Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Справедливость восторжествовала: Генерал Шаймуратов посмертно стал Героем России



Справедливость восторжествовала: Генерал Шаймуратов посмертно стал Героем России
2020-04-10 07:09 Редакция ПО

30 марта 2020 года указом Владимира Путина за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, генерал-майору Минигали Шаймуратову посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.

Как написал в соцсетях глава РБ Радий Хабиров, «мы все с детских лет знаем имя легендарного комдива Минигали Шаймуратова. Его биография невероятна. Ни один киносценарист не написал бы такую жизнь — боевую, приключенческую и, одновременно, настолько трагическую. Столько Героев Советского Союза, как в дивизии генерала Шаймуратова, было всего в двух воинских подразделениях на всю армию СССР. Эти всадники наводили ужас на фашистов. Шаймуратов мог бы остаться в живых, если бы отступил вместе с группой, ушедшей спасать знамя дивизии. Но он предпочел принять последний бой и верную смерть вместе со своими основными силами».

Этого события жители нашей республики ждали 75 лет. С ходатайством о присвоении звания Героя Советского Союза легендарному командиру башкирских конников, начиная с 1948 года, обращались практически все руководители Башкирии, однако получали отказ. Слишком густой туман окутывал обстоятельства гибели Шаймуратова, что порождало разные версии. «Лед тронулся» в 2015 году, когда известный режиссер Радик Кудояров, историк по образованию и пытливый исследователь по призванию, снял документальный фильм о Минигали Шаймуратове «Генерал». «РГ» писала о том, как собирался материал и к каким выводам пришел исследователь («РГ-Неделя. Башкортостан. N63 от 25 марта 2015 года).

«Даже спустя почти 70 лет я нашел все, что нужно. Многое сохранилось чудом, — говорит режиссер. — Невозможно утаить в мешке истории то, чему суждено вылезти наружу».

Ему удалось выяснить не только обстоятельства гибели генерала Шаймуратова, но и установить точное место, где покоятся его останки. Факты, кстати, подтверждаются и «с той стороны» — документами, найденными в немецких архивах.

*Секретное задание («Российская газета», 29.10.2015)

Собирая материал о легендарном командире 112-й башкирской кавалерийской дивизии генерале Минигали Шаймуратове, режиссер-кинодокументалист Радик Кудояров обнаружил документы, которые проливают свет на «белые пятна» как в биографии самого Шаймуратова, так и в истории взаимоотношений СССР и Китая периода 30-х годов прошлого века, когда Китаем правил гоминьдан под руководством Чан Кай Ши. У него был целый аппарат военных советников, присланных Берлином. Гоминьдан представлял для Советского Союза реальную угрозу на Дальнем Востоке. Для создания противовеса этим силам советское правительство решило поддержать военного губернатора провинции Синьцзян Шен Ши Цая и выслало ему на подмогу военных специалистов под началом комбрига Ади Маликова. В группу после тщательного отбора вошли офицеры разведывательного управления РККА: будущий маршал бронетанковых войск Павел Рыбалко, Иван Куц, Виктор Обухов, Кудрявцев (упоминаемые в документах без имени) и выпускник спецфакультета Военной академии имени Фрунзе майор Минигали Шаймуратов.

События, о которых идет речь, имеют историческую важность для обеих наших стран.

— Синьцзян — тема неоднозначная и весьма политизированная, — говорит Радик Кудояров. — Регион ещё с XIX века был зоной интересов как России, так и Англии. Но в 1881 году, подписав договор с китайским императором, Российская Империя отказалась от своих притязаний. Позже Сталин, в целях национальной безопасности, окружая страну буферными территориями, решил распространить свое влияние в том числе и на Синьцзян, который находился в «подбрюшье» Советского Союза.

Сохранился документ, в котором Ади Маликов рассказал о цели командировки: «Согласно правительственной установке, моя задача заключалась в том, чтобы помочь дубаню поскорее завершить войну с остатками японофильской группировки Ма Чжуина в Кашгарии и, реорганизовав архаическую небоеспособную провинциальную армию, создать боеспособную армию для борьбы с поползновениями японцев в Синьцзяне».

Каждый офицер из группы выполнял конкретное задание, скрывая свое советское подданство. Шаймуратову, действовавшему под псевдонимом Шай, поручили создать из разрозненных подразделений современный учебный полк, образцовый, со своей связью, артиллерией, саперами, штабом — настоящий боевой кулак. Главной задачей было обучение новобранцев владению сложной военной техникой.

Он стал старшим инструктором при командире полка полковнике Ню, а фактически взвалил на себя обязанности организатора, воспитателя и руководителя. Минигали Мингазович владел тюркскими языками: казахским и уйгурским. Во время командировки он совершенствовал свой китайский, который начал изучать ещё в военной академии. Это помогало общаться с подопечными, разъясняя им то, чему они должны научиться.

Дисциплина против опиума

В частях не хватало питания, обмундирования. Ни о каком армейском порядке не шло и речи: солдаты курили опиум, под нарами в их казармах валялись боевые гранаты. Офицеры были не лучше — секретные документы находились не в сейфе, а лежали стопкой на подоконнике, казна должным образом тоже не охранялась. В армии не было даже штаба!

Одной из серьезных проблем являлись национальные противоречия в воинском формировании, состоявшем из представителей разных народностей провинции.

— В одном из архивных документов говорится, что синьцзянцы и маньжчурцы друг друга терпеть не могли, из-за чего даже строились не по ранжиру. Для того чтобы солдаты не перестреляли друг друга во время боя, а сплоченно боролись против неприятеля, Шаймуратову пришлось приложить титанические усилия, — говорит Радик Кудояров.

В синьцзяньской армии появилось то, чего не было раньше: распорядок дня, учебные занятия, меры дисциплинарного взыскания. Солдат наказывали за побег, воровство, курение опиума, ошибочный выстрел, сон во время дежурства, неточное выполнение приказа. Били палками и сажали на гауптвахту. При Шаймуратове провели первую медкомиссию. В результате в полку остались только здоровые, пригодные к службе мужчины не младше 20 и не старше 35 лет.

Как известно из архивных материалов, уже 27 июля 1934 года часть учебных батальонов была укомплектована полностью.

Казалось бы, как ещё должно быть в армии? Но одно дело обучать бойцов и младших командиров в своей стране и совсем другое — на чужбине. Тут мало быть хорошим организатором, необходимы качества психолога и воспитателя, чтобы понять менталитет бойца другой страны. И, по характеристике, данной Шаймуратовым своим подопечным в одном из отчетов, ему удалось подобрать ключи к загадочной китайской душе: «Китайский солдат достаточно вынослив, мало требователен, чрезвычайно скромен в быту, неряшлив, неповоротлив, индивидуален, абсолютно беззаботен, ко всему презрителен».

Ударная сила

Дело, которым занимался в Синьцзяне Шаймуратов, при всей своей рутинности, было очень важным.

— Всем нравятся элитные рода войск — разведчики, летчики и так далее, но при этом забывается главное: для того чтобы они добились успеха, необходимо как следует подготовить тех, кто идет и ведет в бой, то есть солдат и младших офицеров. Шаймуратов с 1918 года был в седле, он прошел гражданскую войну и не понаслышке знал жизнь простого солдата, — говорит Радик Кудояров. — Минигали Мингазович Шаймуратов создал настоящий учебный центр, через который прошло множество солдат и офицеров. Они составили ударную силу армии дубаня, которая вела затем успешные боевые действия.

Многого удалось добиться личным примером. Недаром в рассекреченной аттестации о нем говорится: «Находится в специальной командировке. Стойко переносит трудности обстановки, показывая пример мужества и хладнокровия своим подчиненным».

— У Минигали Шаймуратова были две длительные командировки в Синьцзян. Первая охватывает время с мая 1934-го по ноябрь 1937-го. То, что через год, в октябре 1938 года, ему будет присвоен орден Боевого Красного Знамени, а позже — звание полковника, свидетельствует о высокой оценке руководством выполненного задания. Шаймуратов за время своей первой командировки, несомненно, приобрел бесценный опыт, — отмечает Радик Кудояров. — Через полгода после её окончания его во второй раз направили в Синьцзян. Но в начале 1941 года отозвали в Москву, потому что ситуация на западных границах страны стала сложной. Я уверен: выживи Шаймуратов в Великую Отечественную, его снова командировали бы в Китай. Ведь в 1944 году такие высококлассные специалисты, как он, знающие регион, снова стали востребованы.

Но судьба генерала сложилась иначе. Он возглавил 112-ю башкирскую кавдивизию, сформированную из вчерашних крестьян, прошел с ней до Украины, где 25 февраля 1943-го, при выходе из окружения был ранен. Горько говорить об этом, но солдаты оставили своего командира без помощи — фактически на растерзание врагу. Он принял мученическую смерть от рук служивших немцам местных казаков.

Гибель Минигали Шаймуратова обросла невероятным количеством слухов. Правда же, которую неопровержимо установил в результате поисков Радик Кудояров и раскрыл в своем фильме «Генерал», такова: останки героя покоятся в донецких степях, на дне колодца. А подвиг его, который подтверждается свидетельствами десятков очевидцев, до сих пор не оценен по достоинству, несмотря на неоднократные ходатайства о присвоении генералу Шаймуратову звания Героя Советского Союза или России.

Гульназ Данилова

Исчтоник: https://rg.ru/2020/04/01/reg-pfo/general-shajmuratov-posmertno-stal-gero...



