Добрый день, уважаемые коллеги!
В связи с тем, что в последнее время участились письма,
совершенно не соответствующие требованиям сетевого этикета,
считаю целесообразным привести здесь в явной форме его положения:
ЭТИКЕТ ЭЛЕКТРОННОЙ ПОЧТЫ
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
или учимся правильно писать...
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^
Содержание:
(1) Адреса и личные имена
(2) Тема
(3) Размер сообщения, его содержание и формат
(4) Ответы
(5) Подписи
(6) Вежливость
(7) Эмоциональное оформление: улыбающиеся мордашки ("смайлики") и т.д.
Этот документ представляет несколько простых основополагающих принципов этикета
электронной почты. Однако сие не есть
строгий диктат каких-либо конкретных стиля или правил: это просто пояснение важных
вопросов, с которыми мы сталкиваемся при
пользовании электронной почтой. В конце концов, электронная почта - это средство
связи, поэтому нашей целью должна быть
ясность в этих вопросах.
Я рад получать любые Ваши замечания и комментарии касательно этого документа
- прошу писать по адресу:
David.Harr***@p*****.nz Нижеследующий тест - это просто список пунктов (не
в порядке их важности и предпочтений).
(1) Адреса и личные имена
"Личное имя" ("Отправитель") - это необязательный параметр, который поддерживают
большинство мейлеров. Он присоединяется к
Вашему электронному адресу просто как текстовый комментарий.
Всегда заполняйте это поле (если Ваша почтовая система позволяет это сделать):
имя отправителя вкупе с электронным адресом
позволяют идентифицировать Вас лучше, чем только лишь по одному адресу. Используйте
оригинальное, реальное и логичное имя:
так, фразы "Угадай-ка!", "Кое-кто" или подобные, используемые как Ваше имя, раздражают
получателей и препятствуют быстрой
идентификации Вас и Вашего сообщения в целом. Если Ваш мейлер поддерживает использование
имени получателя в поле "Кому"
Ваших исходящих сообщений, не пренебрегайте заполнением его. Это зачастую помогает
Постмастеру найти адресата сообщения,
даже если его почтовый адрес окажется неверным или недействительным в данный
момент.
Пример:
Электронный адрес "<123***@m*****.ru>" содержит значительнее менее информации, чем
если бы соответствующее поле было
заполнено как "Ivan Petrov <123***@m*****.ru>" или "<123***@m*****.ru> (Ivan Petrov)".
(2) Тема
Всегда включайте поле "Тема" в Ваше сообщение. Практически все мейлеры отображают
эту строку при просмотре почтового
ящика, и часто оно является тем самым ключом, по которому происходит поиск, сортировка
или иные действия с электронным
письмом. Делайте поле темы значимой. Для примера, посылка сообщения в конференцию,
посвященную обсуждению почтовой
программы The Bat! (Bat Talk) с темой "The Bat!" является практически таким же
бесполезным действием, как и посылка
сообщения с незаполненным полем темы вообще. В случае если Вы отвечаете на чье-либо
сообщение, но при этом изменяется
основная мысль диалога, изменяйте соответственно и тему; а еще лучше начинать
обсуждение нового вопроса созданием нового
письма. Тема письма - это красная нить смысла всего сообщения, поэтому изменение
предмета обсуждения без изменения темы
этого письма может привести к путанице и затруднениям.
(3) Размер сообщения, его содержание и формат
Пытайтесь сопоставлять размер Вашего сообщения содержанию и целям данной переписки.
Если, скажем, Вы просто посылаете
быстрый запрос, сделайте его кратким и емким. Старайтесь всегда придерживаться
темы письма насколько это возможно. Если Вам
необходимо расширить круг обсуждаемых вопросов либо перейти к другим темам, чаще
всего в этом случае лучше послать
сообщение новым письмом, с новой темой, что позволит Вашим получателям рассматривать
разные темы в отдельности. Не пишите
весь текст своего сообщения в верхнем регистре (заглавными буквами); несколько
слов, выделенных таким способом, лучше
подчеркнут важность этого места. Предпочитайте разбивать Ваш текст на логически
раздельные параграфы и использовать
несколько коротких предложений вместо чересчур длинных. Стройте свои фразы возможно
более грамотно с точки зрения
орфографии и грамматики. Электронная почта - это средство связи в чистом виде;
плохо сформулированные и неграмотные
сообщения плохо читаемы и являются потенциально непонятными. Тот факт, что электронная
почта - быстрый способ связи, вовсе
не означает, что она должна быть небрежной. Все самые вопиющие нарушения языковых
правил, что я видел в жизни вообще,
встречались именно в электронной переписке. Если Ваши слова достаточно важны
для того, чтобы быть написанными, тогда они
также действительно важны, чтобы быть написанными правильно! Избегайте публичного
"флейма", т.е. сообщений, отсылаемых в
состоянии гнева, аффекта и плохого настроения. Сообщения, отсылаемые в моменты,
когда Вы себя плохо контролируете и
находитесь в дурном расположении духа, в основном лишь усугубляют ситуацию и
заставляют Вас же жалеть о них впоследствии.
