит выработать такой себе «ментальный иммунитет», который будет заключаться в критическом мышлении. Нужно задавать себе вопросы: Стоит ли мне это читать/смотреть? Есть ли мне на самом деле до этого дело? А вот перестать быть зависимым от информации у нас никак не получится. Все живые существа зависимы от разной информации, и человек в первую очередь. Вопрос только в количестве, которое нужно регулировать самостоятельно». Источник: https://monocler.ru/mediabulimiya-novyiy-nedug-nashego-vremeni/ Работа Коминтерна в Башкортостане в годы Великой Отечественной войны 2020-04-06 08:04 Редакция ПО В последнее время в обществе наблюдается значительный рост интереса к истории нашей страны, особенно к тем её страницам, которые до недавнего времени были скрыты под грифом «Совершенно секретно». По мере рассекречивания архивных документов у учёных, писателей, публицистов, краеведов появилась возможность рассказать общественности о тех событиях, фактах и именах, о которых до недавнего времени знал лишь узкий круг лиц. Рассматриваемая тема является малоизученной. Значительная часть документов о работе Коминтерна в годы Великой Отечественной войны до сих пор так и остается закрытой. После смены политического курса в стране и в Восточной Европе как-то поспешно и незаслуженно были преданы забвению имена тех людей, которые организовали, руководили и принимали участие в движении сопротивления против мирового зла — фашизма. Как известно, Коминтерн был образован на первом конгрессе Коммунистического интернационала в марте 1919 года в Москве. Тем самым было положено начало международному коммунистическому движению. В 1935 году в обстановке фашистской истерии и угрозы мировой войны состоялся седьмой конгресс Коминтерна, который наметил стратегические и тактические линии компартий в борьбе против фашизма и развязывания новой мировой войны. Конгресс подчеркнул, что в случае нападения фашистской Германии на СССР коммунисты призовут народы своих стран «всеми средствами и любой ценой содействовать победе Красной Армии»[1]. Когда это нападение всё же состоялось, Секретариат Исполкома Коминтерна в тот же день обсудил вопрос о задачах компартий, принял решение о перестройке работы своего аппарата и направил компартиям письма-обращения, в которых указывал, что нападение Германии на СССР является ударом не только против Советского Союза, но и против народов мира[2]. После этого обращения компартии определили свою тактику, формы и методы борьбы с фашизмом, исходя из конкретных условий своих стран. Общее руководство осуществлял Исполком Коминтерна. Но эта работа затруднялась тем, что германские войска находились на подступах к Москве. Поэтому было принято решение Исполком Коминтерна и его учреждения эвакуировать в Башкирию. 22 октября 1941 года в Уфу в двух вагонах прибыли сотрудники Исполкома Коминтерна. Для работы этой важной международной организации было предоставлено здание Дома пионеров на углу улиц Ленина и Революционной (в настоящее время здесь находится Уфимский авиационный техникум). Здесь работали Георгий Димитров, Пальмиро Тольятти, Вильгельм Пик, Долорес Ибаррури, Клемент Готвальд, Морис Торез, Вальтер Ульбрихт, Отто Куусинен и другие известные руководители зарубежных компартий. Несмотря на имеющиеся трудности, городские и республиканские власти решили проблему с жильём для сотрудников Коминтерна. Поселились коминтерновцы в гостинице «Башкирия» и домах по улицам Ленина, Пушкина и Советской. Места работы и жильё находились в центре города, вблизи от органов государственной власти, что позволяло оперативно решать любые возникающие вопросы. Тем не менее, коминтерновцам сполна пришлось испытать все тяготы военного лихолетья. После Лондона, Парижа и Рима сорокаградусные морозы были для европейцев серьёзным испытанием. Привыкшие к изысканной еде, они очень скоро поняли, что настоящий деликатес — это вареная картофелина с хлебом и солью. А ведь они, в отличие от русских сотрудников, кроме питания в столовой Совнаркома, получали спецпайки. Когда коминтерновцы сетовали на отсутствие комфорта и привычной пищи, Пальмиро Тольятти отвечал: «Советские люди не принимают ванну каждое утро, они голодают, но сражаются как львы и остановили захватчиков!»[3]. В период пребывания в Башкирии в 1941—1943 годах Исполком Коминтерна определил задачи для компартий различных стран и всё делал для их претворения в жизнь. Например, компартиям оккупированных стран было рекомендовано приступить к организации единого широкого национального фронта для развёртывания активной антифашистской борьбы, вести партизанскую войну, где для этого имелись условия. В декабре 1941 года Коминтерн из Уфы призвал коммунистов оккупированных стран отдать все силы задаче «изгнания захватчиков и завоевания своей национальной независимости»[4]. Работа Коминтерна в этот период не ограничивалась одними только призывами, лозунгами и рекомендациями. Генеральным секретарём Исполкома Коминтерна являлся Георгий Димитров. Через него и Д.З.Мануильского коминтерновцы держали тесный контакт с партийным и советским руководством республики. Для осуществления оперативной связи с иностранными компартиями, а также для организации радиопропаганды на государства фашистского блока и оккупированные страны по инициативе Георгия Димитрова в Уфе была оборудована радиостанция Коминтерна. К этому времени Уфа уже являлась одним из главных центров связи всей страны. Радиовещательный узел размещался на улице Ленина в Доме связи (ныне Главпочтамт). В этом же здании были установлены коротковолновые передатчики Коминтерна различной мощности. В 1943 году (т.е. в период нахождения Исполкома Коминтерна в Уфе) передачи велись на 18 языках, из двух студий, находившихся на пятом этаже Дома связи. Между ними следовали информационные сообщения на русском языке, начинавшиеся словами: «Говорит Москва!». Радиостанцией Коминтерна руководил Пальмиро Тольятти. Ежедневно сотрудники занимались чтением телеграмм, газет и журналов, которые приходили с большим опозданием, а также прослушивали иностранные передачи. Каждый день в девять утра редакция радиостанции собирались в кабинете П.