Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Внешняя политика современной Румынии



Внешняя политика современной Румынии
2020-05-02 07:32 Редакция ПО

Румыния – государство, расположенное в Юго-Восточной Европе, имеющее выход к Черному морю. Еще тринадцать лет назад, когда Румыния находилась в процессе европейской интеграции, ее внешняя политика существенно отличилась от той, которую мы имеем сегодня. Будучи членом ЕС и НАТО, страна реализует свою внешнюю политику в отношении соседних государств, стремясь сохранить и укрепить свое влияние в контексте безопасности трансатлантического региона, оказывая влияние на страны постсоветского пространства. Она является примером для стран, находящихся в процессе евроинтеграции, таких как Молдова, Грузия и Украина.

Основные направления внешней политики Румынии

Формирование современных направлений внешней политики Румынии началось после Румынской революции в декабре 1989 года. Именно тогда главным вектором внешней политики Румынии стал Запад.

Стоит отметить, что согласно Конституции Румынии, реализацией внешней и внутренней политики занимается Правительство, которое в свою очередь, назначается Президентом, который также может участвовать в заседаниях Правительства, касающихся, в том числе и внешней политики [1]. Именно поэтому значительное влияние на проведение современной внешней политики оказывает активное участие в ней действующего президента Клауса Йоханниса, избранного в конце 2019 года на второй срок. В отличие от внешней политики предыдущих годов, когда страна занимала нейтральное положение в деятельности НАТО и ЕС, сейчас она становится более четко ориентированной на эти структуры.

Тремя главными векторами внешней политики в период президентства Клауса Йоханниса стали ЕС, НАТО и США («основная триада»). На втором месте находятся отношения с Республикой Молдова поддержка румынских общин, и национальная внешняя политика, проводимая в рамках реализации Стратегии национальной безопасности [2]. В своей предвыборной программе 2019 года президент провозгласил главной целью внешней политики Румынии укрепление внешнего влияния и международного статуса страны, а также обеспечение безопасности в регионе, что указано в Стратегии национальной безопасности [3]. Здесь также можно отметить вклад Румынии в формирование системы безопасности в Европе в рамках Общей политики безопасности и обороны.

Курс на ЕС и НАТО

Для начала следует рассмотреть главные направления внешней политики современной Румынии. Это, в первую очередь, деятельность Румынии, в таких организациях как Европейский союз и НАТО. В марте 2004 года Румыния вступила в НАТО, а в апреле 2007 года присоединилась к ЕС. На данный момент главным приоритетом является председательство в ЕС. Здесь также можно упомянуть роль Румынии в контексте европейской системы безопасности, в особенности в Черноморском регионе. Румыния также призывает страны Восточной Европы более активно участвовать в политике ЕС. Однако, такого потенциала как членство в ЕС и НАТО может оказаться недостаточно. Они все еще остаются основными векторами, которые моделируют внешнюю политику Румынии, в то время как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, Организация экономического сотрудничества и безопасности в Европе, а также Совет Европы не имеют такого существенного влияния.

Тем не менее, во внешней политике Румынии в контексте ЕС существуют определенные проблемы и нестабильности, к которым относятся, например, отсутствие присоединения к Шенгенской зоне, что объясняется массовой выдачей румынских паспортов гражданам Молдовы. В планах Румынии – переход страны с национальной валюты (румынский лей) на евро. Но Бухарест пока соответствует не всем критериям, чтобы осуществить переход, поэтому рассмотрение данного вопроса было отложено до 2024 года.

Степень доверия румынских граждан к ЕС постепенно снижается. Опрос Евробарометра, проведенный в 2019 году показал, что доверие румын к ЕС составляет 52% и является одним из самых низких показателей среди других европейских стран [4]. Но самой важной проблемой все еще остается государственный суверенитет и достаточно низкий уровень экономического развития, особенно это заметно при уяснении соответствия экономических показателей Румынии с критериями ЕС.

Взаимодействие НАТО и Румынии характеризуется участием последней в обеспечении евроатлантической безопасности. Более того, Румыния считается одной из наиболее «пронатовских» стран Восточной Европы, что подтверждается как декларациями, так и реальными действиями. Страна учувствовала в миссиях под руководством НАТО в Афганистане, Ираке и Косово. В Румынии также размещены несколько военно-воздушных и одна военно-морская база, а также на одной из баз в Девеселу в 2016 году был введен в строй первый в Восточной Европе комплекс противоракетной обороны США. В 2020 году планируется выделить 2% ВВП на оборону. НАТО в Румынии оценивается как гарант национальной безопасности.

Стратегическое партнерство с США в контексте развития отношений с НАТО планируется развивать не только в военной, но и в экономической сфере. Американский воинский контингент сегодня размещен на территории Румынии. Более того, на встрече с Дональдом Трампом Клаус Йоханнис выступал за расширение военного присутствия США [5]. Америка также поставляет вооружения Румынии (в 2017 году в Госдепартаменте оформили сделку по продаже Румынии зенитно-ракетных комплексов Patriot).

