К новому Манифесту: о движущем противоречии «общества знания»
"Вчера горячо обсуждали проблемы того нового этапа в развитии человечества, который уже получил название «общество знания». Затравкой послужил черновой текст моего тезки об «экономике знания». Признали взгляды Элвина Тоффлера стимулирующими, но недостаточными. Решили провести «мозговую атаку» и сформулировать, чего же следует добиваться, за какое устройство общества и распределение благ в нем надо бороться организационно, идеологически и политически. Вспоминали тамплиеров, суфиев, масонов
и Интернационал. В своё время Карл Маркс и Фридрих Энгельс увидели движущее противоречие наступавшего тогда индустриализма в борьбе рабочего класса с работодателями-капиталистами и 21 февраля 1848 года издали «Манифест Коммунистической партии», который начинался фразой «Призрак бродит по Европе – призрак коммунизма», заканчивался призывом «Пролетарии всех стран, объединяйтесь!». Полтора века этот Манифест определял всемирную историю. Но каково движущее противоречие наступившей эпохи постиндустриализма? Ведь
история не кончилась с крахом Советского Союза, а разгулявшаяся ныне в РФ реакция неофеодализма – это не стержень мирового развития, а исторический тупик и симптом вымирания и деградации. Под впечатлением вчерашних разговоров сподобился написать следующие слова, которые не претендуют быть запевкой какого-то нового манифеста для широких масс, а передают направление мысли тех немногих моих друзей, которые отваживаются вопрошать о будущем:
«Ясно, что в "обществе знания" должен доминировать
интеллект. Он производит блага, потребляемые , однако, не только всем обществом, но и шкурниками, стремящимися через эксплуатацию знания узурпировать власть. Интеллект же продолжает уступать силе, поскольку пока не откристаллизировался в касту. Задача - освободить интеллект от эксплуатации тех, кто паразитирует на интеллекте. Но для того, чтобы интеллект смог справедливее переустроить-иерархизировать общество, - он должен самоорганизоваться в сообщество субъектов, осознающих свой общий интерес. Не сила, а дух
- вот кормчий общества, его модернизатор, оптимизатор, гармонизатор. В новых исторических условиях духовно-облагороженная власть призвана обуздать сопряженное со шкурничеством насилие, брамины призваны судить деяния кшатриев и вайсья и защищать шудру, моральный авторитет новой всемирной «церкви» интеллекта призван превозмочь нынешнюю эгоистическую неправедность корпораций, хунт, партий, государств».