Напоминаем, полную электронную версию "Нет-машины" можно приобрести в нашей
веб-лавке.
Содержание можно посмотреть
здесь.
Прием № 240. Ты меня уважаешь?
Подсознательная потребность в самоуважении утилизируется простыми спекуляциями на идеальных представлениях человека о самом себе. "На дурака не нужен нож. Ему с три короба наврешь, и делай с ним, что только хошь..."
Интересно было бы увидеть хоть одного человека, который совершенно нечувствителен к игре на его самоуважении.
Попробуйте однажды на рынке после того, как вам назовут убийственную стоимость выбранных вами фруктов, сказать торговцу-азиату волшебные слова:
- Ака, пожалуйста, сбрось цену!
Если вы будете торговаться как угодно иначе - все равно не получите такой скидки, как при произнесении уважительного обращения "ака"...
Прием № 241. Солидарность
Корпоративная (клановая) солидарность - это реалия нашего бизнеса. Уже давно ходят анекдоты о парнях из Днепропетровска. Одного из них при устройстве на работу спрашивают:
- Как ваша фамилия?
- Сидоров.
- А откуда вы?
- Из Днепропетровска.
- Ну что ж вы, молодой человек!.. Не успели еще устроиться на работу, а уже пугаете вашими связями...
Для варианта России в аналогичном анекдоте легко обыграть Питер.
Клановую солидарность мы используем в игре на конкретной элитарности. Все равно - реальной или воображаемой...
Прием № 242. Очарование
Явная симпатия к вам, вашему делу, товару или услуге всегда помогает продажам. Для ее возбуждения достаточно резонирующей подстройки к объекту. Все, что помогает нам делать шарм-арт в частной жизни, - все это может быть использовано и в поле бизнеса.
Прием № 243. Кормим тщеславие
Тщеславие позволяет нам провоцировать желание объекта произвести определенное впечатление, показать свою значимость и осведомленность.
У кого из вас нет клиентов, не обремененных тщеславием?
Возбуждать тщеславие, как, впрочем, касаться и всех остальных клавиш этого раздела, - грех. Решайте для себя сами - играть или не играть...
Прием № 244. Поощряем легкомыслие
Легкомыслие покупателя - чуть ли не наиболее эффективное для продаж состояние. Приведите человека в беззаботнейшее состояние неосмотрительности и болтливости - получите многое. К этому же можно отнести задействование "хронотопа" - явно повышенной доверчивости человека к некоему времени и в определенном месте ("случайный попутчик").
Еще пример.
Фирма запустила агентскую сеть, пытаясь продавать рекламу в метро. Два месяца работы - у парней ни одной продажи. Начали разбираться.
Оказалось, что их агенты ежедневно встречаются и пытаются разговаривать с теми, кто уже по десять лет не был в метро. И этих людей просто невозможно убедить, сколь читаемы и эффективны вагонные стикеры.
Но фирма дает рекламу на традиционных носителях. Убедить, что реклама в метро лучше, - невозможно. Но сказать - "Попробуйте!" - ну а почему бы этим людям, действительно, не попробовать?
К продажам было добавлено всего одно слово - "попробуйте". И продажи пошли!
Прием № 245. Давим
Из-за угодливости к персоне продавца купить может лишь тот, на которого вы работаете еще и в качестве "крыши". Четкая реализация подсознательной (волевой) и осознанной (деловой и физической) зависимости от получателя в мире "белой" коммерции встречается не часто.
Но не дай вам Бог докатиться до игры на факторе клиентской угодливости, обусловленной страхом перед вами...
Прием № 246. В кукушкином гнезде
"Помешательство" на чем-либо, например, близкая возможность для коллекционера приобрести (или потерять) страстно желаемую вещь, а также игра на фобиях - инструмент, которым мы можем пользоваться или подсознательно, или просчитанно. Это настолько продуктивные техники, что мы выделим их в особый прием - "триллер-аргументация".