Тольятти. Затем следовала работа над текстами будущих радиовыступлений. Около пяти вечера все тексты в распечатанном виде подавались Тольятти для окончательного утверждения. Но не всегда в эфир шли одни тщательно отредактированные тексты. Сотрудники радиостанции не пренебрегали и откровенным радиохулиганством. Узнав заранее о готовящемся выступлении Гитлера, самый мощный передатчик настраивали на частоту, по которой немецкое радио транслировало его речь. Немецкий сотрудник радио Коминтерна одевал наушники и внимательно слушал выступление. Как только между предложениями возникала пауза, нажатием кнопки включал передатчик Коминтерна и посылал в эфир издевательские, оскорбительные, а иногда просто неприличные реплики в адрес Гитлера. После этого отключался до следующей паузы. Радиохулигана из Уфы слышала вся Германия. Психологический эффект, по данным советской разведки, был очень сильным, а немцы, как ни старались, ничего не могли сделать[5]. Все студии были загружены работой до предела — шли передачи Коминтерна, Башкирского радио. Действовал жёсткий график: как только один диктор заканчивал передачу, студию тут же занимал другой. Особенно напряжёнными были ночные часы. Радиоканалы «Христо Ботев» вещали на Болгарию, «Тадеуш Костюшко» — на Польшу, «Лайош Кошут» — на Венгрию, работали также «Свободная Югославия», «Германский народный радиопередатчик» и другие. Руководство Коминтерна в Уфе стремилось превратить каждую радиостанцию в организационный центр, который объединял бы все антифашистские силы внутри соответствующей страны[6]. Перечисленные нами примеры показывают, что в период пребывания в Уфе Коминтерн работал весьма активно и напряженно. Одним из направлений практической деятельности Коминтерна было создание партизанских групп из проживающих в СССР политэмигрантов — членов компартий зарубежных стран. По предложению Георгия Димитрова для их боевой и политической подготовки открылась секретная разведшкола. В школе готовили пропагандистов, разведчиков, радистов и диверсантов всех национальностей для заброски в оккупированные страны Европы. В начале войны разведшкола располагалась в Подмосковье, а в октябре 1941 года была эвакуирована в Башкирию. Школу разместили в селе Кушнаренково в 60 километрах от Уфы. Поблизости не было железнодорожного сообщения, летом сюда добирались на пароходе, а зимой на лошадях, поэтому место для школы было идеальным[7]. Коминтерновцы прибыли в Кушнаренково ночью 26 октября 1941 года на нескольких грузовиках. Для расквартирования разведшколы было выделено здание Кушнаренковского сельхозтехникума на Девичьей горе. Встречал и размещал коминтерновцев Салий Александр Емельянович, который работал тогда заместителем председателя исполкома райсовета. Местным сотрудникам техникума невнятно объяснили, что прибыли слушатели техникума №1 из Москвы. Было и другое объяснение. В историко-краеведческом музее Кушнаренково есть книги, на которых стоит штамп: «СССР ЦК МОПР. Дом отдыха №1». Начальником школы был человек по фамилии Михайлов, хорошо говоривший по-русски. Позже выяснилось, что на самом деле он — член исполкома болгарской компартии Рубен Аврамов. К высокому забору на Девичьей горе никого близконе подпускали. Настоящие имена некоторых слушателей знала только строгая работница библиотеки, отказавшаяся записывать читателей по партийным кличкам. В музее имеются формуляры книг, которые брали курсанты. Среди читателей оказались Берман, Эспехо, Наварро и другие[8]. После объединения Германии стало известно, что руководитель разведки ГДР «Штази» Маркус Вольф в годы войны был курсантом школы Коминтерна в Кушнаренково. Летом 2004 года он приезжал в Башкортостан, посетил Кушнаренково, место, где начиналась его карьера. Маркус Вольф дал обширное интервью газете «Республика Башкортостан» (№147, 29 июля 2004 года). По его воспоминаниям события тех лет выглядят так. Без специального разрешения слушателям запрещалось выходить за пределы территории школы, упоминать в письмах место своей учёбы. В школе работали немецкая, австрийская, испанская, словацкая, польская, венгерская, румынская, болгарская, французская и итальянская группы. У каждой из них были свои преподаватели. Самой большой была испанская группа, где обучались 30—40 курсантов. В немецкой, австрийской и болгарской группах подготовку проходили по 15—20 человек. Большинство предметов изучали в своих группах, а лекции по особо важным темам слушали все вместе. Кроме вышеназванных групп, отдельно обучались курсанты из Кореи. Это объясняется тем, что между СССР и Японией было соглашение о нейтралитете. А Корея в то время была оккупирована Японией. В школе не только курсанты, но и преподаватели носили вымышленные имена. Секретность сохраняется поныне. Поэтому мы пока не можем узнать не только подлинные имена курсантов, но и их количество. Известно, что в немецкой группе обучались выросшие в СССР Рудольф Гиптнер, Гельмут Генниз, Теодор Винтер, Ян Фоглер, Вольфганг Леонхард, Кэтэ Нидеркирхнер, Марианна Вейнерт, сестры Эмми и Эльза Шпинцер[9]. (Эмми впоследствии стала женой Маркуса Вольфа). Обучался в школе и популярный футболист Гомес. Его воспоминания опубликованы в книге Геннадия Семара «Под одним небом». А сколько их, так и оставшихся неизвестными, улетело с Кушнаренковского аэродрома в никуда? Кэтэ Нидеркирхнер попала в руки гестапо и была убита в концлагере Равенсбрюк в сентябре 1944 года. Зять В.Пика Теодор Винтер был казнён гестаповцами летом 1944 года. 28 ноября того же года погиб Рудольф Гиптнер. Судьба погибших в какой-то степени спасла жизнь другим курсантам немецкой группы. Руководство разведки поняло, что нет смысла направлять курсантов в глубокий тыл в Германию. После роспуска школы Коминтерна немецкие курсанты оказались в прямом подчинении своей компартии. Бывшие курсанты были распределены по-разному: часть была направлена для политической, пропагандистской работы с военнопленными, часть — на фронт для радиопропаганды, кто-то переправлен к партизанам в качестве переводчика. Маркуса Вольфа направили работать в Москву на «Немецкое радио», где он стал диктором и комментатором. В мае 1943 года состоялось совещание руководителей всех компартий в Куйбышеве. После этого совещания в газете «Правда» было опубликовано официальное коммюнике, в котором сообщалось, что на заседании исполкома принято решение о роспуске Коминтерна. В нём указывалось две причины самороспуска. Первая — компартии достигли политической зрелости и могут обходиться без политического и централизованного управления. Вторая — условия настолько изменились, что каждая партия должна выбрать тактику и стратегию, принимая во внимание свои национальные интересы. Многие люди понимали, что принятие решения о самороспуске продиктовано желанием выбить из рук политических противников главный аргумент — компартии работают по указке Москвы. Все члены Коминтерна страдали от этого. Возможно, потому, что это очень похоже было на правду... Но была и ещё одна очень важная причина. Наши союзники считали Коминтерн террористической организацией. Американский президент писал Сталину, что его народ не поймёт подписания пакта о дружбе с государством, которое имеет на своей территории такой центр подрывной деятельности, каким в его глазах являлся Коминтерн. Рузвельта в этом горячо поддерживал Черчилль. На собрании в Куйбышеве американская делегация выступила с инициативой о роспуске Коминтерна. Предложение американцев было принято без обсуждений после доклада Георгия Димитрова и короткой речи Дмитрия Мануильского. С этого момента Коминтерн прекратил своё существование. Но битва с фашизмом на этом не закончилась. Коминтерновцы уезжали с гостеприимной башкирской земли навстречу новым боям. В сложных условиях войны партийно-государственные структуры БАССР создали приемлемые условия для работы и проживания эвакуированным коминтерновцам. Республиканские власти обеспечивали их не только жильём, но и топливом, энергией, питанием, одеждой, связью с оккупированными странами, медицинским обслуживанием[10]. Несмотря на то, что в целом война, как особое состояние общества, носила, несомненно, отрицательный характер, она в то же время способствовала наиболее тесному общению миллионов людей различных национальностей, возрастов и профессий, придерживавшихся разных взглядов и вероисповеданий11 . В настоящее время, когда переосмысливаются итоги войны, открываются новые страницы военной истории, особую значимость приобретает краеведческая работа. Она позволяет нам проследить связь истории регионов с историей всей страны. Примечания 1 «Коммунистический Интернационал». М.1969, с. 403. 