Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

[Fwd: Nedelnaja glawa]

Исходное сообщение Тема: Nedelnaja glawa
Дата: Mon, 12 May 2008 22:25:37 +0400
От: Juri Linets <machon_me***@m*****.ru>

Шалом, дорогие друзья!
На нашем сайте еженедельно появляются новые видео- и аудио- уроки по актуальным
вопросам иудаизма? Всего их там уже более пятисот. Вот некоторые из последних
поступлений в интернет:

Рав Йона Левин:

1. Все законы и законы, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2612
2. Споры между нами, кига "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2611
3. Второй Храм, раздел "Рав Кук"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2607
4. Мириям, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2602
5. Люди как Моше, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2597
6. Мишкан Моше и мы, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2595
7. Морская песня, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2594
8. Рабы в иудаизме, книга "Шмот"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2593

Рав Реувен Фаерман:

1. Источник движения, раздел "Разное"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2613
2. Рай и Ад I,
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2608
3. Воскрешение меотвых, раздел "Разное"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2606
4. Эволюция, раздел "Разное"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2601

Рав Элиягу Бережинский

1. Сколько надо учить Тору, раздел "Мелочи жизни"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2603
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2600
2. Подогревание в шаббат, раздел "Мелочи жизни"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2599
3. "Борер" в шаббат, раздел "Мелочи жизни"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2596

В прицепном файле различные материалы к недельному разделу Торы на русском языке.

Возможно, у Вас появляются вопросы. Мы с радостью ответим Вам. Вопрос к раву
Элиягу Бережинскому, ведущему раздел "Мелочи жизни", можно задать по адресу:
voprosikravi***@g*****.com

На русскоязычной странице (http://www.machonmeir.org.il/Russian/) сайта "Махон
Меир"
(http://www.machonmeir.co.il/) - информация о долгосрочных учебных программах
Махона, наших преподавателях и многом другом.

Если у Вас есть знакомые, которые хотели бы получать нашу рассылку, сообщите
нам их e-mail адрес. Если Вы не хотите получать нашу рассылку, сообщите нам об
этом.

С наилучшими пожеланиями

Д-р Юрий Линец
Институт изучения иудаизма "Махон Меир", Иерусалим, Кирьят Моше, Сдерот А-Мейри
2, Израиль.
Тел. +(972)-524745823
Факс: +(972)-2-6514820

Глава Беар

12 Ияра 5768 17 мая 08

АКТУАЛИЯ

Рабби Шимон бар Йохай сказал: "Есть три короны: корона Торы, корона коэнства
и корона царского величия, но корона доброго имени возвышается над ними" (Авот,
3:14). Раши разъясняет: "Тот, кто обладает добрым именем, которое он приобрел
хорошими делами, достоин похвалы больше, чем все остальные". Говорится "шем тов
мишемен тов" - "доброе имя лучше хорошего оливкового масла" (как символа благословений
и благополучия). Это высказывание, в первую очередь, справедливо по отношению
к самому Рашби (Рабби Шимону бар Йохай). На основе его учения сформировалась
книга Зоар ("Свет"), лучи которой освящают путь еврейского народа на протяжении
многих столетий. Чьи заслуги могут быть больше заслуг человека, который удостоился
создать учение, сконцентрировавшее в себе глубинный смысл Торы, связанный с первозданным
светом, и сделать его достоянием всех последующих поколений? Рашби отличала сильнейшая
любовь к Земле Израиля, которую он не был готов покинуть, даже находясь в самом
тяжелом положении. Когда римские власти искали его, чтобы казнить, он не убежал
в Персию, а скрывался в пещере на горе Мирон, 13 лет подвергая опасности свою
жизнь и жизнь своего сына рабби Элазара, который присоединился к нему. Вне всякого
сомнения, заслуги Рашби, его самоотверженность и самопожертвование во имя народа
Израиля и во имя Земли Израиля защищают нас до сих пор от многих бед. Еврейский
народ на протяжении многих веков выражает свою благодарность великому мудрецу
Торы, отмечая день его ухода из этого мира как особую дату. Пожалуй, никто больше
из праведников не удостоился того, чтобы все общины, как сефардские, так и ашкеназские
отмечали какой-либо день, связанный с ним лично. Нельзя не добавить, что подобно
тому, как Рашби пожертвовал собой, чтобы остаться в Земле Израиля, как он пожертвовал
собой во имя еврейского народа, так он на протяжении всей жизни каждый день жертвовал
всем ради изучения Торы. Для праведников, которые на протяжении поколений следовали
его примеру, исполнялись слова, сказанные Давидом: "Открой глаза мои, и увижу
я чудеса через Тору Твою" (Теилим, 118:18)
Рав Дов Бигон
Глава Йешивы Махон Меир

ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
Приближаясь к Лаг баОмер

Агада
Сказано в Гемаре: "Было у раби Акива двенадцать тысяч пар учеников от Гевы
до Антипатроса (от центра страны до ее самой северной точки), и все они умерли
в один и тот же промежуток времени, потому что не относились с уважением друг
к другу+ Они ушли из жизни в дни, отделяющие Песах до Шавуот+ Они скончались
от "аскары"" (Йабамот 62б). Слово "аскара" многие переводят, как заболевание,
поражающее горло и дыхательные пути.
С точки зрения мудрецов Талмуда уважительное поведение продляет дни человека,
и об этом сказано: "За счет чего продлились твои дни?" - спросили одного из мудрецов.
Он ответил: "Никогда я не возвышался, унижая достоинство своего товарища" (Мгила
27б). Отсюда легко сделать вывод, что уважение к ближнему является заслугой,
которая всегда защищает человека от любых несчастий и в опасных ситуациях.
Но даже, учитывая, что ученики раби Акива, не проявляя уважения друг к другу
лишились особой защиты Свыше, трудно представить себе, чтобы из-за этого они
все умерли в одно и то же время. Ведь подобные случаи не происходили в еврейской
истории ни до того, ни после этих событий.
Маарша в Хидушей агадот (Йебамот 62б) и Маарал (в одноименном труде Хидушей
агадот). оба утверждают, что речь идет об уважении к Торе. Иными словами, проблема
заключалась в том, что они не проявляли достаточного уважения ко мнению своих
товарищей. Несмотря на то, что все они были мудрецами Торы, ученики раби Акива
разошлись в понимании Учения, и каждый из них позволил себе пренебречь мнением,
которое противоречит его представлениям и подходу.
Еще одно объяснение приводится в мидраш Коэлет Раба (11:6): "ученики раби Акива
умерли, потому что они не могли посмотреть с положительной точки зрения на учение
своих товарищей, оценить по достоинству их подход к Торе". И объясняется: "Они
не любили другу друга и не хотели быть полезны друг другу, помогая в учении"
(Эц Йосеф Йебамот 62б).
Следует вспомнить, что речь идет об учениках раби Акивы, который поставил во
главу своего учения заповедь Торы "возлюби ближнего своего как самого себя".
Они не смогли продолжить путь своего учителя, проникнуть в суть его учения и
распространить его среди людей.
Марал объясняет, почему ученики раби Акива умерли именно в этот период времени:
время от Песах до Шавуот - дни, когда подчеркивается уважение к Торе в ожидании
дня дарования Торы (Сефер аХинух 173). А они нанесли ущерб достоинству Торы.
Но неуважение к Торе не может быть единственной причиной одновременной гибели
такого числа людей. Нет в истории ни одного похожего случая. Следует искать дополнительные
причины трагедии, постигшей двадцать четыре тысячи учеников раби Акива.

Истинная картина
Деятельность раби Акива началась до разрушения Второго Храма в 68 г. н.э. и
продолжалась до поражения восстания Бар Кохбы в 135 н.э., когда пал последний
оплот восставших - город Бейтар. Раби Акива заложил основы мишны (Сангедрин 86а),
о нем говорится, что он вошел в духовный мир и вернулся из него с миром (Хагига
14б). Агада рассказывает, что Моше, учитель наш, увидел в пророческом видении
Раби Акиву, который должен был прийти в мир через много поколений после него,
и спросил Всевышнего: "Господин мира, вот ведь есть у тебя такой человек, а ты
собираешься дать Тору народу Израиля через меня?" (Минахот 22б)
В мидраш "Эйха" говорится. Что когда раби Акива увидел Бар Кохба, он сказал:
"Вот царь Машиах". Что делал Бар Кохба? Он ловил снаряды балистры и бросал их
обратно во врага, убивая толпы римлян. Поэтому и назвал его раби Акива "царь
Машиах" Раби Акива был величайшим мудрецом Торы периода формирования мишны. И
считал он и все мудрецы поколения, что он -Машиах, пока не погиб он" (Эйха раба
11:3). Раби Акива стал вдохновителем борьбы сыновей Израиля за независимость,
позволяющую соблюдать закон Торы и восстановить Храм. Рав Цви Йеуда Кук утверждал,
что ученики раби Акива, как и их учитель не остались в стороне от восстания,
а приняли в нем самое активное участие. Не случайно рав Шрира Гаон в своем известном
труде (Игерет) пишет, что ученики раби Акива умерли в результате гонений и преследований.
Они погибли в сражениях. Подтверждением может быть написанное рав Хай Гаоном:
"Ученики раби Акива скончались близко к заходу солнца, а похоронили их ночью,
хотя следовало бы похоронить их днем, так как все они были люди уважаемые. Однако
те, кто хоронил их, предпочли похоронить их тайно из-за тяжелого положения в
стране и сложного периода времени" (Тур Орах Хаим 493).

