Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] БИЙСКОЙ ШКОЛЕ - 75 ЛЕТ

"Школьный вестник" #6, 2006.

Леонид Перетягин

БИЙСКОЙ ШКОЛЕ - 75 ЛЕТ

Впервые я побывал в этой школе 1 сентября 1977 года, когда она из посёлка Соколово
вернулась в новое здание г. Бийска. Мой материал в журнале "Советский школьник"
(ныне <Школьный вестник>) назывался <Второе рождение школы>.

На юбилее мне побывать не удалось. Но я беседовал с бывшим завучем Еленой Васильевной
Ченцовой, учившейся в школе в 1942 - 1945 годах и проработавшей в ней после окончания
Ленинградского института имени А.И. Герцена до выхода на пенсию. Вспомнил беседы,
которые были 28 лет назад. Просмотрел альбомы истории школы...

Школа была основана в 1930 году. Первоначально она находилась вместе со школой
глухонемых по ул. Болотной г. Бийска, потом размещалась по ул. Короткой, 39.
В 1933 году при директоре Андрее Ивановиче Рекшинском материальное положение
школы улучшилось: купили корову и лошадь, наладили связь с колхозом, дети стали
получать молоко, овощи.

Позже директором стала Вера Григорьевна Черепанова, до этого она работала учителем
начальных классов, сама незрячая. В 1942 году в двух деревянных зданиях школы
разместился госпиталь, сюда стали поступать раненые, - шла Великая Отечественная
война. Воспитанники школы, немногим более 60 детей, переехали в село Соколово.
Во время переезда погибла большая часть школьной библиотеки: Детей разместили
в купеческом доме с печным отоплением. Это было большое красивое здание из белого
кирпича с большим балконом, большими окнами. На первом этаже разместили девочек,
на втором мальчиков. До сих пор стоит это здание. Имелись там и подсобные комнаты:
умывальная, кастелянская... Рядом стояло одноэтажное здание, большое, добротное,
из белого кирпича, где размещалась столовая и два класса. Была своя мастерская.
Школьники вязали платья, чулки, свитера, рейтузы, поэтому не выглядели оборванцами
и побирушками, сами одевались и меняли связанные вещи на продукты, получая таким
образом дополнительное питание - огромное подспорье для школы и детей.

В эти годы директором школы был Василий Михайлович Ильинский, эвакуированный
из Москвы. Рядом со школой стоял поповский дом с резными окнами. Мимо него ребята
проходили в столовую, которая находилась далеко: надо было пересечь большую рощу
и миновать сельскую деревянную двухэтажную среднюю школу. За нею находилось саманное
здание, в нём размещались кухня и столовая.

Зимой ходили в ботинках. Весной, когда начиналась распутица, выдавались валенки,
в них по лужам ходили в столовую. Дети не понимали, зачем в это время года валенки,
лучше бы они полежали до зимы, но заменить порванную за зиму обувь было нечем.
Ходили строем.

В 1943 - 1944 году выращивали овощи, репу, турнепс. Дети ходили лакомиться -
хотелось есть. Так жили до 1945 года. С 1944 года школа стала давать своим выпускникам
восьмилетнее образование.

Многие воспитатели закончили педагогические институты, стали учителями. Приехали
выпускники Герценовского института Георгий Стефанович и Янина Ивановна Шевцовы,
выпускник Томского музучилища Пётр Георгиевич Ченцов, в 1954 году (после Герценовского
института) - Елена Васильевна Лапина, в будущем Ченцова. Постепенно они стали
реорганизовывать школу. Директора часто менялись.

С приездом из Ставрополья бывшего работника КГБ Антона Филипповича Мукагоренко
и его супруги Валентины Владимировны многое изменилось: появился водопровод,
паровое отопление, был построен щитовой домик, где разместилась начальная школа.
Построили клуб, о котором инженер колхоза отозвался: "Это не клуб, а коровник".
А обитатели школы были рады и этому. Когда Антон Филиппович приезжал в город,
в инстанции, о чём-либо просить, он входил в приёмную, невзирая на очереди и
секретаря. Видимо, в его взгляде было что-то такое, что ему очень редко отказывали.
Таким способом он добывал всё для школы. Тогда существовали лимиты, жёсткие разнарядки
(<не моги сметь с одной статьи перенести деньги на другую статью!>)...

Валентина Владимировна увлекла ребят постановками на школьной сцене. Она была
хорошим математиком, но любила и литературу. Знания она умела преподнести в азартной
игровой форме, разжигала борьбу: чьи знания глубже? И каждому хотелось быть лучшим.
Уроки её были прекрасными.

