Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-06-23

[TIFLO] БИЙСКОЙ ШКОЛЕ - 75 ЛЕТ

"Школьный вестник" #6, 2006.

Леонид Перетягин

БИЙСКОЙ ШКОЛЕ - 75 ЛЕТ

Впервые я побывал в этой школе 1 сентября 1977 года, когда она из посёлка Соколово
вернулась в новое здание г. Бийска. Мой материал в журнале "Советский школьник"
(ныне <Школьный вестник>) назывался <Второе рождение школы>.

На юбилее мне побывать не удалось. Но я беседовал с бывшим завучем Еленой Васильевной
Ченцовой, учившейся в школе в 1942 - 1945 годах и проработавшей в ней после окончания
Ленинградского института имени А.И. Герцена до выхода на пенсию. Вспомнил беседы,
которые были 28 лет назад. Просмотрел альбомы истории школы...

Школа была основана в 1930 году. Первоначально она находилась вместе со школой
глухонемых по ул. Болотной г. Бийска, потом размещалась по ул. Короткой, 39.
В 1933 году при директоре Андрее Ивановиче Рекшинском материальное положение
школы улучшилось: купили корову и лошадь, наладили связь с колхозом, дети стали
получать молоко, овощи.

Позже директором стала Вера Григорьевна Черепанова, до этого она работала учителем
начальных классов, сама незрячая. В 1942 году в двух деревянных зданиях школы
разместился госпиталь, сюда стали поступать раненые, - шла Великая Отечественная
война. Воспитанники школы, немногим более 60 детей, переехали в село Соколово.
Во время переезда погибла большая часть школьной библиотеки: Детей разместили
в купеческом доме с печным отоплением. Это было большое красивое здание из белого
кирпича с большим балконом, большими окнами. На первом этаже разместили девочек,
на втором мальчиков. До сих пор стоит это здание. Имелись там и подсобные комнаты:
умывальная, кастелянская... Рядом стояло одноэтажное здание, большое, добротное,
из белого кирпича, где размещалась столовая и два класса. Была своя мастерская.
Школьники вязали платья, чулки, свитера, рейтузы, поэтому не выглядели оборванцами
и побирушками, сами одевались и меняли связанные вещи на продукты, получая таким
образом дополнительное питание - огромное подспорье для школы и детей.

В эти годы директором школы был Василий Михайлович Ильинский, эвакуированный
из Москвы. Рядом со школой стоял поповский дом с резными окнами. Мимо него ребята
проходили в столовую, которая находилась далеко: надо было пересечь большую рощу
и миновать сельскую деревянную двухэтажную среднюю школу. За нею находилось саманное
здание, в нём размещались кухня и столовая.

Зимой ходили в ботинках. Весной, когда начиналась распутица, выдавались валенки,
в них по лужам ходили в столовую. Дети не понимали, зачем в это время года валенки,
лучше бы они полежали до зимы, но заменить порванную за зиму обувь было нечем.
Ходили строем.

В 1943 - 1944 году выращивали овощи, репу, турнепс. Дети ходили лакомиться -
хотелось есть. Так жили до 1945 года. С 1944 года школа стала давать своим выпускникам
восьмилетнее образование.

Многие воспитатели закончили педагогические институты, стали учителями. Приехали
выпускники Герценовского института Георгий Стефанович и Янина Ивановна Шевцовы,
выпускник Томского музучилища Пётр Георгиевич Ченцов, в 1954 году (после Герценовского
института) - Елена Васильевна Лапина, в будущем Ченцова. Постепенно они стали
реорганизовывать школу. Директора часто менялись.

С приездом из Ставрополья бывшего работника КГБ Антона Филипповича Мукагоренко
и его супруги Валентины Владимировны многое изменилось: появился водопровод,
паровое отопление, был построен щитовой домик, где разместилась начальная школа.
Построили клуб, о котором инженер колхоза отозвался: "Это не клуб, а коровник".
А обитатели школы были рады и этому. Когда Антон Филиппович приезжал в город,
в инстанции, о чём-либо просить, он входил в приёмную, невзирая на очереди и
секретаря. Видимо, в его взгляде было что-то такое, что ему очень редко отказывали.
Таким способом он добывал всё для школы. Тогда существовали лимиты, жёсткие разнарядки
(<не моги сметь с одной статьи перенести деньги на другую статью!>)...

Валентина Владимировна увлекла ребят постановками на школьной сцене. Она была
хорошим математиком, но любила и литературу. Знания она умела преподнести в азартной
игровой форме, разжигала борьбу: чьи знания глубже? И каждому хотелось быть лучшим.
Уроки её были прекрасными.

Молодые педагоги были настроены против рутины и застоя в школе, много новизны
привнесли они в жизнь и школьный процесс обучения.

А потом директором школы стал учитель Дмитрий Павлович Kатасонов. Удивительный
человек, очень эрудированный, добрейшей души, он поддерживал все начинания молодых
педагогов. Завуч Елена Васильевна Ченцова часто ездила на курсы завучей и привозила
много интересного, передового.

В середине 70-х годов ВОС строила в Бийске новое здание для школы. Был назначен
новый директор школы Владимир Макарович Гужва. В течение года он занимался вводом
в эксплуатацию нового здания, и <соколовские> сотрудники школы практически жили
без директора, который наведывался к ним раз в месяц. Так как сотрудники были
честные, бескорыстные, упущений в их работе не было.

Все 35 лет нахождения в Соколово школа была форпостом просвещения и культурным
маяком села. Проводились демонстрации, вечера, сотни различных мероприятий. Школьники
учились друг у друга игре на баяне, ведь преподавателя музыки не было. Школьным
хором руководил школьник Алексей Семёнов. Пели в основном народные песни. После
приезда в школу Петра Георгиевича Ченцова в школе организовались кружки баянистов,
духовой, хоровой.