Методология оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки. Введение
2020-04-10 07:11 Редакция ПО

Современные международные и национальные события, а также связанные с ними изменения в общественно-политической обстановке того или иного социума неизбежно подводят ученых к поиску новых методов оценки и прогнозирования общественно-политических отношений в районе, регионе или мире в целом. Категорию «обстановка» в самом широком значении слова можно истолковать как положение, обстоятельства, совокупность ус­ловий и факторов, влияющих на течение событий, состояние дел. В научных работах данную категорию очень часто заменяют термином «ситуация», как правило, тогда, когда она анализируется в конкретный момент вре­мени. В нашем исследовании оценка «общественно-политической обстановки» - это характеристика отношений, формирующихся внутри социума, а также между обществом и властью в конкретных исторических условиях. Оценка конфликтогенности общественно-политической обстановки в широком смысле включает собственно оценку (оценивание), изучение и прогнозирование ее эволюции, а также определение акторов общественно-политических отношений и существующих между ними противоречий.

Общественно-политическую обстановку по масштабу, числу участников, спектру действия условий и факторов ее определяющих целесообразно классифицировать в следующем виде:

общественно-политическая обстановка в мире (международная) – расстановка акторов, их деятельность и характеристика отношений в целом мировом сообществе;

общественно-политическая обстановка в отдельном укрупненном регионе (региональная) планеты Земля (Восточная, Центральная и Западная Европа, Ближний, Средний или Дальний Восток, Северная, Центральная или Южная Америка и т.п.);

общественно-политическая обстановка в отдельном государстве (национальная) – результат изменения и усложнения внутренних условий развития государства и социума. В этом плане особое внимание привлекает внутреннее положение дел в Сирии, Ираке, Иране, Израиле, Палестине, Ливане, Афганистане, в ряде стран Европы, СНГ и Юго-Восточной Азии;

общественно-политическая обстановка в части государства, в городе, в отдельном районе (локальная), которая может приобретать особое значение в связи с наличием в данной местности каких-либо противоречий между политическими, этническими или религиозными общностями. Например, можно говорить об особой обстановке, складывающейся в Косово, на Донбассе, в Нагорном Карабахе, Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии и т.д.

Анализ научной литературы по данной проблематике показывает, что интерес к методам выделения факторов, оказывающих влияние на конфликтогенность общественно-политической обстановки и методам их познания волнует ученый мир достаточно давно. В новейшей научной истории данный поиск стал особенно актуален после развала СССР, когда в бывших союзных республиках общественно-политическая обстановка трудно поддавалась анализу с точки зрения прогнозирования возникновения конфликтов в социуме. Среди ученых, активно работавших в данной сфере можно назвать O.A. Белькова, А.П. Дмитриева, А.Х. Шаваева, Е.В. Березкина, А.И. Позднякова, В.В. Радаева, А.И. Подберезкина, М.В. Александрова, А.В. Войтеховского, Г.М. Евелькина, С.Ю. Малкова, Л.М. Исаева, Е.В. Кузьминову и др.

Организация и запуск процедуры выработки консенсуса при наличии противоречий между акторами общественно-политического процесса являются непростой задачей, особенно когда вовлечено много сторон. Исходным пунктом данного действия выступает наличие адекватных реальности выводов о том, есть ли разумный шанс на успех. Однако, несмотря на довольно внушительный и авторитетный приведенный нами список ученых, в научной среде эффективных методологических подходов к оценке конфликтогенности общественно-политической обстановки так и не выработано. Данное обстоятельство и определяет актуальность настоящей работы.

Критерии оценки состояний общественно-политической обстановки и их характеристика

Проведенное исследование показало, что важным методологическим основанием оценки конфликтогенности будет выступать классификация основных типич­ных состояний общественно-политической обстановки по уровню напряженности отношений между ее акторами. По данному основанию можно выделить четыре вида общественно-политической обстановки. При этом истинность полученного результата будет зависеть от правильного выбора и обоснования системы признаков (критериев), под которыми понимаются субъективные эквиваленты наиболее важных сторон и аспектов обстановки, сложившиеся и нашедшие свое подтверждение в ходе практики. Особо следует отметить, что определение конкретных признаков (критериев) и расстановка соответствующих акцентов на тех или иных характеристиках обстановки будут зависеть от целей ее оценки. В нашем случае – это определение уровня конфликтогенности общественно-политической обстановки.

Согласимся с А.В. Войтеховским, который отмечает, что при выборе признаков (критериев) следует учитывать и общие требования к их обоснованию. Важно обеспечить выполнение таких условий, как сравнимость, соизмеримость, однотипность с объектом оценки, т.е. с обстановкой в целом или отдельными ее сторонами. Связано это с тем, что сравнение разнотипных явлений или вообще не дает результатов, или ведет к ошибкам. Крайне односторонние выводы получаются и тогда, когда с помощью одного вида критериев оценивают какое-то явление в целом без учета других его сторон [1, с. 3-5].

Перечислим и раскроем виды общественно-политической обстановки и их признаки (критерии).

1. Спокойная (мирная, стабильная, нормальная) обстановка. Данный вид обстановки характеризуется тем, что в нем преобладают мирные, добрососедские партнерские или даже дружеские (союзнические) отношения между акторами общественно-политического процесса. Конкретными признаками (критериями) этого состояния выделим следующие:

между акторами общественно-политической жизни поддерживаются стабильно конструктивные отношения, идет процесс прогрессивного развития социума, по спорным вопросам или появляющимся разногласиям проводятся переговоры в интересах достижения консенсуса, расширяются меры доверия;

отношения между акторами общественно-политической жизни строятся в рамках политических, дипломатических, этнических, национальных и правовых норм, с соблюдением заключенных договоров, соглашений и т.д., а общественно-политическая деятельность и действия, предпринимаемые в ее рамках акторами, не выходят за границы обычного и не вызывают особых опасений в социуме;

в средствах массовой информации, сети Интернет нет «нагнетания страс­тей», политическая риторика не содержит конфликтогенов, возникающие проблемы и противоречия излагаются в спокойном тоне.

2. Напряженная (обостренная) обстановка. Эта обстановка возникает тогда, когда между акторами общественно-политической жизни усиливаются, обостряются противоречия, растет взаимное недоверие. Признаки (критерии) такого обострения, как правило, следующие:

в публичных выступлениях, средствах массовой информации, сети Интернет, особенно в социальных сетях появляются устные и письменные заявления лидеров общественно-политических объединений, социальных групп (общностей), содержащие ярко выраженные конфликтогены, резкие выпады в адрес противоборствующей стороны, предъявление взаимных претензий;

происходит свертывание добрососедских контактов, переговорного про­цесса по урегулированию имеющихся разногласий, осуществляются «резкие движения» в силовой и правовой сфере, опасные передвижения сил и средств правоохранительных органов и силовых ведомств, демонстрация силы, изменения ус­тановок доктрин, стратегий, концепций и т.д.;

3. Предконфликтная обстановка. Данная обстановка характеризуется тем, что от­ношения между общественно-политическими акторами по разрешению имеющихся противоречий доходят до взрывоопасной черты, ярко выражается потенциальная опасность, готовая перерасти в прямую угрозу оппонентам. Основные признаки (критерии) предконфликтного состояния:

действия одного из акторов общественно-политического процесса существенно дестабилизируют сложившейся по­рядок, затрагивают потребности и интересы других акторов, противоречат ранее принятым стратегиям, доктринам и концепциям, подписанным договорам, конвенциям и соглашениям;

лидеры общественно-политических объединений, социальных образований выступают с жесткими заявлениями, угрозами, предупреждениями, ультиматумами по отношению к оппонентам;

расширяется спектр конфронтационных действий, осуществляются угрозы силой, нарушения общественного порядка, перемещения в «горячие районы» представителей силовых и правоохранительных структур, вооружений и т.д.;

ужесточается тон средств массовой информации, сети Интернет, развора­чиваются идеологические, политические и информационно-психологические акции и операции, существенно увеличивается число фейковых новостей провокационного характера.

Раскрывая данный вид обстановки отметим, что отдельные ученые А.П. Дмитриев, А.И. Поздняков, А.Х. Шаваев, В.М. Барынкин при характеристике тождественного вида военно-политической обстановки дают ему название «кризисный» [2, с. 7; 3, с. 24]. С нашей точки зрения, это не совсем правильно, т.к. кризис – это поворотный пункт, который наступает тогда, когда конфликт, несмотря на принимаемые меры так и не поддается урегулированию. Таким образом, кризисный вид обстановки не может наступить ранее конфликтного вида.

4. Конфликтная обстановка. Эта обстановка имеет один признак (критерий), выражающийся в прямых столкновениях акторов общественно-политической деятельности как духовного, так и материального (в конечном счете, силового) плана. Если обратиться к международной истории, то можно выделить множество вариаций предконфликтных и конфликтных ситуаций: несколько раз обстановка накалялась до предела в Берлине (1949, 1953, 1961); памятен Карибский кризис (1962); кризисной была ситуация вокруг Ирака (1997-1998); масш­табный характер приобретали пакистано-индийские вооруженные конфликты (1947-1949), а также военные действия между Сомали и Эфиопией (1977-1978), Китаем и Вьетнамом (1979), Великобританией и Аргентиной (1982) и др. Крупнейшими войнами в истории человечества были первая и вторая мировые войны, широкомасштабными столкновениями стали Корейская война (1953-1954), Вьетнамская война (1964-1973), война Ирана с Ираком (1980-е годы), Афганская война (1979-1989) и (2001 - н.в.), война в Персидском заливе (1991), в Сирии (2011 – н.в.) и др. В отечественной новейшей истории можно вспомнить первую и вторую чеченскую войну, пятидневную войну с Грузией, взаимоотношения с Украиной после 2014 г.

