Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[svoboda] Возможны ли идеальные отношения?

У всех нас есть в голове картинка идеальных отношений. Что-то похожее мы видели
в кино, читали в книгах, подсмотрели у знакомых. Елена Родина попыталась понять,
куда приводит погоня за совершенством.

У них были идеальные отношения - у моей приятельницы Лили и ее американского
бойфренда Рика. Он приехал в ее город работать волонтером, она была звездой местного
телевидения, и полгода они были парой на зависть всем. Рик носил кожаные ковбойские
сапоги с острыми носами и напоминал молодого Клинта Иствуда. Он водил ее в рестораны
и учил, как правильно пить вино и есть спагетти (в 1990-е эти знания не казались
такими очевидными, как теперь), смело шел на свидания под проливным дождем, не
пугаясь грозы и грома, дарил романтические подарки и даже писал стихи. Стихи
казались гениальными уже потому, что написаны были по-английски. Через полгода
Рик, путано объяснившись с разомлевшей от счастья Лилей, улетел обратно в Штаты.
Прощальная записка была написана коротко и по-деловому. <Не жди меня, - писал
он на своем хорошем английском, хоть уже и в прозе. - Ты достойна лучшего. Удачи
во всем>.

Много позже, годы спустя, они встретились снова. Лиля переименовала себя в Лил
и переехала жить в Америку, но все еще была одинока, он оправлялся от развода
после неудачной женитьбы. Для нее их расставание стало травмой на всю жизнь:
сразу после того, как Рик уехал, она попала в больницу с нервным истощением и
за все последующие годы так и не смогла по-настоящему влюбиться в кого-то еще.
Все отношения она сравнивала со своим <американским романом> - на фоне Рика остальные
мужчины неизбежно проигрывали. Кроме того, ее не переставал мучить вопрос: как
мог он бросить ее в самый разгар их любви? Чего ему не хватало в их идеальном
романе? Разумеется, в классическом русском стиле она искала проблемы в себе,
и, по сути, вопрос, который скрывался за всеми этими <почему>, был: <Что со мной
не так?>

На деле оказалось, что <не так> было с ним. Он объяснил, что ему слишком тяжело
поддерживать отношения, в которых нужно делать <столько всего>, он устал от постоянного
напряжения и старания быть <идеальным>, и в конце концов страх того, что он не
сможет больше соответствовать заданной планке, победил. Ему стало просто лень
предпринимать усилия быть героем, да и жизнь в чужой стране начинала становиться
слишком сложной и утомительной. Родные Штаты, где можно было расслабиться и быть
самим собой, а не играть в идеальный вариант себя, казались все заманчивее. <Так
я же ни о чем тебя не просила! Мне нужен был только ты!> - удивилась подруга
подобному объяснению. <Но ведь ты все воспринимала как должное, - пояснил парень.
- И ты не видела, какой я на самом деле. Тебе нужен был принц, а не реальный
человек>.

После этого объяснения моя подруга и ее американский любитель cапог попытались
восстановить отношения, но ничего не получилось: Лиля, как ни убеждала себя в
обратном, ожидала от своего мужчины прежних подвигов и чудес, а Рик даже перестал
платить за нее в ресторанах. <Мы в Америке, и нужно следовать местным традициям>,
- оправдывался он. Лиля остро чувствовала пропасть между ними: она выросла на
сказках, в которых красивые принцессы встречали богатых принцев и жили с ними
долго и счастливо, он же в детстве читал книжки <Откуда я взялся> и <Все какают>.
Они по-прежнему любили друг друга, и даже страсть между ними не угасла, но ссора
следовала за ссорой, и они приняли решение расстаться, пока дело не дошло до
ножевых ранений.

