Владимир Высоцкий и гетто
*
Геннадий Брук <http://berkovich-zametki.com/Avtory/Bruk.htm>
*
*
Владимир Высоцкий и гетто
*
http://berkovich-zametki.com/2008/Zametki/Nomer5/Bruk1.php
Недавно, в связи с подготовкой вечера памяти Высоцкого, возник
неожиданный вопрос: почему, у Высоцкого нет песни, посвящённой
катастрофе еврейского народа во Второй мировой войне?
Конечно, сразу приходит в голову:
/И фюрер кричал, от завода бледнея,/
/Стуча по своим телесам,/
/Что если бы не было этих евреев,/
/То он бы их выдумал сам./
/Но вот запускают ракеты/
/Евреи из нашей страны./
/А гетто? Вы помните гетто/
/Во время и после войны?/
/ 1965/
Но как-то написано не совсем по-высоцки и скорее напоминает фрагмент или
набросок чего-то более фундаментального. Создаётся впечатление, что тема
интересовала поэта, но к её раскрытию он оказался не готов. Даже
сопоставление картин гетто, заселённых запуганными, истомлёнными
жителями во время войны, и оставшимися на месте гетто безлюдными руинами
и пепелищами в итоге катастрофы, лишь только намечено. А вот где оно,
настоящее высоцкое? Неповторимое и завершённое? В чём же дело?
Для начала вспомним: дату написания этого, условно говоря, наброска:
1965 год - молодость поэта. В его творчестве ещё преобладают
песни-стилизации под блат. Военные песни только появляются, но и они
носят печать уголовной романтики: /<<Я вырос в ленинградскую блокаду, /Но
я тогда не пил и не гулял...>>; <<Штрафные батальоны>>; <<Все ушли на
Только <<Песня о госпитале>> без уголовного героя, хотя написана в том же
стиле.
Уже появилась песня <<Антисемиты>>, но информацию герой получает от тех же
<<алкаша с бакалеи>> и товарищей.
Много ли поэтов писали о Катастрофе? Можно ли спрашивать, а почему любой
из остальных не написал?
О человеке можно судить по делам, но не <<почему не...>>? Трудно ответить на
вопрос, почему кто-то чего-то не сделал.
Но Высоцкий - не кто-то! И война - одна из главных его тем. Да и
еврейская тема занимает в его творчестве весомое место.
Поэт никогда не держался националистических позиций, но не забывал и о
своих еврейских корнях - два десятка песен, в которых так или иначе
представлена еврейская тематика, убедительно доказывают это. Но почему
же ничего о Катастрофе?
Вопрос долго не давал мне покоя и, наконец, я пришёл к некоторым выводам.
Причина, мне кажется, в том, что герой Высоцкого - прежде всего, борец.
В своём творчестве поэт всё пропускал через своё Я. Всё что происходило
с персонажами его песен, им описанное, будь то солдат или уголовник,
волк или самолёт, рассказывалось Высоцким как пережитое лично. Даже
когда герой песни погибал в борьбе, он обращался к нам из будущего как
победитель: /<<Мне хочется верить, что чёрная наша работа / Вам дарит
возможность беспошлинно видеть восход!>>/ (1972). Но может ли в качестве
победителя выступать жертва газовой камеры?
Вспомним <<Бабий яр>> Евтушенко.
/Я -/
/ каждый здесь расстрелянный старик./
/Я -/
/ каждый здесь расстрелянный ребенок./
Великие стихи! Но я не представляю подобных стихов, исходящими от Высоцкого.
Конечно, поэт не мог не сочувствовать жертвам, но не выливались у него
стихи такого рода: его герой - человек действия!
/А умирать почетно было/
/ Средь пуль и матовых клинков,/
/И уносить с собой в могилу/
/Двух-трех врагов, двух-трех врагов/
/ /1974
И я думаю, что господствовавшее представление о погибших в Катастрофе
как о безответных жертвах фашистских палачей - основная причина, почему
Высоцкий не написал стихов о трагедии народа. О смертях плачут, но
газовые камеры не воспевают.
