Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-06-13

[TIFLO] Re: умная бумага

Здравмствуйте! Благодарю Ирину Николаевну за интересный материал. Но у меня
ввозник вопрос: А при каких условиях могут пользоваться нформацией,
написанной на "Умной" бумаге, незрячие. Это что, нужно компьютер с собой
носить, или мобильник, оснащённый говорящей программой?
С уважением и почтением
штоковецкий ярослав

blind_sht***@s*****.com

Выпуск листа на новом месте: 2019

   2006-06-13 17:39:58 (#560570)

[TIFLO] Взятие Бреста

Андрей Тихонов

Г. Архангельск

Студент III курса Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова.

Взятие Бреста

Домой я пришёл лишь к ужину. В университете было четыре утомительнейших и тоскливейших
пары, а потом ещё два часа в режиме нон-стоп немецкого языка. К тому же, ни на
одной перемене я не успел добежать ни до столовой, ни до автомата, который щедро
разливает кофе в обмен на гроши. Так что, можно представить, что особенно благодушным
настроением я не мог отличиться.

"А у меня хорошие новости",- объявила мама, когда я наконец-то дожил до момента
наполнения желудка чем-либо съестным. "Батырева, помнишь ведь её? Так вот, прислала
приглашения для участия в фестивале."

Я был настолько истощён студенческими буднями, что не выразил ярких эмоций. "Ну,
что ж... Надо готовится."

Когда нам посчастливилось во второй раз посетить Родину Фредерика Шопена, Польшу,
в 2004 году, тогда и стала нам знакома Батырева Лилия Григорьевна. Она является
зам. председателя Брестского музыкального общества. На конкурсе незрячих музыкантов
она была сопровождающим одного парня. Его репертуар совершенно не соответствовал
условиям. Однако ему дали возможность выступить не в рамках конкурса. Хотя, кстати,
благожелательное жюри-таки отметило его дипломом.

И Лилия Григорьевна и Эдуард оказались общительными людьми. Как-то легко мы с
ними сошлись. Не откладывая свои мысли в долгий ящик, Лилия Григорьевна повела
разговор о том, что хочет как-нибудь пригласить меня поучаствовать в их, брестских,
фестивалях, концертах. Координатами мы, разумеется, обменялись. Но в глубине
души я понимал, что всё это мероприятие представляется весьма сомнительным. И
вот теперь на столе лежит приглашение. Бонус ещё заключался и в том, что некоторую
часть расходов по проезду и проживанию берёт на себя принимающая сторона.

Когда я в своё время заканчивал музыкальное училище, чётко осознавал невыгодность
положения скрипача. Дело в том что сольно выступать мне не хватило бы профессионализма.
Для скрипки соло, как правило, произведения представляют собой трудность и для
больших музыкантов. Более естественно и привычнее скрипка звучит либо в оркестре,
либо в ансамбле, по крайней мере, в дуэте с роялем. А где я смогу найти концертмейстера?

Вот этот вопрос и надо было решить в первую очередь. Сначала взбрела мне в голову
мысль позвать в концертный тур своего товарища по парте. Как-то мы с ним организовались
в дуэт, который уже добился известности в определённых студенческих кругах, где
попса не котируется. Он достаточно прокаченный, по его собственному мнению, гитарист.
Правда как нам подогнать свою музыку под названия фестиваля- XVIII Международный
фестиваль классической музыки "Январские Музыкальные Вечера". Назвать наши композиции
классическими может разве что полный дилетант. Но главным препятствием стало
то, что Саньку предстояло в начале января отбыть в далёкую страну на языковую
стажировку.

"Нет",- думал я, -упускать шанс нелогично!"

Вот мозг выдал другое соображение. Честно говоря, по началу оно показалось совсем
оторванным от реальности. Однако я решил рискнуть воплотить его. Взяв со стола
блокнот с номерами телефонов, я отыскал нужный цифровой код, благодаря которому
связался с Надеждой Алексеевной.

Очередной экскурс в историю. В начале этого учебного года я подписал трудовой
договор с музыкальной школой, что, мол, я, такой сякой, до первого июня буду
числиться в сём замечательном заведении в качестве иллюстратора. Это означает,
что несколько раз в неделю я должен приходить в свою родную школу, когда-то и
мне здесь портили детство музыкой, и играть в ансамбле с учениками-пианистами.
Разумеется, у них есть свой преподаватель, который и руководит процессом. Мне
дали не много не мало 7 часов в неделю- для студиота дневного отделения достаточно.
Одним из преподавателей, к которым меня отрядили сотрудничать, оказалась Надежда
Алексеевна. Молодой педагог с прогрессивными взглядами на стиль жизни, 6 лет
назад окончившая петрозаводскую консерваторию. От коллег как-то я услышал, что
её концертмейстерские умения очень ценятся. Честно говоря, как человек она мне
сразу внушила доверие.

