Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Съезд

Т.Н. Юрок,

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры тифлопедагогики,

УО БГПУ им. М. Танка,

(г. Минск, Республика Беларусь)

Коррекионно-педагогические принципы формирования глазомера у младших школьников
с нарушениями зрения

В данной статье рассматриваются категории дидактики: коррекционно-педагогические
принципы обучения глазомеру младших школьников с нарушениями зрения, являющиеся
основой формирования сенсорного опыта, развития и коррекции познавательной деятельности,
а также - основой развития измерительно-оценочной деятельности данного контингента
учащихся.

Ключевые слова: глазомер, готовность к глазомеру, общепедагогический принцип
систематичности и последовательности, принципы коррекционно-воспитательного процесса,
культура осязания, соотносящие действия, измерительно-оценочная деятельность.

Глазомер в общепринятом понимании рассматривается как способность человека определять
расстояние на глаз, без измерительных приборов. Мы рассматриваем глазомер как
способность на глаз, без измерительных приборов, определять и сравнивать пространственные
величины: длину объектов, их площадь и удаленность друг от друга, направление
и скорость движения объектов в окружающем пространстве. Для незрячего ребенка
осязательное восприятие пространства, его свойств и качеств является основным
способом познания окружающей действительности. При оценке протяженности пространства
он пользуется своеобразным <осязательным глазомером>, дающим возможность определять
и сравнивать пространственные величины. Следует отметить, что в современной психологии
способность рассматривается как индивидуально-психологические особенности человека,
выражающие его готовность к овладению определенными видами деятельности. Таким
образом, способность учащегося к глазомеру характеризуется совокупностью его
индивидуально-психологических особенностей, обеспечивающих готовность к определению
величины протяженности на глаз, т.е. готовность к глазомеру.

Определение и реализация условий, необходимых для формирования глазомера в структуре
учебно-познавательной деятельности учащихся, подчиняется дидактическим принципам,
в ряду которых наиболее значимым для формирования глазомера является общепедагогический
принцип систематичности и последовательности. Согласно данному принципу, коррекционно-воспитательную
работу по развитию глазомера необходимо осуществлять при соблюдении следующих
правил: 1) Использование алгоритмов выполнения измерительной деятельности для
обеспечения слепым и слабовидящим младшим школьникам усвоения системы знаний,
овладения умениями и навыками глазомера. 2) Постоянный контроль за способом и
формой выражения мысли учениками в ходе решения ими практических задач по определению
величины протяженности. 3) Разделение содержания учебного материала на логически
завершенные части для овладения школьником с нарушением зрения полным объемом
знаний и умений, необходимых для реализации глазомерных действий. Актуализация
приобретенного чувственного опыта и опорных знаний детей с нарушением зрения
по завершении каждого логически законченного этапа обучения измерительным действиям.
4) Регулярное использование знаний и совершенствование умений глазомера для обеспечения
поступательности в его развитии.

5) Последовательное и терпеливое приучение детей к самостоятельной измерительно-оценочной
деятельности, постепенное усложнение её и создание возможностей для самостоятельного
решения более трудных глазомерных задач. 6) Опора на межпредметные связи (например,
использование слепыми и слабовидящими школьниками глазомера на уроках математики,
труда, изобразительного искусства и на коррекционных занятиях по пространственному
ориентированию, социально-бытовому ориентированию, развитию зрительного восприятия).

Коррекционно-воспитательная работа по формированию глазомера основывается также
на следующих принципах коррекционно-воспитательного процесса в младших классах
для детей с нарушениями зрения: формирование сенсорного опыта слепых и слабовидящих
школьников, развитие осязательной деятельности, интеллектуализация учебно-познавательной
деятельности, формирование соотносительной деятельности, усиление педагогического
руководства учебно-познавательной деятельностью учащихся.

Обучение слепого и слабовидящего младшего школьника способам и приемам деятельности,
направленной на познание характеристик пространства, в том числе величины протяженности
посредством её глазомерной оценки, определяется важнейшей функцией специального
образования - развитие и коррекция познавательной деятельности детей с дефектом
зрения, которая осуществляется на суженной сенсорной основе и требует определенного
сенсорного опыта ребенка. Способствует совершенствованию сенсорного опыта детей
систематическое и последовательное овладение учащимися общепринятыми сенсорными
предэталонами (естественными мерками), эталонами длины и общественно выработанными
способами действия, т.е. умениями оценивать протяженность непосредственно воспринимаемых
объектов и строить их копии или модели, соотнося представления о протяженности
этих объектов с определенными мерками-эталонами. Совершенствование сенсорного
опыта достигается еще и тем, что в начале овладения измерительными действиями
в качестве эталонов длины выступают реальные предметы (прутья, бруски, полоски
цветной бумаги и пр.), которые нужно сопоставлять с реальными объектами путем
внешних практических действий (прямых наложений и приложений). Затем постепенно
внешние практические действия по сравнению протяженностей интериоризируются,
замещаясь их внутренними эквивалентами - представлениями об эталонах длины -
и внутренними моделями действия с ними. В данном случае переходит в план умственной
деятельности такой способ действия, как сравнение длин. Как показали исследования
Л.А.Венгера и Н.Н.Поддьякова, в дальнейшем ребенок становится способным осуществлять
своеобразное <сенсорное предвосхищение> - в нашем случае в оценке протяженности
на глаз [1, 2]. Таким образом, в своей идеальной форме перцептивный процесс,
направленный на познание величины протяженности, сохраняет характер определенного
действия с объектами, и, будучи интериоризированным, он ориентирует и регулирует
деятельность по оценке величины протяженности на глаз.