Хорошенько подумайте и примите твердое решение, что это действительно необходимо,
прежде чем вступить во флеймовую
переписку. (Просто организуйте себе чашечку кофе - удивительно, насколько Вы
можете "остыть" за столь короткое время! Ведь
чашка хорошего кофе - это прекрасное успокаивающее). Если Ваша почтовая программа
поддерживает красочное оформление стиля
письма (жирный шрифт, курсив и т.д.), убедитесь в том, что Ваш адресат имеет
мейлер, который также поддерживает это. В
настоящий момент* большинство почтовых программ не отображают ничего, кроме простого
текстового сообщения, однако это будет
со временем меняться. Будьте очень осторожны при пересылке номеров своих кредитных
карточек в тексте электронных писем.
Помните, что электронная почта при пересылке может быть перехвачена недобросовестными
людьми, для которых валидные номера
кредитных карт есть практически ни что иное, как Ваши деньги, которыми они могут
воспользоваться в корыстных целях.
(4) Ответы
Цитируйте в своем письме оригинальное сообщение в объеме, достаточном для того,
чтобы можно было правильно восстановить
контекст данного ответа. Помните, что электронная почта не является таким же
моментальным способом передачи мыслей, как, к
примеру, телефон. Поэтому получатель иногда рискует не смочь восстановить смысл
Вашего письма (если он забыл начало).
Особенно это актуально, если он получает много писем каждый день. Включение нужных
кусков исходного письма в Ваше сообщение
поможет получателю легко понять, о чем идет речь. При этом цитируйте только действительно
нужные фразы исходного письма,
минимально необходимые для поддержания смысла. Наиболее раздражающая вещь, которую
Вы можете встретить в электронной
переписке - это цитирование Вашего же 5-страничного письма, возвращенного с припиской
"Я тоже!". Возвращайте адресату в
виде цитирования по возможности меньший объем оригинального письма, который уже
дает возможность вспомнить контекст.
Используйте специальные символы выделения цитируемого текста от нового. Использование
стандартного символа ">" делает
сообщения легко воспринимаемым. Однако при желании Вы можете также использовать
и иные символы, понятные Вашим адресатам
при использовании их логично и последовательно. Тщательно следите за тем, кому
адресовано Ваше письмо, т.к. могут
возникнуть неприятные для Вас ситуации при случайной отсылке личного сообщения
в мейл-лист конференцию) (т.е. нескольким
получателям сразу); и обычно это не нравится также и членам мейл-листа (конференции).
Спросите себя лишний раз о том,
правильно ли адресован Ваш ответ: имеется в виду, что послать сообщение, состоящее
только из слов "Я согласен", лучше
напрямую автору оригинального письма ("директом"), а не через мейл-лист (конференцию)
или сервер рассылки, даже если Вы
получили письмо от него именно таким образом.
(5) Подписи
"Подпись" - это небольшой блок текста, добавляемого в конец Ваших сообщений (обычно
содержит Вашу контактную информацию).
Многие мейлеры умеют вставлять подпись в Ваши сообщения автоматически. Подписи
- это прекрасная идея, к сожалению, порою
превращаемая в абсурд; золотая середина между этими вещами - ключ к созданию
верной подписи.
Всегда используйте подпись (если имеется такая возможность): она однозначно идентифицирует
Вас. Включайте в нее несколько
возможных способов связи с Вами (обычно это номера телефонов и факса). Во многих
почтовых системах, особенно там, где почта
проходит несколько шлюзов (при этом могут теряться иные Ваши идентификаторы,
а как-то: поля "Отправитель", "Тема" и т.д.),
Ваша подпись может стать единственным признаком, которое сможет поведать получателю,
кто Вы. Делайте подпись краткой:
четыре-семь строк - максимальная рекомендуемая длина подписи. Ненужные длинные
подписи занимают место и могут раздражать.
Некоторые мейлеры предоставляют возможность добавлять произвольные строки к Вашей
подписи. Это хорошо и прекрасно, и при
правильной реализации может повысить колорит и неповторимость Вашего письма.
Вы можете принять во внимание следующие
основные рекомендации при создании случайных вставок (девизов): Делайте их краткими.
Отрывок из книги Э. Канта "Критика
чистого разума" в 5000 слов, использованный Вами как добавка к подписи, вряд
ли принесет Вам много друзей :-) Понятие
"оскорбление" трактуется весьма широко: избегайте цитат, которые могут обидеть
людей на основании их религиозных верований,
национальности, политики, сексуальности и т.д. Пытайтесь избегать сленговых или
местных цитат, т.к. они могут быть
бессмысленными для получателей в других городах, странах или людей другой культуры.
