Женская обитель в посёлке Стеблёв Черкасской области на Украине, вблизи живописных
берегов реки Рось - молодой монастырь, учреждён уже в новом веке, в третьем тысячелетии
от Рождества Христова.
<Нерушимая Стена>
Как возникали монастыри в старину? По воле Божией часто вокруг одного подвижника,
истово ищущего спасения; порой, по прямому указанию: <Кириле, иди на Белоозеро:>;
порой, вокруг иконы, чудом явленной. В живой реальности всегда сопрягалось несколько
причин. Как и ныне.
В наше время на Святой Руси монастырь начинался так.
В 1988 году на приход в промышленный посёлок Стеблёв приехал молодой иерей Николай
Прикотенко, ещё учившийся в ту пору в Московской духовной семинарии. Время было
перестроечное. Как и повсюду, в церковной ограде шли брожения. Священник, служивший
до о. Николая, родом с Западной Украины, отпросился у правившего тогда митрополита
Филарета (Денисенко) и уехал на родину.
Когда-то в Стеблёве, в другом месте, прямо над Росью, стоял Спасо-Вознесенский
храм. В нём служили в своё время отец и дед писателя Ивана Нечуй-Левицкого. Храм
тот был сломан пламенными богоборцами в 1924-м. В поздние советские годы церковные
службы в Стеблёве велись в старой кладбищенской сторожке. Иконостас и все иконы
там были темны до черноты:
На о. Николая вид убогого храма-сторожки после храмов Троице-Сергиевой лавры,
где всё в величественном золоте, произвёл тяжёлое впечатление, всё показались
знаком ужасного запустения. Но молодого священника поддерживала и наставляла
дивеевская старица, монахиня Митрофания (Мария Быкова, в схиме Манефа; 1927-2000).
Когда-то, в начале 1980-х, она предсказал Николаю, что тот станет священником.
Казалось это невероятным. У него было хорошее образование, профессия, работа
в городе Смела, он воспитывал с женой трёх детей.
Но вот свершилось. Он - священник в глухом промышленном посёлке на Роси, в отдалённом
Корсунь-Шевченковском районе.
В храме-сторожке, в ряду почерневших икон он обнаружил один образ, названия которого
не знал. Икона словно бы влекла к себе. На тёмной доске угадывалась фигура Богородицы
с воздетыми руками и по небесной сфере просматривалась надпись на греческом.
Икона полюбилась. Перед нею он горячо молился.
Тем временем местная перестроечная власть откликнулась на ходатайство верующих
и выделила участок под строительство приходского храма - на горке, где прежде
был огород, а рядом заброшенный кирпичный завод. Первый взнос на строительство
сделала матушка Манефа - 50 советских рублей. И с той поры, как здесь говорят,
не оскудевает рука благотворящих.
Так случилось, что место под строительство освящали в день празднования иконы
Божией Матери <Нерушимая Стена>. Каково же было удивление, когда вдруг открылось
название полюбившейся священнику иконы: <Нерушимая Стена>.
Этот образ Оранты (Молящейся) почти тысячу лет Русь видела в своде горнего места,
над алтарём Софии Киевской. Название взято из акафиста Богоматери (<Радуйся,
царствия Нерушимая стено>) и соотносится с тем, что на протяжении всего существования
Киевской Софии эта часть собора никогда не подвергалась разрушению. Надпись по
сфере гласит (Пс. 45.5): <Бог посреде eго, и не подвижится: поможет eму Бог утро
заутра> (<Бог посреди него, и он не поколеблется, поможет ему Бог с раннего утра>).
Речь - о городе Божием.
В наши дни <Нерушимая Стена> - одна из главных святынь Стеблёвского монастыря,
одно время образ мироточил и благоухал, чудотворный образ ныне светится золотом
и украшен многими пожертвованными по обету личными драгоценностями прихожан и
паломников.
На переломе
В 1989 году, когда завершалась закладка фундамента, матушка Манефа приехала из
Дивеева, обошла стройку и предсказала, что здесь будет монастырь. Это тоже казалось
невероятным.