2 Там же, с. 505, 506. 3 Синенко С.Г. Глубокий тыл. Уфа, 2005, с. 122. 4 «Коммунистический Интернационал». М. 1969, с. 510. 5 Синенко С.Г. Указ. соч., с. 125. 6 «Георгий Димитров». М. 1973, с. 184. 7 «Авангард» от 14 апреля 2005 г. 8 По сведениям Мансурова Р.Н., директора Кушнаренковского историко-краеведческого музея, который собрал значительный материал о деятельности Коминтерна и его подразделений в 1941—1943гг. 9 Узиков Ю.А. Гвардейцы планеты. Уфа, 1978, с. 90, 91. 10 Синенко С.Г. Указ. соч., с. 130, 131. 11 Бикмеев М.А. Исторический опыт военно-организационной и мобилизационной работы Башкирской АССР периода Второй мировой войны. Уфа, 2005 с. 240. Как будет развиваться ситуация с коронавирусом? Когда и чем все может закончиться? 2020-04-06 08:07 Редакция ПО Исходные данные таковы: эпидемия свиного гриппа, из-за множества мутаций вируса, продолжалась целый год и унесла жизни около 200 тысяч человек (по неофициальным подсчетам). Какая разница между эпидемиями свиного гриппа и коронавирусом? В случае H1N1 помимо 18 тысяч официально подтвержденных летальных исходов (а по неофициальным подсчетам - все 200 тысяч) был еще и серьезный удар по животноводству: пришлось умертвить огромную долю мирового поголовья свиней, что вызвало дефицит свинины (и опосредованно говядины) по всему миру. В случае коронавируса экономический ущерб от убоя скотины отсутствует, но с другой стороны, 2019-nCoV более заразный: его контагиозность составляет 3,8 (стольких человек способен заразить один носитель вируса). Такая высокая степень заразности требует жестких карантинных мер, которые в свою очередь приводят к остановке производств и любой другой деятельности. Любые серьезные эпидемии моментально вызывают дефицит продуктов. Таким образом, главная угроза коронавируса – не столько смерть от него (что тоже не исключено), сколько начало мирового экономического кризиса. Фондовые и сырьевые рынки уже показывают падение, а цены на продукты и инфляция начали резко расти. В сумме эти факторы могут закончиться падением реальных доходов населения и рост безработицы. Количество зараженных коронавирусом уже перевалило за 80 тысяч и дальше будет неуклонно расти. Вспышки коронавируса в Италии, Южной Корее и Иране показали, что Китаю не удалось локализовать эпидемию. Вывод: в ближайший месяц эпидемия распространится по всей планете, и карантиные меры будут останавливать производства по всему миру. Когда закончится эпидемия? Насчет продолжительности: если опять же смотреть на свиной грипп, то из-за множества мутаций вируса, эпидемия продолжалась целый год, и ее никак не удавалось остановить. 2019-nCoV пока не демонстрирует активной мутации, но с другой стороны, он гораздо более заразный. Так что можно рассчитывать, что вирус будет на слуху до конца 2020 года. Егор Колягин, администратор Телеграм-канала «Очевидцы эпидемии 2019-nCoV» Свобода и безопасность: соотношение понятий в поле политической активности российского предпринимательства 2020-04-06 08:09 Редакция ПО Обеспечение устойчивого состояния и эффективное развитие политической системы общества во многом связаны с понятием политической безопасности. Ее проявлением выступает адекватная реакция политической системы на внутренние и внешние воздействия, имеющие негативную природу, а также сохранение целостности мира политического и его сущностных качеств. Соответственно, политическая безопасность предстает как один из основных факторов динамического равновесия политической сферы, обеспечивающий суверенную реализацию государством своих функций при наличии стабильной политической власти и эффективного гражданского общества. Российская политическая практика со всей очевидностью свидетельствует о доминировании государства в политической и экономической сферах. При этом стремление субъектов российского предпринимательства оказать активное влияние на расширение объема экономической свободы сталкивается с реализуемыми государством действиями по обеспечению политической безопасности, порождая определенные конфликты. В этом случае уровень конфликтности способен выступить критерием недовольства или удовлетворенности уровнем политической безопасности в среде предпринимательства. Особенность российской ситуации состоит в том, что система власти и предпринимательство — это социальные субъекты, находящиеся в процессе становления, при этом становление субъекта-государства стимулирует трансформации поля политической безопасности, а становление субъекта-предпринимательства — поля экономической свободы. Существующие напряжения в отношениях институтов государства и предпринимательства ведут к постоянным противоречиям, несоответствиям в экономической и политической сферах. Если учесть значимость государства как политического института, реализуемая им политика в отношении предпринимателей выступает политическим средством снижения или усиления конфликтности и укрепления политической безопасности. В этом случае снижение конфликтности государства и предпринимательства есть первая причина расширения сферы экономической свободы. Традиции исследования политического механизма формирования системы безопасности [Дахин, Орлова 2014], актуальные изменения и особенно девиации в политической системе позволяют сформировать основание для складывающейся государственной стратегии обеспечения политической безопасности в части реализации экономической свободы предпринимательства. Динамика методов ее обеспечения — от авторитарного через бюрократический к демократическому методу, как, впрочем, и наоборот, — свидетельствует о транзитивности политического механизма обеспечения экономической свободы. Понимание взаимосвязи между демократическим политическим порядком и экономической свободой является принципиальным моментом [Shields 2009]. Ф. Хайек отмечал: «Если капитализм означает здесь конкурентоспособную систему на основе свободных приоритетов над частной собственностью, то важно понимать, что эта система возможна только в демократии» [Hayek 1976: 69-70]. При этом в случае оформления демократии как доминирующего коллективистского вероисповедания она неизбежно уничтожает себя. Он выразил убеждение, что экономическая свобода является предпосылкой любой другой свободы, в т.