Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

[TIFLO] Юридический факультет МГУ переходит на новую систему подготовки

Юридический факультет МГУ переходит на новую систему подготовки
Текст:
Семен Архипов
19.04.2013, 00:04
Юридический факультет МГУ внедряет новые программы и переходит на подготовку
интегрированных магистров.

Декан юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Александр Голиченков
рассказал в интервью "РГ", как воспитать современного юриста.

Александр Константинович! Зачем менять сложившуюся систему обучения юристов?
Вас что-то не устраивает в нынешней системе подготовки юридических кадров?

Александр Голиченков: Неоправданно велико количество вузов, готовящих
юристов (зачастую - якобы готовящих). Сейчас их примерно 1200. Для них для
всех попросту
квалифицированных преподавателей не хватает. Тут истоки проблемы качества
юридического образования. Каждый организм, в том числе и социальный,
старается
воспроизвести самого себя. Лучшие вузы делают это на высоком уровне,
худшие - на том, на котором могут. Тут появляется еще одна проблема -
качества подготовки
юридических научных и педагогических кадров, научных юридических
исследований. Есть и тема ведомственных вузов: нельзя "зацикливать"
вузовскую подготовку
кадров для той или иной отрасли только в вузах этой отрасли. Так ведь и до
"ведомственной гемофилии" недалеко.

То есть, по-вашему, нужна своеобразная чистка рядов? А как определить,
качественный вуз или нет? Ассоциация юристов России (АЮР) для этого проводит
общественно-профессиональную
аккредитацию юридических вузов? Юрфак МГУ участвует в этом?

Александр Голиченков: Чистка нужна. Общественная аккредитация АЮР - один из
ее инструментов. Она осуществляется по результатам обследования вуза,
проводимого
экспертами АЮР на основании определенных показателей и критериев (в
настоящее время их 40), в том числе по направлениям: качество организации и
обеспечения
образовательного процесса, научная деятельность, материально-техническая,
информационная, кадровая обеспеченность и пр. Пока аккредитовано 104 вуза.
Юрфак,
конечно же, в этом участвует: его профессора и преподаватели являются
членами соответствующих комиссий АЮР, экспертами. Не могу не отметить, что
юридический
факультет МГУ первым прошел такую аккредитацию и получил свидетельство под N
1.

А как еще определить, качественный вуз или нет? Рейтинги в этом помогают?

Александр Голиченков: Конечно. Для любого вуза престижно быть в первых
строках рейтингов. Но с одной оговоркой: если можно доверять организации,
которая
эти рейтинги составляет. Опять же, на чем основаны рейтинги? Нас все время
критикуют, что мы занимаем не самые высокие места в основных мировых
рейтингах
(в этом году МГУ занял 50-ю строчку в репутационном рейтинге TIMES, который
составлен влиятельным в мире образования приложением газеты - Times Higher
Education при участии информационной группы Thomson Reuters). Однако в
прошлом году команда юрфака МГУ выиграла престижный англоязычный конкурс
(Всемирный
конкурс по международному праву имени Филипа Джессопа. - Прим. ред.), а в
этом году наша же команда дебютантов завоевала в нем 10-е место. Если по
этому
критерию судить, то мы уже два года подряд в первой десятке!

С 2011 года юридический факультет МГУ работает по собственным
образовательным стандартам. В чем смысл подготовки интегрированных
магистров?

Александр Голиченков: Была б моя воля, я бы никогда не перешел на
двухступенчатую систему. Все-таки мы неплохо готовили по специалитету. В
отличие от всех
других вузов, мы нашли выход из этой ситуации и сделали стандарт
интегрированного магистра. Обучение - шестилетнее. Предусмотрены специальные
профили.
Это своеобразный компромисс, попытка не потерять часы по специализации из-за
внедрения системы "бакалавр-магистр". Каждый студент движется по своей
образовательной
траектории, выбирает те дисциплины, которые ему нужны в соответствии с
профилем. Такой подход предполагает современное обеспечение, например, в
рамках
проекта "электронного университета", включая электронное расписание групп,
которые, кроме как на данном занятии, нигде больше не соберутся, а также
учебно-методические
электронные комплексы, которые включают в себя программы интерактивного
обучения. Это все звенья одной цепи.

Юрфак постоянно наращивает внебюджетные программы, а работодатели финансово
участвуют в подготовке студентов?

Александр Голиченков: Этот вопрос не такой простой, как кажется. Исторически
целевая и фундаментальная подготовка в классических университетах не совсем
друг с другом стыкуются. Но мы прекрасно понимаем, что сейчас потенциальный
работодатель не хочет тратить время и собственные деньги на доводку
специалиста.
Мы пытаемся найти какие-то рычаги решения проблемы, не теряя
фундаментальности образования. Например, чтобы подготовить кадры для
конкретных потребителей,
допустим, прокуратуры или наркоконтроля, нужно не только осуществлять
целевой набор, но и целевую подготовку студентов: привлекать работников этой
системы
к составлению учебных программ и чтению спецкурсов, в этих структурах должна
проходить практика. Такие процессы начались в Московском университете и не
только на юрфаке. Например, университет заключил договор со Следственным
комитетом РФ о подготовке на базе Высшей школы государственного аудита МГУ
следователей
финансовой направленности.

Рынок уже сложился, и наших выпускников с большим удовольствием берут в
корпорации и юридические фирмы, в том числе зарубежные. А выпускников
какого-то
другого вуза лучше принимают на работу в муниципалитеты. Но нам бы хотелось,
чтобы процент наших выпускников, желающих работать в госорганах власти, был
больше, чем сейчас - 17%.

Расскажите о плане развития факультета в связи с переездом в новый корпус.

Александр Голиченков: Новый корпус - не конец многолетней работы, а начало
реализации специального плана развития факультета. В его основе - четыре
амбициозных
проекта: "Электронный университет", о котором я уже говорил, "Ситуационный
центр правовых инициатив", "Криминалистический центр", "Социальная среда".
Последний
- весьма интересен. Он предполагает системный подход к становлению в
процессе обучения личности юриста, формированию его гражданской позиции,
отношения
к университету, его традициям, закону, государству, обществу, гражданам.
Тот, кто вышел из стен юрфака, должен знать, что смысл, содержание и
применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления определяют права и свободы человека и гражданина, именно их
должно
обеспечивать правосудие.

Но это, скорее, вопросы профессиональной этики...

Александр Голиченков: В том числе. Но это еще и вопрос о том, где начинается
и заканчивается юридическое образование. Сейчас, наверное, лишь безразличный
человек не задает себе вопрос: что происходит вокруг? Почему возможно
возбуждение уголовного дела ни о чем и ни про что? Почему решить вопрос с
чиновником
зачастую можно, только если заплатил деньги? Начинать формирование правовой
культуры в вузе поздновато. Начинать нужно в школе. Я твердо уверен, что
если
праву там не учат - это первый шаг в никуда. Человек, который не знает своих
прав, а также своих и чужих обязанностей - благодатный объект
злоупотреблений.

В рамках подготовки к празднованию 20-летия Конституции России мы хотим
провести съезд и организовать Ассоциацию школьных учителей по праву. В
перспективе
- добиться того, чтобы на вступительных экзаменах на юридические факультеты
спрашивали не абстрактное обществознание, а именно право. Ведь важно знать
не только, как воспитать юриста, но и из кого.
http://www.rg.ru/2013/04/19/yurfak.html

Выпуск листа на новом месте: 7616
количество подписчиков: 317
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

Ответить   Fri, 19 Apr 2013 05:13:17 +0400 (#2728644)