Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Психологическое кафе

За 2015-11-19

[pc] Разговор о силе собственных желаний.

Приветствую всех!

Друзья, 17 ноября исполнился год со дня открыытия нашего кафе. Как правило,
я отправляла в лист статьи других авторов.
И вот всё же предлагаю несколько мыслей от себя.
Давайте обсуудим силу собственных желаний.

Нередко замечаю, что если очень-очень сильно чего-нибудь захотеть, это
непременно сбудется. И наоборот: сомнения и неуверенность тормозят.
Некоторые знакомые говорят, что блажь всё это. Мы зависим от обстоятельств,
от стереотипов человеческих. Говорят, что инвалиду по зрению нереально
устроиться на работу, а, тем более, если он живёт в маленьком городе. Что
мы, живущие в столицах, не можем понять незрячих, живущих в маленьких
населенных пунктах.
Совершенно не согласна с таким убеждением.
Если захочешь, будешь идти к цели. Если - нет, найдешь множество
препятствующих отговорок.
Часто бывало так, если я в чем-то безумно сомневалась, всегда оказывалось,
что Оно не сбывалось, тормозилось, не получалось.
И в один прекрасный момент я поняла, что всё это не просто так. Поняла, что
все наши мечты имеют свойство сбываться, если мы того очень захотим. Всё
зависит от силы нашего желания. Не спорю, что придётся изрядно потрудиться,
поработать, повкалывать. Пересилить свои комплексы, не побояться сделать
ошибку, твёрдо идти к цели.

Приведу в пример такой случай.
Один из конфликтов на работе привёл к твердому убеждению, что больше не буду
здесь трудиться. Пишу заявление на увольнение. Директор отказывается
подписать со словами:
- Подумайте, кто вас инвалидов возьмёт? Кому вы нужны, слепые?
Именно эта фраза подстегнула к поискам нового места работы.
Захотелось доказать, и себе в первую очередь, что я не жалкий слепой
человек, а специалист, который сможет работать наравне со всеми остальными
людьми.
Реешила, где и кем хочу трудиться. Погрузилась в поиск.
Неподалеку от дома требовался детский психолог в реабилитационный центр для
работы с возрастной категорией от нуля до трёх лет. В этой области никогда
не работала. Общение с работодателем началось с телефонного разговора. В
теллефонном разговоре четко изложила собственное желание, сказала, что нет
опыта работы в данной области. Меня спросили, как я вижу эту работу, как она
должна строиться? Рассказала.
Встречу с работодателем назначили на следующий день. В разговоре ни одного
слова не сказала про слепоту. Вакансия предназначалась для инвалида.
Ограничений никаких не было указано.
Вхожу в кабинеет с белой тростью. Желание, видимо, было таким, что
заведующая между делом сказала:
- Работать нужно будет с инвалидами всех категорий, не только с незрячими...
Вы уверены, что получиться...
Ответила, что существует испыттательный срок, который и сможет показать.
На следующий же день вышла на новое место работы.
А директор прошлого учреждения не поверила, что устроилась работать без
всякого блата.

У нас очень много желаний и целей, но не каждый способен превратить свою
мечту в реальность. А всё из-за того, что мы боимся сделать ошибку, боимся
совершить то, чего никто от нас не ждёт. И сколько людей ушло из жизни, так
и не став счастливыми по этой причине. Жизнь одна и нужно перестать
страшиться неудачи.

Все наши мечтания реальны. Если мы очень пожелаем. Перестанем ждать чуда, и
сами начнём работать над своими желаниями. Составим план. Не будем лениться.
Станем верить в себя наперекор всем словам других людей. И если упадём, не
побоимся встать ещё разок и с высоко поднятой головой пойти дальше. Помните,
что отказаться от своих желаний мы всегда успеем, а воплотить их в жизнь
гораздо труднее, интереснее и увлекательнее.

Мечтать, грезить, представлять - очень увлекательное занятие. Сначала мы
упиваемся <<воздушными замками>>, затем наслаждаемся придуманной иллюзией.
Мы очень любим засыпать, чтобы видеть свои победы во сне.

Но далеко не любой может наконец откинуть все сомнения и опасения, бросить
работу, не приносящую удовольствия, позвонить и признаться наконец в любви
своему коллеге, научиться водить машину, прыгнуть с парашютом, разработать
новый проект, стать девушкой Дэна Рэдклиффа или парнем Линдсэй Лохан,
выучить английский язык и поехать в Лондон.

<<Нет средств. Легко говорить. Детский максимализм. Это невозможно>>, -слышу
я Ваши голоса. Может быть, но ведь и денег заработать, и счастливыми стать,
и выучиться чему-то новому можем только мы сами! И невозможного нет.

Сидеть дома и ждать волшебства в наше время уже не актуально. И эта
<<деятельность>> не приносит результатов. Нужно действовать, необходимо
по-настоящему захотеть. И только тогда ВСЁ, что мы хотим обязательно
сбудется. Без сомнений.