Молодые педагоги были настроены против рутины и застоя в школе, много новизны
привнесли они в жизнь и школьный процесс обучения.

А потом директором школы стал учитель Дмитрий Павлович Kатасонов. Удивительный
человек, очень эрудированный, добрейшей души, он поддерживал все начинания молодых
педагогов. Завуч Елена Васильевна Ченцова часто ездила на курсы завучей и привозила
много интересного, передового.

В середине 70-х годов ВОС строила в Бийске новое здание для школы. Был назначен
новый директор школы Владимир Макарович Гужва. В течение года он занимался вводом
в эксплуатацию нового здания, и <соколовские> сотрудники школы практически жили
без директора, который наведывался к ним раз в месяц. Так как сотрудники были
честные, бескорыстные, упущений в их работе не было.

Все 35 лет нахождения в Соколово школа была форпостом просвещения и культурным
маяком села. Проводились демонстрации, вечера, сотни различных мероприятий. Школьники
учились друг у друга игре на баяне, ведь преподавателя музыки не было. Школьным
хором руководил школьник Алексей Семёнов. Пели в основном народные песни. После
приезда в школу Петра Георгиевича Ченцова в школе организовались кружки баянистов,
духовой, хоровой.

Во время летних каникул и производственной практики ребята работали на предприятиях
Бийска, Барнаула, Рубцовска. Придя после окончания школы на УПП, выпускники не
чувствовали себя новичками. С благодарностью они вспоминают учителей, проработавших
в школе в Соколово 25 - 30 лет и ушедших ныне на заслуженный отдых: Усольцеву
Е.П., Быкову Р.Т., Городилову М.Н., Струкову М.А., Меркульеву Е.Ф., Кузнецову
В.И., Попову З.И., Ерохину Л.П.

При переезде в Бийск школа привезла хор, отлично подготовленные коллективы духовой
музыки, баянистов. Но сo временем они стали терять в качестве, потому что местные
руководители жили мерками массовых школ: перед смотрами шла усиленная подготовка,
а систематических занятий не стало, и уровень школьной самодеятельности падал.

Второе рождение школы состоялось 1 сентября 1977 года. Я присутствовал на открытии
новой школы.

Сбылась 35-летняя мечта педагогов - школа переехала, а точнее, вернулась в город
Бийск! Трест #122 построил в Восточном районе Бийска типовое для спецшкол трёхэтажное
здание на 150 мест.

Вместе с ребятами в Бийск переехало большинство их любимых учителей: Ченцовы
Е.В. и П.Г., Шевцовы Я.И. и Г.С., Грачёв А.С., Гохберт А.С. и Е.М., Aлексеевы
А.С. и В.М., Павлова Л.Н. (библиотекарь, выпускница школы). Девятнадцатый директор,
Владимир Макарович Гужва, создал коллектив настоящих единомышленников.

В новой школе появилась возможность более глубокого обучения и всестороннего
развития детей. Были созданы и оснащены пособиями предметные кабинеты, библиотека,
спортивная площадка. Школа разместилась у соснового бора, и дети могли зимой
кататься на лыжах, а летом гулять, оздоравливаясь.

На краевом семинаре организаторов внеклассной работы (декабрь 1979) школа была
названа школой передового опыта. Она является учреждением образцового порядка.

Год от года крепнет материальная база школы. Работают 8 кабинетов медицинского
обслуживания. В 1985 году в школе было создано производственное предприятие "Луч",
где ребята шьют рукавицы. Они мастерят из дерева и других материалов поделки,
занимаются в кружке технического моделирования "Умелые руки".

По 15-ти направлениям развивает таланты учащихся Студия искусства и творчества.
Дети читают стихи, рисуют, танцуют, поют. Открыта музыкальная школа. Занятия
ведут шесть музыкальных работников с высшим образова-нием: класс баяна, фортепиано,
вокал, аккордеон. Коллективы ансамблей русской песни <Ленок> и "Русичи", хореографичес-кого
ансамбля "Фантазия>, оркестра народных инструментов, кружка выразитель-ного чтения
являются постоянными участниками, дипломантами и лауреатами городских, краевых
и международных фестивалей. На протяжении почти четверти века кукольный театр
"Светлячок" является лауреатом городских и региональных смотров кукольных театров.
Рисунки школьников демонстрировались на Всесоюзных и Международных выставках
в Москве, Швеции, Чехословакии, Венгрии, Франции, Японии, Бельгии (руководитель
- Илья Алексеевич Мотовилов).

