Славянский бизнес проиграет, если будет играть по тем правилам, которые навязывает ему мировой рынок.
Мы не будем защищаться. Мы будем атаковать. Для этого Боевыми Говорунами начат новый проект - "Война за кулисами тренинга". Полная украинская версия находится
здесь.
Бизнес-тренер Деревицкий просит Вас поддержать рейтинг его украинского ресурса Вашим голосом на странице голосования.
Полную электронную версию книги можно приобрести в нашей
веб-лавке.
Содержание можно посмотреть
здесь.
Прием № 120. Оплата рванью
Деньги - инструмент.
В некоторых городах существуют проблемы с приемом ветхой наличности - национальной и иностранных валют. И мне известен один торговец, обладающий хорошими связями, который сумел на витрине своего магазина повесить объявление: "Только у нас можно рассчитываться купюрами в любом состоянии!" И если у горожан есть безнадежные банкноты, то они тратят их здесь. Правда, я не знаю, додумался ли он скупать по стране ветхие купюры и запускать их в оборот в своем городе...
От безделья попробуйте прием "Оплата рванью!"
Прием № 121. Ценниковые трюки
Даже тогда, когда мы обязаны выставлять на своих прилавках и витринах ценники, у нас все равно остается возможность игры.
Играй на "старых" ценниках!
Это можно делать, либо возвращаясь, либо не возвращаясь к правильной, к сегодняшней цене.
Знаете, есть такие клавиатуры, у которых посередине шов, и они могут разделяться на две части, которые можно положить на широкие подлокотники кресла? Вот несколько лет назад именно такую клавиатуру искал по магазинам я и никак не мог отыскать. Вдруг в одном из компьютерных подвальчиков вижу - она!
- Дай! - говорю продавцу.
Мальчишка склоняется над прилавком, разглядывает ценники и вдруг в ужасе произносит:
- Ой!
- Что "ой"? - спрашиваю я.
- Ой, вы знаете, у нас вчера была переоценка, я все ценники поменял, а вот на этой клавиатуре так старый и остался...
- Ладно, - говорю. - Тут написано - 160 гривень. А сколько она стоит теперь?
Он заглядывает в какую-то тетрадку:
- Двести сорок!
- Ну, - огорченно молвлю я, - это не есть гут. Это вообще несерьезно! По такой цене я просто не возьму.
Он жалостливо:
- Ну подождите. Я с директором поговорю!.. - и выскользнул за какую-то перегородку.
Да ни с каким директором он не говорил! Я сам курящий, но когда пацан вернулся, то впору было вспомнить, как у нас описывают такой ароматический эффект: "Накурився, як павук!" Растянул он в подсобке цигарку и теперь вот, счастливый, мне объявляет:
- Директор сказал, что раз уж вы увидели старый ценник, то придется вам эту клаву по старой цене и отдать!
Клавиатуру я купил, но - зачем мальчик устраивал это шоу? Ведь я заплатил гривня в гривню, он не наварил на мне ни копейки, так ради чего представление?
Во-первых, чтобы мне и в голову не пришло просить скидку.
А во-вторых, чтобы доставить клиенту удовольствие - дать иллюзию обмана тотального подорожания, инфляции, экономического кризиса и беспощадной коммерческой машины в лице этого пацана...
Он ведь не знал, что я загляну сразу на следующий день...
Захожу. Встретились с мальчишкой глазами - он голову в плечи втянул и куда-то подальше, подальше - за свои стеллажи... Я вижу - такая же клавиатура и с такой же ценой. Но за вчерашнее шоу и за торговое творчество я мальчишке этот фокус прощу. Ладно, зашел бы бандит да наехал бы на мальчонку. Как выкрутиться? Да очень просто! "Мы вчера увидели вашу реакцию на нашу новую цену и решили вернуться к старой цене", - всего-то объяснений...
Прием № 122. На слезу
Я видел мальчика-дистрибьютора, который годами продавал ликероводочную группу "на слезу". У него товар брали только для того, чтобы не плакал.
Я видел парня, который спекулировал выдуманной историей о том, как любимая бросила его с двумя младенцами на руках.
Я видел пожилого рекламного агента, у которого делали заказы лишь из почтения к его сединам.
Когда мы в уличных кафе пьем кофе, к нам с дешевыми брелками подходят глухонемые или псевдоглухонемые с записками, содержащими просьбу купить его убогий товар.
По офисам бродит респектабельные сборщики пожертвований.
С людей снимают деньги на их патриотическом долге поддержать отечественную культуру.
С государств страны-кредиторы списывают долги тоже по аналогичным причинам...
Вполне близок к этому приему трюк, который я когда-то описал в "Охоте на покупателя",- "Вечный дебют".
Прием № 123. Подключи качественные факторы
В большинстве продаж продавцы умело и грамотно работают с реестром исчисляемых факторов, описывающих состав, размеры, мощность, срок гарантии и прочие свойства продукта. Попробуй подключить к аргументации и факторы не исчисляемые.
