Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Избранничество свыше и выборность снизу

На Радио Свобода в программе «С христианской точки зрения» у священника Якова Кротова выступил Лев Регельсон (http://www.svobodanews.ru/radio/christ.html). Анонс гласит – «Гостем программы будет Лев Львович Регельсон, православный историк и богослов, автор знаменитой книги "Трагедия Русской Церкви" и сам активный церковный деятель, интересующийся прежде всего тем, как среди соблазнов и падений мира сего возможно существование Церкви». И Лев Регельсон, и Яков Кротов были на высоте.

Стержневая проблема – устройство Русской Православной Церкви и искажения в нем после великого Поместного Собора 1917 года и восстановления патриаршества. Лев Львович, естественно, остановился на соблазнах обновленчества и сергианства, но мне особенно интересна проблема соотношения священноначалия и общины, избранничества свыше и выборности снизу, пастырского водительства и самоуправляемой паствы. Как выдержать единство харизматической воли и демократического совета? Ведь устройство не только Церкви (Сплота Правоверных), но и семьи и государства и общества зависит от органической сопряженности этих двух начал – небесного и земного.

На ум приходят модели «военной демократии» в древних вождествах, вечевые порядки в русских городах, военно-рыцарские ордена Запада и Востока, буддистская сангха и исламская умма. Атаман и казаки – понятный всем образец, да и наши революционные советы – отчасти тоже. Есть смысл обдумать под этим углом зрения и «демократический централизм» большевиков. Лев Регельсон полагает, что потенции Великого Собора – 1917 ещё не исчерпаны, но современная РПЦ дала крен в сторону централизма и конформизма. Возможно, объединение с Русской Православной Церковью за Рубежом благоприятно скажется не только на церковных верхах, но и на приходском уровне. Бюрократизацию РПЦ нельзя считать необратимой, поскольку среди православных священников и мирян имеется ныне немало творческих сил, способных прорваться к Правой Вере и сделать учение Иисуса Христа руководством социального и политического действия. Я тут же вспоминаю латиноамериканскую «теологию освобождения» (или «теологию революции») – она существенно помогла латиноамериканцам сбросить гнет бесчисленных местных авторитаристов и хунтовиков. И священники там, а это происходило на наших глазах, шли в первых рядах борцов за национальное освобождение и социальную справедливость. Я уж не говорю про такого национального лидера, как американский священник и борец за гражданские права нобелевский лауреат Мартин Лютер Кинг. Нам бы такого лидера!

Подробнее рассмотрю выступление Льва Регельсона, когда появится стенограмма (сейчас можно слушать фонограмму, и, возможно, я просто застенографирую её и представлю более подробный текст). Сейчас же меня заинтересовало вопрошание одного из слушателей Радио Свободы – Лев Львович Регельсон любезно предоставил мне возможность ознакомиться как с его вопросом, так и с ответом на него:

«Меня зовут Юрий Васильевич Суворов, я родился в Москве 8 октября 1947 года. Это чтобы познакомиться.

Сегодня слушал Ваше выступление на радио "Свобода", и большое спасибо отцу Якову за такие встречи с интересными людьми. Я люблю его передачи и ещё люблю слушать радио "София" на частоте 1116 кгц. Интересное радио, хотя, я сам слышал от православных, его запрещают слушать в некоторых епархиях, как и читать книги отца Александра Меня.

У меня к Вам вопрос, который мучает меня долгое время, но не для полемики, а для выявления истины, если такое вообще возможно. Это вопрос правильности исторического выбора для нашего народа - православия. Ведь мы взяли умирающую ветвь христианства, государственное устройство Византии, которая погибла в том числе и из-за наших набегов. Состояние человеческого рабства государственного и церковного тоже оттуда. А в чём принципиальное различие между православием и католичеством? Я вижу только одно: католичество делает человека свободным, как и повелел Иисус Христос, а православие - подчинённым государству, церкви, в том числе разным исходящим оттуда ситуациям.

Может быть я не прав? Каково Ваше мнение? Ведь большевизм зародился не в 1917 году и - теперь я это понимаю - даже не при Петре 1, а раньше. Не с православия ли всё это зародилось?

Я рождён здесь и поэтому я православный, и умру им. Мои мысли не изменят моих убеждений и отношение к православию, и мой образ жизни. Я просто ищу путь, может быть, развития жизни своих детей и внуков. Но для меня этот вопрос важен. Вернее, важно найти грамотное и правильное решение.

Я работал во Внешторге и объездил много стран, и повидал много религий и храмов. Поэтому, возможно, и зародилась такая мысль у меня - надеюсь, не очень кощунственная. Бог простит.

Надеюсь получить от Вас правильный ответ,

С уважением, Ваш Юрий Васильевич Суворов

Best regards, Yours Yuri V.Suvorov, Moscow, Russia».

«Дорогой Юрий Васильевич!
Благодарю Вас за такое серьезное, искреннее письмо.
Ради одного этого стоило выступать по радио.
Ваши мысли не кощунственны, но зрелы и ответственны.
Теперь по существу.

Я убежден, что в делах веры человек свободен, и оттого, что Вы родились и прожили жизнь в России, Вы не обязаны быть православным.

Есть русские, которые стали католиками или баптистами, но от этого не перестали считать себя русскими. Я уже не говорю о старообрядчестве.

С моей фамилией я мог бы избрать иудейскую веру и переехать в Израиль. Обратившись к Богу в 26 лет, я затем сознательно выбирал, в какой конфессии могу быть к Нему ближе. И в некоторые моменты жизни я заново проверяю этот выбор.

Я остаюсь в Православии и в России не потому, что это моя культура и моя родина, а потому, что только в России были Сергий Радонежский и Андрей Рублев как лучшие выразители русского духа и одновременно носители высшей Истины о Боге. Это - истина о Боге как Троице (советую прочитать мои статьи на эту тему). Надеюсь, Вы в них найдете некоторые ответы на Ваши вопросы.

Здесь скажу несколько слов о самой больной для нас с Вами теме - о русском культе государства, о русском и даже православном имперстве.

Так вот, я глубоко переболел интеллигентским диссиденством, и эти слова перестали быть для меня ругательными.

Я понял, что русский народ относится к числу народов воинских, рыцарских - и само по себе это не есть порок в глазах Бога. Просто есть воинские добродетели и есть воинские преступления. И русская любовь к главе государства - это не восточное раболепство, а глубокая потребность хорошего солдата в хорошем военачальнике.

В этом смысле Православие - религия изначально имперская, точнее - имперская ветвь христианства. И я не знаю, где сейчас было бы человечество без Римской, а затем Византийской и Русской Империй, даже при всех их вопиющих пороках. Пороки государства происходят об общей греховности человека, но есть различный выбор базовых психологических и духовных основ народной жизни и самоорганизации.

Так, Католическая Церковь тоже есть империя, но империя не военная, а жреческая, и у нее свои великие достоинства и столь же великие преступления. Освобождая человека от порабощения государству, она вносит другие, не менее отвратительные формы порабощения.

Все-таки не забывайте про инквизицию - она столь же характерна для католичества, как культ государства для православия. И не надо обольщаться, что они стали другими. Пусть в более мягкой форме, но принудительный контроль над мыслями и чувствами остался и теперь. Труды Шардена были запрещены уже в 20 веке, и до сих пор запрещены разводы и противозачаточные средства. Можно иметь разные взгляды на эти вопросы, но такое властное вторжение в личную жизнь вызывает возмущение. Здесь можно только советовать, но не приказывать.

Для полноты картины нужно назвать третий тип самоорганизации народов - буржуазный, либеральный, торгово-промышленный. И здесь есть свои великие достоинства и свои великие пороки. Где бы мы сейчас были без науки, промышленности, свободы мысли и прав человека? Но об их сильных и слабых сторонах Вы знаете лучше меня просто в силу Вашей профессии.

Так вот, я считаю ужасной ошибкой сравнивать достоинства одних (конечно, самих себя) с пороками других. К сожалению, почти все это делают - как "мы", так и "они". Нужно сравнивать достоинства с достоинствами, а пороки с пороками. Тогда мы будем терпимее и уважительнее относиться к другим - и критичнее и ответственнее относиться к себе. И это пойдет нам только на пользу.

Кстати, эта классификация точно соответствует древнему делению правящего слоя общества на три касты или сословия - жреческое, воинское и производительное.

Плохо не то, что Православие любит Царя и видит в нем Помазанника Божьего - плохо то, что цари бывают плохими, И еще плохо то, что, выше всего ставя воинские доблести, мы ненавидим жрецов и торговцев. Любое общество нуждается во всех трех началах, вопрос только в их соотношении, которое может быть разным.

Для такого священного рыцарского ордена, каким себя всегда чувствовала Россия, главная ошибка - это неправильный выбор врагов и союзников. Заметьте, что Россия перед всякой большой войной сильно колебалась именно в этом вопросе. И до сих пор делала все-таки правильный выбор, и поэтому при всех своих трансформациях все еще жива как империя. Но если ошибется - то последствия будут самые серьезные. Просто Империя перестанет существовать - на время или навсегда. До сих пор Россия (даже советская) защищала Европу от тех или иных варваров, но если сейчас Россия выступит с варварами против Европы, тогда ей конец (России, а не Европе). Я думаю, Вы с Вашим мировым кругозором понимаете, о чем я говорю - может быть, понимаете лучше меня и в чем-то меня поправите или дополните.

Вот на какое большое письмо Вы меня вдохновили - и большое спасибо Вам за это.
Благословение Божие Вам и вашим близким.

Лев Регельсон».

«Уважаемый Лев Львович,

Большое спасибо Вам за письмо. Буду размышлять. Но ещё один вопрос: почему у такого народа такие плохие руководители, и он (народ) не может найти себе хороших начальников. У нас ведь система отбора плохих людей есть, а хорошие всегда остаются в стороне.

У меня какое-то время не будет Интернета, поэтому заранее извиняюсь.
Если можно, то я ещё Вам напишу потом.

С уважением, Ваш Юрий Васильевич».

Отвечает Лев Львович Регельсон:

«Я думаю, руководители не "плохие", но все время такие, которые точно соответствуют духовному состоянию самого народа и даже немного опережают динамику его развития. А суть русского кризиса - потеря священной цели. Воинский дух и жертвенность остались - а цели и смыслы потеряны. И обрести их заново не так-то просто. Ситуация очень опасная - потому что могут подставиться цели ложные и дурные».



В избранное