Важный принцип Торы: «Не обижайте один другого; бойся
Бога твоего, ибо Я Господь, Бог ваш.» Лев. 25:17
Если обижать, Бог заступится!
«Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И
сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим
жалованьем.» Лук. 3:14
ЧТО ТАКОЕ КЛЮЧИ ЦАРСТВА
НЕБЕС?
«и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на
земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено
на небесах.» (Мф. 16:19)
Ключи Царства
- это право, полномочия, чтобы войти в него. Это иго Мессии - исполнение
заповедей, дела веры и труд любви. Это откровения по Слову.
"Небесами
называются и добродетели, ключами же их - труды, так как чрез делание, как бы
при помощи некоторых отпирающих ключей, мы входим в каждую из добродетелей. Если
же я не делаю, но только знаю доброе, то имею только ключ ведения и остаюсь вне.
Связан же на небесах, в добродетелях, тот, кто не ходит в них, ибо прилежный
разрешен в них. Не будем грешить, чтобы мы не оказались связанными узами
собственных грехов." (Феофилакт Болгарский http://bible.optina.ru/new:mf:16:19)
“Писатель изображает воскресшего Христа, как имеющего
ключи ада, т.е. власть над ним, силу входить в него и освобождать из него или
ввергать в него. Подобно этому и Царство Небесное приравнивается к крепости с
запертыми воротами. Кто имеет ключи, тот может войти в нее, допустить иди
исключить. По Откр. 3:7, эта власть принадлежит Самому Христу. Образ имеет
аналогию у Ис. 22:22 и выражает высшую власть. Иметь ключи — значит иметь
абсолютное право, не оспариваемое никем. Возможно, что в словах “ключи”
первоначально выражена была мысль о проникновении Петра в божественную
истину. Его мысль, что Иисус есть Сын Бога Живого, была ключом, с которым Петр
допускал в Христово Царство. Приводя других к той же вере, он мог также
открывать им Царство в противоположность книжникам и фарисеям, которые запирали
его перед глазами желавших войти в него (23:13).” (Толковая Библия Лопухина, там
же)
Следствием исповедания Кефы стало то, что Йешуа назначил его (1)
шамашем (шамаш - "служитель, управляющий"; см. Рим. 16:1, Фил. 1:1, 1 Тим.
3:8-13) с ключами и (2) даяном (даян - "судья"), который имея власть запретить и
разрешить, устанавливает новозаветную Галаху (см. 18:18-20 и ком.). (Комментарий
Давида Стерна к Еврейскому Новому Завету http://kifa.kz/bible/stern/stern_matfey_16.php)
ПОЛОЖЕНИЕ ПЕТРА (Мат. 16,17-19 (продолжение))
Сейчас мы подходим к двум фразам, в которых Иисус излагает
определенные привилегии, данные Петру, и определенные обязанности, возложенные
на него.
1. Он говорит, что даст Петру ключи Царства Небесного. Это
трудная фраза, и мы хорошо сделаем, если сперва отметим то, в чем можем быть
вполне уверены.
а) Эта фраза всегда означает какую-то особую силу и
власть. Так, у раввинов была пословица: "Ключи рождения, дождя и воскресения из
мертвых принадлежат Богу". Это значит, что только Бог властен создавать жизнь,
посылать дождь и воскрешать к жизни мертвых. Эта фраза всегда указывает на
особую власть и силу.
б) В Новом Завете эта фраза обычно связывается с Иисусом.
У Него в руках, и только у Него, находятся эти ключи. В Отк. 1,18 Воскресший
Христос говорит: "И живый; и был мертв, и се, жив вовеки веков, аминь; и имею
ключи ада и смерти". А в Отк. 3,7 о Воскресшем Христе говорится: "Святый,
Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет - и никто не затворит,
затворяет - и никто не отворит". Надо понимать, что эта фраза указывает на
какое-то небесное право, и, какое бы там обещание не было дано Петру, нельзя
считать, что оно отнимает, или ущемляет какое-либо право, которое принадлежит
только Богу и Сыну Божьему.
в) Все эти новозаветные картины восходят к картине в Ис.
22,22, где Исаия описывает Елиакима, на плечи (рамена) которого будет возложен
ключ дома Давидова и он один будет открывать и закрывать.
