Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор исследований по теме внешнеполитическая идентичность



Обзор исследований по теме внешнеполитическая идентичность
2020-05-10 18:00 Редакция ПО

В настоящее временя можно наблюдать как в различных научных школах проходят исследования в попытках связать особенности государства с международными отношениями, как эти особенности влияют на политику изучаемого региона. Так, в таких исследованиях можно часто встретить термин «идентичность», «национальная идентичность», «политическая идентичность».

Появление понятия «идентичность» связывается с работами американского психолога Эрика Эриксона. В своей книге «Идентичность: юность и кризис» он определил идентичность как чувство личного тождества и исторической непрерывности личности [1]. Согласно его мнению, существуют 2 уровня идентичности: индивидуальный и социальный. Также Э. Эриксон ввел термин «кризис идентичности», который предполагает отрицание человеком или государством уникальности и ценности других. Есть два выхода из кризиса – это конструктивный (попытка найти новую идентичность) и деструктивный (возвышение своей идентичности над другими).

Дж. Марсиа развил идеи Э. Эриксона и выделил 4 статуса идентичности: диффузная (характеризуется «отягощенностью отсутствием обязательств и стремлений»), предрешенность (определение со своей идентичностью), мораторий (откладывание процесса самоидентификации) и достижение идентичности [2].

Термин «национальная идентичность» развивался в рамках исследования культур и менталитета народа, а также в рамках цивилизационного подхода к изучению культур. Так, американский политолог С. Хантингтон говорил о культурной принадлежности, которая является реальным различием между народами [3]. В основе таких исследований лежит самоопределение цивилизаций как отдельных субъектов мировой политики. Русский ученый Н.Я. Данилевский в своих работах говорил о цивилизационном коде культурно-исторических типов, который даёт начало формированию духовно-нравственной системы ценностей и традиции каждой цивилизации, определяя её уникальность и самобытность [4]. В основе столкновений цивилизаций лежит базисный принцип «Свой-чужой».

Термин «национальная идентичность» получил дальнейшее развитие, которое привело к возникновению понятия «политическая идентичность». Под этим термином понимается самоопределение государства, отражаемое в ключевых нормативных и доктринальных документах страны, укоренённое в общественном сознании ее граждан [5]. Понятие «политическая идентичность» развивали и другие русские исследователи, среди них В.И. Пантин, В.М. Суханов, В.А. Ачкасова, Л.М. Дробижева. Однако принято рассматривать, что политическая идентичность – это интегрированное представление индивида о самом себе, выраженное в фиксированном «Мы-образе», содержащем культурные, политические, этнические и конфессиональные характеристики. Такие представления могут внушаться индивиду через СМИ или власть, отсюда возникает проблема навязывания неверных представлений об обществе, что может вызвать «кризис идентичности».

В своей работе Е.О. Обичкина «Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире» используется термин «внешнеполитическая идентичность». Под ним она понимает «характеристики, определяющие место и поведение Франции на международной арене в длительной исторической перспективе, на протяжении двух последних веков и «прорастающих» в настоящее время» [6]. Е.О. Обичкина подчеркивает, что идентичность постоянна, несмотря на возможные изменения на международной арене. Однако государство может пересмотреть свою политику в соответствии с новыми обстоятельствами. Также автор подчеркивает роль власти в формировании и определении внешнеполитической идентичности.

Если говорить о немецкой идентичности, то в своей книге Д. Барстоун исследует многогранную природу немецкой идентичности через призму визуального представления [7]. Автор исследует природу немецкой национальной идентичности в разные исторические периоды от средневековья до наших дней и рассматривает, как концепции этой идентичности отображались в широком спектре культуры. В книге рассматривается вопрос о формировании идентичности, аутентичности и утверждении в немецком контексте.

Также в сборнике «Recasting German identity» рассматривается вопрос о немецкой идентичности. Однако акцент не делается исключительно на национальной идентичности после Третьего рейха. Вместо этого внимание сосредоточено на множественности этнических, сексуальных, политических, географических и культурных идентичностей в современной Германии и на их зачастую фрагментарном характере, когда страна борется с проблемами объединения и международными событиями, такими как глобализация, мультикультурализм и постмодернизм. Многогранный характер немецкой идентичности требует различных подходов: таким образом, очерки являются междисциплинарными, опираясь на исторические, социологические и литературные источники [8]

Исследований по теме «идентичность» очень много, однако понятие «внешнеполитическая идентичность» раскрывается не везде. Поэтому изучение данного понятия в контексте определенного региона имеет перспективу развития.

Библиография:

1. Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с;

2. Marcia J.E. Development and Validation of Ego Identity Status // Journal of Personality and Social Psychology. 1966. №3. P. 551—558;

3. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 560 с.;

4. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга. 1991. 704 с.;

5. Тимофеев И.Н. Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода? //Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ в 10 т./под ред. А.Ю.Мельвиля. Рос. ассоциация междунар. исследований. М: МГИМО-Университет.2007. Т.2.С.34-56;

6. Обичкина Е.О. Франция в поисках внешнеполитических ориентиров в постбиполярном мире. М.: МГИМО, 2004. 463 с.;

7.  Barnstone, Deborah Ascher Representations of german identity / eds. Deborah Ascher Barnstone. Oxford: Lang, 2013. S. 282.

8. Recasting German Identity: Culture, Politics, and Literature in the Berlin Republic Studies in German literature, linguistics, and culture. Camden House, 2002.  P.284.



Внешнеполитическая идентичность современной Германии
2020-05-10 18:02 Редакция ПО

Проблема внешнеполитической идентичности является в настоящее время актуальной. Определение идентичности того или иного государства – это ключ к пониманию внешней политики. Формирование политической идентичности зависит от внутренних и внешних факторов.

Понятие «идентичности» активно используется в психологии и социологии и может применяться не только относительно индивида, но и целого государства, народа, проживающее на территории. Идентичность – это отождествление принадлежности одного субъекта к другому как части целого [1]. Однако термин внешнеполитическая идентичность намного шире. Под ним понимается «совокупность представлений о государстве, его роли и месте в мире, которые формируются через его соотнесение с другими государствами и политическими сообществами (актуальными другими) в логики оппозиции «Мы-Они», а также через маркирование его границ, главным образом символических» [2].  Таким образом, политическая идентичность государства формируется оппозицией «Мы-они» или «свои-чужие». «Другой» или «чужой» во внешней политике может быть не один, а колебаться от «иного» до «врага».

Политическая идентичность государства носит постоянный характер. Государства стараются придерживать преемственности. Однако, если говорить о современной Германии, можно утверждать, что страна сейчас переживает кризис идентичности. После Второй мировой войны страна была поделена на 4 оккупационные зоны. Даже сейчас наблюдается разница в национальной идентичность между регионами страны. Региональная идентичность зачастую противопоставляется национальной [3]. Кризис немецкой идентичности обусловлен проблемами интеграции иммигрантов в общество и формирования общей гражданской идентичность.  Государство испытывает чувство коллективной вины за содеянные преступления во времена Третьего Рейха и пытается следовать во внешней политики европейской ориентации. Образ новой Германии, готовой к международному сотрудничеству с другими государствами, разрушал в европейском сознании стереотипные представления о «реваншизме» и «нацисткой угрозе». Благодаря его усилиям страна стала политическим и экономическим центром Евросоюза. Национальная идентичность влияет на принятие внешнеполитических решений — выбирая различные варианты, политический деятель с большей вероятностью примет те, которые соответствуют национальной идентичности. В рамках Евросоюза однако сложно следовать свои национальным интересам. Именно поэтому сейчас наблюдается тенденция к отделению от традиционной европейской политики. Согласно исследованию, в Германию доверие к институтам единой Европы с 2009 по 2013 снизилось на 14% и составило 30%. Усиливается влияние немецкого общества и СМИ на европейскую политику германского правительства, которому уже трудно безвозмездно «жертвовать» интересами страны ради объединения Европы.

Однако все-таки остается вопрос – какая внешнеполитическая идентичность наблюдается у современной Германии – общеевропейская или немецкая [4]. Исламский фактор в политике способствует становлению таких принципов, которые не свойствен «западному» менталитету ценностей и установок. Он отвергает политические и культурные ценности, свойственные европейскому менталитету. А общеевропейская направленность оказывает влияние на становление идентичности немцев в рамках преодоления прошлого. 

Германия настроена на дальнейшую европеизацию внешней политики, однако миграционная проблема вызывает разногласия между Германией и странами ЕС, также растущий евроскептицизм в обществе является тормозом для европеизации [5]. Это подтверждается тем фактором, что евроскептики на выборах стали получать больше голосов. «Альтернатива для Германии» - это евроскептическая партия, которая в своей программе выступает не за роспуск Евросоюза, а за прекращения участия Германии в еврозоне. Партия считает, что необходимо закрыть контроль на границах Евросоюза, ввести жесткий контроль на границах Германии.  Также партия придерживается жесткой позиции в отношении мигрантов. Попросивших убежище мигрантов и получивших отказ должна ожидать скорая и бескомпромиссная депортация. А для временно находящихся в стране иностранцев должны быть созданы финансовые условия, мотивирующие их покинуть Германию.

Таким образом, еще не сложившаяся немецкая национальная идентичность оказывает влияние на общеевропейскую. Раскол в обществе, который выражается в различиях между регионами страны, вытекает в неопределенность населения по поводу своей идентичности («Я – немец или европеец?»). Эта неопределенность также наблюдается во внешней политике. Германия нуждается в четкой внешнеполитической идентичности для того, чтобы ее действия во внешней политике не были противоречивыми.  Литература:

1. Маринин М.О. "«Внешнеполитическая идентичность страны» в регионоведении". Режим доступа: http://www.regionalstudies.ru/journal/homejornal/rubric/2012-11-02-22-03-27/347---ql--r--q.html ( дата обращения: 01.05.2020);

2. Тимофеев И.Н. Эволюция внешнеполитической идентичности России: конец постсоветского периода? //Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 Конвента РАМИ в 10 т./ под ред. А.Ю. Мельвиля. Рос .ассоциация междунар. исследований. М.: МГИМО-Университет. 2007. Т.2.С.34-56;

3. Тюкаркина О.М. Немецкий вопрос и проблема формирования немецкой национальной идентичности // Мир и политика, 2012. № 12 (75). С.50-70.

4. Рогожин А.А. Проблема Генезиса немецкого национального самосознания в контексте международных отношений: история и современность//Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 4, Ист. 2011. No 1 (19) . С. 98-103;

5. Меняющая роль Германии в евроинтеграционных и трансатлантических процессах. Аналитический доклад/ Под ред. В.И. Васильева, А.М. Кокеева – М.: ИМЭМО РАН, 2018. 65 с.;

 



Концепция устойчивого развития Германии на современном этапе
2020-05-10 18:03 Редакция ПО

Повестка дня в области устойчивого развития, обычно называемая повесткой дня на период до 2030 года, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (ГА ООН) 25 сентября 2015 года, определила основное направление для обсуждения глобального развития, ставя социальные, экономические и экологические проблемы на передний план будущего развития. ООН также взяла на себя обязательство бороться с бедностью, голодом и неравенством всеми необходимыми средствами. Повестка дня на период до 2030 года включает 17 целей в области устойчивого развития (ЦУР) и 169 конкретных задач, охватывающих широкий спектр вопросов глобального развития, от содействия всестороннему экономическому росту до обеспечения экологической устойчивости и внедрения более эффективных моделей эксплуатации природных ресурсов.

Достижение ЦУР имеет ключевое значение как для многосторонних, так и для национальных программ развития. Отличительной особенностью ЦУР по сравнению с целями в области развития, сформулированными в Декларации тысячелетия, которые были приняты в 2001 году, является их ориентация на проблемы, стоящие перед развивающимися и развитыми странами.

По своему содержанию ЦУР отражают повестки дня основных институтов глобального управления – Группа 20 (G20) и группа БРИКС - которые направлены на обеспечение сильного, устойчивого и сбалансированного экономического роста.

В этой связи представляется целесообразным изучить опыт ведущих стран, которые оказывают международную помощь в реализации ЦУР как на национальном, так и на международном уровнях.

В большинстве стран (Канада, Германия, Япония и Индия) национальные цели и планы реализации ЦУР объединены в специальные документы, разработанные специально для достижения целей ООН. Характерными чертами таких документов являются адаптация целей к национальным условиям, назначение исполнительных органов, ответственных за выполнение конкретных задач, и определение конкретных целей с соответствующими показателями и сроками.

Стратегия устойчивого развития Германии была опубликована в 2016 году и обновлена в январе 2017 года. В документе подтверждается приверженность Германии устойчивому развитию и устанавливаются конкретные цели федерального правительства в отношении каждой из ЦУР. Центральным элементом германской стратегии является система управления устойчивым развитием, основанная на конкретных целях с указанием сроков их реализации, индикаторов для постоянного мониторинга, режима регулирования и определения задач для государственных органов. Власти Германии обязались внести свой вклад в достижение всех 17 целей устойчивого развития как в рамках реализации национальной политики, так и на международном уровне. Соответственно, процессы реализации всех 17 целей считаются тесно взаимосвязанными. Адаптированные цели, изложенные в немецкой стратегии устойчивого развития, и соответствующие цели в первую очередь касаются реализации ЦУР на национальном уровне.

Основой для эффективной работы по интеграции ЦУР в общий курс национальной социально-экономической политики является разработка специализированной системы стратегических документов, которая имеет четкую иерархическую структуру и включает в себя все соответствующие министерства и региональные органы власти по реализации ЦУР. Такой подход позволяет включать как муниципальные организации, обладающие ограниченными организационными и информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), так и неправительственные субъекты, включая деловые круги, которые могут стать одним из основных источников инвестиций для устойчивого развития.

Задачи по контролю за осуществлением стратегии устойчивого развития Германии и обновлению ее содержания возложены на Комитет по устойчивому развитию государственных секретарей, в состав которого входят представители всех федеральных министерств. Комитет вносит стратегический вклад в работу правительства Германии и выступает в качестве платформы для различных департаментов для обмена информацией о своей деятельности в области устойчивого развития. Парламентский консультативный совет по устойчивому развитию, в свою очередь, контролирует реализацию стратегии, проводит обсуждения вопросов устойчивого развития в парламенте Германии, а также отвечает за оценку регулирующего воздействия решений федерального правительства в этой области.

Германия считает, что вся деятельность в области международной помощи в целях развития направлена на достижение ЦУР с учетом их всеобъемлющего характера. Помощь Германии направлена на оказание помощи развивающимся странам в принятии мер экономической политики, обеспечивающих максимально возможную степень экономического процветания, социального равенства и защиты окружающей среды, которые составляют основу модели устойчивого роста. Наряду с наращиванием потенциала государственных органов, которое создает стабильные и справедливые условия для развития, Германия рассматривает расширение возможностей частного сектора и поддержку микро-, малых и средних предприятий в качестве краеугольных камней для устойчивого экономического роста в странах-партнерах.

Важным фактором, определяющим стратегии реализации ЦУР стран-участников этой концепции на международном уровне, является обоснование выбора приоритетных областей и стран-партнеров. В дополнение к очевидным преимуществам престижа, страны преследуют свои конкретные прагматические планы. Международная помощь используется, среди прочего, в качестве инструмента для продвижения экономических и торговых интересов, обеспечения безопасности, реализации политических приоритетов (продвижения принципов демократического управления или поддержки лояльных режимов), смягчения социальной напряженности в миграционных центрах и уменьшения антропогенного воздействия на окружающую среду.

Государственная политика по реализации ЦУР должна учитывать не только национальные, но и международные цели. В этой связи важную роль играет интеграция ЦУР и приоритетов устойчивого развития в стратегии внешней помощи. Проекты по оказанию иностранной помощи также требуют внимания к сбалансированности социальных, экономических и экологических аспектов развития стран-получателей в рамках их национальных стратегий экономического роста, интеграции вопросов социального равенства и равенства доходов, которые актуальны для этих государств, минимизации гендерных и возрастных барьеров для экономического развития и снижение негативного воздействия бизнеса на окружающую среду.

Заключение

Идея устойчивого развития является сравнительно новой, и даже в наиболее развитых с экономической точки зрения странах Национальная стратегия устойчивого развития насчитывает не более 20 лет. Опыт европейских стран представляется полезным в вопросах выработки программных документов и организации системы мониторинга и контроля реализации целевых показателей. Детализированные национальные стратегии устойчивого развития некоторых стран позволяют оперативно анализировать и корректировать ход их выполнения.

Источники на русском языке:

  1. ООН (2015) Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://documents-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N15/285/75/PDF/N1528575.pd... (дата обращения: 20.04.2020).
  2. Правительство Германии (2016) Стратегия устойчивого развития Германии. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/EN/StatischeSeiten/Schwerpunkte/N... (дата обращения: 20.04.2020).

Источники на иностранных языках:

  1. Bundesministerium für Bildung und Forschung (2010) Nationale Forschungsstrategie BioÖkonomie 2030. Unser Weg zu einer bio-basierten Wirtschaft. URL: https://www.bmbf.de/pub/Nationale_Forschungsstrategie_Biooekonomie_2030.pdf (дата обращения: 18.04.2020).
  2. Die Bundesregierung (2014) Meilensteine der Nachhaltigkeitspolitik. Weiterentwicklung der nationalen Nachhaltigkeitsstrategie. URL: https://www.nachhaltigkeitsrat.de/wp-content/uploads/migration/documents... (дата обращения: 19.04.2020).
  3. Die Bundesregierung (2016) Deutsche Nachhaltigkeitsstrategie. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/DE/_Anlagen/Nachhaltigkeit-wieder... (дата обращения: 19.04.2020).
  4. Division for Sustainable Development Goals, United Nations Department of Economic and Social Affairs (UN DESA) (2016) Proposal for voluntary common reporting guidelines for Voluntary National Reviews at the HLPF. URL: https://sustainabledevelopment.un.org/content/documents/9768Guidelines%20from%20SG%20report.pdf (дата обращения: 20.04.2020)
  5. German Federal Ministry for the Environment, Nature Conservation, Building and Nuclear Safety (2016) The German Resource Efficiency Programme II. URL: http://www.bmu.de/fileadmin/Daten_BMU/Download_PDF/Ressourceneffizienz/the_german_resource_efficiency_programme_summary_ii_bf.pdf (дата обращения: 20.04.2020).
  6. German Government (2016) German Sustainable Development Strategy. URL: https://www.bundesregierung.de/Content/EN/StatischeSeiten/Schwerpunkte/N... (дата обращения: 20.04.2020).
  7. United Nations (2015) Transforming our world: the 2030 Agenda for Sustainable Development. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ares70d1_en.pdf (дата рбращения: 20.04.2020).


Исследования в области концепции устойчивого развития
2020-05-10 18:04 Редакция ПО

Концепция устойчивого развития занимает важное место в социальных и политических исследованиях. Нацеленная на переосмысление базовой модели взаимодействия общества и окружающей среды, она включает в себя широкий спектр программ по социально-экономическому, политическому и экологическому развитию. Однако как теоретические разработки в этой сфере, так и само определение вызывают многочисленные дискуссии. Концепция охватывает широкий диапазон онтологических, антропологических и социальных аспектов как: переосмысление взаимоотношения человека и окружающей среды, места производства в развитии человечества, идеи общественного блага, отличной от традиционного либерального концепта общества благосостояния, идею прогресса. При этом традиционно концепция устойчивого развития рассматривается через формулирование двух основных проблем: экологической и экономической. В настоящий момент, в связи с масштабом экологического кризиса, и идущего вслед за ним экономического, включающих разрушение озонового слоя, климатический кризис, загрязнение почвы, воды, воздуха токсичными отходами как результатами производства, отсутствие эффективных утилизационных механизмов, перепроизводство и диспропорции потребления, актуальность устойчивого развития как концепции, призванной решить данные проблемы, не снимается.

Поднимаемая ниже проблема затрагивает целый спектр исследований по нескольким тематикам.

Во-первых, это исследования в области философии человека и природы. Следует проанализировать классические работы по философии природы: Платона, Аристотеля и пр. философов античности, Р. Декарта, И. Канта, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Р. Руссо, А. Шефтсберри, Т. де Шардена, М. Хайдеггера и др., а также обратиться к работам по истории философии (работы В.В. Бибихина, А.Я. Слинина, Г. Когена, Дж. Коллингвуда, С.Н. Пушкина и др.). Изучение классических теорий позволяет составить схему отношений человека и природы в истории философии и обозначить статус концепции устойчивого развития по отношению к ней.

Во-вторых, это исследования по философии техники (статус технического объекта и модели развития технического). С этой стороны можно обратиться к работам М. Хайдеггера, Ж. Симондона, А.В. Дахина, В.А. Щурова и др.

В-третьих, это исследования, посвященные устойчивому развитию. Существующая в дисциплине полемика, в самом общем виде представлена экоцентризмом, техноцентризмом и кор-никопианством рассматривается с точки зрения привносимых ими моделей, применяемых для анализа конкретных сценариев развития экологического кризиса и антикризисных политик. В этой связи следует останавливается на изучении теории Х. Дали и Дж. Кобба по природосберегающему росту и пределам роста, рассматривает критерии бескризисного экономического развития, предложенные У. Ростоу. Важно обозначить и общие исследования экоцентризма (энвай-роментализма), выполненные М. Редклифтом, Л. Милбрайт, Д.Х. Медоуз, Д.Л. Медоуз и Й. Рандерс, Е.И. Глушенковой и др., а также работы представителей системного подхода (А.Д. Урсула, Н.Н. Моисеева, В.И. Данилова-Данильяна, Н.А. Исхакова О.Л. Кузнецова, Д. Форестела и др.).

К другим аспектам изучения данной темы следует отнести исследования, рассматривающие эффект от использования устойчивого развития в масштабах либерального государства. Сюда следует отнести широкий спектр исследований в той или иной степени касающихся данной проблематики. Особое место занимают исследования, принадлежащие критической школе (работы И. Валлерстайна, Х.А. Прадеса, Линклатера А., С. Жижека и пр.), обозначающие социально-экономические эффекты от реализации устойчивого развития в масштабе национального неолиберального государства; работы, посвященные влиянию глобализации на государство и общество (У. Бек, А.С. Панарин, Х.Н. Гизатуллин, Х.А. Прадес, В.А. Кутырев, А.А. Владимиров, Л.А. Зеленов, Е.И. Степанов и др.).

Наконец, отдельно следует привести исследования экологической направленности, исследующие степень решения проблем изменения климата и экологического кризиса посредством применения, разработанных мировым сообществом программ. Здесь мы рассматриваем работы Л.Милбрайт, М.Граба, Н.Н. Моисеева. Данное направление занимается анализом принятия конкретных документов и решений, причин их частичной имплементации, а также глобальным управлением.

Исследование политического дискурса следует проводить на основании работ исследователей «теории зависимости» и миросистемы (Р. Пребиш, Ф. Кардозо, Э. Фалетто, И. Валлерстайн, Чумакова В.Л. и др.), обозначивших ключевые модели зависимости стран Юга от Севера.

Анализ нормативного дискурса строится на основании моделей, предложенных Дж. Роулзом (либеральная), Ю. Хабермасом (критическая) и А. Вендом (конструктивистская).

Необходимо также обозначить работы, посвященные проблеме концептуализации и вопросам составления концептуальной схемы. Понятия концепции и концепта разбираются работах позитивистов (Р. Карнапа, С. Тулмина, Дж. Коллингвуд); неокантианцев (Г. Коген, Э. Кас-сирер); структуралистов (К. Леви-Стросс, Р. Барт) и постструктуралистов (Ж. Делез, Ф. Гватта-ри).

В настоящий момент устойчивое развитие существует в виде концепции как «процесс экономических и социальных изменений, при котором эксплуатация природных ресурсов, направление инвестиций, ориентация научно-технического развития, развитие личности и институциональные изменения согласованы друг с другом и укрепляют нынешний и будущий потенциал для удовлетворения человеческих потребностей и устремлений». Данная формулировка концепта очерчивает границу концепции устойчивого развития как эколого-экономическую с одной стороны, и социальную с другой, поскольку решение обеих проблем напрямую затрагивает и разнообразный спектр социальных вопросов от изменения действующей в обществе модели потребления до ликвидации нищеты. Обеспечение устойчивого развития человечества - наиболее значимая проблема, стоящая перед мировым сообществом.

Источники:

  1. Ващекин, Н.П., Виноградова, Е.Г., Гирусов, Э.В. и др. Введение в теорию устойчивого развития: курс лекций. / Н.П. Ващекин, Е.Г. Виноградова, Э.В. Гирусов. - М: СТУПЕНИ, 2002. - 240 с.
  2. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения 23.04.2020)
  3. Исхаков, Н.А. Стратегия устойчивого развития: прорывные идеи технологии. / Н.А. Ис-хаков. - М.: РАЕН, 2009. - 511 с.
  4. Кузнецов, О.Л., Большаков, Б.Е. Устойчивое развитие: Научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. / О.Л. Кузнецов, Б.Е. Боьлшаков. - Санкт-Петербург, Москва, Дубна: Издательство «Гуманистика», 2002. - 616 с.
  5. Кутырев, В.А. Устойчивое общество, его друзья и враги. / В.А. Кутырев. URL: http://philosophy.ru/library/kutyrev/ 12.html (дата обращения 24.04.2020)
  6. Медоуз, Д.Х., Медоуз, Д.Л., Рандерс Й. Пределы роста: 30 лет спустя. / Д.Х.Медоуз, Д.Л.Медоуз, Й.Рандерс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 358 с.
  7. Немцев И.А. Концептуальная модель устойчивого развития. URL: http://www.publishing-vak.ru/file/archive-philosophy-2015-6/9-nemtsev.pdf (дата обращения: 24.04.2020)
  8. Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию // A/CONF. 151/26/Rev. 1 (Vol. I) URL: http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N92/836/57/PDF/N9283657.pdf? OpenEl ement (дата обращения 23.02.2020). - cc.3-8.
  9. Урсул, А.Д., Романович, А.Л. Глобализация, устойчивое развитие и безопасность: системно-синергетический подход / А.Д. Урсул, А.Л. Романович URL: http://spkurdyumov.ru/globalization/globalizaciya-ustoichivoe-razvitie-i... (дата обращения: 24.04.2020)


Проблема внешнеполитического имиджа современной Франции
2020-05-10 18:05 Редакция ПО

На протяжении долгих лет Франция конструирует имидж своего государства во многих сферах, в том числе и политической. После окончания «холодной войны» перед всеми мировыми государствами встал вопрос о создании своего будущего имиджа в политической среде. Таким образом, каждое государство, в том числе и Франция, пытается искать индивидуальные пути для реализации своих политических интересов. Важным для Пятой Республики стал вопрос о поддержании своего влияния в новых условиях. Для создания имиджа государства есть множество подходов: исторический, экономический и т.д. А также сегодня важную роль в создании имиджа отводится средствам массовой информации.

Развитие имиджа Франции проходит через множество векторов [1]: развитие ее бизнеса, спорт, французское кино или любые другие ее достижения. Важным также является роль государства и усилия по обеспечению места Франции, в частности, ее имиджа на международном уровне. Министерство экономики и финансов Франции ежегодно выделяет средства для продвижения своего имиджа. Французскому агентству по международным инвестициям была поручена миссия по улучшению имиджа Франции, чтобы компенсировать его перед США, Японией, Китаем, Великобританией и Германией. Эта миссия включает в себя три программы [2]:

  1. «действия Франции в Европе и мире»;
  2. «культурное и научное воздействие»;
  3. «французы за рубежом и иностранцы во Франции».

Программа «действия Франции в Европе и мире» способствует укреплению институционального имиджа Франции. Франция играет важную роль в Европейском союзе, так как вносит около 21 млрд евро в год. Франция также активно работает в международных организациях, отвечающих за регулирование глобализации и международной безопасности. Присутствие Франции в международных организациях, в том числе в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, является одним из важных факторов французского влияния в мире. Франция также осуществляет военное и оборонное сотрудничество с рядом стран. Это свидетельствует о статусе военно-технического помощника, которую Франция может оказать дружественным странам.

Программа «культурное и научное воздействие» направлена на сотрудничество и культурную деятельность с развитыми странами. Самым сильным инструментом формирования своего имиджа во Франции является международная организация франкоязычных стран, или Франкофония. Франкофония включает в себя несколько субъектов: французские альянсы, Ассоциация по распространению французской мысли и т.д. Министерство иностранных дел также способствует продвижению французского имиджа, в основном, за рубежом. Оно занимается распространением французской культуры путем организации культурных мероприятий и содействием французскому высшему образованию. Также Франция предлагает обучение французскому языку нефранкоговорящих должностных лиц и дипломатов, работающих в Европейском союзе в Брюсселе.

Программа «французы за рубежом и иностранцы во Франции» направлена на работу французской консульской сети и на французское образование за рубежом. За пределами Франции проживает и обучается чуть более 2 миллионов человек, которые представляют Францию. Таким образом, имидж Франции подкрепляет ее ловкое умение пользоваться своей дипломатией, что помогает ей достигать своих целей. Нельзя предполагать, что имидж страны формируется только из политической среды. Франция для улучшения своего имиджа использует все сферы жизнедеятельности общества. Именно это способствует ее положительному представлению во многих государствах.

В связи с последними событиями Франция переживает период политической и экономической нестабильности. С приходом на пост Президента Пятой Республики Эмманюэля Макрона во Франции были разработаны реформы по выводу страны из затяжного экономического кризиса. Однако нововведения Макрона встретили волну недовольств у французских граждан, что в итоге спровоцировало многочисленные забастовки «жёлтых жилетов». Активные политические выступления населения и повсеместные забастовки пошатнули международный авторитет Франции как стабильного и процветающего государства. В связи с этим для президента Пятой Республики стоит ряд важнейших задач, заключающихся не только в восстановлении национальной экономики, но и по улучшению имиджа страны в целом.

Таким образом, проведение имиджевой политики является важным аспектом государства. Можно сделать вывод, что Франция занимает лидирующие позиции в этой области и старается затронуть все сферы жизнедеятельности общества. Исследование данной темы позволит определить все нюансы формирования имиджа Франции и определить дальнейшие её тенденции.

Ссылки:

1. Comment améliorer l'image de la France dans le monde. Режим доступа: https://www.lesechos.fr/2017/07/comment-ameliorer-limage-de-la-france-da... (дата обращения: 20.04.2020);

2. Chartier J. L'État et la mise en valeur de l'image de la France // Revue internationale et stratégique, 2006. P. 149-154.

Библиография:

  1. Все дальше от голлизма: внешняя политика современной Франции. Режим доступа: https://interaffairs.ru/news/show/14900 (дата обращения: 20.04.2020);
  2. «Макрон примерил образ монарха». Режим доступа: https://www.gazeta.ru/politics/2017/07/30_a_10811582.shtml (дата обращение: 20.04.2020);
  3. Chartier J. L'État et la mise en valeur de l'image de la France // Revue internationale et stratégique, 2006. P. 149-154;
  4. Comment améliorer l'image de la France dans le monde. Режим доступа: https://www.lesechos.fr/2017/07/comment-ameliorer-limage-de-la-france-dans-le-monde-176095 (дата обращения: 20.04.2020);
  5. Delporte C. Image, politique et communication sous la cinquième République // Vingtième Siècle. Revue d'histoire, 2001. P. 109-123;
  6. L’image de la France est assez homogène dans le monde. Режим доступа: https://www.mondedesgrandesecoles.fr/limage-de-france-assez-homogene-monde/ (дата обращения: 20.04.2020);
  7. L'image d'Emmanuel Macron se dégrade. Режим доступа: https://www.lefigaro.fr/politique/2018/07/05/01002-20180705ARTFIG00278-l-image-d8216emmanuel-macron-se-degrade.php (дата обращения: 20.04.2020).


Проблема создания внешнеполитического имиджа современной Франции в работах французских и российских исследователей
2020-05-10 18:06 Редакция ПО

На протяжении долгих лет многие исследователи интересовались формированием имиджа того или иного государства. Среди отечественных авторов первым, кто начал работать в направлении исследования имиджа страны была Екатерина Борисовна Шестопал. Е.Б. Шестопал пишет: «Понятие “образ” не тождественно понятию “имидж”. Как известно, слово “имидж” является английским эквивалентом русского слова “образ”. Имиджем я называю впечатление, которое конструируется целенаправленно и сознательно, а образом – то, которое формируется спонтанно. Образ можно конструировать специально, и тогда он становится имиджем ... Образ есть всегда, образ всегда можно диагностировать и описать – точно и разносторонне ... Поэтому под образом мы будем понимать отражение личности лидера (партии, государства, организации, товара и пр.) в массовом и индивидуальном сознании граждан. Между тем как под имиджем (или брендом) мы будем понимать специально сконструированное и растиражированное отражение личности политика (партии, государства, товара и т.д.)» [1]. Таким образом, важно в этой области разделять понятие «образ» и «имидж». Имиджем принято называть то, что страна или какой-либо политический лидер конструируют целенаправленно сами о себе, а образ – это сформированная картинка в сознании человека.

Разобравшись с определением имиджа, перейдем к рассмотрению имиджа Франции. Франция – это уникальная страна, которая создает свой имидж при помощи различных инструментов. К таким инструментам можно отнести доктрину голлизма, устойчивость которой обеспечивалась следующими факторами [2]:

  1. Внешнеполитическая идентичность Франции, главной идеей которой было сохранение её величия и политической независимости в международной политике;
  2. Чёткое представление о желаемой организации международной системы для реализации фундаментальных стремлений, заложенных в политической идентичности государства;
  3. Улучшение авторитета министерства иностранных дел, распространения сети зарубежных дипломатических представительств, а также активное использование публичной дипломатии;
  4. Сохранение статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН, а также влияния в бывших французских колониях позволяют ей укреплять свой международный авторитет.

Таким образом, вышеприведенные факторы определяют внешнеполитическое направление Франции вплоть до сегодняшнего дня. Они также помогают Франции конструировать ее собственный имидж.

Сами Белаид, профессор в школе менеджмента в Нормандии, выделил четыре важные основополагающие для конструирования имиджа страны [3]:

  1. Политическое измерение;
  2. Степень экономического развития;
  3. Степень технологического развития;
  4. Культурное измерение.

Эти четыре основополагающие помогают определить степень распространенности имиджа в той или иной сфере, стране и т.д.

В связи с последними событиями, а именно выступлениями «желтых жилетов», имидж Франции находится в нестабильном состоянии. По мнению французского политического деятеля Бернарда Плазэ [4] французам нужно четкое представление о способах, которые смогут улучшить имидж Франции. Франция нуждается в «интеллектуальной революции», которая должна начаться в семьях и продолжаться в других институтах общества. Французы должны научиться признавать и уважать культуры других народов. Это приведет к большему стремлению других культур начать изучать французский язык. Немаловажна также роль средств массовой информации и государства в этой области. Они должны доносить людям важность улучшения имиджа их страны.

Таким образом, проблемой формирования имиджа занимались многие исследователи. Французские авторы в своих работах предлагают различные пути улучшения имиджа своей страны. Тем не менее, в отечественном научном сообществе проблема внешнеполитического имиджа Франции практически не исследована, поэтому она нуждается в более глубоком изучении.

Ссылки:

Шестопал Е.Б. Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.

2. Манжола В., Шаповалова А. Внешняя политика Франции: изменилась ли доктрина голлизма? // Современная Европа, 2014. С. 84-96.

3. Belaid S. L'image du Pays // La Revue des Sciences de Gestion, 2006. P. 141-147.

4. Plasait B. Ameliorer l'image de la France // Section du Cadre de vie, 2010. 227 p.

Библиография:

  1. Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология, 2012. С. 29-45.
  2. Манжола В., Шаповалова А. Внешняя политика Франции: изменилась ли доктрина голлизма? // Современная Европа, 2014. С. 84-96.
  3. Шестопал Е.Б. Образы государств, наций и лидеров. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.
  4. Belaid S. L'image du Pays // La Revue des Sciences de Gestion, 2006. P. 141-147.
  5. Plasait B. Ameliorer l'image de la France // Section du Cadre de vie, 2010. 227 p.


Актуальность изучения внешнеполитической идентичности современной Великобритании
2020-05-10 18:07 Редакция ПО

Национальная идентичность, статус и набор ролей на международной арене создают уникальную внешнеполитическую идентичность Великобритании, одного из крупнейших государств Европы [1]. Данная характеристика формировалась на протяжении всей её истории и на сегодняшний день является важным фактором влияния на взаимоотношения между странами как на континенте, так и во всём мире. Уникальность Соединенного Королевства как европейского государства обусловлена островным положением страны, традициями внешней политики, имперским прошлым в его экономическом, ментальном, культурном и миграционном проявлениях [2].

Бывший центр мировой империи, Великобритания находится в самом разгаре становления новой внешнеполитической идентичности в качестве независимого от Евросоюза игрока, налаживает новые экономические и дипломатические связи, перераспределяет приоритеты и выстраивает новые пути развития. Именно вопросы британской идентичности, которая сама по себе остается сложным феноменом, не всегда разделяемым в национальных регионах Соединенного Королевства, вместе с вопросами безопасности оказали основное влияние на результаты референдума 2016 года [6]. По этой причине Брекзит означает кризис единой европейской идентичности, кризис европейской целостности и единства. Британское общество выбрало не европейские, а британские идеалы, основанные на идее глобального британского присутствия в контексте Содружества наций.

Брекзит также отлично продемонстрировал, что значит «британскость», которая связана как с экспансией, так и с формированием единого пространства, опирающегося на британские ценности. Среди них большую роль играет и институт монархии (до сих пор выходцы из бывших колоний Соединенного Королевства предпочитают называть себя британцами, воспринимая свою идентичность как отражение единства, что подтверждает их историческую сопричастность к стране проживания). Национальная идентичность Великобритании объединяет множество народов, людей разного происхождения, имеющие общее историческое прошлое в Британской империи [3].

А что же представляет собой европейская идентичность? Европа – это, прежде всего, ценности, среди которых называют толерантность, мир, права человека, индивидуальные свободы, демократию, равенство и т.п. Однако в Соединенном Королевстве идею евроинтеграции не столь четко и жестко увязывали с идеей «европейскости» и формированием европейской идентичности так как цели политического лидерства и решения экономических проблем стали причинами вступления страны в общий рынок в 1973 г. [5].

Актуальность исследования феномена внешнеполитической идентичности современной Великобритании обусловлена уже упомянутым недавним выходом страны из Европейского союза и длинной цепочкой предшествующих событий, которые повлияли на идентичность страны в контексте международных отношений. Великобритания была одним из крупнейших игроков в рамках Евросоюза на протяжении почти полувека, и её новый статус с февраля 2020 года во многом меняет политическую и экономическую ситуацию как на континенте, так и во всём мире, а, следовательно, меняется и восприятие её европейскими и мировыми державами. В новое десятилетие эта европейская держава входит с изменившейся национальной идентичностью, статусом и ролью, а это значит перестановку сил и изменение политического климата.

Ссылки:

  1. Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // Сборник материалов V международной конференции Евразийской сети политических исследований февраля 2007 г. Москва / ПОЛИТЭКС. Вып. 3. 2007. №3. С. 257;
  2. Хахалкина Е.В. Европейский союз, Великобритания и проблемы общеевропейской идентичности // Сибирские исторические исследования. 2014. №1. С. 50;
  3. Караваева Д. Н. Английскость и империя: дискурс современной идентичности в Великобритании // Международный журнал исследований культуры. 2013. №2 (11). С. 67;
  4. Кочетков Владимир Викторович Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. №1. С.5-26;
  5. Еремина Н.В. Корни Брекзита: конфликт идентичностей в Соединенном Королевстве // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №1. С. 87-105;
  6. Owen D. Future Identities: Changing identities in the UK – the next 10 years //University of Warwick, UK. 2013p.12. URL: https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/fil...


Научный подход к изучению внешнеполитической идентичности современной Великобритании
2020-05-10 18:08 Редакция ПО

Проблематика внешнеполитической идентичности современной Великобритании в настоящее время широко не изучена и поэтому требуется комплексный анализ как литературы по теории идентичности государства, так и в особенности по идентичности Великобритании для проведения исследований. Все источники для изучения этой проблематики можно подразделить на три группы.

Первую группу источников составляют различные научные труды по внешнеполитической идентичности государства [1]. Особое внимание нужно уделить работам отечественного специалиста Киселева И. Ю.: “Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма”, “Психология в политике и международных отношениях” и “Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений”. Также значительную теоретическую базу для исследования предоставляет работа “Образы государств, наций, лидеров” под редакцией Е.Б. Шестопал. Из зарубежных монографий по данной проблематике интерес представляют следующие работы: Bloom W. “Personal Identity, National Identity and International Relations”, Fukuyama F. “Demand for Dignity and the Politics of Resentment”, Lebow R.N. “National Identities and International Relations”.

Вторую группу источников представляют работы зарубежных и отечественных исследователей, посвященные идентичности Великобритании [2].  Здесь особенно хочется отметить работы Благовещенского Р. И., Валуева А. В., Ереминой Н.В., Хахалкиной Е.В. и многочисленные статьи кандидата философских наук Ананьевой Е.В. Что касается зарубежных специалистов, то проблема внешнеполитической идентичности современной Великобритании рассматривается в следующих работах: Asari E., Halikiopoulou D., Mock S. “British National Identity and the Dilemmas of Multiculturalism”, Shi T. “British National Identity in the 21st Century” и Wayne M. “England's Discontents Political Cultures and National Identities”.

И наконец в третью группу источников входят национальные и европейские масс-медиа на период с 2016 по 2020 гг., среди которых для анализа будут представлять ценность материалы изданий The Times, The Observer, The Guardian, The Daily Telegraph и The Economist.

Таким образом, чтобы провести всестороннее исследование и наиболее точно описать феномен внешнеполитической идентичности современной Великобритании необходимы как авторитетные теоретические издания, так и актуальная информация по данной проблеме, представленная в зарубежных масс-медиа.

  1. Ачкасов В.А. Политика идентичности в современном мире // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2013. №4. С. 71-77; Гравер А.А. Образ, имидж и бренд страны: понятия и направления исследования // Вестник томского государственного университета. Сер.19.2012. №3. С. 29-45; Кочетков В.В. Идентичность в международных отношениях: теоретические основы и роль в мировой политике // Вестник Московского университета. Серия 25. Международные отношения и мировая политика. 2010. №1. С.5-26; Киселев И. Ю. Проблема образа государства в международных отношениях: конструктивистская парадигма // Сборник материалов V международной конференции Евразийской сети политических исследований февраля 2007 г. Москва / ПОЛИТЭКС. Вып. 3. 2007. №3. С. 253-260; Киселев И.Ю. Психология в политике и международных отношениях: Учеб. пособие. Яросл. гос. ун-т. Ярославль, 2002. 136 с.; Киселев И. Ю., Смирнова А. Г. Образ государства как фактор принятия внешнеполитических решений // Полис. Политические исследования. 2004. № 4. С. 116-125; Кузнецова А.И. Роль национальной идентичности в международных отношениях на современном этапе. // Международные отношения. 2013. № 2. C. 185-191; Образы государств, наций, лидеров / Под ред. Е.Б. Шестопал. М.: Аспект Пресс, 2008. 288 с.; Политическая идентичность и политика идентичности: в 2 т. Т. 1: Идентичность как категория политической науки: словарь терминов и понятий / отв. ред. И. С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2011. 208 с.; Политическая идентичность и политика идентичности. В двух томах. Т.2: Идентичность и социально-политические изменения в XXI веке / отв. ред. И.С. Семененко. М.: РОССПЭН, 2012. 471 с.; Bloom W. Personal Identity, National Identity and International Relations. Cambridge: Cambridge University Press, 1996. 208 pp.; Edwards L. Mediapolitik: How the Mass Media Have Transformed World Politics. Baltimore: Catholic University of America Press, 2001. 364 pp.; Fukuyama F. Demand for Dignity and the Politics of Resentment. L.: Profile Books, 2018. 240pp.; Lebow R.N. National Identities and International Relations. Cambridge University Press, 2016. 282 pp.; Wright D.K. Examining How Public Relations Practitioners Actually Are Using Social Media // Public Relations Journal. 2009. Vol.3. P. 1-33.
  2. Благовещенский Р. И. Британский евроскептицизм: определение и основные факторы // АПЕ. 2019. №1. С. 121-145; Валуев А. В. Великобритания и Европейский Союз в поисках новой политической идентичности // МНИЖ. 2013. №9-3 (16). С. 50-52; Годованюк К.А. Общая внешняя политика ЕС и дилеммы британской дипломатии // Современная Европа. 2012. №2 (50). С. 71-81; Еремина Н.В. Корни Брекзита: конфликт идентичностей в Соединенном Королевстве // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №1. С. 87-105; Караваева Д. Н. Английскость и империя: дискурс современной идентичности в Великобритании // Международный журнал исследований культуры. 2013. №2 (11). С. 61-68; Хахалкина Е.В. Европейский союз, Великобритания и проблемы общеевропейской идентичности // Сибирские исторические исследования. 2014. №1. С. 49-58. Asari E., Halikiopoulou D., Mock S. British National Identity and the Dilemmas of Multiculturalism // Nationalism and Ethnic Politic. 2008. Vol. 14. P. 1-28; Baum M., Potter P. The Relationships Between Mass Media, Public Opinion, and Foreign Policy: Toward a Theoretical Synthesis // Annual Review of Political Science. 2008. Vol.11. P. 39-65; Black J. English Nationalism: A Short History. Hurst, 2018. 196 pp.; Shi T. British National Identity in the 21st Century // Intercultural Communication Studies XVII. 2008. Vol. 1. P. 102-114; Wayne M. England's Discontents Political Cultures and National Identities. Pluto Press, 2018. 288 pp.;
  3. Ананьева Е.В. Брекзит: причины, политический фон, последствия // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2017. №6. С. 98-119; Ковалев И.Г. Между Сциллой и Харибдой: Британия в современном мире // АПЕ. 2017. №1. С. 127-154;

 



Роль экспорта нефти и газа во внешней политике современной Канады
2020-05-10 18:09 Редакция ПО

На протяжении всего времени существования международной торговли экспорт любого рода товаров являлся далеко не только экономическим компонентом взаимоотношений государств, но и звеном, стимулирующим установление устойчивых дипломатических отношений. В настоящее время можно говорить о возросшем политическом весе данного понятия в силу появления мировых экономических союзов как: Европейский союз (ЕС), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) и др., которые способствуют экономической интеграции стран и в то же время появлению определённой взаимозависимости между партнёрами, а иногда возникновению частичной несамостоятельности того или иного государства касательно принятия независимых решений на уровне правительства. Рассмотрим это на примере нефтегазового экспорта Канады.

Товарооборот сырой нефти и природного газа является одним из ключевых компонентов доходов Канады в сфере экспорта. Главным рынком сбыта на протяжении нескольких десятилетий являются США. Исходя из слов Джастина Трюдо, премьера-министра Канады, США являются главным партнёром Канады во всех сферах жизнедеятельности и в будущем следует только укреплять существующие отношения между странами. Однако осуществление Канадой экспорта в США происходит не только по причине многолетнего товарищества, но и практичности, поскольку расходы на транспортировку существенно сокращаются в связи с географической близостью [1].

Рассматривая объёмы экспорта Канады, стоит отметить, что сырая нефть находится на первом месте в списке экспортируемых в другие страны товаров [2]. Более того, минеральное топливо составляет более 20% от всего экспорта Канады. Вследствие этого можно сделать определённый промежуточный вывод: нефть – первостепенный источник дохода от экспорта Канады, получаемый исключительно посредством торговли с США.

Тем не менее, в случае с природным газом складывается кардинально противоположная картина. Власти Канады, акцентируя своё внимание на США, не приняли в расчет того, что товарооборот реализовывается до тех пор, пока одной из сторон нужен тот или иной продукт, в данном случае природные ресурсы.

США, в свою очередь, начав активную добычу сланцевого газа, перестали испытывать необходимость в прежних объёмах газовых поставок Канады [3]. Сложившаяся ситуация была спрогнозирована ещё в 2017 г. Национальным энергетическим советом Канады в ходе анализа энергетического рынка [4]. Тем не менее, практически весь природный газ, который рассчитан на экспорт, хоть и в уменьшенном объёме – продолжает поставляться в США. Так в 2018 г. 97% всего годового импорта природного газа США приходилось на Канаду [5].

Рассматривая разницу в прибыли между экспортом вышеуказанных видов топлива, следует отметить, что в 2018 г. прибыль от экспорта природного газа составила менее 10 млрд. долл. США, что приблизительно в 8 раз меньше, чем от продажи сырой нефти и нефтепродуктов [6]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что разрыв в доходах от торговли нефтепродуктами и природным газом, в случае с Канадой, напрямую зависит от потребностей энергетики и промышленности США в данных ресурсах.

Соответственно, анализируя временной промежуток до 2020 г., в первом случае мы видим определённый интерес, проявленный США по причине дефицита нефти на американском рынке, который способствовал ежегодному увеличению поставок из Канады, исходя из растущих потребностей экономики США. Во втором случае, по причине растущей самостоятельности США в вопросах производства газа, Канада теряла свою прибыль, поскольку весь рынок был фактически ограничен одной страной, которая в меньшей степени, чем прежде, нуждалась в данном виде топлива.

Наблюдая за нынешней ситуацией, следует уделить отдельное внимание нефтяной войне 2020 г. [7], главную роль в которой играет ОПЕК+. ОПЕК+ - это группа из 23 нефтедобывающих стран, состоящая из 13 членов Организации стран-экспортеров нефти (далее по тексту - ОПЕК) и 10 других стран, не входящих в ОПЕК, включая Россию.

Данный формат появился в 2017 г., когда была заключена сделка по координации добычи нефти между странами с целью стабилизировать цены на мировом рынке. С тех пор данная организация заключает соглашения о добровольном сокращении, либо наращивании добычи в ответ на изменение мировых цен на нефть.

Однако не всегда переговоры могут приводить к положительному разрешению того или иного вопроса. В начале 2020 г. данный формат диалога между странами ни к чему не привел, поскольку не все страны готовы были усилить сокращение добычи нефти, в особенности Россия, предложившая продлить сделку на прежних условиях, когда как Саудовская Аравия, наоборот, настаивала на более серьёзное снижение темпов добычи нефти.

Вышеупомянутые действия привели к тому, что после открытия торгов цена на нефть резко упала более чем на 30% [8], что привело к банкротству ряда нефтяных компаний.

Впрочем, в силу эпидемии коронавируса [9], из-за которого упал спрос на нефть, а также усугубления конфликта между странами на данной почве, в апреле 2020 г. сделка всё же состоялась. Более того, были привлечены страны, не входящие в ОПЕК+, такие как: США [10] и Канада [11], которые также согласились на сокращение добычи нефти.

Текущее соглашение лишь позволит временно отодвинуть в сторону уже существующие проблемы. В ближайшем будущем необходимы ещё более решительные меры для стабилизации рынка.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу о том, что сейчас рынок нефти максимально нестабилен, соответственно, экспорт сырой нефти и нефтепродуктов Канады находится в подвешенном состоянии. В связи с этим, однозначно говорить о происходящих процессах в наши дни не приходится, поскольку ситуация меняется с каждым днём и не в лучшую сторону.

Тем не менее, оценивая в общем и целом торговое партнёрство Канады и США, можно предположить, что в независимости от того, насколько это будет выгодно, Канада будет в первую очередь искать возможности наращивания торговли с США и только потом со всеми остальными странами мира в силу устойчивых взаимоотношений с США на протяжении десятилетий [12].

Однако нужно понимать, что текущая обстановка сложилась из объективных предпосылок, не только территориальных и исторических [13], но также правовых, вследствие заключения между США и Канадой множества торговых договоров, одним из которых и наиболее важным является Соглашение между США, Мексикой и Канадой (USMCA), который заменило Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) [14]. Данный договор расширяет экономические возможности государств, входящих в него, облегчая денежное обращение и передвижение товаров между странами-партнёрами.

С другой стороны, существует и отрицательная сторона актуального соглашения, поскольку оно создало условия, при которых Канада стала ещё более зависимой от США в торгово-экономическом сегменте. Об этом говорит появление ст. 10 гл. 32, регламентирующей любые мероприятия по заключению торговых договоров с «нерыночными» странами, которыми как предполагают эксперты являются в первую очередь Россия, Китай, Вьетнам и Куба [15]. Сообразно, это очередные ограничения, но уже правовые, принятые Канадой добровольно. Следовательно, назревает закономерный вопрос: от чего Канада бы выиграла больше – от экономических связей с США или от торговых отношений со всем остальным миром?

Правительству Канады придётся с каждым годом искать всё больше и больше оснований для продолжения текущей политики взаимоотношений с США, чтобы иметь и дальше поддержку своих граждан в данном аспекте, поскольку не все из них являются сторонниками такого внешнеполитического курса как континентализм [16]. А значит далеко не каждый поддерживает идеи частичной утраты суверенитета, о которой можно судить в силу существования политического актора, диктующего свои условия.

Однако стоит отметить, что энергетический потенциал Канады до сих пор не раскрыт, поскольку проводимая экологическая политика не даёт в полной мере осуществлять нефте- и газодобычу, осуществлять переработку нефти в силу отсутствия соответствующих технологий для того, чтобы минимизировать вред, наносимый окружающей среде [17]. Кроме того, следует упомянуть о наличии огромных природных богатств сырой нефти и природного газа в Арктике, представляющиеся свидетельством того, что Канада и дальше будет способна осуществлять нефтегазовый экспорт, по меньшей мере, несколько десятилетий [18].

Основываясь на вышеуказанных сведениях, можно утверждать, что Канада имеет все необходимые средства для совершенствования торговых отношений с другими странами мира. В настоящий момент первостепенна лишь проводимая Канадой внешняя политика, от которой и будет зависеть деловое сотрудничество с потенциальными партнёрами в сфере энергетики.

Проанализировав роль экспорта нефти и газа во внешней политике Канады, можно заключить следующее:

  1. Продажа сырой нефти и нефтепродуктов характеризуется в качестве одного из первостепенных источников прибыли от экспорта Канады, когда как природный газ таковым не является.
  2. Экспорт вышеупомянутых видов топлива непосредственно связан со спросом экономики США.
  3. США имеют определённые средства давления на Канаду, (правовые соглашения, экономическая зависимость и т.д.) по причине которых любые другие возможные торгово-экономические взаимоотношения с другими странами либо регламентируются, либо блокируются.
  4. Канада имеет существенные запасы указанных природных ресурсов, но в то же время их экспорт будет зависеть напрямую от проводимой Канадой внешней политики, в особенности касающихся взаимоотношений с США.

Таким образом, можно прийти к выводу, что Канада имеет определённую степень вовлечённости в экономическую сферу США, которые, в свою очередь, используют это в своих целях, оказывая непосредственное воздействие не только на экономику Канады, но и на возможные внешнеполитические отношения с другими странами. А также следует отметить, что, в силу возникающих в мире тектонических сдвигов (COVID-19, нефтяная война 2020 г.), утверждать что-либо в настоящее время не представляется возможным, поскольку текущие перемены кардинальным образом меняют привычный экономический уклад всего мира, а также сказываются на внешнеполитических взаимоотношениях государств, в связи с необходимым реагированием с их стороны на существующую обстановку в мире.

Ссылки:

1. Le premier ministre annonce une collaboration rehaussée avec les États-Unis. 2019. URL: https://pm.gc.ca/fr/nouvelles/communiques/2019/06/20/premier-ministre-an... (дата обращения: 28.04.2020).

2. Canada’s Top 10 Exports. URL: http://www.worldstopexports.com/canadas-top-exports/ (дата обращения: 26.04.2020).

3. США вышли на чистый экспорт газа и вскоре станут одним из крупнейших производителей СПГ. URL: https://www.kommersant.ru/doc/3579110 (дата обращения: 26.04.2020).

4. Le rôle du Canada dans le marché mondial du GNL. Évaluation du marché de l’énergie. Office national de l’énergie. 2017. URL: https://www.cer-rec.gc.ca/nrg/sttstc/ntrlgs/rprt/2017lngmrkt/pblctn-nfrm... (дата обращения: 26.04.2020).

5. Natural gas explained. Natural gas imports and exports. URL: https://www.eia.gov/energyexplained/natural-gas/imports-and-exports.php (дата обращения: 01.05.2020).

6. Natural Gas Annual Trade Summary. 2018. Government of Canada. URL: https://www.cer-rec.gc.ca/nrg/sttstc/ntrlgs/rprt/ntrlgssmmr/ntrlgssmmr-e... (дата обращения: 27.04.2020).

7. “Oil War” & consequences. URL: https://www.dedefensa.org/article/oil-war-consequences (дата обращения: 01.05.2020).

8. «Коллективное самоубийство»: цены на нефть упали на 30% после разрыва сделки России с ОПЕК. URL:  https://www.forbes.ru/newsroom/finansy-i-investicii/394591-kollektivnoe-... (дата обращения: 01.05.2020).

9. COVID-19. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/COVID-19 (дата обращения: 30.04.2020).

10. Global Oil Deal at Risk After Mexico Refuses Saudi-Russia Plan. URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2020-04-09/opec-agrees-on-deep-o... (дата обращения: 01.05.2020).

11. Канада готова пойти на дополнительное сокращение добычи нефти. URL: https://ria.ru/20200408/1569738539.html (дата обращения: 01.05.2020).

12. Relations Canada-États-Unis. Gouvernement du Canada. URL: https://www.international.gc.ca/country-pays/us-eu/relations.aspx?lang=f...

(дата обращения: 27.04.2020).

13. Balthazar Louis. Le style canadien et la politique étrangère. In: Politique étrangère, n°2 - 1973 - 38ᵉannée. pp. 131-148. URL: https://www.persee.fr/doc/polit_0032-342x_1973_num_38_2_5930 (дата обращения: 15.04.2020).

14. Яковлев П.П. От НАФТА к ЮСМКА: реформа североамериканской интеграции // Российский внешнеэкономический вестник. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ot-nafta-k-yusmka-reforma-severoamerik... (дата обращения: 27.04.2020).

15. Комкова Е. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. М.: 2019. №4. C. 50-58. URL: https://www.imemo.ru/en/jour/meimo/index.php?page_id=685&id=9105&jid=909... (дата обращения: 27.04.2020).

16. Les priorités de la politique étrangère canadienne. Introduction: Les Défis du Leadership en Période d’incertitude par Fen Osler Hampson et Roland Paris. 2010. URL: https://www.cepi-cips.ca/publications/rethinking-canadas-international-p... (дата обращения: 28.04.2020).

17. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Канадская стратегия в Арктике и Россия: возможно ли взаимопонимание? // АиС. 2012. №8. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/kanadskaya-strategiya-v-arktike-i-ross... (дата обращения: 28.04.2020).

18. Cadre stratégique pour l'Arctique et le Nord Chapitre international. Gouvernement du Canada. URL: https://www.rcaanc-cirnac.gc.ca/fra/1562867415721/1562867459588 (дата обращения: 28.04.2020).



Публичная дипломатия в молдавско-румынских отношениях
2020-05-10 18:10 Редакция ПО

Процесс глобализации, начавшийся в последней четверти XX века, привёл к постепенной трансформации сложившейся системы международных отношений. Главные принципы этой системы, в числе которых было сохранение государственного суверенитета и невмешательство во внутреннюю политику других государств, теперь отошли на второй план, открыв путь интенсификации межкультурного взаимодействия. Современные международные отношения на данный момент склонны к тенденции глобализации, и, как следствие, устранение монополии на расширение внешнеполитического потенциала. Широкий круг негосударственных субъектов влияет на имидж страны за рубежом, и информационные технологии дают им множество механизмов коммуникации. В этой ситуации, дипломатическая деятельность сопровождается процессом коммуникации, как внутренней, так и внешней. Все больше стран запускают информационные кампании, направленные на содействие иностранным политическим приоритетам. Внешние стратегии также являются частью этих кампаний, поскольку они нацелены на изменения или усиление восприятия международной общественности в отношении конкретной страны.

В то же время современные реалии свидетельствуют об общем упадке культуры во многих странах, что является следствием многочисленных изменений в политической, социальной, экономической сферах. Для того, чтобы реализация публичной дипломатии стала возможной, требуется оперативное преодоление этого упадка. В подобных условиях особый интерес вызывает концепция публичной дипломатии в Румыно-Молдавских отношениях.

Публичная дипломатия играет важную роль, потому что распространение демократического политического режима характеризуются постоянным давлением на политику общества путем преобразования легитимности

политики правительства. Для того чтобы демократия «функционировала", важно, чтобы общественность была уверена, что международные организации хорошо «видны" как можно большему числу граждан. Глобализация предлагает государствам возможность получить доступ к иностранным инвестициям,

рабочей силе, возможность ведения бизнеса на территории иностранных государств, экономические привелегии. Помимо этой возможности, которая в основном относится к сфере предпринимательства, такие передовые технологии, как Интернет, заставляют информацию очень быстро достигать любой части мира, что создает транснациональное общественное мнение. В этой новой конъюнктуре нет ясного разграничение вопросов внутренней и внешней политики, поскольку, например, политический кризис в Государстве может дестабилизировать международную ситуацию.

На протяжении многих лет Румыния заявляла, что Молдова является приоритетом ее внешней политики.  Помимо своих традиционных целей, укрепляя свои позиции в рамках ЕС и НАТО и своего партнерства с США, Румыния пытается сделать Молдову одним из основных направлений своей международной деятельности.  Основная цель румынской политики в отношении Молдовы состоит в том, чтобы укрепить позиции последней в системе западных институтов и ее международных связей.  В то же время Румыния пытается предотвратить любые попытки углубить интеграцию Молдовы в структуры, поддерживаемые Россией, прежде всего Евразийский экономический союз.  Бухарест стремится к достижению этих целей не только на политическом и дипломатическом уровнях, но и путем расширения экономических связей с Молдовой.  По мнению Кишинева, действия Бухареста также направлены на поддержку процессов «ре-румынизации» Молдовы, которые следует рассматривать как элемент построения румынской «мягкой силы».  Несмотря на постоянные политические цели Бухареста, Румыния не продемонстрировала какой-либо последовательной стратегии в отношении Молдовы, и ее политика в отношении Молдовы была в значительной степени функцией внутренней, а не внешней политики.  Политические цели Бухареста часто подчиняются соперничеству между румынскими политическими партиями.

Список литературы:

1.  Абрамов В.А. Императивный потенциал «мягкой силы» в стратегиях внутреннего и внешнего развития КНР // Вестник Читинского гос. ун-та. – 2010. – No3(60). – С. 8-15.

2. Борох О., Ломанов А. От «мягкой силы» к «культурному могуществу». Россия в глобальной политике [Электронный ресурс]. – URL: http://globalaffairs.ru/ number/Ot-myagkoi-sily-k-kulturnomu-moguschestvu-15643.

3.  ДавыдовЮ.П. «Жесткая» и «мягкая»сила в международных отношениях // США и Канада: экономика, политика, культура. – 2007. – No1. – С. 3-24.

4.  Стегареску М.Н., Колпакова Т.В., «Мягкая сила» как механизм реализации интересов КНР на международной арене // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сб. ст. – Чита: Изд-во Забайкальского гос. ун- та, 2011. – No9. – С. 79-83.

5.  Фоминых А. «Мягкая мощь» обменных программ [Электронный ресурс]. – URL: http://www.intertrends.ru/ sixteenth/008.htm. (дата обращения 15.11.2012).

6.  Цветкова Н.А. Оценка эффективности международной образовательной политики СССР и США в годы «холодной войны» // 200 лет российско-американских отношений: наука и образование: сб. ст.; под ред. А.О. Чубарьяна и Б.А. Рубла. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – С. 378-393.

7. Global education digest 2011: comparing education statistics across the world. – UNESCO-UIS, 2011. – 310 p.

8. Nye Jr., Joseph S. Soft Power. The means to success in world politics. – N.Y.: Public Affairs, 2004. – 193 р.

9. Nye J. The paradox of American power: why the world‟s only superpower can‟t go it alone. – N.Y.; Oxford: Oxford Univ. Press, 2002. – 240 p.

10. Беликова Ю. В., Бовдунов А. Л. Молдавия – Румыния: перспективы сближения // Проблемы национальной стратегии. – No 2. – 2011. – С. 70-86.

11. Приходко Н. "НГ-Религии": Бессарабская митрополия претендует на имущество РПЦ. В Молдавии вновь разгорается большой церковно-общественный скандал. Портал Credo.ru: религ. интернет-сайт. 15 октября 2003 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.portalcredo.ru/site/?act=monitor&id=2402.

12. Таран А. Сколько румынских паспортов выдано молдаванам? // Noi.md. – 14 апреля 2016 г.



В избранное