Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2006-06-18

[TIFLO] Резолюция съезда

Р Е З О Л Ю Ц И Я

? Всеукраинского съезда тифлопедагогов "Тифлопедагогика Украины: истоки, настоящее,
перспективы развития"

4 - 5 мая 2006 года г Харьков

Мы участники ? Всеукраинского съезда тифлопедагогов, представители дошкольного,
среднего, профессионального и высшего образования 26 регионов Украины,

* Имея целью совместную деятельность в интересах детей и взрослых с проблемами
зрения;

* Считая необходимым обеспечение квалифицированной психолого-педагогической помощью
всех видов образовательной и реабилитационной систем;

* Учитывая современный международный опыт компенсаторно-реабилитационной работы
со слепыми и слабовидящими лицами всех возрастных категорий;

* Принимая во внимание возможности государства в плане реализации законных прав
и интересов инвалидов по зрению;

* Считая современным определение основных неотложных проблем, которые требуют
своего решения,

ПОСТАНОВИЛИ:

I. Объединиться в общественную ассоциацию тифлопедагогов и руководствоваться
в ее деятельности Уставом этой организации.

II. Обратиться к Президенту Украины, Верховному Совету Украины, Кабинету Министров
Украины, Совету Министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских
государственных администраций, органов городской исполнительной власти на местах
и органов местного самоуправления, Государственного фонда социальной защиты инвалидов
Украины, Центральному правлению Украинского общества слепых и других общественных
организаций с предложениями при формировании приоритетов молодежной и социальной
политики учитывать потребности инвалидов с нарушениями зрения, а именно:

1. Содействовать развитию сети региональных центров ранней помощи, консультативных
пунктов на местах, патронажной службы для семей, которые воспитывают детей с
глубокими нарушениями зрения и другими сложными психофизическими нарушениями;

2. Развивать сеть дошкольных учебно-воспитательных учреждений и групп компенсирующего
типа, учебно-воспитательных комплексов (детский сад - начальная школа), предусмотреть
выявление и включение в них слепых детей и детей с комбинированными нарушениями
(слепоглухих, умственно отсталых и др.); активизировать разработку нормативно-методического
обеспечения учебно-воспитательного процесса таких учреждений;

3. Считать целесообразным сохранение сети специальных общеобразовательных школ-интернатов
для детей с нарушениями психофизического развития, в том числе для детей слепых
и со сниженным зрением. Вместе с тем поддержать направленность специального образования
на широкое включение детей с нарушениями зрения в массовые общеобразовательные
учебные заведения при условии создания для них соответствующей учебной среды.

Научно-методическим подразделениям активизировать разработку нормативно-методического
обеспечения процесса интегрированного обучения детей с нарушениями зрения.

4. Усилить сотрудничество с местными органами исполнительной власти, органами
местного самоуправления, общественными организациями и фондами по решению вопросов
тифлологического оснащения учебного процесса в общеобразовательных учебных заведениях
и реабилитационных центрах для детей с нарушениями зрения, материального обеспечения
физкультурно-массовой работы, адресного распределения учебно-методической литературы
специального назначения, дальнейшего обучения и трудоустройства выпускников с
нарушениями зрения общеобразовательных, профессионально-технических, высших учебных
заведений;

5. Изучить вопрос о возможности включения детей с нормальным зрением к обучению
в школах для детей со сниженным зрением в связи с неурегулированностью комплектования
специальных школ соответствующим контингентом учащихся;

6. Государственному комитету статистики Украины совместно с Министерством образования
и науки Украины создать систему государственного учета (кадастр) слепых в Украине.

7. Министерству образования и науки Украины создать авторские коллективы по разработке
учебников и учебных пособий нового поколения на основе Государственного стандарта
начального образования детей с нарушениями зрения;

8. Развивать сеть учебно-реабилитационных учреждений по профессиональной подготовке
лиц с нарушениями зрения (профессионально-технические учебные заведения, колледжи,
профессионально-реабилитационные центры, центры творческой реабилитации), в частности,
реорганизовать Харьковскую гимназию-интернат для слепых детей имени В.Г.Короленко
в колледж.