В школе начали восхождение на спортивный Олимп чемпионы Паралимпийских игр Ольга
Чуркина, Николай Ильюченко, Елена Жданова, Иван Котляров, Татьяна Зенкина, Александр
Беккер, Владимир Капралов, Елена Сивкова: Много труда, душевных и физических
сил вложил в их успех Владимир Замятин - бывший выпускник школы, заcлуженный
тренер России.

Для выпускников после окончания школы классом становилась вся страна. Среди них
- юристы, журналисты, руководители организаций, массажисты, садоводы, библиотекари,
музыканты и простые рабочие...

В школе работают 55 педагогов. Состав преподавателей и воспитателей сильный,
опытный: с высшей категорией - 22 человека, с первой - 25. Среди них и отличники
народного просвещения, и почётные работники общего образования.

Рассматриваю альбомы истории школы. Входит директор Анатолий Макарович Гужва,
здоровается, представляется. Неудивительно, что он меня не узнал, ведь прошло
28 лет с тех пор, как мы с ним беседовали во время открытия нового здания. Беседа
и в этот раз была короткой, но интересной. Анатолий Макарович рассказал:

- Наша школа рассчитана на 150 детей, но обучается иногда до 170. Мы никому
не отказываем. В школе 15 сирот: До сих родители плохо информированы о существовании
таких школ. Недавно мы перешли на новый учебный план. Готовим кабинет охраны,
коррекции и развития зрительного восприятия, кабинет предметно-практической деятельности.
Есть компьютерный класс. В летний период все четыре сезона наши дети отдыхали
в детском лагере "Лесная сказка" при комитете соцзащиты. К сожалению, проблемы
при обучении детей некоторые родители создают сами: держат ребёнка в обычных
массовых школах до 5 - 6 класса, у детей возникают невротические и другие заболевания,
так как ребёнок с плохим зрением не усваивает учебный материал в обычных условиях,
на него начинают показывать пальцем, напоминают, что он инвалид: Когда ребёнка
в таком возрасте привозят в нашу школу, зачастую приходится помещать его в специальный
коррекционный класс (для детей с двумя дефектами). При окончании школы они получают
свидетельства нового образца, и мы их устраиваем на работу (в основном, в Бийске).
Устраиваем всех, никто не остаётся за бортом. Нажимаем на глав администраций,
чтобы выделили жильё. Всё это очень непросто, но мы решаем эти вопросы. Дети-сироты
создают здесь семьи после выпуска:

История Бийской школы продолжается. Педагогическая наука утверждает, что опыт
не является чем-то застывшим, он непрерывно обогащается, крупица за крупицей
учителя отбирают всё самое ценное, совершенствуя процесс обучения и воспитания
детей.

Выпуск листа на новом месте: 2053

Ответить   Fri, 23 Jun 2006 00:55:18 +0400 (#564519)

 

Ответы:

<Вечерний Ростов> N 121 (13940) 14 июня 2006 г.