Румыния и Молдова

Четко оформился молдавский вектор внешней политики Румынии. Фундаментом внешней политики страны в этом направлении является геополитическая идея «Великой Румынии», что сначала рассматривалось как освобождение Румынского государства от турецкого контроля во времена существования Королевства Румыния, а в настоящее время – как расширение границ государства [6]. Это реализуется в движении за объединение Румынии и Молдавии, или идее унионизма, что может считаться одним из векторов внешней политики по отношению к Республике Молдова. Однако, не все граждане Молдавии поддерживают эту идею, даже при существовании в стране соответствующих партий и достижении некоторых результатов в области унионизма, например, переход на латиницу и провозглашение румынского языка государственным. По результатам опроса, проведенного в феврале 2020 года, 53% молдавских граждан высказались против присоединения Молдавии к Румынии [7]. При этом в опросе 2017 года процент был больше – 62 [8]. Также несмотря на то, что две страны тесно связаны в политическом, экономическом, социальном и культурном смыслах, Договор о дружбе и сотрудничестве до сих пор не подписан.

Важно отметить, что Румыния выступает неким посредником в процессе евроинтеграции Молдавии. Официальные власти Румынии поддерживают стремления Молдовы войти в Евросоюз. Клаус Йоханнис подчеркивал, что Румыния будет делать все возможное для поддержки демократического и европейского курса Молдовы, продолжая при этом сотрудничать с ней и наращивать политический диалог [9]. Но несмотря на это, власти Молдовы не раз подчеркивали, что рассчитывают стать членом ЕС напрямую через Брюссель, а не путем посредничества Бухареста, власти которого продвигают идею унионизма. Идея воссоединения также может противоречить европейскому курсу Республики Молдовы.

Таким образом, для Румынии важно проведение разумной внешней политики в отношении Молдовы по многим причинам, таким, как расширение своего влияния в регионе, экономическое сотрудничество и обеспечение стабильности.

Румыно-российские отношения

Отдельно стоит рассмотреть отношения с Россией. Камнем преткновения здесь выступает разрешение Приднестровского вопроса. Однако, позиции двух государств в некоторых вещах сходятся. Так, обе страны выступают за территориальную целостность Республики Сербия и отказываются признавать Косово. В то же время, Россия недовольна сотрудничеством Румынии с НАТО и ЕС. Политические, экономические и культурные интересы России и Румынии также сталкиваются в отношении Молдавии. Это касается идеи унионизма, выдачи румынских паспортов гражданам Молдовы (так называемая политика «румынизации»), поддержки европейского курса со стороны Румынии, и культурной поддержки – высокий процент русскоязычного населения и отрицание этим процентом населения идеи унионизма и евроинтеграции, экономического и политического влияния, особенно на местную элиту и участии разрешении приднестровского вопроса – со стороны России. На отношения двух государств также сильно повлиял украинский политический кризис в 2013-2014 гг. В целом же румынско-российские отношения можно охарактеризовать как неоднозначные и противоречивые.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что у Румынии в области внешней политики есть как и весьма серьезные перспективы, так и определенные проблемы и риски. В особенности это касается политики, проводимой в отношении соседней Молдовы, а также развития дальнейшего партнерства с США, ЕС и НАТО. Возможно, что все проблемы, с которыми сегодня сталкивается Румыния, являются результатом того, что страна была принята в Евросоюз и НАТО слишком рано: ее показатели все еще далеки от стандартов ЕС. Это также тесно связано с внутренней экономической ситуацией в стране: низкие зарплаты, безработица, коррупция, отсутствие квалифицированной рабочей силы, следствием чего становится отток населения и многое другое. Нельзя забывать о политических проблемах Румынии, таких, как отсутствие несогласованности между президентом, правительством и парламентом. А как известно, внешняя политика тесно связана с внутренней. Поэтому перед Румынией стоит серьезная задача: решение своих внутриполитических проблем, чтобы проводить более активную политику в контексте НАТО и ЕС.

Ссылки:

1. Constituția României. URL: http://www.cdep.ro/pls/dic/site.page?id=339 (дата обращения: 23.04.2020).

2. Strategia Națională de apărare a țării pentru perioada 2015-2019. O Românie puternică în Europa și în lume. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Strategia_Nationala_de_Aparare... (дата обращения: 16.04.20).

3. Klaus Iohannis și-a prezentat programul prezidențial “Împreună pentru România normală”. Ce conține acesta. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2... (дата обращения: 16.04.2020).

4. Spring 2019 Standard Eurobarometer: Europeans upbeat about the state of the European Union – best results in 5 years. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_4969 (дата обращения: 16.04.20).

5. Президент Румынии выступил за увеличение военного присутствия США. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2019/5d5bcbe69a7947203a2a4edf. (дата обращения: 16.04.20).

6. Драган А.И. Политика Румынии в отношении Республики Молдовы на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2019. №6 (1). С. 76.