Прием № 247. Триллер-аргументация
В американском "Hовом словаре врача" Блекстона содержится 217 терминов, обозначающих те или иные фобии (греч. - страх, боязнь чего-либо). Число больных всевозможными психическими расстройствами в мире растет с каждым годом. А фобии бывают преудивительные.
Давайте чаще уходить от чисто умозрительной "пирамиды Абрахама Маслоу". Она может быть полезной для работы с большими социальными группами, но для работы с конкретной персоной гораздо полезнее и практичнее иные мотивационные схемы.
Прием № 248. Дать
Взятку.
Скидку.
Дополнительный сервис.
Внимание.
Календарик.
Еще что-нибудь...
Подробнее - смотрите одноименный прием в "Ценовом сопротивлении".
Прием № 249. Помощь игрушек
Кроме разумных приобретений, каждому из нас время от времени нужно покупать глупости.
Больше, чем детям, игрушки необходимы взрослым.
Игрушки позволяют избавиться от колдовства прагматизма и приближают нас к вечному.
Вам известно то странное чувство, когда деньги жгут карман?
Это чувство обусловлено самой природой денег. Они созданы из тленного материала и не предназначены для хранения. Их надо тратить.
Иногда к нам приходит понимание этой первобытной природы презренных купюр. И вот тогда нам хочется от денег избавиться.
Женщины лечат шопингом мигрень и дурное настроение. Любят пошвыряться деньгами и мужики.
Это открывает два направления для манипуляций торговца.
Первое - объясни клиенту естественность его желания избавиться от денег, прожигающих его портмоне.
Второе - создай условия, гпри которых такое поведение для клиентского окружения будет нормальным и даже поощряемым.
А однажды попробуй вот такой аргумент:
- Да не мучьтесь. Возьмите у меня эту хренотень просто как игрушку!..
Так продаются и забавные мобильные телефоны, и спортивные автомобили, так могут купить водку, сеть галантерейных магазинов, парашютный прыжок и мандат депутата парламента...
Прием № 250. Принцип Мафии
- Вы - крутой мафиози. И хотите заставить верой и правдой работать на вас некоего Х, -так что с ним надо сделать?
Когда я на тренингах задаю этот вопрос, группа часто теряется.
Тогда приходится разыгрывать эту ситуацию в ролях:
- Вы - бандит А, который контролирует Марьино. Вы - бандит Б, который контролирует Зеленоград. А вы - тот перспективный боец Х, которого А и Б хотят привлечь к работе. Ну, братва, что сотворить с Х?
Нашему народу вот так - на пальцах и с распальцовкой - легче... И группа почти сразу дает ответ:
- Надо Х запачкать кровью!
- Правильно, пацаны! У вас есть шанс контролировать и Марьино, и Зеленоград! А теперь давайте найденный "принцип мафии" переведем на слюнтяйский язык плебейской коммерции.
"Запачкать кровью" - это втягивать клиента в совместную выработку финального решения.
Втягивать! Не заявлять, что мы принесли ему именно то, что ему нужно, а подло и коварно втягивать.
Втягивать так, чтобы идея о приобретении пришла в его голову не снаружи.
Мы можем очень плохо относиться к мальчикам из "канадской оптовой". Мы можем отвергать сам стиль их продаж. Но у них многому может научиться даже фирма, ориентирующаяся на высший класс обслуживания. Просто нужно уметь выдернуть из множества неприемлемых трюков то, что может нас вооружить. Вообще, эта компания в очень многом выгодно отличается от фирм, относящихся к ней с предельным презрением, но об этом мы поговорим отдельно.
Я отлично помню товар, с которого они начинали на улицах Киева. Во всяком случае, это был товар, с которым я их впервые увидел, - обезьяны.
Мягкая игрушка с липучками, которую лихие парни весело вешали на шею прохожим, объявляя: "Это ваше!" - а затем ловко выуживали из прохожего деньги…
Представьте себя на людной улице. Вам нужно продать прохожему обезьяну. Зачем прохожему - нормальному, здоровому человеку - эта обезьяна на этой улице?!!
