Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Евреи, христиане и Слово Бога

  Все выпуски  

Евреи, христиане и Слово Бога


Видео: СКОЛЬКО ЛЕТ ЕВРЕИ ЖИЛИ В ЕГИПТЕ?
http://youtu.be/sTgHWTESEWc

«И понес народ тесто свое, прежде нежели оно вскисло; квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их.» Исх. 12:34
34. квашни свои Тесто, которое было замешано и положено в квашни, не успело подняться; его унесли в тех сосудах, в которых оно находилось, для того, чтобы при первой же возможности испечь из него лепешки на открытом огне.
в одежды свои Одежды чаще всего представляли собой прямоугольный кусок полотна, который можно было обернуть вокруг себя. Поэтому такая одежда могла быть легко использована как материал, в который заворачивают узел с поклажей в дорогу. (Сончино http://machanaim.org/tanach/b-shemot/indb03_2.htm)

Хотя внешне сыны Израиля приняли египетское идолопоклонство, Ашем любил их, потому что они были детьми святых колен. Поэтому Он позволил им численно очень увеличиться. Еврейские женщины рожали по шесть близнецов, они рожали подобно насекомым, рыбам и скорпионам, которые дают особенно многочисленное потомство. (раби Моше Вейсман. Мидраш рассказывает http://toldot.ru/tora/articles/articles_1561.html)

Ришоним (великие мудрецы X-XVI веков) постановили, что три мацы — мацат-мицва должны быть большими, то есть их суммарный вес должен достигать 1680 граммов, чтобы от них можно было отделять халу. В самом деле, 1680 граммов — это омер (сноп), десятая часть эйфы, как сказано в Торе. В наше время в большинстве общин пекут тонкую и легкую мацу, поскольку ее изготовление требует меньше времени. Быстро испечь большую и тяжелую мацу, соответствующую требованию ришоним, то есть весом в треть омера, очень
трудно. Кроме того, трудно сохранить ее целой для исполнения заповеди, если только не печь ее в виде толстой лепешки.

После того, как маца испечена, установленное выше количество мацы (1680 г) кладется в корзину или завертывается в простыню, и от него отделяется хала. При этом произносится следующее благословение: «Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Царь Вселенной, который освятил нас Своими заповедями и повелел нам отделять халу». Сефардские евреи говорят: «…повелел нам отделять халу-труму». Те, кто хотят исполнить заповедь отделения халы наилучшим образом, приносят мацу домой для того, чтобы халу
могла отделить жена — ведь эта заповедь принадлежит ей по праву. Если муж отделит халу без разрешения жены, он обязан заплатить ей десять золотых — так постановили мудрецы. (Элиягу Ки-Тов http://jhist.org/traditions/kitov17.htm)

Обольщение

«И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.» (Быт. 3:13)

Вернемся к Хаве. Она сказала: "змей обольстил меня" ("Нахаш ишиани"). А мидраш говорит, что змей вступил с ней в интимную связь, и мы совершенно не понимаем, откуда мидраш это взял. 3десь не может быть просто сказки из «Тысячи и одной ночи». Мидраш хочет сказать, что это заложено где-то в тексте. (Ведь если в тексте нет никакого намека, то что это за мидраш?) И ответ такой: если переместить над буквой "шин" точку справа налево, можно прочесть это слово как "исиани" - "Змей взял меня в жены". И
вот вам, пожалуйста, - очень близко лежащий намек. Итак, Пшат пытался разобраться, что там действительно произошло. Но приходит мидраш и сообщает нам головокружительную новость, меняющую всю ситуацию. Однако какое она имеет отношение к тексту? Допустим, что есть техническая игра - переместить точку. Но что я из этого учу?