7. Опрос: большинство граждан Молдовы – по-прежнему простив присоединения к Румынии. URL: http://izborsk.md/opros-bolshinstvo-grazhdan-moldovy-po-prezhnemu-protiv... (дата обращения: 16.04.20).

8. Что думают граждане Молдовы по поводу унионизма и языкового опроса. URL: https://ru.sputnik.md/society/20180313/17828989/opros-moldova-protiv-pri... (дата обращения: 16.04.20).

9. Klaus Iohannis și-a prezentat programul prezidențial “Împreună pentru România normală”. Ce conține acesta. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2... (дата обращения: 16.04.2020).

Список литературы:

Источники на русском языке:

  1. Биткова Т.Г. Россия во внешнеполитических приоритетах Румынии // Россия и современный мир. 2016. № 2 (91). С. 49-63.
  2. Везуина М.-А. Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса. «Синергетическая политика: национальная, европейская и евро-атлантическая» // Молодой ученый. 2015. №19 (99). С.532-535.
  3. Везуина М.-А. Место и роль Румынии в системе международной безопасности // Academy. 2016. №4 (7). С. 60-62.
  4. Везуина М.-А. Румыно-российские политико-дипломатические отношения после окончания «холодной войны»: от амбивалентности к напряжению // Вестник Томского государственного университета. 2017. №1 (165). С.131-139.
  5. Везуина М.-А., Гаврила А. Внешняя политика Румынии в Черноморском регионе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11 (1). С. 93-94.
  6. Взаимодействие Румынии и НАТО. URL: https://нато.рф/ru/romania.html (дата обращения: 16.04.20).
  7. Драган А.И. Политика Румынии в отношении Республики Молдовы на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2019. №6 (1). С. 74-83.
  8. Опрос: большинство граждан Молдовы – по-прежнему против присоединения к Румынии. URL: http://izborsk.md/opros-bolshinstvo-grazhdan-moldovy-po-prezhnemu-protiv-prisoedinenija-k-rumynii/ (дата обращения: 16.04.20).
  9. Президент Румынии выступил за увеличение военного присутствия США. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2019/5d5bcbe69a7947203a2a4edf (дата обращения: 16.04.20).
  10.  Президент Румынии назвал приоритетом внешней политики партнерство с США. URL:  https://russian.rt.com/world/news/549022-prezident-rumyniya-partnyorstvo-ssha (дата обращения: 16.04.20).
  11.  Румыния остается нетипичной страной Евросоюза. URL:  http://alleuropa.ru/?p=15734 (дата обращения: 16.04.20).
  12.  Сизой И. Интеграция Румынии в Европейский союз и проблема государственного суверенитета // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2008. №4. С.60-63.
  13.  Утверждение Стратегического партнерства Румыния – США. URL:  https://www.rri.ro/ru_ru/Утверждение_Стратегического_партнерство_Румыния_США-2603086 (дата обращения:16.04.20).
  14.  Что думают граждане Молдовы по поводу унионизма и языкового опроса. URL: https://ru.sputnik.md/society/20180313/17828989/opros-moldova-protiv-prisoedineniya-romania-pereimenovanie-gosyazyk.html (дата обращения: 16.04.20).
  15.  Штаб-квартиру НАТО посетил глава правительства Румынии. URL: https://нато.рф/ru/news/20200110/25275.html (дата обращения: 16.04.20).

Источники на иностранных языках:

  1.  Constituția României. URL: http://www.cdep.ro/pls/dic/site.page?id=339 (дата обращения: 23.04.2020).
  2. Direcțiile politicii externe a României în 2020. URL: https://www.rri.ro/ro_ro/directiile_politicii_externe_a_romaniei_in_2020-2610688 (дата обращения: 16.04.20).
  3.  Document: Planul lui Klaus Iohannis pentru România. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2019/klaus-iohannis-si-a-anuntat-platforma-electorala-pentru-alegerile-prezidentiale-principalele-obiective-ale-presedintelui-1201814 (дата обращения: 16.04.20).
  4.  Gallgher Т. Romania and the European Union: How the Weak Vanquished the Strong. Manchester: Manchester University Press. 2016. 288 p.
  5.  Într-o lume profund globalizată și puternic interconectată performanța politicii externe se reflectă în mod direct asupra întregii societății. URL: https://www.presidency.ro/ro/angajamente/politica-externa (дата обращения: 16.04.20).
  6.  Klaus Iohannis și-a prezentat programul prezidential “Împreună pentru România normală”. Cе conține acesta. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2019/klaus-iohannis-si-a-prezentat-programul-prezidential-impreuna-pentru-romania-normala-ce-contine-acesta-1207593 (дата обращения: 16.04.2020).
  7.  Klaus Iohannis. România lucrului bine făcut. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Program-prezidential.pdf (дата обращения: 16.04.20).
  8.  Președintele Iohannis critică lipsa de relevanță a politicii externe UE. URL: https://www.dw.com/ro/președintele-iohannis-critică-lipsa-de-relevanță-a-politicii-externe-ue/a-51920212 (дата обращения: 16.04.20).
  9.  Romania’s presidency of the EU. Good policy, bad politics. URL: https://www.ecfr.eu/article/commentary_romania_presidency_of_the_eu_good_policy_bad_politics (дата обращения: 16.04.20).
  10.  Spring 2019 Standard Eurobarometer: Europeans upbeat about the state of the European Union – best results in 5 years. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_4969 (дата обращения: 16.04.20).
  11.  Strategia Națională de apărare a țării pentru perioada 2015-2019. O Românie puternică în Europa și în lume. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Strategia_Nationala_de_Aparare_a_Tarii_1.pdf (дата обращения: 16.04.20).