Строительство церкви шло быстро. В 1992 году матушка Манефа стала вдруг поторапливать
о. Николая: освящай поскорее, освящай! Она предвидела, что митрополит Филарет
уйдёт в раскол. Так и случилось. Вскоре тот отпал от Церкви. Архиерейский сан
с него был снят. Этому он не подчинился. И сделался Денисенко лжепатриархом,
губителем людских душ.
Храм был освящён в честь Преображения Господня.
Отец Николай, как и все без лукавства верующие, не поддался на политические резоны
врага, остался в лоне канонической Русской Православной Церкви, главой которой
на Украине стал митрополит Владимир (Сабодан).
Когда в Киеве на высшем уроне решался спор по поводу принадлежности Киево-Печерской
лавры, известный старец схиархидиакон Иларион (Дзюбанин) имел продолжительную
беседу с Леонидом Кучмой.
Филаретовская атака была отбита.
Однажды матушка Манефа повстречала старца Илариона. В ту пору она несла подвиг
молчания. Иларион и Манефа встретились в Киево-Печерской лавре, поклонились друг
другу. В записочке о. Николаю потом она написала: <Мы с ним одного духа>. Иларион
и Манефа - оба временами несли подвиг юродства.
За две недели до своей кончины, наступившей 5 июля 2000 года, старица вызвала
к себе в Дивеево о. Николая и благословила строить монастырь; предсказала она
и будущее обители. Первые насельницы в Стеблёве появились в марте 2001 года.
К зиме 2002-го был возведён общежительный корпус.
Схиархидиакон Иларион, старец Афонский, Почаевской и Киево-Печерской лавр, воин
Великой Отечественной и воин войны молитвенной, взял монастырь под свою духовную
опеку. У него повсюду были духовные чада.
Фронтовой хлеб и 90-й псалом
Владимир Дзюбанин (в первом постриге Игнатий, в схиме Иларион) родился 5 марта
1924 года в г. Щигры Курской области; родился в тот год, когда в неблизком Стеблёве
разрушили Воскресенский храм. Семена веры ему в душу посеяла его тётя - монахиня
Нектария. В 1942 году Владимиру исполнилось 18 лет. Провожая его на войну, матушка
Нектария вручила ему заветный поясок, на котором был напечатан 90-й псалом: <Живый
в помощи вышнего:>. Когда-то адмирал Фёдор Ушаков учил своих матросов: читайте
26-й, 50-й и 90-й псалмы и ничего не бойтесь. Старец Иларион всю жизнь почитал
святого воина Фёдора Ушакова. В 19 лет Владимиру довелось участвовать в одном
из самых крупных сражений Великой Отечественной - в Курской битве. Старец вспоминал:
<И когда в 1943 году на Курской дуге я, ефрейтор артиллерии, в жесточайших боях,
казалось, был на дне ада, когда пулями и осколками снарядов убивало находившихся
рядом товарищей, я вспоминал о благословении тети, читал этот псалом, и Господь
не раз спасал меня от, казалось, неизбежной гибели>.
Ещё он рассказывал, как однажды на фронте в буханке хлеба обнаружил записку,
с 90-м псалмом и поучение: читать на войне. Неведомый православный хлебопёк-подвижник
заботился о спасении душ русского воинства.
Мы знаем имена монахов, которые уверовали в Бога на войне. Таким был о. Руф (Василий
Резвых), монах Киево-Печерской лавры, на войне - лётчик-истребитель. Таким был
о. Иларион. Во время боя, находясь под сокрушительным огнём вражеской артиллерии,
Владимир дал обет Божией Матери, если выживет, посвятит жизнь Богу.
Чудесный старец
В монастырь Владимир пришёл в 1950 году, постриг принял в 1957-м. В разные годы
он жил в Киево-Печерской и Почаевской лаврах, много лет служил в харьковском
храме Озирянской иконы Божией Матери, год был на святом Афоне.
Николай Соколов из Новосибирска в своих паломнических записках рассказывает о
встрече со схиархидиаконом Иларионом на Афоне. У Николая было поручение от местного
священника передать старцу, если Господь сведёт, низкий поклон и пачку восковых
свечей. Встреча состоялась.
<- Николай... Какое замечательное имя ты носишь! - Какой у тебя чудесный небесный
покровитель. Не забывай молиться ему всегда!> - приветствовал паломника старец.
