[Fwd: Интернет-газета "Мы здесь" Почти серьезно]
Исходное сообщение Тема: Интернет-газета "Мы здесь" Почти серьезно
Дата: Fri, 30 May 2008 02:47:25 +0400
От: Subscribe.Ru <namma8593242@subscribe.ru>
Информационный канал Subscribe.Ru
Леонид Лазарь, Ирвайн, Калифорния
<<Пусть лучше проклянут тебя, чем ты проклянёшь другого>> - это из
Талмуда, и, тем не менее, мало есть таких мастеров по проклятиям, как
евреи. Впрочем, справедливости ради надо отметить, что за свою многовековую
историю им было кого и за что проклинать: резня во время первого крестового
похода, кровавые наветы, истребление евреев казаками Хмельницкого в Польше
и на Украине, Холокост, сталинская параноидальная ненависть,
государственный и бытовой антисемитизм страны, чуть- чуть не добравшейся до
коммунизма...
Безусловными виртуозами в этой области были носители языка и культуры идиш
евреи Восточной Европы. Трудно себе это представить, но всего лишь
семьдесят лет назад на этом языке говорили 11 миллионов человек.
Небесная книга <<Сефер хаим>>
<<Книга раскрыта, рука записывает, а взиматели долгов... получают с ч
еловека с ведома и без ведома его>>, - говорил систематизатор Галахи рабби
Акива.Талмуд называет её долговой книгой. Суждена жизнь праведникам, внесё
нным в эту книгу жизни, тех же, кого вычеркнули, ждут смерть и забвение. В
день Рош ха-Шана (еврейского Нового года) раскрываются три книги, одна -
для неисправимых грешников, другая - для безупречных праведников и третья
- для остальных. Записываются туда: первые- немедленно к смерти, вторые -
немедленно к жизни, третьи ждут разбирательства их дела до Йом Кипура
(Судного дня). Заслужил прощения - переходи к первым, не заслужил - ко
вторым.
Чтоб ты вычеркнут был из Книги жизни.
Чтобы покарал тебя Всевышний в Судный день.
Не слабые проклятья? Случалось, сыпались они и на своих. Первое сочинение
Спинозы - <<Краткий трактат о Боге, человеке и его блаженстве>> - вызвал
гнев ученых раввинов Амстердама. В 1656 году на него наложили херем
(еврейскую анафему), тем самым <<отлучив и отдалив его от народа
Израилева>>.
Только вслушайтесь, какую телегу накатали на на 24-х летнего юношу: <<По
суждению ангелов и приговору святых, мы предаём анафеме, проклинаем и отлуч
аем Баруха де Спинозу... возглашаем ему анафему, как Иисус предал анафеме
Иерихон, как Елисей проклял детей, и предаём его всем проклятиям, что
записаны в книге Закона. Да будет он проклят днём и проклят ночью; проклят,
когда ложится и когда встаёт, когда выходит и входит. Пусть Бог никогда
более не простит и не признает его! Пусть гнев и немилость Господня жгут
отныне этого человека, обрушивают на него все проклятья, записанные в книге
Закона, и искоренят само его имя под небесами...Пусть же будут все
предупреждены, что никто не должен общаться с ним словесно либо письменно,
либо оказывать ему какую-либо услугу, либо жить с ним под одной кровлей,
либо приближаться к нему на расстояние менее четырёх локтей, либо читать
какой-нибудь документ, продиктованный им или написанный его рукой>>.
Выкрест - и не еврей, и не гой
Не любили евреи отступников. Нередко выкресты становились зоологическими
антисемитами. Яркий пример: лидер московского отделения черносотенной
организации <<Союз русского народа>>, редактор ярой антисемитской газетенки
и по совместительству негодяй и провокатор Владимир Грингмут. Таким, как
он, и предназначалось:
Чтоб тебя головой в землю, а ногами в церковь.