Снять противоречие
Необходимо решить противоречие между Гемарой, утверждающей, что ученики раби
Акива умерли из-за того, что не относились с уважением друг к другу, и рав Шрира
Гаоном, утверждающим, что они умерли из-за гонений и преследований. Маарал (Беэр
а Гола) объясняет, что у любого события есть две причины - глубинная и внешняя.
Их можно назвать так же духовная причина и ее выражение в материальном мире.
Начнем с причины внешней, которая служит инструментом в руках Божественного
Провидения, позволяющим найти духовной причине свое выражение. О материальной
причине говорит рав Шрира Гаон. Он рассказывает о том, как погибли ученики раби
Акива: они были участниками сражений, вспыхнувших в дни римских гонений.
Теперь о причине духовной. Ее раскрывает Гемара. Она говорит о том, почему
ученики раби Акива потерпели поражение и не смогли победить в борьбе против римлян:
не проявляли уважение друг к другу. Мудрецы сказали, что Второй Храм был разрушен
по причине взаимной ненависти (Йома 9б). И, если Храм был разрушен по причине
взаимной ненависти, то понятно, что он не будет построен, пока этот грех не будет
изжит полностью, настолько, чтобы даже какие-то его побочные проявления не могли
найти места в жизни народа. И, каждый выходящий на войну за восстановления Храма
должен был быть полностью чист от этого греха. Ведь война ведется не только на
материальном, но и на духовном уровне. Поэтому ученики раби Акива, не сумевшие
понять значение духовной борьбы и необходимость победы над грехом взаимной ненависти,
потерпели поражение в восстании.
Раби Яаков Ариэль Шлита в своей книге "Из шатров Торы", посвященной Лаг баОмер,
разъясняет, как возникли разногласия между учениками: Раби Акива был человеком
цельным и стремился к совершенству всех сторон жизни (которые связаны и не могут
проявиться во всей полноте друг без друга). Он владел и открытыми знаниями Торы,
и ее тайной частью, и самоотверженно исполнял все заповеди, и стремился к достижению
независимости еврейского народа. Частные заповеди Торы и глобальная задача, которую
ставит Тора перед еврейским народом - и то и другое было важно для него. Однако
его ученики в силу того, что у каждого были свои способности и свои наклонности
разделились на два основных направления. Люди, избравшие одно направление, стремились
только к свободе в изучении Торы. Они собирались добиться независимости для того,
чтобы иметь возможность изучать Тору без препятствий. Победив, они не собирались
вмешиваться в политику и заниматься построением нового государства. Люди, избравшие
другое направление, мыслили иначе: они считали, что невозможно устраниться от
построения национального дома. Люди Торы должны участвовать во всех делах и нести
на себе ответственность за все, происходящее в стране. Они не могут отойти от
политики и передать ее в руки других людей. Иначе возродившееся государство погрязнет
в нечестности и коррупции и станет таким же, как царство Хашмонаев в период своего
заката. Такая победа обернется поражением. И той и другой группе нужно было понять,
что каждая из них должна дополнить другую. Те, кто считает занятие Торой единственной
целью, должны были понять, что они могут добиться ее только в свободном еврейском
государстве, а те, кто считал, что необходимо участвовать в государственных делах,
должен был с пониманием отнестись к своим товарищам и убедить их не отдаляться
от общества после победы восстания. Следует обратить внимание на то, что люди
обоих направлений, принимали участие в освободительной войне .
Представляется, что основной ошибкой учеников раби Акива была неспособность
понять единство Торы и царства Израиля, невозможность существования одного без
другого. Одни подчеркивали важность построения национального дама, другие - изучения
Торы. В конечном итоге все сводилось к тому, как расставляются акценты. Но результатом
было неприятие чужого мнения и дух взаимного неуважения.
Слово "Аскара" может означать не только "болезнь дыхательных путей", но и "сражение"
(сикара - короткий меч (арамейский)). Таким образом, переводя "аскара" как заболевание,
не следует думать, что речь идет о реальном событии - Гемара, говоря о причине
смерти, говорит о том, какая смерть полагается за неуважение к другому человеку.
"Они должны были бы умереть от удушья" - говорит Гемара. А слово "аскара", переводимое
как сражение, указывает на реальное событие, на смерть, постигшую учеников раби
Акива в реальном мире. Это имел в виду рав Шрира Гаон, когда отошел от текста
Гемары, и написал о преследованиях и гонениях.