Ну что, улыбнёмся, плюнем на страх и неуверенность, и за работу? Или будем
плыть и дальше по течению?

Выбор только за Вами!
Лучше действовать, чем бояться действий и жалеть о бездействии весь век!

----С уважением, Ирина Латкина.

   2015-11-19 22:54:56 (#3335905)

[pc] Как нас воспринимают дети дошкольного возраста?

Приветствую, всех, друзья!

Предлагаю ознакомиться с интересными статистическими данными.

Проблема восприятия детьми 5-7 лет людей с ограниченными возможностями

На Всероссийском психологическом фестивале <<Куклы и маски>> (31 января - 2
февраля 2016, Санкт-Петербург) Е.И. Николаева проведёт тематический
мастер-класс <<Кукла с увечьем - не игрушка! Развитие коммуникативных
навыков у детей дошкольного возраста в условиях инклюзивного образования>>:

19.12.2014 г. появились приказы Министерства образования и науки Российской
федерации 1598 <<Об утверждении Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья>> и 1599 <<Федерального
государственного образовательного стандарта образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Безусловно, это
важные и необходимые документы, способствующие гуманизации страны и
изменению отношения к детям с проблемами в развитии [4]. Однако встает
вопрос, насколько готовы к этому явлению люди, живущие в стране? По данным
О.Ф. Богатой [2] из опрошенных жителей Сургута 74% обучающихся (из 365
человек 7 и 8 классов общеобразовательной школы), 54% студентов университета
(из 100 человек), 47% педагогов (из 100), 65% родителей (из 233) и 59%
граждан (122 человека - просто прохожих) НИКОГДА не встречались с
детьми-инвалидами. И это при том, что по статистике в нашей стране 8% детей
- инвалиды [1, 3].

Всякий, кто хоть раз побывал в любом европейском аэропорту, с удивлением
видит огромное число людей с разными особенностями развития, которые имеют
доступ ко всем возможностям цивилизации. Огромное число детей в нашей стране
находится дома, а потому люди редко встречаются с ними [5].

В процессе подготовки к реализации инклюзивного образования обучаются
учителя, но никто пока не пытался узнать, готовы ли сами дети к обучению с
<<иными>> детьми? Если так мало об <<особых>> детях знают взрослые, что
можно ожидать от детей?

Целью нашего исследования стало выяснение знания детей 5-7 лет о детях с
проблемами в развитии и уровня толерантного отношения к ним.

Материалы и методы

Исследование проводилось в ГБДОУ No123 присмотра и оздоровления Центрального
района г. Санкт-Петербурга. Была разработана и применена методика <<Опросник
толерантного отношения к детям с проблемами в развитии>>. В основе методики
лежит общение педагога с ребенком - индивидуальная беседа, позволяющая
выявить уровень знаний детей о людях с проблемами в развитии и уровень
толерантности детей в отношении к этим <<особенным>> людям.

Стимульный материал для беседы состоит из 6 кукол размером от одиннадцати до
двенадцати с половиной сантиметров. Куклы входят в набор Friends (Figures
with disabilities, 6 figures), созданный испанской компанией <<Miniland>> в
серии развивающих игрушек <<Educational>>.

Каждая из кукол - человек с определенной степенью ограничения
жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья и расстройств функций
организма:
1) мальчик в инвалидной коляске с баскетбольным мячом в руках;
2) девочка с повязкой на левом глазу и книгой в руках;
3) мужчина на костылях с фиксацией обеих ног при помощи шинирования от
коленного сустава до стопы;
4) бабушка, использующая опоры-ходунки на колесах;
5) незрячая девушка в темных очках с белой тростью;
6) женщина со слуховым аппаратом и поднятой в жесте правой рукой
(глухонемая).

При проведении беседы куклы предъявлялись ребенку по очереди в определенном
экспериментатором порядке (порядок предъявления соответствовал
последовательности описания кукол). Необходимо отметить: в связи с тем, что
методика опробовалась впервые, последовательность была установлена
произвольно и не менялась при общении со всеми детьми. При этом в дальнейшем
стоит проанализировать различные последовательности предъявления и учесть
разные возрастные группы детей.

Цель методики: выявить уровень информированности детей о людях, имеющих
ограниченные возможности; определить уровень толерантности ребёнка по
отношению к ним.

Для выявления уровня толерантности фиксировалось следующее:
* уровень информированности ребёнка о людях с ограниченными возможностями;
* принятие/отвержение ребёнком людей с ограниченными возможностями для
совместных игр;
* учитывание/неучитывание ограничения возможностей партнёра при выборе
ребенком совместных игр.

Наконец, была проведена беседа с детьми относительно восприятия ими кукол,
отражающих людей с проблемами в развитии.

