Андрей Тихонов
Г. Архангельск
Студент III курса Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова.
Взятие Бреста
Домой я пришёл лишь к ужину. В университете было четыре утомительнейших и тоскливейших
пары, а потом ещё два часа в режиме нон-стоп немецкого языка. К тому же, ни на
одной перемене я не успел добежать ни до столовой, ни до автомата, который щедро
разливает кофе в обмен на гроши. Так что, можно представить, что особенно благодушным
настроением я не мог отличиться.
"А у меня хорошие новости",- объявила мама, когда я наконец-то дожил до момента
наполнения желудка чем-либо съестным. "Батырева, помнишь ведь её? Так вот, прислала
приглашения для участия в фестивале."
Я был настолько истощён студенческими буднями, что не выразил ярких эмоций. "Ну,
что ж... Надо готовится."
Когда нам посчастливилось во второй раз посетить Родину Фредерика Шопена, Польшу,
в 2004 году, тогда и стала нам знакома Батырева Лилия Григорьевна. Она является
зам. председателя Брестского музыкального общества. На конкурсе незрячих музыкантов
она была сопровождающим одного парня. Его репертуар совершенно не соответствовал
условиям. Однако ему дали возможность выступить не в рамках конкурса. Хотя, кстати,
благожелательное жюри-таки отметило его дипломом.
И Лилия Григорьевна и Эдуард оказались общительными людьми. Как-то легко мы с
ними сошлись. Не откладывая свои мысли в долгий ящик, Лилия Григорьевна повела
разговор о том, что хочет как-нибудь пригласить меня поучаствовать в их, брестских,
фестивалях, концертах. Координатами мы, разумеется, обменялись. Но в глубине
души я понимал, что всё это мероприятие представляется весьма сомнительным. И
вот теперь на столе лежит приглашение. Бонус ещё заключался и в том, что некоторую
часть расходов по проезду и проживанию берёт на себя принимающая сторона.
Когда я в своё время заканчивал музыкальное училище, чётко осознавал невыгодность
положения скрипача. Дело в том что сольно выступать мне не хватило бы профессионализма.
Для скрипки соло, как правило, произведения представляют собой трудность и для
больших музыкантов. Более естественно и привычнее скрипка звучит либо в оркестре,
либо в ансамбле, по крайней мере, в дуэте с роялем. А где я смогу найти концертмейстера?
Вот этот вопрос и надо было решить в первую очередь. Сначала взбрела мне в голову
мысль позвать в концертный тур своего товарища по парте. Как-то мы с ним организовались
в дуэт, который уже добился известности в определённых студенческих кругах, где
попса не котируется. Он достаточно прокаченный, по его собственному мнению, гитарист.
Правда как нам подогнать свою музыку под названия фестиваля- XVIII Международный
фестиваль классической музыки "Январские Музыкальные Вечера". Назвать наши композиции
классическими может разве что полный дилетант. Но главным препятствием стало
то, что Саньку предстояло в начале января отбыть в далёкую страну на языковую
стажировку.
"Нет",- думал я, -упускать шанс нелогично!"
Вот мозг выдал другое соображение. Честно говоря, по началу оно показалось совсем
оторванным от реальности. Однако я решил рискнуть воплотить его. Взяв со стола
блокнот с номерами телефонов, я отыскал нужный цифровой код, благодаря которому
связался с Надеждой Алексеевной.
Очередной экскурс в историю. В начале этого учебного года я подписал трудовой
договор с музыкальной школой, что, мол, я, такой сякой, до первого июня буду
числиться в сём замечательном заведении в качестве иллюстратора. Это означает,
что несколько раз в неделю я должен приходить в свою родную школу, когда-то и
мне здесь портили детство музыкой, и играть в ансамбле с учениками-пианистами.
Разумеется, у них есть свой преподаватель, который и руководит процессом. Мне
дали не много не мало 7 часов в неделю- для студиота дневного отделения достаточно.
Одним из преподавателей, к которым меня отрядили сотрудничать, оказалась Надежда
Алексеевна. Молодой педагог с прогрессивными взглядами на стиль жизни, 6 лет
назад окончившая петрозаводскую консерваторию. От коллег как-то я услышал, что
её концертмейстерские умения очень ценятся. Честно говоря, как человек она мне
сразу внушила доверие.