Оказывается, говорил это он о Царе-мученике. <Позже, - рассказывает Николай,
- отец Иларион принёс тетрадь с именами всех царственных страстотерпцев, всего
царского рода и приближенных к ним.
- Все, о ком мы молимся, чувствуют нашу молитвенную помощь и будут молиться о
спасении и наших грешных душ,- благословил он на чтение:>
Бывал о. Иларион и во многих других обителях. Будущий схимник имел общение с
великими Глинскими старцами - Серафимом (Романцевым; 1885-1975), Серафимом (Амелиным;
1874-1958), Андроником (Лукаш; 1889-1973), о них, людях, прошедших сквозь революции,
войны, ссылки, лагеря он говорил со светлой радостью, говорил, что они были не
люди, но ангелы.
Он был наделён даром рассуждения. В Почаевской лавре, а потом в Киево-Печерской
он, помимо прочего, исполнял послушание экскурсовода. В Почаеве старец водил
группы в пещеру к мощам преподобного Иова, в Киеве - к мощам Печерских святых.
Как человек, прошедший войну, он ничего не боялся. Говорил советским людям: <Я
вас, деточки, научу Господу молиться, спасаться; о мытарствах расскажу, о Страшном
суде:>
Спал он в своей келье на узенькой лежаночке, стоящей на пеньках, рядом, тут же,
стоял и гроб - для памяти о смерти. Когда духовное чадо задерживалось допоздна,
спрашивал: где ляжешь, на моей кровати или в гробу? Знаете, выбирали гроб.
Люди кроме наставлений, запомнили и его юмор.
Рассказывают, как в 1980-х в Почаевскую лавру приехала представительная группа
офицеров во главе с генералом. Офицеры выстроились. Появился монах с огромной
связкой ключей и бодрым шагом направляется к строю. Некоторые офицеры вообще
видели монаха первый раз в жизни. Ситуация было нештатной. Генерал скомандовал
<смирно>, отдал честь и представился: <Начальник штаба Краснознамённого Прикарпатского
военного округа генерал-лейтенант Грачёв>.
Отец Иларион представился с не меньшей торжественностью: <Воин Царя Небесного,
архидиакон Игнатий, монастыря Почаевского:>
Он спрашивал, приходивших к нему в келью: <Как ты спасаешься, деточка?> Так названа
и книга воспоминаний о старце, вышедшая через год после его кончины, в 2008 году.
А ещё через два года, в 2010-м, в церковных лавках Святой Руси появился диск
с замечательным фильмом <Великий духовный подвижник схиархидиакон Иларион (Дзюбанин)>.
Автором сценария и режиссером выступила настоятельница Спасо-Преображенского
монастыря игуменья Манефа (Валентина Герасименко).
Как и многих, так и её, в монастырь привёл старец Иларион. В тяжёлую минуту он
посоветовал ехать в Стеблёв. Поначалу воспротивилась: замужем, до пенсии ещё
год, дети: Но и муж, узнав о беседе, сказал: волю старца нужно исполнять. Валентина
Герасименко оставила всё, уехала в Стеблёв. И она не одна такая. По слову старца
люди бросали привычную жизнь, свои дома и перебирались в неведомый прежде посёлок.
Лично я знаю человека, назовём его С., который, заехав <случайно> в монастырь
(в Стеблёве на реке стоит ГЭС, у С. была командировка) и, повстречав о. Илариона,
переменил свою жизнь. Они даже не разговаривали, лишь посмотрели друг другу в
глаза.
С. говорит, что это взгляд всё в нём перевернул. С. с тех пор стал ходить в церковь,
ездить по монастырям, воцерковился.
Иерей Андрей Сыркин вспоминает о событии 2000 года, когда намеривался поступить
в семинарию: <Решил просить у о. Илариона помолиться обо мне. Я тогда увидел,
как он вышел из корпуса на Дальних пещерах, подошел к нему и попросил помолиться
обо мне, рассказал ему про свое поступление. Он как-то так с улыбкой посмотрел
на меня, расстегнул ворот рясы, достал нательный крестик, говорит: "На, целуй.