9. Министерству образования и науки продолжить работу по выполнению приказа от
-2.12.2005 г. # 691 по созданию в профессионально-технических училищах специальных
групп для обучения учащихся с глубокими нарушениями зрения доступным профессиям
с учетом характера зрительного нарушения;

10. При подготовке специалистов по направлению "педагогическое образование" предвидеть
изучение предмета "Основы коррекционной педагогики";

11. Провести первоочередные мероприятия по обеспечению специальных учреждений
для детей с нарушениями зрения кадрами тифлопедагогов путем получения высшего
коррекционного образования (повышения квалификации или получения второго высшего
образования0;

12. Министерству образования и науки Украины изучить вопрос о переподготовке
и повышении квалификации педагогических, научно-педагогических кадров, которые
работают с детьми и взрослыми с нарушениями зрения, на базе Национального педагогического
университета имени М.П. Драгоманова;

13. Дать статус первоочередности обеспечению квалифицированными кадрами специальных
дошкольных и общеобразовательных учебных заведений сельской местности; установить
льготы при оплате за получение специального образования и повышения квалификации
тифлопедагогов учреждений сельской местности;

14. Создать в Министерстве образования и науки Украины, областных (городских,
районных) управлениях образования и науки, институтах последипломного образования
отдельные структурные подразделения, которые будут координировать вопросы коррекционного
образования и повышения квалификации педагогических работников;

15. Модернизировать существующие библиотеки всех уровней с целью обеспечения
потребностей лиц с проблемами зрения в направлении оснащения их современными
тифлоадаптированными информационными технологиями и компьютерной техникой;

16. Министерству образования и науки Украины осуществлять организационно-методическое
руководство деятельностью органов управления образования и науки в модернизации
учебно-материальной базы общеобразовательных, профессионально-технических, высших
учебных заведениях для обеспечения образовательных потребностей детей и молодежи
с инвалидностью по зрению;

17. Поддержать создание научно-методического центра образования и социальной
реабилитации лиц с инвалидностью как структурного подразделения Института коррекционной
педагогики и психологии Национального педагогического университета имени М.П.
Драгоманова;

18. Научно-методическому центру разработки и производства средств обучения составить
перечень наглядно-дидактического учебно-реабилитационного, тифлопедагогического
оборудования для специальных общеобразовательных учебных заведений для детей
с нарушениями зрения, реабилитационных центров для детей и взрослых инвалидов
по зрению;

19. С целью улучшения обеспечения коррекционно-реабилитационного процесса специальными
тифлосредствами поддержать инициативу ЦП УТОС обратиться в Кабинет Министров
Украины с просьбой подписать Межправительственное Флорентийское соглашение от
1956 года с изменениями и дополнениями о беспошлинном прохождении границ товарам
специального назначения для инвалидов;

20. Ходатайствовать пе6ред Министерством труда и социальной политики Украины
о выделении для незрячих учителей специальных школ и преподавателей РЦ дополнительных
средств для оплаты работы секретаря или помощника в их работе;

21. Министерству образования и науки регулярно проводить мероприятия по обеспечению
беспрепятственного поступления в высшие учебные и профессионально-технические
заведения выпускников общеобразовательных учебных заведений (в том числе интернатного
типа) с нарушениями зрения;

22. По исполнению приказа Министерства образования и науки Украины "О создании
условий для обеспечения права на образование лиц с инвалидностью" от 02.12.2005
г. # 691 широко обсуждать на августовских конференциях педагогических работников
состояние обеспечения прав детей и лиц с нарушениями зрения на качественное образование,
социально-трудовую реабилитацию сквозь призму деятельности органов управления
образованием, руководителей учебных заведений разных уровней, научных учреждений,
предприятий и организаций.

Выпуск листа на новом месте: 2041

   2006-06-18 09:54:33 (#562293)

[TIFLO] Без права на вход

Российская газета
Без права на вход

Почему инвалидов в большом городе приговорили к четырем стенам

Любовь Пятилетова,
Мария Ермакова
Дата публикации 15 июня 2006 г.