ч. политической или социальной. С. Липсет высказал мнение, что демократия зависит от уровня экономического развития конкретного общества: чем более развито общество экономически, тем больше будет шанс сохранения демократии [Lipset 1959]. В развитие положений С. Липсета Дж. Билсон утверждал, что экономическое развитие позволяет динамическим элементам общества стать независимыми от правительства и способствовать тем самым развитию демократии [Bilson 1982]. В работе «Капитализм и свобода» М. Фридман делает особый акцент на том, что экономическая свобода является необходимым средством в деле достижения политической свободы (демократии) [Friedman 2002: 9]. В этой связи позиция Ф. Хайека — С. Липсета — М. Фридмана состоит в том, что политически свободные (демократические) общества должны быть экономически свободны; но при этом они не говорят об обратном, а именно что экономически свободные общества должны быть политически свободными. Экономическая свобода относится к качеству свободного рынка, в рамках которого люди добровольно выполняют обмен в собственных интересах, и обеспечивает минимальное влияние государственной власти на частную экономическую деятельность, а также верховенство закона, а не нормативных актов. Необходимо указать, что и демократия содействует рыночной экономике. Во-первых, система сдержек и противовесов обеспечивает парламентский и судебный контроль над исполнительной властью. Во-вторых, механизмы общественного контроля и прозрачности облегчают борьбу с коррупцией. В-третьих, положительное влияние оказывает демократическая ротация политических элит. В-четвертых, гражданские свободы способствуют развитию экономических свобод. И наконец, в-пятых, легитимность государственной власти может облегчить принятие сложных экономических решений. Подобная ассоциация демократии и экономической свободы является важным условием понимания данного порядка как с экономической, так и с политической точки зрения. Экономическая свобода, как правило, приводит к политическому успеху. Однако ее успешность иногда превращается в главного врага. Экономическое процветание — это такая категория, которая может найти сторонников во власти значительно быстрее, чем понятие экономической свободы. Поэтому последнее часто воспринимается как средство для достижения предыдущего. В данном случае основное предназначение свободы состоит в удовлетворении человеческих потребностей. Она является лишь средством достижения материального благополучия. Подобная материальность не способна влиять на духовную сферу человека — «в такой материальной цивилизации затухает огонь свободы» [Жуковский 2002: 35]. Свобода сама теряет свою внутреннюю легитимность, если постоянно подчинена достижению ощутимых результатов, которые она, в конечном итоге, может генерировать. Такое утилитарное восприятие свободы доминирует на сегодняшний день не только в экономическом, но и в политологическом дискурсе. Экономическая свобода отличается от политической (участие в политическом процессе на равных условиях, реальная конкуренция за политическую власть и проведение свободных и справедливых выборов) и от гражданской свободы (защита от необоснованных посещений, доступ к справедливому судебному разбирательству, свобода собраний, вероисповедания и свобода слова). Как отмечают М. Фридман и Ф. Хайек, «политическая свобода означает отсутствие принуждения одних людей другими. Основную угрозу свободе представляет сила принуждения, будь она в руках монарха, диктатора, олигархии или сиюминутного большинства» [Фридман, Хайек 2003: 19]. Несмотря на то что политическая свобода есть производная от общего понимания свободы, само содержание политического подразумевает наличие параметров свободы как сущности. Еще Ш. Монтескье указывал на то, что сущность политической свободы не раскрывается через возможности совершения любых поступков: «В обществе, где есть закон, свобода может заключаться лишь в том, чтобы делать то, чего должно хотеть, и не быть принуждаемым делать то, чего не должно (по закону) хотеть» [Монтескье 1955: 288-289]. Он разграничивает политическую свободу, выраженную в государственном строе, и политическую свободу, связанную у него с чувством уверенности гражданина в собственной безопасности. Поэтому необходимо сделать акцент на том, что политическая свобода допускает большое число действий политической системы, предполагая ее лабильность и возможность адаптации к текущим политическим условиям. Так, С. Хантингтон утверждает: «Свободные системы обладают лучшей иммунной защитой от революционных переворотов, чем системы авторитарные. С тех пор, как этот феномен существует, распространение свободы в мире раздвигает пространства стабильности и покоя» [Huntington 1991: 29]. На протяжении всей истории государство всегда вводило широкий спектр ограничений на экономическую активность. Ограничение экономического выбора искажает и уменьшает производство, распределение и потребление товаров и услуг. Известна фраза Ф. Бастиа, который, по сути, сформулировал идеологическую позицию, согласно которой посредством государства как громадной фикции все стараются жить за счет всех [Бастиа 2000: 125]. Экономическая свобода не может рассматриваться как чисто рациональное, предсказуемое и вычисляемое состояние. Согласно Ф. Хайеку, «свобода предоставляется только тогда, когда известно заранее, что ее последствия будут полезнее несвободы» [Hayek 1960]. Следует отметить, однако, что в то же время Ф. Хайек неявно ассоциирует себя со многими либертарианскими мыслителями, утверждая, что свобода должна быть измерена по ориентиру успеха. Действительно, свобода может генерировать благосостояние, но эта максимизация благосостояния не является безусловным результатом, квинтэссенцией свободы. Поэтому экономическая свобода должна восприниматься в качестве движущей силы для предпринимательства и предпосылки к развитию гражданского общества, а не как просто составляющая экономического успеха. Исходя из сказанного, может быть выведено методологически важное положение, согласно которому существует прямая взаимозависимость между эффективным взаимодействием элементов политической системы по обеспечению политической безопасности и процессом рационального развития предпринимательства как надлежащего проявления экономической свободы. Достижение определенного баланса между содержанием этих категорий и составляет способ разрешения этой проблемы. Поэтому можно говорить о том, что исследование политических вызовов, рисков, опасностей и угроз позволяет сформировать целостную систему политической безопасности в качестве основы механизма обеспечения экономической свободы предпринимательства. Противоречивость природы политической безопасности заключается в ее двойственности: с одной стороны, она должна обеспечивать защиту политического процесса с целью обеспечения национально-государственных