Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

[pc] Как нас воспринимают дети дошкольного возраста?

Приветствую, всех, друзья!

Предлагаю ознакомиться с интересными статистическими данными.

Проблема восприятия детьми 5-7 лет людей с ограниченными возможностями

На Всероссийском психологическом фестивале <<Куклы и маски>> (31 января - 2
февраля 2016, Санкт-Петербург) Е.И. Николаева проведёт тематический
мастер-класс <<Кукла с увечьем - не игрушка! Развитие коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования>>:

19.12.2014 г. появились приказы Министерства образования и науки Российской
федерации 1598 <<Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья>> и 1599 <<Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Безусловно, это
важные и необходимые документы, способствующие гуманизации страны и
изменению отношения к детям с проблемами в развитии [4]. Однако встает
вопрос, насколько готовы к этому явлению люди, живущие в стране? По данным
О.Ф. Богатой [2] из опрошенных жителей Сургута 74% обучающихся (из 365
человек 7 и 8 классов общеобразовательной школы), 54% студентов университета
(из 100 человек), 47% педагогов (из 100), 65% родителей (из 233) и 59%
граждан (122 человека - просто прохожих) НИКОГДА не встречались с
детьми-инвалидами. И это при том, что по статистике в нашей стране 8% детей
- инвалиды [1, 3].

Всякий, кто хоть раз побывал в любом европейском аэропорту, с удивлением
видит огромное число людей с разными особенностями развития, которые имеют
доступ ко всем возможностям цивилизации. Огромное число детей в нашей стране
находится дома, а потому люди редко встречаются с ними [5].

В процессе подготовки к реализации инклюзивного образования обучаются
учителя, но никто пока не пытался узнать, готовы ли сами дети к обучению с
<<иными>> детьми? Если так мало об <<особых>> детях знают взрослые, что
можно ожидать от детей?

Целью нашего исследования стало выяснение знания детей 5-7 лет о детях с
проблемами в развитии и уровня толерантного отношения к ним.

Материалы и методы

Исследование проводилось в ГБДОУ No123 присмотра и оздоровления Центрального
района г. Санкт-Петербурга. Была разработана и применена методика <<Опросник
толерантного отношения к детям с проблемами в развитии>>. В основе методики
лежит общение педагога с ребенком - индивидуальная беседа, позволяющая
выявить уровень знаний детей о людях с проблемами в развитии и уровень
толерантности детей в отношении к этим <<особенным>> людям.

Стимульный материал для беседы состоит из 6 кукол размером от одиннадцати до
двенадцати с половиной сантиметров. Куклы входят в набор Friends (Figures
with disabilities, 6 figures), созданный испанской компанией <<Miniland>> в
серии развивающих игрушек <<Educational>>.

Каждая из кукол - человек с определенной степенью ограничения
жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья и расстройств функций
организма:
1) мальчик в инвалидной коляске с баскетбольным мячом в руках;
2) девочка с повязкой на левом глазу и книгой в руках;
3) мужчина на костылях с фиксацией обеих ног при помощи шинирования от
коленного сустава до стопы;
4) бабушка, использующая опоры-ходунки на колесах;
5) незрячая девушка в темных очках с белой тростью;
6) женщина со слуховым аппаратом и поднятой в жесте правой рукой
(глухонемая).

При проведении беседы куклы предъявлялись ребенку по очереди в определенном
экспериментатором порядке (порядок предъявления соответствовал
последовательности описания кукол). Необходимо отметить: в связи с тем, что
методика опробовалась впервые, последовательность была установлена
произвольно и не менялась при общении со всеми детьми. При этом в дальнейшем
стоит проанализировать различные последовательности предъявления и учесть
разные возрастные группы детей.

Цель методики: выявить уровень информированности детей о людях, имеющих
ограниченные возможности; определить уровень толерантности ребёнка по
отношению к ним.

Для выявления уровня толерантности фиксировалось следующее:
* уровень информированности ребёнка о людях с ограниченными возможностями;
* принятие/отвержение ребёнком людей с ограниченными возможностями для
совместных игр;
* учитывание/неучитывание ограничения возможностей партнёра при выборе
ребенком совместных игр.

Наконец, была проведена беседа с детьми относительно восприятия ими кукол,
отражающих людей с проблемами в развитии.

В процессе беседы было обнаружено, что ответы двух детей существенно
отличаются ответов от остальных. Только эти дети рассказывали о причинах
ограничения возможностей предъявляемых кукол и на этом основании выбирали
соответствующие игры. Более того, они предлагали методы, с помощью которых
можно помочь таким людям в обычных жизненных ситуациях. При этом оба ребёнка
проявляли позитивное отношение к ним. Выяснилось, что у девочки была
подробная беседа с воспитателем по такому же набору кукол (после того, как
она увидела его у воспитателя и спросила - что это за куклы); мальчик же
постоянно общается с бабушкой, которая во время прогулки на улице показывала
таких людей и рассказывала про них.

Эти дети были исключены из общей выборки.

Результаты и их обсуждение
На основе результатов обсуждения дети были распределены по трем уровням
информированности Как видно из Таблицы 1, в среднем, половина детей до
беседы не имела представления о людях с ограниченными возможностями. Можно
предположить, что больший процент мальчиков с низким уровнем
информированности и больший процент девочек со средним уровнем
информированности, скорее, связаны не с самой информацией, а с различиями в
восприятии девочками и мальчиками таких людей (девочки более внимательны и
более эмоциональны).