В Москве открылись Дни московского департамента соцзащиты населения. Ключевым
событием социального "марафона" отнюдь не случайно стал "круглый стол", посвященный
политике столицы в отношении маломобильных москвичей. Он еще раз подтвердил:
по степени адаптации к нуждам инвалидов российская столица все еще в начале
пути.

На заседание московские колясочники отправились к выставочному центру "Сокольники"
своим ходом. На пути их ждало препятствие: организаторы установили пандус
невероятной крутизны. Пришлось в срочном порядке переносить встречу в другой
зал, куда инвалиды смогли все-таки попасть.

Инвалидов в Москве более миллиона. Приехать и заявить о себе и своих проблемах
смогли лишь самые жизнестойкие. Их пригласили для того, чтобы сформировать
новую программу адаптации инвалидов в столице. Но большинство хотели услышать
от первых лиц департамента соцзащиты, что уже город делает для этого.

Казалось бы, дело сдвинулось с мертвой точки, когда в конце прошлого года столица
приняла свой закон "О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов
и других лиц с ограничениями жизнедеятельности". Он учитывает все их основные
потребности: от предоставления средств реабилитации до обеспечения занятости
инвалидов. Де-юре все права прописаны. Ну а фактически? Сложнее всего, по словам
зам. руководителя департамента соцзащиты Ольги Михайловой, обстоят дела
с трудоустройством инвалидов в Москве. Теперь никого из работодателей нельзя
обязать взять на работу инвалида. Хотя в статье 10 "Об обеспечении занятости
инвалидов" органы государственной власти г. Москвы обеспечивают дополнительные
гарантии занятости инвалидов. Но с одной важной оговоркой: "в пределах своей
компетенции". А пределы ограничены федеральным законом, по которому предпринимателей
нельзя обременять дополнительными расходами и ставить административные
барьеры. Инвалидов косвенно отнесли к тем самым "барьерам" на пути развития бизнеса.
Вторая по значимости проблема - транспортная. Закон как федеральный,
так и московский в едином порыве регламентирует доступ инвалидов к объектам социальной,
транспортной и инженерной инфраструктуры.

Однако закон не гарантируют права на комфортный вход и выход, что весьма важно
для людей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Тем не менее, столичные
власти на свой страх и риск проявили самостоятельность: серьезно продвинулись
в транспортном вопросе. По городу курсируют специальные уникальные автобусы,
с учетом всех пожеланий маломобильных москвичей. Пока они ходят по 19 маршрутам
с остановками у реабилитационных центров, поликлиник, аптек. Но есть одно
"но": во-первых, не все инвалиды знают расписание таких чудесных автобусов, так
как на некоторых остановках их, как выяснилось, даже нет табличек с указанием
маршрута. А, во-вторых, таких спасительных автобусов крайне мало.

Однако вчера инвалиды услышали и радостную новость: департамент соцзащиты населения
работает в тандеме с департаментом транспорта и связи специально для
того, чтобы исполнить наказ столичного мэра и адаптировать к перевозке пассажиров
все без исключения городские маршруты: Юрий Лужков потребовал, чтобы
к 2008 году 70 процентов всего общественного городского транспорта переоснастили
на низкопольный - тот самый, в который может свободно, без посторонней
помощи въехать любой колясочник.

А вот частным инвесторам, которые строят или реконструируют объекты в Москве,
такой наказ при всем желании дать нельзя.

- По действующему законодательству столичные власти не могут навязать инвестору
свои условия строительства, они имеют право лишь рекомендовать ему внести
в проект те или иные приспособления для инвалидов,- прояснила ситуацию Ольга
Михайлова. Примерно такая же картина складывается и в зданиях, которые являются
федеральной собственностью.

- А вот адаптировать все городские здания к нуждам людей физически ограниченных
- начиная от муниципального жилья и заканчивая поликлиниками, столице никто
не помешает, - сообщила Михайлова.- К 1 июля у департамента соцзащиты населения
появится уникальная база данных по всем зданиям, принадлежащим городу,
мы точно будем знать, какие из них доступны инвалидам, а какие нет.