Ты знаешь, я вот в семинарии не учился, и ничего, живу же, поэтому и ты не сильно
расстраивайся. Поступишь, потом поступишь". Сказал, и пошел на службу. А я в
том году так и не поступил, хоть и ответил на все вопросы экзаменаторов и даже
одиннадцатую кафизму читал без заминочки. А через год поступил. Причем на экзамене
не ответил ни на один из вопросов...>
За год до смерти, в августе 2006 года, старец Иларион по благословению священноначалия,
наместника Киево-Печерской лавры архиепископа Павла, переехал в Стеблёвскую обитель.
Насельницы поначалу его побаивались, зная, что тот видит их насквозь. Но вскоре
все узнали, что он по-детски открыт и искренен, излучает чистую любовь.
Он говорил им: <Я приехал, детки, к вам умирать. И похороните меня в Стеблёве>.
Старец отошёл в мир иной в воскресение, после Литургии, 21 октября 2007 года.
<Детки мои, не оставляйте меня никогда. И я вас не оставлю. Молитесь за меня,
грешного. А я за всех молюсь>, - завещал чудесный старец.
21 октября в монастыре - особый день, день кончины о. Илариона. В нынешнем году
минуло пять лет.
У источника пророка Нафана
Монастырь утопает в яблоневых садах, монастырь благоукрашается, ширится:
На пятилетие кончины старца Илариона в Стеблёв приехали более трёхсот его духовных
чад. Многие впервые попали в Стеблёв. До этого иные и не знали, где он. В интернете
на некоторых епархиальных форумах можно увидеть вопросы, подобные такому: <Кто
знает, куда пропал из Киево-Печерской лавры о. Иларион? Был там такой пожилой
монах. Мои знакомые, муж с женой, ездили к нему за советом. А теперь пропал в
неизвестном направлении!>
За поминальным обедом (монастырь в праздники угощает всех гостей) люди вспоминали
старца. Кто-то по его молитве исцелился от страшной болезни, кто-то судьбу свою
устроил, кому-то Бог ребёнка послал.
В монастыре не редкость увидеть женщин с детьми. Приезжают помолиться, потрудиться.
Недавно в обители был выстроен большой гостиничный корпус, теперь завершается
строительство часовни над источником, который освящён в честь святого пророка
Нафана: Почему Нафана?
Ветхозаветный пророк Нафан, обличив царя Давида в двойном грехе, извлёк из его
души вопль: <Согрешил я пред Господом!> Горе было столь велико, раскаяние столь
глубоко, что у псалмопевца оно вылилось в молитвенный Покаянный 50-й псалом,
который мы слышим и читаем во время всех служб: <Помилуй мя, Боже, по велицей
милости Твоей, и по множеству щедрот твоих очисти беззаконие мое:> Нафан утешил
царя Давида, в душе которого и у самого горел пророческий пламень, передал весть:
<Господь снял с тебя грех твой: ты не умрешь>. Псалмопевец Давид был прощён,
но не остался ненаказанным: Название источника как бы уже само по себе призывает
человека следить за движениями своей души, помнить о каре.
По рассказу архимандрита Глинской пустыни о. Антония, старец Иларион говорил:
<Каждый из нас должен беречь свою душу, защищать, как пограничник стоит, охраняет
Родину, следить за состоянием своей души>:
Так вот и явился на Святой Руси в ХХI веке новый монастырь.
Как встарь, так и ныне. Мы в равных условиях с теми, кто жил на Руси тысячу лет
назад. А то, что враг становится подлей да хитрей, так никто и не говорил, что
иначе будет.
26 ноября в Стеблёвском Спасо-Преображенском монастыре отмечается день ангела
игумении Манефы (Герасименко), настоятельницы обители.
+++
Для сведения: проезд в Стеблёв из Киева - от автостанции <Выдубичи> автобусом,
рейс в 12.15, Киев-Городище и рейс в 17.05, Киев-Звенигородка. Из Черкасс - автобус
Черкассы-Лысянка.
Адрес обители: Украина, 19451, Черкасская обл., Корсунь-Шевченковский район,
п.г.т. Стеблёв, ул. 8 Марта, 9А.
Тел.: +38(04735)5-9876, моб. 0-98-539-54-53.
Специально для Столетия
С уважением
Нина.