В процессе беседы было обнаружено, что ответы двух детей существенно
отличаются ответов от остальных. Только эти дети рассказывали о причинах
ограничения возможностей предъявляемых кукол и на этом основании выбирали
соответствующие игры. Более того, они предлагали методы, с помощью которых
можно помочь таким людям в обычных жизненных ситуациях. При этом оба ребёнка
проявляли позитивное отношение к ним. Выяснилось, что у девочки была
подробная беседа с воспитателем по такому же набору кукол (после того, как
она увидела его у воспитателя и спросила - что это за куклы); мальчик же
постоянно общается с бабушкой, которая во время прогулки на улице показывала
таких людей и рассказывала про них.

Эти дети были исключены из общей выборки.

Результаты и их обсуждение
На основе результатов обсуждения дети были распределены по трем уровням
информированности Как видно из Таблицы 1, в среднем, половина детей до
беседы не имела представления о людях с ограниченными возможностями. Можно
предположить, что больший процент мальчиков с низким уровнем
информированности и больший процент девочек со средним уровнем
информированности, скорее, связаны не с самой информацией, а с различиями в
восприятии девочками и мальчиками таких людей (девочки более внимательны и
более эмоциональны).

Результаты оценки уровня толерантности детей к людям с ограниченными
возможностями представлены в Таблице 2.
Из Таблицы 2 видно, почти у половины детей отмечен низкий уровень
толерантности по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Это не связано с их неприятием, так как только 2 ребенка из 20 проявляли
категоричное нежелание играть и, даже общаться с такими людьми на протяжении
всей беседы. Остальные дети этой подгруппы в выборе игр (<<как ты думаешь,
во что с ним/ней можно поиграть?>>) делали упор на свои предпочтения. А при
дальнейшем диалоге (например, 1 кукла, <<расскажи, как вы с мальчиком будете
играть в футбол?>>) или отказывались от игр вообще, или предлагали
невозможные для куклы варианты, или звучали фразы: <<Ну, я тогда не знаю".

Таблица 3. Уровень толерантного отношения к разным куклам у мальчиков и
девочек (в баллах)
Вторая половина детей распределилась между средним и высоким уровнем,
причем, у мальчиков преобладал средний уровень, а у девочек - высокий
уровень. Можно предположить, что это связано с большим уровнем общего
развития большинства девочек по сравнению с мальчиками. По ходу проведения
методики было отмечено, что разные куклы воспринимаются детьми неодинаковым
образом. По этой причине появился интерес к анализу отношения не только ко
всем куклам, но и к каждой по отдельности. Было отмечено практически
одинаковое восприятие разных кукол и у мальчиков, и у девочек. Результаты
представлены в таблице 3.

Количественный анализ показал следующее:
* дети позитивно восприняли кукол 1 (мальчик в инвалидной коляске с
баскетбольным мячом) и 2 (девочка с повязкой на одном глазу и с книгой в
руках) (большинство детей положительно реагировали на баскетбольный мяч в
руках мальчика; в основном дети ассоциировали девочку с <<пираткой>>);
* большинство детей не воспринимали куклу 5 (незрячая девочка в темных очках
с белой тростью). Особенности восприятия можно объяснить, предположительно,
наличием черных очков, так как при описании других кукол многие из детей
обращали внимание на цвет глаз и взгляд).

Выводы
1. Дети дошкольного возраста плохо информированы относительно людей с
ограниченными возможностями здоровья: 45% детей ничего об этом не слышали,
45% что-то знают. Только 10% детей информированы достаточно.
2. 44,5% мальчиков и 45,5% девочек имеют низкий уровень толерантности по
отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Двое детей из 20
категорически отказались играть с такими детьми.

Литература
1. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] //
Материалы проекта <<Образование, благополучие и развивающаяся экономика
России, Бразилии и Южной Африки>>. URL:
http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата
обращения: 16.03.2015)
2. Богатая О.Ф. Отношение населения города Сургута к внедрению инклюзивного
образования детей с ограниченными возможностями // Фундаментальные
исследования. 2012. No 9(1).
http://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-naseleniya-goroda-surguta-k-vnedreniyu-inklyuzivnogo-obrazovaniya-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
3. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в
различных условиях интеграции. Сб. науч.-метод. материалов / Под ред. О.Е.
Булановой, Э.И. Леонгард. М.: Федеральный институт развития образования,
2012.
4. Николаева Е.И. Включить все ресурсы мозга: Умственно отсталые дети - не
всегда аутсайдеры // ЭКО. 2002. N 7. С. 176-184.
5. Николаева Е.И., Федорук Е.Ю., Захарина Е.Ю., Здоровьесбережение и
здоровье формирование в условиях детского сада. СПб: ООО <<Издательство
Детство-Пресс>>, 2014.- 240с.

Авторы: Николаева Е.И., Федорук В.И., Киселева А.В.

Николаева Елена Ивановна

   2015-11-19 21:01:32 (#3335850)