интересов, а с другой — не допустить его трансформацию в негативный для национально-государственных интересов процесс. С одной стороны, сущность безопасности заключается в способности предпринимательства сохранять возможность развития в условиях угроз [Алехнович 2001: 16], с другой, учитывая, что сущность экономической свободы состоит в широте экономического поведения предпринимательства, — развитие предпринимательства несет расширение списка угроз. Таким образом, влияние политической безопасности на экономическую свободу предпринимательства обусловливается, во-первых, устойчивостью политической системы, во-вторых, актуализацией специфических базовых ценностей и в обществе, и в предпринимательской среде и, в-третьих, обеспечением бесконфликтного взаимодействия государства и субъектов предпринимательства при минимизации иных конфликтогенных факторов современного общества. В свою очередь, под политической безопасностью следует понимать динамическую систему защищенности политического взаимодействия государственной власти и предпринимательства от деструктивных и дестабилизирующих внутренних и внешних факторов политической среды, что обеспечивает удовлетворяющий интересам государства и предпринимательства уровень экономической свободы как фактор стратегического развития предпринимательской деятельности в государстве. Список литературы: 1. Алехнович С.О. 2001. Механизмы реализации региональной безопасности в парадигме федеративного государства: автореф. дис. ... д.полит.н. М. 29 с. 2. Бастиа Ф. 2000. Экономические софизмы. Экономические гармоники. М.: Дело. 210 с. 3. Дахин А.В., Орлова Л.В. 2014. Малый и средний бизнес в современной России: перспектива становления нового класса: монография. Н. Новгород: Изд-во НИУ РАНХиГС. 300 с. 4. Жуковский М.В. 2002. Политическая безопасность общества и проблемы ее обеспечения в Российской Федерации. — Безопасность. № 1-2. С. 35-46. 5. Монтескье Ш. 1955. Избранные произведения. М.: Госполитиздат. 803 с. 6. Фридман М., Хайек Ф.А. 2003. О свободе. М.: Социум, Три квадрата. 182 с. 7. Bilson J. 1982. Civil Liberty: An Econometric Investigation. — Kyklos. 1982. № 35. Р 94-114. 8. Friedman M. 2002. Capitalism and Freedom. Chicago: Chicago University Press. 230 р. 9.] Hayek F.A. 1960. The Constitution of Liberty. London: Routledge & Kegan. 569 р. 10. Hayek F.A. 1976. The Road to Serfdom. Chicago: University of Chicago Press. 304 р. 11. Huntington S. 1991. The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century. USA: University of Oklahoma Press. 366 р. 12. Lipset S. 1959. Some Social Requisites of Democracy. — American Political Science Review. Vol. 53. No. 1. Р. 69-105. 13. Shields М. 2009. Political Freedom and Economic Freedom: How Political Rights and Civil Liberties Affect Open Markets. Washington: George Mason University. URL: www. lagrange.edu/resources/pdf Автор: ОРЕХОВА Мария Александровна, Нижегородский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Источник: Журнал «Власть», 2017, Том 25, № 6, С. 59-63. Н.Вавилов, 14.03.2020 "Последняя надежда капитализма. Что прикрывают информационным шумом" 2020-04-06 08:11 Редакция ПО lenta_video: Китай предлагает миру архитектуру интернета, облегчающую тотальный контроль 2020-04-06 08:15 Редакция ПО Китай предлагает Международному союзу электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) стандартизировать новую модель передачи данных для "интернета будущего", которая заменит нынешнюю, основанную на протоколах TCP и IP. Об этом пишет Financial Times со ссылкой на имеющиеся в распоряжении издания презентации. Разработчики архитектуры "New IP" утверждают, что в текущем виде интернет достиг пределов своего развития, и крупномасштабное внедрение технологий вроде голографического телеприсутствия, самоуправляемых автомобилей или дистанционной хирургии на "устаревшем" TCP/IP будет невозможно. Их оппоненты отмечают, что New IP позволит государствам полностью контролировать телекоммуникации, внедряя ограничения аналогичные китайскому "Великому фаерволу" и даже более совершенные, при этом с гораздо меньшими затратами. Как пишет издание, представленная делегатам на конференции ITU в сентябре прошлого года презентация была скупа на детали об устройстве New IP, как и на доказательства невозможности продолжать развитие интернета на основе текущих технологий. Зато там было множество изображений мира будущего, где технологии из фантастических фильмов стали реальностью. Разработкой New IP занимаются инженеры из Huawei — китайского IT-гиганта, которого США подозревают в шпионаже через поставляемое по всему миру телекоммуникационное оборудование, а помогают им коллеги из государственных телеком-операторов China Mobile и China Unicom. В качестве одного из руководителей проекта FT называет Ричарда Ли из калифорнийского подразделения Huawei, занимающегося исследованиями и разработками — Futurewei. Предоставить его комментарии для публикации в Huawei отказались, ограничившись следующим текстом: "Целью New IP является обеспечить новые решения в области технологий интернет-протоколов, которые смогут поддерживать будущие технологии "интернета всего" (Internet of Everything), голографических коммуникаций и телемедицины. Исследования и инновации в области New IP открыты ученым и инженерам со всего мира, чтобы они могли поучаствовать в них и внести свой вклад". Критики китайской инициативы утверждают, что она представляет собой "решение в поисках проблемы", в то время как используемые сейчас протоколы подходят и для технологий будущего. Те, кто присутствовал на более технических презентациях New IP с участием Ли, говорят, что предлагаемая архитектура является монолитной, вертикально интегрированной и стремится тесно "привязать" приложения к используемой ими сети. Внедрив ее, оператор связи по команде от государства сможет не просто ограничивать доступ граждан к тому или иному "нежелательному" контенту, но и непосредственно управлять доступом их устройств к сети. Директор бюро стандартизации электросвязи ITU Билель Джамусси заявил FT, что в компетенцию организации не входит определение технологий как "вертикальных" или подходящих для злоупотреблений в авторитарных режимах По его словам, любая технология — это "обоюдоострое" оружие, а выбор того или иного подхода к построению интернет-инфраструктуры является суверенным делом каждой страны. Решение о том, чтобы принять предложение Китая за основу одного из будущих стандартов интернета, будет обсуждаться на конференции ITU, которая должна пройти в Индии в ноябре 2020-го. Если большинство делегатов не одобрят его, рассмотрение продолжится, но уже только представителями стран-членов ITU и за закрытыми дверями. Делегаты из западных стран настаивают, что торопиться с одобрением нельзя, и просят замедлить процесс. По мнению одного из участников делегации от Нидерландов, "открытая и адаптивная природа" интернета — как в техническом плане, так и с точки зрения управления — стала основой его успеха. Он "особенно озабочен" том, что модель New IP отходит от этой философии. Источник: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3252440 Цитата 2020-04-06 08:17 Редакция ПО «Английский народ считает себя свободным; он жестоко ошибается. Он свободен только во время выборов членов парламента: как только они избраны – он раб, он ничто»