Таким образом, рассмотренные нами виды оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки и выведенные их критерии имеют важное методологическое значение для темы исследования, поскольку от адекватности оценки зависят дальнейшие действия акторов по снижению или повышению уровня конфликтогенности обстановки.

Проведенное исследование позволило также выявить и обосновать два важных обстоятельства, характерные для современного мира, о взаимном влиянии процесса зарождения конфликта в социуме и смены состояний общественно-политической обстановки.

Во-первых, обострение общественно-политической обстановки, возникновение предконфликтного состояния и конфликта может стать следствием преднамеренных действий одной или обеих сторон (конфликт на Украине в 2014 г. – Майдан), могут быть спровоцированы внешними силами (действия США по развязыванию конфликта на Украине в 2014 г. и свержению законно избранного президента Украины В.Ф. Януковича) или наступить случайно в ходе урегулирования противоречий на фоне общей напряженности общественно-политических и международных отношений (появление на территории Украины такого «горячего» региона как Донбасс – образование ДНР и ЛНР или на территории Грузии – Абхазии и Южной Осетии).

Во-вторых, упомянутые состояния общественно-политической обстановки не следует рассматривать как обязательно последовательно сменяющие друг друга, как сво­его рода ступени эскалации. Общественно-политический процесс разви­вается под влиянием многих объективных и субъективных факторов. Здесь действуют и соображения секретности, маскировка подлинных намерений, дезинформация. В этих условиях возможны резкие и неожиданные переходы к любому возможному состоянию общественно-политической обстановки, минуя промежуточные фазы. Спокойная обстановка может мгновенно перерасти в предконфликтную и конфликт (например, отношения между Израилем и Палестиной, которые, начиная с 1947 г. прошли через все эти фазы как линейно последовательно, так в отдельных случаях и минуя промежуточные). Конфликт, в свою очередь, может благопо­лучно разрешиться и перейти в фазу нормальных и стабильных общественно-политических от­ношений (например, конфликт на территории Казахстана, возникший на этнической почве после развала СССР и преодоленный в короткие сроки благодаря грамотным действиям президента Н. Назарбаева).

Методологические аспекты этапов оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки

Результаты исследования научных работ, раскрывающих содержание различных видов обстановки [4-6; 10-13] позволяют сделать вывод, что наиболее часто в ее содержание включают: характеристику состава, расстановки и соотношения различных акторов (противники, союзники, нейтральные силы), их интересы, цели, решения, планы, практические действия и их результаты, уровень напряженности и стабильности отношений между акторами, общее соотношение слагаемых потенциала данных акторов и др. Применив к полученным результатам нашего анализа метод синтеза, дадим определение: «Общественно-политическая обстановка – это состав общественно-политических акторов в оцениваемом географическом пространстве (мире, регионе, государстве и т.д.), их потребности, интересы, цели, планы, возможности (средства), состояние отношений между ними, характер предпринимаемых действий, а также условия и факторы, влияющие на использование ими силы при разрешении возникающих противоречий».

Теперь обоснуем методологию этапов анализа общественно-политической обстановки как системы, а ее оценку (в широком смысле) рассмотрим, как один из этапов деятельности по предупреждению и урегулированию конфликта в социуме. Фундаментом предлагаемого анализа является адаптированный под цели и задачи нашего исследования предложенный учеными ВАГШ ВС РФ (А.П. Дмитриев, А.Х. Шаваев, А.И. Поздняков) системный анализ военно-политической обстановки [2; 9].

Первый этап. Цель данного этапа - выделение акторов общественно-политической обстановки. Связано это с тем, что, как показывает практика, любые общественно-политические акторы (коалиции государств, страны, нации, народности и иные политические, социально-этнические и религиозные образования или группировки и т.п.), располагающие определенным потенциалом, способны использовать его для достижения своих целей. Причем последствия данной деятельности и состояние конфликтогенности общественно-политической обстановки определяется как количеством взаимодействую­щих акторов, так и их составом, состоянием, масштабом, положением, историческими особенностями и т.п.

Однако традиционный структурно-компонентный подход в данном случае не позволяет однозначно провести выделение всех акторов. Проблема здесь кроется в том, что на состояние конфликтогенности общественно-политической обстановки в большей степени влияют не сколько сами акторы, а сколько связи между ними, которые укоренены в системности обстановки. Решение данной проблемы возможно в случае применения аналитиком системно-компонентного анализа, позволяющего рассматривать акторов общественно-политической обстановки как ее подсистемы.

В этом случае, отмечает профессор В.И. Анненков, «акторы рассматриваются как сложные иерархические системы, состоящие не только из больших социальных образований, но и из отдельных индивидов или их специ­фических групп (лидеры, политическая, национальная, этническая, экономическая, религиозная и даже криминальная элита общества). Связано это с тем, что их мировоззрение, характеры, социально-психологические и политические качества, пози­ции, склонности, пристрастия, реальный вес в социуме и за его пределами могут при определенных условиях оказывать решающее воздействие на расстановку общественно-политических сил, формы их действий и взаимоотношений» [8, с. 97]. Ярким примером здесь является непредсказуемость 46-го президента США Д. Трампа, который о своих политических и кадровых решениях объявляет в Твиттере, игнорируя дипломатический и политический этикет, оскорбительно общается со СМИ и президентами других государств.

Кроме того, данный метод дает возможность оценки совокупного потенциала акторов (политического, духовного, социального, экономичес­кого, морально-пси­хологического, информационного, конфликтогенного и т.д.). Для его оценки автором была выведена линейка критериев:

многофункциональность - степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений происходит во множестве сфер жизнедеятельности социума;

модульность - степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений осуществляется через реплицированные группы, деятельность которых регулируется акторами;

разнообразие - степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений осуществляется несколькими различными группами, деятельность которых регулируется акторами;

избыточность - степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений включает в себя резервные возможности для поддержания своей деятельности в изменившихся условиях;

связность – степень, в которой влияние акторов на развитие общественно-политических отношений осуществляется в тесной взаимосвязи с деятельностью других акторов.

Таким образом, применение системно-компонентного подхода позволяет аналитику более четко выделить всех общественно-политических акторов, действующих в заданном географическом пространстве, рассмотреть их как сложные системы с выделением как частного, так и общего, а также внутрисистемных связей между ними.

Второй этап. Цель данного этапа – проведение на основе выделенных акторов и связей между ними, анализа общественно-политических отношений, складывающихся в процессе взаимодействия акторов. Под общественно-политическими отношениями будем понимать отношения между акторами общественно-политической сферы жизнедеятельности социума (как внутри государства, так и на международной арене), относящиеся к области зарождения, развития, затухания и урегулирования конфликтов. Анализ сущности, содержания и тенденций развития общественно-политических отношений - это центральная задача всего процесса оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки.

Методологический аспект данного этапа состоит в обоснованном и адекватном выборе метода анализа. В арсенале теории познания имеется широкий спектр методов. Как правило, аналитики применяют на данном этапе системный подход. Однако опыт практической деятельности автора позволяет утверждать, что системный анализ в чистом виде сосредоточивает внимание аналитика преимущественно на системности исследуемых отношений. При этом проблема их генезиса и развития остается в тени. Так, например, многие политологи, анализируя конфликтогенность общественно-политической обстановки на Украине в 2014 г. и причины свержения законного президента страны В.Ф. Януковича, очень часто в качестве источника конфликта называли отказ главы государства от сближения с ЕС. В то же время, как показали дальнейшие события, спектр источников состоявшегося майдана был представлен широкой палитрой отношений в социуме: от коррупции верхних и средних эшелонов власти до этнических и религиозных разногласий среди украинского народа.

Автор считает, что устранение вышеназванных недостатков анализа возможно в случае применения на данном этапе системно-структурного анализа. Данный метод позволит аналитику сосредоточить основное внимание на общественно-политических отношениях в целом, их общих основных параметрах и характеристиках, которые предопределяют зарождение конфликтогенной ситуации в социуме. Это обстоятельство, как показала практика, достаточно важно особенно тогда, когда в качестве акторов общественно-политической обстановки выступают сложные системные образования, расположенные как внутри, так и вне границ исследуемой системы (общественно-политической обстановки), а также на ее разных иерархических уровнях. Вместе с тем общественно-политическую обстановку, рассматриваемую как целое и общественно-политические отношения, - как ее частное (составные конструктивные элементы) следует анализировать в диалектической взаимосвязи. Суть данной ремарки в том, что органическое единство характеристик общественно-политической обстановки в целом, ее частей (подсистем) и связей между ними не является простой суммой качеств образующих ее элементов.

Адаптируем классификацию военно-политических отношений, приведенную профессором В.М. Барынкиным [3, с. 23-30], к проблеме нашего исследования и отметим, что общественно-политические отношения бывают: союзнические, дружеские, партнерские, нейтральные, напряженные, конфликтные, враждеб­ные. Это - основная шкала их различения и упорядочивания, характеризующая сущность и направления процесса эволюции в конфликтном взаимодействии общественно-политических акторов. На нее и будем опираться, раскрывая и обосновывая методологию второго этапа оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки.

