Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Эффективный Интеллект

  Все выпуски  

Память, внимание, интеллект: постоянное развитие! Почему и зачем гибнут нервные клетки


Добрый день!

В нескольких статьях в рассылке, где я затрагивал тему мозга, я неоднократно упоминал, что у нас ежедневно гибнут десятки тысяч нервных клеток, и в год мозг может терять 1% и более от общего их количества.

В этой статье я расскажу вам, почему же регулярно гибнут нервные клетки – зачем всё это было «запрограммировано» природой.

Если посмотреть на низших животных, например – на червей, то у них никакой гибели нервных клеток нет в принципе. Как имеет аскарида 162 нейрона в «молодости», насколько это слово уместно в отношении паразитического червя, так с ними же и помирает. Похожая картина и у других червей, и у многих моллюсков, даже у насекомых. Количество и расположение нервных клеток у них жёстко задано генетически, и особи с «неправильной» нервной системой чаще всего не выживают.

Однако и поведение у них – крайне примитивное. Скажем, у насекомых свет ассоциируется с теплом, а темнота – с прохладой. И на некоторых из них даже проводили такой опыт: брали ящик, в который помещали несколько насекомых, половину его затемняли, половину – ярко освещали. И затемнённую половину нагревали так, что в ней реально было спечься, в то время как в светлой царила приятная прохлада. И что вы думаете? Все «участники эксперимента» выбрали затемнённую сторону! С фатальными для себя последствиями.

Ну что ж, поскорбим немного о насекомых, принесённых на алтарь науки, и двинемся дальше.

Жёсткие ограничения в устройстве нервной системы низших животных вроде насекомых не дают им возможности обучаться и менять поведение. Уже у ящериц всё гораздо интереснее, а если взять обезьян и человека, то…

Человек рождается с огромным «избытком» нейронов. Это запрограммировано изначально: природа закладывает в наш мозг гигантский резерв, чтобы было из чего выбирать. Все клетки мозга довольно случайно образуют множество связей, но закрепляются из них только те, которые используются в процессе обучения. Итог – задействованные при обучении нейроны получают «точки опоры» - связи с другими нейронами.

А затем организм проводит жётский отбор: умерщвление нейронов, не образовавших достаточного количества связей. Как вы уже поняли, количество связей – это показатель активности нейрона. Если связей нет – значит, он не участвует в обработке информации. И нафига организму такой нахлебник? Нервные клетки и без этого «обходятся» организму в десять раз «дороже» (по кислороду и питательным веществам), чем большинство других клеток. Причём они потребляют довольно много энергии даже когда мы отдыхаем.

Так что интенсивнее всего нейроны гибнут у детей. И это нормально – именно в детском возрасте способность к обучению должна быть максимальна, а потому и мозг должен обладать самыми значительными резервами. Резервами, которые прямо в ходе обучения апробируются и сокращаются по мере возможности, чтобы снизить нагрузку на весь организм.

Иными словами, можно сказать, что избыточное количество клеток нервной системы – необходимое условие для обучения и то, что обеспечивает многообразие возможных вариантов развития человека – то есть нашу индивидуальность.

В зрелом возрасте процесс гибели клеток продолжается, но уже не так сильно. Однако, если не нагружать мозг новой информацией, то он будет оттачивать старые навыки, сокращая количество нервных клеток, необходимых для их реализации. Клеток будет становиться меньше, а связей у них с другими клетками – больше. И это, опять-таки, совершенно нормальный процесс.

У пожилого человека нейронов в мозгу существенно меньше, чем у младенца или молодого человека. Однако соображать он может намного быстрее, не говоря уж о том, что знает существенно больше. Всё это – благодаря отлично простроенной в процессе обучения архитектуре связей между нейронами.

А вот в старости, если нет обучения, то мозг человека, как и весь организм, начинает программу свёртки – то есть старения, приводящего к смерти. И чем меньше показатели востребованности у разных систем организма, то есть чем меньше физическая и интеллектуальная нагрузка, чем меньше человек двигается и общается с другими людьми – тем процесс быстрее.

Так что нет смысла паниковать по поводу того, что количество нервных клеток сокращается. И восстановить их можно, и компенсировать сокращение усложнением связей у оставшихся. Главное, что для этого  требуется – постоянно осваивать новую информацию.

Приятных вам занятий!

Павел Григал.


В избранное