Исходное сообщение Тема: Nedelnaja glawa
Дата: Wed, 21 May 2008 01:32:35 +0400
От: Juri Linets <machon_me***@m*****.ru>
Отвечать: Juri Linets <machon_me***@m*****.ru>
Шалом, дорогие друзья!
На нашем сайте еженедельно появляются новые видео- и аудио- уроки по актуальным
вопросам иудаизма? Всего их там уже более пятисот. Вот некоторые из последних
поступлений в интернет:
Рав Йона Левин:
1. "Идейная борьба", раздел "Рав Кук"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2634
2. "Кдуша", раздел "Мир иолитвы"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2633
Рав Реувен Фаерман:
1. "Что такое душа?", раздел "Мир иолитвы"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=2632
2. "Лаг ба Омер", раздел "Лаг ба Омер"
http://www.machonmeir.org.il/russian/archive_id.asp?language=Russian&id=720
Возможно, у Вас появляются вопросы. Мы с радостью ответим Вам. Вопрос к раву
Элиягу Бережинскому, ведущему раздел "Мелочи жизни", можно задать по адресу:
voprosikravi***@g*****.com
На русскоязычной странице (http://www.machonmeir.org.il/Russian/) сайта "Махон
Меир"
(http://www.machonmeir.co.il/) - информация о долгосрочных учебных программах
Махона, наших преподавателях и многом другом.
Если у Вас есть знакомые, которые хотели бы получать нашу рассылку, сообщите
нам их e-mail адрес. Если Вы не хотите получать нашу рассылку, сообщите нам об
этом.
С наилучшими пожеланиями
Д-р Юрий Линец
Институт изучения иудаизма "Махон Меир", Иерусалим, Кирьят Моше, Сдерот А-Мейри
2, Израиль.
Тел. +(972)-524745823
Факс: +(972)-2-6514820
Глава Бехукотай
19 Ияра 5768 24 мая 08
АКТУАЛИЯ
Раби Шимон бар Йохай - человек, любивший народ Израиля, Тору Израиля, Землю Израиля
Костры, которые зажигают в Израиле в день Лаг баОмер, похожи на свечи, горящие
в память о человеке, ушедшем из жизни. Лаг баОмер - день, когда раби Шимон бар
Йохай оставил этот мир, и костры горят каждый год в память о нем, чтобы возвысилась
его душа в духовных мирах благодаря его заслугам, которые продолжают оказывать
свое влияние и сегодня, и о которых помнит весь еврейский народ. На протяжении
всей истории не было другого такого человека, который удостоился, чтобы в его
честь зажигали костры, и этот обычай распространился во всем народе. Даже ни
один из наших праотцев не удостоился, чтобы о нем вспоминали, зажигая костры.
Какая же заслуга раби Шимона бар Йохая стала причиной такого отношения к нему
всех евреев? Многие утверждают, что заслуга раби Шимон бар Йохая состоит в том,
что он открыл сыновьям Израиля учение, которое нашло свое выражение в книге Зоар.
Тайны Торы осветили души всех евреев, занимающихся ее изучением. Но возникает
вопрос: почему именно раби Шимон бар Йохай удостоился того, что ему Небеса открыли
тайны, записанные в книге Зоар, в то время, как другие мудрецы не поднялись на
такой уровень постижения учения, переданного Моше на горе Синай? Изучая историю
жизни раби Шимон бар Йохая можно легко убедиться, что его отличала преданность
народу Израиля, преданность Торе и земле Израиля, и готовность пожертвовать своей
жизнью во имя того, чему он был предан. Раби Шимон бар Йохай утверждал, что римляне
- завоеватели, которые ничего не могут дать народу Израиля. Они устанавливают
свой порядок, насаждают свой образ жизни, лишают народ возможности изучать Тору
и соблюдать ее закон, оскверняют землю Израиля (Шабат 33б). В результате он был
вынужден бежать и скрываться со своим сыном в пещере на протяжении тринадцати
лет. Он не был готов смириться с унижением своего народа, не был готов лицемерить
перед римлянами, и не был готов оставить землю Израиля и убежать за ее пределы.
Это стало его заслугой, позволившей ему получить тайное учение и передать его
всему народу.
Многие мудрецы и учителя поколений, приверженные Торе, стремились идти путем
раби Шимон бар Йохая и его учителя, раби Акивы. И учитель и ученик были готовы
отдать свои жизни, чтобы отстоять достоинство народа, достоинство Торы и святость
земли Израиля. На протяжении поколений мудрецов, постигавших тайны Торы, отличала
особая привязанность к земле Израиля. Они жили на ней и видели в проживании на
ней условие, необходимое для исполнения всех заповедей. К ним относятся Рамбан,
Ари а Кадош, Рамхаль, ученики Бааль Шем Това и ученики Вильнюсского гаона. В
последних поколениях особой любовью к земле Израиля отличался рав Кук и его ученики.
Все они самоотверженно боролись за землю Израиля, создавали поселения и отстаивали
их. Они распространяли свет Торы, свет любви, свет веры, и продолжали следовать
дорогой раби Шимон бар Йохая.
Рав Дов Бигон
Глава Йешивы Махон Меир
ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ
"Если будете ходить по законам Моим+" Эти слова Торы обращены не только к отдельным
людям, но и ко всему народу. В этом легко убедиться, обратившись к строкам, в
которых говорится о награде, ожидающей тех, кто пойдет путями закона: "Я дам
дожди вам во время, и земля даст урожай свой и деревья полевые дадут плод свой+".
Трудно ожидать, что это обещание исполнится, если несколько человек или какой-то
процент в стране будут отличаться свой праведностью, а все остальные не будут
даже знать, что от них хочет Б-г, так как дождь не выпадает для одного человека,
и урожай не вызревает на отдельно взятом поле. Точно так же и обещание: "И будете
спокойно жить на земле вашей" не исполнимо для отдельно взятых граждан. Нестабильность
обстановки в стране и войны затрагивают всех. И последующие строки так же относятся
ко всему народу: "И обращусь Я к вам, и распложу Я вас и размножу+". Бог избрал
народ, а не отдельно взятую личность, и союз был установлен со всеми сыновьями
Израиля, а не с выдающимися людьми поколения Исхода. Поэтому и укреплять завет
Б-г готов только со всем народом, как сказано "+ и укреплю завет Мой с вами".
И очевидно, что в стихе "И буду ходить среди вас и буду Богом вашим, а вы будете
Мне народом" речь не идет о нескольких людях или отдельных общинах. Т.е. для
того, чтобы обрести Б-га, нужно стать народом - людьми, которые видят себя связанными
общим прошлым и общей судьбой в будущем. И пока определяющим в поведении будет
то, что одни являются выходцами из Польши, а другие - из Румынии, одни придерживаются
одних традиций и образа жизни, а другие - других, одни живут в Тель-Авиве, а
другие в нем не живут, трудно рассчитывать на возрождение народа и раскрытие
всех его прекрасных потенциалов. И для того, чтобы идти всем вместе по законам
Бога недостаточно проснуться утром, поблагодарить Всевышнего за то, что Он вернул
тебе душу, сделать омовение рук, помолиться, прочитать благословение после еды,
выучить лист Талмуда, помочь ближним, и устраниться от всяких дел в субботу...
Это очень много, но не все. Для того чтобы Всевышний был нашим Б-гом необходимо
прекратить быть отдельными религиозными людьми или общинами. Если бы в Израиле
все люди, соблюдающие закон Торы, объединились, то всю страну можно было бы повернуть
в другое русло. И можно было бы отбросить все сомнения в возможности подобных
перемен, если бы все евреи, утверждающие, что они верят в Б-га и соблюдают закон
Торы в его неизменном виде, перебрались бы на свою историческую и духовную родину.
Тогда и главой правительства, и министром просвещения могли бы быть люди, у которых
"есть Царь в голове". Но все разрозненные религиозные группы предпочитают хранить
и оберегать свою общинную духовность, занимаясь вопросами частного человека.
Они уходят в сторону от глобальных проблем государства и приносят в жертву интересы
народа интересам своих общин. А решение общих проблем требует широкого взгляда
на вещи, уважения к ближнему, включая тех евреев, которые волей судеб оказались
оторваны от традиции, уважения ко мнению любого достойного человека. И трудно
согласиться с тем, что, сохраняя разрозненность, отказавшись от борьбы за будущее
всего народа, мы выполняем требование Торы "ходить по законам Моим+". Ведь большая
часть населения Израиля имеет смутное представление об этих законах, а сознательная
часть страны, обладая возможностью взять бразды правления в свои руки и изменить
положение дел, как в области образования, так и в средствах связи, и прессе,
и многих других сферах человеческой деятельности, отказалась это сделать. И таким
образом исполнение записанного в Торе "И установлю обиталище Мое среди вас, и
не отвергнет вас душа Моя" стало невозможным. Пока мы не станем народом на своей
земле, трудно ожидать каких-то принципиальных изменений в лучшую сторону. А для
того, чтобы стать народом, нужно понимать, как и какими путями достигается эта
цель. Многие из нас считают, что Машиах должен "упасть с неба", и никогда не
задавались вопросом, как Тора видит еврейское государство; обязательно ли оно
должно управляться царем, или допустимы (или даже желательны) другие формы правления;
как относиться к евреям, которые не соблюдают субботу в силу полученного ими
воспитания и привитых им с детства убеждений, какими правами должно обладать
нееврейское население, по каким принципам строить армию и экономику; как должна
выглядеть культура страны.+ А как быть со строительством Храма? Можно ли представить
себе, чтобы в эпоху завоевания земли Израиля, в эпоху судей или во времена праведных
царей, в эпоху возвращения из Вавилона люди не ставили перед собой подобные вопросы,
не находили на них ответы и считали при этом, что они действуют в соответствие
с призывом Б-га "будете ходить по законам Моим"?
Глядя на современную ситуацию, трудно представить себе, что мы когда-нибудь преодолеем
кризис разрозненности и станем народом Б-га. Но пророк Йехезкиэль предсказал:
"Так сказал Б-г Всесильный: вот Я беру сыновей Израиля из среды народов, где
ходили они. И соберу их со всех сторон и приведу их в землю их. И сделаю их народом
единым в стране той, на горах Израиля. И царь один для них будет царем, и не
будут впредь двумя народами. И никогда не разделятся впредь на два царства. И
не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и преступлениями
своими. И спасу их из всех поселений, где грешили они. И очищу их, и будут мне
народом, а я буду им Б-гом.+ И установлениям Моим будут следовать, и законы Мои
будут соблюдать, и выполнять их. И будут обитать в земле, которую Я дал слуге
Моему Яакову, в которой обитали отцы ваши. И будут обитать на ней они и дети
их, и дети детей их вовеки. И заключу с ними завет мира, завет вечный пребудет
с ними. И распложу их, и размножу их, и помещу святилище Свое среди них на веки.
И будет обитель Моя над ними, и буду им Б-гом, а они будут Мне народом. И узнают
народы, что Я - Б-г, освящающий Израиль, когда пребудет святилище Мое внутри
них вовеки" (37:21 - 28).
Похоже, что пророчество о собирании рассеянных в значительной степени исполнилось,
хотя еще сто лет назад его претворение в жизнь казалось невероятным. Инструментом
реализации этого пророчества стало государство Израиль, принимающее евреев изо
всех стран (при условии, что они не изменили своей вере и не занимались антиеврейской
деятельностью в странах диаспоры). Но государство не "упало с неба", а было создано
усилиями и самопожертвованием десятков тысяч евреев. Поэтому и продолжение пророчества
"И сделаю их народом единым в стране той, на горах Израиля" не исполнится, пока
мы не приложим усилий, чтобы найти общий язык и взаимопонимание друг с другом,
превращая Тору в инструмент объединения, а не разъединения. Некоторые видят в
жизни в галуте, в маленьком, уютном, как им представляется, местечке идеал, и
пытаются галутные формы и образ жизни перенести в Израиль. Но пророк заявил:
"И спасу их из всех поселений, где грешили они". Само пребывание за пределами
Земли Израиля, ведущее к разрозненности, - грех. И все, что сказал пророк далее:
"И не осквернятся впредь идолами своими, и гнусностями своими, и преступлениями
своими.+ И установлениям Моим будут следовать, и законы Мои будут соблюдать,
и выполнять их" - все это вряд ли исполнится без нашего участия, самоотверженной
борьбы с миссионерами, ассимиляцией внутри Израиля, коррупцией, без приложения
усилий за достижения духовной высоты всем народом. И претворение в жизнь пророчества
"И распложу их, и размножу их+" не будет возможно, пока семьи значительной части
населения будут состоять из супружеской пары и собаки. А слова "И будут обитать
на ней они и дети их, и дети детей их вовеки" исполнятся только при условии,
что мы будем постоянно защищать себя с оружием в руках. А Храм - упадет ли он
с небес? Решайте сами. Только учтите, что обязанность построить дом Б-гу на земле,
так же как и обязанность освободить для Него место в нашем сердце лежит на нас,
а не на Нем.
Рав Зеэв Мешков
Религия вольнодумцев
Недельное чтение в значительной мере посвящено благословениям и проклятиям,
которые Всевышний изрек на свой народ. Эти благословения и проклятия были произнесены
в связи с изложенными в предыдущей главе законами:
"Если вы по уставам Моим будете поступать и заповеди Мои соблюдать будете и
исполнять будете их, то Я дам вам дожди вовремя, и земля даст урожай свой...
И водворю мир в стране... И будете гнать врагов ваших, и падут они пред вами
под мечем. И пятеро из вас прогонят сто..." (Ваикра 26.3-13)
"Если же вы не послушаете Меня и не будете исполнять все заповеди эти, + то
Я поступлю с вами так: и пошлю на вас ужас, чахотку и горячку, томящие глаза
и мучащие душу, и будете сеять напрасно семена ваши, и съедят их враги ваши.
И обращу лицо Мое на вас, и будете поражены врагами вашими, и будут властвовать
над вами неприятели ваши, и побежите, хотя никто не гонит вас" (Ваикра 26.14-36).
"И опустошу Я землю вашу, и изумятся ей враги ваши, поселившиеся на ней. А вас
рассею между народами и обнажу вслед вам меч, и будет земля ваша пуста, и города
ваши будут руинами" (Ваикра 26.32-42).
Описание воздаяния и наказания убедительны не только с исторической точки зрения.
Они убеждают психологической достоверностью: они проистекают из самого человека,
а не сваливаются на него извне. Любой человек, имеющий какие бы то ни было ценности,
силен и бесстрашен, и напротив, человек двоящийся и предающий свои ценности,
пуглив и уязвим. Но это общее правило должно быть тем более справедливым и действенным,
когда высшей ценностью признается Владыка мира.
Тем не менее начиная с XVII века эти слова стали восприниматься многими европейцами
как признак низкой духовной организации. Религия вообще, и иудаизм в особенности,
стали выглядеть примитивной системой кнута и пряника. Выполнишь - получишь награду,
не выполнишь - наказание.
Просветители не отрицали практическую пользу такой религиозности, - по их словам,
она служила "уздой для черни", - но сами они стали усматривать во Всевышнем в
лучшем случае Первопричину. С духовной ревизией иудаизма выступили в ту пору
и некоторые (главным образом, немецкие) евреи. Так называемая "гаскала"-"просвещение"
ощутила себя призванной очистить иудаизм и "улучшить" еврейского Бога.
Просветители оглупляли религию, но и религия со своей стороны не оставалась
в долгу и оглупляла рационализм и секулярную культуру. Вольнодумие было расценено
религиозным сознанием как величайшая духовная пагуба, как признак последних времен.
В прошлом веке страсти несколько поутихли, но ясности не прибавилось: с теми
или иными оговорками вольнодумие и религия слывут непримиримыми врагами и по
сей день.
Между тем в действительности их антагонизм не более чем досадный предрассудок:
между религией и вольнодумием не только не существует непреодолимых разногласий,
но даже имеет место своеобразный синергизм. Европейский рационализм и иудаизм
в действительности предполагают друг друга и вычерчивают некую единую религиозно-мировоззренческую
структуру.
Современный вольнодумец искренне исследует еврейскую религию, честно старается
вникнуть в ее специфику и понять изнутри. Усвоив, что божественные заповеди даны
в их интерпретации компетентными законоучителями, наш вольнодумец не прельстится
"гаскалой". Он не станет утверждать, что постановление о кашруте неверно, так
как основывается на представлениях о диффузии двухтысячелетней давности. Напротив,
он примет его как единственно достоверную религиозно- юридическую норму.
Разумеется, если знакомящийся с иудаизмом вольнодумец нееврей, он не задержится
на дальнейшем углублении в Закон Моше, который к нему не обращен. Он обнаружит
себя вправе либо оставаться в пределах внетрадиционного вольнодумия, либо примкнуть
к какой-либо религиозной общине, уважающей экзистенциальные ценности. Однако
для еврея он не усмотрит ничего более естественного, нежели следовать предписаниям
галахи. Ибо что может быть более высоким, чем ощущение себя подобным Всевышнему
и что более вольнодумно, чем обоснование религиозных переживаний экзистенциальным
выбором. Такой ход мысли закономерен сам по себе и его можно обнаружить уже у
самых истоков вольнодумия.
Итак, нееврея истинное вольнодумие ведет к самым разнообразным формам монотеизма,
еврея - в иудаизм. Он останется вольнодумцем, но именно благодаря серьезности
и добросовестности своего вольнодумия, он не станет изобретать для себя своих
собственных реформистских, "просвещенных" правил. Иными словами, он станет соблюдать
субботу вместе с ортодоксальными иудеями, а не нарушать ее вместе с реформистскими.
Причем все это он сделает не вопреки свободомыслию, а благодаря ему, зачастую
даже находя неубедительными те аргументы, которые привлекает в защиту заповедей
сам традиционный иудаизм. И, являясь ортодоксальным иудеем, в первую очередь
он все же будет идентифицировать себя со свободомыслящими людьми.