Нейтральные общественно-политические отношения - это отношения, когда акторы и не помогают, и не мешают друг другу, а взаимосвязи между ними сведены к минимуму. В качестве примера можно привести сегодняшние отношения между Индией и Пакистаном.

Партнерские общественно-политические отношения - это отношения взаимовыгодного сотрудничества. В ущерб своим интересам акторы-партнеры не действуют. Такими отношениями сегодня можно назвать отношения России со странами Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Лаос, Сингапур, Камбоджа и др.).

Дружеские общественно-политические отношения – это такие отношения сотрудничества, при которых помощь может быть оказана и в ущерб собственным интересам акторов, но интересам несущественным. Именно такой характеристикой сегодня можно назвать отношения России и Белоруссии, России и Казахстана.

Союзнические общественно-политические отношения предполагают взаимопомощь в т.ч. в ущерб жизненно важным интересам акторов, вплоть до вступления в войну в случае нападения на союзника. Данный вид отношений ярко выражен в социумах государств, входящих в те или иные союзы: ОДКБ, НАТО, СНГ, ЕС, ШОС и т.п.

Напряженные общественно-политические отношения - это отношения соперничества, борьбы между акторами в форме конкуренции, соревнования, в рамках общепринятой морали и права. Здесь в качестве примера можно привести отношения между различными этносами на территории Татарстана, Башкирии, Северного Кавказа.

Враждебные общественно-политические отношения отличаются от напряженных тем, что борьба между акторами выходит за рамки морали и права, но до применения вооруженного насилия дело не доходит. Наиболее характерны данные отношения для современных обществ Западной Европы (Испания, Франция, Великобритания).

Конфликтные общественно-политические отношения характерны применением акторами насилия во всех масштабах, формах и способах, включая и войну. Сегодня к данному виду относятся отношения между различными этническими и религиозными группировками на территории Сирии, Афганистана, Сомали, Украины, Нигерии и др.

Таким образом, применение системно-структурного анализа позволяет более полно раскрыть статику общественно-политических отношений в заданном географическом пространстве, системно оценить их преемственность, характер, статус, полноту по всему спектру масштаба, выявить степень соответствия реального характера этих отношений и его оценки акторами общественно-политического процесса. При этом из общего комплекса общественно-политических отношений предусматривается выделение процесса нарастания конфликтогенности обстановки в качестве самостоятельной функциональной подсистемы со своей внутренней организацией акторов и связей между ними.

Третий этап. Цель данного этапа – на основе полученных статических данных проведение анализа динамической составляющей общественно-политической обстановки. Функциональное взаимодействие одного актора общественно-политической обстановки в системе отношений с другими акторами есть общественно-политическая деятельность, которую целесообразно всесторонне изучить, оценивая конфликтогенность общественно-политической обстановки в динамическом аспекте. Отметим, что данная деятель­ность развертывается как линейная последовательность формирования потребностей, интересов, целей, разработки и принятия решений, их практической реализации и конт­роля получаемых результатов.

Методологические проблемы данного этапа состоят в том, что анализировать следует функци­онирование не только каждого ее элемента - актора, его взаимодействие и связи с другими акторами, но и взаи­модействия акторов общественно-политической обстановки в заданном географическом пространстве с системой более высшего уровня (например, общественно-политической обстановкой в регионе, мире). Данное утверждение наглядно доказывает опыт оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки на Украине, в Грузии, Сирии, Турции, Греции, где приходится в обязательном порядке учитывать потребности, интересы и деятельность в этих странах США, Германии, Великобритании и России.

Решить данную проблему, на наш взгляд, можно использованием системно-функционального анализа. Его применение дает в руки аналитика обоснование оптимальности и адекватности сделанной им оценки на основе различных показателей (критериев). Например, выявление группы функций деятельности общественно-политических акторов, играющих решающую роль в формировании конфликтной ситуации, определение управляющих функций деятельности акторов в данной ситуации, позволяющих устранить причину конфликта. Системно-функциональный анализ позволит также выявить альтернативные способы и средства разрешения конфликтной ситуации, а также сферы, в которых имеется реальная возможность для оптимизации показателей в интересах снижения конфликтогенности общественно-политических отношений, например, потребности и интересы акторов.

Апробация результатов исследования на практике показала, что в ходе анализа следует выделить отдельно функции ведущих и второстепенных акторов. Для каждой из них должны быть обозначены функции, выполняющие инициирующую роль в зарождении или урегулировании конфликтной ситуации. В качестве показателей (критериев), которые необходимо оценивать применительно к каждому актору в заданном географическом пространстве (применительно к отдельной стране, союзу государств и т.п.) были выбраны следующие:

политические, экономические, духовные, социальные потребности, интересы, мотивы и стимулы дейс­твий одного актора, представляющие опасность или угрозу для другого актора общественно-политического процесса;

уровень и содержание знаний актора о реально сложившейся общественно-политической обстановке в заданном географическом пространстве, его намерения и цели;

разрабатываемые и принятые к реализации решения, планы и программы по снижению социальной напряженности, урегулированию конфликтной ситуации или существующего конфликта;

реально осуществляемые действия актора (акции, мероприятия, операции и т.п.), их средства, методы, способы и формы, результаты, а также уровень организации и управления; степень соответствия поставленных целей и реально получаемых результатов.

Таким образом, применение системно-функционального анализа дает возможность понять цели акторов общественно-политической обстановки посредством познания функций их общественно-политической деятельности.

Четвертый этап. Цель данного этапа – оценка конфликтогенности общественно-политической обстановки с точки зрения необратимости эволюции состава ее элементов (подсистем), структуры, процесса функционирования. Выявление тенденций эволюции как раз и составляет сущность данного этапа. Научная и политическая практика показывают, что эволюция конфликтогенности общественно-политической обстановки должна анализиро­ваться по фазам, которые характерны для развития конфликтов (зарождение, протекание и затухание конфликта) и по ступеням шкалы характера общественно-политических отношений (союзнические – дружеские – партнерские – нейтральные – напряженные – конфликтные – враждебные отношения и наоборот).

Как показывает мировой и отечественный опыт, наибольший эффект для аналитика дает применение на данном этапе системно-эволюционного анализа, позволяющего исследовать конфликтогенность общественно-политической обстановки как систему, изменение которой характеризуется в таких системных характеристиках как устойчивость, стабильность, целостность, равновесие и др. Использование идей и принципов системно-эволюционного подхода позволит учесть сложность конфликтогенности общественно-политической обстановки, ее связь с политическими, экономическими, духовными, социальными, трудовыми, информационными и другими входными и внутренними потоками, каждый из которых может выступить в роли конфликтогенного фактора.

Потребность применения системно-эволюционного подхода в методологии нашего исследования объясняется также тем, что он позволяет на комплексной основе проводить оценку эффективности применяемых на том, или ином временном интервале способов и средств снижения уровня конфликтогенности обстановки, искать причины нарастания конфликтной ситуации, а не фрагментарно ее фиксировать. В качестве показателей (критериев) были выбраны: состояние общественно-политической обстановки, его уровень устойчивости и надежности в заранее оговоренных временных и пространственных параметрах; тенденции развития общественно-политической обстановки, а также ос­новные факторы, детерминирующие ее необратимые изменения.

С появлением в XXI веке высокоскоростных компьютеров и адекватного программного обеспечения для прогнозирования тенденций эволюции развития общественно-политической обстановки применяются разнообразные цифровые модели, которые весьма широко используются аналитиками и ситуационными центрами при различных органах власти и управления, аналитическими организациями. Известны также модели оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки, построенные по типу экспертных систем. Можно утверждать, что применение интеллектуальных систем поддержки процесса оценки конфликтогенности общественно-политической обстановки явля­ется одним из наиболее перспективных направлений качественного совершенствования данной деятельности. Разработка интеллектуальных систем для ситуационных центров, занимающихся оценкой общественно-политической обстановки, сегодня рассматрива­ется как задача, которая в ближайшем будущем может дать значительный прирост эффективности предупреждения и урегулирования конфликтов в социуме, особенно по части выявления и оценки конфликтной ситуации, а также выбора стратегии поведения в конфликте. Представляется, что методологической основой данного вида деятельности должны стать методы: экстраполяции тенденций, факторного анализа, сценариев.

Применение метода экстраполяции тенденций в прогнозировании обосновывается тем, что общественно-политические процессы и тем более тенденции обычно инерционны. Поэтому логично предположить, что имевший место в прошлом и настоящем вектор изменений отдельных элементов общественно-политической обстановки сохранит свое направление и в будущем. Однако здесь возникает проблема периодичности обновления информации об общественно-политической обстановке. В этой связи представляют интерес расчеты одного из руководителей американской военной разведки в годы первой и второй мировых войн, бригадного генерала В. Плэтта, который считал, что:

«оперативно-тактическая разведывательная информация теряет ценность по норме – 10% в день (полное «обнуление» за 2 месяца);

информация стратегической разведки во время войны – 10% в месяц (50% – потеря информации за 6 месяцев; близка к нулю – за 2,5 года);

информация стратегической разведки в мирное время – 20% в год (потеря 50% информации за 3 года);

информация о сравнительно неизменных объектах (дорогах, мостах, природных ресурсах) – 10% в год (потеря 50% – за 6 лет)» [4, с. 52].

