Святость - это шалом после войны духа и плоти, когда победа
духа. (евр.)
Если раб служит и своему Господину, и своему "я", он уже не
раб. (евр.)
«Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство
Небесное.» (Мф. 5:10)
В еврейском понимании, изгнанные за правду, как
голуби:
"... человеку лучше всегда быть преследуемым, чем
преследователем, т.к. ни одна из птиц не является более преследуемой, чем
голуби, и Писание говорит, что только они годны для жертвенника. " (Baba Kamma
93a http://www.come-and-hear.com/babakamma/babakamma_93.html)
"... Те, которых поносят (обижают), носамиони никого не обижают... действуют с любовью и радостью в страдании, о
них Писание говорит: «Любящие же Его [да] [будут] как солнце, восходящее во всей
силе своей!»(Суд.
5:31) (Shabbath 88bhttp://www.come-and-hear.com/shabbath/shabbath_88.html)
ХАМЕЦ И МАЦА
Каждый еврейский праздник
является благоприятным временем для исправления тех или иных черт характера или
приобретения хороших качеств души. Не является исключением и Песах. Поговорим
здесь о двух качествах, связанных с двумя заповедями Песаха. Известно, что до
Песаха надо очистить весь дом от квасного — «хамца», а в первую ночь Седера есть
особая заповедь — съесть «кезайт» мацы.
Хамец, как пишут наши книги,
символизирует гордыню, высокомерие — גאוה . Это видно и на глаз — посмотрите,
как поднимается, разбухает тесто, если дать ему постоять. Тогда оно превращается
в хамец. Вспомните, как выглядят люди, думающие, что они лучше других.
Освобождая свой дом от последних крошек хамца, мы должны очистить и свое сердце
от заносчивости и высокомерия по отношению к другим людям. В Песах мы едим мацу
— «хлеб бедности», состоящий только из двух самых необходимых компонентов — муки
и воды. Все остальное, что добавляется в хлебное тесто — дрожжи, сахар, соль,
всевозможные химикаты (в некоторых сортах современного хлеба может содержаться
до 60 (!) составляющих) — это излишества, предназначенные для того, чтобы
сделать хлеб вкуснее и мягче.
Каждый человек состоит из двух частей —
Б-жественной бессмертной души и тела. В этом отношении все равны. А все
остальное, что у нас есть — таланты, деньги, положение в обществе — дано нам
Вс-вышним, для того, чтобы мы поднимались духовно. Если же человек начинает
гордиться своим превосходством над другими, он, не замечая того, духовно падает,
и выходит, что все полученное только повредило ему.
В Песах у нас есть
возможность подумать о том, что мы представляем собой на самом деле, и для чего
нам дано все, что мы имеем. И помочь себе таким образом избавиться от
гордыни.
Качество же, которое можно приобрести в Песах — это זריזות ,
расторопность. Рассмотрим написание слов «хамец» — חמץ и «маца» — מצה . Как
видите, отличие между составляющими их буквами всего на одну черточку, которая,
будучи короткой, создает букву ה , а удлинившись, превращает ее в ח . Маца
получается из муки, которая была в контакте с водой не более 18 минут. В
противном случае — это уже хамец. Отсюда мы учим, что так же бывает и с
заповедями — מצות , написание у которых такое же, как у «мацот». Говорят наши
мудрецы — «если появилась возможность выполнить заповедь — не упусти ее!» — מצוה
הבאה לידך אל תחמיצנה — видите, они использовали слово, однокоренное с «хамец».
Если человек не поспешил выполнить мицву, потом она может быть совсем
бесполезной. Даже если он ее в конце концов выполнил, все равно его прохладное
отношение к ней уменьшает заслугу доброго дела. Целеустремленность и
расторопность же в исполнении заповедей именуется זריזות . Это качество полезно
для всех, и хорошо известно, как его противоположность, ласково именуемая в
России «лень-матушка», мешает и в служении Всевышнему, и в личной жизни (у тех,
для кого это еще не одно и тоже). Ленивому плохо и на этом свете, и на
том… (Мирьям Климовская http://toldot.ru/tora/articles/articles_1763.html)
НЕ БОЙСЯ ! БОГ С
ТОБОЙ!
«После сих происшествий было слово Господа к Авраму в
видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика.»
Быт. 15:1
«И в ту ночь явился ему Господь и сказал: Я Бог Авраама,
отца твоего; не бойся, ибо Я с тобою; и благословлю тебя и умножу потомство
твое, ради Авраама, раба Моего.» Быт. 26:24
«Господь сказал ему: мир тебе, не бойся, не умрешь. И
устроил там Гедеон жертвенник Господу и назвал его: Иегова Шалом. Он еще до сего
дня в Офре Авиезеровой.» Суд. 6:23-24
«Поутру служитель человека Божия встал и вышел; и вот,
войско вокруг города, и кони и колесницы. И сказал ему слуга его: увы! господин
мой, что нам делать? И сказал он: не бойся, потому что тех, которые с нами,
больше, нежели тех, которые с ними.» 4 Цар. 6:15-16
«не бойся, ибо Я с тобою; не смущайся, ибо Я Бог твой; Я
укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей.» Ис.