Елиаким должен был быть верным домоправителем.
Домоправитель носит при себе ключи дома, открывает утром двери, а вечером
закрывает их, и через него посетители получают доступ к царю. Таким образом,
Иисус говорит Петру, что в будущем он будет домоправителем Царства Небесного. В
этом случае Петру представлено право открывать, а не закрывать врата Царствия.
И это в полной мере осуществилось. В Пятидесятницу Петр
открыл двери для трех тысяч душ (Деян. 2,41). Он отворил двери языческому
сотнику Корнилию, чтобы впустить огромный языческий мир (Деян. 10). В Деян. 15
рассказывается о том, как Иерусалимский совет широко открыл двери для язычников,
и что это стало возможным именно после свидетельства Симона Петра. (Деян.
15,14). Обещание, что Петру будут даны ключи от Царствия Божия, Значило, что
Петру будет дана способность отворить двери к Богу тысячам тысяч людей в
будущем. Но ключи от Царствия Божия находятся не только у Петра; они есть у
каждого христианина, потому что каждому из нас дана возможность указать путь к
царству другим людям.
2. Кроме того, Иисус обещал Петру, что все, что он свяжет,
останется связанным, и что он разрешит, то останется разрешенным. Один богослов,
Ричард Гловер, считает, что это значит, что Петр приведет людей к сознанию своей
греховности, затем освобождая их от грехов их, проповедуя им о любви и
всепрощении Бога. Это прекрасная и, несомненно, справедливая мысль, потому что в
этом заключается долг каждого христианского проповедника и учителя, но этим
значением фраза не исчерпывается.
Отпускать, развязывать и связывать - это очень
распространенные иудейские фразы. В особенности они употреблялись по отношению к
решениям великих учителей и раввинов. Каждый иудей понимал смысл слов разрешать
и запрещать. Связать что-либо значило запретить; отпустить, развязать значило
разрешить. Эти выражения употреблялись при принятии решении относительно значило
закона. В таком контексте как этот, эти фразы могут иметь только такое значение.
Таким образом, Иисус говорит Петру вот что: "Петр, на тебя возлагается серьезная
и тяжелая ответственность. Тебе придется принимать решения, которые будут влиять
на благо всей Церкви. Ты будешь руководителем и проводником молодой Церкви. Твои
решения будут иметь такое большое значение, что они будут оказывать влияние на
души людей, как на земле, так и в вечности".
Привилегия, данная Петру, означала, что он будет
домоправителем Божиим, отворяющим людям доступ в Царствие Божие. Обязанность
связывать и разрешать, развязывать - значит, что Петру придется принимать
решения в сфере церковной жизни и практики, которые будут иметь далеко идущие
последствия. И, действительно, при чтении первых глав книги Деяния святых
Апостолов мы видим, что именно это Петр в Иерусалиме и совершил.
Если перефразировать этот отрывок, вызывавший столько
споров и противоречий, то видно, что в нем речь идет не о церковных формах, а о
спасении. Иисус сказал Петру: "Петр, твое имя значит скала, камень, и тебе
предназначено быть скалой. Ты первым из людей признал во Мне того, Кто Я есть на
самом деле, и потому ты будешь первым камнем в здании сообщества и братства Моих
людей. Это братство не одолеют осаждающие его силы зла, также как они не смогут
держать Меня в узах смерти. И в грядущие дни ты будешь домоправителем,
открывающим двери Царствия Божия, чтобы могли войти иудеи и язычники, и ты
должен быть мудрым правителем и проводником, решающим проблемы и направляющим
работу молодого и разрастающегося братства".
Петр сделал великое открытие, ему была дана великая
привилегия, и на него была возложена великая ответственность. Это открытие
должен сделать для себя сам каждый человек; тогда и он получит также привилегию
и на него будет возложена такая же ответственность. (У. Баркли)
УЧИМСЯ ЗАСТУПНИЧЕСТВУ НА БИБЛЕЙСКИХ
ПРИМЕРАХ
«И возвратился Моисей к Господу и сказал: о, народ сей
сделал великий грех: сделал себе золотого бога; прости им грех их, а если нет,
то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал.» (Исх.