Динамизм современной общественно-политической обстановки настолько велик, что интересы предупреждения конфликтов в социуме требуют проводить ее анализ, оценку и прогноз в мониторинговом режиме, т.е. постоянно. Мониторинг дает возможность аналитику отслеживать причинные механизмы зарождения конфликтной ситуации с использованием подробного эмпирического анализа общественно-политической обстановки, глубже понимать причинно-следственную динамику, которая привела к возникновению конфликта, а также пролить свет на обобщаемые причинно-следственные механизмы, связывающие причины и результаты конфликтов.

Что касается прогноза выхода на авансцену тенденций опасных изменений в соотношении сил противоборствующих сторон, то это, отмечает профессор В.И. Анненков вполне осуществимо. Сегодня трудно утаить успехи или неудачи в политическом, экономическом, духовном, информационном, социальном, научно-техническом развитии акторов общественно-политических отношений. Даже в открытой печати можно найти много необходимых материалов для получения более или менее достоверных результатов подобного анализа и оценки. Процессы же в политике, экономике, науке и технике сильно инерционны. Сложнее обстоит с прогнозом возможных изменений в руководстве противоборствующих сторон. Здесь наша динамичная жизнь очень часто преподносит весьма неожиданные сюрпризы. Большинство оценок и прогнозов, сделанных даже непосредственно перед всеобщими выборами в тех или иных государствах, часто оказываются несостоятельными [8, с. 112-113]. Наиболее ярким примером является победа Д. Трампа на выборах президента США в 2016 г.

Методологическое обоснование применения метода факторного анализа основывается на необходимости поиска «равнодействующей» всех факторов, изменяющих тот или иной элемент (подсистему) общественно-политической обстановки. Если «равнодействующую» факторов удастся рассчитать, то спрогнозировать ее действие на общественно-политическую обстановку и ее конфликтогенность - сравнительно просто. Проведенное исследование позволило выделить критерии оценки факторов, влияющих на конфликтогенность общественно-политической обстановки в социуме:

частота - проблема возникает слишком часто;

продолжительность - проблема длилась какое-то время;

область или диапазон - проблема затрагивает многих людей;

серьезность - проблема заключается в нарушении личной или общественной жизни в целом;

справедливость - проблема лишает людей законных или моральных прав;

восприятие - ситуация воспринимается как проблема. Этот критерий является наиболее важным и может помочь определить готовность к решению проблемы в социуме.

Методология применения метода сценариев базируется на необходимости составления наиболее вероятных нормативных, вариантных, контурных (общие) планов-прогнозов возможного хода событий в имеющихся конфликтной ситуации или конфликте, включающих описание содержания и порядка действий противоборствующих сторон, делающих этот ход событий более или менее предопределенным. Построение вероятностных, альтернативных сценариев возможных событий в будущем или настоящем конфликте, даже если на практике ни один из них полностью не реализуется, всегда целесообразно, ибо помогает понять ход этих событий, уменьшает риск быть застигнутым врасплох.

Так, например, сценарий этно,- религио,- и демографической экспансии как средства отрыва от государства некоторой территории (сепаратизма) в последнее время часто применяется в мировой конфликтологической практике. Его логика такова. Сначала осуществляется стихийная или направляемая миграция людей определенной нации (этноса) на территорию другого государства (например, албанцев в Косово, арабов Ближнего Востока и Северной Африки в Европу). У мигрантов организуется (или традиционно имеет место) более высокая рождаемость. По истечении нескольких десятков лет мигранты начинают численно преобладать на данной территории. С этого времени выдвигаются требования национально-культурной автономии. При ее достижении начинается борьба за ограниченный политический суверенитет (политическую автономию, самоуправление, создание собственных институтов власти и т.п.). При успехе дела выдвигаются требования национально-государственного самоопределения. В случае достижения такового может иметь место и этап объединения со страной-родиной мигрантов. По такой логике развивался конфликт в Косово, в ходе которого албанцами от Югославии был оторван исконно сербский край - Косово. Многие аналитики прогнозировали национально-государственное самоопределение Косово, основываясь также на том, что страны Запада активно помогали в этом албанцам. Прогноз оправдался, и Косово как самостоятельное государство уже признали более ста (114) государств планеты Земля.

Заключение

Обобщение результатов реализации системного подхода к оценке конфликтогенности общественно-политической обстановки и принятие решения о присвоении ей того или иного статуса проводится на основе использования двух методов познания.

Во-первых, метода синтеза. Обоснование применения данного метода познания вытекает из необходимости объединения результатов этапов проведенного анализа в единое целое. Связано это с тем, что конфликтогенность общественно-политической обстановки представляет собой целое, которое, го­воря словами Аристотеля, «больше, чем сумма его частей».

Во-вторых, метода сравнения, который необходим аналитику для того, чтобы сопоставить полученные результаты целого с выявленными нами ранее критериями оценки вида обстановки и принять решение об уровне ее конфликтогенности: спокойная, напряженная, предконфликтная или конфликтная.

Библиография

1. Войтеховский А.В. Методология анализа и оценки военно-политической обстановки // Наука и военная безопасность. 2004. №2. С. 3-5.

2. Дмитриев А.П., Поздняков А.И., Шаваев А.Х. Методология оценки военно-политической обстановки. -М.: ВАГШ, 1994. -С. 6-12.

3. Барынькин В.М. Оценка военно-политической обстановки методологический аспект // Военная мысль. 1999. № 5. -С. 23-30.

4. Стратегическое прогнозирование международных отношений: монография / под ред. А.И. Подберезкина, М.В. Александрова. -М.: МГИМО-Университет, 2016. -743 с.

5. Евелькин Г.М. Социально-политическая ситуация как проблема познания: к концептуализации понятий и исследовательских подходов // Социология. 2014. № 2. С. 47-57.

6. Малков С.Ю., Исаев Л.М., Кузьминова Е.В. Оценка потенциала социально-политической нестабильности в странах Центральной Азии с помощью «индекса нестабильности». [Электронный ресурс]. URL: https://www.socionauki.ru/book/files/Monitoring/308-323.pdf (дата обращения: 24.12.2018).

7. Плэтт В. Стратегическая разведка: основные принципы. -М.: Изд. дом «Форум», 1997. С. 52.

8. Военная сила в международных отношениях / под общ. ред. В.И. Анненкова. -М.: КНОРУС, 2011.-496 с.

9. Поздняков А.И. Системно-деятельностный подход в военно-научных исследованиях: монография. - М.: ВАГШ, 2008. – 243 с.

10. Богатырев Э.Я., Макиев Ю.Д., Малышев В.П. Анализ методов военно-политического программирования. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/analiz-metodov-voenno-politicheskogo-p... (дата обращения: 24.12.2018).

11. Туронок С.Г. Политический анализ и прогнозирование. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 291 с.

12. Харламов С.В. Методология системного исследования военно-политической обстановки: автореферат дисс. канд. фил. наук. – М.: ГАВС, 1994. – 22 с.

13. Симонов К.В. Политический анализ. - М.: Логос, 2002.-152 с.

Зеленков Михаил Юрьевич, доктор политических наук, кандидат военных наук заведующий кафедрой, Московская государственная академия водного транспорта; МГТУ имени Н.Э. Баумана

Источник: Политика и Общество. – 2019. – № 2. – С. 1 - 14. DOI: 10.7256/2454-0684.2019.2.28669 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=28669



Максим Скулачев: «Основная проблема инновационных проектов – взаимоотношения инноваторов и инвесторов»
2020-04-10 07:12 Редакция ПО

Пройти «долину смерти» стартапа – получить необходимые для становления бизнеса средства возможно только за счет привлечения частных инвесторов. Стартапу гораздо комфортнее работать с финансовым, чем со стратегическим инвестором. Для инновационной команды деньги – не цель, а прежде всего средство для реализации идеи. Одной из серьезнейших проблем на пути к достижению этой цели является проблема взаимоотношений инноватора с инвестором. Как обеспечить баланс между этими самыми главными составляющими инновационного проекта?

Подробнее – в интервью Центра социального проектирования «Платформа» с генеральным директором инновационной биотехнологической компании «Митотех» Максимом Скулачевым и директором по стратегии Вадимом Перехватовым в рамках проекта «Технологическая волна».

«Долину смерти» мы прошли за счет частных инвесторов»

В целом мы довольны тем, как развивается наш бизнес. Стартапу, который привлек деньги на очень долгий проект и жив уже больше 10 лет, грех жаловаться на судьбу. «Долину смерти» стартапа мы прошли за счет частных инвесторов и корпорации «Роснано», которая пришла в наш проект в качестве государственного соинвестора (на момент заключения соглашения – государственного института развития) и вложила в компанию почти 700 млн рублей.

Деньги отечественных инвесторов позволили нам профинансировать этап становления бизнеса, включающий достижение уровня самофинансирования его российской части и первые шаги, необходимые для выхода на международные рынки. Следующий этап развития потребовал дополнительных инвестиций, часть из которых мы уже получили путем привлечения иностранного капитала.

Мы пытались использовать поддержку еще одного российского института развития — Фонда «Сколково», получили статус его резидента. Это обеспечило нам более комфортный налоговый режим, но инвестиции фонда мы получить не смогли. Обращались к ним восемь раз и получили восемь отказов по восьми разным причинам. Подозреваем, что наш стартап просто не попадает в привычный для «Сколково» формат. Можем предположить, что им нужны три энтузиаста с ноутбуком и идеей, а у нас производственные мощности, более 100 сотрудников, сложная система интеллектуальной собственности, распределенная между материнской компанией и двумя 100% «дочками».

