Валерий Цепкало сообщил, что посмотрел японский фильм «Чингисхан: Великий Монгол» (2007, режиссер Синичиро Савай). Как видно из фильма, взрыв экспансии начался лишь тогда, когда вокруг будущего владыки мира собралась примерно дюжина орговиков. В одиночку ничего не добьешься, будь хоть семи пядей во лбу. Сама по себе пассионарность одного бессильна, а вот если сплотятся несколько пассионариев, то их энергетика сконцентрируется-самосфокусируется во всепрожигающий лазерный луч. И пассионарность
являет себя миру, переворачивает историю. Особенно справедлива эта истина в наши дни, когда не только в России, но на Западе и кое-где на Востоке создался вакуум силы, вакуум пассионарности. А в нашей евразийской Heartland, несмотря на нынешнюю Русскую Катастрофу (ниц перед Золотым Тельцом, ошкуривание, почти поголовная депассионаризация), - продолжается вечный бой, главная развязка впереди.
Поэт Александр Блок выразил суть нашей судьбы, и снова актуально его прозрение:
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво И моет берега. Над скудной глиной желтого обрыва В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли Нам ясен долгий путь! Наш путь - стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь.
Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной - В твоей тоске, о, Русь! И даже мглы - ночной и зарубежной - Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами Степную даль. В степном дыму блеснет святое знамя И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится Сквозь кровь и пыль... Летит, летит степная кобылица И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи... Останови! Идут, идут испуганные тучи, Закат в крови! Закат в крови! Из сердца кровь струится! Плачь, сердце, плачь... Покоя нет! Степная кобылица Несется вскачь!
7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над
степью в полночь стали: Не вернуться, не взглянуть назад. За Непрядвой лебеди кричали, И опять, опять они кричат...
На пути - горючий белый камень. За рекой - поганая орда. Светлый стяг над нашими полками Не взыграет больше никогда.
И, к земле склонившись головою, Говорит мне друг: "Остри свой меч, Чтоб недаром биться с татарвою, За святое дело мертвым лечь!"
Я - не первый воин, не последний, Долго будет родина больна. Помяни ж за раннею обедней Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою Степи и мосты, В темном поле были мы с Тобою,- Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим, Средь ночных полей, Слышал я Твой голос сердцем вещим В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась Княжеская рать, И вдали, вдали о стремя билась, Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы Реяли
вдали. А над Русью тихие зарницы Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом Угрожал бедой, А Непрядва убралась туманом, Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей, Прямо на меня Ты сошла, в одежде свет струящей, Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу На стальном мече, Освежила пыльную кольчугу На моем плече.
И когда, наутро, тучей черной Двинулась орда, Был в щите Твой лик нерукотворный Светел навсегда.
14 июня 1908
4
Опять с вековою тоскою Пригнулись к земле ковыли. Опять за туманной рекою Ты кличешь меня издали...
Умчались, пропали без вести Степных кобылиц табуны, Развязаны дикие страсти Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою, Как волк под ущербной луной, Не знаю, что делать с собою, Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи И трубные крики татар, Я вижу над
Русью далече Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей, Я рыщу на белом коне... Встречаются вольные тучи Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли В растерзанном сердце моем, И падают светлые мысли, Сожженные темным огнем...
"Явись, мое дивное диво! Быть светлым меня научи!" Вздымается конская грива... За ветром взывают мечи...
31 июля 1908
5
И мглою бед неотразимых Грядущий
день заволокло. Вл. Соловьев
Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла, И, словно облаком суровым, Грядущий день заволокла.
За тишиною непробудной, За разливающейся мглой Не слышно грома битвы чудной, Не видно молньи боевой.
Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней! Над вражьим станом, как бывало, И плеск и трубы лебедей.
Не может сердце жить покоем, Недаром тучи собрались. Доспех тяжел, как
перед боем. Теперь твой час настал.- Молись!