Здесь надо учесть, что текст Торы, безусловно, текст священный, но точка в самом тексте не стоит. Весь священный текст состоит только из черных букв и белых пробелов между ними. Все остальное - точки, запятые, знаки огласовки и кантилляции - это часть Устной традиции.<...> Итак, этот миниатюрный мидраш вдруг из "обольстил" делает "он вступил со мной в интимную связь, женился на мне". (Курс "Герои ТаНаХа в мидрашах мудрецов " http://www.machanaim.org/kurs/heroes/midrash-02.htm)

Когда Ева объясняет Богу, почему она съела плод с дерева добра и зла, по-русски мы читаем: «змей соблазнил меня, и я съела». На иврите же стоит слово, которое можно перевести как «взял на слабо» или даже «взял в жены». То есть Ева, согласившись со змеем, стала его женой и подпала поэтому под его власть. А через нее весь человеческий род. И когда Павел в Римлянах пишет про то, что жена становится свободной по смерти мужа, он имеет в виду то, что Иешуа Своей смертью разрушил царство
и власть змея, убил йецер а-ра (злое начало) и теперь все человечество, «по смерти мужа», свободно от его власти и может идти по пути праведности йецер а-тов (доброе начало). (http://www.youtube.com/watch?v=evg3fcAjq1k)

«Не злословь глухого и пред слепым не клади ничего, чтобы преткнуться ему; бойся Бога твоего. Я Господь.» (Лев. 19:14)
Человеку, слепому в каком-либо деле, не давай совета, неблагоприятного для него. Не говори такому: "Продай свое поле и купи осла", желая при этом завладеть его (полем) [Сифра]. (Раши)

Вначале: "Не проклинай...". Хотя слова сами по себе не могут обладать силой, запрещается выражать, даже на словах, желание, чтобы другой человек стал несчастлив. Ибо проклятие выражает преступное намерение и лишь недостаток силы препятствует нанесению ущерба. Запрет "Не проклинай" является глобальным. Оговорка "глухого" представляет собой не ограничение, а расширение действия этого закона. Запрещается проклинать другого человека, даже если он этого не слышит и проклятие не может задеть его чувств или расстроить
его (Швуот 36a; Рамбам,Законы Санхедрина 26:1). Запрещается даже проклинать самого себя (там же).

Запрет "перед слепым не клади препятствия" необычайно важен. Он предостерегает нас против любого неосторожного слова или поступка, которые могли бы каким-либо образом подвергнуть опасности материальное или нравственное благополучие другого человека. Термин "слепой" относится не только к тому, кто слеп физически, но и к тому, кто "слеп" интеллектуально или нравственно, скажем, "ослеплен" сильным чувством. Отсюда, этот запрет применим не только тогда, когда в буквальном смысле кладут, скажем, камень на пути незрячего.
Следующие категории людей также виновны в нарушении этого закона: 1) тот, кто намеренно дает плохой совет, когда к нему обращаются за советом (Торат коаним); 2) тот, кто обеспечивает средствами или прокладывает путь греху, например, протягивающий стакан вина назиру (Песахим 22б), или продающий (другому еврею) материал или одежду, которая – как известно ему, но неизвестно покупателю, – содержит запрещенную смесь шерсти и льна (там же, 55б); 3) тот, кто активно или пассивно содействует или способствует
чужому греху (Рамбам, Законы убийцы 12:14); 4) тот, кто провоцирует другого на гнев так, что человек не помнит себя в ярости, например, когда отец провоцирует своего взрослого сына (Моэд катан 17a и Кидушин 32a). Каждый из перечисленных выше случаев представляет собой нарушение этого запрета ("перед слепым не клади препятствия"), по смыслу которого каждый аспект материального и духовного благополучия нашего соседа был поручен нашей заботе. Мы обязаны позволить своим ближним извлекать пользу из нашей осторожности,
интуиции и осмотрительности, так, чтобы по нашей вине им не был нанесен нравственный или духовный ущерб.

И БОЙСЯ СВОЕГО Б-ГА; Я – Б-Г. Что касается всех этих проблем, то мы должны чувствовать, что нас будут судить не люди судом человеческим, но всезнающее, всевидящее око Самого Б-га, Чья вездесущность учит нас строго следить за собой и быть справедливыми критиками своего собственного поведения. (Ш.Р. Гирш http://machanaim.org/tanach/c-vaikra/indc07_1.htm)

«Я был глазами слепому и ногами хромому;» (Иов 29:15)

Видео: Не ставь преграду перед слепым! Законы злословия 6 (рав Александр Стрельцов)
http://toldot.ru/tv/video/video_4866.html

В избранное