"Найди ноты, которые считаешь подходящими, принеси и договоримся о репетиции."
Ну знаете, такого я никак не ожидал! Чтобы не раздумывая ни мгновения, человек
согласился потратить массу времени на подготовку, а потом ещё сорваться ехать!
Моё мнение о будущем концертмейстере резко пошло на прибыль.

Теперь каждое воскресение я спешил в музыкальную школу, чтобы провести часа полтора-
два в поисках смысла в этом многообразии звуков. Кроме совместных игрищ, необходимо
заниматься и одному, самому с собой решать свои же собственные проблемки. А господин
время постоянно диктует правила: учёба, работа по вечерам. Постоянно подворачивается
возможность выступить на каких-нибудь внутри университетских безобразиях, типа,
юбилеев, днях факультета и т.д. А ответственность перед публикой всегда тревожит
музыканта, конечно, если он профессионально пытается подходить к сцене. С грехом
по полам, я выуживал свободные минутки из плотного графика и мучил скрипку.

Вот последний зимний месяц предвещает наступление незабываемой декады разгула
и праздника. В жизни студента случилась такая неприятная вещица как досрочная
сдача сессии. К тому же, мы решили, что необходимо до отъезда устроить небольшой
концерт. Очень важно, как это именуется у музыкантов, обкатать программу на публике.
Всё-таки срываемся на международный фестиваль, да ещё как ни как заграницу. Обозначили
дату, время, место. Теперь главное людей собрать. Это будут наши знакомые, приятели-
вобщем свои.

Суматоха, шум, веселье первых дней нового года разлучили меня со скрипкой. Но
даже в самые ключевые моменты празднества в моём сознании сидела мысль о предстоящей
поездке. Я даже пробовал что-то играть. Но по большей части это происходило в
кругу приятелей, в качестве развлекухи. Тем более, большую часть праздников мы
храбро отстояли вместе с напарником по студенческому ансамблю, гитаристом. Так
что помузицировать, как говорится, сам Бог велел.

Третьего числа января 2006 года нормальные взаимоотношения с инструментом вернулись.
Теперь совместные репетиции происходили каждый день. Пока получалось, что на
наш концерт-миниатюру публика придет. Я потратил несколько часов, обзванивая,
рассылая смс сообщения и имэйлы тем, кого бы хотел увидеть. Выступать перед своими
подчас даже вызывает большее нервное напряжение, нежели в незнакомом зале с новой
аудиторией. Друг всегда может сказать тебе то, чтобы ты воспринял весьма неприязненно,
прозвучи сиё в устах стороннего критика.

Однако слишком суровой критики никто из посетивших наше мероприятие не высказал.
Да, естественно, всегда остаётся что-то, над чем можно поработать и сделать совершеннее.
Концерт более походил на встречу друзей. Подобная атмосфера только поспособствовала
созданию боевого настроя на всю поездку, которую в шутку прозвал "Взятие Бреста".

Вечером нас ждала лошадь на Москву, а набивать сумку необходимыми вещами я начал
лишь днём. В принципе, едем на пять суток, поэтому полгардероба брать с собой
совершенно не стоит. Как-то я и с провиантом обошёлся не по-русские: положил
лишь пару-тройку пачек макарон быстрого приготовления и столь же быстрого отравления
пищеварительной системы, хлеба, соли, воды, консервов. Не забыл и про недействительный
паспорт. Дело в том, что летом я пересёк определённую возрастную границу, после
которой закон призывает поменять основной документ гражданина Российской федерации.
Но этот самый закон почему-то напрочь стёрся в моей памяти. Лишь не за долго
до отъезда в одной конторе мне восстановили этот файл. Брат посоветовал, если
где-нибудь задержат, заявлять без колебаний, что гражданин Великобритании. Туда
депортируют.

Вот столь привычный и любимый монотонный ритм железной дороги. Спешке и суматохи
нет места- впереди целые сутки до первопрестольной. Немного перекусив, я, предвкушая
наступление блаженства, забрался на верхнюю полку. Там замечательно! Никто не
беспокоит, что происходит особо не заметно. Ты просто включаешь погромче в наушниках
"Queen" или "Metalica" и понимаешь, что не зря родился на свет, раз бывают такие
минуты. Вскоре сознание моё полностью переместилось в страну грёз и сонных фантазий.
У меня достаточно давняя традиция- ночь накануне отъезда не спать. Нет смысла
терять время на сон, когда в поезде можно будет наверстать всё сполна.

Выйдя на перрон, мы были удивлены небывалым безлюдьем на вокзале. Объяснением
стало лишь то, что ещё продолжаются новогодние выходные- очередная попытка правительства
споить российский народ и отучить работать по совести. Нам это было наруку. Мы
без всяких сложностей передислоцировались на Белорусский вокзал, где два часа
прошли в ожидании кареты в город-герой Брест.

Всегда приятно, когда на вокзале тебя кто-нибудь провожает или встречает. К нашему
вагону подошла одна из моих знакомых по электронной почте. Кстати, впервые с
ней поговорил невиртуально. Я ей подарил CD с музыкальными происками нашего студенческого
бенда, записанными на импровизированной студии в актовом зале родного университета.
В ответ получил поздравления всё с теми же праздниками, причём, не только в словесном
выражении. Вобщем, последний этап до Бреста начинался хорошо. К тому же, нам
очень повезло, поскольку в купе никто не осмелился к нам присоединиться. Поэтому
до самого конечного пункта можно было без свидетелей обсудить планы на предстоящие
бурные дни, просто поговорить, а это ведь истинное благо, когда рядом умный человек.

"Сейчас мы подождём с полчаса оперетту из Москвы и тогда отправимся в гостиницу",-
объявила нам Лилия Григорьевна. Она в сопровождении бухгалтера музыкального общества,
не опоздав ни на секунду, перехватили нас у вагона. Практически сразу нам раскрыли
глаза на жестокую реальность- вечером в центре молодёжного творчества предоставят
сцену. После двух суток бездействия, когда мускулы постепенно переходят в состояние
атрофии?..

А вот и веселые, местами припонтованные, ребята из московской оперетты. Сразу
бросился в глаза, а может быть в уши, как вам будет угодно, столичный акцент
и фразы типа: дорогая редакция, я фигею или что сидим, кого ждём. Промёрзший
до последней гайки двигателя микроавтобус помог нам ускорить перемещения в пространстве.

Как правило, на фестивалях, конкурсах, других безобразиях подобного рода выдаются
официально разработанные и согласованные графики выступлений и других организационных
моментов. Но брестское музыкальное общество, по-видимому, решило блеснуть оригинальностью,
поэтому всё решалось по ходу развития событий. Добираясь до гостинки, выяснилось,
что нас повезут на обед. До сего вкусного события оставалось минут сорок. Однако
мне, бывавшему в канетелях и покруче, удалось привести себя в надлежащий вид
за это время, дабы, к счастью, душ был в номере. Также в апартаментах завалялись
пара коек, кресла, журнальный столик, телевизор, радио, холодильник- жить можно.

"65 лет назад здесь настоящие русские солдаты не на жизнь, а на смерть стояли
за суверенитет Советов",- думал я, жадно отправляя в рот ароматный супчик. Дело
в том, что кафе, куда нас привезли, находится в самой Брестской крепости. Рядом
бар, думаю, популярный среди местных аборигенов. Всё стилизовано под крепостной
интерьер- сумрак, низкий потолок, прохладно, правда, это, скорее, средств на
обогрев не хватает. За другими столами слышалась не русская, но со славянскими
корнями речь. На фестиваль приехало 392 участника из 10 стран.

"Как сообщила корреспонденту БЕЛТА директор фестиваля Лилия Батырева, музыкальный
форум собрал в городе над Бугом рекордное количество участников. В Брест прибыли
более 350 исполнителей и

музыкантов из 10 стран мира. В их числе Московский государственный академический
камерный хор Владимира Минина, симфонический оркестр Белорусской академии

музыки под управлением Михаила Козинца, Львовский камерный оркестр "Академия"
под руководством Мирослава Скорика, народный артист Беларуси пианист Игорь

Оловников, солисты Московского академического государственного театра оперетты,
а также молодые исполнители - лауреаты и дипломанты различных международных

конкурсов."

(http://www.naviny.by/ru/content/rubriki/0-ya_gruppa/novosti/kultura/10-01-06-03/)
Исполнители из Хорватии, Венгрии, Молдавии, Украины, Польши, Австрии, Китая,
России, разумеется. Правда, послушать нам не удалось мало кого из них. Концерты
постоянно строились так, что лишь отыграв своё мы должны были перемещаться в
другое место.

Вечером шофёр, простой белорусский мужичок, подкинул до ЦМТ. Обычно на фестивалях,
когда приезжают артисты к месту музыкального боя, то их встречают, дают помещение,
где они бы могли оставить вещи, переодеться, осознать своё положение, разыграться,
наконец. Однако, я уже говорил, брестское общество решило напрочь разрушить все
стереотипные представления. Если бы не простой белорусский мужичок мы бы просто
скромно посидели в коридоре. Он помог, вместе с зам. директора, определиться
со свободным кабинетом. Это меня порадовало. Добрые люди живут в соседней с нами
республике. Но вот, знаете, рояли настраивать придется поучиться. В нашем временном
пристанище инструмент находится в таком состоянии, что расстроенным назвать его
- громко сказано. Тут ещё как-то климатические условия в здании не благоприятствуют
тому, чтобы руки согрелись. Одним словом, концертное настроение не появлялось.

Сцена! Рояль выкатили из кустов лишь за двадцать минут до начала светопреставления.
Что?! Вы хотели попробовать акустику?! Ошиблись адреском. К счастью, я лишь успел
проверить совпадения строя скрипки и рояля. Последний оказался настроен чуть-чуть
лучше, чем в кабинете. Видно молодёжь здесь так творит, что средства, с помощью
которых она это делает, с трудом поддаются восстановлению.

Открылся концерт джазовым бэндом, где дирижёр, по словам Надежды, до крайности
меланхоличен. Стало ясно, по какой причине произведения подаются в несколько
замедленном темпе. После выступал паренёк из Молдавии. С ним и его аккомпаниатором
мы успели уже переброситься парой-тройкой фраз. Юлиан, по-моему, в совершенстве
владеет необычным инструментом най. По звуку и виду он напоминает флейту Пана.
Лёгкие блестящие пассажи покорили публику.

"...Архангельск, Россия". Проведя для уверенности в правильном строе по струнам
смычком, я завёл свою песню. Внимание заострилось на том, что акустика очень
тяжёлая: звук не в зал идёт, а остаётся на сцене и задыхается здесь же. Концертмейстера
слышно, как будто бы я в спешке забыл снять наушники. Самое обидное, не было
того внутреннего трепета, который возникает у артиста. Просто вышел и просто
играешь. По правде говоря, это непростительно по отношению к публике.

На второй день покорения брестских меломанов обстоятельства сложились более выгодно.
Во-первых, Батырева, заметьте лично, провела нас до музыкального колледжа, дабы
до него от "Весты" рукой подать. Здесь любезно предоставили кабинет с двумя роялями,
как положено в заведениях такого плана. Во-вторых, как мы только обнаружили своё
присутствие, нам сразу показали зал, где вечером состоится концерт. В то время
сцена была свободна, а такую блестящую возможность попробовать акустику, инструмент
нельзя упускать. Не спеша, в спокойном темпе прошли всю программу, которую запланировали
на вечер. В-третьих, часа 2- 3 кабинет был в полном нашем распоряжении, поэтому
все, даже самые мелкие, детали произведений были реанимированы, руки подверглись
курсу хорошей такой реабилитации. Наконец, появилась та уверенность и подобающий
артистический настрой.

До очередной поездки в Брестскую крепость для подкрепления сил пищей оставалось
немного времени. Решили посетить местный магазин с тем, чтобы прикупить что-нибудь
из съестных запасов уже в обратную дорогу. Во второй половине дня график обещал
быть весьма плотным, поэтому лучше позаботиться о провизии сейчас. Торговая лавка
ничем особенным не отличается от родной российской. Хороший выбор хлеба, большинство
названий абсолютно ничего нам не сказали; других продуктов также в достатке.
Лишь как-то тётки продавцы видно не просвещены на предмет санитарии. Оставили
в кассе мы 25 тысяч рублей! Да, да ... Один белорусский рублик равен 76 нашим.

За час до начала выступления мы уже вновь прибыли в колледж. Благодаря организаторским
способностям дядьки с вахты, нам достался кабинет. Правда, оттуда попросили какого-то
местного преподавателя. Показалось, что с такой энергией лучше быть ей на электростанции-
один генератор можно смело заменить. В течении пяти минут она рассказала краткую
биографию, разложила по полочкам все сложности существования учителя в республике
Беларусь, пожелала нам удачи, всех благ... Южный темперамент. Размявши руки,
побитые жизнью суставы, спустились вниз- приближался час расплаты за часы безделья,
когда вместо занятий на скрипке задремавшее чувство ответственности позволяло
гулять по поводу праздников и т.д. В закулисах стало ясно, что энергетический
кризис захватил наших соседей. Без куртки находится там невозможно, иначе мышцы
сводит, а кровь постепенно замерзает в венах и артериях. Обычно в предстартовый
момент там, за сценой, царит напряженная обстановка, нервы на пределе, каждый
пытается доказать, что именно он волнуется более всех. К счастью, здесь было
всё наоборот. Организаторы даже шутки воспринимали.

Нам выпала большая честь - открывать концерт. Ощущения были совершенно противоположны
вчерашним. Хотелось играть, что-то донести до зрителя. И, по-моему, публика даже
поняла сиё, свидетельством чему послужили аплодисменты и возгласы "Браво". Второе
произведение меня самого переместило в атмосферу раздумья, умиротворённого созерцания.
В один момент я даже запереживал, что настолько отключился от процесса,- не напорол
ли какой-нибудь ерунды. Однако реакция зала вновь выказала одобрение публики.
А вот и припасённый лакомый кусочек от многослойного и со сложной, подчас несуразной,
начинкой пирога под названием музыка советских композиторов XX в. Уверен, не
каждому понятно, что хотел сказать Дмитрий Борисович Кабалевский в "Импровизации".
Я нашёл в ней смысл лишь два года спустя, как впервые сыграл сию вещицу. Какая-то
часть зала, по-видимому, оценила попытку донести наше понимание непростой музыки.
Под аплодисменты, переходящие в овации, нам вручили по букету цветов. "Директор
колледжа говорил- после концерта будут вручать дипломы",- заметила Надежда, когда
мы поднимались переодеться. "Так они ведь нам очень нужны!" Дело в том что господин
время настоятельно требовал, чтобы мы спешили в гостиницу. С утра договорились
на встречу с Эдуардом, тем пареньком, который приезжал в Польшу с Лилией Григорьевной.
Пять минут хватило Надежде, дабы разобраться с получением дипломов. Она популярно
объяснила народу, что мы... Мол, поезд ждать не будет. Директор заявил, что не
может так вот просто, за сценой, отдать столь ценную вещь как диплом. "Тогда
мы вручим их на сцене. Остановим программу на пару минут",- решил он.

Пока мой надёжный и обладающий невероятной силой слова концертмейстер улаживала
эти дела, я в темпе анданте складывал инструмент, собирался отзвониться домой.
Как вдруг Надежда врывается в кабинет и обрисовывает сложившуюся ситуацию. Ну,
что ж... Ещё раз вышли на сцену. "Зато нас больше всего запомнят." Главное, дипломы
с нами.

Через час в тёплой и уютной квартире моего товарища происходило единение дружественных
стран. Жена Эдуарда, Галя, приготовила что-то в качестве закуски. Давно уже хотелось
отведать пищи домашнего приготовления! А тут ещё хороший приём, открытые люди.
Достойное и доброе завершение концертного тура.

А ещё два часа спустя, неумолимый, как время, поезд унёс пассажиров из приветливого
и аккуратного города-героя Бреста. "Я нисколько не жалею потраченных сил на поездку.
Это того стоило",- заметила Надежда. Я, разумеется, согласился.

Под стук вагонных колёс артисты отмечали успешное музыкальное взятие Бреста.

Выпуск листа на новом месте: 2018

   2006-06-13 16:46:36 (#560546)

[TIFLO] Съезд

Т.Н. Юрок,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры тифлопедагогики,

УО БГПУ им. М. Танка,

(г. Минск, Республика Беларусь)

Коррекионно-педагогические принципы формирования глазомера у младших школьников
с нарушениями зрения

В данной статье рассматриваются категории дидактики: коррекционно-педагогические
принципы обучения глазомеру младших школьников с нарушениями зрения, являющиеся
основой формирования сенсорного опыта, развития и коррекции познавательной деятельности,
а также - основой развития измерительно-оценочной деятельности данного контингента
учащихся.

Ключевые слова: глазомер, готовность к глазомеру, общепедагогический принцип
систематичности и последовательности, принципы коррекционно-воспитательного процесса,
культура осязания, соотносящие действия, измерительно-оценочная деятельность.

Глазомер в общепринятом понимании рассматривается как способность человека определять
расстояние на глаз, без измерительных приборов. Мы рассматриваем глазомер как
способность на глаз, без измерительных приборов, определять и сравнивать пространственные
величины: длину объектов, их площадь и удаленность друг от друга, направление
и скорость движения объектов в окружающем пространстве. Для незрячего ребенка
осязательное восприятие пространства, его свойств и качеств является основным
способом познания окружающей действительности. При оценке протяженности пространства
он пользуется своеобразным <осязательным глазомером>, дающим возможность определять
и сравнивать пространственные величины. Следует отметить, что в современной психологии
способность рассматривается как индивидуально-психологические особенности человека,
выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности. Таким
образом, способность учащегося к глазомеру характеризуется совокупностью его
индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих готовность к определению
величины протяженности на глаз, т.е. готовность к глазомеру.

Определение и реализация условий, необходимых для формирования глазомера в структуре
учебно-познавательной деятельности учащихся, подчиняется дидактическим принципам,
в ряду которых наиболее значимым для формирования глазомера является общепедагогический
принцип систематичности и последовательности. Согласно данному принципу, коррекционно-воспитательную
работу по развитию глазомера необходимо осуществлять при соблюдении следующих
правил: 1) Использование алгоритмов выполнения измерительной деятельности для
обеспечения слепым и слабовидящим младшим школьникам усвоения системы знаний,
овладения умениями и навыками глазомера. 2) Постоянный контроль за способом и
формой выражения мысли учениками в ходе решения ими практических задач по определению
величины протяженности. 3) Разделение содержания учебного материала на логически
завершенные части для овладения школьником с нарушением зрения полным объемом
знаний и умений, необходимых для реализации глазомерных действий. Актуализация
приобретенного чувственного опыта и опорных знаний детей с нарушением зрения
по завершении каждого логически законченного этапа обучения измерительным действиям.
4) Регулярное использование знаний и совершенствование умений глазомера для обеспечения
поступательности в его развитии.

5) Последовательное и терпеливое приучение детей к самостоятельной измерительно-оценочной
деятельности, постепенное усложнение её и создание возможностей для самостоятельного
решения более трудных глазомерных задач. 6) Опора на межпредметные связи (например,
использование слепыми и слабовидящими школьниками глазомера на уроках математики,
труда, изобразительного искусства и на коррекционных занятиях по пространственному
ориентированию, социально-бытовому ориентированию, развитию зрительного восприятия).

Коррекционно-воспитательная работа по формированию глазомера основывается также
на следующих принципах коррекционно-воспитательного процесса в младших классах
для детей с нарушениями зрения: формирование сенсорного опыта слепых и слабовидящих
школьников, развитие осязательной деятельности, интеллектуализация учебно-познавательной
деятельности, формирование соотносительной деятельности, усиление педагогического
руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Обучение слепого и слабовидящего младшего школьника способам и приемам деятельности,
направленной на познание характеристик пространства, в том числе величины протяженности
посредством её глазомерной оценки, определяется важнейшей функцией специального
образования - развитие и коррекция познавательной деятельности детей с дефектом
зрения, которая осуществляется на суженной сенсорной основе и требует определенного
сенсорного опыта ребенка. Способствует совершенствованию сенсорного опыта детей
систематическое и последовательное овладение учащимися общепринятыми сенсорными
предэталонами (естественными мерками), эталонами длины и общественно выработанными
способами действия, т.е. умениями оценивать протяженность непосредственно воспринимаемых
объектов и строить их копии или модели, соотнося представления о протяженности
этих объектов с определенными мерками-эталонами. Совершенствование сенсорного
опыта достигается еще и тем, что в начале овладения измерительными действиями
в качестве эталонов длины выступают реальные предметы (прутья, бруски, полоски
цветной бумаги и пр.), которые нужно сопоставлять с реальными объектами путем
внешних практических действий (прямых наложений и приложений). Затем постепенно
внешние практические действия по сравнению протяженностей интериоризируются,
замещаясь их внутренними эквивалентами - представлениями об эталонах длины -
и внутренними моделями действия с ними. В данном случае переходит в план умственной
деятельности такой способ действия, как сравнение длин. Как показали исследования
Л.А.Венгера и Н.Н.Поддьякова, в дальнейшем ребенок становится способным осуществлять
своеобразное <сенсорное предвосхищение> - в нашем случае в оценке протяженности
на глаз [1, 2]. Таким образом, в своей идеальной форме перцептивный процесс,
направленный на познание величины протяженности, сохраняет характер определенного
действия с объектами, и, будучи интериоризированным, он ориентирует и регулирует
деятельность по оценке величины протяженности на глаз.

Существенное значение для формирования глазомерной деятельности в ходе сенсорного
развития слепого и слабовидящего школьника имеет овладение действиями зрительного
и осязательного обследования протяженности. Формирование способа восприятия протяженностей
посредством осязания, сочетающегося со зрительным восприятием, а в отдельных
случаях опережающим или заключающим его, отвечает одному из принципов коррекционно-воспитательной
работы - развитие осязательного восприятия детей с нарушениями зрения. Реализация
этого принципа осуществляется в рамках сенсорного воспитания детей с дефектом
зрения, для которого немаловажное значение имеет формирование культуры осязания
величины протяженности, т.е. усвоения совокупности способов и приемов гаптического
восприятия размеров объектов.

Специально разработанная система заданий по формированию знаний и умений глазомера
позволит организовать обучение детей с нарушениями зрения глазомерным действиям
на основе целесообразной интеллектуализации данного процесса. Интеллектуализация
предполагает включение в процесс формирования глазомера речи и мышления, в том
числе пространственного мышления, произвольного внимания, памяти. Интеллектуализация
измерительных действий учащегося достигается применением словесного метода, его
сочетанием с практическим и наглядным методами. Благодаря этому обобщаются, систематизируются
представления о сенсорных эталонах, обеспечивается осознанное овладение учащимися
последовательностью в выполнении действий по оценке протяженности объектов, а
также умением регулировать свои действия при выполнении измерительной деятельности.

Бесспорным является тот факт, что содержание и методы коррекционно-воспитательной
работы по развитию глазомера предусматривают формирование умений устанавливать
соотношения между объектами познания: между представлениями об эталонах длины
и оцениваемыми протяженностями, между двумя сравниваемыми по длине объектами
и пр. Соотносящие действия, цель которых состоит, как указывает В.С.Мухина, в
приведении двух или нескольких объектов, или их частей в пространственные взаимоотношения,
регулируют процесс измерительно-оценочной деятельности и направляют его на определение
длины, выраженной в требуемых единицах измерения [3]. Следовательно, точность
глазомера будет обуславливаться уровнем сформированности у ребенка способов выполнения
соотносящих действий (в частности - по измерению и сравнению длин объектов).

Совершенно очевидно, что реализация указанных выше принципов возможна только
при усиленном педагогическом руководстве коррекционно-воспитательным процессом
по формированию измерительно-оценочной деятельности ребенка с дефектом зрения.
И.С.Моргулис особо подчеркивает значение принципа усиления педагогического руководства
учебно-познавательной деятельностью учащихся с нарушениями зрения, который реализуется
благодаря индивидуализации обучения учащихся способам познавательной деятельности,
в нашем случае - способам измерительно-оценочной деятельности [4].

Таким образом, только комплексная реализация коррекционно-педагогических принципов
в процессе формирования измерительно-оценочной деятельности учащихся с нарушениями
зрения обеспечит их готовность к глазомеру. Ориентация на групповые и индивидуальные
особенности детей в восприятии и представлении пространственных признаков при
формировании умений и навыков глазомера является одним из направлений мобилизации
резервов психического развития незрячих и слабовидящих школьников.

Литература

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
М.: Просвещение. 1969.

2. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: Издательский центр <Академия>, 1999.

4. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного
процесса в школе слепых: В 2ч. Киев: Научно-исследовательский Центр педагогики
УССР, 1991. - Ч.1.

Т.Н. Юрок. Коррекионно-педагогические принципы формирования глазомера у младших
школьников с нарушениями зрения.

В статье даются определения <глазомера>, <готовности к глазомеру>; рассматриваются
принципы коррекционно-педагогической работы по формированию глазомера у младших
школьников с нарушениями зрения, а также показана специфика реализации этих принципов
с учетом индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих учащихся (степени
тяжести зрительного дефекта, способа перцептивной деятельности, развития мелкой
моторики, усвоения знаний и овладения практическими навыками, необходимыми для
формирования глазомера).

Summary. In this article gives determinations of <measurement by eye>, <readiness
to measurement by eye>; considers principles of amendment-pedagogical work on
measurement by eye formation at younger pupils with sight infringement and shows
specification of realize this principles to settle account individual features
of blind pupils and pupils of impaired sight (the degree of visual defect, the
way of perceptional activity, the development of small motorics, digestion of
knowledge and acquiring skills necessary for measurement by eye formation).

Выпуск листа на новом месте: 2017

   2006-06-13 09:25:02 (#560367)

[TIFLO] С Днем рождения

Здравствуйте! Уважаемые участники рассылки!
Сегодня у комодератора нашей рассылки Владимира Вячеславовича Соколова День рождения!
Владимир Вячеславович хорошо знаком участникам рассылки, как один из ведущих
специалистов в области информационных технологий. Он является преподавателем
информатики в школе-интернате для слепых детей номер 1, доцент, Заведующий Учебно-производственной
лабораторией технических и программных средств обучения слепых и слабовидящих
студентов Факультета информационных технологий Московского городского психолого-педагогического
университета.
Владимир Вячеславович! Поздравляю Вас с Днем рождения! Желаю Любви, здоровья,
благодарных и целеустремленных учеников и студентов, побольше единомышленников
и помощников!
С уважением
Зарубина Ирина

Выпуск листа на новом месте: 2016

   2006-06-13 09:21:43 (#560366)

[TIFLO] А желаю немногого я - чтоб ко мне приходили друзья!

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Многим из вас, особенно тем, кто увлекается или просто интересуется поэзией и
авторской песней знакомо имя Виктора Кривенко. Он родился 7 июня 1961 года в
г. Нальчике, в 1980 году окончил Кисловодскую школу для слепых детей, затем какое-то
время учился в Курском музыкальном училище, но так его и не закончил - вернулся
в свой родной город... В общем обычная биография. Были взлёты и падения, удачи
и неудачи... Но ещё в школе он написал свои первые стихи и первый раз взял в
руки гитару, и это стало смыслом всей его недолгой но ярко прожитой жизни. Он
жил среди нас и был одним из нас. Мы встречались с ним, общались, смеялись, ругались,
выпивали, слушали его стихи и песни, и вдруг... С удивлением обнаружили, что
его нет с нами. Это нелепо, непонятно, невозможно - но это неоспоримый факт.
По инициативе группы членов ВОС и, в первую очередь, сотрудницы Кабардино-Балкарской
республиканской библиотеки для слепых Ирины Мафедзовой, мы, его друзья выпускники
Кисловодской школы и родные, единомышленники и просто неравнодушные к его таланту
- собрались в субботу 10 июня в помещении библиотеки в г. Нальчике на вечер памяти
Виктора, чтобы почитать его стихи, попеть его песни, и те известные авторские
песни, которые нравились ему и мы все также любим. Из Ростова приехала Татьяна
Рубанская, Которая вместе с Виктором задумала и стала основным организатором
пяти ежегодных фестивалей авторской песни,в Ростове-на-Дону, в которых принимали
участие незрячие авторы и исполнители. Татьяна призналась, что никогда не пела
Витиных песен, и тем приятнее было слушать в её замечательном исполнении песню
"На том берегу", в которую Таня добавила частицу своего обояния, и песня зазвучала
по-новому:
"...А желаю немногого я - чтоб ко мне приходили друзья!
Чтобы я приходил к ним, и жали друг другу мы руки.
Чтобы жизнь была честной, людской, полноводной бурливой рекой
Не стремясь к ядовитому берегу зла и разлуки..."
Витя оказался человеком основательным, и не смотря на свой, скажем так, не
соответствующий возраст, оставил завещание, но не в виде миллионов , драгоценностей
или недвижимости, а в своём творчестве: стихах и песнях, которые, теперь мы это
знаем наверняка, будут обязательно востребованы. А в своей песне "Завещание",
которая была написана задолго до рокового события он свою волю выразил так

"Когда душа моя изыйдет
Из одряхлевшего меня -
Вы на погост меня свезите
И помяните схороня.

Не надо, ради бога, плакать,
а лучше спойте что-нибудь,
Чтоб песня свечечным огарком
Последний мой согрела путь,

Чтобы душа взяла с собою
На тот, неведомый нам свет
Всё лучшее и дорогое
Неоскудевшее от бед..."

Витя к тому же оказался скромным человеком, Он объявил себя поэтом в день рождения
Пушкина, тем самым поздравив с днём рождения себя самого, который следует за
днём рождения великого поэта.
Таким образом был задан тон всего вечера. Звучали стихи и песни в индивидуальном
и общем исполнении в гармоничном сочетании с Витиными записями. В его творчестве
отражены и времена года и воспоминания о Кисловодской школе, и любовь к своему
горному краю - Кабардино-Балкарии:

"Баксан - это слово знакомо
бывавшим хоть раз в этом крае.
Стремительно, гулко, наклонно
Несётся он, пеной играя.

И горы его обступили,
и снег на вершинах не тает.
У гор есть волшебная сила -
Всегда человека к ним тянет.

Ну как тут забудешь всё это -
Нейтринку, Чегет и Азау,
Потом обматать все полсвета
И снова вернуться к Баксану.

Там ждёт тебя кто-то в Терсколе,
Там всё есть, но только не скука,
Там горы - родные до боли -
Такаявот, веришь ли, штука!

Приедешь, не верится даже
Глазам, поглупевшим от счастья.
Но это ведь всё не миражи,
А горы кричат тебе: "Здравствуй!"

И хочется дальше, всё дальше,
и выше - до самого неба,
Туда, где мечтания наши,
Где царство слепящего снега".

Во время вечера сам Витя приподнёс сюрприз лично мне. В одной из своих песен
он обыграл один сюжет из школьной жизни, который был связан именно со мной, то
ли ещё придётся обнаружить, когда мы будем систематизировать его творчество и
готовить издание его стихов. А это было единодушное пожелание всех участников
нашей встречи. Корреспондент "Радио России" по Кабардино-Балкарии Татьяна Ульянова,
которая присутствовала на нашей встрече, обещала в этом оказать всяческое содействие.
Два часа вечера пролетели незаметно. По окончании все участники, даже ранее
незнакомые, стали друг другу просто родными. Виктор Кривенко и его творчество
объединили нас, в этот день мы стали чуточку добрее, одухотворённее, получили
огромный положительный эмоциональный заряд. Про Витю смело можно сказать, что
он прожил на земле не зря, и свою миссию он выполнил сполна. Мы не плакали, как
он и велел, но то тёплое чувство, которое было вложено в нас его стараниями останется
надолго, и я уверен, что оно поможет каждому из нас преодолевать те сложности
и несправедливости, которые нас ещё ожидают впереди.
С уважением Павел Рябов
Нальчик - Кисловодск.

Выпуск листа на новом месте: 2015

   2006-06-13 01:06:50 (#560287)