Во время летних каникул и производственной практики ребята работали на предприятиях
Бийска, Барнаула, Рубцовска. Придя после окончания школы на УПП, выпускники не
чувствовали себя новичками. С благодарностью они вспоминают учителей, проработавших
в школе в Соколово 25 - 30 лет и ушедших ныне на заслуженный отдых: Усольцеву
Е.П., Быкову Р.Т., Городилову М.Н., Струкову М.А., Меркульеву Е.Ф., Кузнецову
В.И., Попову З.И., Ерохину Л.П.

При переезде в Бийск школа привезла хор, отлично подготовленные коллективы духовой
музыки, баянистов. Но сo временем они стали терять в качестве, потому что местные
руководители жили мерками массовых школ: перед смотрами шла усиленная подготовка,
а систематических занятий не стало, и уровень школьной самодеятельности падал.

Второе рождение школы состоялось 1 сентября 1977 года. Я присутствовал на открытии
новой школы.

Сбылась 35-летняя мечта педагогов - школа переехала, а точнее, вернулась в город
Бийск! Трест #122 построил в Восточном районе Бийска типовое для спецшкол трёхэтажное
здание на 150 мест.

Вместе с ребятами в Бийск переехало большинство их любимых учителей: Ченцовы
Е.В. и П.Г., Шевцовы Я.И. и Г.С., Грачёв А.С., Гохберт А.С. и Е.М., Aлексеевы
А.С. и В.М., Павлова Л.Н. (библиотекарь, выпускница школы). Девятнадцатый директор,
Владимир Макарович Гужва, создал коллектив настоящих единомышленников.

В новой школе появилась возможность более глубокого обучения и всестороннего
развития детей. Были созданы и оснащены пособиями предметные кабинеты, библиотека,
спортивная площадка. Школа разместилась у соснового бора, и дети могли зимой
кататься на лыжах, а летом гулять, оздоравливаясь.

На краевом семинаре организаторов внеклассной работы (декабрь 1979) школа была
названа школой передового опыта. Она является учреждением образцового порядка.

Год от года крепнет материальная база школы. Работают 8 кабинетов медицинского
обслуживания. В 1985 году в школе было создано производственное предприятие "Луч",
где ребята шьют рукавицы. Они мастерят из дерева и других материалов поделки,
занимаются в кружке технического моделирования "Умелые руки".

По 15-ти направлениям развивает таланты учащихся Студия искусства и творчества.
Дети читают стихи, рисуют, танцуют, поют. Открыта музыкальная школа. Занятия
ведут шесть музыкальных работников с высшим образова-нием: класс баяна, фортепиано,
вокал, аккордеон. Коллективы ансамблей русской песни <Ленок> и "Русичи", хореографичес-кого
ансамбля "Фантазия>, оркестра народных инструментов, кружка выразитель-ного чтения
являются постоянными участниками, дипломантами и лауреатами городских, краевых
и международных фестивалей. На протяжении почти четверти века кукольный театр
"Светлячок" является лауреатом городских и региональных смотров кукольных театров.
Рисунки школьников демонстрировались на Всесоюзных и Международных выставках
в Москве, Швеции, Чехословакии, Венгрии, Франции, Японии, Бельгии (руководитель
- Илья Алексеевич Мотовилов).

В школе начали восхождение на спортивный Олимп чемпионы Паралимпийских игр Ольга
Чуркина, Николай Ильюченко, Елена Жданова, Иван Котляров, Татьяна Зенкина, Александр
Беккер, Владимир Капралов, Елена Сивкова: Много труда, душевных и физических
сил вложил в их успех Владимир Замятин - бывший выпускник школы, заcлуженный
тренер России.

Для выпускников после окончания школы классом становилась вся страна. Среди них
- юристы, журналисты, руководители организаций, массажисты, садоводы, библиотекари,
музыканты и простые рабочие...

В школе работают 55 педагогов. Состав преподавателей и воспитателей сильный,
опытный: с высшей категорией - 22 человека, с первой - 25. Среди них и отличники
народного просвещения, и почётные работники общего образования.

Рассматриваю альбомы истории школы. Входит директор Анатолий Макарович Гужва,
здоровается, представляется. Неудивительно, что он меня не узнал, ведь прошло
28 лет с тех пор, как мы с ним беседовали во время открытия нового здания. Беседа
и в этот раз была короткой, но интересной. Анатолий Макарович рассказал:

- Наша школа рассчитана на 150 детей, но обучается иногда до 170. Мы никому
не отказываем. В школе 15 сирот: До сих родители плохо информированы о существовании
таких школ. Недавно мы перешли на новый учебный план. Готовим кабинет охраны,
коррекции и развития зрительного восприятия, кабинет предметно-практической деятельности.
Есть компьютерный класс. В летний период все четыре сезона наши дети отдыхали
в детском лагере "Лесная сказка" при комитете соцзащиты. К сожалению, проблемы
при обучении детей некоторые родители создают сами: держат ребёнка в обычных
массовых школах до 5 - 6 класса, у детей возникают невротические и другие заболевания,
так как ребёнок с плохим зрением не усваивает учебный материал в обычных условиях,
на него начинают показывать пальцем, напоминают, что он инвалид: Когда ребёнка
в таком возрасте привозят в нашу школу, зачастую приходится помещать его в специальный
коррекционный класс (для детей с двумя дефектами). При окончании школы они получают
свидетельства нового образца, и мы их устраиваем на работу (в основном, в Бийске).
Устраиваем всех, никто не остаётся за бортом. Нажимаем на глав администраций,
чтобы выделили жильё. Всё это очень непросто, но мы решаем эти вопросы. Дети-сироты
создают здесь семьи после выпуска:

История Бийской школы продолжается. Педагогическая наука утверждает, что опыт
не является чем-то застывшим, он непрерывно обогащается, крупица за крупицей
учителя отбирают всё самое ценное, совершенствуя процесс обучения и воспитания
детей.

