Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Образование по способностям

Образование по способностям

Минобрнауки подготовит федеральные государственные образовательные стандарты
для детей с ограниченными физическими и умственными способностями. <Трибуна
Общественной палаты> разбирается в логике инициативы.

Минобрнауки подготовит к декабрю девять федеральных государственных
образовательных стандартов (ФГОС), на основе которых будут формироваться
девять разновидностей
школьных программ для детей с ограниченными физическими и умственными
способностями. Об этом сообщил
<Известиям>
источник в министерстве.

Такие стандарты будут разработаны для глухих, слабослышащих, позднооглохших
детей, слепых, слабовидящих, с речевыми нарушениями, с задержкой
психического
развития, с умственной отсталостью и детей с нарушением
опорно-двигатательного аппарата. Для каждой категории детей с ограниченными
возможностями будут
создана образовательные программы и специальные рекомендации и стандарты для
преподавателей. <Нужны отдельные программы для обучения и развития таких
детей,
ведь система образования должна быть доступной абсолютно для всех>, -
объясняют мотивы данной инициативы в Минобрнауки.

Разработка ФГОСов для детей с ограниченными способностями является
логическим продолжением нового закона <Об образовании>, в котором
выдвигаются требования
таких стандартов на федеральном уровне. Если ранее данные стандарты,
требования и рекомендации к преподавателям формулировались на уровне каждой
отдельной
школы и не было единых стандартом на общегосударственном уровне, то теперь
Минобразования устраняет нормативный пробел.

<Детям с ограниченными возможностями не было гарантировано образование.
Отказ от представления о <необучаемых детях>, признание государством
ценности социальной
и образовательной интеграции обусловливает необходимость спецстандарта. Он
призван гарантировать каждому ребенку образование, соответствующее его
потребностям
и возможностям, вне зависимости от региона проживания, тяжести нарушения
развития, способности к освоению цензового уровня образования и вида
учебного
заведения>,- цитируют <Известия> Ольгу Кукушкину, ведущего научного
сотрудника Федерального института коррекционной педагогики.

Сегодня в российском обществе остро стоит проблема трудоустройства
инвалидов. В результате опроса 15 тысяч незанятых инвалидов трудоспособного
возраста,
проведенного Министерством труда и социального развития, было установлено,
что 68,5% не имеют места трудоустройства, 9% хотели бы устроиться и только
22,5%
опрошенных не изъявили желания устраиваться на работу. Во многом проблема
трудоустройства обеспечена отсутствием механизмов включения инвалидов в
образовательный
процесс, что не позволяет им быть актуальными компетентными специалистами на
рынке труда.

В марте этого года в Общественной палате состоялись слушания, посвященные
теме создания специальных рабочих мест. Тогда
<Трибуна ОП>
обратила внимание, что <повышение занятости данной категории лиц устранит
их отчужденность от общества, и они уже не будут восприниматься как обуза и
станут
необходимой частью общественных отношений. Развитие системы трудоустройства
инвалидов предполагает решение целого комплекса задач: планомерное включение
инвалидов в трудовые отношения приведет к развитию инфраструктуры, которая
позволит им даже если не полноценно жить в обществе, то по крайней мере
успешно
адаптироваться>. Поэтому совершенствование образовательного процесса для лиц
с ограниченными способностями - возможно, единственный путь для того, чтобы
сделать людей с ограниченными способностями полноценными членами общества.

<Трибуна Общественной палаты> спросила у экспертов, есть ли необходимость в
федеральных образовательных стандартах для детей с ограниченными
способностями.

Олег Рысев, заместитель председателя <Всероссийского общества инвалидов>,
российский спортсмен, стал инвалидом 1 группы в результате спинномозговой
травмы:

- Я не очень понимаю, когда делают стандарты для глупых, для умных и т.д.
Хотелось бы, чтобы была более четкая градация без вплетения в стандарты
субъективных
факторов. Например, известный факт, что аутисты хорошо ориентируются в
математическом счете. Поэтому несправедливо их называть отсталыми. Аутизм -
это
просто заболевание.