Идеальным быть можно, но очень сложно, и, если отношения длятся больше месяца,
мы начинаем расслабляться и становиться самими собой, а не нашими лучшими, усовершенствованными
вариантами. Что не так уж и страшно само по себе - страшнее наша на то реакция.
Нередко одержимость идеалом становится почти болезнью, которую я называю синдромом
<принцессы> (или принца, поскольку с мужчинами это случается не реже, чем с женщинами).
Люди с подобным синдромом боятся или не могут поддерживать длительные отношения
и бегут от партнера при первых же признаках неидеального поведения. Все свои
эмоции они вкладывают в первые месяцы <большой любви>, совершая романтические
поступки и стараясь, чтобы их отношения были не хуже, чем в кино или книжках.
Малейшая деталь реального мира может все для них разрушить, причем навсегда.
Я никогда не забуду трагикомическую историю несчастной любви, которую мне рассказала
моя бабушка. Ее подруга детства, молодая сельская учительница, встречалась с
парнем, статным красавцем и разбивателем женских сердец. Он играл на баяне, лихо
скакал на лошади и был обладателем самых белоснежных зубов во всем районе (которыми
он безжалостно открывал бутылки с железными пробками, демонстрируя модное в то
время пренебрежение к собственному здоровью). Их отношения становились серьезными,
и подруга уже фантазировала о свадьбе и детях, как вдруг случилось непоправимое.
Как-то она проходила мимо группы парней, оживленно что-то обсуждающих, и заметила
в группе своего любимого. Она решила сделать ему сюрприз и, подойдя к нему со
спины, обхватила его за плечи. Сюрприз, очевидно, удался, и парень от неожиданности
громко пукнул. После своего конфуза он так и не оправился и отношения с девушкой
разорвал, как она ни пыталась убедить его в неизменности своих чувств.

А вот моя подруга Света пострадала от собственного стремления к самосовершенствованию.
Ее роман с испанским красавцем, профессором литературы, начался стремительно
и бурно. Ее возлюбленный обладал всеми атрибутами настоящего кабальеро - от черных
кудрей до жгучего взора. Мало того, будучи красавцем, Мигель (так звали испанца)
постоянно восхищался Светой, вознося до небес ее голубые глаза и остальные выдающиеся
части тела. Света же, считая свою внешность довольно посредственной, была уверена,
что ее красота возможна лишь в результате постоянных усилий. Она тратила всю
зарплату на новые платья, не снимая, носила свои самые высокие каблуки, часами
накладывала сложный макияж, а потом, не переставая, смотрелась в каждое встречное
зеркало, чтобы убедиться, что с лицом все в порядке. Она переносила свидания
с Мигелем только потому, что обнаруживала микроскопический прыщик у себя на лбу,
отказывалась заходить с ним в закусочную на углу лишь оттого, что не могла позволить
испанцу увидеть ее неэлегантно жующей гамбургер.

При этом ей казалось, что она недостаточно хороша, и она старалась делать для
Мигеля все - от собственноручно приготовленного ужина из трех блюд до чтения
вслух поэзии Мандельштама (на которой специализировался испанец), чтобы влюбить
его в себя как можно сильнее. Как-то раз, перед тем как отправиться с Мигелем
в ночной клуб, Света наложила на лицо специальную разглаживающую маску. В клубе,
где было установлено лазерное освещение, оказалось, что следы Светиной маски,
невидимые при обычном свете, ярко выступают на ее лице разнообразными пятнами
и полосками. Мучительные полчаса она провела в туалете, пытаясь смыть злосчастные
пятна, и в итоге объявила Мигелю, что, чтобы ему не было за нее стыдно, она уходит
домой. Зря он пытался убеждать ее, что она - самая красивая женщина в клубе и
что ее светящиеся полоски на лице - очень трогательная деталь. Света ушла рыдая.

В результате их роман стал для Светы слишком сильным испытанием. Она жила рядом
с ним в постоянном страхе и напряжении, пытаясь соответствовать придуманному
ею же идеалу женщины, что постепенно трансформировало ее влюбленность в Мигеля
в ожесточенность против него и почти ненависть. Ей казалось, что он не ценит
ее жертв и не понимает, как много она для него делает. Испанец же просто радовался
жизни и правда не осознавал всех сложностей Светиного характера. Оттого он очень
удивился, когда Света устроила громкий скандал, обвинила его во всех смертных
грехах и ушла, хлопнув дверью. Мигель же

уехал обратно в Испанию, разочаровавшись в любви - по крайней мере на ближайшие
несколько месяцев. Он послал Свете письмо. <Ты постоянно смотрелась в зеркало,
любуясь своей красотой, - написал он. - Я должен был понять, что это знак самовлюбленности
и эгоизма. А свидания, которые ты отменяла! Ты всегда считала, что я недостаточно
для тебя хорош>.

<Может быть, он и правда считал, что я красивая>, - задумалась Света. Но потом
отогнала эти мысли прочь. Она до сих пор думает, что просто недостаточно старалась
в их отношениях и что он наверняка бы бросил ее, если бы она не успела это сделать
первой. <Я открыла секрет успешных отношений, - любит говорить она подругам.
- В них либо ты бросаешь, либо бросают тебя. Лучше делать это первой, как только
заметишь неладное. Так никто никогда не разобьет тебе сердце>.

Елена Родина| ELLE.ru
С уважением
Нина.

Ответить   Нина Wed, 7 Nov 2012 18:32:57 +0700 (#2597660)