Выпуск листа на новом месте: 2053

   2006-06-23 21:56:46 (#564519)

[TIFLO] О Липецком театре

"Школьный вестник" #6, 2006.

Ольга Клековкина

ПЕРЕСТУПИТЬ ЧЕРЕЗ ДЖУЛЬЕТТУ...

<Девочки - мальчики. Комплекс любви> - так называется спектакль Липецкого театра
<Паяц>. Ребята выступали с этим спектаклем в Киеве, на IV Международном интеграционном
театральном фестивале <Солнечная волна>, где <Паяц> получил дипломы <За лучшую
актёрскую работу>, <За нетрадиционную режиссуру> и <За пластическую выразительность
и философское осмысление актуальных проблем молодёжи>. Им была предоставлена
сцена в Москве - театр <ГИТИС> Российской академии театрального искусства (так
он теперь называется). Их пригласили на Международный театральный фестиваль в
польский город Люблин. А в августе они станут участниками Всероссийской летней
театральной лаборатории <Диалог культур> (<Дети играют для детей>). В мае, по
доброй традиции, выступят на сцене театра <Зонг> Липецкого государственного технического
университета - на фестивале (теперь уже Международном) <Театральная провинция>
памяти В.П. Трескина. А в марте они получили гран-при Липецкого областного фестиваля
любительских театров <Театральная весна>.

В театральное братство ребята из Липецкой областной специальной коррекционной
общеобразовательной школы-интерната III-IV вида для слепых и слабовидящих детей,
известной ещё по имени её директора - Игоря Ивановича Батищева, вошли тогда,
когда здесь было целых два театра старшеклассников - <Синяя птица> и <Золотая
рыбка>. Оба коллектива не раз становились победителями городских и областных
конкурсов и были внесены в реестр особых театров России - протеатров. Их создатели
- воспитатели Галина Алексеевна Шаталова и Лидия Петровна Федюкина - передали
своё дело Екатерине Владимировне Пастуховой, профессиональной актрисе театра
и кино, став её деятельными ассистентами. <Девочки - мальчики. Комплекс любви>
- третий спектакль, поставленный новым режиссёром.

- Представьте себе, что мы не смотрим на сцену открыто, а подсматриваем за тем,
что там происходит, - обращается Екатерина Владимировна к зрителям.

Прежде она предупредила меня, что в этом спектакле монологи Ромео и Джульетты
- шёпотом.

Почему? Да ведь есть на свете вещи, о которых не орут дурацкими голосами. Это
- любовь. И двоим - им не надо, чтобы громко.

Мы так отвыкли от тихих голосов.

И с самого начала спектакля зрители увидят и услышат злые, страшные крики сверстников
главных героев (Джульетта - Оля Мананская, Ромео - Эдуард Нехаев, второй исполнитель
- Алёша Мамаев, оба полностью незрячие, и такие одухотворённые, нежные, но совершенно
разные).

Компания их сверстников вызывает не чувство протеста, а сострадание. Кажется,
они уже обожглись, потонули в воплях и грохоте - ведь подхватывают же хором жуткое,
из попсы - <....твои батоны, они же булки:>. Знакомый журналист сказал мне:

- Не знаю, кто автор этих <батонов>. И знать не хочу!

Я тоже.

О чём они кричат?

- Я не люблю зло!

- Я не люблю крик!

Их жаль. Но им не требуются микрофоны.

А двое - он и она - медленно трогают ладони друг друга - какая пластика! Ромео
(напомним, он же не видит), прислушиваясь к только одному ему слышным шорохам,
находит Джульетту.

Джульетта (по Шекспиру, в переводе Бориса Пастернака):

- Моё лицо спасает темнота.

На этом крохотном островке, окружённом той самой <отвязной> компанией-<стаей>,
не нужен яркий свет! А слепой человек может почувствовать то, что другим придётся
объяснять долго и даже бросать <в лоб> - по-другому ведь не поймут.

Как их не пожалеть - тех, кто не способен слышать тишину, не может видеть темноту?..

А к спине Джульетты кто-то из них прикрепил лист бумаги с надписью <Я - дура>.
Она этого не видит. И Ромео не видит.

Всех актёров не назовёшь, но одного, <предводителя стаи>, отмечу с необходимостью
- Алёша Касымов. Тут не только фактура <своего в доску>, но после... оцепенение,
страдание, раздумья и понимание! А ведь это он поначалу дирижирует хором про
<булки>. Удивительно, как легко такая бессмыслица привязывается, и ты уже бессознательно
начинаешь её проговаривать, сначала про себя, потом - вслух, громче, громче!

Они и ещё страшнее продекламируют: <Нет повести печальнее на свете, чем повесть
о Джульетте в туалете>.

Вот и весь Шекспир для них! Вот и вся трагедия.

Про <батоны> оно, конечно, круче!

А в ткань фрагментов шекспировской трагедии вплетаются строки из произведений
французской писательницы Франсуазы Саган и... сочинения учеников этой школы:

<Первого сентября я, как обычно, пришла на линейку... И там увидела Максима!
Подруги мне говорили, что я совсем с ума сошла. Но теперь я счастлива, что я
его забыла!>

Другая: <Я влюбилась, рассказала своей подруге, она рассказала ему, после чего
он рассмеялся...>

<А я не сплю по ночам, думаю только о ней...>, - произнёс следующий.

<Предводитель стаи> подошёл к лежащей на полу Джульетте, подумал и переступил
через неё. <Некоторые люди обязательно смотрят тебе в глаза. А я переминаюсь
с ноги на ногу и убегаю!>, - прокричал он, врезавшись в чёрный занавес.

Спасибо, что только не плюнул.

Они кричат, орут это! Понимаете, кричат на пределе человеческих возможностей
о тоске по самому главному, без чего жизни не бывает...