41:10
«ибо Я Господь, Бог твой; держу тебя за правую руку
твою, говорю тебе: "не бойся, Я помогаю тебе".» Ис. 41:13
«Не бойся, червь Иаков, малолюдный Израиль, - Я помогаю
тебе, говорит Господь и Искупитель твой, Святый Израилев.» Ис.
41:14
«Ныне же так говорит Господь, сотворивший тебя, Иаков, и
устроивший тебя, Израиль: не бойся, ибо Я искупил тебя, назвал тебя по имени
твоему; ты Мой. Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, - через реки ли, они
не потопят тебя; пойдешь ли через огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя.»
Ис. 43:1-2
«Не бойся, ибо Я с тобою; от востока приведу племя твое
и от запада соберу тебя.» Ис. 43:5
«Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший
тебя, помогающий тебе от утробы матерней: не бойся, раб Мой, Иаков, и
возлюбленный [Израиль], которого Я избрал;» Ис. 44:2
«Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не
будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более
вспоминать о бесславии вдовства твоего.» Ис. 54:4
«И ты, раб Мой Иаков, не бойся, говорит Господь, и не
страшись, Израиль; ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и племя твое из земли
пленения их; и возвратится Иаков и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет
устрашать его, ибо Я с тобою, говорит Господь, чтобы спасать тебя: Я совершенно
истреблю все народы, среди которых рассеял тебя, а тебя не истреблю; Я буду
наказывать тебя в мере, но ненаказанным не оставлю тебя.» Иер.
30:10-11
«Ты же не бойся, раб мой Иаков, и не страшись, Израиль:
ибо вот, Я спасу тебя из далекой страны и семя твое из земли плена их; и
возвратится Иаков, и будет жить спокойно и мирно, и никто не будет устрашать
его.» Иер. 46:27
«Не бойся, раб Мой Иаков, говорит Господь: ибо Я с
тобою; Я истреблю все народы, к которым Я изгнал тебя, а тебя не истреблю, а
только накажу тебя в мере; ненаказанным же не оставлю тебя.» Иер.
46:28
«Но он сказал мне: "не бойся, Даниил; с первого дня, как
ты расположил сердце твое, чтобы достигнуть разумения и смирить тебя пред Богом
твоим, слова твои услышаны, и я пришел бы по словам твоим.» Дан.
10:12
«и сказал: "не бойся, муж желаний! мир тебе; мужайся,
мужайся!" И когда он говорил со мною, я укрепился и сказал: "говори, господин
мой; ибо ты укрепил меня".» Дан. 10:19
«Но Иисус, услышав сии слова, тотчас говорит начальнику
синагоги: не бойся, только веруй.» Марк. 5:36
«Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и
говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.» Марк. 10:49
«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана
молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн;»
Лук. 1:13
«И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела
благодать у Бога;» Лук. 1:30
«Но Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только
веруй, и спасена будет.» Лук. 8:50
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам
Царство.» Лук. 12:32
«Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на
молодом осле.» Ин. 12:15
«Господь же в видении ночью сказал Павлу: не бойся, но
говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у
Меня много людей в этом городе.» Деян. 18:9-10
«и сказал: 'не бойся, Павел! тебе должно предстать пред
кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою'.» Деян.
27:24
НЕ ОСТАВАТЬСЯ НА ОДНОЙ И ТОЙ ЖЕ
СТУПЕНИ
Не оставайтесь все время на одной и той же ступени.
Размышляйте о возвышенности и славе Бога благословенного, чтобы наш трепет перед
Ним все усиливался! Кто не поднимается, тот падает.
Из притчей Хафец Хаима: "Если мы вспомним, как ведут себя люди,
если дело касается денег, станет ясно, что природа человека никогда не позволяет
ему удовольствоваться имеющимся: он всегда хочет приобрести еще и еще больше. По
свидетельству Писания: «Любящий серебро не насытится серебром». Так же следует
подходить и к приобретению трепета перед Б-гом: не должен человек оставаться все
время на одной и той же ступени. Он должен всегда размышлять о возвышенности и
славе Его, благословенного, чтобы трепет его перед Б-гом все усиливался. И об
изучении Торы можно сказать то же самое.<...>
И раскрыто нам уже в святых книгах, что означает видение праотца
нашего Яакова: «Лестница, стоящая на земле, а концом своим достигающая небес».
Это видение говорит о самой природе человека. По лестнице, как известно, можно
либо спускаться, оказываясь все ниже, либо подниматься выше и выше. Поэтому
человек постоянно должен собирать все свои силы ради достижения страха Б-жия и
изучения Торы, чтобы подниматься ввысь, по велению Писания: «Путь жизни — вверх
для мудреца…» И этим заслужит человек благо, и хорошо будет ему и в этом мире, и
в будущем.<...>
Он сказал так: «Если человек будет все время обсуждать различные
проблемы, связанные с раскаянием, он может надеяться, что в какой-то момент это
поможет его душе, и проснется в ней желание раскаяться. Если же он не будет даже
говорить об этом, может оказаться так, что он проживет долгие годы, не
раскаявшись»." (Хафец Хаим http://toldot.ru/tora/articles/articles_21349.html)