Как глуп был в молодости, когда три года (1962-1965) общался с Алексеем Фёдоровичем Лосевым, помогал ему в работе и мчался к нему после закрытия Ленинки и обсуждал с ним новые веяния и публикации и для него составил конспект книги Альфреда Розенберга «Миф ХХ века» и т.д. А сейчас посмотрел фильм «Больше, чем любовь» к 115-летию его рождения (телеканал «Культура») – и пожалел, что был недостаточно любопытен, почти не расспрашивал его о прожитом, не записывал его воспоминания.
Аза
Алибековна Тахо-Годи остается бодрой и сообразительной. Она – счастье для Лосева. Я это оценил, допоздна занимаясь с Алексеем Фёдоровичем. Она с огромным почтением относилась к нему, да и обо мне заботилась душевно. Кстати, рабочее место для меня в читальном зале «Дома Лосева», как сказала Елена Виноградова, будет готово только к концу октября, ещё не поступило оборудование.
Поразительно, до чего насыщенной и многообразной была духовная, творческая и личная жизнь Лосева. И его субъектный титанизм
столкнулся со сталинской нетерпимостью к свободе, с инквизиторским «раскулачиванием» низовой субъектности. Стало не по себе до мурашек на коже, когда представил, что сотворили сталинские опричники с великим ученым. Но не сломили его. Правда, после неожиданного освобождения из сталинского ГУЛАГа пришлось Лосеву подчеркивать свою лояльность, и я с этим столкнулся и возмутился, когда довелось редактировать его рукопись «Античный атом и современная наука». Его, как собачку Павлова, выдрессировали тасовать цитаты
из Маркса и Ленина, если он хотел опубликовать какую-либо работу по античной философии. И он боялся даже в 1961 году цитировать Павла Александровича Флоренского, которым вдохновлялся.
Очень понравились комментарии Азы Алибековны. Несколько раз в последние месяцы слышал её выступления, общался на фуршетах в «Доме Лосева», вспоминали с ней далекие дни моего секретарствования у Алексея Фёдоровича. Ей можно позавидовать – она занята благороднейшим делом, приобщая новые поколения к великим постижениям
русской мысли. Очень доходчиво она в фильме объяснила суть мифа как кода сущего и мифических персонажей как «живых идей». Эстафета эсхатологически-теургической Русской Идеи, надеюсь, благополучно передастся подрастающим правоверным.