"Найди ноты, которые считаешь подходящими, принеси и договоримся о репетиции."
Ну знаете, такого я никак не ожидал! Чтобы не раздумывая ни мгновения, человек
согласился потратить массу времени на подготовку, а потом ещё сорваться ехать!
Моё мнение о будущем концертмейстере резко пошло на прибыль.
Теперь каждое воскресение я спешил в музыкальную школу, чтобы провести часа полтора-
два в поисках смысла в этом многообразии звуков. Кроме совместных игрищ, необходимо
заниматься и одному, самому с собой решать свои же собственные проблемки. А господин
время постоянно диктует правила: учёба, работа по вечерам. Постоянно подворачивается
возможность выступить на каких-нибудь внутри университетских безобразиях, типа,
юбилеев, днях факультета и т.д. А ответственность перед публикой всегда тревожит
музыканта, конечно, если он профессионально пытается подходить к сцене. С грехом
по полам, я выуживал свободные минутки из плотного графика и мучил скрипку.
Вот последний зимний месяц предвещает наступление незабываемой декады разгула
и праздника. В жизни студента случилась такая неприятная вещица как досрочная
сдача сессии. К тому же, мы решили, что необходимо до отъезда устроить небольшой
концерт. Очень важно, как это именуется у музыкантов, обкатать программу на публике.
Всё-таки срываемся на международный фестиваль, да ещё как ни как заграницу. Обозначили
дату, время, место. Теперь главное людей собрать. Это будут наши знакомые, приятели-
вобщем свои.
Суматоха, шум, веселье первых дней нового года разлучили меня со скрипкой. Но
даже в самые ключевые моменты празднества в моём сознании сидела мысль о предстоящей
поездке. Я даже пробовал что-то играть. Но по большей части это происходило в
кругу приятелей, в качестве развлекухи. Тем более, большую часть праздников мы
храбро отстояли вместе с напарником по студенческому ансамблю, гитаристом. Так
что помузицировать, как говорится, сам Бог велел.
Третьего числа января 2006 года нормальные взаимоотношения с инструментом вернулись.
Теперь совместные репетиции происходили каждый день. Пока получалось, что на
наш концерт-миниатюру публика придет. Я потратил несколько часов, обзванивая,
рассылая смс сообщения и имэйлы тем, кого бы хотел увидеть. Выступать перед своими
подчас даже вызывает большее нервное напряжение, нежели в незнакомом зале с новой
аудиторией. Друг всегда может сказать тебе то, чтобы ты воспринял весьма неприязненно,
прозвучи сиё в устах стороннего критика.
Однако слишком суровой критики никто из посетивших наше мероприятие не высказал.
Да, естественно, всегда остаётся что-то, над чем можно поработать и сделать совершеннее.
Концерт более походил на встречу друзей. Подобная атмосфера только поспособствовала
созданию боевого настроя на всю поездку, которую в шутку прозвал "Взятие Бреста".
Вечером нас ждала лошадь на Москву, а набивать сумку необходимыми вещами я начал
лишь днём. В принципе, едем на пять суток, поэтому полгардероба брать с собой
совершенно не стоит. Как-то я и с провиантом обошёлся не по-русские: положил
лишь пару-тройку пачек макарон быстрого приготовления и столь же быстрого отравления
пищеварительной системы, хлеба, соли, воды, консервов. Не забыл и про недействительный
паспорт. Дело в том, что летом я пересёк определённую возрастную границу, после
которой закон призывает поменять основной документ гражданина Российской федерации.
Но этот самый закон почему-то напрочь стёрся в моей памяти. Лишь не за долго
до отъезда в одной конторе мне восстановили этот файл. Брат посоветовал, если
где-нибудь задержат, заявлять без колебаний, что гражданин Великобритании. Туда
депортируют.
Вот столь привычный и любимый монотонный ритм железной дороги. Спешке и суматохи
нет места- впереди целые сутки до первопрестольной. Немного перекусив, я, предвкушая
наступление блаженства, забрался на верхнюю полку. Там замечательно! Никто не
беспокоит, что происходит особо не заметно. Ты просто включаешь погромче в наушниках
"Queen" или "Metalica" и понимаешь, что не зря родился на свет, раз бывают такие
минуты. Вскоре сознание моё полностью переместилось в страну грёз и сонных фантазий.