Наш бизнес не ограничивается только Россией, основные бизнес-цели «Митотеха» – рынки США, ЕС и других развитых стран. Должны признаться, что события последних 5 лет создали нам ряд проблем. Например, мы больше не можем рассчитывать на привлечение в качестве инвесторов российских миллиардеров, большинство из них попало в санкционные списки или рискует там оказаться. К чести руководства «Роснано», надо сказать, что присутствие в капитале этого государственного соинвестора на сегодня не выглядит серьезным препятствием для привлечения частных зарубежных партнеров или продаж продукции. Однако, как предупреждают наши иностранные консультанты, это может создать проблемы при попытке провести IPO компании на статусных западных площадках.

Помимо частных инвесторов наш бизнес имеет еще одного очень значимого стейкхолдера — МГУ, который является нашей «альма-матер», проявляет к нашей деятельности большой интерес и оказывает ей большую, прежде всего, моральную и административную поддержку. И вообще, проект такого уровня новизны, инновационности вряд ли был бы возможен вне интеллектуальной экосистемы университетского кампуса.

«Идея – это не проект»

Область инноваций, в которой работаем мы, определяется как «научные инновации», то есть инновации, возникающие в процессе коммерциализации новых результатов научных исследований и разработок. В основе инновационного проекта этой области лежат три вида деятельности. Это изобретательство – порождение, объявление и обоснование технологической идеи, проектная инженерия – определение способа реализации этой идеи, управление – действия по реализации этого способа (обычно организованные в бизнес-процессы).

Надо отметить, что современный инновационный бизнес принципиально отличается от того, что называл инновациями, скажем, Шумпертер в 30-х годах ХХ века. Сейчас практически невероятно найти новую технологическую идею, просто пройдясь «широким бреднем» по научным докладам, статьям. Так уже не бывает. В ХХI веке главная часть необходимых проекту научных знаний должна генерироваться denovoвнутри этого самого проекта. То есть инициатором разработки должент быть ученым, однако таким ученым, склонности и способности которого не ограничиваются областью научных исследований, но включают видение технологических перспектив, способов технической и рыночной реализации, организации работ и т.п.

Парадокс заключается в том, что такие склонности и способности редко присущи одному человеку. Научная инновация может быть успешной, только если в ее создании и реализации заинтересована целая группа людей, обладающих взаимно дополняющими склонностями, способностями, умениями.

«Самое главное в инновациях – это команда»

Критически важным фактором успеха инновационного проекта является проектная команда. Мы уже говорили о том, что научная инновация может состояться только при условии наличия группы инноваторов — ученых, заинтересованных в прогрессе, каждый из которых обладает компетенциями, в совокупности достаточными для его реализации. Но группа заинтересованных и компетентных ученых — еще не проектная команда. Такая группа становится командой, когда люди в ней объединяются стремлением к общей цели и сознанием ценности каждого для всех и всех для каждого. Единство обуславливает профессиональную, психологическую и интеллектуальную среду, позволяющую преодолевать препятствия технологического характера, неминуемо возникающие на пути реализации проектов будущего, и, что не менее важно, решать управленческие проблемы, в том числе и те, которые часто привносит в проект приход инвестора.

Научным инновациям нужен финансовый инвестор

В процессе развития нашей компании приходилось иметь дело с двумя типами инвесторов. Финансовый — рассматривают проект как способ получения денежного дохода и стратегический, для которых инвестиции в проект представляют средства реализации собственной бизнес-стратегии (достижение, усиление или защита рыночной позиции, обеспечение ресурсного превосходства над конкурентами). Стратегический инвестор всегда приходит со своим видением и моделью бизнеса. Если проектная команда в качестве главной цели стартапа рассматривает достижение определенной степени благосостояния своих участников, или если она ощущает острую нехватку каких-то профессиональных компетенций, то принятие внешней модели бизнеса в обмен на инвестиции вполне оправдано. В таком случае даже возможен доступ к иным ресурсам стратегического инвестора. Однако, мы уверены, что для научных инновационных проектов, обоснованно претендующих на технологический прорыв (а значит, имеющих не только технологические знания, но и стратегию, и команду прорыва) такой обмен будет иметь фатальные последствия. Можно, конечно, попытаться согласовать стратегии инноватора и инвестора, используя для этой цели какой-нибудь специфический инвестиционный контракт. Однако, как показывает наш опыт, контрактация будет сложной, а его разработка, заключение и контроль исполнения может потребовать издержек, неподъемных для стартапа.

Мы уверены, что в действительно прорывном инновационном проекте инвестору должна быть отведена роль скорее финансового, чем стратегического партнера. При этом следует понимать, что отношения с финансовым инвестором имеют свою специфику. Этот тип инвестора требует четкого определения и обоснования, прежде всего, финансовых результатов проекта. Затем финансовых — прозрачности деятельности, дисциплины и ответственности. Способность удовлетворить этим требованиям мы рассматриваем как необходимое условие выживания прорывного проекта. Соответствие этим условиям ставит перед командой серьезные проблемы, но цена их решения – сохранение контроля над управлением, который с точки зрения инноваторов является главной гарантией успеха проекта. Напомним, что именно риск утраты контроля над управлением проекта является основной причиной нашего недоверия к стратегическим инвесторам.

Специфический инвестиционный контракт – основа прорывного инновационного проекта

К сожалению, на практике отношения с финансовым инвестором могут оказаться далеко не безоблачными даже при условии, что его инвестиции носят чисто денежный характер. Всегда существует риск, что на том или ином этапе проекта партнер, вошедший в качестве финансового инвестора, начнет себя вести как инвестор стратегический, полагая, что вложенные деньги дают ему власть, достаточную чтобы реализовывать собственные бизнес-идеи или даже капризы.

Действенным средством предупреждения такого развития событий является специфический инвестиционный контракт. Однако его составление представляет проблему. Возможно менее сложную, чем проблема контракта со стратегическим инвестором, но тоже связанную со значительными трансакционными издержками.

Таким образом, видимая нами проблема отношений инноваторов и инвесторов сводится к проблеме специфичности инвестиционного контракта. То есть для каждого акта инвестиций нужен свой контракт, учитывающий особенности проекта, интересы инноваторов и инвесторов. И, как составление такого контракта, так и контроль его исполнения представляют собой очень дорогое «удовольствие». Как мы полагаем, «удовольствие» это можно удешевить, уменьшить степень специфичности путем разработки типовых подходов, включающих новые механизмы гарантирования интересов сторон к регулированию отношений между инноваторами и инвесторами.

Университетские технологические долины как арбитры, обеспечивающие баланс интересов инноваторов и инвесторов

Составление корректного и жизнеспособного инвестиционного контракта – задача не из легких, особенно в случае прорывного инновационного проекта, который по своей сути предполагает работу в условиях неопределенности. В такой ситуации крайне желательно, если бы и инвесторы, и инноваторы, и остальные стейкхолдеры проекта выбрали себе некоего независимого арбитра, задачей которого было бы обеспечивать баланс между интересами всех участников.

Сегодня наши надежды на решение этой задачи мы связываем с возникновением нового института развития – «университетских долин» и, в первую очередь, Долины МГУ. По своей задумке «Долина» идеально подходит на роль «балансира интересов», поскольку ее задачи – поддерживать инноваторов, привлекать инвесторов и культивировать прорывные инновационные проекты.

Источник: http://pltf.ru/2020/02/28/maksim-skulachev-osnovnaja-problema-innovacionnyh-proektov-vzaimootnoshenija-innovatorov-i-investorov/



Две коровы
2020-04-10 07:14 Редакция ПО

Феодализм:

У вас есть две коровы. Ваш хозяин забирает часть молока.

Социализм:

У вас есть 2 коровы. Одну вы отдаете соседу.

Коммунизм:

У вас есть 2 коровы. Государство забирает обеих коров и дает вам вволю молока.

Тоталитаризм:

У вас есть 2 коровы. Правительство забирает обеих, а вас призывает в армию.

Диктатура:

У вас есть 2 коровы. Правительство забирает обеих, а вас расстреливает. На молоко налагается запрет.

Классический капитализм:

У вас 2 коровы. Вы продаете одну и покупаете быка. Ваше стадо множится, а экономика растет. Вы продаете стадо и на вырученные деньги уходите на пенсию.

Капитализм по-американски:

У вас 2 коровы. Вы продаете одну, а вторую заставляете учетверить производство молока. Позже вы нанимаете консультанта, чтобы выяснить, от чего сдохла корова.

Капитализм по-французски:

У вас 2 коровы. Вы выходите на забастовку, организуете беспорядки и блокируете дороги, т. к. вы хотите иметь 3 коровы.

Капитализм по-итальянски:

У вас 2 коровы, но вы не знаете, где они. И решаете пойти пообедать.

Капитализм по-испански:

У вас было 2 быка, но вы устроили корриду, порешили обоих, потом плюнули на все, потому что началась сиеста.

Капитализм по-швейцарски:

Рядом с вашим шале пасутся 5000 коров. Ни одна из них не ваша, но вы их доите и еще берете за это деньги с владельцев коров.

Капитализм по-индийски:

У вас 2 коровы. И вы на них молитесь.

Капитализм по-пакистански:

У вас отродясь не было коров, но вы искренне считаете индийских коров своими.

Капитализм по-российски:

У вас есть 2 коровы. Их доят какие-то люди с двойным гражданством, которые отвозят молоко на Кипр, а вы питаетесь теми каплями, которые расплескиваются из их ведер.

Автор: Boris Fel

Источник: https://publizist.ru/blogs/113907/35509/boris-fel



"Из дома – по смс! Города закрыть! Никого не запускать!" Как регионы обогнали Москву в битве с коронавирусом
2020-04-10 07:16 Редакция ПО

Вообще-то, если кто вдруг уже успел позабыть, когда до России докатилась волна коронавируса (в том смысле, что его начали успешно привозить сюда туристы из Европы и с азиатских курортов), на передовой оказалась, конечно, Москва: там и сейчас наибольшее количество заражённых.

Что, собственно, и логично: столица принимает большинство авиарейсов, включая транзитные, плюс, не будем пытаться закрыть на это глаза, очень большую и неприятную роль в распространении "уханьской заразы" сыграли вип-путешественники. Последние, неизменно желающие быть первыми, осчастливив Родину своим возвращением, не стали утруждать себя сидением в карантине, а отправились на светские рауты и походы по бутикам, соскучившимся по ним за время их пребывания в Италии или на Лазурном берегу.

И потому Москва и начала первой вводить ограничения, связанные с предотвращением распространения коронавируса. А все остальные регионы смотрели на неё и, через паузу, фактически копировали действия столичных властей – после того как они получали одобрение "сверху", разумеется.

Но как только президент выступил с первым обращением к населению и ввёл выходную неделю до 3 апреля, губернаторы, что называется, расправили крылья – и начали "самоизолировать" население. А когда Владимир Путин во втором выступлении, адресованном к нации, пояснил, что даёт субъектам Федерации право самим определять степень угрозы от коронавируса и принимать, соответственно, меры, регионы утвердились в своём праве поступать так, как им кажется верным.

На самом деле губернаторы и впрямь должны лучше понимать, что нужно делать, поскольку задача любого управленца такого уровня – прежде всего, уметь оценивать риски и анализировать. Но понятно ведь, что чем жёстче закручивают гайки, тем самым преграждая распространение коронавируса, тем сильнее проседают бизнес и экономика на конкретной территории. Поэтому необходим баланс. Да, инфекцию надо победить, но ведь и жить потом как-то нужно дальше, верно?

- считает политолог Дмитрий Абрамов.

Он не сомневается,  что этот месяц станет испытанием для глав регионов. Их работа будет оцениваться по двум критериям: с одной стороны, результатом по предотвращению коронавируса, с другой – устойчивостью в экономике.

"Но эта кажущаяся свобода – в определённом смысле только видимость. Аналитики Кремля с помощью полпредов (которым не зря Путин уделил такое внимание впервые за долгое время, подчеркнув именно их значимость и верховенство в федеральных округах) будут внимательно следить, я уверен, за ситуацией. И если где-то увидят перебор или недобор, будут приниматься решения в "ручном режиме". И, возможно, жёсткие".

Царьград решил посмотреть, какие губернаторы решили превзойти Москву по усердию в битве с коронавирусной инфекцией.

Чечня: убить коронавирус

Глава Чеченской Республики очень наглядно демонстрирует Москве, что, во-первых, ситуация на его территории под контролем, а во-вторых, что принимаемые им меры – действенны.

И едва только в Чечне появился первый заболевший, Рамзан Кадыров тут же начал закручивать гайки.

Практика показала, что остановить распространение коронавируса невозможно без решительных и даже жёстких мер. Несмотря на неоднократные предупреждения, не все осознают всю глубину надвигающейся опасности. Не все остаются дома, зарегистрированы факты въезда в республику граждан, заразившихся вирусом. Исходя из складывающейся обстановки принято решение резко ограничить передвижение транспорта и граждан,

- объявил Кадыров несколько дней назад.

Как только увидел, что и это требование не всеми выполняется, он принял решение с пятого апреля приостановить движение через административную границу Чечни: для всех видов транспорта, остановив приём и отправку поездов, отменив авиарейсы. Всем, кто хочет приехать или выехать, достаточно и пары дней, полагает Кадыров.

Кадыров сказал "карантин" – и всё. Фото: официальный сайт главы ЧР.

И более того, на упреждение ввёл карантин в республике: с 20.00 до 08.00 там вообще запрещено движение транспорта и  пешеходов во всех населённых пунктах.

А главной фразой Чечни на ближайшее время стал хэштег #убитькоронавирус.

Кстати, вообще во всём Северокавказском ФО довольно серьёзно отнеслись к "коронавирусным дням".

На Ставрополье, допустим, отменили автобусное межмуниципальное сообщение, в Кабардино-Балкарии сокращены рейсы внутри республики, в Северной Осетии, Карачаево-Черкесии ограничили или приостановили движение общественного транспорта, а в Дагестане – и личных автомобилей тоже.

В Татарстане из дома на улицу – по смс, в Нижнем Новгороде – по QR-коду

Как только в Москве было объявлено о режиме самоизоляции, в соцсетях стали бурно обсуждать, что будет, когда мэр Сергей Собянин введёт движение по спецпропускам с дистанционным контролем в виде смс или QR-кода.

А в Татарстане ждать, пока это случится, не стали – и не просто ввели спецпропуска для работающих, несмотря на режим самоизоляции, жителей, но и установили обязательное смс-оповещение для всех, кто этот самый режим должен соблюдать.

Чтобы выйти из дома по необходимости (за исключением похода в ближайший магазин, аптеку, выгула собаки, выноса мусора), надо отправить смс на бесплатный номер, в котором следует указать ФИО, паспортные данные. В ответ придёт сообщение с кодом регистрации.

Но и это ещё не всё: присланный код придётся переслать снова, но указать при этом цель передвижения – допустим, посещение банка, или больницы, или ветклиники, или почты, или участие в похоронах, или доставка лекарств либо продуктов и предметов первой необходимости больным родственникам.

Потом поступает второе обратное смс: уже с разрешением сроком действия пропуска.

Опоздал – штраф.

Люди, однако, жалуются, что иногда переписка, из-за того что серверы перегружены, длится по несколько часов.

При этом по улицам ходят патрули, а ГИБДД останавливает все машины подряд и проверяет наличие справки и кода с разрешением.

В Нижнем Новгороде решили использовать более модный способ – QR-коды, их выдают на официальном портале, по заявкам. И лично тамошний губернатор Глеб Никитин показывал, как работает система.

Впрочем, местные говорят, что режим и получение кодов – дело почти добровольное. За нарушителями, во всяком случае – пока, охоту не объявляли.

К слову, сам Собянин, поразмыслив и получив информацию от своих аналитиков, сделал объявление: пропускной режим в Москве вводить не будут. А москвичей мэр назвал "сознательными".

Крым, Кубань и Челябинская область: на въезде – блокпосты

С 00.00 четверга, 2 апреля, в Крыме был введён режим полной самоизоляции. И глава региона Сергей Аксёнов сообщил, что на Крымском мосту организован "блокпост для мониторинга въезжающих на полуостров".

Речь идёт, стоит оговориться, о водителях фур с едой и лекарствами, которым будут измерять температуру.

Для всех остальных въезд на полуостров попросту закрыт.

"Ну вот, у нас снова остров", - шутят крымчане.

Крым превратился снова в "остров". Фото: МВД по Республике Крым.

Автобусное сообщение с "материковой" Россией и так прекращено, со среды. Поезда ещё вроде как будут ходить, но с тщательным досмотром всех. Хотя не исключено, что ж/д сообщение тоже могут ограничить.

Краснодарский край тоже ввёл запрет на проезд транзитного транспорта через населённые пункты, а также на перемещение на личном транспорте по территории населённых пунктов. На Кубани – карантин, как и в Чечне.

Все, кто не успел вернуться до 3 апреля, вынуждены были стоять в пробках, чтобы попасть в Краснодар, например, потому что пропуска и прописку проверяли у всех подряд.

И Челябинская область решила огородиться от соседей: на трассах на юге Урала заметили блокпосты с ежами, на которых разворачивали автомобили – за исключением транзитных, следующих на выезд. На въезд в населённые пункты самого региона – нельзя.

Урал и Сибирь: сухой закон

Сразу несколько регионов ввели сухой закон, ограничив продажу алкоголя на время режима самоизоляции.

Так сделали в Карелии, Пермском крае, Башкирии, Хакасии, Якутии, Забайкалье, Красноярском крае: где-то просто сократили время торговли спиртным, где-то – совсем запретили.

Правда, эффект получился местами совершенно обратный: едва стало известно о предстоящем запрете, граждане, конечно, бросились закупаться бутылками с горячительным. По официальным данным, скажем, в Забайкалье, объём реализации алкоголя вырос почти наполовину!

В итоге Минпромторг России направил в регионы письмо, призванное несколько охладить "антикоронавирусный" порыв:

Рекомендуем не менять установленный ранее в субъектах Российской Федерации режим продажи алкогольной продукции без крайней необходимости. Введение дополнительных ограничений на реализацию алкогольной продукции может спровоцировать рост доли нелегальной продукции и серьёзное социальное напряжение,

- говорится в этом документе.

Пять регионов, тем временем, так и не ввели режим самоизоляции: Ненецкий автономный округ, Орловская, Тульская, Тверская и Ярославская области.

Автор: Александр Степанов

Источник: https://tsargrad.tv/articles/iz-doma-po-sms-goroda-zakryt-nikogo-ne-zapu...