Говорят, что одна смерть - трагедия, миллион - статистика. И как не
ужасно, это утверждение верно не только для газетных строк, оно верно и
для индивидуального человеческого сознания. И не только для палача или
для стороннего наблюдателя, но, что совсем немыслимо, верно и для жертвы.
Понятно, когда победитель-палач бежит от своей совести, заменяя слово
<<убийство>> эвфемизмами: <<пустить в расход>>, провести <<акцию>>.
Когда молодые, здоровые люди, по нелепым обстоятельствам втянутые в
кровавую мясорубку, с винтовкой наперевес идут под пулемёты - трудно
понять, чего здесь больше: героизма или обречённости.
И кажется совсем непонятным, почему обречённо шли к Бабьему яру или в
газовые камеры жертвы дьявольской идеи и её преступных исполнителей.
Да, к яру гнали целыми семьями, и среди них шла и молодёжь. Молодые
могли бы попытаться бежать, но решались на это единицы, остальные не
могли бросить матерей с малыми детьми и своих немощных стариков.
Оставить их на произвол судьбы?
Или броситься на охрану... и спровоцировать немедленную бойню? Ведь
кто-то сохранял надежду, верил, что их переводят куда-то: люди тащили с
собой узлы и чемоданы.
Да и было ли, куда бежать?
Вот откровения украинского <<героя>>: <<депутата Ровненского горсовета
неофашиста В. Шкуратюка, 1993:
/"Я горжусь тем фактом - заявил он - что среди 1500 карателей в Бабьем
Яру было 1200 полицаев из Организации Украинских Националистов и только
300 немцев". ^1 /
Мои дед и бабушка в 1941 году жили в Ростове. Через день после того, как
город был взят немцами, и кончилась стрельба, дед собрался <<на
разведку>>: <<Я немцев знаю, в 1914 был в плену, пойду посмотрю, как там в
городе>>. И увидел на столбе приказ коменданта города: <<Жидам...
собраться с ценными вещами...>>.
Дедушка побежал домой, схватил жену, и их обоих спрятали в подполье
соседи украинцы.^2
Значит, минимальные шансы на спасение были.
К счастью, через неделю наши ворвались в город. Говорят, их главной
задачей было взорвать оставленные заводы и другие стратегические
объекты. Потом наши ушли, и с ними, с горсткой других гражданских лиц,
ушли мои дедушка и бабушка, унося узелок со сменой одежды, какой-то
снедью, документами. Из больших выпускных фото школьных классов трёх
своих сыновей, на это время - уже офицеров Красной армии, бабушка
вырезала кружочки - только их лица, и сунула в свой паспорт. Остальное
пришлось бросить.
В Ростов снова вошли немцы, уже надолго.
Не все оказались настолько дальновидными, как мой дед. Многие
законопослушно <<собрались>> в соответствии с приказом немецкого
коменданта. На что они рассчитывали? О еврейских соседях моих родных
известно только то, что ВСЕ они погибли.
<<На миру и смерть красна>>, - гласит поговорка. Но, оказывается, что <<на
приниматься безропотно - не как личная смерть, а чуть ли не как
статистический факт: <<Миллионы гибнут... и я как все>>.
Слушаем А. Розенбаума. Рыдает поэт, плачут слушатели:
/Вы простите, сёстры, то,/
/Что я с вами рядом не был,/
/Что в рыдания свой крик не вплёл./
Но насколько же это не соответствует яростному рывку в <<Охоте на волков>>
Высоцкого:
/Я из повиновения вышел /
/За флажки, - жажда жизни сильней!/
/Только сзади я радостно слышал/
/Удивлённые крики людей./
1968
Обречённость и безвольность, кажется, не только обязательные спутники,
но и необходимые условия для существования любой системы массового
угнетения. Эти же качества характеризовали и советских военнопленных
заключённых в фашистских лагерях. Не по этой ли причине не написал
Высоцкий и о них?