В богатой событиями еврейской жизни случалось, что в борьбе внутри общин
оружием и средством сведения счётов становились доносы и оговор. Вражда
приверженцев хасидизма и его противников из раввинов и руководителей
еврейских общин началась с полемики и публикации памфлетов, а кончилась
взаимными проклятиями и обоюдными доносами властям.
Гори огнем место, где ступала нога хасида - проклинали хасидов их
противники <<митнагдим>>.
Богатая фантазия и чувство юмора всегда были присущи евреям. Проклятия и
юмор? А почему нет?
Чтоб у тебя выпали все зубы и остался один - для зубной боли...
Чтобы твои ноги служили тебе только для ревматизма...
Чтоб ты потратил на врачей всё, что у тебя есть, да еще и заложил бы юбку
жены...
А как вам такое пожелание? - Чтоб тебя носили на руках...
Вроде бы неплохо? Но... не обольщайтесь, означает оно всего лишь - Чтоб
тебя парализовало.
Или:
Чтоб Всевышний вселил в тебя новую душу...
Но ведь для того, чтобы это произошло, надо сначала отдать Богу старую!
Многочисленные хворобы и особенно одна из древнейших - проказа - наиболее
часто присутствуют в еврейских проклятьях.
Проказу (малярию, ломоту, холеру, чуму, лихорадку) ... тебе в голову (в пе
ченку, на кончик носа, в сердце, в бок, в кости, в зад...).
Кстати, еврейский врач Я.Шескин первым в 1914 году применил средство
талидомид для лечения проказы (болезнь Хансена). В Иерусалиме и сегодня
функционирует больница для прокажённых.
Оправданный скандал
Не только евреи, но и другие народы, населявшие Ближний Восток, любили
позлословить. Собрали как-то филистимляне в долине ха-Эла войска свои и
стали против стана израильского. И ничего не могли те поделать, т.к.
впереди противника выступал великан-филистимлянин Голиаф из города Гат
(Геф). В библейских повествованиях книги I-го Царства, подробно описан
состоявшийся там поединок пролетария Давида (в то время был он пастухом,
так как пас отцовское стадо) с великаном Голиафом. Так вот, этот Голиаф не
только сорок дней <<выставлял>> себя израильтянам, но и... <<поносил>> их.
За что и получил главным пролетарским оружием - булыжником - по кумполу, от
будущего (второго) израильского царя.
На Ближнем Востоке в различных договорах вассального типа проклятья часто
встречались, как кара нарушителю. В Библии наряду с элементами веры в
сверхестественную силу проклятия есть мысль о том, что если оно
справедливо, то будет исполнено Богом. Если нет, то обратится на
проклинающего или же не возымеет действия. Проклинать Бога, власти и
родителей - тягчайшее преступление. Библейское законодательство
предписывает предавать смерти того, кто проклянёт или ударит родителя. В
Талмуде неоднократно говорится о силе проклятья, будь то обращение к Богу о
ниспослании несчастья кому-либо, произнесение слов проклятья или даже
проклятья взглядом. Наиболее гнусными видами злословия в иудаизме сч
итаются клевета и донос. В Пятикнижии сказано: <<Не разноси ложного слуха.
Не ходи переносчиком (сплетен) в народе своём. Берегись всего дурного>>.
Злословие в равной мере возбраняется как злословящему, так и внемлющему его
словам. Оно наносит вред не только объекту злословия, но и им обоим.
Библейское законодательство указывает на случай наказанного судом злоязычия
(Втор.22:13-19): необоснованное публичное обвинение жены в том, что она не
была девственницей до замужества. Сотни сентенций Агады (сборник притч,
легенд, проповедей и.т.д.) порицают злословие и грозят хулителю Божьим
судом.
Есть там и примеры сбывшихся проклятий. Лаван проклял свою дочь Рахиль и
она умерла молодой. Авимелех, царь Грара, проклял Сарру, и это проклятие
сбылось. А то ведь, как часто случается, могут оговорить, обидеть
незаслуженно... Прервать в синагоге службу всегда считалось тяжким грехом.