Но "канадцы" говорили:
- Вы знаете, многие берут как подарок на день рождения!
Что происходило в голове человека после того, как туда ввинчивались эти слова? Там рождались мыслишки: "Черт возьми, ведь вот я с женой приглашен на субботу на день рождения… Так неужели я не смогу завернуть эту обезьяну в слова и сделать ее смешным и забавным подарком? И мне уже не нужно будет рыскать по магазинам и думать о выборе подарка…". И прохожий - нормальный, здоровый человек - переплачивал впятеро и покупал обезьяну, которая была ему категорически не нужна еще минуту назад.
Так что же происходило? Что своими словами делал вошедший в раж простой уличный "педлер"?
Он МОТИВИРОВАЛ. Он помогал клиенту выкристаллизовать новую мысль, которая становилась собственной мыслью клиента.
Учитесь у простых уличных педлеров!
У работы с сопротивлением техническому решению принцип мафии окрашивается в ярко-инженерные цвета. Это жуткая и тягомотная работа - сделать так, чтобы клиентский энергетик или главный инженер почувствовал свою причастность. Иногда гораздо легче убедить его в том, что это именно та его идея, которую он вчера сформулировал в сауне...
Прием № 251. Правило Проходных пешек
Представьте, что вы - бизнес-тренер. Ну вот такое горе в жизни у вас...
Куда бы вы ни собрались поехать - вам желательно не надеяться на обещания заказчика, а иметь свои хотя бы маркеры. А то приехали, а маркеры там пересохшие...
Поэтому вы иногда приходите куда-нибудь - купить эти самые маркеры. Представьте, что вы пришли в магазин, где маркерами торгует Деревицкий. Стоит такой упитанный, наел за десять лет на этих маркерах во-о-от такую "харизму"... Он расспросил вас - мол, как да на чем работаете - на бумаге, на белой доске, на стекле, - и видит, что (условно) черный маркер вам не подойдет, синий - так-сяк, а зато красный - как патрон в патронник. И вот он протягивает вам этот красный патрон - тьфу! - маркер и говорит:
- Вот идеальный для вас вариант!
Скажите - вам свойственно хвататься за первое, что вам суют? То-то же! Вот торгаш и убил свой проходной вариант. Теперь с вялой надеждой он предлагает вам синий, но вы уже только смеетесь над ним:
- Если я красный не взял, то на хрена ж мне синий?!
Во что превращаются проходные, то есть дошедшие до противоположного края доски, пешки в шахматах? На тренингах мне часто отвечают: "В дамку!" Но нет, они превращаются в любую фигуру, в том числе - в ферзя. И их следует беречь.
Правило Проходных пешек в коммерции звучит так:
- Не солидаризируясь с неподходящим решением, начинать только не с самых лучших вариантов!
То есть, в той ситуацией с продажей маркеров по уму выйдет вот как.
Продавец вначале показывает неподходящий (черный) маркер и говорит:
- У меня такое подозрение, что это вам не подойдет. Просто хотелось узнать мнение профессионала - зачем такую дрянь до сих пор выпускают?
- Да, это - полный отстой... Кончик - конченый, чернила - не чернильные, рукоятка в руку не ложится!..
Этим ходом мы даем клиенту возможность сосредоточить на отвлекающем стартовом варианте весь огонь его критики, весь запас скептицизма и весь его мизантропический арсенал.
Тогда пускаем в дело синий маркер (который так-сяк):
- Думаю, что вот это - тоже не идеальный вариант, а?
- Да знаешь, земляк, им кое-как можно работать, но хотелось бы иного...
И только тогда нас посетит "озарение":
- Так может вам вот этот красненький?..
И потерявший всякие остатки терпения клиент уже просто орет на нас:
- Да!!! Что ты мне это сразу не предложил?!! Именно это и нужно!!!