Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

<<Евреи>> по отцу, по соседу и по Солодкиной-Радышевскому

<<Евреи>> по отцу, по соседу и по Солодкиной-Радышевскому

Есть в ашкеназском фольклоре шуточная песенка про раввина, который умел
<<откошеровать>> нееврейку за одну совместно проведенную ночь. В
сегодняшнем Кнессете у того <<законоучителя>>, похоже, нашлась горячая
поклонница в лице Марины Солодкиной.

Почитаем разосланный на прошлой неделе пресс-службой этого депутата
пресс-релиз общественных организаций <<Форум гражданских инициатив>>
русскоязычной общины Израиля и <<Иерусалимский саммит>>.

/25 марта 2008 года в Кнессете по инициативе депутата Марины Солодкиной,
организаций <<Форум гражданских инициатив>> и <<Иерусалимский саммит>>, при
участии депутатов Кнессета и представителей общественных организаций
русскоязычной общины Израиля состоялась конференция <<Гиюр в Израиле:
религия, политика и общество>>. /

/По предложению участников обсуждения оргкомитет конференции
(М.Солодкина, Д.Радышевский и М.Кенигштейн) подготовил письма-обращения,
направленные: премьер-министру Э.Ольмерту; министру юстиции Д.Фридману;
юридическому советнику правительства М.Мазузу; главным раввинам Израиля
Й.Мецгеру и Ш.Амару. /

/В письма-обращения включены следующие основные предложения: /

/1. Репатрианты - евреи по мужской линии, нуждающиеся в подтверждении
еврейской принадлежности, могут быть признаны евреями на основе
собеседования в раввинате по месту жительства. /

/2. Репатриантам, прибывшим в Израиль в соответствии с Законом о
возвращении, а также членам их семей должно быть предоставлено право на
упрощенную (<<дружественную>>) процедуру гиюра - без бюрократических
препятствий и проволочек - в городских раввинатах по месту жительства.
Предлагаем правительству поддержать соответствующий законопроект,
инициированный депутатом Кнессета Давидом Ротемом. /

/3. Для организации системы еврейского образования (основы иудаизма и
еврейских традиций, история еврейского народа и государства Израиль),
предназначенной для взрослых репатриантов - евреев и неевреев - должна
быть создана специальная система доступных учебных заведений и курсов. /

/4. Для устранения дискриминации граждан Израиля - неевреев должен быть
принят закон о гражданских браках - до окончания каденции правительства. /

Особенно любопытен здесь пункт первый. Коль скоро Солодкина и ее
соавторы, презрев все иудейские законы и традиции, априори зачислила в
евреи всех тех, чей отец был евреем, и предписала им всего-навсего
*подтвердить* этот статус путем получения справки наподобин жэковской,
то почему бы не пойти чуть дальше? Почему бы не распространить
определение <<еврейки по мужской линии>> на каждую женщину, переспавшую с
евреем (раввином и не только)? А заодно и на потомство этой
<<новообращенной>>? И на ее домашних животных, которые в случае передачи в
другую русскую семью способны <<огиюрить>> своих новых хозяев? И не
приравнять еврейское происхождение к венерическому заболеванию?!

Ну, а теперь поговорим об этой гиюр-конференции и ее уроках чуть серьезнее.

Если бы 25 марта с.г. перед зданием Кнессета высадились инопланетяне,
ничего не слышавшие об еврейской истории, и случайно попали бы в зал,
где проходила конференция, у них наверняка создалось бы ощущение, что
иудаизм - самая молодая религия на Земле и что еврейская традиция еще
только закладывается...

Ладно бы в аудитории находились малагасийцы с папуасами или, на худой
конец, простолюдины из числа евреев, которые по долгу службы не обязаны
иметь хотя бы поверхностного представления о проблематике иудаизма и
аспектах принятия иноверцем еврейской религии. Ан нет - депутаты
Кнессета, бывшие министры и замминистра, <<религиозные философы>> и даже
люди с дипломами раввина (!) продемонстрировали наиполнейшее невежество
в обсуждаемой теме. Из многих выступлений человек непосвященный мог
сделать вывод, что еврейский народ и иудаизм зародились году в 1948-м,
не раньше...

Подробный отчет об этом сборище мог бы занять достойное место разве что
в рубрике <<Юмор>>. Да вот беда: наши парламентарии - люди настолько
ограниченные и не сведущие даже в родных израильских реалиях, что не
поймут, где надо смеяться. Вот, послушаем, что говорят они сами.