Еврей, считавший что к нему проявленна несправедливость, мог потребовать
разбора его дела, т.е. учинить <<оправданный скандал>>, даже прервав
молитву или изучение Торы и эта причина считалась уважительной. По исходе
из Египта натерпевшиеся израильтяне роптали на Бога. Всевышний простил им
всё, кроме греха злословия. По Галахе донос, дача позорных кличек,
оскорбление учёных (а где вы видели неучёного еврея?) и злостный оговор
подлежат рассмотрению специального суда. Наказания: кнас (денежный штраф),
незифа (порицание, выговор), ниддуй (временное и частичное исключение из
общины), малкот (бичевание).
Обидеть человека просто. Покаяться в содеянном сложнее. Условием
Божественного прощения служит раскаяние, при котором раскаивающийся должен
испытывать искреннее отвращение к своему проступку и доказать это
отвращание всем своим поведением. Признание грехов без покаяния не имеет
никакой цены. Грешника необходимо побуждать к раскаянию; запрещается
напоминать раскаявшемуся о его прежних грехах. В христианстве посредником
между кающимся и Богом выступает священник, в иудаизме - прямая связь.
Накануне Дня искупления (Йом Кипур) евреи должны просить друг у друга
прощения, даже когда обиды и не было, даже когда ущерб был возмещён, даже
когда ты не уверен, что виноват. А тому, у кого просят прощения,
рекомендуется не упорствовать и принять извинения. Если просящий прощения
приходил к потерпевшему трижды (а к своему учителю - и больше) и тот его
не простил, то нужно придти в четвёртый раз вместе с десятью свидетелями.
Если же потерпевший и в этот раз не простит раскаявшегося, то сам совершает
грех и его могут назвать ахзари (жестокий). Авраам не только прощает обиду
царю Грара и мирится с ним, но и молится за него. Бен-Сиры премудрость
гласит:
<<Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит.
Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе
простятся...>>.
Третья египетская казнь...
Фараон отказался отпустить народ израильский и постигли Египет десять
наказаний, десять <<казней египетских>>: кровь, жабы, вши, саранча, песьи
мухи, различные свирепые звери, град, тьма, чирьи, смерть первенцев.
Желаю тебе третьей казни египетской (вшей).
Проклятия царских времен
Что может радовать еврейских родителей больше, чем отменное здоровье детей?
А тут:
Чтоб твои сыновья радовали своим здоровьем армейских врачей.
Чтоб ты повстречался с казаком.
Чтоб ты стал клопом в матраце Петлюры и сдох бы от его подлой крови.
Во времена гражданской войны казаки и петлюровцы сыграли свою кровавую роль
в истории восточноевропейского еврейства.
Луфт-мэнч, швицэр, тухэс-ликер...
ЮНЕСКО признал Шолом-Алейхема, М.Твена, А.Чехова и Б.Шоу величайшими
писателями-юмористами мировой литератуты.
Еще в детстве Шолом Рабинович стал записывать проклятья, услышанные от
собственной мачехи. Чего там только не было: асмодей, банщик, болван,
босяк, веник, выкрест, глупая морда, голодранец, гусак в ермолке, дикарь,
дурень, дьявол, злыдень, змей, идиот, извозчик, кишка бездонная...
Не стесняются в выражениях персонажи великого еврейского писателя.
Раскройте наугад любой его томик - долго искать не придется.
Хворобу в кости и добрую лихоманку налево и направо раздают недругам и
друг другу обитатели еврейских местечек.
<<Чтоб им рот перекосило, чтоб глаза у них повылезали, чтобы у них руки и
ноги отнялись, чтоб им на костылях ходить, чтоб родителей своих лишились, ч
тоб по домам ходили побираться они и их дети и внуки...>>, - проклинает
старая Неха.
В каждом своем рассказе спрашивает автор: что еврей без веры? И сам отвеч
ает: ничто! Кто будет вознесен, а кто - низвергнут, кто ездит, а кто пешком
плетется. Главное - упование! Надо жить надеждой, только надеждой! А ежели
до поры до времени приходится горе мыкать, так на то же мы и евреи на белом
свете, как говорится, избранный народ... Недаром нам весь мир завидует...
А мыкать горе приходилось немало и в самых трагических ситуациях, находил
еврей место для шутки.
Тевье-молочник: <<Знаете что, пане Шолом-Алейхем? Давайте поговорим о более
веселых вещах. Что слышно насчет холеры в Одессе?>>.
В мире нет резвее и шустрей,
прытче и проворней, будто птица,
чем немолодой больной еврей,
ищущий возможность прокормиться.
Это Игорь Губерман о горе-коммерсанте-<<человеке воздуха>>. <<Луфт-мэнч>> -
этот персонаж тоже ввёл в мировую литературу Шолом- Алейхем. Незадачливый
биржевой спекулянт, местечковый еврей, отправившися в большой город немного
заработать и теряющий то немногое, что у него есть.
Лет двадцать назад летел я по делам службы в Тель-Авив. Каждый второй
пассажир из тех, с кем я имел удовольствие познакомиться, выглядел очень
деловым: листал контракты, перебирал образцы, правил проекты, обсуждал
деловые предложения... От добычи нефти из-под Мертвого моря и разведения
осетровых в Кинерете до строительства израильского ВДНХ в пустыне Негев и
изготовления суперсложных секреток для автомобильных колес.
Помню, о секретках шепотом на ухо мне рассказывал маленький, взъерошенный
кандидат каких-то наук из Новосибирска. <<Пойми, - убеждал он меня, - сч
итали два доктора математических наук, один вариант - на 150 тысяч
комбинаций!>>.
Я встретил его через пару недель на рынке. <<Ну что, пошли секретки?>>. Он
отрицательно замотал головой: <<Всё здесь не как у людей>>. Оказадось, что
в Израиле не воруют колёса.
Еврейские пословицы и поговорки - хорошая тема для отдельной статьи.
Приведу лишь одну, говорящую о том, что еврейскую женщину лучше не сердить,
иначе она откроет рот и всем мало не покажется:
<<У самой маленькой женщины может быть самый большой рот>>.
А где еще в мире можно услышать такое:
<<Женщина, или вам катаракта мешает видеть, что вы мене на кофту наступили
- чтоб у вас ноги отсохли!>>.
Это я записал на тель-авивском рынке Кармель. Там же:
Покупательница: <<Что у вас сегодня все огурцы какие-то кривые?>>
Торговец: <<Мотек! (дорогая) Иди поближе, я покажу тебе один прямой>>.
Думаете, они расстались врагами или хотя бы обиделись друг на друга?
Где угодно, только не в Израиле.
Ну, назовет кто-то кого-то <<шмок>> или <<шикер>> - подумаешь!
Хотя, бывает, привяжется кличка - так на всю жизнь. Тухэс-ликер, поц, адиё
т, фарцер... - в переводе не нуждаются. Штинкер - вонючка, штымп -
тупица... - такие прозвища можно услышать и сегодня.
Выродки и бильярдисты
<<Бройдин пообещал, но ничего не сделал. В погребе Залмана Криворучки на
его голову и на головы членов союза коммунальников сыпались талмудические
проклятья. Старики закляли мозг в костях Бройдина и членов союза, свежее
семя в утробе их жен и пожелали каждому из них особый вид паралича и язвы>>
- это уже непревзойденный стилист русского языка Исаак Бабель.
<<...Особый вид паралича...>> - будто обычного мало!
Не стесняются в выражениях его герои-биндюжники, обитатели старой Одессы,
только и думающие <<об выпить рюмку водки, об дать кому-нибуть по морде>>.
Но и они знают, что такое соблюдать приличия. Владелец конфексиона готовых
платьев мосье Боярский деликатно объясняет <<гусару в отпуску>> Левке
Крику, почему еврей не должен кушать раков: <<Еврей, который уважает раков,
может позволить себе с женским полом больше, чем себе надо позволять, он
может сказать сальность за столом, и если у него бывают дети, так на сто
процентов выродки и бильярдисты>>.