Существенное значение для формирования глазомерной деятельности в ходе сенсорного
развития слепого и слабовидящего школьника имеет овладение действиями зрительного
и осязательного обследования протяженности. Формирование способа восприятия протяженностей
посредством осязания, сочетающегося со зрительным восприятием, а в отдельных
случаях опережающим или заключающим его, отвечает одному из принципов коррекционно-воспитательной
работы - развитие осязательного восприятия детей с нарушениями зрения. Реализация
этого принципа осуществляется в рамках сенсорного воспитания детей с дефектом
зрения, для которого немаловажное значение имеет формирование культуры осязания
величины протяженности, т.е. усвоения совокупности способов и приемов гаптического
восприятия размеров объектов.

Специально разработанная система заданий по формированию знаний и умений глазомера
позволит организовать обучение детей с нарушениями зрения глазомерным действиям
на основе целесообразной интеллектуализации данного процесса. Интеллектуализация
предполагает включение в процесс формирования глазомера речи и мышления, в том
числе пространственного мышления, произвольного внимания, памяти. Интеллектуализация
измерительных действий учащегося достигается применением словесного метода, его
сочетанием с практическим и наглядным методами. Благодаря этому обобщаются, систематизируются
представления о сенсорных эталонах, обеспечивается осознанное овладение учащимися
последовательностью в выполнении действий по оценке протяженности объектов, а
также умением регулировать свои действия при выполнении измерительной деятельности.

Бесспорным является тот факт, что содержание и методы коррекционно-воспитательной
работы по развитию глазомера предусматривают формирование умений устанавливать
соотношения между объектами познания: между представлениями об эталонах длины
и оцениваемыми протяженностями, между двумя сравниваемыми по длине объектами
и пр. Соотносящие действия, цель которых состоит, как указывает В.С.Мухина, в
приведении двух или нескольких объектов, или их частей в пространственные взаимоотношения,
регулируют процесс измерительно-оценочной деятельности и направляют его на определение
длины, выраженной в требуемых единицах измерения [3]. Следовательно, точность
глазомера будет обуславливаться уровнем сформированности у ребенка способов выполнения
соотносящих действий (в частности - по измерению и сравнению длин объектов).

Совершенно очевидно, что реализация указанных выше принципов возможна только
при усиленном педагогическом руководстве коррекционно-воспитательным процессом
по формированию измерительно-оценочной деятельности ребенка с дефектом зрения.
И.С.Моргулис особо подчеркивает значение принципа усиления педагогического руководства
учебно-познавательной деятельностью учащихся с нарушениями зрения, который реализуется
благодаря индивидуализации обучения учащихся способам познавательной деятельности,
в нашем случае - способам измерительно-оценочной деятельности [4].

Таким образом, только комплексная реализация коррекционно-педагогических принципов
в процессе формирования измерительно-оценочной деятельности учащихся с нарушениями
зрения обеспечит их готовность к глазомеру. Ориентация на групповые и индивидуальные
особенности детей в восприятии и представлении пространственных признаков при
формировании умений и навыков глазомера является одним из направлений мобилизации
резервов психического развития незрячих и слабовидящих школьников.

Литература

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст).
М.: Просвещение. 1969.

2. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. М.: Педагогика, 1977.

3. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития,
детство, отрочество. М.: Издательский центр <Академия>, 1999.

4. Моргулис И.С. Организация коррекционно-воспитательного
процесса в школе слепых: В 2ч. Киев: Научно-исследовательский Центр педагогики
УССР, 1991. - Ч.1.

Т.Н. Юрок. Коррекионно-педагогические принципы формирования глазомера у младших
школьников с нарушениями зрения.

В статье даются определения <глазомера>, <готовности к глазомеру>; рассматриваются
принципы коррекционно-педагогической работы по формированию глазомера у младших
школьников с нарушениями зрения, а также показана специфика реализации этих принципов
с учетом индивидуальных особенностей слепых и слабовидящих учащихся (степени
тяжести зрительного дефекта, способа перцептивной деятельности, развития мелкой
моторики, усвоения знаний и овладения практическими навыками, необходимыми для
формирования глазомера).

Summary. In this article gives determinations of <measurement by eye>, <readiness
to measurement by eye>; considers principles of amendment-pedagogical work on
measurement by eye formation at younger pupils with sight infringement and shows
specification of realize this principles to settle account individual features
of blind pupils and pupils of impaired sight (the degree of visual defect, the
way of perceptional activity, the development of small motorics, digestion of
knowledge and acquiring skills necessary for measurement by eye formation).

Выпуск листа на новом месте: 2017

Ответить   Tue, 13 Jun 2006 09:57:28 +0400 (#560367)