В питерском Интернет-еженедельнике «Дело» за 14 апреля 2008 года читаю материал Артемия Александрова – «Россия – сверхдержава из третьего мира». «Цифры последнего исследования качества жизни россиян, оглашенные Институтом социально-экономических исследований (ИСЭИ) РАН, - пишет автор, - выглядят как статистика из страны третьего мира, многие годы переживающей гражданскую войну. Такова изнанка новейшего российского газово-нефтяного сверхдержавия». К сожалению, первоисточника этих цифр, то есть научного издания или доклада ИСЭИ РАН, да и самого этого «ИСЭИ РАН», в Интернете нет, подозрение
падает на Институт социологии РАН, но он избегает острых цифр, если судить по его отчету в «Российской газете» от 22 декабря 2007 года в изложении журналистки Екатерины Добрыниной «Россия как она есть: Социологи в очередной раз замерили "градус" общественных настроений».
И вот что пишет Артемий Александров, и я приводимым им данным и сопоставлениям склонен верить:
«Цифры последнего исследования качества жизни россиян, оглашенные Институтом социально-экономических исследований (ИСЭИ) РАН, выглядят как статистика из страны третьего мира, многие годы
переживающей гражданскую войну. Такова изнанка новейшего российского газово-нефтяного сверхдержавия.
По данным ИСЭИ, в РФ сегодня 4 млн. бомжей, 3 млн. нищих, около 5 млн. беспризорных детей, 3 млн. уличных и привокзальных проституток, более 6 млн. ВИЧ-инфицированных и больных СПИДом. Более 40 млн. граждан РФ живут за чертой бедности. Из 31 млн. российских детей до 18 лет абсолютно здоровых - не более 30%, 2 млн. из них безграмотны, 3,5 млн. - инвалиды, 1 млн. - наркоманы. Количество детей-сирот
в путинской России превысило показатель мая 1945 года - 750 тысяч (против 678 тысяч).
Заключенных в РФ - свыше 1 млн. (мировое лидерство, если считать по их количеству на 100 тыс. населения), тогда как существующие камеры рассчитаны лишь на 700 тысяч. По средней продолжительности жизни мужчин РФ занимает 136-е место в мире, женщин - 91-е место. А по уровню жизни находится на 60-м месте.
Зато по числу миллиардеров РФ делит 7-9-е места, а половиной всех национальных богатств владеет 1,5%
населения страны. Зато растет армия чиновников - более 1,1 млн. чел. Российский генштаб по количеству офицеров превысил показатели Великой Отечественной войны - при том, что с 1991 г. армия сократилась почти в 5 раз.
Социально-экономические итоги путинского президентства комментирует бывший член комитета Госдумы по экономической политике, экс-председатель Госкомитета РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства, создатель межрегионального общественного фонда социальной солидарности "Наш
выбор" Ирина ХАКАМАДА.
- Увы, уже после распада СССР идея социального государства была отодвинута на далекое будущее. Несмотря на обновление экономики, пропасть между различными слоями населения стала увеличиваться. В условиях дикого накопления капитала государство перестало играть роль социального регулятора, и вся экономика начала носить "рыночно-джунглевую" форму. Однако если 90-е годы еще можно было как-то оправдать, т.к. у государства были периоды настоящей нищеты, то за последние
8 лет российская экономика сделала огромный скачок вперед. Но государство так и не обратило внимания на социальную сферу, продолжая лишь формировать критическую массу бюрократии, приоритетом для которой всегда является только собственное преуспеяние.
В итоге качество жизни населения только ухудшилось. Государство же занимается тем, чтобы показывать другим странам, "где раки зимуют". Вливает огромные средства в те сферы, откуда можно получить быстрые деньги, не обращая внимания на такие
отрасли, как авиа- и судостроение. Не создает социально ориентированной, прозрачной системы, основанной на совмещении государственных и частных фондов индивидуального страхования (в области пенсионного обеспечения, здравоохранения и образования), что позволяло бы застраховывать экономику от инфляции.
В итоге коэффициент разности доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных людей в РФ такой же, как в самых неразвитых странах третьего мира, - 18%. К примеру, в США он 8%, в Европе - от 4% до 6%. Инвалиды
у нас предоставлены сами себе; идет дискриминация людей по возрасту; работы не хватает; после 45 лет невозможно начать новую благополучную жизнь; деньги с налогов и выплат нам не возвращаются и т.д. Но наше бюрократическое и коррумпированное государство, использующее деньги и народ только в своих целях, это не волнует. Народ исключен из политической и экономической моделей.
- Какие фундаментальные изменения нужно произвести в государственном устройстве РФ?
- В первую очередь, нужно вводить
элемент политической конкуренции и проводить масштабную административную реформу правительства, создавать независимый парламент. Впрочем, я уже давно махнула рукой на создание в РФ настоящей демократии.
У нас выращивается гигант в виде партии "Единая Россия", которая все крепче сцепляется со всеми ветвями власти; уничтожается любое разделение властей; на рынке создаются т.н. госкорпорации, которые по объему активов будут превышать всю экономику.
Парламентаризация страны после
последних выборов заморожена, по-видимому, лет на 8. Всё это означает уничтожение какой-либо обратной связи с обществом. Такая система не зависит ни от кого и, если случится серьезный кризис, рухнет вместе с государством.
- Что может заставить российское государство повернуться лицом к людям?
- Скорее всего, это произойдет лишь тогда, когда проблемы, которые озвучил в цифрах ИСЭИ, серьезно ударят по экономике страны (впрочем, это происходит уже сейчас). Наше государство задумывается, лишь
когда гром грянет. Например, сейчас на федеральном уровне начинают обращать внимание на малый бизнес - но только потому, что угроза экономики от власти монополий уже очевидна. Задумываются о пенсионных реформах не из-за заботы о благополучии населения, а потому, что нынешняя система пребывает в кризисе, который захватывает и все государство. То же самое и с продолжительностью жизни населения: государство не может существовать, когда количество активного населения стремительно падает.
Дмитрий Медведев
прав, говоря, что бюрократию надо убирать с рынка, стимулировать малый бизнес и создавать средний класс, который и может стать необходимым стабилизатором и оппонентом в экономике и политике. Но один Медведев, даже если захочет, не сможет сделать многого. Той же цели должны быть привержены все высокопоставленные лица и чиновники. К тому же правительство пытается исправить проблемы экономическим путем, но только им это сделать практически невозможно.
Нужна кардинальная смена политического и административного
устройства. Так что в ближайшее время катастрофические показатели могут инерционно чуть-чуть и улучшиться, но могут и серьезно ухудшиться, если наступит неожиданный кризис.
- А если провести политическую реформу и всерьез взяться за решение социально-экономических проблем, то когда может наступить серьезное улучшение?
- Проблемы сирот, беспризорников, инвалидов, медицинского обеспечения детей и тому подобные точечные проблемы социальной сферы можно решить лет за 5. С низкой продолжительностью
жизни, пенсионным обеспечением, трудоустройством и другими фундаментальными проблемами населения, конечно, так быстро не справиться. Но кардинально исправить положение до "нормального" уровня за 10 лет вполне реально»