Новый мир заставляет переосмысливать реальность
2020-04-10 07:18 Редакция ПО

Глобальные изменения – это не столько про макроэкономику и геополитику, сколько про личные истории миллионов людей. Каждый день приносит каждому из нас новые, порой невероятные ранее обстоятельства, которые заставляют реагировать, изменять свою жизнь, формировать новый порядок деятельности, и уже всё это в совокупности формирует новый мир.

Так, осознание того, что перед неизвестным вирусом наиболее уязвимы пожилые люди и введение в Москве особо бережного отношения к гражданам старше 65 лет, вдруг придало людям старшего поколения особый статус. И дело даже не в мерах материальной помощи и обеспечения бесплатной связи, оплачиваемого больничного и пр., а в том, что о них вдруг вспомнили! Не только о ветеранах войны, а о более молодых поколениях людей, чей возраст сделал их автоматически обременительными для общества потребления.

Их принудительно увольняли с работы, несмотря на огромный опыт и реальную работоспособность, над ними посмеивались за консервативность, в магазинах и ресторанах их обслуживали свысока. На тех, кому за 60, ставили крест и забывали об их существовании, так как вся экономика зиждилась на активных и мобильных потребителях. И эта планка постепенно снижалась всё ниже – 55 лет, 50 лет, некоторые работодатели не берут уже и 45-летних. В прошлой реальности по будням в дневные часы по городам бродили толпы брошенных активной частью населения людей старшего поколения – ненужных и обречённых на доживание.

Угроза пандемии заставила вдруг обнаружить, что пожилые люди не просто существуют, но что их надо оберегать, им надо создавать особые условия, их надо ценить. 

Это заставляет осознать проблему старости как таковую и отреагировать конкретным поведением.

Но к ужасу и стыду оказалось, что немало тех, кому наплевать на уязвимость пожилых людей и на высокую смертность среди них – мол, они и так доживают последние деньки, молодых пандемия не убивает, значит, не надо никаких карантинов после заграницы. Модная толерантность продвинутых людей обернулась обернулась равнодушием и бездушием по отношению к возрастным людям.

Таких особенно много среди так называемой элиты, прослойки сверхобеспеченных людей, привыкших считать себя «человеками мира», а также их детей-мажоров, эскортниц и обслуживающих их капиталы менеджеров. Но по иронии судьбы именно так называемые «жители Рублёвки», не вылезавшие с курортов Европы, а также «офисный планктон», пытавшийся им подражать, стали главными жертвами и разносчиками пандемии. Сверхмобильность и открытый мир сыграли с ними злую шутку, и теперь аэропорт Жуковский должен принять десятки тысяч таких потенциально заражённых людей мир, стать им родным домом на две недели.

Однако проблема в том, что эти люди привыкли не считаться ни с какими ограничениями, и карантин для них возмутителен, словно правила вождения для Мары Багдасарян. Главврач больницы в Коммунарке рассказывал про таких "благодарных", как они убегают домой и качают права: «Люди хайпят, как могут: плакаты HELP! вывешивают, выбрасывают из окон полотенце с американским флагом. Жалуются, а чего вы четвертый день даете нам йогурт без вкуса…».

Для таких в принципе невыносимо перестать потреблять и передвигаться – в этом смысл их существования. И государству прежде всего принципиально решить проблему с «человеками мира»: бабушки и дедушки спокойно смирятся с домашним режимом, а вот мажоры и папики с эскортницами будут биться за свою исключительность всеми средствами – закупка аппаратов ИВЛ в частных целях только первый пример. 

Впрочем, большинство граждан проблемы мажоров не волнуют – гораздо важнее, что под ударом весь рынок труда, рабочие места как единственный источник доходов многих семей. Озвученные президентом меры направлены на элементарную социальную защищённость и на поддержку предприятий. Но даже при негласном запрете государством кадровых сокращений и после завершения вынужденных каникул работодатели будут максимально оптимизировать бюджеты за счёт сотрудников. Если местных штатных сотрудников пока по возможности перевели на удалённую работу, то вахтовиков отправляют домой на неопределённое время.

Под главным ударом сфера услуг и торговли, мелкий и средний бизнес по принципу «купи — продай», охранники, вахтовики-продавцы и обслуживающий персонал торговых и развлекательных центров, сотрудницы туроператоров, менеджеры по продажам и прочие офисные сотрудники, отсутствие которых на рабочем месте мало кто заметит. А это сотни тысяч судеб людей, которые из окружающих регионов приехали в Москву охранниками или продавцами «сутки через трое» - так называемая маятниковая трудовая миграция. Справедливости ради: такие граждане нередко предпочитали работу охранником местным вакансиям на агроферме.

Теперь же придётся пересмотреть свои привычки и понимание «тёплого местечка». Структура рынка труда и экономики изменится кардинально, и важно понять, как именно.

Сфера услуг и развлечений, скорее всего, схлопнется и значительно переформатируется, частично перейдя в онлайн – но это другой масштаб и другие доходы. Отсрочка от налоговых выплат – это временная мера, которая отрасль не перезапустит. Многое зависит от действий государства, от того, в какую сторону оно начнёт менять структуру экономики, поддержит ли бюджетников, учителей, врачей, наукоёмкие организации и работников крупных производственных предприятий, создаст ли новые производственные места для ориентации на внутренние потребности.

Если это будет так, то именно работники этих отраслей окажутся наименее уязвимыми по сравнению с популярными профессиями общества потребления. Если же государство будет просто вливать средства в обанкроченные пандемией отрасли и профессии, то впустую потеряет деньги и время.

Как потеряли его те чиновники, которые несколько лет рекламировали цифровизацию. Когда миллионы людей были переведены на удалённую работу и обучение, оказалось, что к этому не готовы ни технологии, ни сами люди.

Одно дело – красиво фантазировать о цифровом мире, и другое – когда этот мир пришёл и стал реальностью. Обнаружилась катастрофически низкая цифровая грамотность граждан – причём не пожилых, как считалось, а молодых, даже школьников.

Оказалось, что для многих пользователей гаджет – это только игры и болтовня в чатиках, а если надо сделать рассылку или настроить конференц-связь, не говоря уже о настройке VPN-соединения, то гаджетоманы впадают в ступор.

Российские школы и учителя столкнулись с тем, что образование не готово к массовому переходу на онлайн-обучение: элементарно не хватает техники, не отработано взаимодействие школы-учителя-ученика, предложенные Минпросвещением онлайн-платформы, и так не самые удобные, не выдерживают наплыва пользователей, и учителям с родителями приходится на ходу и на ощупь осваивать учёбу по интернету. Получается пока плохо: согласно опросу проекта «Дети Mail.ru», 41% респондентов ругает качество дистанционного обучения.

Те же проблемы у многих на работе: к удалённому доступу оказались не готовы офисные процессы в ряде компаний, происходят накладки. И семьи, в которых взрослые и дети работают и учатся из дома, сталкиваются сейчас с двойными проблемами. В этой связи решение президента сделать следующей неделей нерабочей важно не только для карантина, но и для времени на обустройство онлайн-процессов в разных сферах жизнедеятельности.

В то же самое время перед людьми встаёт вопрос – что же делать? чем заниматься при домашнем режиме? Как оказалось, это не такой уж смешной вопрос – при невозможности выхода в общественные места городская квартира в многоэтажном доме превращается в ненавистную тюрьму, причём дорогостоящую. И чем дальше, тем больше жители мегаполисов будут ненавидеть коробку из четырёх стен между небом и землёй.

Будет происходить осознание того, что города-«человейники» губительны для человеческого общества и долго жить в них невозможно, что сверхурбанизация бессмысленна и вредна.

Риелторы уже фиксируют резкий спрос на аренду загородных домов: в Московской области на 41%, в Ленинградской - на 62%, и это только начало, до объявления выходных и перевода половины Москвы на самоизоляцию. Перед нами пока первая реакция на новые обстоятельства. Но постепенно даже дом дачного типа в коттедже, обнесённом высоким забором с минимальной территорией, тоже покажется тюрьмой – причём чрезмерно дорогой на фоне падения доходов. 

Идеальным вариантом жилья в новом мире станет этакий деревенский дом с подворьем, садом, хозяйственными пристройками, в котором на большом пространстве смогут поселиться все родные (от внуков до бабушек) в минимальном контакте с внешним миром. При этом не надо пугать архаикой и уходом в пещеры – скоростной интернет и перевод рабочих мест на удалёнку приведёт в глубинку необходимый минимум цивилизации, заставит государство поднять уровень первичной медицины, дорог и инфраструктуры, средства на которые уже заложены в нацпроектах.

Ещё месяц назад всё это прозвучало бы как праздные фантазии мечтателей, хотя и озвучивались наиболее прозорливыми экспертами, а сейчас они реализуются и заставляют людей подстраиваться под новые условия.

Зарождающаяся эпоха – назовём её моделью удалённого доступа – сменяет старую модель потребления, и порой это будет очень болезненно. Но смена эпох никогда не проходила спокойно, а результат зависит от нас самих.

Эдуард Биров, блогер и журналист

Источник: https://sevastopol.su/news/novyy-mir-zastavlyaet-pereosmyslivat-realnost



Цитата
2020-04-10 07:19 Редакция ПО
«Большое преимущество избираемых представителей состоит в том, что они способны обсуждать дела. Народ для этого совсем не пригоден, что и составляет одну из слабейших сторон демократии»


В избранное