Алина Азаренкова, студентка 3 курса Московского государственного лингвистического университета



Научные подходы к внешней политике современной Румынии
2020-05-02 07:34 Редакция ПО

В настоящее время имеется немало исследований, посвященных внешней политике Румынии. Они охватывают ее различные аспекты и разные временные промежутки. В интересах понимания детерминации и перспектив внешней политики Румынии целесообразно изучить имеющуюся литературу и сложившиеся подходы. В массиве литературы и источников можно выделить несколько групп.

Первую группу источников составляют отечественные и зарубежные исследования о внешней политике [1]. В этих работах исследуется и анализируется понятие внешней политики, актуальность исследования этого феномена, основные направления и теории, соответствующие современным реалиям.

Вторую группу источников составляют официальные документы, такие, как Конституция Румынии, Стратегия национальной безопасности и различные документы Министерства иностранных дел Румынии, регламентирующие внешнюю политику [2]. С помощью данных документов можно определить приоритетные направления внешней политики Румынии, в особенности в рамках ЕС и НАТО, а также национальные интересы и пути их реализации.

Третью группу источников составляют современные российские, румынские, английские и американские научные исследования, посвященные внешней политике Румынии на современном этапе в области европейской системы безопасности, деятельности Румынии в НАТО и ЕС, ее результатам и основным проблемам, а также политике в отношении соседней Молдовы [3]. Особый интерес среди отечественных исследований представляют работы Битковой Т.Г. и Везуиной М.-А., специализирующихся на внешней политике Румынии. Ключевыми аспектами в работах Татьяны Георгиевны Битковой являются российско-румынские отношения и в целом восприятие России румынскими гражданами, особенности процесса евроинтеграции и как они повлияли на современную внешнюю политику и состояние государства, членство Румынии в НАТО и ЕС, политика европеизация страны и выработка внешнеполитических приоритетов. Работы Везуина Михаэлы-Александры также посвящены внешней политике Румынии в области черноморского региона, европейской и международной безопасности, а также видению ее нынешним президентом Клаусом Йоханнисом. Статья Лушникова О.Е.  «Румыния в Евросоюзе: итоги первой “пятилетки”» раскрывает экономические, политические, социальные и культурные изменения, произошедшие после вступления Румынии в Европейский Союз.

Для понимания становления современной внешней политики можно также рассмотреть «Историю Румынии» под редакцией В.Н. Ковалева и исследование, выполненное РИСИ «Румыния: истоки и современное состояние внешнеполитического позиционирования государства» под редакцией Куртова А.А., где прослеживается история становление государства, его политика в различные временные отрезки и как это влияет на то, что мы имеем сегодня. Особенно интересна здесь внешняя политика Румынии до вступления в ЕС и НАТО:

  • Внешняя политика Румынского королевства до, после и во время Первой Мировой войны, ее действия на Балканах и в целом политика в Восточной Европе, сближение с Германией перед началом Второй Мировой войны и собственно итоги Второй мировой;
  • Внешнеполитические действия Социалистической Республики Румынии, политика Николая Чаушеску;
  •  Внешняя политика в постсоциалистический период после декабрьской революции 1989 года, где интересна политика президента Иона Илиеску (1989-1996 гг.; 2000-2004 гг.), в период президентства которого и начался процесс вступления в НАТО и интеграции в ЕС, что и стало внешнеполитическим приоритетом Румынии на долгое время, и Траяна Бэсеску (2004-2014 гг.). Именно тогда было положено начало стратегическому партнерству с США.

В данных источниках также рассматривается эволюция российско-румынских отношений.

Из диссертаций, касающихся темы внешней политики Румынии, следует упомянуть работу Везуиной М.-А. «Румыния в формировании европейской системы безопасности (1991-2016 гг.)», где рассматриваются основные направления и приоритеты внешней политики Румынии в контексте ЕС и НАТО, изучается концепция национальной безопасности внешней политики, а также региональный внешнеполитический вектор.

Внимания также заслуживает работы Саморуковой А.Н. и Фейт Н.В. Так, монография «Результаты трансформации в странах Центральной и Восточной Европе» посвящена результатам общественно-экономической трансформации государств Центральной и Восточной Европы, произошедшие после «бархатных» революций в 80-х-90-х годах XX века, где отдельно рассматривается Румыния.

Среди зарубежный исследований стоит отметить монографию Тома Галлахера «Румыния и ЕС: как слабый разгромил сильного» (Tom Gallgher: How the Weak Vanquished the Strong), где рассматриваются аспекты не только внешней, но и внутренней политики Румынии, ее процесс евроинтеграции, основные проблемы, и как вступление Румынии в ЕС повлияло на этот региональный блок, как и почему Румыния была принята в ЕС, имея столь серьезные проблемы в экономике. Следует также рассмотреть статью Ирины Анджелеску «Новые восточные перспективы? Критический анализ отношений Румынии с Молдовой, Украиной и Черноморским регионом» (Angelescu I. New Eastern Perspectives? A Critical Analysis of Romania’s Relations with Moldova, Ukraine and the Black Sea Region), где, исходя из названия статьи, рассматриваются и анализируются отношения Румынии с соседними государствами после вступления в ЕС и НАТО.

Четвертую группу источников составляют новостные сообщения и статьи российских, румынских, молдавских и американских СМИ, где описывается современная политическая ситуация в Румынии, выступления действующего президента Клауса Йоханниса, а также представленные данные по опросам общественного мнения касательно членства в ЕС и объединения с Молдавией [4]. Особенно интересны новостные статьи, опубликованные в преддверии выборов в Румынии в ноябре 2020 года.

Таким образом, научная литература, отчасти касающаяся тематики данного исследования или одного из направлений внешней политики, весьма разнообразна. Однако, комплексного изучения современной внешней политики Румынии пока отсутствует.

Ссылки:

1. Рыхтик М.И. В чем актуальность проблематики внешней политики? // Внешняя политика: вопрос теории и практики. Материалы научного семинара / под ред. П.А. Цыганкова. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. М. В. Ломоносова. 2008. URL: https://textarchive.ru/c-1038122-pall.html (дата обращения: 25.04.20); Smith S. Hadfield A. Dunne T. Foreign Policy: Theories, Actors, Cases (3d edition). Oxford University Press. 2016. 600 p.; Waltz K. Theory of International Politics. Long Grove, III: Waveland Press. 2010. 251 p.

2. Constituția României. URL: http://www.cdep.ro/pls/dic/site.page?id=339 (дата обращения: 23.04.2020); Direcțiile politicii externe a României în 2020. URL: https://www.rri.ro/ro_ro/directiile_politicii_externe_a_romaniei_in_2020... (дата обращения: 16.04.20); Klaus Iohannis. România lucrului bine făcut. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Program-prezidential.pdf (дата обращения: 16.04.20); Programul de guvernare 2017-2020. București. 2017. URL: https://www.mae.ro/sites/default/files/file/anul_2017/2017.02.20_program... (дата обращения: 23.04.20); Strategia Națională de apărare a țării pentru perioada 2015-2019. O Românie puternică în Europa și în lume. URL: https://www.presidency.ro/files/userfiles/Strategia_Nationala_de_Aparare... (дата обращения: 16.04.20).

3. Биткова Т.Г. Восприятие России в румынском обществе: Оценки, суждения, интерпретации // Актуальные проблемы Европы. 2015. №2. С. 70-93; Биткова Т.Г. Европа в современном румынском сознании: политические и культурные аспекты // Актуальные проблемы Европы. 2000. №1. С. 94-100; Биткова Т.Г. Россия во внешнеполитических приоритетах Румынии // Россия и современный мир. 2016. №2 (91). С.49-63; Биткова Т.Г. Румыния в НАТО и Евросоюзе: политические декларации и общественное мнение // Актуальные проблемы Европы. 2019. № 3. С. 73-100; Биткова Т.Г. Румыния в российских публикациях последних лет // Актуальные проблемы Европы. 2016. №2. С. 153-177; Везуина М.-А. Внешняя политика Румынии в видении Клауса Йоханниса. «Синергетическая политика: национальная, европейская и евро-атлантическая» // Молодой ученый. 2015. №19 (99). С.532-535; Везуина М.-А. Место и роль Румынии в системе международной безопасности // Academy. 2016. №4 (7). С. 60-62; Везуина М.-А. Румыния в формировании европейской системы безопасности (1991-2016 гг.): Автореф. дис. канд. истор. наук. М., 2017. 28 с.; Везуина М.-А. Румыно-российские политико-дипломатические отношения после окончания «холодной войны»: от амбивалентности к напряжению // Вестник Томского государственного университета. 2017. №1 (165). С.131-139; Везуина М.-А., Гаврила А. Внешняя политика Румынии в Черноморском регионе // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, 2015. №11 (1). С. 93-94; Драган А.И. Политика Румынии в отношении Республики Молдовы на современном этапе // Проблемы постсоветского пространства. 2019. №6 (1). С. 74-83; История Румынии / ред. В. Н. Ковалёв; пер. с рум. В. Вэратика и др. М.: Весь Мир, 2005. 680 с.; Лушников О.Е. Румыния в Евросоюзе: итоги первой «пятилетки» // Проблемы национальной стратегии. 2012. №5 (14). С. 54-68; Румыния: истоки и современное состояние внешнеполитического позиционирования государства / под ред. А. А. Куртова; кол. авт.: Е.С. Хотькова, С.М. Ермаков, В.Б. Каширин, О.Е. Лушников, Д.А. Мальцев, С.А. Михайлов; М.: РИСИ, 2013. 102 с.; Саморукова А.Н., Фейт Н.В. Румыния // Результаты трансформации в странах Центральной и Восточной Европы (общественно-политический и экономический аспекты). 2013. С.205-234; Саморукова А.Н., Фейт. Н.В. Трансформация в Румынии: от иллюзий к реальности // Переход стран Центрально-Восточной Европы от социализма к капитализму: особенности и результаты: Сборник статей // Под ред. С.П. Глинкиной, Н.В. Куликовой. М: Институт экономики РАН. 2016. - С. 169-200; Сизой И. Интеграция Румынии в Европейский союз и проблема государственного суверенитета // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2008. №4. С.60-63; Фейт Н.В. Россия – Румыния // Россия и Центрально-Восточная Европа: взаимоотношения в XXI веке. 2012. С.185-212; Angelescu I. New Eastern Perspectives? A Critical Analysis of Romania’s Relations with Moldova, Ukraine and the Black Sea Region // Perspectives. 2011. Vol. 19, No.2. P.123-142; Bușe M. Romania and the European Security and Defence Policy (ESDP) // Common Security and Defence Policy (CSDP) // Ovidius University Annals, Series Economic Sciences. 2012. Vol. 12 (2). P. 141-145; Buzoianu G. Statutul României de stat membra NATO – garant și factor de rise pentru securitatea natională // Echilibrul de putere și mediul de securitate. București: Editura Universităt Nationale de Apărare “Carol I”. 2011. Vol. II. 481 p.; Clapp A. Romania Redivivus. NRL. 2017. Vol. 108. Pp. 5-41; Deca S. Romanian and the EU Foreign Policy. CFSP Forum. 2009. Vol. 7. №. 5. 24 p.; Gallgher T. Romania and the European Union: How the Weak Vanquished the Strong. Manchester: Manchester University Press. 2016. 288 p.

4. Взаимодействие Румынии и НАТО. URL: https://нато.рф/ru/romania.html (дата обращения: 16.04.20); Опрос: большинство граждан Молдовы – по-прежнему против присоединения к Румынии. URL: http://izborsk.md/opros-bolshinstvo-grazhdan-moldovy-po-prezhnemu-protiv... (дата обращения: 16.04.20); Президент Румынии выступил за увеличение военного присутствия США. URL: https://www.rbc.ru/politics/21/08/2019/5d5bcbe69a7947203a2a4edf (дата обращения: 16.04.20); Президент Румынии назвал приоритетом внешней политики партнерство с США. URL:  https://russian.rt.com/world/news/549022-prezident-rumyniya-partnyorstvo... (дата обращения: 16.04.20); Румыния остается нетипичной страной Евросоюза. URL:  http://alleuropa.ru/?p=15734 (дата обращения: 16.04.20); Утверждение Стратегического партнерства Румыния – США. URL:  https://www.rri.ro/ru_ru/Утверждение_Стратегического_партнерство_Румыния_США-2603086 (дата обращения:16.04.20); Что думают граждане Молдовы по поводу унионизма и языкового опроса. URL: https://ru.sputnik.md/society/20180313/17828989/opros-moldova-protiv-pri... (дата обращения: 16.04.20); Штаб-квартиру НАТО посетил глава правительства Румынии. URL: https://нато.рф/ru/news/20200110/25275.html (дата обращения: 16.04.20); Angajamente. Politică externă. Președintele României. URL: https://www.presidency.ro/ro/angajamente/politica-externa (дата обращения: 23.04.20); Document: Planul lui Klaus Iohannis pentru România. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2... (дата обращения: 16.04.20); Într-o lume profund globalizată și puternic interconectată performanța politicii externe se reflectă în mod direct asupra întregii societății. URL: https://www.presidency.ro/ro/angajamente/politica-externa (дата обращения: 16.04.20); Klaus Iohannis și-a prezentat programul prezidențial “Împreună pentru România normală”. Ce conține acesta. URL: https://www.digi24.ro/stiri/actualitate/politica/alegeri-prezidentiale-2... (дата обращения: 16.04.2020); Președintele Iohannis critică lipsa de relevanță a politicii externe UE. URL: https://www.dw.com/ro/președintele-iohannis-critică-lipsa-de-relevanță-a-politicii-externe-ue/a-51920212 (дата обращения: 16.04.20); Romania’s presidency of the EU. Good policy, bad politics. URL: https://www.ecfr.eu/article/commentary_romania_presidency_of_the_eu_good... (дата обращения: 16.04.20); Spring 2019 Standard Eurobarometer: Europeans upbeat about the state of the European Union – best results in 5 years. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_19_4969 (дата обращения: 16.04.20).

