Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Рассеянность – какая она бывает и как с ней бороться


Добрый день!

Сегодня мы поговорим про рассеянность.

Рассеянность бывает разная, хотя проявляется примерно одинаково. Например, идёте по улице, смотрите в упор на лица встречных людей – и не замечаете идущего к вам знакомого, пока он вас не окликнет. Или, собираясь в дорогу, забываете положить в сумку совершенно очевидные вещи, вроде носовых платков, зубной щётки или блокнота (в зависимости от того, какая именно дорога предстоит). Или совсем уж грустный случай – покупает человек новую машину, ставит её в гараж, закрывает на замок и уезжает. А вернувшись, обнаруживает, что повесил замок не на петли, а на ручку двери…

У детей есть даже такое расстройство, как СДВГ – синдром дефицита внимания и гиперактивности. Заключается он, если вкратце, в том, что ребёнок постоянно переключает внимание с одного объекта на другое, постоянно что-то делает – но ничего не доделывает до конца и ни на чём долго не задерживается. Стоит ли говорить, что из таких детей получаются далеко не самые успешные взрослые…

Рассеянность можно рассматривать как противоположность концентрации внимания. И вот тут получается интересная картина: рассеянность может возникать как от недостатка концентрации, так и от её избытка (точнее, не избытка, а внутреннего фокуса).

Разберём конкретнее.

С недостатком, думаю, всё понятно. Если человеку недостаёт концентрации, ему для хоть сколько-нибудь нормальной деятельности жизненно необходимы всякие записные книжки, ежедневники, органайзеры… Правда, они тоже регулярно становятся жертвой рассеянности. Как с этим бороться? Подобрать семе систему упражнений на развитие внимания и регулярно ими заниматься. Самый простой и древний способ – игра в шахматы. Однако сегодня есть и огромное количество других средств, в частности – компьютерных программ (например, на сайте lumosity.com), которые помогают решить проблемы с вниманием.

А вот второй тип рассеянности часто называют «профессорской». Он характерен для людей у которых, в общем-то, проблем со вниманием нет. Их проблема совсем в другом: постоянно занимаясь решением сложных задач (будь это задача научного, организационного или технического плана), они настолько в неё погружаются, что перестают замечать, что происходит рядом с ними. То есть вроде как идут по улице, а мыслями – далеко-далеко, в высоких материях.

Для контроля такой рассеянности есть очень простая и крайне эффективная техника: идя по улице (сидя у врача, ожидая в очереди и так далее) проговаривать про себя всё, что видите. Описывать, оценивать, считать. Сколько ступенек в лестнице, мимо которой прошли? А в той, по которой сейчас поднялись? Какого цвета была одежда на встречной девушке? Машины каких марок стояли вдоль тротуара? Что это за дерево вдалеке? И так далее.

Есть, конечно, и другие техники. Но про них – в других статьях.

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное