[TIFLO] Компенсирующие детсады заменит инклюзивное воспитание
Компенсирующие детсады заменит инклюзивное воспитание
Система компенсирующих детских садов Зеленограда в ближайшее время переживёт
изменения. <<Логопедические>>, <<глазные>>, <<ортопедические>> и прочие виды
профильных
детсадов для детей с нарушениями здоровья или развития с 1 сентября 2013
года потеряют свой особый статус -- на смену ему придёт инклюзивная практика
совместного
воспитания всех детей в общих <<дошкольных образовательных организациях>> или
в больших образовательных комплексах. Как выглядит ситуация с
оздоровительными
и коррекционными услугами в компенсирующих детсадах сейчас и какой её видят
в будущем руководители детсадов, педагоги, родители и чиновники от
образования
-- выяснил Zelenograd.ru
Насущность проблемы обозначили сообщения зеленоградских родителей на форуме
портала и в различных зеленоградских интернет-сообществах, участившиеся с
начала
нынешнего учебного года. Родители писали, что в детсадах, куда ходят их
дети, становится меньше логопедов, психологов, сокращаются лечебные
процедуры,
которые проводились по назначению врачей, пропадают дефектологи,
сопровождавшие детей в коррекционных группах. Такие же <<сигналы бедствия>>
поступали и
от педагогов и специалистов -- с их слов, <<изнутри системы>> всё выглядит еще
печальнее: коррекционные детсады теряют своих руководителей и специалистов,
логопедам и психологам сокращают ставки и зарплаты, лекотеки и службы ранней
помощи могут стать платными.
В первом же детском саду, куда Zelenograd.ru обратился за комментариями по
этой теме, ответили, что пока все оздоровительные услуги и персонал у них
сохраняется
-- но с сентября 2013 года все компенсирующие детсады утратят свой статус,
так что о будущем говорить сложно. Стало понятно, что речь идёт не о
случайных
проблемах, а о системных изменениях, которые ждут дошкольное коррекционное
образование.
Сегодня компенсирующими в городе остаются следующие детсады: 454 (3
микрорайон) <<глазной>>, 455 (4 микрорайон) <<логопедический>>, 1126 (3
микрорайон) <<логопедический>>,
1226 (5 микрорайон) <<ортопедический>>, 2058 (11 микрорайон) <<глазной>>, 2196
(15 микрорайон) <<ортопедический>> и для детей с прочими физическими и
психическими
отклонениями, 2290 (15 микрорайон) <<логопедический>>.
Ряд других детсадов за последние годы потеряли специализированный статус
учреждений для детей с проблемами здоровья. Буквально недавно, с января 2013
года,
массовым стал <<туберкулезный>> детский сад 1227 (1 микрорайон), работавший с
детьми по направлениям фтизиатров -- это был последний детский сад такого
профиля
в Зеленограде. Кроме того, с 2009-2011 годов статус компенсирующих утратили
детсады 1778 и 2095 (11 микрорайон) для часто болеющих детей, детсад 2111
(15
микрорайон) для детей с туберкулезной интоксикацией, детсад 2046 (6
микрорайон) для детей с физическими и психическими отклонениями или детсад
2353 (18
микрорайон), который когда-то был физкультурно-оздоровительным, а с 2010
года стал массовым с направлением физкультурного развития воспитанников.
Таким
образом, процесс реформирования системы коррекционного образования медленно
развивается уже давно, однако, проблема будущего специализированных детсадов
только сейчас встала остро и в полный рост.
Именно в этом году активизировалось создание образовательных комплексов:
многие детсады уже присоединены к школам -- при этом вопрос сохранение
профиля
детсада, специализированных оздоровительных услуг и необходимого для этого
персонала в детсадах отходит под управление руководителя комплекса, то есть
головной школы. Со стороны администрации и чиновников при этом звучат
обещания всё сохранить, но от самих сотрудников детсадов и родителей
приходят другие
отзывы. Ситуацию усугубило и выведение медсестёр из штата детсадов в штат
поликлиник: <<В саду уменьшили ставки медперсонала -- в итоге в саду есть
оборудованный
массажный кабинет, но теперь нет массажиста, есть кабинет физиотерапии, но
некому её проводить>>, -- пишут родители на форуме Zelenograd.ru. На
внутренних
собраниях в некоторых учреждениях уже звучали предупреждения о том, что в
ближайшее время объём оздоровительных услуг может уменьшиться, а что будет с
сентября 2013 -- вообще пока никто не знает.
Дело в том, что следующий учебный год ознаменуется вступлением в силу нового
закона <<Об образовании>> -- а в нём для образовательных учреждений, в том
числе
дошкольных, вообще не предусмотрено никаких специальных статусов кроме
<<образовательной организации>>. Со статусами уходит и комплектование детсадов
по
разным профилям заболеваний, и <<специальное>> финансирование -- теперь
повышенные нормативы предусмотрены только для детей-инвалидов, а на всех
остальных
детей образовательные учреждения будут получать одинаковую подушевую сумму,
независимо от того, здоровые они или нуждаются в специальных условиях и
помощи
специалистов, согласно рекомендациям врачей. Такие рекомендации продолжит
выдавать окружная психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) но,
согласно
новому закону, вся рекомендованная ПМПК помощь с сентября 2013 года должна
будет оказываться детям не в профильных детсадах по направлениям, а в любом
детсаду, какой бы ни выбрали родители (или в каком бы ни нашлось место для
ребёнка). Основным принципом станет инклюзивное образование, то есть
совместное
воспитание всех детей, и здоровых, и <<больных>> -- для последних, впрочем,
детсад будет обязан создавать специальные условия и адаптированные
образовательные
программы. Обо всём этом Zelenograd.ru рассказали в интервью представители
зеленоградской ПМПК и Зеленоградского управления образования.
Справка Zelenograd.ru: Выдержки из закона <<Об образовании>>, касающиеся
обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
О том, как уже сейчас выглядит распределение детей с проблемами здоровья в
детсады после посещения окружной ПМПК, делятся впечатлениями родители:
<<Моему
сыну нужна помощь логопеда, психолога. Логопед направила на какую-то
комиссию (в 15 р-не) -- ребенок с ними просто не захотел общаться, ничего не
смог рассказать
(даже яблоко назвать не захотел). И единственное, что они сделали -- это дали
глупую выписку с диагнозом, рекомендациями и сказали идти в любой сад по
прописке,
там и должны мне предоставить специалистов. Но не факт что они там будут.
Сказали, куда хотите туда и идите>>, -- пишет одна из читательниц
Zelenograd.ru,
ставшая невольным <<первопроходцем>> нового порядка коррекционной помощи
малышам.
Родители детей, которые уже воспитываются в специализированных детсадах,
встревожены не меньше. <<Страшно представить, что мой ребенок, которого я с
большим
трудом смогла в логопедический сад, останется без специализированной
помощи:( В садах ничего не знают, информации нет, но все ждут...и похоже все
станет
совсем плохо>>, -- сообщает другая мама на форуме портала.
Детсады: <<Помогать продолжим>>
Zelenograd.ru провёл опрос компенсирующих детсадов, которые пока еще
действуют в городе -- о том, сохраняются ли там сейчас оздоровительные услуги
для воспитанников,
необходимый для этого персонал, и что произойдёт с ними в будущем. Те, кто
ответил на запросы портала -- заведующие детсадами 1226 (ортопедический),
2196
(коррекционный), 2058 (<<глазной>>) и 2290 (логопедический) -- утверждают, что
весь объём коррекционных услуг и персонала в их детсадах сохранится в
следующем
учебном году и не сокращается сейчас.
Детсад 1226 <<ортопедический>> (готовиться присоединиться к лицею 1557),
заведующая Гундина Марина Николаевна:
<<Наряду с образовательными услугами в учреждении осуществляется работа по
адаптации и оздоровлению детей с нарушением функций опорно-двигательного
аппарата:
занятия в бассейне, медицинский массаж, коррекционная гимнастика, занятия на
тренажерах, в каждой группе оборудованы коррекционные уголки для
индивидуальной
работы с воспитанниками в течение дня. Медицинское обслуживание детей в
необходимом объеме осуществляют специалисты 105 детской поликлиники. В
учреждении
работает Служба ранней помощи для семей с детьми от 2 месяцев до 2 лет,
имеющих нарушения развития или риск нарушения.
С 1 сентября 2013 года изменений в предоставлении услуг для воспитанников
детского сада, в том числе медицинских, не предусматривается. Наоборот, мы
планируем
увеличивать вариативность образовательных услуг по запросам родителей и
будем продолжать адресно оказывать образовательные услуги детям с особыми
образовательными
потребностями в зависимости от проблем развития каждого из них. В настоящий
момент комплектование учреждения осуществляется окружной ПМПК при наличии у
ребенка показаний к посещению нашего детского сада с согласия родителей. С
марта 2013 года начинается комплектование на новый учебный год. Наш детский
сад старается максимально выполнить социальный заказ и обеспечить местами
всех детей, нуждающихся в коррекционной помощи, сохраняя стабильно высокие
показатели
качества образования>>.
Детсад 2196 коррекционный (присоединяется к школе 1740 с 1 апреля 2013),
заведующая Макарова Елена Анатольевна:
<<Наш детский сад посещают дети с нарушениями слуха, зрения, ДЦП, задержкой
развития разных видов, с рахитом, аутизмом, умственной отсталостью,
заболеваниями
опорно-двигательной системы, сахарным диабетом, пороком сердца и другими
диагнозами. Общее количество воспитанников 156, из них со статусом
ребенок-инвалид
55 детей. На сегодняшний день им в прежнем объеме оказываются услуги по
оздоровлению, лечению и профилактике заболеваний -- реализуется основная
программа
дошкольного образования компенсирующей направленности с приоритетным
осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в
физическом
и/или психическом развитии детей (группы полного дня, кратковременного
пребывания ,,Особый ребенок``, Лекотека и Служба ранней помощи). Дополнительно
дети
занимаются плаванием. В детсаду работают воспитатели, педагоги-психологи,
учителя-логопеды, учителя-дефектологи, социальный педагог, музыкальные
руководители,
инструктор по физкультуре (плавание), воспитатель по физкультуре,
медперсонал -- штатные сотрудники детской поликлиники No 54 -- медсестры по
физиотерапии,
массажу, медсестра, врач по ЛФК.
С 1 сентября 2013 услуги для детей с ОВЗ сохранятся в прежнем объеме, т.к.
на основании статьи 2 ФЗ 273 учреждение не зависимо от формы и вида должно
осуществлять
весь комплекс образовательных услуг для детей, в том числе для детей с ОВЗ и
детей-инвалидов. В нашем учреждении все дети имеют какие-либо нарушения.
Если
есть такие дети, значит им будет оказываться необходимая помощь. В нашем
саду нет тенденции к снижению уровня и качества обслуживания детей с
проблемами
здоровья и развития. Наш детский сад является городской стажировочной
площадкой по теме ,,Особый ребенок. Социализация и успешность детей с
ограниченными
возможностями здоровья`` с 2012 по 2015 гг>>.
Детсад 2058 <<глазной>>, заведующая Белоусова Оксана Викторовна:
<<Несмотря на то, что понятия ,,коррекционная группа``, ,,учреждение
компенсирующего вида`` и другие выходят из употребления, это не означает, что
данный вид
специальных образовательных услуг перестанет существовать. Если есть дети,
которые нуждаются в таких услугах -- эти услуги будут им оказаны в нашем
дошкольном
учреждении. На сегодняшний день объём финансирования дошкольного учреждения
не уменьшился. Это позволяет продолжать оказывать все необходимые услуги и
услуги по обучению и воспитанию, а также по содержанию детей (присмотр и
уход). Услуги по медицинскому сопровождению воспитанников оказываются
специалистами
детских поликлиник, закреплённых за тем или иным учреждением. Услуги по
специализированному предназначению воспитанникам оказываются специалистами
дошкольного
учреждения (учитель-логопед, учитель-дефектолог и т.д.)>>
Детсад 2290 <<логопедический>> (присоединяется к школе 1194):
<<С 2012 года в детсаду функционирует 12 групп для детей с общим
недоразвитием речи, фактическая наполняемость -- 230 детей, проектная -- 220.
На данный момент
статус компенсирующего вида сохраняется, количество групп прежнее.
Коррекционно-развивающую работу ведут учителя-логопеды со всеми
воспитанниками детского
сада по основной общеобразовательной программе дошкольного образования
компенсирующей направленности. Профилактика детской заболеваемости
проводится в
общем режиме воспитателями групп, младшим педагогическим персоналом и
медперсоналом (медсестра, врач). С 1 января 2013 года медицинская сестра
переведена
в штат детской поликлиники, но объем работы, регулярность и качество
медицинского сопровождения воспитанников детсада сохраняется и
осуществляется в прежнем
режиме.
С 1 сентября 2013 года детсад продолжит осуществлять весь комплекс
образовательных услуг для детей, в том числе, детей с ограниченными
возможностями здоровья
и детей-инвалидов -- с использованием адаптированных образовательных
программ. В 2013 -- 2014 учебном году сохранится возможность оказания
специализированных
услуг коррекционно-педагогической направленности и медицинского
сопровождения. Дети с общим недоразвитием речи будут продолжать получать
помощь специалистов
в полном объёме. Штат воспитателей и младшего педагогического персонала
сохраняется полностью, учителя-логопеды в штате учреждения остаются. Сейчас
педагогический
персонал работает в прежнем режиме. Оказание образовательных услуг детям с
особыми образовательными потребностями организуется в формах групповой,
подгрупповой
и индивидуальной работы с учителем-логопедом или педагогом-психологом по
коррекции проблем развития>>.Подробнее -- ответы заведующих
Комментарии, полученные еще в двух детсадах, также свидетельствуют о
намерении их руководителей продолжать оказывать детям коррекционные услуги,
используя
для этого все возможности. Правда, на практике это пока выглядит довольно
туманно.
Алла Ольховка, заведующая <<логопедическим>> детсадом 455 (4 микрорайон),
рассказывает, что к ним в детский сад из <<электронной очереди>> сейчас
приходят
и дети, прошедшие ПМПК, и обычные дети. <<Видимо, часть детей с серьезными
отклонениями, нуждающихся в ежедневной помощи специалистов, мы будем
комплектовать
в отдельные группы, а дети с небольшими отклонениями, которым достаточно 2-3
раза в неделю заниматься в лого-пункте, будут в общих группах с обычными
детьми,
комбинированных, будут общаться и развиваться вместе с ними. Такие группы и
опыт работы с ними уже есть в других детсадах. Планируем пока так, а что
будет
в дальнейшем -- сейчас, наверное, никто точно сказать не может>>, --
подытоживает заведующая.
Детский сад 455 уже присоединен к школе 617 вместе с несколькими другими
детсадами 4-го микрорайона, у этого образовательного комплекса будет своя
программа
развития, и его руководитель будет решать, как обеспечить нужные условия для
всех поступивших к нему детей -- чтобы учреждение оставалось популярным и
сохраняло
хорошую репутацию. <<Если придут дети, которым нужна будет логопедическая
помощь, значит, их будут собирать в логопедические группы и т.д. --
Предполагает
Алла Ольховка. -- Так делалось и раньше, у нас были и детсады и школы с
отдельными классами или подгруппами детей, где занимались отдельными
направлениями
их развития. Видовое разнообразие детсадов исчезает, да, но условия для
детей будут созданы, и в этом нет ничего нереального. Можно брать нужных
специалистов,
ради финансовой базы можно вводить платные услуги по согласованию с
родителями, ведь это и для них очень удобно, а вопрос стоимости таких услуг
нужно решать
совместно -- они не обязательно должны быть дорогими. Я не думаю, что
директора комплексов будут закрывать специальные услуги в детсадах, что всё
будет
уничтожаться ,,на корню`` -- возможно, эти услуги будут выделены в отдельные
учреждения в рамках комплекса. Исходить будут из родительского выбора и нужд
детей. Мне кажется, что у всех этих нововведений неплохая перспектива>>.
В детском саду 1227 (1 микрорайон), который до января 2013 занимался
профилактикой туберкулёза, профиль <<детский сад присмотра и оздоровления>>
остался
в уставе несмотря на утрату статуса компенсирующего детсада. Правда, из-за
этого в нынешнем году детский сад уже успел свернуть дополнительные услуги
по
оздоровлению для детей, но сейас планирует кое-что вернуть. <<Будем открывать
лечебную гимнастику -- будет штатный специалист в детсаду -- и массаж,
возможно,
на платной основе, по предписанию врачей поликлиники. -- Говорит Галина
Суетенко, заведующая детсадом 1227. -- Нам нужно держать марку оздоровления,
это
тоже вопрос выживания. Теперь каждый сад сам должен решать, поддерживать ему
подобные услуги или нет, за счет собственных средств>>.
На вопрос о том, что будет с <<профильными>> воспитанниками <<туберкулезного>>
детсада и кто теперь будет заниматься такими детьми, она сообщила, что дети
с туберкулезной интоксикацией, которые были в саду, уже прошли курс лечения
и остались в группах, теперь в сад принимаются также дети на общих
основаниях.
А те, кто нуждается в профилактике или лечении туберкулёза, сейчас, в связи
с произошедшей реорганизацией в здравоохранении, поступают к врачу фтизиатру
по месту жительства и лечатся там -- курс лечения может длиться до 3 месяцев.
В серьезных случаях их отправляют на лечение в санатории, во всех остальных
случаях они после лечения идут в обычные детсады.
Специалисты: <<Система коррекционного дошкольного образования разваливается>>
Противовесом к оптимизму руководителей детсадов выступают педагоги детсадов,
специалисты-дефектологи, логопеды и профессионалы с другими специальностями
в этой области, которые проработали в системе дошкольного образования не
один год, видят её изменения <<изнутри>> и настроены весьма скептически.
Наталья Павлова, руководитель Службы ранней помощи и Лекотеки
зеленоградского детского сада 2058, опубликовала еще в декабре 2012 года
протест против реформы
коррекционного дошкольного образования на портале Демократор.ру, призвав
всех сочувствующих поставить под ним свои подписи. <<В последней версии
законопроекта
,,Об образовании`` не предусмотрено коррекционное дошкольное образование. --
Говорится в её обращении. -- Это означает, что в общие группы попадут все
дети,
в том числе и те из них, которые просто нуждаются в иных образовательных
программах и условиях. Потому что, прежде чем ребенок, например, с
проблемами
слуха, зрения и др. сможет общаться со сверстниками, его нужно этому
научить, чем и занималось коррекционное обучение. Кроме того, при таких
условиях дети
с аутизмом, истерией и т.п. тоже не будут иметь возможности выбирать
образовательное учреждение, а здоровые дети будут вынуждены находиться
(опять же,
без возможности выбора) в одной социальной среде с детьми, которые еще не
готовы к сколь-нибудь приемлемой коммуникации. Прошу поддержать предложение
о
внесении/возвращении пункта о коррекционном дошкольном образовании в проект
закона об образовании>>.
В декабре 2012 фонд <<Демократор>>, согласно своим правилам, отправил письмо
с
текстом обращения и 177 подписями в Комитет Госдумы по образованию. Ответа
оттуда до сих пор не пришло -- в нарушение закона <<О порядке рассмотрения
обращений граждан>>. 28 марта сгенерировано и отправлено повторное
обращение --
уже с 329 подписями. <<Всего у нас набралось около 600 подписей -- это очень
мало. Родители, похоже, не готовы вникать в проблему до тех пор, пока не
столкнутся
с ней в процессе образования своего ребенка>>, -- считает Наталья Павлова.
Подробнее о своей точке зрения, о своём опыте и своих аргументах против
нововведений она рассказала в комментарии Zelenograd.ru: <<Наше образование
однозначно
перестраивается в сторону инклюзивного, причем, как всегда, у нас всё по
максимуму -- перечеркивается старый опыт, остаётся только инклюзия. Я считаю,
что
у ребёнка должен быть выбор, причем и у здорового ребёнка, и у ребёнка с
проблемами здоровья. Не все дети с проблемами здоровья и не всегда могут
посещать
образовательное учреждение общего типа -- ко многим из них нужен особый
подход: если у них проблемы со слухом, со зрением, их нужно сначала научить
общаться,
а потом уже отпускать в коллектив. Делать это на ходу очень сложно и, боюсь,
будет бесполезно. С другой стороны, далеко не все здоровые дети обязаны
находится
в одном классе с детьми с отклонениями, у них должен быть выбор. Талантливые
дети не должны оставаться без условий для развития своих талантов. Всех
смешивать
-- плохо и тем, и другим. Нельзя уничтожать всю старую систему, которая
работала более полусотни лет и оправдывала себя, у истоков которой стояли
такие
корифеи, как Выгодский и Гальперин.
Таких лекотек, как та, которой я руковожу, в городе осталось немного -- можно
по пальцам пересчитать. Они возникли всего несколько лет назад, положение
о лекотеках было подписано в конце 2006 года, после чего они и начали
активно создаваться, воспитанники туда набирались хорошо. Мы занимаемся
детьми, которым
требуется коррекционная помощь, которые прошли окружную ПМПК и не посещают
детский сад -- цель лекотеки помочь им и подготовить их, если это возможно, к
выходу в детский сад. Часть детей после лекотеки идёт в детский сад, многие
из них -- в наш детсад, поскольку к нам направляли детей с проблемами зрения,
и детский сад у нас коррекционный, для таких детей. Есть в саду и несколько
групп для детей с ЗПП (задержкой психического развития) -- сейчас их две,
бывает
больше или меньше, в зависимости от числа набранных детей. Некоторые дети с
действительно серьёзными проблемами уходили после нашей лекотеки в школу
коррекционного
обучения или в коррекционный детсад 1853.
Что будет с лекотекой и с детским садом с нового 2013 учебного года -- мы не
знаем, никакой четкой информации никто не даёт ни нам, ни нашим
руководителям.
Непонятно, что говорить родителям детей, которые сейчас проходят ПМПК и
распределяются в детсады. Неизвестно, что дальше будет с теми, кто сейчас
посещает
нашу лекотеку -- а у нас есть дети с серьёзными проблемами со зрением, есть
инвалиды. А ведь ребёнок, который практически слеп, не сможет в свои 3,5
года
пойти в обычный детский сад, это просто нереально. Вроде бы, по новой
системе, к таким детям должны прикреплять тьюторов, но это опять же вопрос
финансирования
-- если труд тьюторов будет оплачиваться копеечной зарплатой, как это
предполагалось пару лет назад (порядка 12-15 тысяч рублей в месяц), то кто
пойдет
так работать? А ведь тьютор это не просто человек, который возит инвалидную
коляску, а специалист, который способен оказать ребёнку конкретную помощь и
знает, как это делать. Но пока и тьюторов никто не набирает, нигде это не
озвучивается, просто мелькает между строк, что они должны быть, а конкретно
ничего
неизвестно.
Я просчитала финансовое обеспечение по своей лекотеке, опираясь на нормативы
подушевого финансирования, которые установлены документом правительства
Москвы,
и на положение о лекотеках , где прописаны все штатные единицы, которые у
нас должны быть. Получилось, что даже если у нас все воспитанники будут
инвалидами
по зрению, на которых положен двойной норматив финансирования -- мы не сможем
оплачивать труд всех нужных нам специалистов. Для расчета я брала средние
зарплаты по нашему детсаду, они отнюдь не самые высокие. Возможно, до
сентября что-то поменяется в нормативах финансирования... Покав нашем
детсаду сохранился
весь штат профильных специалистов, наша заведующая очень за это <<болеет>> и
настроена сохранить коррекционную направленность сада, но насколько это
будет
возможно -- пока неизвестно. Сейчас финансирование детсадам выделено до
сентября 2013 года, возможно, после лета нормативы финансирования
поменяются. Возможно,
детский сад присоединят к школе, тогда решать за нас всё будет её директор
как руководитель образовательного комплекса."