Жирный гусь, красивая жена...
Чтоб ты уподобился лампе: днем висел, ночью горел, а под утро угас. Чего уж
тут комментировать!
Чтоб ты так мучился, умирая, как я мучаюсь, живя.
Уверен, что многие из вас, уважаемые читатели, слышали подобное из уст
бывших и действующих жен, тещ, свекровей...
Может быть, слова были чуть другими, но смысл - тот же.
Тот, кто хоть однажды вкушал что-нибудь из нижеперечисленного, понимает,
какие это страшные проклятия:
Чтоб ел ты каждый день рубленую печенку с луком, жирную селедку, бульон с
клецками, карпа с хреном, тушеное с цимесом, оладьи, чай с лимоном - и чтоб
давился каждым куском.
Чтоб у тебя был самый жирный гусь, но чтоб у тебя не было зубов; было самое
хорошее вино, но не было вкуса (а это вообще удар ниже пояса - авт.); была
бы самая красивая жена, а ты был бы импотентом.
Холера им в бок!
Чтоб тебя похоронили не на еврейском кладбище.
Еврей должен лежать среди евреев. Думаю, был я своим родителям не самым луч
шим сыном, но лежат они, да упокой Всевышний их души, на еврейском
кладбище, в подмосковной Малаховке.
...Семидесятые годы. Москва, разгар застоя, очередные выборы. Избиратеьлый
пункт, один на недавно выросший в Кунцево ЦиКовский городок и близлежащий
район хрущевских пятиэтажек,. Три первые избирательницы: <<а гробэ>>
(большая) Циля - моя мама и две ее подруги, <<шистерка>> Маня (шистер,
шустер - сапожник) и <<мишигэнэ>> (чокнутая) Злота, первыми пришли на
агитпункт - надо успеть первыми быть на рынке. Несколько минут назад
уборщица вымыла пол. Корреспондент <<Правды>> приготовился снимать первых
избирателей. С пучком непонятных бумаг, поскользнувшись на мокром полу (вот
уж действительно - холера им в бок), моя грузная мама падает рядом с
избирательной урной.
Крик, шум!
Председатель участковой избирательной комиссии и корреспондент помогают ей
подняться. <<Куда уже это бросить?>> - потрясая бюллетенями, спрашивает нес
частная избирательница No1.
- Смотрите, пожилая женщина, может быть, даже ногу сломала, а все-таки хоч
ет проголосовать, - говорит корреспонденту <<участковый>>. Надо сказать, ч
то, светлая ей память, мама моя за словом в карман никогда не лезла. Еды в
доме не всегда было вдоволь, а вот проклятий всем хватало. Больше, чем
<<эту власть>>, ненавидела она разве что немцев, при упоминании о которых в
любом контексте сразу добавляла: <<Да сотрется память о них!>>. Не
задержалась она с комментариями и на этот раз: <<Чтоб вам так хотелось
жить, как мне - голосовать!>>.
<<У других народов эмоциональное напряжение снимается с помощью вульгарных,
нецензурных выражений. Евреи же Восточной Европы облегчали душу не матерной
бранью, а злыми пожеланиями, весьма живописными и зачастую юмористическими.
Евреи понимали, что ни у добрых, ни у злых пожеланий нет магической силы, -
пишет в своей книге <<Чтоб нам слышать только добрые вести. Благословения
и проклятия на идиш>> профессор Еврейского университета в Иерусалиме,
профессор Иосиф Гури (Yosef Guri. Lets heart onle good news. Yiddish
blessing and curses). Большую часть приведенных выше злых пожеланий я и
позаимствовал из этой замечательной книги. Из добрых же выбрал два,
которые, объединив в одно, адресую всем читателям <<МЗ>>:
Будьте здоровы, сильны, богаты и веселы, и пусть счастье светит вам, как
звезды на небе.
[ mailto:LeonidLaz***@y*****.com ] LeonidLaz***@y*****.com
-*http://subscribe.ru/
Код этой рассылки: media.news.online.interesno2005