У меня достаточно давняя традиция- ночь накануне отъезда не спать. Нет смысла
терять время на сон, когда в поезде можно будет наверстать всё сполна.
Выйдя на перрон, мы были удивлены небывалым безлюдьем на вокзале. Объяснением
стало лишь то, что ещё продолжаются новогодние выходные- очередная попытка правительства
споить российский народ и отучить работать по совести. Нам это было наруку. Мы
без всяких сложностей передислоцировались на Белорусский вокзал, где два часа
прошли в ожидании кареты в город-герой Брест.
Всегда приятно, когда на вокзале тебя кто-нибудь провожает или встречает. К нашему
вагону подошла одна из моих знакомых по электронной почте. Кстати, впервые с
ней поговорил невиртуально. Я ей подарил CD с музыкальными происками нашего студенческого
бенда, записанными на импровизированной студии в актовом зале родного университета.
В ответ получил поздравления всё с теми же праздниками, причём, не только в словесном
выражении. Вобщем, последний этап до Бреста начинался хорошо. К тому же, нам
очень повезло, поскольку в купе никто не осмелился к нам присоединиться. Поэтому
до самого конечного пункта можно было без свидетелей обсудить планы на предстоящие
бурные дни, просто поговорить, а это ведь истинное благо, когда рядом умный человек.
"Сейчас мы подождём с полчаса оперетту из Москвы и тогда отправимся в гостиницу",-
объявила нам Лилия Григорьевна. Она в сопровождении бухгалтера музыкального общества,
не опоздав ни на секунду, перехватили нас у вагона. Практически сразу нам раскрыли
глаза на жестокую реальность- вечером в центре молодёжного творчества предоставят
сцену. После двух суток бездействия, когда мускулы постепенно переходят в состояние
атрофии?..
А вот и веселые, местами припонтованные, ребята из московской оперетты. Сразу
бросился в глаза, а может быть в уши, как вам будет угодно, столичный акцент
и фразы типа: дорогая редакция, я фигею или что сидим, кого ждём. Промёрзший
до последней гайки двигателя микроавтобус помог нам ускорить перемещения в пространстве.
Как правило, на фестивалях, конкурсах, других безобразиях подобного рода выдаются
официально разработанные и согласованные графики выступлений и других организационных
моментов. Но брестское музыкальное общество, по-видимому, решило блеснуть оригинальностью,
поэтому всё решалось по ходу развития событий. Добираясь до гостинки, выяснилось,
что нас повезут на обед. До сего вкусного события оставалось минут сорок. Однако
мне, бывавшему в канетелях и покруче, удалось привести себя в надлежащий вид
за это время, дабы, к счастью, душ был в номере. Также в апартаментах завалялись
пара коек, кресла, журнальный столик, телевизор, радио, холодильник- жить можно.
"65 лет назад здесь настоящие русские солдаты не на жизнь, а на смерть стояли
за суверенитет Советов",- думал я, жадно отправляя в рот ароматный супчик. Дело
в том, что кафе, куда нас привезли, находится в самой Брестской крепости. Рядом
бар, думаю, популярный среди местных аборигенов. Всё стилизовано под крепостной
интерьер- сумрак, низкий потолок, прохладно, правда, это, скорее, средств на
обогрев не хватает. За другими столами слышалась не русская, но со славянскими
корнями речь. На фестиваль приехало 392 участника из 10 стран.
"Как сообщила корреспонденту БЕЛТА директор фестиваля Лилия Батырева, музыкальный
форум собрал в городе над Бугом рекордное количество участников. В Брест прибыли
более 350 исполнителей и
музыкантов из 10 стран мира. В их числе Московский государственный академический
камерный хор Владимира Минина, симфонический оркестр Белорусской академии
музыки под управлением Михаила Козинца, Львовский камерный оркестр "Академия"
под руководством Мирослава Скорика, народный артист Беларуси пианист Игорь
Оловников, солисты Московского академического государственного театра оперетты,
а также молодые исполнители - лауреаты и дипломанты различных международных
конкурсов."