Аарон Гранот, Йешиват Нир

Эрец Исраэль - наше владение?

Заповедь, которой открывается глава, - заповедь субботнего года, года шмита
(буквально: пропуск, упущение) - может быть одна из самых необычных заповедей
Торы. Средняя книга Торы - Ваикра, середина нашего повествования и высшая его
точка - Синайское Откровение. Что получим сейчас, какие тайны откроет нам Творец?
А указание самое, на первый взгляд, обыденное - порядок сельскохозяйственных
работ: "И говорил Ашем Моше на горе Синай сказав: Говори сынам Исраэля и скажи
им: Когда придете на землю, которую Я даю вам, пусть празднует земля шабат Ашем.
Шесть лет засевай твое поле и шесть лет обрезай твой виноградник, и собирай её
урожай. А в седьмом году шабат шабатон трудов будет для земли, шабат Ашем: поля
твоего не засевай и виноградника твоего не обрезай; Самосева твоей жатвы не жни
и твоего винограда хранимого не снимай; шабат шабатон будет для земли. И будет
шабат земли вам в пищу: тебе, и твоему рабу, и твоей рабыне, и твоему наемному
работнику, и твоему поселенцу, которые проживают с тобой; И твоему скоту, и зверю,
который на твоей земле, будет весь её урожай в пищу" (Ваикра 25, 1-7).
И это Тора? И это святость? Ну честное слово, остается обсудить конструкцию упряжи
быка и форму плуга. Да и какое значение имеют те агрономические советы теперь?
Попытаемся понять.
Первое, что становится ясным: указание это весьма далеко от агрономии. В самом
деле, земле надо отдыхать. Предположим, что в Эрец Исраэль этот отдых должен
происходить раз в семь лет. Тогда логично разделить надел на семь участков и,
чередуя, обрабатывать ежегодно шесть, оставляя один под парами. Вместо этого
- тотальное прекращение работ. А на вопрос: что кушать будем? Всевышний отвечает
еще более удивительно: "Я пошлю Мое благословение вам в шестом году, и он принесет
урожай на три года" (Ваикра 25,21). То есть максимальный урожай земля даст не
после отдыха, а в наиболее истощенном состоянии, на шестой год непрерывной эксплуатации!
Нет, агротехникой здесь и не пахнет.
Во-вторых, простая агротехника приобретает сложную структуру, существуя одновременно
в трех плоскостях: плоскость отношений между человеком и Творцом: "празднует
земля шабат Ашем", плоскость отношения человека к самому себе: "Шесть лет засевай+
и шесть лет обрезай+, и собирай+. А в седьмом году шабат шабатон трудов будет
для земли+", и плоскость отношений человека и его ближнего: "И будет шабат земли
вам в пищу: тебе, и твоему рабу, и твоей рабыне, и твоему наемному работнику,
и твоему поселенцу, которые проживают с тобой; И твоему скоту, и зверю, который
на твоей земле". Такое тройное предназначение и такое уравнение всех в праве
на пищу, делает эту мицву-заповедь совершенно особенной.
Убедившись, что Шмита это не агрономический совет, мы можем сделать выводы:
1. Указания, полученные нами на горе (Бе-хар) Синай это не абстрактно-философские
или идеально-этические рекомендации, а конкретные, практические повеления, которые
должны быть практически реализованы в хозяйственной жизни каждого человека и
народа в целом.
2. Эти повеления могут быть реализованы только в Эрец Исраэль, следовательно
в завоевании и освоении Эрец Исраэль - главная задача еврейского народа, задача
не ограниченная рамками той или иной эпохи.
3. Эрец Исраэль это не просто физико-географическое понятие или геополитическое
образование. Она обладает необычными свойствами, требующими и позволяющими соблюдать
седьмой год. Если англичане, например, смогли создать несколько государств в
разных местах Земли, то евреям этого не дано.
4. Творец напоминает нам, что мы не владельцы, а только арендаторы земли и Он,
как владелец, дает право пользования плодами её всем, кому считает нужным.
Нынешний, 5768 год (2007-2008) - год Шмита. Сегодня в Израиле далеко не все сельскохозяйственные
производители соблюдают тем или иным способом законы этого года. Но вот интересный
факт: за весь период ведения еврейского сельского хозяйства в новое время (немногим
более столетия), урожайность "шестых" лет в 1,5 - 2 - 2,5 раза превышала среднюю
урожайность семилетнего цикла. Есть повод задуматься о том, что "+ говорил Ашем
Моше на горе Синай"!

Ответить   Igor Mon, 12 May 2008 22:49:03 +0300 (#745872)