Чиновники: <<Крайностей постараемся избежать>>
С официальной позицией относительно будущего коррекционного образования
зеленоградцы смогли познакомиться <<из первых рук>> совсем недавно -- на
встрече с
населением по теме образования в феврале нынешнего года, которую посетил
Исаак Калина, глава столичного Департамента образования. Один из вопросов к
нему
во время встречи, был таким: <<Неужели действительно детей с задержкой
физического и психического развития теперь будут обучать в одних учебных
заведениях
с детьми без подобных диагнозов? Если да, то представьте себе, что аутичный
ребенок, который мог бы обучаться в специальной коррекционной или
компенсирующей
школе и получать всестороннее образование и уход специалистов, обучается в
классе из 30-40 человек. А если этот ребенок с девиантным поведением... Я
считаю,
что сложившаяся до сих пор система образования в некоторых своих отраслях
все-таки была не так плоха, как Вам думается. И может быть не поздно еще
пересмотреть
свои взгляды на реформу образования, пока не поздно и система не разрушена
полностью?>>
На пространный вопрос Исаак Калина попытался ответить кратко, сообщив, что
не сторонник начинать дискуссии на эту тему, так как после них все, как
правило,
остаются при своём мнении. <<Как будут обучать таких детей в том же
Зеленограде -- решать тем учреждениям, которые работают с этими детьми. --
Заявил он.
-- Вопрос мне понравился с иной стороны -- ,,будут ли обучать?`` Конечно, будут!
Ведь в мире давно занимаются инклюзивным образованием. Напомню, что все
классы
для детей с задержкой психического развития первоначально создались в
общеобразовательных учреждениях, где разные дети общались между собой. Есть
разные
подходы, какой из них более эффективен -- вопрос достаточно спорный. Больше
всего расстраивает тот факт, что когда ребенка забирают в коррекционную
школу,
то назад его практически никогда не возвращают, хотя задача коррекции
заключается в том, чтобы дать ребёнку возможность через некоторое время
обучаться
наравне с другими детьми. При этом совершенно не обязательно, чтобы все дети
обучались вместе, в одной школе и в одном классе -- могут быть созданы
отдельные
классы, но при этом дети будут общаться между собой на переменах и
совместных мероприятиях. Ведь в Зеленограде жители не поделены на категории,
а живут
вместе? Неверно считать, что мы можем поделить детей, и нам, учителям, от
этого станет легче, потому что проще работать с однородной группой, чем с
разнородной
-- но жить-то потом всем придётся вместе, в одной среде. Однако, еще раз
говорю: никаких насильственных и волюнтаристских мер в этом направлении я
просил
бы не планировать, должны быть созданы свои решения в каждой конкретной
ситуации после её изучения, в каждом конкретном округе, в том числе в
Зеленограде.
Не надо создавать закрытых резерваций, где дети будут общаться только в
своем кругу, но и в одни классы всех не нужно объединять. Все крайности
плохи,
и мы постараемся их избежать>>.
Несколько позже, отвечая на вопросы родителей со встречи, Зеленоградское
управление образования уточнило на своём сайте, что в Зеленограде для детей
с
ограниченными возможностями здоровья работают специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-интернат VIII вида No 7, начальная школа -- детский
сад
компенсирующего вида 1853, средняя общеобразовательная школа надомного
обучения 367 и специальная общеобразовательная школа No 8 (для детей с
девиантным
поведением). Как подтвердили в интервью Zelenograd.ru представители
управления, эти учреждения пока никто реформировать не собирается.
Напомним, что до компенсирующих детсадов реформы пришли в четыре небольшие
зеленоградские начальные <<школы здоровья>>, которые после разнообразных
перипетий
в августе 2012 года присоединились к средним общеобразовательным школам.
Школа 1704 специализировалась на работе с детьми, имеющими проблемы со
зрением;
школы 1703 и 1701 принимали часто болеющих детей; школа 1704 занималась
преимущественно детьми с проблемами опорно-двигательного аппарата. После
присоединения
и потери статуса <<школы здоровья>> намеревались сохранить у себя
здоровьесберегающие технологии, но о сохранении специалистов и медуслуг по
большей части
речи уже не было.
В августе 2011 года о коррекционном обучении в зеленоградских школах в
интервью Zelenograd.ru рассказывал Юрий Белехов, директор зеленоградского
Центра
психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС), член
медико-педагогической комиссии Управления образования, врач-психотерапевт.
Поводом для интервью
стали новости о расформировании коррекционных классов в зеленоградских
школах и о прекращении работы специализированных коррекционных школ вроде
школы
1710.
Елена Панасенко
http://www.zelenograd.ru/news/8803/
Выпуск листа на новом месте: 7589
количество подписчиков: 318
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru