Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Правда ли, что мозг работает на 10%?


«Мозг работает на 10%»: коммерческий миф и строгая правда

Наверняка сегодня любой слышал в том или ином обрамлении фразу, что, мол, мозг человека работает на 10%. Цифры бывают разные: кто-то занижает до 2%, кто-то повышает до 20%. Но суть одна и та же: мозг человека якобы прожирает ресурсы вхолостую, но если чуть поднапрячься – его можно «разогнать», повысив эффективность его функционирования в разы.

Миф появился в начале XX-го века с лёгкой руки небезызвестного Дейла Карнеги. Он взял цитату из одного из классиков психологии, звучавшую примерно как «Человек не использует значительную часть возможностей своего мозга» и переделал её, добавив цифру (цифры всегда придают фразам большую весомость, вплоть до наукообразия)  в вышеупомянутый миф.

Заметим, миф чисто коммерческий. Под лозунгом «Ваш мозг работает на 10%, а мы научим использовать его на 15%!» (варианты: на 100%, на 50% и так далее) отлично идут продажи соответствующей «развивающей» литературы, курсов, тренингов… Короче, рекламные агентства получили отличную цацку для увеличения продаж. Карнеги же был «всего лишь» первым.

Как же обстоят дела на самом деле?

Знаете, если бы мозг использовался на 10%, то очень быстро от него остались бы лишь эти самые 10%, остальное бы отмерло за ненадобностью. Дело в том, что мозг потребляет раз этак в 10 больше энергии на единицу массы, чем всё остальное тело! Вдумайтесь сами: при массе в 2% (одна пятидесятая часть!) от тянет в себя около 20% всех ресурсов, а то и до 30%! Причём он очень много потребляет даже тогда, когда мы ничего не делаем – нервная система просто не может иначе, она постоянно «опрашивает» тело на предмет его состояния, постоянно отдаёт какие-то «команды», обменивается информацией… В общем, очень уж нервная наша нервная система.

Да, некоторые области мозга регулярно отдыхают. Скажем, если мы закрываем глаза – даём отдых зрительной коре. Входя в медитацию – даём отдых лобным долям (ответственным за принятие решений). Закрываем уши – даём отдых слуховой коре. Хотя, конечно, отдых довольно условный, но всё же…

А бывает ли так, что мозг работает на все 100%?

Бывает. У эпилептиков.

При самых сильных эпилептических припадках по мозгу идут волны возбуждения, охватывающие его полностью – на те самые 100%.

Так что будьте крайне осторожны, если вам пообещают «научить использовать мозг на все 100%».

Однако обучение всё же имеет смысл. Скорочтение, быстрый набор на клавиатуре, быстрое запоминание больших объёмов информации – это всё реально. Дело просто-напросто в том, что в процессе обучения мы меняем структуру связей между нервными клетками. Если проводить аналогию с компьютером, можно сказать, что обучение – это процесс, при котором software (программное обеспечение) меняет под себя hardware («железо»). В мозге при обучении сначала используются старые, уже знакомые алгоритмы, - разумеется, на этом этапе новые способы обработки информации требуют высокой концентрации и довольно много времени. Но если практиковаться достаточно долго, то под новые алгоритмы выстраиваются нужные системы связей между нервными клетками – можно сказать, что под новую задачу формируется отдельный «процессор», и этот алгоритм начинает работать быстро и эффективно.

Таким образом, нет смысла говорить о том, что «мозг используется на 10% или 15%». Мы постоянно используем его на всю катушку – но размеры «катушки» у нас сильно отличаются. Однако самая важная возможность мозга – это менять свою микроструктуру в процессе обучения. И эта возможность – ключ к поистине безграничной памяти, отличному интеллекту, искромётной креативности, и в целом – к блестящему будущему!

Разумеется, если эту возможность использовать – то есть учиться.

Приятной практики!

Павел Григал.


В избранное