...Перед спектаклем Екатерина Владимировна Пастухова обращается к залу:

- Пожалуйста, отключите ваши мобильные телефоны.

..А что-то в нём есть, в мобильном телефоне. Вынул из кармана - и окружающие
тебя заметили. Проорал в трубку ничего не значащую фразу - и снова обратили внимание.

Вы думаете, все взрослые понимают, что не всякому <мобила> нужна - ну, разве
только по роду работы, по каким-то иным серьёзным причинам?..

Ха! То есть, как не нужна? У тебя есть <мобильник>? Есть! И ты при нём. Значит,
ты - человек. Имеешь право на всё, что должно быть в жизни! Например, на любовь!

А ведь у <Битлз> песня есть - <Любовь нельзя купить!>...

...И наступает момент, когда ребята, один за другим, закрывают ладонями лица.
Кажется, они прислушиваются к тому, что тихо-тихо.

Девчонка выбегает на авансцену в слезах: <Мне хотелось бы, чтобы он всегда был
таким: молчаливым, ласковым...>

А потом все поднимают руки, как крылья. Они открыты. Они полетят.

Они сейчас, только что, здесь, на наших глазах, пережили такое... Через Джульетту
перешагивали. Заглушали нежный голос Ромео попсой про <булки и батоны>. Исповедовались
- кричали строчки школьных сочинений...

Нет любви?

И они поднимают руки-крылья. Голос московского автора и исполнителя своих песен
Ирины Астапкиной:

Так разверни же ты крылья,

Так разожми же ты душу!

Это тебе не <мобильник>. Они что-то начали понимать.

А маленькая тихая девочка в белых ризах, с крылышками ангела, в шерстяных вязаных
носочках, поманит пальцем того, самого <отвязного>, роль которого исполняет Алёша
Касымов. Оба сядут на ступеньки, что тянутся по всей авансцене. Она обнимет его
за шею, и он возьмет её к себе на колени. Малышка напевает песенку.

А после она снимет свои крылышки и отдаст ему, и позовёт из-за кулис ту злую-несчастную
компанию, погладит каждого, до каждого дотронется ручкой.

И - радость! Они визжат, прыгают!

А девочка с Алёшей сидят тихо, задумавшись, углубившись.

Вот он идёт один по сцене, с крылышками в руке, находит себе место на полу и
ложится, уютно свернувшись.

....Сценография этого спектакля очень проста: на авансцене - движущийся белый
занавес, в глубине - такой же движущийся занавес, но чёрный. По ходу спектакля
занавесы выполняют разные роли, в том числе и сигналов: белое - чёрное. Сквозь
белый занавес пыталась прорваться девчонка, которую вся <стая> с криком держала
за руки-за ноги. Не пустили в белое. К свету. Наконец, оба занавеса перекручивали,
так появлялся символ - зебра. А у подростков ведь особенно: то белое, то чёрное.
Крайности.

...Я решилась зайти после спектакля в артистическую - в обыкновенный школьный
класс. Ребята сгрудились и молчали. Они только что сыграли и пережили всё это...
Страшно было нарушать священную тишину актёров театра <Паяц>, и я быстро-быстро
сказала: без вас не было бы этого спектакля...

И правда, не было бы.

Выпуск листа на новом месте: 2052

   2006-06-23 00:53:40 (#564171)

[TIFLO] ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ

"Школьный вестник" #6, 2006.

Николай Антонов, Венера Денискина

ОБУЧЕНИЕ ПЛОСКОПЕЧАТНОМУ ПИСЬМУ НЕЗРЯЧИХ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Начало смотрите в #2 - #4 2006

ПРИЛОЖЕНИЕ I

СЛОГИ, СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ПИСЬМА

К уроку 24:

МА МА МА: - 3 строчки, АМ АМ АМ АМ: -- 3 строчки, АМ МА АМ МА: - 3 строчки, МАМА
МАМА: - 3 строчки.

К уроку 25:

У У У: - 3 строчки, И И И: - 3 строчки, УИ ИУ УИ ИУ: - 3 строчки, УМ УМА ИМИ
МАМА - 6 строк.

К уроку 26:

Р Р Р : - 3 строчки, Ш Ш Ш : - 3 строчки, РШ ШР РШ ШР: - 3 строчки.

ИРА МИР РИМ РИММА МИША МАША РАМА ШУРА ШАР - по 1 строке, всего 9 строк.

У МИШИ ШАР. У МАШИ ШАР. У МИШИ РАМА. У МАШИ РАМА

К уроку 27:

Л Л Л: - 3 строчки, Н Н Н: - 3 строчки, О О О : - 3 строчки.

ЛАРА ЛИРА ЛИНА НИНА ЛУША ЛУНА НОША.

У МИШИ ШАР. У МАШИ МАШИНА. АННА И ИННА ШИЛИ. МИША - ОН. НИНА - ОНА. ИРА, ИННА
И НИНА - ОНИ.

К уроку 28:

Т Т Т: - 3 строчки, К К К: - 3 строчки.

ТИР, ТИРАН, ТАЛОН, ТИТУЛ, ТОМА, ТОМАТ, ТРИ, ТРОН, ТОННА, ТИШИНА, НОТА, ТРАЛ.

ТУТ НАШ ТИР. У ТИРА - ТАМАРА, НИНА, МИША, РИММА, НИНА. ТУТ У ТИРА ШУМ, А ТАМ
- ТИШИНА.

КОЛ, КОМ, КОТ, КОН, КАША, КОРА, КИНО, КУЛИ, ЛАК, ЛУК, ТОК, МАК, МУКА, РУКА, КАРТА,
КАРМАН, КОМОК, КОМИК, КАТОК, КУШАК, КАНАТ, КАНАЛ, МОЛОКО, МОЛОТОК, КАЛИНА, МАЛИНА,
КАМИН, НИТКИ.