32:31-32)
«Народ стал роптать вслух Господа; и Господь услышал, и
воспламенился гнев Его, и возгорелся у них огонь Господень, и начал истреблять
край стана. И возопил народ к Моисею; и помолился Моисей Господу, и утих огонь.»
(Чис. 11:1-2)
«И пришел народ к Моисею и сказал: согрешили мы, что
говорили против Господа и против тебя; помолись Господу, чтоб Он удалил от нас
змеев. И помолился Моисей о народе.» (Чис. 21:7)
МЕЖДУ МЕРТВЫМИ И ЖИВЫМИ...
«И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в
нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их,
ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение. И взял Аарон, как сказал
Моисей, и побежал в среду общества, и вот, уже началось поражение в народе. И он
положил курения и заступил народ; стал он между мертвыми и живыми, и поражение
прекратилось.» (Чис. 16:46-48)
(Аарон) заставил ангела (смерти) остановиться. Сказал ему ангел: "Оставь
меня, чтобы мне исполнить порученное мне'" Сказал ему (Аарон): "Моше повелел мне
воспрепятствовать тебе". Сказал ему "Я посланец Вездесущего, а ты посланец
Моше!" Сказал ему: "Моше ничего не говорит по своему разумению, но только по
велению Всесильного. Если не веришь, то вот Святой, благословен Он, и Моше при
входе в шатер собрания. Пойдем со мной и спроси". Таково (значение) сказанного
"И возвратился Аарон к Моше" [Танхума].(Здесь и также в ст. 15 говорится о
прекращении мора В начале Аарону удалось удержать ангела смерти и приостановить
мор, затем мор был прекращен окончательно. Следовательно, "стал" относится к
ангелу смерти, который стоял между живыми и мертвыми. )
Другое объяснение: Почему (мор был остановлен) при посредстве воскурения?
Потому что сыны Исраэля дурно отзывались о воскурении, говоря, что это снадобье
смертоносное, из-за которого погибли Надав и Авиhу, из-за которого сгорели
двести пятьдесят человек. Сказал Святой, благословен Он: "Вы увидите, что оно
останавливает мор, а умерщвляет не что иное, как грех" [Мехильта]. (Раши
http://machanaim.org/tanach/d-bamidb/indd05_2.htm)
«Истину говорю во Христе, не лгу, свидетельствует мне
совесть моя в Духе Святом, что великая для меня печаль и непрестанное мучение
сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных
мне по плоти, то есть Израильтян, которым принадлежат усыновление и слава, и
заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них
Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь.» (Рим.
9:1-5)
«Прошло около трех месяцев, и сказали Иуде, говоря:
Фамарь, невестка твоя, впала в блуд, и вот, она беременна от блуда. Иуда сказал:
выведите ее, и пусть она будет сожжена. Но когда повели ее, она послала сказать
свекру своему: я беременна от того, чьи эти вещи. И сказала: узнавай, чья эта
печать и перевязь и трость. Иуда узнал и сказал: она правее меня, потому что я
не дал ее Шеле, сыну моему. И не познавал ее более.» (Быт. 38:24-26)
она послала сказать свекру своему: я беременна от того, чьи
эти вещи - она не сказала: я беременна от тебя. Еврейские комментаторы
обращают на это внимание:
"Не пожелала опозорить его, сказав: "От тебя я беременна", но
(сказала:) "От мужа, которому эти (принадлежат)". Она подумала: "Если
признается, пусть признается сам. Если же не (признается, - лучше) быть
преданной огню, чем опозорить его". Отсюда (мудрецы) делают вывод: человеку
лучше быть брошенным в раскаленное горнило, чем опозорить ближнего своего при
людях [Coma 10 б]." (Раши http://machanaim.org/tanach/a-beresh/inda09_2.htm)
«Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его.
И она сказала: как ты расторг себе преграду (прорвался (пошел
напролом) - Раши)? И наречено ему имя: Перец (Фарес).» (Быт.