Случайные фразы лучше всего смотрятся в
том случае, если они забавны. Полемические взрывы в политике или подобные темы
могут заинтересовать кого-то, но не всех,
кроме того, "что русскому хорошо, немцу - смерть".
(6) Вежливость
Электронная почта - это связь с другими людьми, и для этого немного вежливости
никогда не повредит.
Если Вы просите что-либо, не забывайте говорить "пожалуйста". Аналогично, если
некто делает что-нибудь для Вас, никогда не
бойтесь сказать "спасибо". Это может звучать слишком избито, и даже оскорбительно,
однако это действительно удивительно,
как много людей, весьма вежливых в повседневной жизни, как бы утрачивают свои
хорошие манеры в электронной переписке. Не
ожидайте немедленного ответа. Тот, что Вы не получили ответ от кого-то на свое
письмо в течение десяти минут, вовсе не
означает, что он или она игнорирует Вас, и это не есть что-либо ненормальное.
Всегда помните, что не существует такой вещи,
как безопасная почтовая система. Неразумно посылать очень личную или важную информацию
электронной почтой, если Вы не
используете кодирование сообщений с помощью надежных систем шифрования. Запомните,
что всегда есть вероятность того, что
Ваше приватное сообщение тем или иным путем может попасть "не к тем людям". При
посылке какого-либо важного запроса, на
который Вы ожидаете ответ, убедитесь в том, что Вы направили достаточно информации
для того, чтобы сделать ответ возможным.
Например, посылая сообщение "Мой мейлер The Bat!" почему-то не работает" его
авторам RIT Research Labs, Вы действительно
даете им слишком мало информации для того, чтобы помочь Вам :-); аналогично,
бесполезно посылать им напоминание вроде "Ну,
как насчет моего предложения по улучшению структуры работы почтовой базы, которое
я заслал пару месяцев назад?". Запрашивая
техническую поддержку, включите описание проблемы и версии программы, которую
Вы используете; если необходимо, укажите
номер контракта, заказа, далее Ваше имя и название организации, а также любые
другие детали, которые, по Вашему мнению,
могут помочь в обработке Вашего запроса и т.п.
(7) Эмоциональное оформление: улыбающиеся мордашки ("смайлики") и т.д.
Электронная почта обеспечивает практически немедленный контакт, однако при этом
полностью лишена сопровождения речи
"языком жестов". Неугомонная культура людей в сети Интернет уже многие годы решает
эту проблему с помощью так называемых
"улыбающихся лиц" ("смайликов"), или комбинацией символов ASCII, призванных передавать
выражение человеческого лица
(повернутого набок).
Наиболее распространенными являются следующие "смайлики":
:-) или :)
Улыбающееся лицо (развернутое на 90 градусов против часовой стрелки); обычно
используется, чтобы указать веселье или то,
что фраза будет насмешливой или иронической (также иногда для передачи понятия
"ухмылка" используется сокращение "<g>" или
"<grin>" - от английского слова "grin" = "ухмылка").
:-( или :(
Несчастное лицо; обычно используется для выражения разочарования или печали.
;-)
Подмигивающее улыбающееся лицо; обычно указывает на то, что нечто высказано "с
намеком", "подколкой".
;->
Вредное или озорное лицо; обычно указывает, что комментарий должен быть вызывающим
или едким.
Также имеются тысячи других комбинаций (на английском), дополняющих и расширяющих
основные.
Используйте "смайлики" аккуратно!
Некоторые мысли Дэвида Хэрриса (David
Harris)
в авторском переводе Сергея Федько
Источник: Этикет электронной почты: [ http://www.nobat.ru/etiket.html ].
--
30.07.2004 - 12:22
С уважением, организатор и модератор
конференции Славников Дмитрий.
*WWW: http://slavnikov.cjb.net
E-mail: slavnikov***@t*****.by
Mobile: (+375 29) 629-30-43
ICQ: 115041944
*"ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части,
которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им" (Шарль Луи Монтескье)
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
"ИНТЕЛЛЕКТ-тренажер N1" - Ваше комплексное развитие!
http://www.bolero.ru/cgi-bin/basket.cgi?act_add=yes&pid=22379055&num=1&partner=asp_list&new=1
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Это 64 письмо от данного участника.
архив: http://subscribe.ru/archive/job.education.lifemanagement/msg/202099
- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
-*Информационный канал Subscribe.Ru
Адрес подписки:
Написать в лист: mailto:job.education.lifemanagement-list@subscribe.ru
Отписать: mailto:job.education.lifemanagement--unsub@subscribe.ru
http://subscribe.ru/ http://subscribe.ru/feedback