КТО БУДЕТ ЖИТЬ НА ЗЕМЛЕ В XXI ВЕКЕ 1/10
Здравствуйте!
Предлагаю Вашему вниманию статью Владимира Косарева "КТО БУДЕТ ЖИТЬ НА
ЗЕМЛЕ В XXI ВЕКЕ?"
Если в прежние годы ``строительства коммунизма'' сознание того, что мы строим самое
справедливое и прогрессивное общество, придавало силы и уверенность в завтрашнем
дне если не всем, то уж во всяком случае, значительному числу наших соотечественников,
то теперь с уходом коммунистической системы ушла в небытие и эта уверенность.
Пережив крушение тоталитарной системы и не получив пока еще желанного благополучия
западного образца, мы с тревогой и надеждой смотрим в грядущее тысячелетие. Что
же ждет в нем нас, наших детей и внуков, нашу многострадальную Россию, да и всю
нашу земную цивилизацию в целом, а также и две ее наиболее крупные в настоящее
время части - восточную и западную, между которыми в силу историко-географических
причин и оказалась Россия? Есть ли вообще какой-либо смысл в нашем существовании
и нынешнем научно-техническом прогрессе, если его достижения грозят привести
всю человеческую цивилизацию к гибели? Сохранится ли она в наступающем XXI веке
или же она обречена? Действительно ли нас ожидает нечто вроде ``Конца Света'' и
``Страшного Суда''?
Если допустить, что биологическая эволюция, начавшаяся на Земле около 4 млрд.
лет назад, действительно запущена и направляется неким Высшим Разумом, то тогда
надо признать и то, что истинные стратегические цели его нам пока неизвестны.
Здесь возникает и еще один вопрос: кто же тогда для него (Высшего Разума) более
ценен - пассивные и слепо в него верующие, надеющиеся лишь на его расположение
и принимающие подобно животным позу подчинения, а затем отбивающие ему поклон
за поклоном, или же те, кто сам ищет выход из сложной ситуации и открывает при
этом новые, все более сложно организованные ступени для своего существования?
Все эти вопросы сегодня, как никогда прежде, волнуют многих людей во всем мире
и, в нашей стране, конечно же, тоже. Молодая современная наука - футурология
способна дать определенные прогнозы на основе анализа и экстраполяции в будущее
тех тенденций развития, которые заметны уже сегодня. Чем дальше в будущее мы
пытаемся заглянуть, тем дальше в прошлое следует отойти и тем более общие процессы
следует принять во внимание. Попробуем же и мы отправиться на эту увлекательную
экскурсию в отдаленное (и не столь отдаленное) будущее земной цивилизации, отойдя
для начала в ее далекое прошлое. Внимательно вглядываясь в те процессы, которые
происходили на предыдущих этапах биоэволюции и происходят сегодня на уровне современного
человеческого общества,можно увидеть и варианты ответов на поставленные здесь
вопросы.
Если сравнить продолжительность всей биологической эволюции с историей рода Homo,
начиная от Австралопитека, то последняя составит отрезок примерно в тысячу раз
меньший. При этом надо отметить, что биоэволюцияшла неравномерно, совершая скачки
главным образом в моменты кризисов, когда резко менялись внешние условия или
в результате постепенного накапливания возникала неустойчивость или возникала
так называемая точка бифуркации. В этих суровых условиях выживали лишь те организмы,
которым удавалось найти новые варианты своего существования, приспосабливаясь
к изменившимся условиям. Именно эта мысль привела основателя сравнительной анатомии
Жоржа Кювье (1769-1832) к ``теории катастроф'', продвигающих биоэволюцию вперед.
Петербургский геоэколог Всеволод Зубаков называет их ``ударами кнута, погоняющими
эволюцию''. Одной из самых серьезных проблем грядущего XXI века он, как и многие
другие ученые, считает все более углубляющийся глобальный экологический кризис
(ГЭК), связанный с тем, что примерно 10 тыс. лет назад Человек впервые освоил
методы сознательного производства продуктов питания - земледелие и скотоводство,
отойдя от традиционных для мира животных способов добычи пропитания - охоты и
собирательства [1]. После этого человеческая популяция не только начала свой
численный экспоненциальный рост, но и взяла курс на последовательное преобразование
природы, заменяя естественную биосферу новой искусственной средой - техносферой,
в которой в дальнейшем, возможно, придется жить не нынешним людям, а кому-то
уже совсем иному.
Из сказанного выше видно, что ГЭК имеет причины принципиального характера, поэтому
он не может быть преодолен только за счет того, что мы научимся наконец меньше
мусорить и портить окружающую среду, перейдя к экологически чистым технологиям.
Для его разрешения потребуется гораздо большее: все дальнейшее развитие земной
цивилизации надо поставить под жесткий контроль со стороны Глобального Разума,
которому, по мысли В.И.Вернадского, и придется взять на себя ответственность
за судьбу ноосферы (noos по-гречески означает разум), включающей в себя как биосферу,
так и техносферу, которые до этого развивались стихийно, а теперь должны будут
перейти к совместному сбалансированному развитию или коэволюции. Открытым остается,
однако, вопрос: обладает ли современный человек, появившийся как вид примерно
100-200 тыс. лет назад в условиях, совершенно отличных от нынешних, достаточными
для этого возможностями и, прежде всего, необходимым уровнем своего разума? Если
да, то тогда действительно, как это представлял себе Вернадский единая земная
общность будет эффективно управляться Мировым правительством, если же нет, то
тогда потребуется, и уже достаточно скоро, сделать следующий шаг в процессе био-техно-эволюции
для создания Глобального Разума более высокого уровня, чем человеческий.