У МИШИ ШИЛО. У МАШИ НИТКИ. МИША И МАША ШИЛИ КУШАКИ. ШУРА, НИНА И МАКАР УШЛИ НА
КАТОК.

ТУТ НАША ШКОЛА. ТАМ УРОКИ.

К уроку 29:

Ы Ы Ы: - 3 строчки, С С С: - 3 строчки.

РАМЫ, МЫЛИ, МЫТЫ, НЫЛИ, НОРЫ, РАНЫ, РЫНОК.

У МИШИ МЫЛО. ОН МЫЛ РУКИ. МЫ МЫЛИ РУКИ МЫЛОМ. МАША И КИРА МЫЛИ РУКИ. У КИРЫ И
У РИММЫ РУКИ НЫЛИ.

СЫН, СОН, СУК, САНИ, САЛО, СУША, СИТО, СЫРО, САЛАТ, СЫРОК, СУРОК, СОСНА, НАСОС.

ТУТ СТОИТ СОСНА. МИША СЫТ СЫРОМ. ТАМ СЫРО. ТУТ СОР. У МАМЫ САЛАТ С СЫРОМ. У РИММЫ
- ШАРЫ. У МАШИ ШАРЫ. МИЛА МЫЛА РАМЫ МЫЛОМ.

К уроку 30:

Д Д Д: - 3 строчки, П П П: - 3 строчки, Х Х Х: - 3 строчки.

САД, САДЫ, МОДА, ДУМА, ДУША, НАДО, СОК, ДИМА, ДИНАМО, РАДИО, ДИКТОР.

У НАС ДОМ. ДОМА - ДУШ. НАША МАМА - ДИКТОР РАДИО.

ПАР, МОЛ, ПИР, ПЫЛ, ПИЛ, ПАРТА, ПАРУС, ПОЛКА, ПУДРА, ПЫШКА, МУШКА, ПАРИК, ПИРАТ,
ПИОН, ПИЛОТ.

ХОР, ХАТА, ХИНА, ХАОС, ХОЛОД, ХЛОПОК, ХОРИСТ, ПОХОД, ПУХ, ПАХАЛ, ПАС, ПАСТУХ.
ПАСТУХ, ПРОХОР.

СТАДО У НАС ПАС ПАСТУХ ПРОХОР. У ПРОХОРА ХОРОШ ОПЫТ. СКОТ У ПРОХОРА СЫТ. У ПРОХОРА
ХОРОШ УХОД. ХОРОШ УХОД, ХОРОШ И ДОХОД.

К уроку 31:

З З З: - 3 строчки, Е Е Е: - 3 строчки.

ЗАЛ, ЗОНА, ЗИМА, ЗАМОК, ЗАПАХ, ЗАКОН, ЗАДОР, ЗАТОР, ЗАНОСЫ.

ЗАКОНЫ, РОЗЫ, МОРОЗЫ, КУКУРУЗА, КУКУШКА, КОЗЫ.

У НАС КУКУРУЗА. ХОРОША КУКУРУЗА НА КОРМ СКОТУ. У НАС СЫТЫ КОЗЫ.

ВНИЗУ КИНОЗАЛ. ТУТ МЫ СМОТРИМ КИНО.

ТУТ ШАХМАТЫ, ШАШКИ И ДОМИНО.

ЕЛ, ЕСЛИ, СЕНО, СЕТИ, ЛЕТО, ТЕЛО, ЛЕС, РЕКА, ПОЛЕ, РЕПА, РАКЕТА.

РЕКА ШИРОКА, ЛЕС ТЁМЕН. ЛЕТО КРАСНОЕ, НАША СТРАНА ВЕЛИКА.

ХОРОШО НА РЕКЕ ЛЕТОМ.

К уроку 33:

В В В: - 3 строчки, Ж Ж Ж: - 3 строчки.

ВАЛ, ВОЛ, ВЫЛ, ВЕСНА, ВЫШКА, ВИЛКА, ЗАВОДЫ, СОВЕТЫ.

В САДУ ВИШНИ. В ЛЕСУ ЗВЕРИ. В ДОМЕ ТЕПЛО. В ШКОЛЕ СВЕТЛО. В КЛАССЕ ВИСИТ ДОСКА.
НА ДОСКЕ ПИШУТ МЕЛОМ.

ЖАР, ЖИР, ЖУК, ЖАЛО, ЖИЖА, ЖИЛА, ЖАТКА, ЖАЖДА, ЖЕЛЕЗО, ЖАСМИН, УРОЖАЙ, ЖУРНАЛ,
ЖУРНАЛИСТ.

ЗЕРНО ЖНУТ ЖАТКАМИ. ЛЕТОМ ЖАРКО. ЖУКОВА ЖАННА ЖИЛА В ИНТЕРНАТЕ. ОНА ЖДЁТ КАНИКУЛ.

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ ЖИВУТ В НОРАХ.

К уроку 34:

Й Й Й: - 3 строчки, Ь Ь Ь: - 3 строчки.

ПАЙ, РОЙ, МОЙ, ТВОЙ, СВОЙ, НАДОЙ, САРАЙ, ЛЕЙ, КЛЕЙ, ЛЕЙКА, ПОЙ, ШЕЙ, СЕЙ.

ЗА ПРАВОЕ ДЕЛО СТОЙ СМЕЛО! МОЙ РУКИ ПЕРЕД ЕДОЙ. ЗАКРЫВАЙ ВОДУ ОТ МУХ И ПЫЛИ.
НАМ НУЖЕН ВЫСОКИЙ УРОЖАЙ. МЫ НЕ ХОТИМ ВОЙНЫ.

ЁЖ, ЁЛКА, МОЁ, ТВОЁ, СВОЁ, ВСЁ, ПОЁТ, ЖУЁТ, ВЕДЁТ, ВЁДРА, ОВЁС, ЛЁН, СВЁКЛА.