Из опыта работы домов национальностей. Часть I. 2020-04-06 08:36 Редакция ПО Этническое многообразие Российской Федерации, в которой живут и трудятся более 146 млн человек 193 национальностей. – позитивный фактор развития современного российского общества. Современная национальная политика Российского государства направлена на то, чтобы все народы страны независимо от национальной принадлежности, численности и отношения к религии имели равные права, всем им было комфортно в месте их проживания, а нормой межнационального общения являлись мир и добрососедство, согласие, интернациональные традиции, веротерпимость, взаимоуважение к представителям других национальностей и т.д. Концептуальное значение в реализации этой политики имеет Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина от 6 октября 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 г. от 19 декабря 2012 г. № 1666» и принятые в его развитие распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении планов мероприятий по ее реализации. Для решения вопросов в этнокультурной сфере необходим комплексный подход, объединяющий действия законодательных и исполнительных органов власти, создание целевых программ и механизмов их претворения в жизнь, в т. ч. по использованию потенциала существующих культурно-просветительных и образовательных учреждений, а также образование новых моделей регулирования этнических процессов. Одним из инструментов проведения такой политики являются государственные этнокультурные учреждения: дома национальностей (далее – ДН), дома дружбы, центры национальных культур, интерактивные клубы межнационального общения и т.д. Несмотря на разные названия, по существу, это аналогичные учреждения, поскольку их деятельность направлена на гармонизацию межнациональных и межконфессиональных отношений. Дома национальностей – новая институция современности, которая нуждается в изучении и обобщении опыта работы. Методический аспект имеет концептуальное значение, являясь системообразующим в формировании структуры и всех видов деятельности ДН, что обуславливает эффективность менеджмента и высокий статус учреждения как государственного этнокультурного центра среди других культурно-просветительских учреждений. Дома национальностей имеют исторические корни. Прообразом их были добровольные национальные общества, которые создавались в многонациональной России с XVIII века. В Петербурге одним из первых добровольных обществ был немецкий «Шустер-клуб», а в губернии – финское общество при приходе Св. Елизаветы в г. Кронштадте. В 1913 г. в России насчитывалось почти 500 национально-культурных добровольных обществ, в столице – около 150. После Российской революции 1917 г. в стране активно происходил процесс образования этнокультурных обществ и клубных учреждений. Например, в Петрограде существовало 12 национальных домов просвещения, в т. ч. для мусульман – Дом народов Востока. Эти учреждения финансировались государством и вели культурно-просветительную работу под идеологическим контролем коммунистической партии. К началу 1930-х годов большинство национальных организаций были ликвидированы. Процесс возрождения национально-культурных общественных организаций (НКО) в стране начался в 80-е годы XX века. Быстрый рост их числа привел активистов этнических объединений к выводу о необходимости создания межнациональных центров. Инициатива была поддержана властью. В Ленинграде в 1982 г. был создан центр «Эйкумена», преобразованный позднее в дом национальных культур, на базе которого в 2005 г. правительством города был образован Санкт-Петербургский Дом национальностей. В Москве правительством города в 1998 г. был учрежден Московский дом национальностей. За прошедшее время образование домов национальностей интенсивно проходило во многих регионах страны. В 90-е годы были попытки централизовать этот процесс, Ассамблея народов России в 2004 г. даже разработала проект создания Дома народов России, но эти инициативы не увенчались успехом. Одним из новых учреждений стал Дом дружбы Ленинградской области, учрежденный в 2014 г. На Общественном форуме национального единства (г. Пермь, 2016 г.) было отмечено, что в России 167 таких учреждений. Дома национальностей – особый вид государственных (казенных, бюджетных) учреждений социально-культурной направленности с широким спектром деятельности, которым властью предназначена роль центров межкультурного общения национальной общественности в целях оказания содействия разным национально-культурным организациям в реализации государственной национальной политики, создания условий для удовлетворения интересов и потребностей этнических групп в общественной жизни, духовной сфере, области культуры и образования с этническим компонентом, сохранения традиций, гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, достижения взаимопонимания, взаимоуважения, согласия между народами многонационального российского государства. Таким образом, ДН выступают в роли проводника государственной национальной политики и действенного механизма стабилизации социальной жизни общества. Методические аспекты охватывают все функциональные направления деятельности ДН и включают как собственно методическую работу, так и другие виды, выступая в качестве действенного инструмента их осуществления. Это позволяет повысить эффективность производственного процесса как внутри учреждения, так и во взаимодействии с внешней средой по разным аспектам. Главные задачи методических функций направлены на совершенствование работы учреждения по пропаганде традиционной культуры народов России, ее сохранению и развитию в современных условиях, а также поддержку процессов взаимовлияния и взаимообогащения посредством проведения различных мероприятий в русле целевых федеральных и региональных программ. Содержание и характер методической работы ДН зависит от множества факторов, в т. ч. структуры и статуса учреждения, координации работы в этом направлении разных подразделений, уровня материально-финансового обеспечения, кадрового состава, наличия и размеров площади помещений для мероприятий и т.