Результаты оценки уровня толерантности детей к людям с ограниченными
возможностями представлены в Таблице 2.
Из Таблицы 2 видно, почти у половины детей отмечен низкий уровень
толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Это не связано с их неприятием, так как только 2 ребенка из 20 проявляли
категоричное нежелание играть и, даже общаться с такими людьми на протяжении
всей беседы. Остальные дети этой подгруппы в выборе игр (<<как ты думаешь,
во что с ним/ней можно поиграть?>>) делали упор на свои предпочтения. А при
дальнейшем диалоге (например, 1 кукла, <<расскажи, как вы с мальчиком будете
играть в футбол?>>) или отказывались от игр вообще, или предлагали
невозможные для куклы варианты, или звучали фразы: <<Ну, я тогда не знаю".

Таблица 3. Уровень толерантного отношения к разным куклам у мальчиков и
девочек (в баллах)
Вторая половина детей распределилась между средним и высоким уровнем,
причем, у мальчиков преобладал средний уровень, а у девочек - высокий
уровень. Можно предположить, что это связано с большим уровнем общего
развития большинства девочек по сравнению с мальчиками. По ходу проведения
методики было отмечено, что разные куклы воспринимаются детьми неодинаковым
образом. По этой причине появился интерес к анализу отношения не только ко
всем куклам, но и к каждой по отдельности. Было отмечено практически
одинаковое восприятие разных кукол и у мальчиков, и у девочек. Результаты
представлены в таблице 3.

Количественный анализ показал следующее:
* дети позитивно восприняли кукол 1 (мальчик в инвалидной коляске с
баскетбольным мячом) и 2 (девочка с повязкой на одном глазу и с книгой в
руках) (большинство детей положительно реагировали на баскетбольный мяч в
руках мальчика; в основном дети ассоциировали девочку с <<пираткой>>);
* большинство детей не воспринимали куклу 5 (незрячая девочка в темных очках
с белой тростью). Особенности восприятия можно объяснить, предположительно,
наличием черных очков, так как при описании других кукол многие из детей
обращали внимание на цвет глаз и взгляд).

Выводы
1. Дети дошкольного возраста плохо информированы относительно людей с
ограниченными возможностями здоровья: 45% детей ничего об этом не слышали,
45% что-то знают. Только 10% детей информированы достаточно.
2. 44,5% мальчиков и 45,5% девочек имеют низкий уровень толерантности по
отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Двое детей из 20
категорически отказались играть с такими детьми.

Литература
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] //
Материалы проекта <<Образование, благополучие и развивающаяся экономика
России, Бразилии и Южной Африки>>. URL:
http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата
обращения: 16.03.2015)
2. Богатая О.Ф. Отношение населения города Сургута к внедрению инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями // Фундаментальные
исследования. 2012. No 9(1).
http://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-naseleniya-goroda-surguta-k-vnedreniyu-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в
различных условиях интеграции. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. О.Е.
Булановой, Э.И. Леонгард. М.: Федеральный институт развития образования,
2012.
4. Николаева Е.И. Включить все ресурсы мозга: Умственно отсталые дети - не
всегда аутсайдеры // ЭКО. 2002. N 7. С. 176-184.
5. Николаева Е.И., Федорук Е.Ю., Захарина Е.Ю., Здоровьесбережение и
здоровье формирование в условиях детского сада. СПб: ООО <<Издательство
Детство-Пресс>>, 2014.- 240с.

Авторы: Николаева Е.И., Федорук В.И., Киселева А.В.

Николаева Елена Ивановна

Ответить   Thu, 19 Nov 2015 20:57:55 +0300 (#3335850)

 

Ответы:

Всем привет!

Да уж, то ли их родители не догадываются, что инвалиды существуют, то ли
не считают нужным рассказывать об этом, то ли просто надеются оградить
своих детей от людей с ограниченными возможностями, что, впрочем, в
последнее время наблюдается очень часто. Преклоняюсь перед такими вот
бабушками и родителями, которые с малых лет учат ребёнка, что есть такие
люди, что не надо их дразнить, а, наоборот, надо помогать. Впервые я
услышала об этом от своей подруги, которая, в общем-то, если попросишь,
никогда не отказывала в помощи. А вот чтобы этому учили меня, не
помню... Может, просто память девичья! (улыбка)
Что там говорить, если наши собственные родители не всегда толерантны. Я
тут на днях показала маме социальные ролики с участием незрячих, так она
сидела и осуждала тех, кто проходит мимо слепых... Ай-ай-ай, какие у нас
люди нехорошие, а! Ну прямо редьки, а не редиски даже! И буквально через
пару часов она же мне заявляет: "Ты думаешь, слепой мужик - для тебя это
выход?" Я в ступоре... Может, я утрирую, конечно, но такое ощущение, что
слепые для неё люди, пока вся эта бодяга её не касается. И она не
понимает, что зрячие часто вот именно так, как в роликах, шарахаются от
нас. Ну а видя такое отношение, мы, к сожалению, тоже стремимся
держаться от них подальше.
Вот ещё один важный, как мне кажется, аспект: буквально сегодня мне в
очередной раз напомнили, что вот они-то были здоровыми, поэтому им и
ездить можно было всюду, и вообще... А ты раз не видишь, сиди у себя в
квартире и не вякай... Жди, когда судьба на печке найдёт! Словом, многие
родители по незнанию растят из нас инвалидов, день за днём внушая, что
ты это не можешь, это тоже не можешь, а туда вообще даже соваться не
думай! Печально...

Ответить   Fri, 20 Nov 2015 13:23:57 +0300 (#3336180)

 

Здравствуйте!
Моей двоюродной сестре, которую зовут Даяна 6 лет, я когда приехал в
Набережные Челны к ней! Она меня в очках увидела и очень испугалась.
Тетя и бабушка не еле успокоили.
Я потом пришёл к такому выводу, что сестру никогда не обучали общению с
инвалидами по зрению, а только ограждали родственники со стороны мамы
сестры.

Ответить   Mon, 23 Nov 2015 02:55:22 +0300 (#3337038)