Ведущая конференции, г-жа Солодкина (в данный момент числится в партии
<<Кадима>> - это ее далеко не первое и, судя по всему, не последнее
парламентское пристанище): <<Вести речь о русских в Израиле бессмысленно,
ведь они все уже без пяти минут евреи>>. (Интересно, а можно ли вести
речь о евреях в России? Не лучше ли им там всем скопом ассимилироваться
- и еврейский вопрос спадет сам собой?) ... <<Обращение русских в иудаизм
должно стать первостепенной задачей правительства. Однако, к сожалению,
всё управление по гиюру отдано на растерзание главному сефардскому
раввину Шломо Амару. Спрашивается, а почему не ашкеназскому? Более того,
почему до сих пор нет русского раввина? Есть ведь главный сефардский и
главный ашкеназийский раввин. Возможно, есть политическая необходимость
ввести пост главного русского раввина>>. (Очевидно, Солодкина и ее
знакомые российские евреи - еще бОльшие ашкенази, чем рав Йона Мецгер.)

Зеэв Элькин (вялотекущая оппозиция внутри <<Кадимы>>): <<Главный сефардский
раввин - это хорошо, потому как альтернативой ему является более
харедимный раввин>>. (Неужто Элькин считает рава Амара консерватором или
даже реформистом?)

Авигдор Либерман (председатель партии <<Наш дом Израиль>>): <<Монополия
ортодоксов доводит ситуацию до маразма. Например, перебравшемуся к нам
аргентинскому футболисту Роберто Колаутти запретили пройти гиюр потому
лишь, что он играет по субботам>>. (Видимо, футбол, за игру в который
спортсмен получает зарплату, т.е. это его основная работа, должен быть
приоритетнее Десяти заповедей.) ... <<После возвращения евреев из
вавилонского пленения тоже было много смешанных пар, но тогда раввинат
провел массовый гиюр>>. (Во-первых, какой еще в те времена был раввинат?!
Во-вторых, несостоявшийся специалист по стратегическим угрозам
интерпретировал тот эпизод с точностью до наоборот: в Книге Эзры черным
по белому написано, что, узнав по прибытии в Иерусалим, что <<народ
Израилев, и священники, и левиты не отделились от народов
иноплеменных... потому что взяли дочерей их за себя и за сыновей своих>>,
он /(не Либерман, а Эзра)/ <<разорвал... одежду свою и верхнее платье, и
рвал волосы с головы и из бороды своей, и сидел... ошеломленный>> (Эзра
9:1-3). И Эзра потребовал от жителей Иерусалима, а затем и всей Иудеи
развестись с иноплеменными женами (10:1-14).

Дмитрий Радышевский, которого Солодкина представила в качестве "видного
религиозного философа": <<Мы уже живем в эпоху Третьего Храма>> (ау,
Машиах!)... <<Рекомендуем правительству сделать гиюр дифференцированным -
то есть в зависимости от количества еврейской семени в организме
кандидата. Для тех, у кого это семя присутствует, необходимо ввести
блиц-гиюр, состоящий из собеседования, обрезания и окунания в микву>>.
(Если заведующий Фондом Черного оговорился и имел в виду не семя, а
кровь, то ему рекомендуется сесть в машину времени и переместиться на 70
лет назад в одну крупную центральноевропейскую державу. Если он хотел
сказать, что евреи по отцу заслуживают льгот по сравнению с чисто
славянскими кандидатами в прозелиты, то приходится констатировать, что
сперматозоид его еврейского отца до сих пор не слился с яйцеклеткой его
нееврейской матери со всеми невытекающими последствиями. Если же он
толкует о качестве семени, которое будущий гер сможет дать еврейскому
народу, - это уже нечто среднее между биотехнологией и зоотехникой.)

Лучше чем на <<твердый кол>> ответил на поставленный вопрос лишь один
еврей - бывший начальник организации <<Натив>> Яаков Кедми. Не лопаясь от
надутого в щеки воздуха, он сказал, что гиюр - это вопрос религиозный, и
не уплетающим свинину депутатам надлежит решать, как проводить эту
процедуру. <<Я - человек нерелигиозный. Однако и меня немало удивляет, до
какой же степени нужно не уважать собственной народ и собственную
религию, чтобы позволить политикам диктовать раввинам правила проведения
религиозного обряда>>, - заявил Кедми.

Достойнее всех позиции собственного народа отстаивал руководитель...
русской общины в Израиле Анатолий Герасимов. Что на фоне жлобски
перекрикивавших его евреев-невежд было, поверьте, не так уж трудно.

Выпадал из общего <<прогиюрного>> хора и еще один оратор - Нафтали
Шрайбер, представленный как активист движения <<Раввины против гиюра>>. Ни
с кем не советуясь и никого, в сущности, не представляя (кроме горстки
таких же активистов), он призвал закрыть все центры и курсы по
подготовке к гиюру, огульно заявив, что никто из прибывших согласно
Закону о возвращении неевреев по определению не может быть заинтересован
в переходе в иудаизм, а если о таковом услышит - то воспримет сие как
<<плевок в лицо русской матери>>.

Но зачем, спрашивается, эти сотни тысяч людей они тогда ехали в Израиль?
Всецело в ранге шпионов? Или евреям морду набить? Да, встречается и
такое - но, к счастью, не столь часто. Не одна тысяча геров из числа
репатриантов, осознанно прошедших эту процедуру и органично влившихся в
еврейскую семью, набила бы морду самому Шрайберу, насильно засовывающему
их обратно в славяне...

Так как же отделить зерна от плевел? Как, по моему скромному мнению,
должно действовать Государство Израиль в вопросе гиюра?

Прежде всего, безо всякого ущемления заслуг отдельных сионистов и
сионизма в целом, необходимо констатировать, что прозелиты существовали
задолго до выхода книги Теодора Герцля <<Старо-новая страна>>. Как ни
крути, евреи и их традиции без Государства Израиль худо-бедно
существовали, а вот Израиль без евреев не продержится и дня...

Проблему гиюра уместно рассмотреть в двух аспектах: 1) традиционный
обряд и его сегодняшнее практическое преломление; 2) история различных
подходов к переходу неевреев в иудаизм и их последствия.

Первый аспект обстоятельно освещен в книге <<Гиюр>>, выпущенной
иерусалимским издательством <<МИЛИ>> при активном участии покойного
раввина Ицхака Зильбера и раббанит (ребецн) Хавы Куперман, много лет
помогавших русскоязычным олим в прохождении гиюра. Эта книга, в свою
очередь, изобилует цитатами из действительно авторитетных источников.

<<Одно из направлений Божественного руководства - взаимоотношения Израиля
и народов мира. Со стороны человеческой природы их существование
действительно выглядит одинаковым, но со стороны проблем Торы различие
между ними огромно... И всё же великое благо совершил Святой,
благословен Он, предложив Тору каждому... *Это дано было, в частности,
каждому - возможность самому сделать гиюр и по собственному выбору*
войти под сень дерева Авраама>> (XVIII век, Италия, рав Моше Хаим Луцато
/ РАМХАЛЬ, <<Путь Творца>>, ч. 2).

<<Гера, взявшего на себя (для выполнения) всю Тору, кроме одного слова,
не принимают>> (XIV век, Германия, рав Шимон Ха-Даршан, <<Ялкут Шимони>>,
Кдошим).

<<Главное и основное в принятии Торы - *принять все ее мицвот* (заповеди)
*и выполнять их при всех условиях* и во всякое время, даже если это
трудно>> (комментарий составителей книги).

<<Суть гиюра в том, что человек приходит к вере в Творца, Б-га Израиля, и
хочет выполнять Его законы, как еврей... *Если человек так не считает,
не убежден в этом, гиюр недействителен>>* (Х. Куперман).

<<*Нееврей приехал в Израиль. Зачем ему гиюр? Незачем*. Согласно Торе,
если этот человек соблюдает семь мицвот потомков Ноаха (Ноя) и ведет
себя соответственно, то ему доступен самый высший духовный уровень, на
который может подняться нееврей>> (Х. Куперман).

<<*Члены смешанных семей - неевреи*, где бы они ни жили, также и в
Израиле, *живут по своим понятиям и обычаям, в их личную жизнь никто не
вмешивается. То, что они живут в Израиле, не придает им особого статуса,
чтобы это подталкивало их к гиюру. Если такие люди чувствуют себя
некомфортабельно в Израиле, то это проблема государства*: оно и только
оно должно обеспечить нормальные условия жизни своим гражданам - как
евреям, так и неевреям, а у нас их в государстве много и разных, не
только из семей олим>> (Х. Куперман).

<<Пришедшему говорят: ``*Что хорошего ты увидел, что пришел делать гиюр?
Разве ты не знаешь, что евреи - отверженные и гонимые*, подвержены
страданиям?'' Чтобы потом не сказал: ''Если бы я знал - не шел бы на
гиюр''. Но если ответил: ''Знаю, что недостоин быть с евреями и их бедами,
но дай Б-г, чтобы я это заслужил'', то его принимают>> (XI век, Франция,
рав Шломо Ицхаки / РАШИ, <<Йевамот>> 47, а).

<<Стремящегося сделать гиюр надо встретить приветливо. *С ним трижды
беседуют и трижды отсылают, чтобы он снова и снова подумал и проверил
свои желания на основе иных факторов*. И когда убеждаются в серьезности
его намерений, принимают его и оказывают необходимую помощь в
прохождении гиюра>> (комментарий составителей книги).

Рассмотрение исторического аспекта начнем с актуальнейшего высказывания
вышеупомянутой ребецн Куперман: <<На протяжении нашей истории были случаи
массовой алии, искреннего желания большого количества неевреев войти в
народ Израиля, однако жизнь показала, что *массовый гиюр всегда приводил
к отрицательным результатам: подавляющее большинство этих геров вскоре
покидало еврейский народ. Поэтому гиюр не может быть повальным,
массовым, к каждому желающему надо подходить сугубо индивидуально*. Тора
учит, что каждый человек - целый мир, и это надо учитывать при гиюре>>.

Говоря о <<повальном, массовом>> гиюре, Х. Куперман имеет в виду,
возможно, период сразу после возникновения царства Хасмонеев и
расширения его границ. Тогда возникла тенденция массового
принудительного обращения в иудаизм покоренных народов - в частности,
идумеев Йохананом Гирканом I, итуреев Аристобулом I и части населения
тех территорий, которыми овладел Александр Яннай.

Коллективный гиюр неизбежно оказывался неполноценным. Цитирую по Краткой
еврейской энциклопедии: <<В Талмуде фигурирует особый тип прозелита --
гер-тошав (буквально `гер-житель`; ср. Лев. 25:35, 47), отличающийся от
гер-цедек. По-видимому, речь идет о потомках тех, кто принял иудаизм под
принуждением, как было во времена Хасмонеев. Относительно сущности их
обращения мнения законоучителей расходились: означает ли оно принятие
этими людьми только запрета идолопоклонства, принятие семи Ноевых сынов
законов или же всех мицвот, за исключением правил убоя ритуального...
Гер-тошав -- не более чем выражение преходящей исторической реальности.
Это были потомки людей, которые -- под давлением или добровольно --
приняли на себя выполнение определенного числа мицвот; им была дана
возможность раствориться среди евреев, однако, с другой стороны, к ним
относились подозрительно, а в большинстве Галахот они приравниваются к
иноверцам>>.

Итак, согласно еврейской традиции к потенциальным прозелитам относятся
<<дискретно>>, даже несколько придирчиво, выясняют их истинные цели
(например, довод <<хочу выйти замуж за еврея>> способен только убедить
раввина в корыстности намерений кандидатки), предупреждают о невзгодах,
которыми чревато их пребывание в рядах еврейского народа - и лишь на
неоднократные настойчивые просьбы отвечают согласием. Тогда и только
тогда есть значительные шансы на то, что человек станет настоящим евреем
и что его в таком качестве признают все его новые
соплеменники/единоверцы - кроме раввина Нафтали Шрайбера и его
единомышленников...

В чем Шрайбер и Герасимов правы - так это в том, что в Государстве
Израиль не должно возникать ситуации, когда принадлежность к <<титульной

Автор этих строк безоговорочно согласен с четвертым (и только с
четвертым) пунктом процитированного в начале статьи документа. Никаких
преимущественных прав при регистрации и расторжении брака, при
продвижении по службе и при организации похорон евреям в Израиле давать
не следует. Иначе неевреи будут иметь все основания <<ломиться в евреи>> и
записываться на курсы, упомянутые в третьем пункте пресс-релиза, и на
процедуры, описанные в пункте втором, не во имя подлинной Веры, а во имя
вольготной жизни.

*Я.Негер, Hakira.info <http://hakira.info>
http://www.hakira.info/1275.shtml*

Ответить   Igor Mon, 26 May 2008 22:03:59 +0300 (#749371)