МЫ СЕЕМ ЛЁН. МЫ САЖАЕМ СВЁКЛУ. ЛЁН ДАЁТ ВОЛОКНО. ИЗ ВОЛОКНА ТКУТ ТКАНИ. СВЁКЛА
ИДЁТ НА САХАР. ОН ИДЁТ И НА КОРМ СКОТУ.

ЕЛЬ, МЕЛЬ, ОСЬ, ЛОСЬ, СОЛЬ, МОЛЬ, КОНЬ, КУЛЬ, ОЛЕНЬ, ЛИНЬ, СЕТЬ, ОКУНЬ, ДЕНЬ,
КОНЬКИ, ДЕНЬКИ, СЕЛЬСКИЙ.

НАСТУПИЛ ЖАРКИЙ ЛЕТНИЙ ДЕНЬ. В НАШЕМ ДВОРЕ ЕСТЬ ЕЛЬ. ЗИМНИЙ ДЕНЬ КОРОТОК. МЕЛЬ
ЗА ДЕНЬ СКРЫЛАСЬ ПОД ВОДОЙ.

К уроку 36:

Б Б Б: - 3 строчки, Г Г Г: - 3 строчки, Ч Ч Ч: - 3 строчки.

БАЛ, БАК, БОК, БАС, БУК, БОР, БОЙ, БОЛЬ, РЫБА, ШУБА, БУЛКА, БАНКА, БАЛКА, БОРЬБА,
РАБОТА, ЗАБОТА.

ГУСИ, ГОРЫ, ГОДЫ, УГОЛЬ, ГОРЛО, ГОЛОС, ОГОРОД, ГАЙКА, ГРОЗА, ГЕРОЙ, ГРАМОТА,
НАГРАДА, КНИГА, БРИГАДА, ИТОГИ, ИГЛА, ИГРА, ДРУГ, ПОДРУГА, ДОГОВОР, ТРЕВОГА,
БАГАЖ, ОРГАНИЗМ.

НИНА БАЛАЕВА БРИГАДИР БРИГАДЫ ЖИВОТНОВОДОВ. ЕЁ БРИГАДА РАБОТАЕТ ДРУЖНО. БРИГАДУ
НАГРАЖДАЛИ ГРАМОТАМИ.

ЧАСЫ, ЧАША, ЧАЙ, ЧАН, ЧЕК, ЧУГУН, ЧАБАН, ЧУЛАН, ЧЕРТЁЖ, ЧЕРНИЛА.

ИВАН ЧУГУНОВ ХОРОШИЙ МАСТЕР. ОН ЧИНИТ НАРУЧНЫЕ ЧАСЫ.

К уроку 37:

Я Я Я: - 3 строчки, Ю Ю Ю: - 3 строчки.

ЯША, ЯСЛИ, ЯМА, ЯГОДЫ, МАНЯ, ЗОЯ, ВОЛЯ, ЗЕМЛЯ, ДЯДЯ, НЯНЯ, ДИТЯ.

ЛИНИЯ, МОЛНИЯ, РЕБЯТА, ЗВЕРЯТА, ТЕЛЯТА, ЯБЛОКО, ЯБЛОНЯ.

ДЕТИ ХОДЯТ В ЯСЛИ И САДИК. ГОРЕ БЫЛО МАТЕРЯМ В СТАРОЕ ВРЕМЯ.

ЮЛЯ, ЮРА, ВАРЮ, ДАЮ, ВАРЯ, ДАРЮ, ПОЛЮ, КОЛЮ, ЛЮДИ, ЛЮБЛЮ, СОЛЮ, РИСУЮ, ИГРАЮ,
ЧИТАЮ, ИЮНЬ, ИЮЛЬ, КОНЮХ.

ЮРА И ЮЛЯ ИГРАЮТ ЮЛОЙ. ЮРИЙ ЮШКОВ ЛЮБИТ ЗИМУ. ОН ИГРАЕТ В ХОККЕЙ. ЮЛИН ЛЮБИМЫЙ
ГЕРОЙ - ЮРИЙ ГАГАРИН. ЛЮДИ В ЛЮТУЮ СТУЖУ НАДЕВАЮТ ШУБЫ.

К уроку 38:

Э Э Э: - 3 строчки, Ф Ф Ф: - 3 строчки.

ЭТА, ЭТО, ЭХО, ЭТОТ, ЭТАЖ, ЭТАЖЕРКА, ПОЭТ, ЭКРАН, ЭНЕРГИЯ, ЭМАЛЬ, ЭКОНОМИЯ, ЭПОХА,
ЭТАП, ЭСКАДРА, ЭСТРАДА, ЭЛЕКТРИЧЕСТВО.

В ЛЕСУ РАЗДАВАЛОСЬ ЭХО. ПУШКИН ВЕЛИКИЙ ПОЭТ. ЭКОНОМЬТЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЭНЕРГИЮ.

ФОМА, ФЕНЯ, ФЕДЯ, ФЛАГИ, ФАРТУК, ФАБРИКА, ФОРМА, ФЕРМА, ШАРФ, ТУФЛИ, ФУФАЙКА,
ФОНАРЬ, ФИТИЛЬ, ФУТБОЛ, ФАМИЛИЯ, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕГРАФ, ПРОФЕССИЯ, ПРОФЕССОР.

ФАИНА ФИЛАТОВА РАБОТАЕТ НА ТРИКОТАЖНОЙ ФАБРИКЕ. НА ЭТОЙ ФАБРИКЕ ШЬЮТ ФУФАЙКИ,
ФУТБОЛКИ, ВЯЖУТ КОФТЫ ВСЯКИХ ФАСОНОВ. ФЁДОР ОТКРЫЛ ФОРТОЧКУ ФЛИГЕЛЯ. ФЕРМЕР ФЕДОТ
ЗАЖЁГ ФОНАРЬ ОКОЛО ФЕРМЫ.