(http://www.naviny.by/ru/content/rubriki/0-ya_gruppa/novosti/kultura/10-01-06-03/)
Исполнители из Хорватии, Венгрии, Молдавии, Украины, Польши, Австрии, Китая,
России, разумеется. Правда, послушать нам не удалось мало кого из них. Концерты
постоянно строились так, что лишь отыграв своё мы должны были перемещаться в
другое место.
Вечером шофёр, простой белорусский мужичок, подкинул до ЦМТ. Обычно на фестивалях,
когда приезжают артисты к месту музыкального боя, то их встречают, дают помещение,
где они бы могли оставить вещи, переодеться, осознать своё положение, разыграться,
наконец. Однако, я уже говорил, брестское общество решило напрочь разрушить все
стереотипные представления. Если бы не простой белорусский мужичок мы бы просто
скромно посидели в коридоре. Он помог, вместе с зам. директора, определиться
со свободным кабинетом. Это меня порадовало. Добрые люди живут в соседней с нами
республике. Но вот, знаете, рояли настраивать придется поучиться. В нашем временном
пристанище инструмент находится в таком состоянии, что расстроенным назвать его
- громко сказано. Тут ещё как-то климатические условия в здании не благоприятствуют
тому, чтобы руки согрелись. Одним словом, концертное настроение не появлялось.
Сцена! Рояль выкатили из кустов лишь за двадцать минут до начала светопреставления.
Что?! Вы хотели попробовать акустику?! Ошиблись адреском. К счастью, я лишь успел
проверить совпадения строя скрипки и рояля. Последний оказался настроен чуть-чуть
лучше, чем в кабинете. Видно молодёжь здесь так творит, что средства, с помощью
которых она это делает, с трудом поддаются восстановлению.
Открылся концерт джазовым бэндом, где дирижёр, по словам Надежды, до крайности
меланхоличен. Стало ясно, по какой причине произведения подаются в несколько
замедленном темпе. После выступал паренёк из Молдавии. С ним и его аккомпаниатором
мы успели уже переброситься парой-тройкой фраз. Юлиан, по-моему, в совершенстве
владеет необычным инструментом най. По звуку и виду он напоминает флейту Пана.
Лёгкие блестящие пассажи покорили публику.
"...Архангельск, Россия". Проведя для уверенности в правильном строе по струнам
смычком, я завёл свою песню. Внимание заострилось на том, что акустика очень
тяжёлая: звук не в зал идёт, а остаётся на сцене и задыхается здесь же. Концертмейстера
слышно, как будто бы я в спешке забыл снять наушники. Самое обидное, не было
того внутреннего трепета, который возникает у артиста. Просто вышел и просто
играешь. По правде говоря, это непростительно по отношению к публике.
На второй день покорения брестских меломанов обстоятельства сложились более выгодно.
Во-первых, Батырева, заметьте лично, провела нас до музыкального колледжа, дабы
до него от "Весты" рукой подать. Здесь любезно предоставили кабинет с двумя роялями,
как положено в заведениях такого плана. Во-вторых, как мы только обнаружили своё
присутствие, нам сразу показали зал, где вечером состоится концерт. В то время
сцена была свободна, а такую блестящую возможность попробовать акустику, инструмент
нельзя упускать. Не спеша, в спокойном темпе прошли всю программу, которую запланировали
на вечер. В-третьих, часа 2- 3 кабинет был в полном нашем распоряжении, поэтому
все, даже самые мелкие, детали произведений были реанимированы, руки подверглись
курсу хорошей такой реабилитации. Наконец, появилась та уверенность и подобающий
артистический настрой.
До очередной поездки в Брестскую крепость для подкрепления сил пищей оставалось
немного времени. Решили посетить местный магазин с тем, чтобы прикупить что-нибудь
из съестных запасов уже в обратную дорогу. Во второй половине дня график обещал
быть весьма плотным, поэтому лучше позаботиться о провизии сейчас. Торговая лавка
ничем особенным не отличается от родной российской. Хороший выбор хлеба, большинство
названий абсолютно ничего нам не сказали; других продуктов также в достатке.