Когда человек физически не может выполнять какие-то упражнения по физической
культуре, то создание таких стандартов представляется вполне разумным. Так
существует паралимпийский спорт и <обычный> спорт.

Мне просто понятна сама постановка вопроса. Я плохо представляю, зачем
делить детей по умственным способностям, тем более что все понимают, что не
такой
проблемы <ограниченные умственные способности>, а скорее вопрос в методах
работы с детьми.

Я сам инвалид-колясочник. Я и первое, и второе высшее образование получал
совместно со своими <обычными> сверстниками. Я тянул на экзамены такие же
билеты,
как и мои сокурсники.

Когда мы поднимаем такие вопросы, мы говорим прежде всего о том, как бы люди
с инвалидностью были как можно полнее включены в общественные процессы. Все
эти стандарты должны не разделять <обычных> людей и инвалидов, а максимально
адаптировать инвалидов к обществу. Главное, чтобы образование было
доступным,
чтобы инвалиды могли пользоваться образовательными услугами и устраиваться в
дальнейшем на работу.

Хорошим примером является США. Там люди равны изначально в своих правах, но
в силу тех или иных причин они по-разному ими пользуются. Поэтому у них
разница
между инвалидом и здоровым человеком нивелирована на уровне социальных
отношений. Например, в каждом университете есть сборная по баскетболу
<обычных>
ребят, а есть сборная ребят с ограниченными возможностями. А вы видели,
чтобы в России в обычном университете инвалиды играли в баскетбол?

Юрий Баусов, руководитель МОО <Ассоциация молодежных инвалидных ассоциаций -

- Это актуальная инициатива. Есть физические ограниченность, которая
позволяет людям овладеть школьными стандартами, а есть сложные умственные
ограничения,
которые просто не успевают за здоровыми ребятами в освоении школьной
программы. Поэтому им сложно подготовиться к вступительным экзаменам. Нужно
понимать,
что у них есть необходимость в дополнительных условиях получения
образования. В данном случае это федеральные государственные образовательные
стандарты.

Для детей с умственными и психическими особенностями есть необходимость
формулировать особые государственные стандарты. Они не могут овладеть в
полной степени
тем, что предлагается для обычных людей. Более того, после получения
образования они должны быть актуальными на рынке труда, чтобы у них было
право на
самореализацию и свободу. Они же полноценные, только есть некоторые
особенности.

Олег Панов, разработчик Федеральной Программы безопасного Интернета
<Гогуль>:

- ФГОСы для детей с ограниченными способностями нужны, так как к ним нужен
особый подход, который сильно отличается от подхода к здоровым детям.

Поэтому мы даже создавали браузер для детей с ограниченными возможностями.
Но проблема в том, что это была частная некоммерческая инициатива, для
реализации
которой необходимы были деньги. Эта идея не нашла никакой поддержки ни на
каких уровнях: ни на уровне Общественной палаты, ни на уровне правительства,
администрации президента, ни на уровне пользователей. Средств на рекламу
нет.

Да, к нам приходила такая идея, и даже есть некоторые разработки. Нам
обещала партия власти поддержать проект, так как он имеет исключительную
социальную
направленность, должен помогать инвалидам, но партия восприняла программу
как коммерческую и развернула нас. Сейчас находимся в поиске частных денег
для
реализации данной инициативы, потому что, действительно, дети с
ограниченными возможностями нуждаются в другом программном обеспечении, как,
собственно,
и в других образовательных стандартах. Это вполне разумно, так как
особенности их психических и физических способностей нужно учитывать в
образовательном
процессе.
http://top.oprf.ru/main/11015.html

Выпуск листа на новом месте: 7669
количество подписчиков: 317
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Tue, 30 Apr 2013 20:32:28 +0400 (#2736613)