д. Проблем много, но в данной статье мы коснемся лишь некоторых основных аспектов деятельности ДН с методической точки зрения. Источниками для написания данной работы явился опыт работы нескольких домов национальностей разных регионов страны, но основными стали деятельность Московского дома национальностей (МДН) и Дома дружбы Ленинградской области (ДДЛО). Эти два учреждения несоизмеримы между собой по многим параметрам, но сопоставимы по характеру деятельности, которая у обоих находится в русле задач по реализации Стратегии государственной национальной политики РФ. Особое значение имеет накопленный за 20 лет опыт работы МДН, практически выполняющего сегодня функции всероссийского научно-методического центра для региональных учреждений. Приводить примеры о деятельности других ДН в небольшой статье нецелесообразно, а информация об этом содержится в фотоснимках приложения. В уставных документах всех учреждений, независимо от их организационно-правовой формы и названия, закрепляются основные цели и задачи ДН по содействию в реализации государственной национальной политики, которые, собственно, и определяют аспекты методической деятельности в разных аспектах. В целом, концептуальные положения, регламентирующие деятельность всех типов ДН, стандартные, хотя имеют и отличия в содержании, обусловленные местными особенностями территорий. За прошедшие годы актуальность направлений и содержание деятельности МДН подтвердились позитивными результатами. Возникли новые направления деятельности, расширились межправительственные и зарубежные контакты, усилилась социальная направленность мероприятий, активизировалась работа с НКО (в Москве зарегистрировано свыше 100 национальных объединений) и т.д. Существенным моментом явился тот факт, что уставные цели, задачи и виды деятельности детерминировали разработку и применение проектно-программного метода работы учреждения. Это позволило придать всему комплексу мероприятий МДН системный характер, улучшить методику их организации, объединить многие темы, модернизировав содержание и форму презентации материала. Это проекты «Информационное обеспечение государственной национальной политики в Российской Федерации», «Славянское единство», «Государственные символы», «Этнология», «Регионы России», «Дни национальных республик Российской Федерации», «Фестиваль этнических видов спорта», «Национальный телекинофорум», «Национальные праздники», межрегиональный фестиваль национальных культур «Многоцветие России», «Красота спасет мир», «Этноарт», «Москва в ритмах народов мира», «Территория мира и согласия», «Единство в многообразии», «Дни родного языка в МДН», «Театр как средство сохранения и популяризации культуры народов России», «Мелодии континентов», «Старая Москва» и др. Проблемно-программный подход повлиял на изменение структуры ДН, в котором созданы научно-методический отдел, пресс-центр и другие подразделения. Большое значение для выполнения учреждением своих задач имеет система и характер его взаимоотношений с государственными и общественными структурами. С одной стороны, деятельность МДН координируется Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, а с другой – учреждение входит в систему других, высшего ранга государственных и общественных организаций. В уставе Дома дружбы Ленинградской области, учредителем которого выступил комитет по местному самоуправлению, межнациональным и межконфессиональным отношениям Ленинградской области, были определены, в основном, аналогичные цели и задачи. Представители ДДЛО также входят в состав местных государственных органов власти и общественных советов по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в регионе. В учреждении реализуется ряд перспективных проектов. В 2018 году учреждением было организовано более 280 мероприятий, установлены контакты с аналогичными учреждениями в других регионах России и странах СНГ. Особое внимание уделяется взаимодействию и сотрудничеству с НКО, которых зарегистрировано в области. На базе ДД функционирует Молодежный общественный совет по межнациональным отношениям, объединения художников области «Этновзгляд» и мастеров декоративно-прикладного искусства «Палата ремесел», филармония «Полифония» и др. В Интернете создан сайт ДДЛО «Форум народов Ленинградской области». Методическая работа является одним из основных направлений деятельности домов национальностей, но почти никогда не являлась темой специальных научных исследований. Спектр вопросов, нуждающихся в методическом обеспечении, чрезвычайно широк. Это проблемы выработки вариантов структуры учреждений применительно к особенностям административно-территориальных образований; определение содержания деятельности и организационно-экономического механизма функционирования, методических приемов коммуникационных процессов в социуме, создание методических рекомендаций по организации разных видов мероприятий с этническим компонентом, подготовка кадров и т.д. В целом методическая работа включает следующие аспекты: – изучение, обобщение и распространение опыта работы российских и зарубежных аналогичных учреждений и организаций; – разработка методических рекомендаций по организации мероприятий с учетом их тематики, составу участников и т.д.; – оказание консультационной помощи учреждениям, общественным организациям, специалистам и всем заинтересованным лицам; – изучение специфики организации и деятельности ДН в регионах РФ в целях совершенствования собственной работы; – установление контактов с государственными органами власти и культурно-просветительскими учреждениями с целью выработки текущих и перспективных совместных программ и их реализации; – повышение квалификации кадров учреждения. Для всех форм учреждений виды методической работы можно систематизировать, что позволяет создать универсальную модель, определенный алгоритм функциональных действий, которые могут осуществляться отдельно или в разных вариациях с другими способами, выбор которых зависит от конкретных условий. Наиболее распространенными методическими приемами являются функциональный, секционный, региональный и комплексный приемы. Функциональный способ означает, что в рамках методического подразделения сотрудники выполняют однотипные функции в соответствии с должностными инструкциями, ранжирующие служебные обязанности по видам, сложности, опыта предыдущей деятельности и стажа, имеют одинаковое образование и соответствующую профессиональную подготовку. Секционный способ означает выделение в общем объеме методической работы отдельных направлений, обусловленных ситуационной или перспективной необходимостью разработки конкретных проблем в соответствии с направлениями работы учреждения в этнокультурной сфере (например, работа с молодежью, административными и правоохранительными органами, миграционной службой и др.). Региональный вид предполагает возможность аккумуляции (обобщения и анализа) методической группой в соответствии с уровнем своей компетентности опыта работы с национальными диаспорами, государственными и общественными структурами конкретного региона. Комплексный способ означает гибкое сочетание предыдущих вариантов в зависимости от ситуации, содержания и характера этнокультурных проблем в разных областях социума конкретного региона и решения их с участием государственных организаций. Данный подход наиболее эффективен, поскольку предполагает максимальное использование всех имеющихся возможностей и