Лишь как-то тётки продавцы видно не просвещены на предмет санитарии. Оставили
в кассе мы 25 тысяч рублей! Да, да ... Один белорусский рублик равен 76 нашим.
За час до начала выступления мы уже вновь прибыли в колледж. Благодаря организаторским
способностям дядьки с вахты, нам достался кабинет. Правда, оттуда попросили какого-то
местного преподавателя. Показалось, что с такой энергией лучше быть ей на электростанции-
один генератор можно смело заменить. В течении пяти минут она рассказала краткую
биографию, разложила по полочкам все сложности существования учителя в республике
Беларусь, пожелала нам удачи, всех благ... Южный темперамент. Размявши руки,
побитые жизнью суставы, спустились вниз- приближался час расплаты за часы безделья,
когда вместо занятий на скрипке задремавшее чувство ответственности позволяло
гулять по поводу праздников и т.д. В закулисах стало ясно, что энергетический
кризис захватил наших соседей. Без куртки находится там невозможно, иначе мышцы
сводит, а кровь постепенно замерзает в венах и артериях. Обычно в предстартовый
момент там, за сценой, царит напряженная обстановка, нервы на пределе, каждый
пытается доказать, что именно он волнуется более всех. К счастью, здесь было
всё наоборот. Организаторы даже шутки воспринимали.
Нам выпала большая честь - открывать концерт. Ощущения были совершенно противоположны
вчерашним. Хотелось играть, что-то донести до зрителя. И, по-моему, публика даже
поняла сиё, свидетельством чему послужили аплодисменты и возгласы "Браво". Второе
произведение меня самого переместило в атмосферу раздумья, умиротворённого созерцания.
В один момент я даже запереживал, что настолько отключился от процесса,- не напорол
ли какой-нибудь ерунды. Однако реакция зала вновь выказала одобрение публики.
А вот и припасённый лакомый кусочек от многослойного и со сложной, подчас несуразной,
начинкой пирога под названием музыка советских композиторов XX в. Уверен, не
каждому понятно, что хотел сказать Дмитрий Борисович Кабалевский в "Импровизации".
Я нашёл в ней смысл лишь два года спустя, как впервые сыграл сию вещицу. Какая-то
часть зала, по-видимому, оценила попытку донести наше понимание непростой музыки.
Под аплодисменты, переходящие в овации, нам вручили по букету цветов. "Директор
колледжа говорил- после концерта будут вручать дипломы",- заметила Надежда, когда
мы поднимались переодеться. "Так они ведь нам очень нужны!" Дело в том что господин
время настоятельно требовал, чтобы мы спешили в гостиницу. С утра договорились
на встречу с Эдуардом, тем пареньком, который приезжал в Польшу с Лилией Григорьевной.
Пять минут хватило Надежде, дабы разобраться с получением дипломов. Она популярно
объяснила народу, что мы... Мол, поезд ждать не будет. Директор заявил, что не
может так вот просто, за сценой, отдать столь ценную вещь как диплом. "Тогда
мы вручим их на сцене. Остановим программу на пару минут",- решил он.
Пока мой надёжный и обладающий невероятной силой слова концертмейстер улаживала
эти дела, я в темпе анданте складывал инструмент, собирался отзвониться домой.
Как вдруг Надежда врывается в кабинет и обрисовывает сложившуюся ситуацию. Ну,
что ж... Ещё раз вышли на сцену. "Зато нас больше всего запомнят." Главное, дипломы
с нами.
Через час в тёплой и уютной квартире моего товарища происходило единение дружественных
стран. Жена Эдуарда, Галя, приготовила что-то в качестве закуски. Давно уже хотелось
отведать пищи домашнего приготовления! А тут ещё хороший приём, открытые люди.
Достойное и доброе завершение концертного тура.
А ещё два часа спустя, неумолимый, как время, поезд унёс пассажиров из приветливого
и аккуратного города-героя Бреста. "Я нисколько не жалею потраченных сил на поездку.
Это того стоило",- заметила Надежда. Я, разумеется, согласился.
Под стук вагонных колёс артисты отмечали успешное музыкальное взятие Бреста.
Выпуск листа на новом месте: 2018