В. Ягозинский

НЕЗРЯЧИЙ ВОЛОНТЕР <ТЕЛЕФОНА ДОВЕРИЯ> УМЕЕТ ДАРИТЬ ЛЮДЯМ НАДЕЖДУ И ВЕРУ

В стрессовых ситуациях многие из ростовчан обращаются к консультантам службы
экстренной психологической помощи <Молодежный телефон доверия>. Иногда им отвечает
незрячий человек, который на протяжении двадцати лет самостоятельно преодолевает
собственные проблемы.
ШАНТАЖИСТЫ НА ПРОВОДЕ
Голос в трубке истерически визжал вот уже двадцать минут. Как всегда в таких
случаях - жалобы, стоны, сетование на судьбу и непонимание окружающих...
Консультант А.Ю. Большанин работает в службе экстренной психологической помощи
не первый год. Накопленный опыт общения позволяет терпеливо выслушивать абонента,
изредка вставляя слова в его безостановочную тираду. Но все рекомендации для
жалобщика оказались неприемлемыми. На том конце провода на каждый совет находился
<железный> контраргумент.
Внезапно в разговоре возникла пауза, после которой позвонивший заявил: <Вы меня
не понимаете! Я поднимусь на 9-й этаж и сброшусь с крыши>.
Наступил критический момент. Алексей Большанин должен был что-то предпринять.
Но что?
В трубке послышались звуки закрываемой двери и шаги. Видимо, звонивший начал
подниматься по лестнице. Но почему тогда музыка, звучавшая на протяжении всего
разговора, не прервалась? Он что, понес магнитофон на крышу?!
- В этот момент я понял, что обратившийся в службу экстренной психологической
помощи - из категории людей, которую принято называть шантажистами. Для них
важен не совет, а возможность напугать консультанта и получить от этого удовлетворение,
- рассказал корреспонденту <Вечернего Ростова> Алексей Юрьевич Большанин.
У ИНВАЛИДОВ НЕ ОДНА ДОРОГА
Только наблюдательный человек заметит, с каким трудом передвигается Большанин.
Он идет не спеша, чтобы вовремя обнаружить препятствия и успеть избежать столкновения.
Иногда кто-то произносит слово <слепой>, и тогда ему уступают дорогу...
Для слабовидящего нет более серьезного оскорбления! Алексей понял это еще в детстве.
С тех пор всегда и во всем стремится быть на равных со сверстниками и коллегами.
После школы у выросшего в Кисловодске мальчика была одна дорога - местный медицинский
колледж N 2. Закончив его, он год работал массажистом в детском санатории <Ромашка>.
А потом решил поступать в университет.
На факультете психологии РГУ слабовидящего молодого человека предупредили: на
экзаменах поблажек не будет. А еще в приемной комиссии его попытались отговорить
от бесперспективной затеи пройти тестирование.
В первый раз Большанину не повезло: не хватило времени, чтобы успеть ответить.
Но на следующий год Алексей вновь приехал в Ростов, блестяще выдержал экзаменационные
тесты и закончил РГУ с красным дипломом.
- Первые два года думал только об учебе. На третьем курсе начал работать
звукорежиссером в областной специальной библиотеке для слепых. Мы озвучивали
книги донских писателей и записывали их на кассеты и CD-диски. За один год выпустили
более 100 книг для наших читателей (одна книга - на пяти-шести кассетах и дисках).
Одновременно студент факультета психологии РГУ пришел в службу экстренной психологической
помощи <Молодежный телефон доверия> волонтером. После 350 часов дежурств будущий
психолог заключил контракт и остался там консультантом.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ
По мнению Алексея, самые сложные звонки поступают от людей, решивших покончить
жизнь самоубийством. В таких ситуациях непросто подобрать нужные слова...
Недавно позвонила девушка. Ее бросил молодой человек, и она не нашла лучшего
способа доказать свою любовь, как свести счеты с жизнью.
- Вначале звонившая пожаловалась на своего друга. Потом сообщила, что
уже залезла в ванну и вскрыла себе вены!
Для поиска необходимых слов у консультанта не оставалось времени. Необходимо
было убедить девчонку перевязать рану, вызвать бригаду <скорой помощи>. И до
приезда врачей ни на минуту не прекращать разговор.
В тот раз Алексею Большанину удалось подобрать правильные, убедительные слова.
Помощь подоспела вовремя, и девушку буквально вытащили с того света.
Но иногда возникают ситуации, когда консультанты службы экстренной психологической
помощи <Молодежный телефон доверия> слышат в конце разговора гудки или тишину...
- У нас есть специальный термин: <эмоциональное выгорание>. Это состояние,
когда консультант после неудачи находится в шоке. В такие моменты самому требуется
экстренная психологическая помощь.
Алексей несколько раз был близок к тому, чтобы воспользоваться услугами коллег.
Однако Фортуна не отвернулась от него. Три спасенные жизни - лучшее тому подтверждение.
КОГДА СДАЮТ НЕРВЫ
Алексей Юрьевич Большанин никогда не жалуется на судьбу. Но однажды не выдержал.
Позвонивший человек не оставил ему выбора.
- Парализованный парень изо дня вдень говорил только об одном: в нашем
обществе инвалидам живется трудно! При этом сам никаких усилий не предпринимал,
чтобы чего-то добиться. На все мои доводы заявлял, что мне не понять его
проблемы, а потому легко давать советы...
Это был единственный случай когда Алексей в беседе с анонимным абонентом сообщил
о своем диагнозе. С тех пор парализованный больше не жалуется на судьбу и пытается
найти силы для выхода из кризиса.
В сложные моменты жизни консультант телефона доверия старается загрузить себя
работой и учебой. Сегодня А.Ю. Большанин получает второе высшее образование в
Международном институте экзистенциального консультирования.
Не последнюю роль в его жизни играют и увлечения. Он имеет собственную страничку
в Интернете, где для студентов-психологов размещает разные статьи, рефераты и
лекции, не потерявшие своей актуальности со времени его обучения в РГУ.
А если становится совсем туго, достает подаренную друзьями флейту. По его словам,
играть на ней так же сложно, как на скрипке. Но даже без музыкального образования
Алексей научился исполнять классические и современные мелодии.

Выпуск листа на новом месте: 2054

Ответить   Sat, 24 Jun 2006 11:47:16 +0400 (#564670)