ресурсов. Методическая работа является как начальным, так и завершающим, качественно высшим этапом любого вида деятельности, поскольку базируется на экспертно-аналитическом изучении практического опыта ДН и предполагает разработку новых инновационных технологий. Исходя из адресной направленности, методическая работа может быть ориентирована на внутреннюю и внешнюю среду. Первое направление направлено на удовлетворение потребностей собственно ДН. Объем и качество этой работы зависит от его ведомственной принадлежности и системы подчиненности, юридического статуса, компетенции, масштабов деятельности, учета особенностей этнодемографической ситуации территории, состояния межнациональных и межконфессиональных отношений, наличия государственных целевых этнокультурных программ, финансирования, квалификации сотрудников и др. Внешняя методическая работа ДН направлена на обслуживание потребностей окружающей среды. В зависимости от уровня учреждения (муниципальное, городское, региональное) ранжируются виды и содержание методической помощи, которая может быть ограничена рамками территории, где он находится, либо распространяться вне ее. Собственно научно-методическая работа может быть разной степени сложности: от оказания консультационных услуг до проведения семинаров, конференций, тренингов, рецензирования и др. При проведении аналогичных по формату мероприятий для потенциальных организаторов могут быть составлены методические рекомендации, учитывающие специфику состава аудитории, место, время и условия проведения. Накопление подобных методических материалов представляется перспективным и может составить справочный банк информации. Необходимым условием эффективности работы ДН является качество организационной культуры учреждения, которая также может включать внешние и внутренние аспекты. Внешний аспект ориентирован на презентацию ДН в целом, как учреждения со своими, отличительными от других организаций, целями и задачами, формами работы, имиджем, спецификой структурных подразделений, в частности методической службы. В этом плане для формирования позитивного имиджа учреждения следует учитывать информационные возможности существующего при ДН пресс-центра, роль материально-финансовых факторов, информационные и консультационные возможности, а также квалификацию персонала, обладающего специальными знаниями для работы в национальной среде (владение национальным языком, основами этнопсихологии и др.). Важную составляющую имиджа ДН представляет публичная демонстрация гражданской позиции коллектива при оценке неоднозначно оцениваемых в социуме проблем национальной политики. В целом, для совершенствования производственных задач каждого ДН необходимы контакты и обмен опытом, а также публикация научно-методической литературы по вопросам их функциональной деятельности. Таким образом, методическая служба является своеобразным штабом, в котором изучается и аккумулируется опыт работы ДН, включающий как отдельное направление деятельности, так и другие проблемно-тематические аспекты работы ДН, нуждающиеся в методическом обеспечении, в т. ч. взаимодействии с разными правительственными органами и неправительственными организациями, реализующими функции в этнокультурной среде (НКО, союз соотечественников и др.). Методическая работа, объединяя все аспекты деятельности учреждения, образует взаимосвязанную систему, которая выступает в роли неформального организационно-консультативного центра учреждения. Она разрабатывает стратегию, тактику и методику взаимодействия ДН в этнической среде путем проведения культурно-просветительной, образовательной, воспитательной и иной деятельности, документальные свидетельства о которых (печатные издания, фото, видео- и аудиоматериалы) могут храниться в библиотеке или методическом кабинете ДН, представляя ценный источник и для разработки методик деятельности учреждения в разных аспектах. Организационно-аналитическая деятельность представляет научно-исследовательское направление, имеющее прикладное значение в практике ДН. Темы научных исследований, как правило, связаны с национальными проблемами в области этнополитологии и культурологии. Ситуация с состоянием научно-практической работы в ДН значительно улучшилась после принятия федеральной и региональных Стратегий национальной политики, в которых среди важных задач были обозначены организация научного и экспертно-аналитического сопровождения их реализации; оказание государственной поддержки в проведении научных исследований и научно-популярных публикаций; осуществление постоянного мониторинга состояния межнациональных отношений, в т. ч. публикаций результатов в печатных и электронных СМИ и т.д. В числе мероприятий можно перечислить научные совещания, встречи с представителями органов власти разного уровня и политиками, учеными, деятелями культуры, проведение конференций и собраний; обсуждение проблематики научных конференций и планирование публикаций сборников докладов по их итогам, участие в них представителей ДН, экспертов; презентация новых изданий, опубликованных государственными учреждениями, в т. ч. и ДН, а также за счет НКО и спонсоров. В ряде случаев публикации материалов содержат и методический материал. Это, в основном, планы тренингов для молодежной аудитории, семинарских занятий по профилактике деструктивных явлений в национальной сфере, методические рекомендации для преподавателей русского языка среди мигрантов, крупных событиях в истории некоторых народов России, а также видеопродукция для разной аудитории. Исследовательская работа в каждом ДН осуществляется с учетом этнокультурных особенностей региона, но также зависит от организационных возможностей учреждения и научного потенциала коллектива. Научные темы могут охватывать самый широкий круг проблем. Результаты научных исследований обычно публикуются.
Романова Нина Михайловна – научный консультант Российского этнографического музея, кандидат исторических наук. Источник: Реализация государственной национальной политики: опыт города Москвы и регионов России: [сборник] / Правительство Москвы, Департамент нац. политики и межрегион. связей г. Москвы, Московский дом национальностей: [сост. Г. В. Бурова, Л. Д. Чанглян, С. А. Орешин]. - М.: ГБУ «МДН», 2019. – 400 с. - ISBN 978-5-9247-0104-2. I. Бурова, Г. В., сост. Ключевые слова: Дом национальностей, Дом дружбы, Стратегия государственной национальной политики РФ, методическая деятельность, этнополитология, этнокультурная политика. Keywords: House of Nationalities, House of Friendship, Strategy of State National Policy of the Russian Federation, methodological activity, ethnopolitology, ethnocultural policy. Светлое и черное 2020-04-06 08:38 Редакция ПО Жадность — тёмная людская полоса, И зависть — чёрная, как ночь. А люди, пеплом посыпая волоса, Пути искали, как их превозмочь. Объятья рядом щедрость распахнула, Души не запирая ворота, И заповедью Господа пахнуло, Чтоб ночью воссияла доброта. |
В избранное | ||