Концлагерный туризм -- польза или вред?
*Кино не для всех*
Концлагерный туризм -- польза или вред? Таков был лейтмотив дебатов,
проходивших 10 мая в парижском Центре современного искусства им. Жоржа
Помпиду под эгидой Музея искусства и истории иудаизма. Эти дебаты,
посвященные весьма непростой теме, разворачивались, в основном, вокруг
двух фильмов, отмеченных премиями парижского Международного фестиваля
<<Реальное кино>>. Первый фильм -- <<Путешествия>> (Voyages), получивший
<<Цезаря>> в 2000 г., снят французским документалистом Эммануэлем Финкелем
(Emmanuel Finkiel), в прошлом -- ассистентом Ж.-Л. Годара и К. Кишлевского.
Фильм <<Путешествия>> директор фестиваля <<Реальное кино>> Мари-Пьер
Дюамель-Мюллер называет <<странствием на инфернальной машине времени>>. На
экране -- три старых женщины. Ривка, узница Освенцима, отстала от группы
туристов -- и на полчаса попадает в прошлое. В этом прошлом, так и не
ставшем прошедшим, в оцепенении и безнадежности сидит она на земле:
брошена всеми! муж забыл о ней -- он направляется на кладбище один -- без
нее! Другая героиня, Регина, застывает от неописуемого ужаса, услышав
самые обычные звуки -- шорох земли, скрип досок. Работник просто выдирает
сорняки между могил -- ей же кажется, что из могил встают призраки и
движутся ей навстречу! Наконец, третья, Вера, приехала из России, чтобы,
как она говорит, <<вспомнить самое себя>>...
Второй фильм, показанный в Центре Помпиду, -- КZ (в переводе
<<Концентрационный лагерь>>), -- снял в 2005 г. британский режиссер Рекс
Блумштейн (Rex Bloomstein).
Там на экране -- красивый старинный городок. На площади -- привычная
туристическая суета: школьники, семейные пары, автобусная толкучка. В
улочках -- уютные ресторанчики, там едят и пьют самые обычные люди.
Красивый автобус по красивой дороге бесшумно поднимается в гору и
останавливается перед чистой красивой каменной стеной. Приехали...
Вылизанное подворье, аккуратно расчерченные квадратики клумб.
-- Маутхаузен! - бодро объявляет экскурсовод.
Вслед за тем полтора часа камера проходит помещение за
помещением -- путем узника. От первого плаца - через санобработку, где
брили наголо и переодевали, через бараки, где спали на хорошо
оструганных, крепко построенных на века (!) нарах, -- и вплоть до
маленькой газовой камеры и такого же маленького, очень камерного крематория.
Последний кадр: молодой смотритель Музея пробегает пустыми комнатами,
покрикивая -- закрываем, дескать... Перед тем, как щелкнуть последним
выключателем и погасить свет в последней камере, смотритель поднимает
палец, прикладывает к губам и... слышны шорохи, шаги, стоны - неужели
только ветра?!
-- Вот оно! - шепчет зрителю смотритель. Потом добавляет:
-- Нет птиц.
Над Маутхаузеном более 60 лет не летают птицы. Не вьют гнезда.
Вот такое кино. Такая история.
<<Эти режиссеры ничего не выбирали. Они снимали то, что есть>>, -- говорит
историк и киновед Ариэль Швейцер. (Ariel Schweitzer), <<Но обе эти ленты,
с их леденящей душераздирающей отстраненностью, ставят под вопрос
сценарий подобных визитов. Нормальный турист -- тот, кто восхищается
пейзажами, монументами, переходит из ресторана в ресторан, нежится на
пляже... Что общего у всего этого с бараками, крематориями? Как можно
вообще считать такое путешествие <<туристическим>> в общепринятом смысле
слова? Как глядеть на все это? Как рассказать, как жить потом?>>
*Знание дорогой ценой*
<<Знание истории -- лучшее средство против экстремизма>>, -- считает
французский социолог Анри Коэн-Солал (Henri Cohen-Solal). <<Но стоит
помнить, что посещение концлагерей может плохо воздействовать на
неокрепшую психику, например, подростка>>.
Известно, что во Франции изучение истории Холокоста входит в
обязательную школьную программу. А французское министерство просвещения
ежегодно организует для школ посещение нацистских концлагерей. Однако в
последнее время все чаще говорят о том, что подобное в целом благородное
начинание может негативно сказаться на психике детей. Поэтому, считают
психологи, школьников надо заранее готовить к тому, что им предстоит
увидеть, в частности, при посещении Освенцима. Ведь столкнувшись со
страшными картинами, старшеклассники как бы заражаются агрессией этого
места. И затем, в попытке избавиться от негативных эмоций, они затевают
скандалы в барах и ночных клубах, оскорбляя местное население. Другие же
после такой экскурсии еще долгое время страдают депрессией и потерей
аппетита, кошмарами.
Дело порой доходит до извращенного макабра. Жан-Мишель Фродон (радио
France-Culture) поведал о недавнем скандале в голландском городе Дэн
Боше. В центре скандала оказался небольшой магазинчик, а точнее,
ассортимент на его прилавках -- футболки с черепами, колючая проволока,
брелоки, воспроизводящие надпись на воротах Дахау -- Arbeit macht frei
(<<Работа делает свободным>>) -- и даже куклы в нацистских мундирах. По
словам Фродона, власти городка выразили сожаление в связи с подобным
происшествием, однако закрывать магазин, похоже, никто не собирается.
Ибо, как выяснилось, на <<концлагерные сувениры>> есть спрос...
<<Где, наконец, граница между фетишизмом и профанацией? И существует ли
она в подобном случае?>> -- таким риторическим вопросом журналист завершил
доклад.
*<<Новый антисемитизм>>*
Секуляризация Западной Европы расчищает место для политического ислама.
То есть ислама не столько как религии, сколько идеологии, объяснял
собравшимся видный публицист-интеллектуал Ален Финкелькраут, автор
эпатажного эссе, посвященного так называемому <<новому антисемитизму>>. <<В
отличие от <<исконного>> антисемитизма, присущего коренным французам, этот
<<новый антисемитизм>>, который ныне бродит по Европе, как волк в овечьей
шкуре, может легко сойти за борьбу с расизмом....>>, -- утверждает А.
Финкелькраут. <<В основном, его носители -- арабские подростки из
городских предместий, агрессивные, неуправляемые и, конечно же, не
понимающие сути происходящего в ближневосточном регионе/.../ Ощущая себя в
полосе отчуждения, эти ребята идентифицируют себя с палестинцами. В их
восприятии Холокост - алиби Запада, который не хочет брать на себя
ответственность за <<нахбу>> (nakhba) -- ту же <<Катастрофу>>, только в среде
палестинцев. И, следуя этой логике, арабские учащиеся отказываются от
посещений концлагерей, заявляя, что они, в отличие от христиан, не несут
никакой ответственности за нацистский геноцид>>, -- напомнил Ален
Финкелькраут в заключение.
<<Все мы -- туристы. Мы ими были всегда, всегда есть и
напрашиваются разные вопросы. Первый -- где граница между паломничеством
и, увы, неким фильмом ужасов, будоражащим нервы отдельным визитерам? А
отсюда -- второй вопрос: как заставить человека не просто смотреть -- но
видеть? Логика здесь ни при чем. Все дело в личных ощущениях каждого...>>
http://booknik.ru/news/chronicles/?id=26956