Возмущались инвалиды и тем, что они не могут получить необходимые им средства
реабилитации. Михайлова объяснила это тем, что федеральные власти перечень
этих средств удлинили, а денег под него не заложили... Парадокс в том, что Москва
и здесь юридически связана по рукам: как субъект Федерации имеет право
включить в список средств реабилитации лишь те предметы, которых нет в федеральном
перечне. Получается, черный список: если формально те или иные средства
прописаны в законе, то дублировать их столица не должна. А то, что они людям
все равно не доступны, федеральный центр словно и не волнует.

А в это время...
Начало блока цитаты

Обсуждая на заседании правительства Москвы ход выполнения закона о монетизации
льгот, Юрий Лужков заявил о намерении городских властей внести в него поправки,
касающиеся как раз прежде всего инвалидов. "Мы просто вынуждены поднять вопрос
о социальной защите инвалидов, - заявил мэр, - так так 122-й закон отбрасывает
их интересы назад". По его мнению, в частности, отсутствие мер, которые предпринимались
бы по отношению к предприятиям, не квотирующим рабочие места для
инвалидов, лишает этих людей возможности приносить городу пользу. И вообще, считает
Лужков, нет никаких оснований успокаиваться после принятия 122-го закона.
"Неверно думать, что в обществе после принятия этого закона протекает все нормально.
В частности, не решены вопросы по детям-инвалидам, детям-сиротам.
Необходимо также решать и вопросы санаторно-курортного лечения и медицинского
обслуживания льготников", - отметил Лужков.

Для того чтобы федеральные власти более четко представляли себе ситуацию по этим
вопросам в стране, столичный мэр предложил всем регионам раз в полгода
представлять доклады по этой теме в правительство России. Причем тут же выразил
готовность, если это правило начнется с Москвы. Саму же идею разделения
людей на региональных и федеральных льготников Лужков назвал абсурдом. "Это пощечина
тем, кто имеет право на льготы. Еще в ходе обсуждения проекта 122-го
закона правительство Москвы выходило с возражениями против такой схемы деления,
но, к сожалению, не было услышано", - добавил мэр.

Выпуск листа на новом месте: 2040

   2006-06-18 01:56:09 (#562238)

