Легковым придется тяжело
Утильсбор на машины может резко вырасти.
По данным <<Ъ>>, Минпромторг предложил правительству с 2018 года повысить
утилизационный сбор на легковые машины на 87-2125%. Отечественным концернам
его
неофициально компенсируют, поэтому сильнее всего мера ударит по чистым
импортерам. Но она заденет и построившие свои заводы в РФ иностранные
концерны,
пока импортирующие часть моделей (такая ситуация у BMW, Nissan, Renault,
Toyota, VW Group).
По мнению экспертов, рост сбора на фоне роста акцизов поднимет цены на
машины на 10-217%. Источники <<Ъ>> на рынке удивлены инициативой и
подчеркивают, что затраты
на утилизацию не могли удвоиться.
Минпромторг доработал и ужесточил проект увеличения ставок утильсбора на
автомобили с 2018 года, рассказал источник <<Ъ>> на рынке. По его данным,
сбор на легковые
машины предложено поднять на 87-2125% в зависимости от объема двигателя. Об
этой идее знает и другой собеседник <<Ъ>> в одном из автоконцернов. По его
данным,
документ уже в правительстве. Представитель премьера Наталья Тимакова 8
декабря не смогла прокомментировать ситуацию. Представитель вице-премьера
Аркадия
Дворковича сообщила, что <<документ еще не видели, может быть, в департамент
пришло (это обычный путь документа), но на четверг ничего не было>>.
Ранее в пояснительной записке к бюджету планировалось поднять сбор для
легковых автомобилей на 15%.
Утильсбор для автопрома ввели в 2012 году, на рынке его считали компенсацией
за снижение импортных пошлин после вступления РФ в ВТО. Сначала сбор платили
импортеры, а заводы РФ давали гарантии утилизации, но с 2014 года из-за
давления стран, пожаловавшихся в суд ВТО, его распространили на весь рынок.
Российским
автоконцернам стали выдавать промышленные субсидии, которые считаются
компенсацией сбора. В 2016 году сбор был проиндексирован на 65%, тогда в
правительстве
объяснили это девальвацией рубля, а источники <<Ъ>> считали это компенсацией
очередного снижения пошлин в рамках вступления в ВТО.
В Минпромторге не опровергли информацию источников <<Ъ>>, но сказали, что
внесли в правительство проект постановления об индексации утильсбора в
зависимости
от категории и видов транспортных средств, их экологичности, объема
производства и импорта.
В грузовом сегменте индексация составит 15-240%, говорят в министерстве. А
средневзвешенная индексация сбора составит 15-217,5%, утверждают в
Минпромторге.
В большинстве автоконцернов комментариев не дали. В BMW говорят, что
подобные проекты в итоге всегда ложатся финансовой нагрузкой как на бизнес,
так и на потребителей
и негативно сказываются на рынке в целом. В текущих условиях в РФ это
влияние будет особенно заметно, считают в компании: рынок очень слабо растет
(по данным
АЕБ, с весны фиксируется рост продаж, в январе--ноябре они увеличились на
11,7%, 1,43 млн автомобилей), маржинальности для многих дилеров не хватает,
а премиальный
сегмент и вовсе падает, замечают в BMW. Источник <<Ъ>> в одном из концернов
утверждает, что компания <<в шоке и недоумении>> -- затраты на утилизацию
<<совершенно
точно не выросли на 100% и более>>.
По его мнению, решение навредит тренду на восстановление рынка и негативно
отразится на бизнесе дилеров. Кроме того, напоминает он, с 2018 года будут
повышены
акцизы на машины, что также скажется на ценах.
Другой источник <<Ъ>> считает, что <<это абсолютно неприемлемо ни с точки
зрения планирования бизнеса, ни с точки зрения здравого смысла>>: рынок
только начал
выходить из пике, и его начинают душить, сначала анонсировав сокращение
программ господдержки, затем увеличив акцизы, а теперь еще и критически
индексируя
утильсбор. По словам собеседника <<Ъ>>, <<понятно, что повышение направлено
против импорта, но обоснование индексации на такое значение непонятно>>. В
Минпромторге
не учитывают, что импорт и так уже состоит из моделей, которые не
конкурируют с локальной сборкой, а это значит, что импортозамещения не
будет, замечает
собеседник <<Ъ>>. <<Вместо роста доходов бюджета от пошлин, акцизов, НДС и
утильсбора с импорта происходит обратный эффект: доля импорта упала и
продолжит
падать>>, -- уверен он. По данным ФТС, ввоз легковушек в январе--сентябре
упал на 7,2%, до 183,4 тыс. машин (в денежном выражении при этом он вырос на
те же
7,2%, до $4,7 млрд).
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что рост утильсбора для
легковых машин на 87-2125% действительно может негативно повлиять на
восстановление
рынка. Покупательская активность еще не так высока, как хотелось бы,
поясняет эксперт, при этом цены на машины с учетом роста акцизов могут
вырасти в 2018
году в среднем на 10-217%.
Яна Циноева
Источник:
https://news.mail.ru/politics/31917635/?frommail=1
С уважением, Эдуард Фурников