К ПРАЗДНИКУ ДЕТИ СФОТОГРАФИРОВАЛИСЬ ВСЕМ КЛАССОМ.

К уроку 39:

Ц Ц Ц: - 3 строчки, Щ Щ Щ: - 3 строчки, Ъ Ъ Ъ: - 3 строчки.

ЩУКА, ЩЕКА, ЩЕНОК, РОЩА, ЧАЩА, ЩИ, ЩАВЕЛЬ, ПИЩА, ЩИТ, ЗАЩИТА, ЗАЩИТНИК.

ЩИ И БОРЩ - ГОРЯЧАЯ ПИЩА. ЩАВЕЛЬ - ТРАВЯНИСТОЕ ДИКОРАСТУЩЕЕ РАСТЕНИЕ КИСЛОГО
ВКУСА. НАДЯ ЩЕПОВА И ВАЛЯ ЩЕПКИНА УЧАТСЯ В ДЕРЕВНЕ ЩЕГЛОВКЕ. В ЧАЩЕ РОЩИ ПЕЛ
ЩЕГОЛ. ЩЁГОЛЬ ЩЁЛКАЛ СЕМЕЧКИ. ЩЕРБАТЫЙ ЩИТ ЗАЩИЩАЛ ОКНО ОТ ВЕТРА.

УЛИЦА, КУРИЦА, ПТИЦА, СИНИЦА, ЦЕХ, ЦЕП, ЦЕНА, ЦИРК, ЯЙЦО, ЛИЦО, ОВЦА, РУКАВИЦА,
КРАСАВИЦА, ЗАРНИЦА, ГОРНИЦА, ГРАНИЦА.

В КРАЮ ОТЦОВ ОН БЫЛ НЕ ИЗ ПОСЛЕДНИХ МОЛОДЦОВ. БУДЬ ПРЕДАН РОДИНЕ ВСЕМ СЕРДЦЕМ.

СЪЕЛА, ВЪЕХАЛ, СЪЕХАЛ, СЪЕСТ, СЪЕЗД, ВЪЕЗД, ОБЪЕЗД, ПОДЪЕЗД, РАЗЪЕЗД, ОБЪЁМ,
ПОДЪЁМ, ОБЪЯВЛЕНИЕ, ОБЪЯСНЕНИЕ.

МУМУ СЪЕЛА ПОЛТАРЕЛКИ И ОТОШЛА. ГЕРАСИМ СХВАТИЛ МУМУ И СТИСНУЛ ЕЁ В СВОИХ ОБЪЯТИЯХ.
ДОМ БЫЛ ОБЪЯТ ПЛАМЕНЕМ. ПОДЪЕХАЛИ ПОЖАРНЫЕ, ПОТУШИЛИ ОГОНЬ И РАЗЪЕХАЛИСЬ. МИТИНГИ
ПРОХОДИЛИ С БОЛЬШИМ ПОДЪЁМОМ.

ПРИЛОЖЕНИЕ II.

ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОГО СПИСЫВАНИЯ И ИЗЛОЖЕНИЯ ПО ПАМЯТИ.

К уроку 42:

Контрольное списывание текста.

Бегемот.

Бегемот еле ходит на своих ногах - обрубках. Жир на нём так и трясётся. Притащится
великан на поле, всё съест, а что не съест - сомнёт. Уйдёт потом бегемот в реку
спать. Выспится он, отдохнёт - давай веселиться. Плавает бегемот, ныряет, водоросли
со дна достаёт. А то разинет свою пасть - она у бегемота огромная, как раскрытый
чемодан, - и заорёт, будто десять лошадей разом заржали.

К уроку 45:

Изложение по памяти.

Белка лакомится мясным.

Белка всю зиму жила на одной растительной пище. Лущила шишки да ела заготовленные
с осени грибы. Теперь пришло ей время полакомится мясным. Многие птицы устроили
себе гнёзда и отложили яйца. Некоторые даже вывели птенцов.

Белке это на руку: она отыскивает птичьи гнезда на ветвях и в дуплах деревьев
и таскает из них себе на обед птенцов и яйца. Этот хорошенький грызун не уступит
любому хищнику по части разорения гнёзд.

План.

1. Растительная пища белки.

2. Птицы благоустроились.

3. Разоритель птичьих гнёзд.

К уроку 52:

Контрольное списывание текста.

Языки.

Язык - это разведчик. Он первым узнаёт, вкусная ли еда, солёная она или кислая,
горькая или сладкая.

Язык ещё и охотник. С его помощью хамелеоны и лягушки ловят пролетающих мимо
насекомых. Муравьеды запускают свои длиннющие и клейкие языки в муравейники и
наклеивают на них муравьёв. Дятел вытаскивает своим языком личинок из дерева.

Язык - это ещё и ложка, которой звери лакают воду, мочалка для мытья и вентилятор
для охлаждения в жаркую погоду. Если бы у человека не было бы языка, то он не
смог бы разговаривать. Вот сколько всего может язык!

Г. Юдин

К уроку 54.

Изложение по памяти.

Наш кот.

У меня есть кот. Зовут его Жук. Он очень чёрный. Наш кот умный и хитрый. Я научил
прыгать его в кольцо. Он приносит мне карандаш, если я уроню. А ещё он умеет
хорошо прятаться.

Однажды Жук разлил молоко и, чтобы его не наказали, спрятался. Мы искали его
целый вечер, но его нигде не было. Мы даже стали тревожиться: а вдруг он совсем
пропал?

Но потом я открыл дверцу кухонного столика и увидел там нашего Жука. Надо же
так спрятаться: влез в стол и закрыл за собой дверцу!

План.

1. Умный и хитрый кот.

2. Жук исчез.

3. Надо же так спрятаться!

К уроку 57: Контрольное списывание текста.