23 декабря 1908
Мы, кстати, правоверно помолились 4 октября 2007 года и надели духовно-организационные вериги. А пока продолжается обсуждение доклада доктора исторических наук заместителя директора по научной работе Государственного Исторического музея Вадима Леонидовича Егорова (http://community.livejournal.com/ru_istoria/20397.html):
1/ "В 12-13 вв. степи Центальной Азии населяли различные монголоязычные племена (найманы, монголы, кереиты, татары, меркиты и др.)"
Для 12 в. часть татар тюркоязычна, имеется эпиграфика. Монголоязычность кереитов более чем сомнительна. Найманов - просто сомнительна.
2. "Пи этом татары ближе других кочевали вдоль
границ китайского государства, почему китайцы использовали их для охраны собственных пределов..."
Онгуты, или белые татары, о которых здесь идет речь, не кочевали вдоль границ, а жили оседлыми поселениями. Один из их городов - Хух-хото - сейчас столица Внутренней Монголии. Известны по раскопкам и письменным свидетельствам и другие. Вообще, онгуты это просто ветвь уйгур, у которых к тому времени была многовековая традиция городской жизни.
3. "Однако верные своей традиции китайцы
продолжали именовать остальные монгольские племена татарами."
Татары, независимо от их этнической принадлжености, есть слово тюркской традиции. "Остальные монгольские племена" китайцами именовались вначале шивэй, начиная с Тан - дада, а во время господства киданей, чжурчженей и монголов, т.е. в рассматриваемое время, китайские источники чаще всего именуют их согпо. Название татар укореняется окончательно лишь при Мин, т.е. после 1368 г.
4. "армия хана Бату состояла из
монгольских воинов, а татары в ней если и были, то единицы."
Монголы составляли около трети войск Бату - 9 000 юрт, т.е. 50-60 тыс. человек, плюс 13 000 воинов, оставшихся у Бату после смерти Чингиза. Остальные, конечно, не были сплошь татарами, но и татары были.
5. "Что же касается современных татар, то они ни по происхождению, ни по языку не имеют совершенно никакого отношения к центрально-азиатским татарам 12-13 вв."
Современные татары имеют отношение к т.н.
белым татарам по меньшей мере по языку, хотя, конечно, это очень отдаленное родство.
6. "Поволжские, крымские, астраханские и другие современные татары унаследовали от центрально-азиатских собственно татар лишь название."
Ясное дело, самоназванием казанских и крымских татар было казанцы (или болгары, или просто мусульмане) и крымцы, соответственно. Но, например, для мишарей, немаленькой составной части нынешних поволжских татар, слово татар было-таки самоназванием.
7.
"Материалы последних исследований позволяют утверждать, что под знаменами хана Бату собралось около 65 тысяч человек."
Численность войска у Бату была разной, это же многолетняя кампания. Вот Рашид ад-дин, например, говорит про 129 000 войска в начале похода на Волжскую Булгарию.
8. "«коли нас не будет, то все ваше будет». Эти гордые слова практически стали общерусским лозунгом на весь период монгольского завоевания, - с 1237 по 1241 год."
Слова об общерусском
лозунге в период, который обыкновенно называют феодальной раздробленностью, звучат как насмешка. Смоленск, к примеру, этому лозунгу вовсе не последовал. И не один Смоленск, как известно.
9. "Главная причина такого безразличия состояла в традиционном способе монгольского хозяйствования, основой которого было кочевое скотоводство."
Странное утверждение автора книги о городах Орды. Основой экономики Улуг Улуса без всякого сомнения были ремесло и торговля, опиравшиеся на сотни городских
центров. Традиционный способ монгольского хозяйствования был лишь частью экономики.
10. "сам основатель этой доктрины действовал менее изощренными и более дикими способами: опустошать, уничтожить полностью города и их население, а освободившиеся после этого территории отводить под выпас монгольского скота."
Друзья... Ну мы чего, никогда не слышали про гигантские агломерации монгольских империй? Это ведь расцвет городской жизни прежде всего. Это утверждение вовсе не отменяет всяких
монгольских страстей-мордастей, но монгольское правление в Китае, Иране, в обоих Туркестанах, в Поволжье, Крыму, Добрудже - это высшее достижение этих территорий.
11. "от огромного Киева сохранилось лишь 200 домов".
Поль Рачневский провел детальный разбор этого утверждения Карпини и пришел к выводу о его недостоверности.
12. "Когда русские не могут больше дать золота или серебра, татары уводят их и их малюток, как стада, в пустыню, чтобы караулить их животных"
То немногое, что мы действительно знаем о финансовой стороне ига, говорит нам, что выплаты составляли примерно 2% совокупного продукта. Учитывая, что монгольская практика была сравнительно однообразной на всех их территориях, налоговое бремя было значительно облегчено по сравнению предшествующими временами. Это в высшей степени справедливо для Китая, о котором у нас есть замечательно подробные сведения. Основной налоговый доход Золотой Орды - таможенные пошлины и всякие торговые дела.
13.
"властвование завоевателей фактически было беспредельным произволом и базировалось исключительно на полнейшем беззаконии, беззастенчивом попрании всех прав и грубой силе. Система договоров и выдававшихся ханами ярлыков могла быть нарушена в любой момент в связи с каким-нибудь незначительным поводом, а то и вовсе беспочвенно."
Все, что нам доподлинно известно, говорит нам нечто совершенно противоположное.
14. "Установлено иго на Руси было путем завоевания, а поддерживалось
оно целым рядом специальных мер, проводившихся общеимперским правительством, располагавшимся в монгольской столице Каракоруме, и золотоордынскими ханами, обосновавшимися в Сарае на нижней Волге."
Не было Сарая при установлении ига, местом пребывания, вероятно, был Булгар (если основываться на чекане монет). Археологические слои Сарая начинаются в 14 в. Когда построили Сарай, уже не было каракорумских директив.
15. "монголы постоянно подтверждали свою власть и волю на Руси периодической
организацией военных походов."
До 1380 на территории Руси было 90 или 91 военных эпизодов. Тех, в которых монголы "подтверждали свою власть и волю", было 16.
16. "в некоторых документах фигурирует сумма в 5 тысяч рублей, собираемых с северо-восточных княжеств. В весовом значении эта цифра превышала тонну серебра"
Уже было сказано о денежной стороне. На всякий случай, тонна серебра - это вещь плохо представимая для Руси тех времен, своих месторождений-то
не было. Мы еще не забыли, что у нас только что безмонетный период был?
17. "Несомненно, что нападения шведов на Неве в 1240 году и немцев на Чудском озере в 1242 году были следствием монгольского погрома."
Странным образом шведы и немцы нападают на земли, погрома избежавшие. Но подождите-ка... А бурная история взаимоотношений с "Братьями христова воинства", начавшаяся в 1202 году, это тоже следствие погрома? "И часовню тоже я?.."
18. "Почему
китайцы, персы, арабы, афганцы, аланы, разноплеменное население Дагестана, - все боролись против гнета завоевателей?"
Вообще-то кто-то боролся, а кто-то, напротив, приветствовал. Главными борцами были правящие режимы, и то не все и не всегда. В случае с Китаем и Ираном, к примеру, главными борцами были правящие элиты коренной Монголии - потому что Хулагу и Хубилай нарушили завет Чингиза.
19. "сколько трепетной, желанной, но несбыточной надежды вложено в короткую фразу всех завещаний
русских князей: «А переменит Бог Орду»…"
Фраза, если я не ошибаюсь, есть в духовных двух князей - Дмитрия Донского и Василия Дмитриевича Московского. У Калиты вот или Александра Ярославича Невского - нету.
20. "Иногда кажется, что душа этого народа до сих пор не освободилась от потрясения"
Иногда мне кажется, что утверждения нужно подтверждать доказательствами.
Дух захватывает от перспектив, открывающихся ныне перед пассионарностью в земных, в ученых
и небесных делах. После бесед последних дней приобрел уверенность, что почти так же запоздало, как у Чингисхана, вот-вот здесь у нас на Руси на новом духовном "Поле Куликовом" вспыхнет лазерный луч "Новой Ясы"