Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Крупным планом" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Скурлатов В.И. Философско-политический дневник
Александр Зиновьев перед лицом будущего 2
Александр Александрович Зиновьев и Карл Моисеевич Кантор вопрошали об истории и возможных исходах будущего, осмысляя известный эсхатологический тезис Карла Маркса о прыжке из царства необходимости в царство свободы. Сам факт такого вопрошания – абсолютное свидетельство субъектности вопрошающих. Казалось бы, необходимо этот глубиннейшее-достоверный факт максималистского вопрошания положить в основу методологии человеко- и обществознания, как сделал Мартин Хайдеггер в трактате Sein und Zein (1927). Тогда
собеседники вышли бы на субъектное понимание истории вообще и коммунизма в особенности, ибо коммунизм устремлен к максимальной субъектизации человечества, к субъектности для всех – «свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех». И конечное состояние коммунизма (царство свободы) – то же самое Царство Небесное, которое изображено в заключительных двух главах 21 и 22 Апокалипсиса. Но для того, чтобы отречься от старого мира и стряхнуть его прах с наших ног, чтобы штурмом взять Небо и «се, творю
все новое», "мы наш, мы новый мир построим - кто был никем, тот станет всем" - необходима Коммунистическая Революция с низвержением всего греховного и нечистого, то есть Страшный Суд. Наш Великий Октябрь с его «Двенадцатью» – лишь репетиция будущего Заклания Агнца (Богосаможертвоприношения). Однако Александр Зиновьев и Карл Кантор так и не смогли порвать пуповину объектоцентризма и увязли в сущем, не прорвавшись к бытию. Так, Карл Кантор попытался преодолеть объ-ект через про-ект в изданной весной
2002 года книге «Двойная спираль истории: Историософия проектизма. Том первый. Общие проблемы" (Москва: Издательство Языки славянской культуры, 2002. – 904 стр.), но, на мой взгляд, так и не постиг сопряженный с хайдеггеровским наметом (Entwurf) субъ-ект и остановился на обессмысленной исторической спирали вместо эсхатологического круга. |
В избранное | ||