Животные.

Древние животные на Земле были громадные и страшные. Однако некоторые из этих
великанов ели только траву и водоросли.

А сейчас на Земле живут дальние родственники тех животных. Это крокодилы, ящерицы,
змеи, черепахи и броненосцы.

Вряд ли выжил бы древний человек, если бы не животные. Многих из них он приручил,
и они стали его верными помощниками.

Но, несмотря на всю пользу, приносимую животными, человечество безжалостно истребило
многие виды птиц и зверей.

Пожалуйста, постарайся, чтобы за всю твою жизнь твои ноги не раздавили ни одного
муравья, руки не убили ни одного живого существа, а сердце было добрым ко всему,
что бегает, плавает, ползает, летает и квакает.

(По Г. Юдину)

К уроку 70:

Изложение по памяти.

Ёж - спаситель.

Маша проснулась рано-рано. Она накинула на себя платьице и побежала босиком в
лес.

В лесу на пригорке было много земляники. Маша живо набрала корзиночку и побежала
назад к дому. Но вдруг она поскользнулась и громко вскрикнула от боли. Её босая
нога сорвалась с кочки. Девочка до крови укололась о какие-то острые колючки.

Оказалось, под кочкой сидел ёж. Он сейчас же свернулся в клубок и зафуфукал.

Маша заплакала, уселась на другую кочку и стала платьем обтирать кровь с ноги.
Ёж замолчал.

Вдруг прямо на Машу ползёт большая змея - ядовитая гадюка! От страха у Маши руки-ноги
отнялись. А гадюка ползёт к ней, шипит и высовывает раздвоенный язык.

Тут ёж развернулся и быстро-быстро засеменил навстречу змее. Гадюка кинулась
на него. Но ёж подставил ей свои колючки. Гадюка зашипела и хотела уползти от
него. Ёж бросился за ней, схватил зубами позади головы и наступил ей на спину
лапкой.

Тут Маша опомнилась, вскочила и убежала домой.

План.

1. В лесу рано утром.

2. По дороге к дому.

3. Ёж.

4. Маша плачет.

5. Ядовитая гадюка!

6. Борьба ежа со змеёй.

7. Маша бежит домой.

ПРИЛОЖЕНИЕ III.

ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ.

К уроку 40:

Диктант #1 (53 слова, 277 знаков без пробелов, 337 знаков с пробелами, 1 абзац).

Кот.

Было раннее утро. Старый кот уселся на крыльцо. Передние лапки он обвил пушистым
хвостом. Кот был большой, с белым фартуком на грудке. Его пушистая шубка блестела
на солнце. Он хорошо её вылизал. Когти котишка втянул. Серые глазки зажмурил.
Они превратились в узкие щёлочки. Он казался самым добрым котом. Кота звали Гошка.

К уроку 43:

Диктант #2 (54 слова, 272 знака без пробелов, 331 знак с пробелами, 2 абзаца).

Всё цветёт.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви все в цветах -
жёлтых, пушистых шариках. Вся ива похожа на золотой шар. Он гудит - так много
пчёл берут первый мёд.

К вечеру похолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли
- нет сил махать крыльями. Остались ночевать на цветках.

К уроку 44:

Диктант #3 (54 слова, 273 знака без пробелов, 330 знаков с пробелами, 1 абзац).

Скворцы.

Мы работали на берегу Волги. Я жил в избе лесника. Из моих окон была видна старая
берёза. Наступила ранняя весна. Подул тёплый ветер. Прилетели скворцы. Они устроились
в дупле берёзы. Весь день работали птицы. Скворцы носили в гнездо перья, пух,
сухой мох. Вечером садились на ветку и пели. Я любил слушать их песни.

К уроку 53:

Диктант #4 (65 слов, 354 знака без пробелов, 431 знак с пробелами, 1 абзац).

Ягодные адреса.

Ягоды растут по разным адресам. Душистая земляника любит солнце. Она созревает
на лесной опушке или на пригорке. Черника зреет в тени у корней лохматой ели.
Сладкая малина любит простор и растёт на вырубке или в овраге. Кислая осенняя
клюква - ягода болотная. Ягоды её похожи на бусинки. Бусинки надо искать в ельнике.
Это поздняя осенняя ягода растёт на низком кустике с плотными блестящими листочками.

(По Н. Надеждиной)

К уроку 55:

Диктант #5 (71 слово, 404 знака без пробелов, 481 знак с пробелами, 2 абзаца).

Насекомые осенью.

Низко нависло осеннее небо. Холодный ветер гуляет среди голых деревьев. Нелёгкая
жизнь ждёт зимой птиц и лесных зверей. А каково в это время насекомым? Как переживут
эти крошечные существа с холодной кровью зиму?

Вот сидит на травинке пёстрый мотылёк. Дождевые капли обтрепали яркие крылышки.
Бабочка сидит неподвижно. Дотронься до неё - она не пошевельнётся. Тихо, спокойно
умирают насекомые. Через день высохшее тельце бабочки упадёт на землю. Вот и
всё.

К уроку 72:

Диктант #6 (81 слово, 433 знака без пробелов, 516 знаков с пробелами, 2 абзаца).

Белка.

Белка - лёгкий проворный зверёк. Она не причиняет людям вреда. У белки домик
в хвойном лесу. Летом и осенью сушит она шляпки грибов, ловко нанизывая их на
голые ветки деревьев. Часто в лесу можно увидеть грибные хранилища белки. А глубоко
в дуплах прячет она спелые лесные орехи. Обычная пища белки - семена хвойных
деревьев. Быстро-быстро выгрызает она из шишки семена, роняя вертящиеся в воздухе
чешуйки.

Белку легко можно приручить и держать в неволе. Но белке нужно движение. Иначе
она заболеет и умрёт.

Выпуск листа на новом месте: 2051

   2006-06-23 00:50:55 (#564170)