Как-то завхоз больницы таёжного села, где я работал хирургом, бывший
заключённый Освенцима, рассказывал мне:/ <<Привозят евреев. Они идут со
сверточками, узелками. Мы стоим возле проволоки и кричим: бросайте нам
золото, часы, деньги! Вас всё равно убьют, так хоть нам поможете! Они
нам через проволоку свёрточки перебрасывали, а сами шли дальше! Потом мы
хлеб на эти вещи у немцев выменивали. Так и выжили>>./
В 1969 г. Высоцкий жестко написал:
/Я не люблю насилья и бессилья,/
/И мне не жаль /^3 / распятого Христа./
Для многих заключённых из неблатной части контингента сталинских
лагерей, подавленность и пассивное следование инстинкту выживания тоже
было типичным состоянием.
Ещё Гомер отметил:
<<Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,
Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет>>.
У Высоцкого, при большом количестве его песен о <<зеках>>, бравирующих
своими уголовными подвигами, нет ни одной песни, герой которой напоминал
бы смиренного <<Ивана Денисовича>> А. Солженицына.
Герой Высоцкого другой: *<<*Я больше не буду покорным - клянусь! - / Уж
лучше лежать на земле...(1968)
У <<наших>> заключённых шансы при побеге были довольно высокими: они
оказывались в знакомом, во многом им сочувствующим, окружении. Но
<<уходили>>, в основном, уголовники, а политические жертвы системы крайне
редко решались на активные действия. А вот кредо Высоцкого.
/Был побег на рывок /
/Наглый, глупый, дневной,/
/Вологодского - с ног/
/И - вперед головой./
/ /1977
Эта песня посвящена В.Туманову, осуждённому по политической статье, но в
песне ни слова о политике. Высоцкий вдохновился не его статусом невинной
жертвы репрессий, а именно его активным протестом: <<...из лагерей
Туманов бежал семь (прописью!) раз>>^4 .
Из гетто бежать было куда опаснее - местное население нередко с
энтузиазмом сотрудничало с нацистами, когда дело касалось уничтожения
евреев,^5 а часто <<решало вопрос>> самостоятельно, как это было, к
примеру, в Едвабне.^6
Обречённые на смерть жертвы гетто и лагерей смерти, измотанные ожиданием
конца, измученные безнадёжностью, казалось, подчинялись только двум
инстинктам: выжить, или умереть без лишних мук.
О фашистских лагерях смерти стало широко известно после Нюрнбергского
процесса (1945г.). При этом евреи представлялись покорными жертвами
фашистской машины.
Подробно описывалось, как евреи безропотно шли в газовые камеры, как
одни умирали с именем Всевышнего, сохраняя достоинство и утешая
отчаявшихся, другие безвольно и обречённо, повинуясь инстинкту <<как
вроде чувства вины за перенесённые страдания, держались тихо и
старались оставаться в тени. Вместе с выражением сочувствия, их упрекали
в бездействии и покорности, не свойственной <<гордым сабрам>>. Улица даже
дала им кличку: <<мыло>>.
Вот у Высоцкого о Польше:
/Красавицы-полячки не поблекли /
/А сгинули в немецких лагерях..."/
/В мозгу моём, который вдруг сдавило/
/Как обручем, - но так его, дави!./
/Варшавское восстание кровило,/
/Захлебываясь в собственной крови.../
1973
Это трагическая страница в истории польского народа. Но почему же о
поляках и о Варшавском восстании, а не о сопротивлении в Варшавском
гетто? Может быть потому, что о еврейском героизме в <<интернациональном>>
СССР было известно очень мало?
В советскую печать практически не попадали данные о самоотверженных
усилиях евреев сохранить человеческий облик в нечеловеческих условиях и,
об их борьбе.
Это теперь мы знаем, что в гетто действовали подпольные школы, работали
кружки, дети занимались рисованием, их знакомили с еврейской историей и
традициями, им устраивали скромные праздники.
Мало известно о случаях протестных самоубийств в лагерях смерти:
<<погибну сам, но не от рук палачей!>> И даже такой уход от газовой камеры
знаменовал новый тип мышления, готовил оставшихся к переходу от
молчаливого протеста к активной борьбе.
В гетто и лагерях организовывались группы сопротивления, вспыхивали
восстания. В апреле 1943 года началось восстание в Варшавском гетто.
Бои продолжались 27 дней. /<<Евреи Варшавского гетто, в том числе дети,
женщины, старики ... сопротивлялись регулярным частям вермахта дольше,
чем вся Польша, дольше, чем великая европейская держава Франция./
В уцелевшем завещании узника Варшавского гетто Йосефа Раковера,
написанного 28 апреля 1943 г. в самый разгар неравной борьбы повстанцев
против частей регулярной немецкой армии, он писал: <<Варшавское гетто
погибает с боем, с выстрелами, в пламени, но без воплей. Евреи не кричат
от ужаса...>> http://his.1september.ru/articlef.php?ID=200500909
Когда стали доступными материалы о еврейском сопротивлении, выявился
разительный контраст с прежним стереотипом, что все шесть миллионов
евреев погибли как покорные жертвы. Нет, они погибали как борцы:
/<<Восхода не видел, но понял: вот-вот и взойдёт!>> - /эта песня
Высоцкого, посвященная героям Евпаторийского десанта, отражает порыв
всех героев, которые боролись до конца.
Знал ли поэт о Еврейском сопротивлении? После женитьбы на Марине Влади
перед Высоцким открылся целый мир, открылись источники информации, ранее
недоступные, в том числе и факты, которые замалчивались в СССР. И
стихотворение солидарности с народом отцов,^7 Высоцкий - русский поэт с
еврейскими корнями, написал через четверть века после первого упоминания
о гетто, в 1979 году. В нём же явно звучит самоосуждение поэта за
нечёткость своей позиции в <<национальном вопросе>>.
/Казалось мне, я превозмог/
/И все отринул./
/Где кровь, где вера, где чей Бог?../
/Я - в середину./
/Я вырвался из плена уз,/
/Ушел - не ранен./
/И, как химера, наш союз/
/Смешон и странен./
/Но выбирал окольный путь,/
/С собой лукавил./
/Я знал, что спросит кто-нибудь./
/"Где брат твой, Авель?"/
/И наяву, а не во сне,/
/Я с ними вкупе,/
/И гены гетт живут во мне,/
/Как черви в трупе./
1979
О каких гетто говорит поэт в стихотворении - надо ли уточнять?
Катастрофа евреев насчитывает более чем двухтысячелетнюю историю и
гитлеровские лагеря - не единственная из них (будем надеяться, что
последняя), а история героизма народа не ограничивается Восстанием
Маккавеев и Шестидневной войной.
Не об одной гитлеровской бойне, а о многовековом подвижничестве нашего
народа написал Высоцкий оба стихотворения, и то, раннее, и это, за год
до смерти.
Мы видим: поэт не бежал от трагической темы, а выстрадал её!
Примечания
/^1 - газета "Киевский вестник", 1993, 26 марта /
^2 - ни я, ни мои родители не знали до 60-х годов, что существует такое
звание <<Праведник мира>>. Дедушка и бабушка умерли, а мы не сохранили в
памяти точных данных об их спасителях. Помню только одно имя: Миша Шевченко.
^3 - более известен другой вариант: <<Вот только жаль распятого Христа>>,
но это вариант изменённый по предложению Л.Целиковской (тогда - женой
Ю.Любимова), которая убедила автора, что <<не жаль>> - слишком жестко. А
первоначальная же мысль и была именно такой жёсткой.
^4 - В.И.Новиков. Высоцкий. <<Жизнь замечательных людей>>. М. Молодая
гвардия>>. 2002.
^5 /-/ /Когда группе еврейских рабочих удалось, подкупив немецкую
охрану, перебраться на улице Лешно на <<арийскую сторону>>, хулиганы и
шмальцовники загнали их обратно в горящее гетто.../ /Гестапо и полиция с
успехом использовали антисемитизм против польских патриотов. Достаточно
было при преследовании подпольщика на улице закричать: <<Держи жида!>>,
как сейчас же находились услужливые прохожие, которые торопились
преградить беглецу дорогу/
/http://www.memo.ru/history/getto/Chapter8.htm <<Заговор обречённых>>/
^6 - в 1941 году в городке Едвабне, недалеко от границы с СССР, поляки
зверски уничтожили евреев -- своих соседей. Ян Томаш Гросс. "Лето 41-го в
Едвабне", цит. по Валерию Ржевскому, Едвабне. С болью и недоумением о
прошлом. ИТАР-ТАСС
http://www.explan.ru/archive/2001/30/s3.htm
^ 7 - возможно не все знают, что понятие <<народ отцов>>, о
преемственности поколений, по отношению к еврейским корням у Высоцкого
выполняется буквально: он еврей по отцовской линии.
Приложение
Сопротивление евреев в гетто и лагерях (по данным электронной еврейской
энциклопедии <http://www.eleven.co.il/article/13902>). Краткая выборка
25 октября 1941 г. евреи оказали вооруженное сопротивление попытке
немцев создать гетто в городах Стародуб и Татарск Смоленской области.
Все евреи погибли в бою; об их неравной борьбе сохранились сведения в
нацистских документах.
в январе 1942 г. начала действовать Объединенная партизанская
организация в гетто Вильнюса <http://www.eleven.co.il/article/10920>
в январе 1942 г. в гетто Каунаса <http://www.eleven.co.il/article/12010>
была создана Антифашистская организация,
происходили восстания в гетто городов:
21 июля 1942 г. Клецк <http://www.eleven.co.il/article/15608>
22 июля 1942 г. Несвиж <http://www.eleven.co.il/article/12955>
9 августа 1942 г. Мир <http://www.eleven.co.il/article/12784>
3 сентября 1942 г. Лахва
16 декабря 1942 г. Крушина
10 января 1943 г Минск-Мазовецкий
с 19 апреля 1943 г. до июня 1943 г бои в Варшавском гетто
1 августа 1943 г. Бендзин-Сосновец
13 августа 1943 г. Белосток <http://www.eleven.co.il/article/10488>
16 августа 1943 г. Крыхув 1 сентября 1943 г. Тарнув
14 октября 1943 г.Собибур <http://www.eleven.co.il/article/13869>
19 ноября 1943 г Львов-Яновск
22 декабря 1942 г нападение на немецкий военный клуб <<Цыганерия>> в
Кракове <http://www.eleven.co.il/article/12216>: Еврейская боевая
организация отказалась от подготовки восстания в гетто. Вместо этого она
решила еще до ликвидации гетто перенести борьбу против немцев в
<<арийскую>> часть города и произвела несколько нападений на немцев на
улицах Кракова.
25 июня 1943 г. в Ченстохове <http://www.eleven.co.il/article/14662>
вооруженное сопротивление немцам оказала местная Еврейская боевая
организация
в Минске <http://www.eleven.co.il/article/12776> существовало еврейское
по национальному составу подполье в гетто (не столько для остатков
местного еврейского населения, которое было в основном сразу уничтожено,
сколько для депортированных туда евреев из Германии)
Восстания происходили в целом ряде лагерей:
16 декабря 1942 г. Крушина
10 января 1943 г. Минск- Мазовецкий
2 августа 1943 г в лагере уничтожения Треблинка
<http://www.eleven.co.il/article/14152>
7 октября 1944 г. восстание заключенных-евреев в Освенциме
<http://www.eleven.co.il/article/13100>
успешные побеги были совершены из лагеря военнопленных в Люблине
<http://www.eleven.co.il/article/12528>, где беглецам удалось
организовать партизанскую борьбу.
успешные побеги совершались также из лагерей Красник, Майданек
<http://www.eleven.co.il/article/12568>, Островец-Свентокишский и других.