Обрати внимание клиента на не поддающиеся исчислению качественные факторы.
К таким факторам относятся:
- комфорт - вырази его с помощью соответствующих эпитетов, противопоставь условия использования предыдущим моделям и конкурентным аналогам (но только в том случае, если об этом уже заговорил сам клиент), вложи в руки и вырви из клиента крик - "Да, комфортно!";
- значимость торговой марки - покажи, что за именем стоит класс качества, надежность в использовании, уверенность пользователя, его спокойствие и продолжительность жизни человека с не пострадавшей нервной системой;
- удовольствие - определи критерии, по которым ты оценишь извлекаемое удовольствие, опиши счастливые ощущения, отсутствие тянущих болей в спине и отрыжки, покажи, что это украшает жизнь;
- простота - докажи, что с этим предметом он справиться даже в неопохмеленном состоянии, что с этим совладают и дети, и женщины;
- дизайн - используй имена законодателей мод, экспертов по дизайну, преврати в доказательство клиентского вкуса, покажи награды эстетических конкурсов; заставь признать, что это соответствует его личному стилю;
- престижность - противопоставь "народным" моделям, преврати в знак принадлежности к высшему классу и к избранным кланам;
- выдумай еще 33 неисчислимых фактора и подумай о том, как использовать и их.
Включи все эти "прицепы" в цену! Будь восторженным романтиком и тонким поэтом. И затем потребуй признать, что, вообще-то, цену давно стоило бы поднять…
Прием № 124. "На понтах"
В то же время, когда родилось "Как нам обмануть тарифы", я наряду с ценой первой полосы, последней полосы, ценой разворота, рекламными блоками и модулями ввел в прайсы еще один продукт. Он назывался - полоса "Элит". К нам в агентство дважды приезжали люди, которые, скептически оглядев тарифы, цедили сквозь зубы:
- Ну ладно.., - и надменно тыкали перстом: - Мы возьмем элитные полосы.
Если бы они попросили объяснить, чем полоса "Элит" отличается от обычной, кроме учетверенной цены, я бы не смог...
Так как это назвать, если не "продажа на понтах"?..
Мне известен человек, купивший очень точную копию безумно дорогих швейцарских часов. Отличалась только механика. Копия, конечно, не стоила и половины цены оригинала, но вот находят клиентов и на такой "чисто припонтованный" товар...
Прием "На понтах" не требует зрителей. Он срабатывает и тет-а-тет. Его хорошо дополняют аргументы, обыгрывающие тезис уважения самого себя.
Прием № 125. Чтоб не обидеть
Скидкой можно обидеть.
Мы с женой заказывали для дома встроенную мебель. Очень утомительная процедура - один визит в салон, потом прием обмерщика и еще один визит в салон для окончательного обсуждения компоновки этих шкафов, от которых ты уже смертельно устал...
В конце концов молодцы-продавцы со словами "С вами было очень легко работать - вы хоть и шутили, но зато все понимали" дарят моей жене мягкую игрушку - птицу, которая работает у них фирменным символом. И пока жена любовалась птицей, парни мне говорят:
- И еще будет скидка. Двадцать шесть процентов...
Я скашиваю глаза на жену - она занята птицей... Рассчитываюсь. Потом, уже на улице, спрашиваю любимую, обратила ли она внимание на скидку.
- На какую скидку? - переспрашивает она, на ходу поправляя игрушке-птице хохолок на пучеглазой голове...
Я не просил парней о скидке. Даже если бы до этого дошло, они могли бы отдавать скидку с писком, с муками - добавляя по два, по три, по одному проценту. Но когда тебе сходу отломили скидку в 26 процентов, то это - обида. Почему? А потому, что ты вдруг начинаешь понимать - как круто тебя развели в подсчете общей стоимости заказа, если смогли дать четверть стоимости скидки.
Кстати, пока мы обсуждали заказ, я спрашивал у ребят - учатся ли они технике личных продаж. Но их фирма не учится. И напрасно. Потому что они будут и далее допускать ошибки, из-за которых и я, и другие заказчики будут всем знакомым рассказывать о том, как лихо "кидают" в их фирме на стоимость...
Но в одном из автосалонов была иная история.
Несколько развязный молодой человек выбирал девушке "мерс". Их обслуживал и консультировал пожилой продавец. Продавец был сух и подтянут, со стрелками колючих усиков и седым ежиком - чем-то почему-то похож на белого офицера.
Они остановились на "компрессоре" - изящная черная двухдверка. Молодой человек нагловато поинтересовался:
- Батя, а скидку дашь?
"Белый офицер" сделал неописуемый жест, выражающий удивление, и с блестяще прорисованным негодованием произнес:
- Я не мог рискнуть унижать вас скидкой!
Больше вопросов о скидке у приблатненного и припонтованного молодого человека не было. Он стал описывать достоинства выбранной машины столь же приблатненной и припонтованной подруге...