Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


О митрополите Киприане

На мой взгляд, Русская Православная Церковь в постсоветский период, несмотря на явное своё возрождение, свершила также несколько серьёзных политических ошибок. Прежде всего – она вошла в симбиоз с неправедной властью и замаралась, а к тому же канонизировала царя Николая II, что меня расстроило, ибо никак не убедило, а принять противное своей совести не могу. Я расценил эту неуместную канонизацию как пошлое политиканство.Столетие назад подобной ошибкой стало демонстративное отлучение Льва Толстого от РПЦ.

Однако раскрепощение церкви помогло ярко заявить о себе некоторым церковным деятелям, к мнению которых я прислушиваюсь. Так, субъектен и пассионарен игумен Кирилл (Сахаров) – и у него в церкви Николы на Берсеневке чувствую себя как дома, отдыхаю душой, когда там собираются православные активисты. Сам отец Кирилл возглавляет Союз православных братств, и одно из заседаний он проводил у нас в офисе близ метро Парк Культуры, через дорогу от церкви Николы в Хамовниках, настоятель которой протоиерей Димитрий Акинфиев является духовником нашего Православного братства Андрея Первозванного. И бесспорно ярок также настоятель Сретенского монастыря архимандрит Тихон Шевкунов.

И сегодня с интересом в телепрограмме «Русский дом» (3-ий телеканал) выслушал его мысли о роли митрополита Киприана в нашей истории. В монастыре вчера прошла «Международная конференция, посвященная 600-летию со дня преставления святителя Киприана, митрополита Киевского и Всея Руси, Московского чудотворца. Конференция призвана раскрыть ту роль, которую святитель Киприан сыграл в деле возрождения нашего Отечества в трудные для Руси годы конца XIV – начала XV века. Стойкий защитник Православия святитель Киприан сумел в своей деятельности объединить и чаяния угасающего уже Константинополя, и духовную практику исихазма, и культурное наследие Балканских стран, и неповторимое своеобразие Руси» (http://www.pravoslavie.ru/news/index.htm).

Слушая энергичного и убедительного Тихона Шевкунова, напрягся - как бы не создалось впечатления, будто приехавший на Русь из Константинополя митрополит Киприан (1330-1406) затмил своих великих русских современников митрополита Алексия (1292-1378) и Сергия Радонежского (1322-1392). Эпоха была пассионарная, Русь кипела энергетикой, и ведущую роль играли русские живчики. Когда мы с Николаем Лисовым работали над книгой «История Русской Православной Церкви» (руководил нашей работой отец Иннокентий - Анатолий Просвирнин), то втроем совместно выработали свою позицию насчет этого искушенного деятеля. Вопреки Тихону Шевкунову, мы, отдавая должное митрополиту Киприану, всё же старались оценить его объективно, а не апологетично, и не допускали умаления на его фоне собственно-русских лидеров.

Более того, когда познакомился с рукописью русского самородока Александра Левина о взаимоотношениях любимца Дмитрия Донского знаменитого попа Митяя (Михаила) из Коломны с Киприаном и вник во все хитросплетения тогдашней борьбы за Московскую кафедру, то укрепился во мнении о двусмысленности роли присланного из Константинополя священника. Каждый играл свою партию, но важным критерием с точки зрения именно русских интересов служит для меня предпочтение, которое Сергий Радонежский оказал Дионисию, а не Киприану, когда решался вопрос, кто будет московским митрополитом.

Николай Николаевич Лисовой согласился с моими сомнениями. Есть же добросовестные исследования той эпохи – профессор Гелиан Михайлович Прохоров с его книгами «Повесть о Митяе» (1978) и двухтомник «Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы» (2002) (http://odrl.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=2015), протопресвитер Иоанн Мейендорф «Византия и Московская Русь» (http://www.sedmitza.ru/index.html?did=34302), Феликс Михайлович Шабульдо «Земли Юго-Западной Руси в составе Великого княжества Литовского» (http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/SH/ShabuldoFM/VKL/31.html). Чтить митрополита Киприана надо, он внес свою достойную лепту в становление Московского могущества, но выпячивать или апологетизировать его роль надо острожно. Мотивы вполне уважаемого Тихона Шевкунова понять можно – ведь его цитадель Сретенский монастырь была основана митрополитом Киприаном в 1397 году в связи со встречей («сретенье» по-славянски) москвичами принесенной из Владимира чудодейственной иконы Владимрской Божьей Матери 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 года для спасения Москвы от грозного Тамерлана, стоявшего в тот день под Ельцом. Митрополит помолился перед иконой, и на следующий день Тамерлан повернул на юг (http://www.pravoslavie.ru/sm1/030903164524).

Николай только что вернулся из Храма Христа Спасителя, где открылась Международная научно-богословская конференция «Россия и Афон: 100-летие духовного единства» (Москва, 1-4 октября 2006 года http://www.pravoslavie.ru/sm1/030903164524). Чрезвычайно насыщенная конференция! Мы с Николаем Лисовым рассмотрели тематику секций и посоветовались, куда пойдем. Сам Николай Николаевич сделает доклад «Россия на Афоне в XIX – начале XX века» во вторник 3 октября на секции «История Афона» в здании Президиума Российской академии наук на площади Гагарина. Помню, мы с Николаем Лисовым в 1970-е годы обсуждали эту тему вместе с Анатолием Просвирниным в Редакционно-издательском отделе Московского патриархата, который тогда располагался в Новодевичьем монастыре, и для ряда выпусков «Журнала Московской патриархии» готовили материалы о Святой Горе.

Итак, почувствовал потребность снова обратиться к истолкованию великого для России XIV-го века. В 1985 году Борис Леонидович Карпов пригласил меня быть научным консультантом фильма «На Поле Куликовом», меня захватил предвозрожденческий всплеск субъектности на Руси, и с тех пор концепция укрепилась, и надо проследить весь комплекс исторической конкретики, из которой родилась могучая цивилизация, и тогда прояснится роль Киприана.


В избранное