Всем привет!
мне показались интересными доказательства о наличии мифов.
Некоторые моменты спорные, на мой взгляд.
Предлагаю прочитать и обсудить.
Мифы о коррупции
Теги статьи: психологическая наука, психодиагностика
О.В. Ванновская - автор компьютеризированной системы антикоррупционной
диагностики <<АКорД>>, ведущая тематического тренинга, автор монографии
<<Психология коррупционного поведения госслужащих>>:
Коррупция в России, по мнению многих исследователей1, приобрела системный
характер и обрела черты национального бедствия. Печальная судьба
Федерального Закона <<О борьбе с коррупцией>> доказала, что эта проблема
оказалась на данном этапе трудно разрешимой как перед лицом общества, так и
на уровне власти. Проблема коррупции все чаще освещается в средствах
массовой информации, особенно в предвыборные периоды, и используется как
средство политической борьбы. В результате происходит мифологизация
общественного сознания, базирующаяся на гремучей смеси достоверной,
недостоверной и заведомо неполной информации, формируются иррациональные
политические установки.
Рассмотрим некоторые из социально опасных мифов, которые препятствуют
пониманию природы коррупции, её причин и механизмов, создают иллюзии в
общественном сознании, и, в конечном итоге, являются серьезными
препятствиями для устранения этого социального зла.
Миф 1: Коррупция является продуктом распада советской системы и связана с
неготовностью новой элиты к управлению страной. Исторический опыт доказывает
обратное: коррупция и в советское время была распространена в условиях
постоянного дефицита товаров и услуг2. Более того, <<взяточничество - одно
из старейших преступлений, известных уголовному законодательству>>. Не
случайно вся история русского законодательства свидетельствует о том, что
установление ответственности за получение незаконного вознаграждения
(взяточничество и лихоимство) всегда находилось в зоне внимания правителей3.
Этот миф о коррупции опасен непониманием её генезиса и как следствие -
построением неэффективных стратегий антикоррупционной политики.
Миф 2: Коррупция процветает благодаря аморальности отдельных политиков или
чиновников (победа над коррупцией сводится к замене одних политиков
другими). Однако если признать печальный факт, что коррупция в России носит
системный характер, то замена отдельных ее элементов без коренного изменения
всей системы не приведет к желаемому результату. Для претворения в жизнь
эффективной антикоррупционной программы необходим ряд комплексных мер,
начиная с повышения уровня нравственной и правовой культуры гражданского
общества, и заканчивая <<переориентацией стратегии государства с интересов
элиты на интересы большинства граждан России>>4, совершенствованием
законодательства и реорганизацией системы государственной службы.
Этот миф о коррупции приводит к тому, что общественное внимание
концентрируется не на устранении причин, порождающих коррупцию, а на грязных
информационных баталиях, приводит к нежелательному повышению толерантности
общества к проблеме коррупции.
Миф 3: Коррупция в России непобедима. Нельзя отрицать, что корысть, которая
лежит в основании всех экономических преступлений, является одним из самых
трудноискоренимых пороков. Однако это не повод поддерживать выгодный
определенным кругам миф о естественности коррупции для России. В результате
ослабляется инициатива гражданского общества, культивируется пассивность и
парализуется <<политическая воля>> для победы над коррупцией. Результаты
операции <<Чистые руки>>, проведенной в 90-х годах ХХ века в Италии группой
магистров под руководством прокурора Борелли, убедительно доказывают
возможность реализации эффективной антикоррупционной программы. <<Победить
коррупцию в России означает лишить ее системного характера>>5. Борьба с
коррупцией - это борьба за контроль общества над государством.
Миф 4: Коррупцию можно победить только с помощью жестких репрессивных мер.
Ужесточение уголовного наказания не может рассматриваться как панацея:
антикоррупционные установки каждого конкретного чиновника должны опираться
не на страх потерять работу или страх перед разоблачением и последующими
санкциями, а на нормы государственной, служебной и личной морали. Установка
на коррупцию - готовность прибегать к коррупции или, напротив, готовность
противостоять ей - одна из важнейших субъективных характеристик личности,
определяющая в чью пользу будет разрешен <<конфликт интересов>> между
служебным долгом и личной выгодой. Чиновнику должно быть невыгодно совершать
экономические преступления; его функция - обеспечение выполнения закона при
минимуме возможностей для проявления своей личной воли. Это требует
разработки процедуры допуска к должности и лишения чина, принятия морального
кодекса чиновника и системы поощрений, более тщательного отбора и подготовки
кадров.
Кроме того, социологические исследования показали, что взяткодатели
прибегают к коррупции в первую очередь потому, что они не доверяют
государству и вместо следования официальным процедурам стремятся найти
<<нужного человека>> и <<отблагодарить>> его. Неопределенность законов и
норм6 приводят к тому, что чиновник становится субъектом права, то есть
имеет возможность трактовать закон по-своему. До тех пор, пока эта ситуация
не изменится, применение репрессий будет иметь характер симптоматического
лечения.
Распространение мифа о приоритете репрессивных мер в решении проблемы
коррупции приводит к дальнейшему снижению личной ответственности чиновника
за результаты своей деятельности, обезличивающей коллегиальности большинства
административных решений.
Миф 5: Коррупция - средство сохранения равновесия в экономике и создания
<<среднего класса>>. Экономические потери от коррупции только за счёт
нелегального оттока капитала из России с 1988 по 2000 год составляли около
300-350 миллиардов долларов7. К этим потерям можно прибавить последствия
<<дикой>> приватизации, потери от развала системы ГКО, от извращения
нормальных механизмов конкуренции и рыночной экономики, не говоря уже о
политических, социальных и нравственных издержках общества. Вряд ли это
является рациональным средством создания среднего класса и поддержания
равновесия в экономике.
Поддержание данного мифа выгодно только для коррумпированной элиты и
способствует укреплению коррупции как одной из сфер инвестиционной
активности.
Для изменения коррумпированного аморального климата общества важнейшую роль
может сыграть с одной стороны - политическая воля высшего руководства
государства, с другой стороны - средства массовой информации, которые должны
показывать каждый успех в противодействии коррупции, способствовать
развенчанию существующих мифов, а также оказывать сопротивление созданию
новых информационных фантомов.
Использовалась литература:
1 А.И.Долговой, Б.В. Здравомыслова, В.Н.Кудрявцева и других.
2 Важное отличие советской коррупции от нынешней в том, что при всех ее
социальных издержках в советское время она не сказывалась на принятии
решений государственной важности, в то время как нынешняя коррупция
затрагивает уже системные решения.
3 Судебник Ивана III 1497 года, Судебник Ивана Грозного 1550 года, Указ
Петра I 1714 года, Указы Елизаветы Петровны 1769 года, Указы Екатерины II
1762 и 1763 года, Указ Александра I 1802 года, Указ Александра II 1862 года,
создание различных комитетов Николаем I и Александром II для изучения причин
лихоимства и выработке мер по его искоренению и т.д.
4 Коррупция и борьба с ней. - М., Российская криминологическия ассоциация,
2000, с. 124.
5 Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. - М.: ГУВШЭ, 2000, с.24.
6 Недоведенность их до норм прямого действия
7 Диагностика российской коррупции. Социологический анализ. Фонд ИНДЕМ. -
М., 2001.