38:29)
Имя Перец (Фарес) мы встречаем в родословной Мессии
Йешуа: «Йеhуда (Иуда)
родил Переца (Фареса)...» (Мф. 1:3)
"«Печать Мидраша» — р.Танхума Бар Абба
(R.TanhumaBarAbba)
снова и снова говорит о Мессии в связи с Фаресом. «Он — окончательный Спаситель,
Мессия-Царь». Танхума констатирует, что существуют такие грешники, которые в
результате своего падения теряют очень много, и такие, которые в результате
своих преступлений выигрывают. «Таким образом, Иуда выиграл, потому что от него
произошел Фарес и Есром, от которого, в свою очередь, произошел Давид и
Мессия-Царь — Тот, Кто спасет Израиль. Посмотрите, как велики трудности,
произведенные Святым Богом до того, как Он произвел Мессию-Царя от Иуды, Мессию,
о Котором написано: “Дух Господа Бога на Мне...”»
Мидраш Рабба (Брейшит 85:1) обсуждает этот стих более
глубоко. Прежде всего, делается наполовину шуточное замечание, что «Иуда был
озабочен своей женитьбой, в то время как Святой Бог, да будет Он благословен,
создавал свет Мессии». Одна из раввинистических толковательских работ, известная
под названием «Священнический дар» (ThePriestlyGift), говорит об этом следующее: «Последний Спаситель — это Мессия, Сын
Давидов, Который происходит от сына Иуды — Фареса», и Мидраш продолжает: «Это
Мессия-Царь, как написано: “И произойдет отрасль от корня Иессеева...” и “Жезл
силы Твоей пошлет Господь с Сиона...”» (Ис.11:1 и
Пс.109:2).
Раввинистические истолкования добавляют: «Это Мессия,
Который явится вскоре, ибо о Нем написано: “Перед ними пойдет стенорушитель (в
еврейском языке это словоporets, которое имеет тот же корень, что и слово Фарес); они сокрушат
преграды...”» (Мих.2:13). РаМБаН (рабби Моше бен Нахман), живший ближе к
концуXIIIстолетия, описывает
рождение Фареса следующим образом:«Он был окружен барьером, и заключен внутри
этого кольца. Вот почему сказано: “...как ты расторг себе преграду?”». Фарес был
первенцем: «Первенцем, силой Всевышнего, как написано: “... Я дам ему первенца
сына”. Это было написано о святом человеке, который должен прийти, — Давиде,
Царе Израильском, да продлятся годы его. Имеющий мудрость да поймет»." (Ристо
Сантала. Мeссия в Ветхом Завете в свете
раввинистических писаний.Глава 3, часть 1http://www.myzion.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=317&Itemid=25)
"Говорит Мидраш: «Прежде чем родился первый поработитель -
фараон, родился последний спаситель» - Перец, от потомков которого произойдет
Машиах. Рождением Переца Всевышний создал, говоря языком Мидраша, «свет Машиаха»
и, тем самым, ограничил египетское изгнание и все последующие изгнания вплоть до
сегодняшнего - «послал лекарство прежде болезни». «Свет Мошиаха» дает евреям
силу на то, чтобы, даже находясь в голусе, «прорвать» [»лифроц» -отсюда и имя
Перец] все границы и продолжить, несмотря ни на что, служение Всевышнему,
приблизить приход Машиаха, про которого сказано: «Поднялся прорывающий (порец)
пред ними»." (http://www.chassidus.ru/nedelnaya_glava/voschozhdeniye/sicha/vayeshev.htm)
"[2. И это начало пути
Машиаха]
История Иеhуды и Тамар,
даже прочитанная просто как семейная драма, захватывает читателя динамичностью
сюжета, величием и благородством поступков. Однако, мы будем впечатлены еще
более, когда осознаем эту драму как первый шаг в появлении Машиаха: ведь именно
от брака Иеhуды и Тамар родился Перец, а от
него произошли Боаз, Давид, Соломон и далее весь род еврейских царей, вплоть до
будущего царя-Мессии. История возникновения еврейского царского дома не
предстает перед нами здесь простой и спокойно-добропорядочной, она постоянно
балансирует на грани нравственно допустимого (правда, не переходя ее). Но именно
в такой пограничной ситуации рождаются энергия и сила, способные далее дать
жизненный импульс миру и повести его за собой." (Рав Яаков Фильбер. Обработка
Пинхаса Полонского. Два урока еврейскому царюhttp://www.machanaim.org/tanach/_weekly/vayeshf0.htm)