Алина Азаренкова, студентка 3 курса Московского государственного лингвистического университета

 



Группы в социальных сетях как способ формирования сообщества молодых политологов: опыт дискурса-анализа. Часть 2
2020-05-02 07:51 Редакция ПО

Записи в политологических группах в сети ВКонтакте: политика vs политическая наука

Сначала необходимо определить, какое количество постов относится к теме политики, а какое – к политологии (см. табл. 1).

Полученные данные показывают, что позиционирование политологических групп в целом соответствует структуре контента.

В четырех из пяти групп, ставших объектами анализа, политологических постов больше, чем политических. Исключение составляет «WisePolicy», но это сообщество изначально преподносит себя как паблик не только с политологическим контентом, но и с новостями, аналитическими материалами. Напрямую об этом указано в кратком описании группы «О политике. О политологии». Примечательно, что на первой позиции в этом описании стоит именно политика.

Еще одним уникальным кейсом является паблик «Гражданин политолог». Как показывают данные, политологических постов в группе больше, чем политических, однако разрыв не так велик. Это видно на примере процентного соотношения политического и политологического от общего количества постов в каждом из сообществ.

Данные показывают, что группа ориентирована на широкую аудиторию студентов и заинтересованных людей, вероятно, не только политологов. Каждый, кто хоть немного интересуется политикой или академической политологией, может найти для себя в ней как минимум новое знание или зарегистрироваться на интересное образовательное мероприятие.

Также для сообщества «Гражданин политолог» характерно размывание границ между политологическим и политическим. Оба этих компонента могут присутствовать в одном посте. Например, часто сразу после сообщения о каком-либо событии предлагается ознакомиться с аналитическими или даже академическими материалами по теме.

Например, запись от 3 июня 2019 г. о выборах в Европарламент начинается с информационного сообщения о недавно прошедшем политическом событии: «С 23 по 26 мая в Евросоюзе проходили выборы в Европарламент» [Пост в сообществе «Гражданин политолог» от 03.06.2019. – Режим доступа: https://vk.com/gr_pol?w=wall-121510310_1422 (Дата посещения: 12.10.2019.)]. Однако далее предлагается подборка экспертно-аналитических материалов по теме, с которыми члены сообщества «Гражданин политолог» знакомятся не только с целью узнать о событии, но и чтобы вникнуть в его ин-терпретацию и, возможно, научиться анализировать политические события. То есть в данном случае соединяются сообщение о политическом событии и рефлексия над ним со стороны ведущих экспертов. Можно с уверенностью сказать, что здесь присутствует и образовательный момент для молодых политологов, так как, знакомясь с экспертно-аналитическими материалами, они вырабатывают свой взгляд на событие и учатся анализировать.

Таблица 1

Количество политических и политологических записей

 

Образование и наука в политологических сообществах во ВКонтакте

Разделение постов в рамках категории «Политическая наука» важно, так как члены политологических сообществ могут быть заинтересованы не только в научной карьере, но и просто в поиске новых знаний и источников их получения. В связи с этим в рамки категории «Политическая наука» включены подборки экспертно-аналитических материалов, подготовленные администраторами группы, а также приглашение на дискуссию с известными политологами, которые проводятся проектом «Гражданин политолог», и рекомендации по онлайн-курсам на сайте Coursera и пр.

Наибольшее количество постов, связанных с академической политической наукой, представлено на публичной странице СМП РАПН и площадке «Гражданин политолог» (см. табл. 2). В случае с СМП это выглядит естественным, так как группа и, самое главное, сама организация позиционирует себя как крупнейшее сообщество, куда входят молодые политологи, интересующиеся академическими исследованиями политики. Логично, что администрация группы стремится выполнить запрос аудитории, знакомя ее с научными мероприятиями или информируя о возможностях публикации. Большое количество «академических» постов в «Гражданине политологе» связано, во-первых, с общей направленностью группы, а во-вторых, с большим количеством постов в сообществе в целом (всего их 219 за 2018/2019 учебный год по всем категориям, не считая репостов).

В то же время в сообществах «МолРОП» и «Лис Политолог» образовательный дискурс существенно преобладает над академическим (см. табл. 2). В интернет-сообществе МолРОП уделено много внимания не научным мероприятиям, а общественным, направленным на подготовку не столько политологов, сколько политиков. Примером может служить целый ряд постов, связанных с ежегодным Всероссийским форумом «Территория смыслов» и форумом «Дигория», который позиционируется как политологическое мероприятие, хотя его содержание связано скорее не с производством нового научного знания, а с освоением прикладных аспектов политики.

Интересно, что в сообществе WisePolicy академических постов почти столько же, сколько и образовательных. Однако это не должно вводить в заблуждение, так как сообщество практически не публикует приглашений к участию на конференциях, отчетов о них или подборок научной литературы. В основном в группе публикуются работы известных ученых и философов. Например, за прошедший учебный год в сообществе были выложены труды Р. Хайлбронера («Философы от мира сего. Великие экономические мыслители. Их жизнь, эпоха и идеи»), Р. Ван ден Борта («Основы социальной политики»), П.И. Никитина («Политическая экономия»).

Процент «академических» и «образовательных» постов высчитывается от общего количества записей, потому что именно так мы можем получить наглядную картину структуры повестки в каждом из сообществ. Таким образом, мы лучше увидим приоритетные тематические направления во всех группах.

Данные показывают, что больше всего информации, связанной с академической политологией, публикуется в группе СМП РАПН – чуть более 50% от общего числа постов. В остальных группах ее гораздо меньше. В сообществе МолРОП таких постов чуть более 10%, зато образовательных – 63,6% (см. табл. 2). Данные цифры говорят о приоритетах администраторов групп в рамках той повестки, которую они задают для посетителей сообщества.

Таблица 2

Количество образовательных и академических политологических записей

 

Представленность общественных и государственных образовательных инициатив в политологических сообществах ВКонтакте

В целом отметим, что постов, связанных с общественными инициативами (записи о мероприятиях, организованных студентами, или просто подборки аналитических материалов, сделанные администраторами группы), в образовании больше, чем с условно государственными (сообщения о мероприятиях, проводимых кафедрами в государственных вузах, или о событиях и форумах, организованных при участии окологосударственных структур). Объясняется это тем, что социальная сеть из-за уже существующих на ее площадке возможностей для сетевых взаимодействий (много зарегистрированных пользователей, возможность бесплатного создания сообщества) более пригодна для продвижения именно общественных инициатив в целом. Для государственных инициатив имеются другие возможности, например создание платного сайта мероприятия.

Как видно из данных, наибольший разрыв между государственным и гражданским образованием в сообществе «Гражданин политолог» (см. табл. 3). У администраторов сообщества много образовательных проектов (лекции и дискуссии «Гражданина политолога», образовательно-научный проект «На какой стороне Вы?», знакомство с аналитическими записками и статьями молодых исследователей), которые требуют представленности в сообществе в качестве поста. Кроме того, «Гражданин политолог» позиционирует себя прежде всего именно как проект, который занимается образованием, хотя, как показали данные, наука играет в группе значительную роль (30,1% всех постов были причислены к академическим).

Отметим, что в СМП РАПН в два раза больше постов, связанных с общественными образовательными инициативами, чем с государственными (см. табл. 3). Их больше и в сообществе Мол-РОП, хотя с точки зрения количества сообщений государственные образовательные инициативы представлены в группе наиболее полно (28,8% от общего количества постов в паблике). Содержательно это связано с тем, что в паблике МолРОП есть целая серия материалов, посвященных форуму «Территория смыслов» и политологическому форуму «Дигория», организация которых, как уже было упомянуто ранее, в той или иной степени связана с околого-сударственными структурами. Кроме того, здесь особенно видна и общая ориентация сообщества скорее на образовательный контент, чем на академический. Напомним, что образовательные посты занимают более 63% от общего количества постов, в то время как академические – лишь 10,6%.

Возвращаясь к анализу гражданского образовательного контента в сообществе СМП РАПН, важно отметить, что там он представлен не столько в виде приглашений на образовательные меро-приятия, сколько в виде подборок курсов по data science или дайджеста «Политическая наука», информирующего о вновь вы-шедших научных статьях, аналитических материалах и предстоя-щих мероприятиях.

В сообществе «Лис Политолог» доля постов, сообщающих о государственных образовательных практиках, составляет 43,8% (см. табл. 3). Это наиболее солидная доля «государственного образования» среди всех политологических групп. Отчасти это связано с тем, что контент этого сообщества в большей степени генерируется не администраторами группы, которые задают повестку паб-лика, а самими пользователями. Они это делают посредством инструмента «Предложить новость». Также обратим внимание на малое количество постов в группе за учебный год 2018/2019. Их было всего 32.

Отметим, что в сообществе «WisePolicy» постов по категории «Государственное образование» лишь 1,3%, а «гражданское» – 11,5% (см. табл. 3). Однако выборка по данному сообществу не слишком репрезентативна. Образовательных постов за учебный год всего 21. Данное сообщество все же более ориентировано на трансляцию чисто политических сюжетов.

Таблица 3

Количество записей по категориям кодировки «Гражданское» и «Государственное образование»

Продолжение следует...

 

Алексеев Дмитрий Владимирович, аспирант, Российская академия на- родного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) (Москва, Россия);

Копылова Полина Сергеевна, магистрант, Финансовый университет при Правительстве РФ (Москва, Россия).

Источник: Политическая наука. – 2020. – No1. – С. 281–304. – DOI: http://www.doi.org/10.31249/poln/2020.01.11



В избранное