[TIFLO] Обучение инвалидов

15.06.2006 12:10
В Подмосковье состоялось совещание, посвященное проблемам обучения детей-инвалидов
6 июня состоялось совместное заседание Комитета по труду и социальным вопросам
и Комитета по вопросам науки, образования, культуры, спорта и делам молодежи,
посвященное проблеме получения начального, среднего, профессионального и высшего
образования лицами с ограниченными возможностями (детьми-инвалидами).
Совместное заседание проводилось с участием заместителя Председателя Мособлдумы
Виктора Егерева.
Открывая заседание, председатель Комитета по труду и социальным вопросам Мособлдумы
Сергей Тараненко отметил, что необходимость рассмотрения данного вопроса
назрела давно, поэтому на сегодняшнее расширенное заседание приглашен широкий
круг специалистов, занимающихся этой проблемой, в числе которых представители
Министерства образования, Министерства социальной защиты населения Московской
области, представители общественных организаций инвалидов.
По словам заместителя министра образования Московской области Галины Поповой,
в настоящее время в Подмосковье среди детей школьного возраста насчитывается
более 21 тысячи детей-инвалидов, которые нуждаются в особых условиях на всех
ступенях получения образования. Сегодня такие дети учатся в коррекционных
классах, на дому и т.д.
Однако специалисты областного Министерства образования считают целесообразным
в ближайшем будущем изменить систему адаптации детей-инвалидов, при этом коррективы
предстоит внести и в содержание образования, и в технологии его предоставления,
и в организацию сети коррекционных учреждений.
Галина Попова обратила особое внимание на то, что в последнее время наблюдается
рост числа детей с нарушением психического развития. Существующая сеть коррекционных
учреждений уже не обеспечивает потребности в учебных местах для таких детей,
и Министерство образования видит решение проблемы во внедрении коррекционных
классов в массовые школы. 1058 школ в Подмосковье работают в одну смену и у них
есть техническая возможность для организации второй смены.
В конце года должна состояться коллегия Министерства образования, где будет проанализирован
накопленный опыт работы с детьми-инвалидами и определены задачи
на будущее.
Эмоциональным и заинтересованным было выступление депутата Московской областной
Думы Сергея Захарова, который поделился опытом работы с молодыми инвалидами
на примере своего избирательного округа. В Пушкинском районе по инициативе молодых
инвалидов действует программа <Окно в мир> с участием на муниципальном
уровне представителей органов социальной защиты населения, занятости, образования
и молодежной политики. Около 40 инвалидов-колясочников получили возможность
обучиться работе на компьютере, общаться через Интернет.
Выявляя наиболее важные моменты в решении поставленной на расширенном заседании
проблемы, Евдокия Ивановна особо отметила, что по данным опросов, из 21
тысячи детей-инвалидов более четырех тысяч хотели бы получить среднее и высшее
профессиональное образование, причем 250 человек готовы начать обучаться
уже в ближайшее время. Поэтому областное Министерство соцзащиты приняло решение
предоставить им такую возможность через создание областной сети дистанционного
обучения на базе специально оборудованных Реабилитационных центров.
Сегодня 25 человек уже обучаются на базе Егорьевского реабилитационного центра,
следующие площадки предполагается открыть в Наро-Фоминске (на 36 человек),
Клину (на 18 человек) и Балашихе (на 20 человек).
Директор института открытого образования Международного независимого эколого-политологического
университета Ирина Мкртумова, которая непосредственно занимается
созданием системы дистанционного обучения инвалидов, сообщила, что обучение в
Егорьевском реабилитационном центре проводится по четырем аккредитованным
специальностям высшего и двум - среднего профессионального образования (менеджер
муниципальной системы ЖКХ, компьютерщик, филолог-переводчик и проч.).
Как просчитали специалисты Бауманского университета, под патронажем которого
высшее образование получили уже более 100 инвалидов, деньги, вложенные в обучение
людей с ограниченными возможностями, возвращаются государству через 7-9 лет через
налоги, при этом человек становится экономически самостоятельным, приносит
пользу не только себе, но и обществу.
Приглашенные на заседание представители общественных организаций - председатель
Московской областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов
Николай Зеликов и представитель Московского областного регионального отделения
Всероссийского общества глухих Валентина Елисеева - согласились, что проблема
требует скорейшего решения, и при этом наиглавшейший ее аспект создание именно
комплексной программы социальной реабилитации инвалидов, поскольку не меньше
чем получение социально востребованной профессии для инвалида важно и последующее
за образованием трудоустройство. А это можно решать только в комплексе
и с участием всех заинтересованных ведомств.
Представители общественных организаций высказали ряд других предложений по проблемам
инвалидов, которые необходимо решать как на федеральном уровне, так
и на уровне субъекта федерации.
Подводя итоги совещания, Виктор Егерев отметил, что актуальность проблемы получения
начального, среднего профессионального и высшего образования детьми-инвалидами
неоспорима и поэтому всем заинтересованным структурам необходимо, с учетом имеющегося
опыта, разработать и с будущего года внедрить областную комплексную
программу реабилитации людей с ограниченными возможностями.
По результатам совместного заседания было принято решение обратиться к заместителю
председателя правительства Московской области С.Н.Кошману с просьбой
ускорить разработку и принятие областной целевой программы о социальной поддержке
инвалидов на 2007-2010 годы, предусмотрев в ней подпрограмму по совершенствованию
организации обучения детей-инвалидов в Московской области.
При формировании областного бюджета на 2007 год участники заседания предложили
предусмотреть средства на обучение каждого ребенка-инвалида, определить размеры
компенсаций затрат родителям на обучение детей-инвалидов на дому и в негосударственных
образовательных учреждениях, а также рассмотреть возможность выделения
средств из областного бюджета на закупку компьютерной техники для дистанционного
обучения детей-инвалидов и на закупку специального автотранспорта для
перевозки инвалидов из отдаленных сельских округов в образовательные учреждения
и реабилитационные центры социального обслуживания.
По материалам портала
mosoblonline.ru

Выпуск листа на новом месте: 2039

   2006-06-18 01:46:27 (#562237)