Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Российский импульс для мирового ислама

 

На поверхности лежит актуальнейшая тема всемирно-исторической значимости – модернизированный российский ислам, прежде всего идеи Исмаила Гаспринского и татарских джадидистов. Пока инициативу держат египетские исламские мыслители (начиная с незабвенного Мухаммада Абдо 1849-1905) и отчасти турецкие и малайзийские модернизаторы (вплоть до последователя Махатхира бин Мохамада – суфийского поэта и нынешнего малайзийского премьера Абдулы Бадави). Но выскажу неожиданную мысль – наши реформаторы ислама не уступают их современникам Абдо и его учителю Джамал ад-Дину ал-Афгани ни по мощи ума, ни по прозорливости духа. Позор, что мы их знаем в основном понаслышке и не держим их труды у себя под рукой. Хотел я сподвигнуть на совместное написание книги о них талантливейшего Мурата Расильевича Заргишиева, который был народным депутатом РСФСР и помощником Председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнуддина и издателем-редактором прекрасного журнала «Мусульмане», но никак времени не находилось, хотя мы договорились – встретиться и начать.

Слава Аллаху, на горизонте обнаружил подкованного блоггера Корнелиу из Киева ([info]corneliu) и прочитал его заметку «Всемирно-историческое значение российского ислама», как будто мной самим написанную:

«По ряду причин ислам в Московии/Российской империи приобрел уникальный характер, обусловивший массу совершенно нетривиальных для мусульманского мира явлений - от первого (здесь и далее имеется в виду - первого в мире) мусульманского издания Корана до первой участвующей в выборах мусульманской политической партии, от совершенно уникального феномена существования в средневековом христианском государстве значимого исламского меньшинства (и, стало быть, первого исторического примера того, как умма не управляла собой) до первых в исламском мире попыток нациогенеза по европейскому образцу, от "нового метода" до первой почти-состоявшейся мусульманской республики. Я ОЧЕНЬ грубо, но идеологическую базу для Турецкой республики (а это первый в истории пример "светской республики" в мусульманском мире, создавший "матрицу" для всех дальнейших попыток строительства в оном нейшн-стейтз "как в Европе") создали именно российские мусульмане - и никто другой не смог бы.

Насколько я могу судить исходя из своего (ограниченного) кругозора, этот факт не осознается в должной мере ни западными исламо-/востоковедоми (ОК, кое-кем осознается, но в общем дискусре этого осознания нет, российский ислам скорее воспринимается как предмет маргинальный и особого внимания не заслуживающий), ни тем более современными мусульманами на территории бывш. Российской империи. Меня в свое время даже поразило, насколько крымскотатарская национальная интеллигенция, при всей риторике типа "Гаспринский-наше-все", совершенно не понимает масштабов наследия Гаспринского и как минимум половину его мессаджей. Некоторые постсоветские востоковеды что-то типа подозревают, но нащупывая мысль сползают в евразийство и т.п. Я сильно огрубляю, но понятно.

Это тезисно, конечно. Развернуть можно, и много, просто давно собирался это сказать, а времени все нет. А в одной фразе: в силу уникальности исторического контекста, в России сформировался совершенно особый и уникальный, типа "прогрессивный" ислам, повлиявший на мировую умму колоссально, но это влияние обычно недооценивается».

[info]tomindar:
Полностью согласен с вами. Но не могу согласиться с мыслью, что наш российский прогрессивный ислам как-то повлиял на мировую умму. Из-за изоляции российских мусульман внутри СССР, прогрессивность российскойго (читай: татарского) ислама так и осталась внутри России. Конечно, татарские интеллектуалы типа Гаяза Исхаки и Садри Максуди оказали огромное влияние на лидеров Турецкой республики, но Гаяз, Садри, а также некоторые другие деятели не были богословами и их влияние было в основном светским. Например, идеи пан-тюркизма наиболее эффективно продвигались именно этими татарскими деятелями, но их взгялды были в основном нерелигиозными. Более того, эти деятели представляли себе пан-тюркизм именно как альтернативу пан-исламизму.
В настоящее время, фундаменталистский ислам представляет собой огромую угрозу всему миру. Единственный способ успешной борьбы с ним - это подрыв ислама изнутри. А это можно сделать только путем раздробления ислама с помощью его прогрессивной ветви. Иными словами, если бы Запад кое-что понимал в исламе, он бы сделал все возможное, чтобы идеи татарского "Евроислама" нашли распространение во всем мире. Перевод даже хотя бы нескольких статей Рафаэля Хакимова на арабский и персидский языки были бы уже огромным шагом в этом направлении.

[info]corneliu:
Ну, о "светскости"/"нерелигиозности" татарских интеллектуалов в 19 и даже начале 20 в. можно говорить только очень условно, и я бы так не сказал. "Пантюркизм" Гаспринского (а все-таки это его идея) однозначно был религиозным... ну и не могло быть иначе в условиях, когда нацию формировал миллет.
Тут можно спорить о терминах и вдаваться в частности, но на самом деле, это не важно. ОК, повлиял не "ислам"; повлияли мусульманские интеллектуалы. Если даже назвать то "влияние" (условно, понятно, о чем идет речь), которое имело место, "нерелигиозным", это все равно, по любому, это "влияние" - совершенно уникальная штука, рожденное в среде именно российских мусульман с их уникальной историей, и более нигде оно сформироваться не могло. Даже если речь о заимствованной (хотя и несколько переосмысленной по-своему) идеологии национализма - в мусульманском мире она могла адаптироваться к условиям уммы только в среде российских мусульман.
Я не верю, что фундаменталистский ислам представляет собой серьезную угрозу всему миру. Не соглашусь и с тем, что прогрессивный ислам - это подрыв изнутри. Марджани и другие татарские богословы и, конечно, не только татарские, но и афганские и т.п., доказали, и в этом их историческая заслуга, что "прогрессивный" ислам не менее логичен и легитимен, нежели "фундаменталистский". Типа кто сказал, что врата иджтихада закрыты, и все такое. Типа мы не хуже вашего следуем Корану и Сунне, тока мы не видим, что в том Коране и что в той Сунне запрещало бы нам пользоваться благами прогресса и оный прогресс самим развивать.
А вот с этим - если бы Запад кое-что понимал в исламе, он бы сделал все возможное, чтобы идеи татарского "Евроислама" нашли распространение во всем мире - солидаризуюсь стопудов.

[info]siegmund_kafka:
Так напиши. Можно вместе.

[info]corneliu:
Угумн, по английски и сразу книжку. Не, если серьезно, то конечно и правда надо. И вместе было бы идеальным вариантом, бо у меня все ж таки большие пробелы в образовании. Ну ОК, давай это в режиме и-мейла. (...да и я уже как-то слишком много "книжег" последние годы собираюсь написать, и все какой-то хуйней при этом занимаюсь...)
ОФ: на концертрег-та сходил /Пол Маккартни ради установления мира между израильтянами и палестинцами дал 25 сентября 2008 года концерт в Тель-Авиве/? вчера у вас было действо, да?
ОФ-2: да, а цыпчка в лифте новую коалицию в течение праздников и в преддверии муниципальных выборов собрать в состоянии, или досрочные выборы неизбежны, чо думаешь?

[info]siegmund_kafka:
мушрифа с любкой ходили. Грят, сортирофф много, ментофф мало, никто не дрался и не пъянствовал, удивляюццо. Тока вертолеты сверху летают. Еще его с истребителями привезли, от террора-то. Почему в лифте?

[info]corneliu:
Расклад прост - если выборы, то все берет Н. Барак, пока сам не знает, чего ему хотет. ШаС пытается урвать, по-пятиминутному. Если ЦЛ создает коалицию, то надо ломать бюджет (а сейчас мировой кризис), зато к досрочным выбором через полгода она придет бывшим премьером. За эти полгода должны быть приняты кардинальные решения в экономике и версус Иран. Вот Барак и не может понять, что же для него лучше.

[info]juliett2007:
прикольно) Тут у нас в Казани книжки джадидов тоннами издают. На русском даже больше чем на татарском, просто часто те, кто в принципе понять это все может, татарского, даже если он родной, не знает, во всяом случае, чтобы на нем книжки умные читать. Я вот снобистски могу про себя сказать, что интелегент в N-ном поколении, только все эти поколения те самые джадидские, пра-прадед - просветитель, школу в деревне открыл, теперь имени его и музей его есть. А мама татарский знает на уровне кухни и то не оч хорошо. А это ее первый язык. Она на нем думать училась.
Конечно, лучше за идею бороться и детишек арабской грамоте учить, чем вспоминать о потерянном статусе и бабках и ощущать себя мурзой - лапотником, хоть даже документ имееца. Вот и пойми, откуда берется интелегенция.

[info]corneliu:
та ладно тоннами - я нашел _нормальные_ тока книжонки Татарского книжного издательства, тираж у всех типа аж тыща экземпляров, продаюццо в специализированном магазине татарской книги в подвальчиге... или мы о разном;), или у нас разные представления о тоннах;)), или я слона не приметил.
*шмыгнув носом*...а я вот крестьян...

[info]skurlatov:
Подобные мысли провожу в своих заметках уже несколько лет, осмысливая наследие Исмаила Гаспринского и татарских джадидистов

[info]corneliu:
Очень интересно, спасибо. Я, боюсь, пропускал. А ссылки можно попросить?
Безусловно, эта мысль, на самом деле, достаточно очевидна и не требует никаких сверхъестественных усилий. Я осознаю ограниченность своего кругозора - но я как-то не читал ее нигде изложенной развернуто, логично и с пониманием общего контекста...

[info]skurlatov:
Через 5 минут размещу данное обсуждение в своем Живом Журнале, а ссылки поищу в недрах ежедневных заметок, там копаться надо полдня.


В избранное